Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. В отношении обычного человека, соблюдающего заповедиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обычным евреем считается тот, кто боится совершить грех, но ему не всегда удается выдержать испытание. О его поступках мы тоже обязаны судить с хорошей стороны, по возможности оправдывая их, а не осуждая. При этом надо соблюдать ряд положений: 1) Если возможности благоприятного и неблагоприятного суждения о поступке человека равновероятны, мы обязаны судить о нем с хорошей стороны (предполагая наличие оправдывающих и извиняющих моментов). 2) Если неблагоприятное решение перевешивает, мы должны оставить этот вопрос под сомнением, не склоняясь ни к одному из решений. Тем не менее, закон разрешает принять осуждающую сторону (что запрещено делать в случае с праведником.) 3) Даже когда осуждающий мотив кажется нам весьма и весьма более вероятным, будет хорошо с нашей стороны, если мы будем судить о поступке с хорошей стороны. Надо помнить, что сказали наши мудрецы: "С тем, кто оправдывает ближнего (не имеяполной информации о его поступке), Всевышний поступит так же". Натан, наш знакомый, соблюдает заповеди. Он сказал нам, что не может сейчас выплатить свой долг. Если мы не усматриваем обстоятельств, указывающих на противоположное, надо ему поверить. Но если оправдание Натана не кажется нам правдоподобным, то и тогда мы не спешим с осуждением. В таком случае предпочтительно считать, что он действительно не может вернуть свой долг и что наша оценка ошибочна. В Талмуде приведен рассказ, который может помочь нам осознать необходимость соблюдения правила, согласно которому надо судить о ближних с хорошей стороны. Житель Верхней Галилеи нанялся в работники на три года к уроженцу юга Эрец Исраэль. Перед Йом-Кипуром тот сказал хозяину: "Выплати мне, что я заработал, и я пойду домой к жене и детям". "Сейчас у меня нет свободных денег", - признался хозяин. "Тогда дай мне фруктами", - предложил работник. "Фруктов у меня тоже нет... В доме у меня пусто". "Тогда я согласен на что-либо из домашнего скота". "У меня нет домашнего скота". "Ну хотя бы одеяло или подушка у тебя есть?" "Нет, - вздохнул хозяин. - У меня даже одеяла с подушкой нету". Делать нечего, опечаленный работник собрался в путь, попрощался и ушел... После праздника Сукот хозяин привел к дому того работника караван. Сначала он выплатил ему зарплату деньгами, а затем подарил трех ослов, груженных едой, питьем и лакомствами. При расставании хозяин спросил работника: "Когда ты попросил деньги, а у меня их не оказалось, что ты подумал обо мне?" "Подумал, что, наверное, ты вложил их в какое-то прибыльное дело". "А когда я сказал тебе, что у меня нет домашнего скота?" "Подумал, что ты одолжил его другим людям". "А когда ты услышал от меня, что в моем доме нет вообще никакого имущества?" "Я решил, что ты сдал все в аренду. Такое бывает с предпринимателями, когда срочно нужны средства". "А когда я сказал тебе, что у меня нет фруктов? Ведь фруктов был полон сад. Ты сам работал в том саду". "Я решил, что от тех фруктов еще не отделена десятина". "А что ты подумал, услышав, что у меня нет ни одеяла, ни подушки?" "Когда в доме нет ни одеяла, ни подушки, это означает, что их со всем остальным пожертвовали в пользу Храма!" "Клянусь тебе, что все было именно так, как ты подумал! Пусть Всевышний будет судить тебя так же милостиво, как ты судил обо мне".
ГЛАВА 4 О прошлом и настоящем Запрещено задевать честь человека, рассказывая другим о его неприличном поведении в прошлом (а также о поведении его родителей или предков), особенно если в настоящее время он ведет себя достойно. Даже если с тех пор прошло совсем немного времени! Также запрещено рассказывать о недавних оплошностях, допущенных человеком. Не рассказывай о прошлом человека, который раскаялся, - чтобы не опозорить его Запрещено сообщать информацию о прошлых ошибках человека или его семьи, даже если у нас нет намерения унизить его и даже если мы уверены, что в результате нашего рассказа тот, кому мы все это рассказываем, не станет плохо о нем думать. Запрет обусловлен тем, что обычно люди смущаются, когда в их присутствии кто-либо вспоминает об их ошибках. Следовательно, если информация получит распространение, мы можем причинить человеку сильные страдания. Господин Нудельман уже дедушка, он давно приехал в Израиль из России и здесь стал соблюдать заповеди. Понятно, что в юности он не соблюдал заповеди и не учил Тору, но никто об этом не знает. Если Эзра расскажет Ицхаку-Лейбу, что господин Нудельман происходит из нерелигиозной семьи, Эзра будет виновен в произнесении лашон-ара, так как это может сильно смутить Нудельмана и его родню. Поэтому информация запрещена для распространения. Не рассказывай о чьей-то неудаче в исполнении заповедей Если мы знаем о том, что человек нарушил какую-то заповедь, об этом запрещено сообщать другим. Запрет касается заповедей, записанных в Торе, и постановлений мудрецов, а также любой отдельно взятой заповеди или любой ее части, - причем не имеет значения, получили мы эту информацию из "третьих рук" или сами присутствовали при ее нарушении. Роза неуважительно, а порой даже грубо разговаривает со своими родителями. Рассказать об этом кому-либо - лашон-ара. Ее родителям запрещено беседовать об этом с другими, за исключением случая, когда слушатель может положительным образом повлиять на поведение Розы. Господин Арнаутский сказочно богат, но проявляет скупость, когда дело касается достойного проведения субботы. Его другу Куперману запрещено рассказывать другим людям о скупости господина Арнаутского. Также запрещены высказывания такого рода: "Наша Дорочка часто забывает сказать благословение после еды". "Гедалия привез три костюма из России и ни один не проверил на шаатнез!" 4. "Правдолюбие" Запрещено говорить о неправильном и дурном поступке человека, даже если нами движет желание сказать правду, поскольку это нарушение нас сильно расстроило или взволновало. Пусть наши помыслы чисты и не продиктованы злобой, все равно то, что мы собираемся сделать, - лашон-ара. Разрешено поделиться с кем-либо некоторыми деталями неправильного действия, если мы действительно искренне намерены исправить положение. Реувену известно, что Шимон потребляет продукты, кашерность которых сомнительна. Существуют три причины, которые могли бы заставить Реувена сообщить об этом Леви: 1) Реувен намерен очернить Шимона. Это явный лашон-ара. Запрещено! 2) Неосмотрительность Шимона в вопросах соблюдения кашрута огорчила Реувена. Он не намерен причинить Шимону зло, а просто хочет поделиться своей досадой с другом. Это яркий пример страстного отношения к правде. Тоже запрещено! 3) Реувен хочет предупредить Леви, что в доме Шимона, по его мнению, не стоит есть. Если это единственное его намерение, то ему разрешено сообщить об этом Леви. Сообщение о том, что кто-то небрежен в соблюдении заповеди, которую многие не выполняют К сожалению, существует ряд заповедей, которые в некоторых общинах находятся в таком пренебрежении, что, если какие-то евреи их не выполняют, никто их не осуждает. Тем не менее, если мы расскажем, что человек небрежен в исполнении такого рода заповеди, мы будем виновны в совершении греха лашон-ара. Элиэзер не понимает важности изучения Торы и редко садится за учебу. Запрещено сообщать об этом другим людям, даже если многие окружающие небрежны в исполнении этой заповеди. Клара рассказала группе друзей вымышленную историю о своем героическом поступке. Дора знает, что большая часть рассказа - сознательное искажение действительности, т.е., по сути, фантазия рассказчика. Доре очень хочется вывести Клару на чистую воду, чтоб все знали, что она лгунья, но ей запрещено так поступать. Больше того, Доре запрещено говорить, что не весь рассказ является правдой, - если от такого заявления никто не выиграет. Поэтому любой комментарий Доры на тему рассказа Клары - лашон-ара.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.007 с.) |