Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я сцена. «Умеренность» или «Алхимия»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Классическая иконография. Женская фигура, иногда с крыльями (что необычно для добродетели, которая не является ангельской силой), переливает жидкость из одного сосуда в другой. Одной ногой она стоит на суше, другой пробует воду. В современном развитии системы Таро – в традиции Кроули – карта получила название «Алхимия» и представляет собой аллегорическую фигуру. Сюжет. Лаборатория алхимика. Задача Героя – пройти через эту сцену, получив или научившись чему-то новому, обычно это удачный эксперимент в лаборатории. Урок состоит в том, что для того, чтобы получить что-то определенное и ценное, нужно правильно выбрать, отмерить и обработать ресурсы в течение точного количества времени. Остальные участники группы обычно с удовольствием берут роли колб, реторт, печи, плавильни, алхимических веществ. Несмотря на видимую простоту сцепы, она часто оказывается очень ресурсной и умиротворяющей для всех участников. Я сцена. «Дьявол» Классическая иконография. Собственной персоной, в человеко-зверином демоническом обличье. В некоторых версиях к постаменту его трона прикованы мужчина и женщина (демон и демоница). Сюжет. Дьявол соблазняет Героя на риск или на регресс гак и тем способом, которым ему захочется. Смысл сцены в том, что это всегда риск гибели души. Однако Герой может, как устоять перед искушениями Дьявола – и это будет пройденное испытание, так и сыграть с ним в опасную игру, в надежде на шанс выигрыша, если останется душевно крепок. Интересно то, что эта сцена строится совершенно по-разному в разных группах. Где-то Дьявол пассивен, а всю работу делают его слуги. Иногда Герою достаточно его устойчивости. Однажды Героям действительно необходимо было пройти через территорию Дьявола, как через арену со Зверями в «Силе». Тогда же в сцене участвовали вечно пляшущая и немая Девочка в красных башмачках, пойманная Дьяволом, и две фигуры пленников у его трона. Одному из Героев была задана загадка: что за грех совершили эти прикованные люди (и участница, играющая Дьявола, загадала ответ). На первую догадку был ответ отрицательный, на вторую тоже – И тут, отчаянно жестикулируя, запрыгала Девочка в красных башмачках. Герой догадался – «они совершили самоубийство». И это было действительным, загаданным ответом. Как это внезапно всем стало очевидно – можно только удивляться. Это была очень сильная сцена, настоящий разыгранный миф. С противником и помощником, но также и с уроком – про гибель души, которую забирает Дьявол.
Я сцена. «Башня» Классическая иконография. Традиционно на этом аркане изображается башня, в которую попадает молния и та начинает разрушаться. В некоторых исторических колодах карта даже называлась «Молния». Впоследствии появляются две фигуры (обычно мужские), падающие с башни. Сюжет. Герой оказывается на башне, которую разрушают различные стихии. Обычно это Огонь от Молний или Пожар, Землетрясение, Наводнение и Ураган. Герои встают на возвышения, и стихии пытаются их сокрушить. Обычная задача Героя – признать разрушение прежде устойчивых конструкций своего мира и идти дальше. Однако встречаются исключения: однажды Герой оставался на своей башне «несмотря ни на что», хотя и согнувшись, но крепко вцепившись в конструкцию. Это для него означало «выстоять», и это, конечно, тоже было удачным прохождением сцены и карты.
Я сцена. «Звезда» Классическая иконография. Обнаженная женщина стоит на одном колене, держа в руках два сосуда, откуда выливается вода, из одного – в воду, из другого – на сушу. Позади нее два дерева, на одном из них сидит птичка. Вверху большая звезда («утренняя звезда» Христа) и семь маленьких звезд – планет. Сюжет. Герой направляется навстречу Звезде, которой никогда не достигнет. Его звезда его зовет. Здесь обычно выключается свет, как и в сцене с Отшельником. В мире остается только утомленный после «Дьявола» и поверженный после «Башни» Герой и Звезда его судьбы. Его идеалы, ценности, то, что никогда не будет полностью исполнено, но к чему он всегда способен стремиться. Другой вариант разыгрывания этой карты: собирание разрушенного после «Башни» Героя вначале с помощью мертвой воды памяти, затем оживление живой водой надежд и идеалов.
Я сцена. «Луна» Классическая иконография. Две башни по бокам реки или дороги, возле которых сидят две собаки (или собака и волк) и воют на взошедшую на небе огромную луну с человеческим лицом. С неба падают некие капли. Из пруда выползает рак или краб. Сюжет. В свете луны появляются ее спутники: собаки, волки краб. Все зыбко и неясно. Задача Героя – пройти через эту сцену, получив этот опыт нахождения в мороке и туманах иллюзий, ощутив власть владычицы фантазий, призраков, тревог и сомнений. Остальные персонажи опциональны.
Я сцена. «Солнце» Классическая иконография. Два обнаженных ребенка, играющие посреди ограды, или мальчик на белом коне. Часто в карте присутствует подсолнух. Сюжет. В свете Солнца играют дети. Конь и подсолнух пожеланию. Это место нового обнаружения Внутреннего ребенка, уже на другом уровне, нежели в «Шуте». Признание ценности игры, непосредственности и спонтанности на фоне всех пережитых испытаний, страданий и полученной внутренней организации. Сцена оказывается ресурсным отдыхом от предыдущих «темных» карт. Это возвращение к себе самому, отделению своего от несвоего в полном осознании самого себя и реальности.
Я сцена. «Суд» Классическая иконография. Трубящий архангел и поднимающиеся из склепов зрелый мужчина, женщина и Ребенок. Сюжет. Ангелы, трубя о Судном дне, поднимают мертвых людей и зовут живых. Они говорят: «Все, что было, закончилось, теперь все будет по-другому. Просыпайтесь [мертвым]. Забудьте о том, что было [живым]». Сцена может быть построена и по-другому. Иногда, особенно в малой группе, предлагается участникам группы «лечь в гробы», а архангелы их поднимают для возрождения в новой жизни. Это более мягкий вариант сцены, с меньшим акцентом на общий групповой процесс, нос прежним исключительным вниманием к Героям. К этому моменту у директора уже появляется очевидное ощущение от структуры и динамики в группе, и сюжет может строиться интуитивно.
Я сцена. «Мир» Классическая иконография. В Марсельской традиции и традиции Уэйта изображается полуобнаженная танцующая женщина с двумя жезлами в руках. Этот образ обрамляется растительным эллипсом и евангелическими животными – орлом, быком, львом и человеком – в христианской традиции (и символами колен Израилевых в иудейской) по углам карты. В современных колодах эти четыре фигуры заменяются символами четырех элементов. Графически карта отображает принцип мандорлы (или vesica piseis, рыбьего пузыря), вписанный в круг, затем в квадрат, обрамленный четырьмя кругами, что напоминает нам о символике мандалы. Сюжет. Строится проход между четырьмя столбами. Все участники группы проходят через нею, когда буду готовы. Это прохождение является выходом из мира символов и принципов в реальный мир. Несмотря на очевидную простоту сцепы, она производит мощный эффект на участников и, кроме тою, служит необходимой функции перехода к актуальной действительности. Путь Героя через Старшие арканы Tapo показываем развитие индивидуальности через испытания и подъемы, равно как социальные, так и духовные аспекты жизни. Это сбалансированная система, в которой есть место, как индивидуализму, так и социальной пике. И каждый раз, разыгрывая эту тему, труппа являет собой новый Миф, новую историю о встрече с судьбой, о смысле и прохождении человеческой жизни.
Приложение
ТРАДИЦИИ ИКОНОГРАФИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАРТ TAPO
Школы иконографии
Под «школами Таро» В настоящее время снимается, прежде всего, три наиболее распространенные иконографические традиции: – «Марсельское Tapo»; – «Таро Райдера-Уэйта-Смит»; – «Таро Тота Кроули». «Марсельское» отличается несюжетными Младшими арканами, отсутствием на картах астрологических символов и букв иврита. Иконография карт уши традиции старейшая, сохранившая для нас изображения карт такими, какими они были до их обработки оккультистами. Здесь стоит обратить внимание на то, что особенности колоды в какой-то мере предопределяют способы прочтения карт - в частности, в Марсельском Таро» учитывается символика цвета, нумерологические соответствия арканов, соответствия мастей и стихий (первоэлементы Огонь, Вода, Воздух и Земля). Когда европейские оккультисты — начиная с Элифаса Леви - обратили свое внимание на карты Таро, то предпочли внести ряд существенных изменений в иконографию. Они руководствовались своим представлением о том, какого рода тайное знание должно транслироваться через эту символическую систему. Именно Элифас Леви атрибутировал буквы иврита картам Таро. Впоследствии эта идея получила свое продолжение в ордене Золотой Зари. Члены ордена привязали систему Таро к некоторым элементам, заимствованным из иудейской каббалы и астрологии. Карты Таро в этой системе получили привязку к одной из схем каббалистического Древа Жизни и астрологическим символам (знакам зодиака и планетам). Обработка оккультистами в XIX веке отразилась на иконографии карт двух следующих за «Марсельским Таро» традиций – на них появились еврейские буквы, знаки зодиака и знаки планет. Изменения коснулись и структуры – возникли споры о порядке расположения Старших арканов в колоде. В частности, различное расположение и номер аркана «Шут» привели к еще одному разделению: так называемая французская школа, следуя Элифасу Леви, помещала «Шута» между «Судом» и «Миром», тогда как английская школа, вслед за С. Л. Мазерсом (главой ордена Золотой Зари), делает «Шута» нулевым арканом и помещает его перед картой «Маг». Проблема заключается в том, какой карте атрибутировать первую букву еврейского алфавита Алеф – карте «Маг» или же карте «Шут». В глазах оккультистов того времени, встроивших в систему каббалистические элементы, этот вопрос приобрел исключительную значимость. И Артур Уэйт, и Алистер Кроули были членами оккультной организации Золотой Зари, где было много сделано для переработки Таро в русле оккультной традиции. «Таро Райдера–Уэйта» имеет сюжетные числовые карты, и именно сцены, изображенные на картах, стали главным отличием колоды. С этим нововведением А.Э. Уэйта связана популярность традиции и появление огромного числа колод Таро, продолжающих и развивающих традицию. Другим изменением стала перестановка двух Старших арканов – «Справедливости» и «Силы». В «Таро Тота» Старшие арканы, переставленные Уэйтом, вновь занимают прежние места. Числовые карты этой колоды несюжетные, названия некоторых Старших арканов изменены. Автор колоды А. Кроули радикально меняет смысл арканов «Сила» и «Суд». Он переименовывает их («Сила» становится «Вожделением», а «Суд» – «Эоном») и приводит иконографию в соответствие со своим религиозно-мистическим учением. Нужно отдельно отметить то, что каббалистические и астрологические соответствия используют исключительно отдельные элементы исходных систем. Колода Таро, даже украшенная этими знаками, в любом случае не будет проводником или путеводителем по другим системам, но даст лишь намек на свою связь с соответствующей областью знаний. Арабо-европейская астрология и иудейская каббала – системы очень древние и развивались независимо друг от друга, не имея очевидных взаимовлияний или пересечений. Члены ордена Золотой Зари искали некий общий корень универсальной традиции. Однако увязывание столь разных и прекрасно разработанных традиционных наук и учений в рамках системы Таро (которые слишком узки для обеих систем) не могло не получиться искусственной и умозрительной конструкцией. Подобная система, возможно, могла быть пригодной для ритуалов тайных обществ, но перегруженность символикой других систем, обилие отсылок к астрологической традиции и каббале явилось своего рода экстенсивным развитием системы Таро. Изменения привели к размыванию аутентичной символики и ее идеологизации в соответствии с представлениями оккультистов XIX века. Через систему Таро, хоть и снабженную заимствованными символами, мы не имеем выхода на другие реально существующие символические системы, так как соединение Таро с ними шло через разрушение внутренней структуры и логики последних. В рамках системы Таро мы видим лишь их разрозненные элементы, вырванные из контекста и системы. Параллели в символических языках могут быть проведены лишь через те явления и события, которые они описывают, но пи в косм случае не непосредственно. Поскольку в последнем случае игнорируется цельность, связность, уникальные особенности и внутренняя структура систем. Сказанное можно проиллюстрировать простым примером: числовые карты колоды Тота (Кроули) соответствуют управителям деканатов (эклиптика разбита на 36 частей по 10 градусов), но основой этой системы Кроули принимает древнеегипетскую астрологию. Однако у египтян деление эклиптики на 36 частей не дополняло деление на 12 частей (зодиак), а существовало вместо зодиака. Собственно египетская астрология была до зодиакальной. Однако, несмотря на это, в колоде используется символика и смыслы именно позднейшей зодиакальной астрологии! Повторимся, что такая несуразица становится возможной именно вследствие полного пренебрежения реально существующей астрологической системой, а проставления соответствий диктуются целями сугубо прикладных или идеологических задач.
Школы интерпретации
Основным вопросом, который хотелось бы рассмотреть далее, является понятие «школа Таро». Оно включает в себя не только лишь иконографию и структуру колод, перечисленных выше традиций, но и нечто гораздо более интересное – различия в подходе к трактовке карт и, как следствие, различный взгляд на реальность (свою и кверента). Многие практики Таро ориентированы на идеологию в большей степени, чем на методику. Любой гадатель занимается тем, что объясняет клиенту его ситуацию и обстоятельства средствами символической системы. Если бы все дело было в иконографии, то, в зависимости от того, какой колодой пользуется таролог, мы могли бы сделать вывод о его школе, методах и трактовках. На практике это далеко не так. Инструмент (в нашем случае – карты Таро) является важным и накладывающим свой отпечаток на интерпретацию. И сложные системы символов, и инструменты способны повлиять на взгляды гадателя в очень большой степени. Есть колоды, где отражена философия создателя и его картина мира (таковы, например, «Ошо-Дзен Таро» или «Таро Тота»). Работая инструментом с подобной идеологической нагрузкой, таролог вынужден как-то соотносить идеологию автора колоды с той, которой придерживается он сам (и которую предлагает клиентам). Сделать это действительно можно, следуя идеям автора в той мере, в которой это необходимо для работоспособности колоды и раскрытия ее потенциала, но избегая некритического восприятия идей автора. Есть ли что-то еще кроме системы, иконографии, индивидуального восприятия и интуиции? Вне сомнения – есть. Работа с символическим языком невозможна без идеологии и философии. И, скорее всего, она будет групповая или предлагаемая в группе, то есть разделяемая гадателем и предлагаемая клиенту. Здесь мы выделим пять основных идеологий, которые в зрительной степени определяют подходы к трактовке, а, следовательно, условную принадлежность к школе: 1. Философия практичного быта. 2. Идеология нью-эйдж и поп-психологии. 3. Идеология, основанная на религиозно-мистическом учении А. Кроули. 4. Синтез юнгианской психологии и европейского мистицизма. 5. Ассоциативная работа с Таро психологов и психотерапевтов.
Философия практичного быта В традиционных старых (так называемых цыганских) гаданиях общая философия – это, прежде всего философия быта и социального благополучия. Отсюда описания мужей, которые пьют или не пьют, бьют или не бьют, имеют любовниц или нет, и прочие, столь же незамысловатые представления об удобной и социально благополучной жизни, которой что-то мешает свершиться (обычно – сглаз, порча и родовое проклятие). Основные тезисы этой философии приводить нет нужды, поскольку с вопиющей простотой таких взглядов на мир и людей, так или иначе, сталкивались многие. В беседе с клиентом гадалка такого типа использует императивные утверждения: «Карты говорят так», а основное послание – «Вы пришли к специалисту – и теперь вам нужно только слушать, запоминать и делать, что скажу я». Распространенное выражение «Карты говорят» («Карты сказали») можно отнести именно к этой школе интерпретации. Разумеется, в большом количестве случаев это всего лишь фигура речи, устойчивое словосочетание и гадатель не снимает с себя ответственности за трактовку и привнесение собственной идеологии. Все знают, что карты сами не говорят – это не обладающие речевой функцией раскрашенные кусочки картона. Смысл и голос они обретают через посредство гадателя. Поэтому одна и та же карта практиками разных школ будет читаться по-разному. Гадатель, разделяющий бытовую идеологию, край редко предлагает варианты или ведет диалог с клиентом, с целью уточнить свои формулировки и «диагнозы» И в этом случае ссылаться на карты (которые «говорят», например, про порчу) вполне естественно, ибо это дает отстраненность и «прозрачность» оракула – как бы судьба говорит с человеком через выпавшие карты, а гадалка лишь озвучивает. Карты в этой школе либо имеют вполне определенные значения (не раскрывающиеся так многозначно, как символы), либо читаются ассоциативно – по картинке. Манера обращения с клиентом опекающая, покровительственная.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.015 с.) |