Методические указания к семинарам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к семинарам



Семинары проводить с акцентом на проработку ключевых вопросов темы, студенты должны конспектировать основные тезисы для ответов на вопросы и для выступления с устным рефератом. Социолог должен уметь выстроить приоритеты, определить критерии и показатели различных социологических концепций и авторских точек зрения.

По результатам докладов на семинарских занятиях важно предлагать для обсуждения наиболее качественно и полно поданные материалы. Поощряются активные формы работы на семинарах, вопросы и обсуждения, проблемные дискуссии (при условии, что в аудитории поддерживается деловой характер общения).

Обращать внимание на дополнительные вопросы, которые могут возникать у студентов в ходе и по завершению семинарских занятий. Постараться не пропускать заданные вопросы без внимания и / или совместного обсуждения. После завершения докладов следует не забывать уточнять источники и литературу, которую студенты использовали при подготовке к занятию.

Методические советы преподавателям

Для преодоления начетничества и обыкновенного заучивания следует учить студентов искусству ответов на проблемные вопросы, элементам дискутирования. Важно, чтобы студенты поняли содержание предмета и объекта изучаемой дисциплины. Рекомендуется придерживаться определенной хронологической последовательности подачи материала с выходом на историческую социологию и социальную практику.

Необходимо максимально ориентировать студентов, изучающих историю социологии на работу с первоисточниками, цитирование монографий и прочих работ известных социологов.

В подаче лекционного материала использовать примеры, которые отражают междисциплинарную связь. Методы самопроверки (тестирование, экспресс-опросы и самоопросы по типу «вопрос-ответ») способствуют успешному освоению учебного курса. Студентам можно рекомендовать ведение «словника» основных понятий и важных примечаний.

Для более успешного запоминания творчества известных зарубежных социологов студентам предлагается формирование социологических досье (в заданной табличной форме, с возможностью дополнения и перестановки информации о персоналиях и социологических школах).

В таблице приводится перечень рекомендуемых работ для самостоятельного изучения и проработки во время освоения студентами учебной дисциплины (см. таб. 1).

 

Таблица 1

Знакомство студентов с первоисточниками по истории социологии и наработка умения анализировать научный текст

 

№ п/п № учебной недели Автор и название работ (ы), которые необходимо прочитать и подготовить краткую аннотацию прочитанной работы или раздела Формы и сроки проверки исполнения Примечания
  1-2 Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии − М., 1999. − 208 с. 2-я учеб. неделя, опрос проводится в начале семинарск. занятий
  2-3 Конт, О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 251 с. 3-я учеб. неделя, обсуждение возможно на лекциях и семинарах
    Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. − М.: Наука, 1991. – 572 с. 4-5 учеб. недели, обсуждение на семинаре разобрать примеры разделения труда в современном обществе
    Маркс, К. Немецкая идеология. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1988. – 574 с.; Маркс, К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона. – М.: Политиздат, 1987. – 187 с.; Ойзерман, Т. И. Научно-философское мировоззрение марксизма. – М.: Наука, 1989. – 639 с. (критическая работа); Ойзерман, Т. И. Формирование философии марксизма. – 3-е изд. – М.: Мысль, 1986. – 461 с. (критическая работа); 5-6 учеб. недели, опрос на лекции, обсуждение на семинарских занятиях на семинаре разобрать подробнее критику марксистского подхода на развитие общества
    Вебер, М. Избранные произведения: пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с. (обратить внимание на разделы: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия») 6-7 учеб. недели, обсуждение на семинаре подробнее рассмотреть социологический метод Макса Вебера
    Парсонс, Т. Система современных обществ. / пер. с англ. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 270 с. 8-я учеб. неделя, письменное задание подготовить конспект одного из разделов работы Т. Парсонса
    Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. / пер. с англ. – М.: Идея-Пресс: Дом интеллект. книги, 2000. – 310 с. 10-я учеб. неделя, обсуждение на семинаре можно выбрать несколько персоналий американской социологии (на выбор, по согласованию с преподавателем)
    Луман, Н. Дифференциация. – М.: ЛОГОС, 2006. – 317 с.; Луман, Н. Социальная система. Очерк общей теории; пер. с нем. – СПб.: Наука, 2007. – 643 с. (одну работу на выбор) 12-я учеб. неделя, обсуждение на семинаре разобрать примеры разделения
    Бурдье, П. Начала; пер. с фр. – М.: Socio-Logos: Фирма «Адапт», 1994. – 287 с.; Гидденс, Э. Устроение общества. Очерки теории структурации (2-е изд.). – М.: Академический проект, 2005. – 525 с. 14-15 учеб. недели, обсуждение на семинаре и письменная домашняя работа (задание дается по группам) на семинаре рассмотреть творчество нескольких современных социологов (заранее раздать темы сообщений студентам)

 

Формальные и содержательные требования к письменным работам по истории социологии

1) эссе должно:

• демонстрировать понимание студентом предмета и объекта социологии, умение подчеркнуть актуальность и проблемную ситуацию;

• показать освоение студентом основных понятий социологической теории, используемых в теме;

• воспроизводить механизмы социологических законов и правил и особенности социологического анализа общества;

• учитывать особенности социологических методов и методик;

2) тема письменной работы должна быть раскрыта с позиций социологии, независимо от того, какой материал используется (публицистические статьи, жизненный опыт, библиографический материал, социальная статистика и т. д.);

3) в содержании работы студенту необходимо продемонстрировать самостоятельность написания эссе и глубину понимания проанализированных источников и литературы;

4) некоторые темы могут содержать междисциплинарные материалы, в которых необходимо раскрыть специфику социологии;

5) используя перекачанные материалы из Интернета, учебные статьи, информацию из специализированных словарей, важно продемонстрировать умение корректно цитировать и пересказывать первичный текст (с оформлением соответствующих ссылок, сносок, описаний и т. д.);

6) в письменной работе полезно содержать список использованной литературы, где для каждого источника должны быть указаны автор (ы) или редактор, место издания, год издания и точно указанные страницы на цитируемые источники;

Особенности эссе по истории социологии:

1) меньший по сравнению, например, с рефератом объем работы;

2) менее жестко привязан к тексту предлагаемого источника (ов), не обязан содержать подробный пересказ содержания первоисточника;

3) эссе имеет ярко выраженный творческий характер и анализирует ситуации с помощью рассматриваемых социологических понятий и концепций;

4) эссе должно продемонстрировать определенный уровень овладения, навыки оперирования изученными понятиями, то есть применения их при рассмотрении некоторых социальных ситуаций - здесь можно использовать газетные материалы, материалы из Интернета;

5) эссе должно показать уровень социологического мышления студента, демонстрируя скорее аналитическую работу, а не комментирование и описание исходного текста[1].

 

Примерные темы эссе по истории социологии

1. Социология религии Г. Зиммеля.

2. Г. Зиммель о моде.

3. Понятие «приключения» в социологии Г. Зиммеля.

4. Перспективы бюрократии в социологии М. Вебера.

5. Социология города М. Вебера.

6. Понятия «механическая и органическая солидарности» в социологии Эмиля Дюркгейма.

7. Методологические особенности интерпретативной социологии М. Вебера.

8. Структурный функционализм в современной социологии.

9. Принцип сетки «AGIL» в теории социального действия Толкотта Парсонса.

10. Значение функций социальной системы в социологии Т. Парсонса и Н. Лумана.

11. П. А. Сорокин – зарубежный период творчества.

12. Понятие «позитивного поступка самоубийства» у Э. Дюркгейма.

13. Доказательство реальности социальных фактов.

14. Подробная характеристика основных понятий социологии Дж. Мида.

15. Понятие «игра» в социологической науке.

16. Общество и биологическая системы: общие свойства и отличия.

17. Георг Зиммель: конфликт как социальная норма.

18. Альфред Шюц и проблема «интерсубъективности» в современной феноменологии.

19. Р. Коллинз социология наука или антинаука?

20. Перспективы неомарксизма в условиях транзитивного общества.

21. Перспективы социологических взглядов Ф. Знанецкого.

22. В чем состоит ключевое различие позитивизма и антипозитивистского взгляда во взглядах западных социологов.

23. Понятие «единичного действия» - unit act Т. Парсонса.

24. Социологическое воображение, в понимании Чарльза Миллса.

25. Концепция «одномерного человека» Г. Маркузе.

26. Теория коллективного поведения Г. Блумера.

27. Мир как симуляция в работах Ж. Бодрийяра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.228.191 (0.017 с.)