Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развод и повторный брак — не одно и то же.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развод и повторный брак
П редисловие Я написал статью о разводе и повторном браке более тринадцати лет назад. Сейчас уже точно и не вспомню дату написания.
Помню лишь, что к исследованию вопроса меня побудило горячее желание «найти лазейку» в Священном Писании, чтобы разрешить вступить в повторный брак некоей даме, которая развелась с мужем и желала при этом вступить в брак с другим мужчиной. Даму чисто по человечески было очень жалко, я, как молодой и начинающий служитель, пытался её консультировать по поводу Библейского учения на этот счёт. Мы вместе изучали Библию и я был готов разрешить ей повторный брак, но неожиданно она сама пришла к прямо противоположному выводу.
Мне это показалось настолько странным, что я еще более углубился в тему, уже вне этого душепопечительского общения.
С тех пор прошли годы пасторского служения. Я видел немало горя, вызванного разводами, видел «удачные» повторные браки, видел «неудачные». Видел страдания детей и родственников. И постоянно возвращался к этому вопросу. Поистине, тема весьма обширна, неоднозначна и сложна.
Не так давно, я начал произносить в церкви «На Шелепихе» серию проповедей по Евангелию от Матфея. И одна из них вызвала широкий общественный резонанс, побудивший меня всерьез взяться за переработку старой статьи.
Многое изменилось, со времени первого написания. Я стал магистром богословия и начал лучше понимать греческий язык, изучил дополнительные материалы и свидетельства. Я общался с оппонентами, со многими из которых у меня сложились тёплые и дружеские отношения. Поэтому понял, что материал статьи нуждается в существенной доработке. Объём статьи увеличился почти вдвое. Появились новые аргументы. О результате судить, безусловно, вам, дорогие читатели.
Но видит Бог, я ищу не утверждения своих мыслей. Я нахожусь в поиске Истины. И больше всего на свете пекусь о благополучии Церкви Христовой и её святости.
Да благословит вас Бог. П. А. Бегичев Апрель 2013
***
Тема развода и повторного брака не перестаёт будоражить умы современных христиан. Это тем более поразительно на фоне практически повсеместной церковной практики поощрения оных. Сегодня трудно найти церковь, где не было бы семейных пар, состоящих в повторном браке или разведённых членов церкви, но, тем не менее, споры об этом явлении не утихают.
Настоящая проблема нынешнего общества — это разваливающаяся семья, отмирание самого института брака.
В России ежегодно разводятся более 500 000 пар. Более 400 000 детей ежегодно остаются без отца.
В начале 20-го века это ещё осуждалось общественным мнением, но теперь — нет...
К разводу легкое отношение даже в исламе. Согласно законам шариата, для того чтобы развестись с супругой, мужу достаточно при свидетелях трижды произнести фразу: «Я с тобой развожусь» или «Эта женщина мне больше не жена». Однако, по решению суда Саудовской Аравии, с декабря 2009 года для объявления о разводе достаточно отправить жене 3 ЅМЅ-сообщения с подобной фразой.
Христианство (как мы увидим ниже) на протяжении всей своей истории как могло, пыталось противостать разрушению института семьи и брака.
Но, к сожалению, не преуспело...
И если поначалу христианская культура держала количество разводов на уровне статистической погрешности (в основном только монархам было сделано исключение). То к началу 20 века процент разводов угрожающе вырос — до 5%.
Сегодня эта цифра перевалила за 50%. То есть в браке остается меньше людей, чем разводится.
Развод в большинстве христианских церквей сегодня — это дело привычное...
Один из пасторов пишет в своем блоге:
На днях разговаривал со знакомой. Ей совсем скоро исполняется 40. Вижу — расстроенная сильно. Спрашиваю в чём дело. Отвечает — развелась с мужем. Дальше такой разговор: — А из-за чего развелась? — Не пойму сама, как так вышло... Столько лет вместе нормально прожили... — А кто от кого ушел? — Он от меня... И ладно бы у него другая женщина была, понятно было бы, - так ведь нет никого. — А кто заявление на развод подавал? — Я... —?!! — Ну, он последнее время что-то мне вообще мало внимания уделял... Всё работа и работа... А тут ещё и поругались из-за чего-то... я и подумала — подам на развод, может он испугается и будет лучше себя вести со мной... Он сначала не хотел разводиться, а потом говорит - ладно, если ты так хочешь - разводимся... А когда я решила примириться, он отказался... Получается — он меня любил-любил, а потом разлюбил? Воистину, правильно написано в Библии: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притчи 14:1)
Автор данной статьи относится к «партии меньшинства», которая, впрочем, была до недавнего времен «партией большинства», т.к. совсем недавно большинство ортодоксальных протестантских церквей имели достаточно чёткую позицию: развод допустим только по одной причине — прелюбодеяние одного из супругов (Мтф.19:9). Нежелание неверующего супруга жить с верующим (1-е Кор.7:15) фактически, также является прелюбодеянием (подробнее об этом мы поговорим ниже). Но ни один из вышеперечисленных фрагментов Священного Писания не утверждает возможности вступить в повторный брак. Он разрешён только в случае смерти одного из супругов (1-е Кор.7:39).
Такая позиция весьма непопулярна в наши дни. Сегодня второй брак разрешается практически в любых случаях. (Обычно начинается это с заявления разведённого, что не он был инициатором прежнего развода. За 20 лет своего служения я не встретил ни одного человека, который взял бы вину за развод исключительно на себя; вину либо делят пополам, либо полностью перекладывают на бывшего супруга). Развод же зачастую допускается и в случае умственной неполноценности одного из супругов и даже в случае половой дисфункции одного из супругов.
Цель данной работы не в том, чтобы отстоять традиционный взгляд, а в том, чтобы попытаться найти смысл Господних повелений по этим вопросам.
Сразу же хочу сделать два заявления. Первое — эта работа не поможет тому, кто привык принимать решения не на основании Библии, а «в угоду необходимости» или на основании того, что «если Бог посылает любовь, то она выше и святее «мёртвой буквы библейского императива». Я не смогу такому человеку помочь, потому что уверен — свои умозаключения мы обязаны строить только на Священном Писании и «…не мудрствовать сверх того, что написано…» (1-е Кор.4:6). Кроме того, тут как никогда более уместно будет вспомнить слова К.С. Льюиса из его статьи «Право на счастье».
Когда я был очень молод, все прогрессивные люди говорили как один: «К чему это ханжество? Надо смотреть на половую потребность, как на все наши прочие потребности». По простоте своей я им верил, но понял потом, что они имеют в виду совсем другое. Они имеют в виду, что к вышеупомянутой потребности надо относиться так, как мы ни к одной потребности не относимся. Цивилизованный человек всегда считал, что свои инстинкты и желания надо сдерживать. Если вы никогда не будете сдерживать инстинкта самосохранения, вас сочтут трусом. Если вы не будете сдерживать тяготения к наживе, вас сочтут жадным. Даже сну нельзя подчиняться, если вы — часовой. Но любая жестокость и любое предательство оправданны, если речь идет о влюбленности и страсти. Все это похоже на систему нравственности, согласно которой красть нельзя, но абрикосы красть можно. Если же вы начнете возражать, вам ответят рассуждениями или возгласами об истинности, красоте и даже святости страсти и обвинят вас в пуританском гнушении любовными радостями. Я этого упрека не приму. Если я считаю, что мальчики не должны красть абрикосы, значит ли это, что я вообще против абрикосов или против мальчиков? Быть может, я против краж?
Второе — в этой работе не ставится вопрос о вечном спасении тех, кто не по воле Божьей вступает во второй брак. Автор верит, что благодатью Иисуса Христа они спасутся, но считает своим долгом предупредить их о грехе, который может впоследствии привести к серьёзным проблемам в христианской жизни, а иногда и к отпадению от Бога. У автора есть несколько друзей, которые состоят в неправедном втором браке. Это не означает, что он с ними прекращает всякое общение, но и не означает, что можно закрыть глаза на грех. Не считает автор, также, что те, кто находится в неправедном повторном браке, должны разводиться вновь, т.к. нам запрещено умножать беззакония. По большому счёту, автор хочет предупредить об опасности тех христиан, которые ещё не познали ужаса греха, имя которому — развод. И, если Господь позволит, удержать разведённых христиан от греха в повторном браке.
Ну и, конечно же, всем нам необходимо помнить, что любовь не должна уводить нас от истины, равно как и истина от любви.
Чтобы найти истину, мы с вами должны просмотреть все наиболее ясные тексты Библии, которые что-то прямо или косвенно говорят о нашем вопросе. По мере изучения ключевых текстов мы будем делать промежуточные выводы. Но для вашего удобства я их буду помещать в подзаголовках в виде тезисов, которые впоследствии будут аргументированы. Итак, начнём.
Развод и повторный брак
П редисловие Я написал статью о разводе и повторном браке более тринадцати лет назад. Сейчас уже точно и не вспомню дату написания.
Помню лишь, что к исследованию вопроса меня побудило горячее желание «найти лазейку» в Священном Писании, чтобы разрешить вступить в повторный брак некоей даме, которая развелась с мужем и желала при этом вступить в брак с другим мужчиной. Даму чисто по человечески было очень жалко, я, как молодой и начинающий служитель, пытался её консультировать по поводу Библейского учения на этот счёт. Мы вместе изучали Библию и я был готов разрешить ей повторный брак, но неожиданно она сама пришла к прямо противоположному выводу.
Мне это показалось настолько странным, что я еще более углубился в тему, уже вне этого душепопечительского общения.
С тех пор прошли годы пасторского служения. Я видел немало горя, вызванного разводами, видел «удачные» повторные браки, видел «неудачные». Видел страдания детей и родственников. И постоянно возвращался к этому вопросу. Поистине, тема весьма обширна, неоднозначна и сложна.
Не так давно, я начал произносить в церкви «На Шелепихе» серию проповедей по Евангелию от Матфея. И одна из них вызвала широкий общественный резонанс, побудивший меня всерьез взяться за переработку старой статьи.
Многое изменилось, со времени первого написания. Я стал магистром богословия и начал лучше понимать греческий язык, изучил дополнительные материалы и свидетельства. Я общался с оппонентами, со многими из которых у меня сложились тёплые и дружеские отношения. Поэтому понял, что материал статьи нуждается в существенной доработке. Объём статьи увеличился почти вдвое. Появились новые аргументы. О результате судить, безусловно, вам, дорогие читатели.
Но видит Бог, я ищу не утверждения своих мыслей. Я нахожусь в поиске Истины. И больше всего на свете пекусь о благополучии Церкви Христовой и её святости.
Да благословит вас Бог. П. А. Бегичев Апрель 2013
***
Тема развода и повторного брака не перестаёт будоражить умы современных христиан. Это тем более поразительно на фоне практически повсеместной церковной практики поощрения оных. Сегодня трудно найти церковь, где не было бы семейных пар, состоящих в повторном браке или разведённых членов церкви, но, тем не менее, споры об этом явлении не утихают.
Настоящая проблема нынешнего общества — это разваливающаяся семья, отмирание самого института брака.
В России ежегодно разводятся более 500 000 пар. Более 400 000 детей ежегодно остаются без отца.
В начале 20-го века это ещё осуждалось общественным мнением, но теперь — нет...
К разводу легкое отношение даже в исламе. Согласно законам шариата, для того чтобы развестись с супругой, мужу достаточно при свидетелях трижды произнести фразу: «Я с тобой развожусь» или «Эта женщина мне больше не жена». Однако, по решению суда Саудовской Аравии, с декабря 2009 года для объявления о разводе достаточно отправить жене 3 ЅМЅ-сообщения с подобной фразой.
Христианство (как мы увидим ниже) на протяжении всей своей истории как могло, пыталось противостать разрушению института семьи и брака.
Но, к сожалению, не преуспело...
И если поначалу христианская культура держала количество разводов на уровне статистической погрешности (в основном только монархам было сделано исключение). То к началу 20 века процент разводов угрожающе вырос — до 5%.
Сегодня эта цифра перевалила за 50%. То есть в браке остается меньше людей, чем разводится.
Развод в большинстве христианских церквей сегодня — это дело привычное...
Один из пасторов пишет в своем блоге:
На днях разговаривал со знакомой. Ей совсем скоро исполняется 40. Вижу — расстроенная сильно. Спрашиваю в чём дело. Отвечает — развелась с мужем. Дальше такой разговор: — А из-за чего развелась? — Не пойму сама, как так вышло... Столько лет вместе нормально прожили... — А кто от кого ушел? — Он от меня... И ладно бы у него другая женщина была, понятно было бы, - так ведь нет никого. — А кто заявление на развод подавал? — Я... —?!! — Ну, он последнее время что-то мне вообще мало внимания уделял... Всё работа и работа... А тут ещё и поругались из-за чего-то... я и подумала — подам на развод, может он испугается и будет лучше себя вести со мной... Он сначала не хотел разводиться, а потом говорит - ладно, если ты так хочешь - разводимся... А когда я решила примириться, он отказался... Получается — он меня любил-любил, а потом разлюбил? Воистину, правильно написано в Библии: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притчи 14:1)
Автор данной статьи относится к «партии меньшинства», которая, впрочем, была до недавнего времен «партией большинства», т.к. совсем недавно большинство ортодоксальных протестантских церквей имели достаточно чёткую позицию: развод допустим только по одной причине — прелюбодеяние одного из супругов (Мтф.19:9). Нежелание неверующего супруга жить с верующим (1-е Кор.7:15) фактически, также является прелюбодеянием (подробнее об этом мы поговорим ниже). Но ни один из вышеперечисленных фрагментов Священного Писания не утверждает возможности вступить в повторный брак. Он разрешён только в случае смерти одного из супругов (1-е Кор.7:39).
Такая позиция весьма непопулярна в наши дни. Сегодня второй брак разрешается практически в любых случаях. (Обычно начинается это с заявления разведённого, что не он был инициатором прежнего развода. За 20 лет своего служения я не встретил ни одного человека, который взял бы вину за развод исключительно на себя; вину либо делят пополам, либо полностью перекладывают на бывшего супруга). Развод же зачастую допускается и в случае умственной неполноценности одного из супругов и даже в случае половой дисфункции одного из супругов.
Цель данной работы не в том, чтобы отстоять традиционный взгляд, а в том, чтобы попытаться найти смысл Господних повелений по этим вопросам.
Сразу же хочу сделать два заявления. Первое — эта работа не поможет тому, кто привык принимать решения не на основании Библии, а «в угоду необходимости» или на основании того, что «если Бог посылает любовь, то она выше и святее «мёртвой буквы библейского императива». Я не смогу такому человеку помочь, потому что уверен — свои умозаключения мы обязаны строить только на Священном Писании и «…не мудрствовать сверх того, что написано…» (1-е Кор.4:6). Кроме того, тут как никогда более уместно будет вспомнить слова К.С. Льюиса из его статьи «Право на счастье».
Когда я был очень молод, все прогрессивные люди говорили как один: «К чему это ханжество? Надо смотреть на половую потребность, как на все наши прочие потребности». По простоте своей я им верил, но понял потом, что они имеют в виду совсем другое. Они имеют в виду, что к вышеупомянутой потребности надо относиться так, как мы ни к одной потребности не относимся. Цивилизованный человек всегда считал, что свои инстинкты и желания надо сдерживать. Если вы никогда не будете сдерживать инстинкта самосохранения, вас сочтут трусом. Если вы не будете сдерживать тяготения к наживе, вас сочтут жадным. Даже сну нельзя подчиняться, если вы — часовой. Но любая жестокость и любое предательство оправданны, если речь идет о влюбленности и страсти. Все это похоже на систему нравственности, согласно которой красть нельзя, но абрикосы красть можно. Если же вы начнете возражать, вам ответят рассуждениями или возгласами об истинности, красоте и даже святости страсти и обвинят вас в пуританском гнушении любовными радостями. Я этого упрека не приму. Если я считаю, что мальчики не должны красть абрикосы, значит ли это, что я вообще против абрикосов или против мальчиков? Быть может, я против краж?
Второе — в этой работе не ставится вопрос о вечном спасении тех, кто не по воле Божьей вступает во второй брак. Автор верит, что благодатью Иисуса Христа они спасутся, но считает своим долгом предупредить их о грехе, который может впоследствии привести к серьёзным проблемам в христианской жизни, а иногда и к отпадению от Бога. У автора есть несколько друзей, которые состоят в неправедном втором браке. Это не означает, что он с ними прекращает всякое общение, но и не означает, что можно закрыть глаза на грех. Не считает автор, также, что те, кто находится в неправедном повторном браке, должны разводиться вновь, т.к. нам запрещено умножать беззакония. По большому счёту, автор хочет предупредить об опасности тех христиан, которые ещё не познали ужаса греха, имя которому — развод. И, если Господь позволит, удержать разведённых христиан от греха в повторном браке.
Ну и, конечно же, всем нам необходимо помнить, что любовь не должна уводить нас от истины, равно как и истина от любви.
Чтобы найти истину, мы с вами должны просмотреть все наиболее ясные тексты Библии, которые что-то прямо или косвенно говорят о нашем вопросе. По мере изучения ключевых текстов мы будем делать промежуточные выводы. Но для вашего удобства я их буду помещать в подзаголовках в виде тезисов, которые впоследствии будут аргументированы. Итак, начнём.
Развод и повторный брак — не одно и то же.
Начать, я думаю, необходимо с определения, что же такое брак.
В Священном Писании мы находим, что брак — это союз одного мужчины и одной женщины. «…и будут два одной плотью…» (Матф.19:5) В этом состоит первоначальный Божий замысел относительно брака. Полигамия никогда Богом не одобрялась. Бог уготовал для каждого мужчины только одну женщину и наоборот. Этот факт много раз игнорировался во времена Ветхого Завета. Но, тем не менее, именно таков Божий стандарт для нас, подтверждённый Самим Христом. (Мтф.19:8). Кроме этого брак — не просто сожительство, а взаимное согласие мужчины и женщины жить вместе, воспитывать детей, иметь совместное хозяйство и быть верными друг другу до смерти. Вступление в интимные отношения без такого соглашения не считается началом брака или основанием для него, т.к. это обычный грех блуда. Например, в Законе говорилось, что тот, кто изнасилует девицу, должен на ней жениться (Втор.22:29), следовательно, они не считались мужем и женой лишь только на основании физической близости меж ними. Брак всегда считался законным только после соблюдения необходимых установлений общества, которые в разных странах и культурах различны, но всё же вполне определённы.
Поэтому даже брак между неверующими людьми Бог признаёт законным, если эти постановления соблюдены. Достаточно вспомнить разговор между Христом и самарянкой. Господь сказал, что у неё было пять мужей, но тот, с кем она жила на тот момент не был мужем ей. (Ин.4:16-18). Из этого отрывка следует, что Господь признаёт только законные, с человеческой точки зрения браки. Более того, Христос признаёт неверующих, которые находятся в законном браке полноценными мужем и женой. Это особенно важно помнить, т.к. некоторые христиане полагают, что все браки, заключённые ими до уверования автоматически аннулируются с момента принятия ими Христа. «Древнее прошло, теперь всё новое…», — восклицают они, не понимая, что этот стих возвещает лишь о прощении грехов. Но брак, заключённый до уверования — это не грех, который должен быть прощён Господом, но это обязательство жить неразлучно до смерти, и к нему так же применима Божья заповедь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мтф.19:6). (Ведь если, например, ты задолжал до покаяния кому-то крупную сумму денег, вовсе не означает, что, став христианином, ты можешь не возвращать её.) Став христианином, человек освобождается от грехов, но не от обязательств.
Другим распространённым в наши дни заблуждением является мнение, что любой развод автоматически подразумевает возможность вступления в повторный брак. (Например, 1-еКор.7:15 говорит: «... если же неверующий хочет развестись, пусть разводится, брат или сестра в таких случаях не связаны…» и слова «не связаны» совершенно безосновательно толкуются, как позволение вступить в повторный брак. Ниже мы рассмотрим эту проблему подробнее).
Мало того, что данное утверждение не находит подтверждения в Библии, оно противоречит ясным утверждениям Писания. Даже во времена ветхозаветного жестокосердия, когда повторный брак был разрешён, развод не всегда предполагал полную свободу вступления в брак.
Втор.24:1-4 гласит: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и этот последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет этот последний муж ее, взявший ее себе в жену, – то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо это есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел».
Это единственный дидактический текст Ветхого Завета, говорящий о разводе и повторном браке. На основании этой информации мы можем сделать вывод: даже во времена Ветхого Завета, когда отношение к браку было достаточно вольным, развестись можно было два раза, а вступить в повторный брак, только один раз.
Следовательно, развод и второй брак — не одно и тоже, и не всегда развод подразумевает вступление во второй брак.
Кто-нибудь может возразить, что здесь только первый муж не может вступить в брак со своей бывшей женой, а о других мужчинах ничего не написано, но нам известно, что Бог всегда расположен более к восстановлению разрушенного брака (см. например 1-е Кор.7:11), но уж если невозможно восстановление разрушенного брака, который был освящён Господом, то как может состояться новый? Если женщина была осквернена для законного мужа, то может ли она быть чистой для другого мужчины? Вопрос риторический.
Поэтому мы вправе ожидать, что если в Новом Завете Господь позволит разводиться, то Он должен сообщить нам о возможности или невозможности второго брака.
Однако, прежде чем переходить к учению Нового Завета нелишним будет заметить, что тема развода и повторного брака в Ветхом Завете встречается ещё и при описании отношений между Богом и Израилем. Примечательно, что Бог подаёт пример милостивого супруга. Он ненавидит развод. (Мал.2:16 практически во всех авторитетных переводах Библии, кроме синодального, этот стих звучит именно так: «Я ненавижу развод»).
Бог разводится с Израилем по причине прелюбодеяния последнего.
Иер.3:8. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.
Но Бог никогда не вступил в повторный брак. Он не двоежёнец. Он пообещал, что Его брачные отношения с Израилем будут милостиво восстановлены. (Иер. 3:12; Ос.2:19). И своей полноты они достигнут, когда верный остаток Израиля будет включён в Церковь Иисуса Христа. Бог показал, как святы для Него брачные отношения. Нам же заповедано быть святыми, так как Он свят. (1Пет.1:16)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.133 (0.009 с.) |