Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход к обществу: его принципы и понятийный аппаратСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основная задача системного подхода в изучении общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. Общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. С точки зрения сторонников системного подхода, общество – это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое качество, системное качество. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. Общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности, в результате cвоих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
Натуралистические направления в социологии. Натурализм в социологии – теоретике-методология, ориентация на методы естественных наук. В социологии XIX – нач. XX в. существовали две главные формы – социал-биологизм и соц. механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями органицизма социального (Г. Спенсер, А. Шеффле, Р. Вормс и др.) и дарвинизма социального (У. Беджгот, Л. Гумплович, У. Самнер и др.). Представители этого направления стремились понять законы функционирования и развития об-ва путем установления аналогий с биологич. организмом или биологич. эволюцией в целом. Сторонники механицизма в социологии (А. Кетле, Г. Кэри, Л. Винярский, В. Парето и др.) пытались объяснить обществ, жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физич. науках.В современной социологии можно вычленить две основные ветви Н. – методологическую и онтологическую. Обе принимают позитивистский тезис "единства науки", но интерпретацию дают разную. Сторонники методологич. Н., исходя из признания единого для естественных и соц. наук "науки метода", распространяют на сферу соц. познания наиболее общие принципы и понятия естественных наук, стремясь учесть вместе с тем своеобразие соц. действительности. Методологич. Н. лежит в основе многих известных концепций, – таких, как структурный функционализм, неоэволюционизм, системные теории, теории социального обмена, нек-рые теории интеракционизма символического и др Приверженцы онтологич. Н. настаивают на содержательном, предметном единстве соц. и естественных наук, пытаются редуцировать обществ, закономерности к природным. Большинство современных редукционистских концепций, напр, "этологизм" (К. Лоренц, Д. Моррис, Л. Тей-чер) и социобиология (Э. Уилсон, П. Ванден Берге), возникают на основе достижений в новейших областях естествознания – этологии, генетике, экологии и др. Для всех них характерно игнорирование качественного своеобразия соц. закономерностей, фатализм во взглядах на человеческую историю. М.С. Колюров Л.И. Мечников (1838-1888 гг.) - один из самых видных представителей школы географического детерминизма. На его научное мировоззрение и социологические взгляды значительное воздействие оказала натуралистическая методология О. Конта и Г. Спенсера. Однако он критически относился к идеям социал-органицизма и социал-дарвинизма, которые, по его мнению, автоматически переносили на общество закономерности биологии, не учитывая в должной мере сложности и своеобразия общественной организации. Социология, в отличие от истории, занимающейся сбором фактов и их хронологическим упорядочением, это абстрактная, теоретическая Социал-органицистские идеи получили наиболее полное воплощение в работах А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда и Я.А. Новикова. Их воззрения на общественную жизнь во многом совпадали с идеями европейских социал-органицистов - А. Шеффле, Р. Вормса и др., работы которых в то время переводились на русский язык. Русские сторонники социал-органицизма, подобно европейским социологам, свои представления об обществе и составных его элементах строили на основании аналогии общества с биологическим организмом. У Стронина, вслед за Контом, эта аналогия доходит до отождествления различных частей общества с органами биологического организма. Самым авторитетным представителем социал-органицизма в русской социологии был П. Лилиенфельд (1829-1903 гг.), труды которого хорошо известны на западе благодаря переводу на немецкий язык его главной работы "Мысли о социальной науке будущего." Для того, чтобы человеческое общество сделать предметом положительной науки - подчеркивал П. Лилиенфельд, - один только исход: необходимо включить в ряд органических существ и самое человеческое общество, как организм, стоящий в развитии своем на столько же выше человеческого организма, насколько сей последний возвышается над всеми прочими органами природы". Рассматривая общество как реальный организм, включенный в общий ход эволюции, Лилиенфельд обращает внимание как на черты сходства биологического и социального организмов, так и отличия. Сходство состоит в наличии таких черт как единство частей, целесообразность, специализация органов, наличие био-энергетических запасов и др. Различие же отнюдь не в пользу общества: в социальном организме отсутствуют лимфатическая и кровеносная системы, мускулы и костный скелет. Подобно другим представителям социал-органицизма, Лилиенфельд большое внимание уделяет анализу функций общественного организма, выделяя три основные: 1) физиологическую или экономическую; 2) морфологическую или юридическую; 3) объединяющую или политическую. Соответствующие сферы общественной жизни он уподобляет различным биологическим органам: экономическую приравнивает к системе кровообращения, юридическую - нервной системе, правительство - центральной системе. В каждой из указанных сфер действует свой закон прогресса.
Социализация личности Человек формируется как субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе посредством как собственной активности, так и чужого влияния. Механизм социализации: 1. человек рождается с запрограммированными на молекулярном уровне личными качествами 2. человек при рождении абсолютно чист и формируется под воздействием внешней среды. Социализации проходит в течение всей жизни, но наиболее интенсивное развитие осуществляется до 25 лет. Выделяют следующие виды социализации: - первичная (в процессе непосредственного взаимодействия индивида с институтами и агентами социализации) - вторичная (основана на опосредованном воздействии: влияние внешней среды, СМИ). Агенты социализации – это люди, осуществляющие непосредственное воздействие на индивида. Институт социализации – семья, школа и др. На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя тенденциями: типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры(ценностей, норм и др.) и, с другой - как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира. Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типологизирующих факторов. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей, или ресоциализацию, связанных с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и мысли о приближающейся смерти. Наряду с понятием ресоциализацияв научной литературе встречается также понятие десоциализация, обозначающее процесс развития в раннем возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни. Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания. Важно помнить, что модель процесса социализации во многом определяется тем, какие ценности доминируют в обществе. Социализация организуется так, что воспроизводятся именно данные ценности и взаимодействие. Процесс социализации личности - сложное, противоречивое явление. В нем участвуют биологический организм новорожденного -особь, а с другой стороны - общество со сложившимися связями и отношениями, ценностями и нормами поведения На социализацию личности накладывают отпечаток индивидуальные особенности человека: темперамент, воля. Активный, упорный, энергичный будет всегда выбирать путь, ведущий к вершине социальной пирамиды, и наоборот, человек со слабой волей, неэнергичный предпочтет более легкий путь и образ жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.009 с.) |