ТОП 10:

Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдения



Под наблюдением понимается метод сбора первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Наблюдение в социологии – простейший метод сбора первичной информации, лежащий в основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение – не одно и то же. Последнее отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой результата.

В социологической литературе можно встретить различную классификацию наблюдений. Они могут быть формализованные и неформализованные, включенные – когда исследователь является участником событий (например, когда журналист, социолог меняют профессию и становятся грузчиком, водителем и т.д.) и невключенные, когда наблюдение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные. Последние чаще всего используются в психологических и социально-психологических экспериментах.

Наблюдения бывают систематические – по заранее жестко разграниченному плану изучения объекта в течение определенного времени и несистематические (кратковременные), когда они проводятся на стадии «разведки» как первичная основа для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов или с помощью опросов и т.д.). Каждый вид (тип) наблюдения имеет свою положительную и отрицательную стороны. Положительной стороной включенного наблюдения является то, что оно позволяет узнать все тонкости событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны – в опасности потерять объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко адаптируется с наблюдаемым. В этой связи возникает и сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью невозможен для наблюдения.

Невключенное наблюдение значительно проще, но оно дает более поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

Наблюдение открытое и скрытое – это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают и, естественно, вносит соответствующие коррективы в свое поведение, т.е. исследователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной социальной информации.

При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах и др.) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц. Вероятность ошибок возможна еще потому, что социолог не только наблюдает, но и у него всегда есть своя система отсчета. Опираясь на эту систему, социолог толкует, интерпретирует те или иные факторы, события, но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию. Критерий практики не только доказывает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности из результатов наблюдения. Достоверно наблюдение тогда, когда при повторении его – в тех же условиях и с тем же объектом дает тот же результат.

 

 

Обработка, анализ и использование результатов соц. исследования.

Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки некачественно заполняемых анкет, бланков и т.д. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с №1, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается кодировщикам. Но перед тем, как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной видами информации. Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. При опросе 60-70 человек и наличии в инструментарии анкеты более 20 вопросов предел для ручной обработки – 150-200 анкет. Результаты обработки на ЭВМ отражают в виде табуляграмм. Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. При этом выделяются существенные признаки и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Группировка социологической информации может быть:

-по номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.)

- по признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной руд, работа с механизмами, оператор и т.д.)

- по количественному признаку (группы характеризуются числовой величиной, они качественно сравнимы между собой)

Виды группировки:

- структурная (респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых)

- типологическая (выделяются соответствующие типы респондентов)

- аналитическая (служит для выявления взаимосвязи двух и более признаков)

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога. Общая логика интерпретации состоит в превращении социологических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин, а как социологические данные. От возможных крайностей, неумышленных заблуждений исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Виды исследования предполагают характер проверки гипотез. При пилотажном исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величиной. При описательном и аналитическом исследовании процедура проверки значительно усложняется и проводится с выделением однородных по социально-демографическим признакам подгрупп из всей опрощенной совокупности.

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит информацию, интересующую заказчика, научные выводы и рекомендации. Первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изученной социальной проблемы, характеристику параметров исследования. Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам. Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий и т.п.

 

 

Социология Э. Дюркгейма

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) относится к наиболее значительным представителям позитивизма конца XIX-начала XX века. Он энергично выступал против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений социальной жизни. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами, что исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействий индивидов, соц. групп и соц. институтов. Главную роль в деятельности и поведении людей играет непосредственная, а также более широкая среда их жизнедеятельности.

Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, то есть строго логическом объяснении явлений общественной жизни. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимает политические, правовые, моральные, религиозные идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами соц. явлений выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.

Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы. Он должен их усвоить и реализовать на практике. Отсюда два основных признака соц. фактов: объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым, Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определенным воздействием на него соц. норм и предписаний.

У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они – проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через соц. институты.

Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о соц. болезнях и их преодолении. Соц. здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. То, что способствует развитию общества и благосостояния людей должно быть признано полезным и необходимым. Если общество больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение Дюркгейм придавал моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все сферы соц. здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

Пытаясь решить вопрос об источниках социальной эволюции, Он считал решающими социальные истоки развития общества, прежде всего, коллективное сознание и коллективную деятельность людей. Это позволило ему более подробно проанализировать механизм функционирования и развития общества.

Представляет интерес анализ Дюркгейма проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как основной фактор социальности, естественное русло жизнедеятельности людей. Коллектив, общество, его соц. институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально-ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной дисциплины (политической, правовой, моральной), что по мнению Дюркгейма является весьма существенным фактором общественной жизни. Касаясь проблемы социологии и философии, он признавал, что социология возникла из великих философских доктрин и всегда опирается на какой-нибудь философских метод, но давно стала самостоятельной наукой и должна заниматься своим делом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.008 с.)