Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная экономическая политика

Поиск

Рег. политика-система целей и задач органов гос.власти по управлению полит., эконом. и соц.развитием регионов и всей региональной системы, а также механизм их реализации.

Научная основа рег.пол.-система объективных законов и факторов территориального формирова­ния экономики в сочетании с научными принципами управле­ния. Реализуется политика методами законодательного обеспече­ния, анализа, прогнозирования и программирования, бюджетно­го планирования, гос.поддержки регионов. Основными положениями рег.поли­тики в РФ(1996 г.) выдвигаются след. главные цели: обеспечение экономических, со­ц., правовых и организационных основ федерализма, создание единого эконом. пространства; гарантирова­ние социальных прав граждан, обеспечение единых минималь­ных социальных стандартов независимо от эконом.воз­можностей регионов; выравнивание условий регионального соц.-экономического развития; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природных и др.особенностей регионов.

Задачи рег.эконом.политики: - содействие эффективной специализации регионов- совершенствование механизмов вертикального и горизонтального взаимодействия хозяйственных субъектов и органов управления- создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса- участие в создании СЭЗ и технополисов, в хозяйственном освоении новых территорий- преодоление распада межрегиональных хозяйственных связей- сохранение и развитие федеральной экономической инфраструктуры.

Для рыночных условий особенно важно укрепление норма­тивно-законодательным путем равноправных бюджетных и нало­говых отношений Федерации, регионов и мест.

В области рег.эк.политики деятельность федеральной и региональных властей концентрируется на содей­ствии:-развитию и углублению экономической реформы, формиро­ванию во всех регионах благоприятной рыночной обстановки, многоукладной конкурентоспособной экономики, становлению региональных и общероссийского рынков товаров, труда и капи­тала - сокращению чрезмерно глубоких различий в уровнях соц.-эконом.развития регионов, поэтапному созданию условий для укрепления в них собственной эконом.базы, повышения народного благосостояния-достижению экономически и социально оправданного уров­ня региональной комплексности, рационализации структуры хо­зяйства-установлению тесных связей регионов РФ и государств-участников СНГ-совершенствованию экономического районирования стра­ны.

Рег.эк.политика конечной целью име­ет достижение в развитии регионов баланса между эконо­мической и социальной результативностью. Главная задача — создание устойчивой конкурентной эконо­мики в каждом регионе.

 

 

Экономический механизм федеративных отношений

ЭМФО - понятие, введенное в научный оборот в начале 90-х гг. - совокупность финансовых, денежно-кредитных, собственнических и пр.инструментов, а также обслуживающих их нормативно-правовых и организационных рычагов, обеспечивающих формирование соц.-эконом. основ федеративных отношений посредством интеграции региональных хоз.комплексов в единое (рыночное) эконом. пространство.

Федеративные отношения возникают вследствие реализации принципов федерализма:

1) запрет на сецессию (отделение субъекта от федерации), что гарантирует государству террит.целостность 2) запрет на одностороннее изменение статуса субъекта федерации 3) свободное передвижение людей, товаров по всей федерации (положение при котором внутренние границы не переходят в статус государственных) 4) верховенство федерального законодательства 5) единство основ гос.строя.

Федерация как форма гос.устройства РФ с юр.точки зрения - это единое государство, объединяющее в своем составе территории субъектов РФ, представляющих собой самостоятельные гос.образования, обладающих публичной властью в отношении тех вопросов, которые не относятся к компетенции федеральной публичной власти.

Гос.региональная политика - система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие.

Одним из наиболее значимых направлений движения фи­нансовых потоков в РФ — межбюджетные отношения федерального центра и регионов. От интенсивности и упорядо­ченности этих потоков зависит как наполняемость федерального бюджета, так и финансовая дееспособность региональных орга­нов гос. власти.

Практика межбюджетных отношений в РФ проде­монстрировала, что к числу субъектов федерации, не получающих текущей финансовой помощи на выравнивание уровней бюджет­ной обеспеченности, относится небольшое количество, как пра­вило, высокоиндустриализированных регионов со специализаци­ей на отраслях, производящих экспортируемые сырье, топливо и полуфабрикаты, а также Москва. В то же время большая часть субъектов федерации относится к реципиентам такой помощи.

По уровню централизации налоговых доходов РФ примерно соответствует среднему для федеративных го­сударств показателю. В то же время РФ находится только в начале реально­го формирования в стране бюджетного федерализма. Ключевым вопросом в этом отношении является, какая степень децен­трализации бюджетных доходов необходима, и определяет ли степень этой децентрализации развитие федеративных отноше­ний.

В РФ есть еще один фактор, со­здающий дополнительные сложности в перемещении большого количества налоговых доходов на уровень региональных и мест­ных бюджетов: для РФ характерны чрезвычайно резкие меж­региональные различия в бюджетной обеспеченности, выравни­вание которых предполагает большие масштабы перераспределе­ния средств через федеральный бюджет. Ситуация усугубляется тем, что в стране существует большое число субъектов межбюд­жетных отношений (количество субъектов федерации в России максимально среди всех федеративных государств мира).

В целом, особые инструменты реализации федеративного развития заложены и в гос.рег.политике. Кроме этого, принцип федерализма предполагает не замыкание в решение актуальных вопросов на региональном уровне, а необ­ходимость идти дальше — до уровня местного самоуправления.

В качестве одной из составляющих соц.-эконом.аспектов российского федерализма является также вопрос разграничения гос. собственности и управления ею с учетом обеспечения взаимных экон. интересов феде­рального центра и субъектов федерации. Наиболее остро в этом отношении стоит вопрос о собственности на при­родные ресурсы, землю, лесные угодья и т.п. Ряд субъектов федерации в середине 1990-х гг. провозглашали себя полными собственниками и распорядителями природных ресурсов, расположенных на своих территориях. С другой сто­роны, и федеральные органы гос.власти стремятся централизовать основные полномочия в управлении природными ресурсами.

Важную роль в развитии федеративных отношений играют и органы местного самоуправления, которые не входят в систему гос.власти а составляют особый уровень управления. Поэтому на данном уровне также могут формироваться регио­нальные системы.

В целом, проводимые в РФ преобразования по построению основ бюджетного федерализма пока слабо за­трагивают муниципальный уровень, так как органы местного самоуправления не получили реальной возможности самостоятельно и в достаточном размере форми­ровать собственные бюджетные средства; местные бюджеты на­полняются в основном за счет финансовых доходов, источники и объемы которых этим органам неподконтрольны. В итоге сло­жился устойчивый дисбаланс между повышенными расходными обязательствами и слабыми доходными возможностями мест­ных бюджетов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.124 (0.012 с.)