Краткая характеристика третьего периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика третьего периода



Данный период в истории Церкви – период Патриаршества (1589–1721), совпадающий в основном с периодом царства (1547–1721). Царство в России было сословно-представительной монархией с институтом Земских Соборов; в Церкви при Патриаршем возглавлении продолжал сохранять полноту значения Освященный Собор.

Внутренний рубеж этого периода – реформа богослужения, осуществлённая в середине XVII в. Патриархом Никоном, и церковные Соборы 1656 г. и 1666–1667 гг., отразившие начало раскола Русской Церкви: часть её паствы не приняла изменений в обрядах и отказалась подчиняться решениям иерархов. Раскольники-старообрядцы были осуждены на этих Соборах.

Важной вехой церковной истории было присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату в 1685 г., на что было дано согласие Константинопольским Патриархом Дионисием IV в 1686 г. Та часть православного духовенства и общества Украины и Белоруссии, которая не подчинилась этому решению, в конце концов уступила давлению властей Речи Посполитой и приняла унию с Римом.

Для подготовки образованных священнослужителей были созданы высшие учебные заведения – Киево-Могилянская коллегия (1631) и московская Славяно-греко-латинская академия (1685).

Патриарший период завершился временем последних Патриархов (1667–1700) и Местоблюстительства (1700–1721). Два десятилетия Местоблюстительства обычно рассматривают в историографии в рамках синодального периода, хотя Святейшего Синода ещё не существовало, Патриарший стол сохранялся, а институт Патриаршества формально не был отменён; Пётр I решился сделать это лишь одновременно с провозглашением его императором.

Как писал И.К. Смолич, высказывая распространенную и достаточно аргументированную точку зрения, учреждение Синода есть завершение противостояния Церкви и государства времён царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Вместе с тем можно назвать ряд факторов, сближающих период Местоблюстительства не с XVII столетием, а с синодальным периодом. Соотношение государственной и церковной властей изменилось значительно в сторону преобладания государства, в этом отношении знаменательным событием стало восстановление Монастырского приказа в 1701 г. При Местоблюстителе митрополите Стефане (Яворском) Сенат издавал указы по церковным делам и даже делал выговоры Местоблюстителю. Учреждение Синода не стало неожиданным событием, реформа обдумывалась, планировалась и готовилась с того момента, как решено было отложить избрание нового Патриарха (нормальным образом избрание должно было состояться не позже чем через год после кончины Патриарха Адриана).

Четвёртый период (начало XVIII в. – 1917)

Основные даты

ü 1721 г. Учреждение Духовной коллегии (Синода).

ü 1764 г. Секуляризация церковных земель.

ü 1817 г. Манифест Александра I о создании Министерства духовных дел и народного просвещения (существовало с 1817 г. до 1824 г.).

ü 1864 г. Утверждение Александром II «Положения о начальных народных училищах» (действительного для всех территорий империй, кроме юго-западных и западных губерний), согласно которому образование и воспитание должно даваться на религиозной и нравственной основе. Воскресные школы передаются под контроль духовенства.

ü 1874 г. Принятие разработанного министром просвещения и обер-прокурором Синода Д.А. Толстым Устава (действовавшего вплоть до 1917 г.), централизовавшего всё народное образование (министерские, земские и отчасти церковные школы) и поставившего его под полный контроль государства.

Краткая характеристика четвёртого периода

Церковные преобразования Петра I были обусловлены изменением прежней идеологии взаимоотношений светских и духовных властей, на смену которой пришла протестантская концепция устройства церковных институтов. В 1721 г. были заложены новые организационные основы деятельности Русской Церкви. В административном плане произошло учреждение Духовной коллегии (Синода), к компетенции которой стали относиться все церковные вопросы. Радикальные изменения претерпела и монастырская политика. Были проведены мероприятия по сокращению числа монастырей, вводился административный контроль как за пострижением в монашество, так и за действующими монахами. В целом, результатом церковной реформы Петра I стало полное подчинение Церкви светской власти.

В эпоху дворцовых переворотов, при Екатерине I и Петре II в области церковного законодательства продолжали действовать традиции, заложенные Петром I. В правление императрицы Анны церковная политика ужесточилась, была отмечена крайним радикализмом, проявившимся в усилении репрессий против духовенства и организационной подготовке по отчуждению церковных имений. Церковная политика новой императрицы Елизаветы отличалась некоторой непоследовательностью. Первое десятилетие её правления характеризуется повышением статуса как Русской Православной Церкви в целом, так и Синода. Была остановлена и тенденция на секуляризацию. Однако с середины 1750-х гг. правительство Елизаветы уже вплотную приступило к введению государственного контроля над церковной и монастырской недвижимостью. Началась подготовка новой секуляризационной реформы.

Несмотря на общий неблагоприятный фон, Церковь продолжала своё служение, исполнение своей духовной миссии, большое внимание уделялось духовному просвещению и миссионерской деятельности.

Внутри синодального периода важной хронологической гранью стал 1764 год, когда была осуществлена секуляризация церковных земель, что значительно изменило экономические основы жизни Церкви. Изъятие у Церкви основного источника доходов – недвижимого имущества – значительно ограничило её возможности. Выгодная государству экономически, секуляризация монастырских земель привела к замедлению роста культуры и образованности, поскольку обедневшим монастырям стало труднее выполнять свою культурно-просветительскую миссию.

Другой важной вехой четвёртого периода стали указы 1817–1825 гг., относившиеся к сфере высшего церковного управления (образование недолго просуществовавшего так называемого Двойного министерства и др.), в результате которых резко возросла власть обер-прокурора Святейшего Синода.

XIX век заметно отличался от XVIII в., будучи более благоприятным для церковной жизни, в частности, для монашества и монастырей. Состояние духовной школы и богословской науки в эти столетия являет заметный контраст: в XIX в. кончилась эпоха ученичества у Запада, русское богословие обнаружило для себя прочную почву в святоотеческой традиции. Ещё в начале XIX столетия открываются несколько Духовных академий – Санкт-Петербургская (1809 г.), Московская в Троице-Сергиевой Лавре (1814 г.) Киевская в Киево-Печерской Лавре (1819 г.). Позднее возникнет Казанская Духовная академия.

Ещё одно характерное различие столетий относится к взаимоотношениям государства и Церкви. В законодательстве не было существенных перемен, однако заметно изменилась церковная политика правительства. В XVIII столетии российское правительство проводило политику европеизации, завещанную Петром Великим, и этот курс был основанием для настороженного, опасливого отношения к православной Церкви, в которой не без причин виделся оплот отвергнутых византийских и московских традиций.

Иначе сложилась ситуация в XIX столетии: православная Церковь стала гарантом российского самодержавия и потому пользовалась со стороны правительства поддержкой. Характер этих отношений лаконично выражен в формуле министра народного просвещения графа С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность». Хотя и в это время сохранялись прежние обременительные для Церкви государственные опека и контроль.

Пятый период (1917–1988)

Основные даты

ü 1917–1918 гг. – Всероссийский Поместный собор Православной Церкви, на котором было восстановлено патриаршество. 5 декабря 1917 г. Патриархом был избран пользовавшийся авторитетом в церковной среде митрополит Москов­ский Тихон (В.И. Беллавин).

ü 1918, 23 января. Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», по которому Церковь лишалась прав юридического лица и имущества.

ü 1922 г. Кампания по изъятию церковных ценностей.

ü 1929 г. Начало массового закрытия приходов.

ü 1943 г. Частичная нормализация церковно-государственных отношений.

ü 1961 г. Разгар хрущевских гонений и радикальное ухудшение по требованию властей основ приходского управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.005 с.)