Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткая характеристика третьего периодаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данный период в истории Церкви – период Патриаршества (1589–1721), совпадающий в основном с периодом царства (1547–1721). Царство в России было сословно-представительной монархией с институтом Земских Соборов; в Церкви при Патриаршем возглавлении продолжал сохранять полноту значения Освященный Собор. Внутренний рубеж этого периода – реформа богослужения, осуществлённая в середине XVII в. Патриархом Никоном, и церковные Соборы 1656 г. и 1666–1667 гг., отразившие начало раскола Русской Церкви: часть её паствы не приняла изменений в обрядах и отказалась подчиняться решениям иерархов. Раскольники-старообрядцы были осуждены на этих Соборах. Важной вехой церковной истории было присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату в 1685 г., на что было дано согласие Константинопольским Патриархом Дионисием IV в 1686 г. Та часть православного духовенства и общества Украины и Белоруссии, которая не подчинилась этому решению, в конце концов уступила давлению властей Речи Посполитой и приняла унию с Римом. Для подготовки образованных священнослужителей были созданы высшие учебные заведения – Киево-Могилянская коллегия (1631) и московская Славяно-греко-латинская академия (1685). Патриарший период завершился временем последних Патриархов (1667–1700) и Местоблюстительства (1700–1721). Два десятилетия Местоблюстительства обычно рассматривают в историографии в рамках синодального периода, хотя Святейшего Синода ещё не существовало, Патриарший стол сохранялся, а институт Патриаршества формально не был отменён; Пётр I решился сделать это лишь одновременно с провозглашением его императором. Как писал И.К. Смолич, высказывая распространенную и достаточно аргументированную точку зрения, учреждение Синода есть завершение противостояния Церкви и государства времён царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Вместе с тем можно назвать ряд факторов, сближающих период Местоблюстительства не с XVII столетием, а с синодальным периодом. Соотношение государственной и церковной властей изменилось значительно в сторону преобладания государства, в этом отношении знаменательным событием стало восстановление Монастырского приказа в 1701 г. При Местоблюстителе митрополите Стефане (Яворском) Сенат издавал указы по церковным делам и даже делал выговоры Местоблюстителю. Учреждение Синода не стало неожиданным событием, реформа обдумывалась, планировалась и готовилась с того момента, как решено было отложить избрание нового Патриарха (нормальным образом избрание должно было состояться не позже чем через год после кончины Патриарха Адриана).
Четвёртый период (начало XVIII в. – 1917) Основные даты ü 1721 г. Учреждение Духовной коллегии (Синода). ü 1764 г. Секуляризация церковных земель. ü 1817 г. Манифест Александра I о создании Министерства духовных дел и народного просвещения (существовало с 1817 г. до 1824 г.). ü 1864 г. Утверждение Александром II «Положения о начальных народных училищах» (действительного для всех территорий империй, кроме юго-западных и западных губерний), согласно которому образование и воспитание должно даваться на религиозной и нравственной основе. Воскресные школы передаются под контроль духовенства. ü 1874 г. Принятие разработанного министром просвещения и обер-прокурором Синода Д.А. Толстым Устава (действовавшего вплоть до 1917 г.), централизовавшего всё народное образование (министерские, земские и отчасти церковные школы) и поставившего его под полный контроль государства. Краткая характеристика четвёртого периода Церковные преобразования Петра I были обусловлены изменением прежней идеологии взаимоотношений светских и духовных властей, на смену которой пришла протестантская концепция устройства церковных институтов. В 1721 г. были заложены новые организационные основы деятельности Русской Церкви. В административном плане произошло учреждение Духовной коллегии (Синода), к компетенции которой стали относиться все церковные вопросы. Радикальные изменения претерпела и монастырская политика. Были проведены мероприятия по сокращению числа монастырей, вводился административный контроль как за пострижением в монашество, так и за действующими монахами. В целом, результатом церковной реформы Петра I стало полное подчинение Церкви светской власти. В эпоху дворцовых переворотов, при Екатерине I и Петре II в области церковного законодательства продолжали действовать традиции, заложенные Петром I. В правление императрицы Анны церковная политика ужесточилась, была отмечена крайним радикализмом, проявившимся в усилении репрессий против духовенства и организационной подготовке по отчуждению церковных имений. Церковная политика новой императрицы Елизаветы отличалась некоторой непоследовательностью. Первое десятилетие её правления характеризуется повышением статуса как Русской Православной Церкви в целом, так и Синода. Была остановлена и тенденция на секуляризацию. Однако с середины 1750-х гг. правительство Елизаветы уже вплотную приступило к введению государственного контроля над церковной и монастырской недвижимостью. Началась подготовка новой секуляризационной реформы.
Несмотря на общий неблагоприятный фон, Церковь продолжала своё служение, исполнение своей духовной миссии, большое внимание уделялось духовному просвещению и миссионерской деятельности. Внутри синодального периода важной хронологической гранью стал 1764 год, когда была осуществлена секуляризация церковных земель, что значительно изменило экономические основы жизни Церкви. Изъятие у Церкви основного источника доходов – недвижимого имущества – значительно ограничило её возможности. Выгодная государству экономически, секуляризация монастырских земель привела к замедлению роста культуры и образованности, поскольку обедневшим монастырям стало труднее выполнять свою культурно-просветительскую миссию. Другой важной вехой четвёртого периода стали указы 1817–1825 гг., относившиеся к сфере высшего церковного управления (образование недолго просуществовавшего так называемого Двойного министерства и др.), в результате которых резко возросла власть обер-прокурора Святейшего Синода. XIX век заметно отличался от XVIII в., будучи более благоприятным для церковной жизни, в частности, для монашества и монастырей. Состояние духовной школы и богословской науки в эти столетия являет заметный контраст: в XIX в. кончилась эпоха ученичества у Запада, русское богословие обнаружило для себя прочную почву в святоотеческой традиции. Ещё в начале XIX столетия открываются несколько Духовных академий – Санкт-Петербургская (1809 г.), Московская в Троице-Сергиевой Лавре (1814 г.) Киевская в Киево-Печерской Лавре (1819 г.). Позднее возникнет Казанская Духовная академия. Ещё одно характерное различие столетий относится к взаимоотношениям государства и Церкви. В законодательстве не было существенных перемен, однако заметно изменилась церковная политика правительства. В XVIII столетии российское правительство проводило политику европеизации, завещанную Петром Великим, и этот курс был основанием для настороженного, опасливого отношения к православной Церкви, в которой не без причин виделся оплот отвергнутых византийских и московских традиций. Иначе сложилась ситуация в XIX столетии: православная Церковь стала гарантом российского самодержавия и потому пользовалась со стороны правительства поддержкой. Характер этих отношений лаконично выражен в формуле министра народного просвещения графа С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность». Хотя и в это время сохранялись прежние обременительные для Церкви государственные опека и контроль. Пятый период (1917–1988) Основные даты ü 1917–1918 гг. – Всероссийский Поместный собор Православной Церкви, на котором было восстановлено патриаршество. 5 декабря 1917 г. Патриархом был избран пользовавшийся авторитетом в церковной среде митрополит Московский Тихон (В.И. Беллавин).
ü 1918, 23 января. Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», по которому Церковь лишалась прав юридического лица и имущества. ü 1922 г. Кампания по изъятию церковных ценностей. ü 1929 г. Начало массового закрытия приходов. ü 1943 г. Частичная нормализация церковно-государственных отношений. ü 1961 г. Разгар хрущевских гонений и радикальное ухудшение по требованию властей основ приходского управления.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.011 с.) |