ТОП 10:

Собор в Солсбери. 1220—1258 гг. Англия.



использовались криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент. В то время почти не стро­или крупных соборов — заканчива­ли уже начатые здания.

ГЕРМАНИЯ

В XII—XIV вв. Германия, в которой за власть боролись между собой импе­ратор, князья и высшее духовенство, оставалась раздробленной страной. В этих условиях важное значение приобрели города. Соборы и рату­ши здесь стали центрами готическо­го искусства.

Широкое распространение в Гер­мании готика получила в первой по­ловине XIII в. Готические соборы в Германии значительно отличались от французских. Желая как можно ярче передать стремление человече­ского духа к небесам, немецкие ар­хитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Особенно роскошно укра­шали западные фасады соборов с одной или двумя высокими строй­ными башнями. Как правило, здесь не было наружных полуарок (аркбу­танов); не встречались и окна-розы, вместо них использовали стрельча­тые окна.

Памятниками готической архи­тектуры Германии являются соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме и других городах.

Выдающееся произведение гер­манской архитектуры — собор в Кёльне (1248 г. — XIX в.). Здание высотой сорок шесть метров, укра­шенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами, и в наши дни царит над го­родом.

Скульптура Германии, как и в романский период, в основном укра­шала не фасады, а внутренние поме­щения храмов. Произведения гер­манской готической скульптуры по сравнению с французской менее изящно и тонко исполнены. К ран­ней готике относится скульптурное убранство собора в Бамберге. Здесь находятся многочисленные релье­фы, а также фигура Всадника (около 1237 г.) — одна из самых загадочных статуй Средних веков. Неизвестно, кого изображает эта скульптура — императора Карла Великого, импе­ратора Отгона или просто христи­анского воина. Выдающимся произ­ведением германской скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге (вторая половина ХШ в.), в частности маркграфа Эккерхарда и маркграфини Уты.

Собор в Наумбурге. Строительство завершено в 1 330 г. Германия.

Собор в Кёльне. 1248—1322 гг., завершён в 1842—1880 гг.

Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута. Скульптура из собора в Наумбурге. Вторая половина XIII в.

Германия.

Собор в Кёльне. Интерьер. 1248—1322 гг., завершён в 1842—1880 гг.

Германия.

Всадник. Скульптура из собора в Бамберге. Около 1237 г. Германия.

Собор в Кёльне. Свод галереи. 1248—1880 гг. Германия.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

Расцвет готического искусства Чехии приходится на XIV в., когда германский император Карл IV (1347— 1378 гг.) унаследовал чешскую корону. Карл IV поощрял науки и искусства; основал в столице Че­хии Праге университет; при этом государе город был фактически отстроен заново.

В то время в Праге работал архитектор Пётр Парлерж (1330 —1399), который принял участие в соз­дании грандиозного собора Святого Вита (1344— 1929 гг.) в Пражском Граде (кремле), а также руководил строительством Карлова моста (1357— 1378 гг.) через реку Влтаву.

Памятники готического искусства украшают древнюю столицу Польши — Краков. Это архитектур­ные сооружения королевского Вавельского замка, костёл Девы Марии (XIII—XIX вв.) в Старом городе и др. В костёле находится деревянный алтарь (1477— 1489 гг.), созданный мастером Витом Стошем (око­ло 1455 — 1533 гг.), — выдающееся произведение го­тической скульптуры.

Собор Святого Вита. 1344—1929 гг. Прага. Чехия.

Дворец дожей. IX—XVI вв. Венеция. Италия.

ИТАЛИЯ

В Средние века решающую роль в формировании культуры Италии иг­рали города-республики — Флорен­ция, Сиена, Венеция. В то время ис­кусство Италии находилось под влиянием античных традиций, а по­тому готический стиль в этой стране сформировался только в XIV в. и не приобрёл господствующего влияния.

Самый крупный храм готиче­ского периода — собор в Милане (1386 г. — XIX в.), вмещавший сорок тысяч человек. Миланский собор богато украшен — здесь насчитыва­ется две тысячи триста только од­них скульптур.

В итальянских городах сохрани­лось также немало прекрасных свет­ских готических сооружений — дворцы, ратуши, фонтаны.

Наиболее известной постройкой готического периода является Дво­рец дожей (правителей Венеции) — яркий символ многовековой венеци­анской истории. Возведённый в IX в. как оборонительное сооружение на берегу лагуны Венецианского зали­ва, дворец на протяжении веков не раз перестраивался. Но первона­чальный план здания, образующего квадрат вокруг большого внутренне­го двора, остался практически неиз­менным. Фасады дворца, выходя­щие на лагуну и площадь Пьяцетту (XIV—XV вв.), — прекрасные образ­цы «пламенеющей» готики.

Готическое искусство — одно из ярчайших достижений Средневековья, но его влияние на европейскую культуру не ограничивается Средними ве­ками. Интерес к готической архитектуре, скульптуре и живописи, пробудив­шийся в XIX в., был столь велик, что именно в это время были завершены и отреставрированы собор в Кёльне и собор Святого Вита в Праге. Готиче­ский стиль прослеживается и в выдающемся сооружении XIX в. — здании английского Парламента (1840—1860 гг.) на берегу реки Темзы в Лондоне.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.012 с.)