ТОП 10:

Собор и башня в Пизе. Начало строительства — 1063 г.



ИТАЛИЯ

Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых куль­турных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали визан­тийские черты, то в Риме и Цент­ральной Италии — античные. Лишь искусство Ломбардии, расположен­ной на севере Италии, восприняло формы романского стиля.

Такова, например, возведённая ещё в VI в. церковь Сант-Амброджо в Милане, которую перестроили в XI—XII вв., и другие дошедшие до на­шего времени памятники. Они отли­чаются нарядным и изящным на­ружным убранством, в котором широко использовались многоцвет­ные мраморные плиты.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, от­носится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор, башню и баптистерий, создавался в течение долгого времени: в XI в. здесь рабо­тал архитектор Бускетто, в XII в. — архитектор Райнальдо. Самой из-

 

Собор и башня в Пизе. Начало строительства — 1063 г.

Италия.

вестной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня накло­нилась в результате оседания фун­дамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать её на­клонной.

Своеобразный романский стиль сложился в Сицилии. В нём чувству­ется сильное влияние не только Ви­зантии и Востока, но и западной ар­хитектуры. Палатинская капелла (1131 —1143 гг.) в Палермо и собор Санта-Мария Нуова (1174—1189 гг.) в Монреале — типичные памятники сицилийской архитектуры.

Романская живопись Италии, сформировавшаяся под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры, отличалась большим разнообразием. Наиболее значительными её центрами были

Рим и монастыри Южной Италии во главе с аббатством Монтекассино. Фрески церкви Сан-Клементе (1073—1084 гг.) дают наиболее полное представление о римской

Битва при Гастингсе. Ковёр из Байё. Фрагмент. Около 1077 г. Музей королевы Матильды, Байё. Нормандия.

ИСПАНИЯ

Романское искусство Испании раз­вивалось под влиянием арабской и французской культуры. Города Кор­дова, Гранада, Севилья, Валенсия, находящиеся в арабских владениях, славились прекрасными дворцами, мечетями, фонтанами. Арабы при­внесли в искусство Испании затей­ливые восточные орнаменты, неко­торые архитектурные детали, в частности тонкие витые колонки.

*В первой половине X в. норманны (скандинавские племена) завоевали область на севере Франции, получившую название Нормандия. В 1066 г. они высадились в Англии и разгромили англосаксонское войско в битве при Гастингсе. Нор­мандский герцог Вильгельм Завоеватель (1035-1087 гг.) стал королём Англии.

 

XI—XII вв. для Испании были вре­менем Реконкисты — войны за осво­бождение территории страны, захва­ченной арабами в 711 —718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того периода, но прежде всего на архитектуру.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. На­стоящей страной замков стало коро­левство Кастилия (Центральная Ис­пания) — её название произошло от испанского слова «Castillo, что озна­чает «замок». Один из самых ранних замков романского периода — коро­левский дворец Алькасар был по­строен в IX в. в Сеговии. Он сохра­нился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окружённой толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным же обра­зом возводили города.

В церковных постройках Ис­пании романского периода прак­тически отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик не­приступных крепостей. В испанской культуре того времени большую роль играла монументальная живо­пись. В стране сложилась своеобраз­ная школа фрески: росписи выпол­нялись яркими красками с чётким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны.

Замок Алькасар. IX в.

Сеговия. Испания.

Первые произведения монумен­тальной скульптуры появились в Испании в XI в. Это были украше­ния капителей, колонн, дверей. Вы­дающимся памятником романской скульптуры Испании считается «Портик Славы» (1168—1188 гг.), выполненный мастером Матео в церкви Сант-Яго де Компостелла. Здесь особенно явно ощущается влияние французской культуры.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по назва­нию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим на­зывали искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников. «Упаси, Боже, любую страну от од­ной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано» — эти слова итальянского историка искусства Джорджо Вазари (1511 — 1574) показывают отношение к готике, сложившееся в эпо­ху Возрождения в Италии. Подобные представления изменились лишь в XIX в., когда эпоху Средневековья перестали считать «тёмными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах го­тика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, по её

Готический храм.

Портал готического храма.

Готические окна.

же часто, как и в романском: например, в виде скульптур — химер или ста­туй-водостоков — гаргулей.

В XIII—XIV вв. наряду с церковными книгами, богато иллюстрированны­ми изображениями святых и сценами из Священной истории, получили рас­пространение часословы (сборники молитв и текстов, распределённых по календарю), романы, исторические хроники. На их страницах помещали сце­пы светских увеселений, рыцарских турниров, крестьянского труда. Они об­рамлялись изящным орнаментом из цветов и трав.

ФРАНЦИЯ

Готическое искусство первоначаль­но возникло и развивалось во фран­цузской провинции Иль-де-Франс (центре королевских владений). Во многом это было связано с усилени­ем могущества французского госу­дарства, укреплением королевской власти, ростом городов. Расцвет ли­тературы, науки, разнообразных ре­мёсел превратил Париж, главный город провинции Иль-де-Франс, в столицу европейской культуры. «Печь, где выпекается духовный хлеб человечества» — так назвал Иль-де-Франс один из современни­ков той эпохи.

Характерные черты ранней готи­ки воплотились в главном соборе столицы Франции — Нотр-Дам де

Пари (Парижской Богоматери). Ве­личественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 1163 г., по его строи­тельство продолжалось в течение нескольких столетий — до XIV в.

Нотр-Дам де Пари представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного попе­речного — трансепта. В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуя­ми — так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, кото­рых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми ар­ками. На башнях собора распо-

В Шартре. XII—XIV в.

Франция.

Франция.

Дом Жака Кёра.

Фрагмент фасада.

Гг.

Бурж. Франция.

В готическом стиле возводились не только церковные, но и светские здания: городские общественные сооружения — ратуши, торговые ряды и даже частные дома.

Монастырь Мон Сен-Мишель.

Мон Сен-Мишель — один из немногих средневековых монастырей, построенных в готическом стиле. Обитель возведена на скале у северного побережья Франции. Попасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива; во время прилива скалу со всех сторон окружало море.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНГЛИИ

Готическое искусство Англии было в ос­новном связано с монастырями, так как города здесь играли значительно мень­шую роль, чем в остальных странах За­падной Европы.

Английский готический собор отли­чался обилием украшений как снаружи, так и внутри здания. Его длинную цент­ральную часть обычно венчала высокая башня. На фасаде башни, как правило, не возводились.

Яркими примерами английской готи­ческой архитектуры являются собор в Кентербери (XII—XV вв.) — главный храм английского королевства; собор Вестмин­стерского аббатства (XIII—XV вв.) в Лондоне, где традиционно проходили церемонии коронации и погребения английских королей; собор в Солсбери (1220—1266 гг.).

Готические росписи и скульптура в Англии практически не сохранились — многое было уничтожено в период Ре­формации, когда верующие яростно бо­ролись против Католической Церкви.

ГЕРМАНИЯ

В XII—XIV вв. Германия, в которой за власть боролись между собой импе­ратор, князья и высшее духовенство, оставалась раздробленной страной. В этих условиях важное значение приобрели города. Соборы и рату­ши здесь стали центрами готическо­го искусства.

Широкое распространение в Гер­мании готика получила в первой по­ловине XIII в. Готические соборы в Германии значительно отличались от французских. Желая как можно ярче передать стремление человече­ского духа к небесам, немецкие ар­хитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Особенно роскошно укра­шали западные фасады соборов с одной или двумя высокими строй­ными башнями. Как правило, здесь не было наружных полуарок (аркбу­танов); не встречались и окна-розы, вместо них использовали стрельча­тые окна.

Памятниками готической архи­тектуры Германии являются соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме и других городах.

Выдающееся произведение гер­манской архитектуры — собор в Кёльне (1248 г. — XIX в.). Здание высотой сорок шесть метров, укра­шенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами, и в наши дни царит над го­родом.

Скульптура Германии, как и в романский период, в основном укра­шала не фасады, а внутренние поме­щения храмов. Произведения гер­манской готической скульптуры по сравнению с французской менее изящно и тонко исполнены. К ран­ней готике относится скульптурное убранство собора в Бамберге. Здесь находятся многочисленные релье­фы, а также фигура Всадника (около 1237 г.) — одна из самых загадочных статуй Средних веков. Неизвестно, кого изображает эта скульптура — императора Карла Великого, импе­ратора Отгона или просто христи­анского воина. Выдающимся произ­ведением германской скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге (вторая половина ХШ в.), в частности маркграфа Эккерхарда и маркграфини Уты.

Германия.

Германия.

ИТАЛИЯ

В Средние века решающую роль в формировании культуры Италии иг­рали города-республики — Флорен­ция, Сиена, Венеция. В то время ис­кусство Италии находилось под влиянием античных традиций, а по­тому готический стиль в этой стране сформировался только в XIV в. и не приобрёл господствующего влияния.

Самый крупный храм готиче­ского периода — собор в Милане (1386 г. — XIX в.), вмещавший сорок тысяч человек. Миланский собор богато украшен — здесь насчитыва­ется две тысячи триста только од­них скульптур.

В итальянских городах сохрани­лось также немало прекрасных свет­ских готических сооружений — дворцы, ратуши, фонтаны.

Наиболее известной постройкой готического периода является Дво­рец дожей (правителей Венеции) — яркий символ многовековой венеци­анской истории. Возведённый в IX в. как оборонительное сооружение на берегу лагуны Венецианского зали­ва, дворец на протяжении веков не раз перестраивался. Но первона­чальный план здания, образующего квадрат вокруг большого внутренне­го двора, остался практически неиз­менным. Фасады дворца, выходя­щие на лагуну и площадь Пьяцетту (XIV—XV вв.), — прекрасные образ­цы «пламенеющей» готики.

Готическое искусство — одно из ярчайших достижений Средневековья, но его влияние на европейскую культуру не ограничивается Средними ве­ками. Интерес к готической архитектуре, скульптуре и живописи, пробудив­шийся в XIX в., был столь велик, что именно в это время были завершены и отреставрированы собор в Кёльне и собор Святого Вита в Праге. Готиче­ский стиль прослеживается и в выдающемся сооружении XIX в. — здании английского Парламента (1840—1860 гг.) на берегу реки Темзы в Лондоне.

ИТАЛИЯ

Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых куль­турных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали визан­тийские черты, то в Риме и Цент­ральной Италии — античные. Лишь искусство Ломбардии, расположен­ной на севере Италии, восприняло формы романского стиля.

Такова, например, возведённая ещё в VI в. церковь Сант-Амброджо в Милане, которую перестроили в XI—XII вв., и другие дошедшие до на­шего времени памятники. Они отли­чаются нарядным и изящным на­ружным убранством, в котором широко использовались многоцвет­ные мраморные плиты.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, от­носится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор, башню и баптистерий, создавался в течение долгого времени: в XI в. здесь рабо­тал архитектор Бускетто, в XII в. — архитектор Райнальдо. Самой из-

 

Собор и башня в Пизе. Начало строительства — 1063 г.

Италия.

вестной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня накло­нилась в результате оседания фун­дамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать её на­клонной.

Своеобразный романский стиль сложился в Сицилии. В нём чувству­ется сильное влияние не только Ви­зантии и Востока, но и западной ар­хитектуры. Палатинская капелла (1131 —1143 гг.) в Палермо и собор Санта-Мария Нуова (1174—1189 гг.) в Монреале — типичные памятники сицилийской архитектуры.

Романская живопись Италии, сформировавшаяся под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры, отличалась большим разнообразием. Наиболее значительными её центрами были

Рим и монастыри Южной Италии во главе с аббатством Монтекассино. Фрески церкви Сан-Клементе (1073—1084 гг.) дают наиболее полное представление о римской







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.01 с.)