ТОП 10:

Нотр-Дам де Пари. 1163 г. XIV в. Париж. Франция.



лагаются скульптуры фантастиче­ских чудовищ — химер.

В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитек­туры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использова­ние аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон — черты, свойственные готи­ческому искусству.

Собор в Шартре (XII—XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились дра­гоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительст­вом короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ре­месленники города. В строительст­ве собора принимало участие мно­жество людей: например, в 40-х гг. XII в. тысячи нормандских паломни­ков явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали на крутой склон тяжёлые возы с камнями, распевая гимны в честь Богоматери. Возведе­ние собора считалось праведным делом, за которое верующим про­стятся грехи и будет обеспечено спасение на небесах.

«Королевский портал» (1145— 1155 гг.) собора в Шартре — яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами, которые зани­мали площадь более двух с полови­ной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти пол­ностью сгорел, сохранились толь­ко «королевский портал» и основа­ния башен. Позднее здание было вновь отстроено.

К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры от­носятся соборы в Реймсе и Амьене. Собор в Реймсе (1211 — 1330 гг.), где короновались французские коро­ли, — величественный памятник ко­ролевской власти и могуществу. В то же время это свидетельство силы и богатства самого города и его жите­лей, активно участвовавших в строи­тельстве. Собор в Амьене (1218— 1268 гг.) — длиной сто сорок пять и высотой сорок два с половиной мет­ра — самый крупный во Франции.

Впечатление, которое производят на зрителя эти соборы и подобные им архитектурные памятники зре­лой готики, передают следующие слова известного искусствоведа XIX в. П. П. Гнедича: «Эти бесконеч­но переплетающиеся аркады и сво­ды, кажется, ведут куда-то в иной мир. Всё стремится к чему-то высше­му, гигантскому... на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквоз­ные воздушные переходы; своды

Собор в Шартре. XII—XIV вв. Франция.

Христос как Судия мира. Скульптура и соборе Шартра. XII—XIV вв. Франция,

Персонажи Ветхого навета. Скульптура в соборе Шартра. XII—XIV вв. Франция.

Богоматерь с Младенцем. Витраж собора

В Шартре. XII—XIV в.

Франция.

Царь Давид. Витраж собора в Шартре. XII—XIV в. Франция.

Собор в Реймсе. Западный фасад. 1211—1330 гг.

Франция.

Собор в Амьене. Западный фасад. 1220—1236 гг. Франция.

Собор в Реймсе. Интерьер. 1211—1330 гг. Франция.

вздымаются выше и выше; над ни­ми идут колокольни, далее коло­кольни ещё и ещё, и их острые ба­шенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, пере­ходов, статуй и гробниц окутан кру­жевом изящного орнамента... То вы­сшее проявление готики, до которого дошла средневековая архитектура, может бесспорно быть названо парадоксальным. Это не здания, это какие-то ювелирные ра­боты, трактованные в колоссаль­ном размере».

На XIV—XV вв. приходится завер­шающий этап средневекового искус­ства во Франции. Этот период полу­чил наименование поздней, или «пламенеющей», готики: линии са­мых разных изображений приобре­ли форму языков пламени, широко

Дом Жака Кёра.

Фрагмент фасада.

Гг.

Бурж. Франция.

В готическом стиле возводились не только церковные, но и светские здания: городские общественные сооружения — ратуши, торговые ряды и даже частные дома.

Монастырь Мон Сен-Мишель.

Мон Сен-Мишель — один из немногих средневековых монастырей, построенных в готическом стиле. Обитель возведена на скале у северного побережья Франции. Попасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива; во время прилива скалу со всех сторон окружало море.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНГЛИИ

Готическое искусство Англии было в ос­новном связано с монастырями, так как города здесь играли значительно мень­шую роль, чем в остальных странах За­падной Европы.

Английский готический собор отли­чался обилием украшений как снаружи, так и внутри здания. Его длинную цент­ральную часть обычно венчала высокая башня. На фасаде башни, как правило, не возводились.

Яркими примерами английской готи­ческой архитектуры являются собор в Кентербери (XII—XV вв.) — главный храм английского королевства; собор Вестмин­стерского аббатства (XIII—XV вв.) в Лондоне, где традиционно проходили церемонии коронации и погребения английских королей; собор в Солсбери (1220—1266 гг.).

Готические росписи и скульптура в Англии практически не сохранились — многое было уничтожено в период Ре­формации, когда верующие яростно бо­ролись против Католической Церкви.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.004 с.)