Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сандро Боттичелли (1444-1510)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Боттичелли, один из самых вдохновенных мастеров итальянского Возрождения, родился в семье кожевника. Скромное происхождение не помешало ему рано добиться успехов в живописи, стать высокообразованным человеком. Он прекрасно знал поэзию, философию, дружил с самыми просвещенными людьми Флоренции. Недаром он осмелился изобразить себя среди знатнейших современников в картине «Поклонение волхвов». Боттичелли одним из первых обратился к античной мифологии. Так, в «Рождении Венеры» мы видим античную богиню красоты и любви. Согласно мифу, она родилась из морской пены близ острова Кипр и добралась до берега на раковине. Боги ветров осыпают ее дождем роз и гонят раковину к берегу, где богиню встречает девушка с покрывалом, украшенном цветами. Это одна из четырех ор — богинь времен года. На ее легком белом платье весны вышиты тонкие сплетения васильков. Сама Венера — воплощение красоты, но красоты скорее духовной, а не телесной. Поза богини повторяет древнеримскую статую целомудренной Венеры, застенчиво прикрывающей руками свою наготу, Безупречная чистота линий отличает несколько удлиненную фигуру, прекрасные золотые пряди волос Но в пленительном лице Венеры затаилась печальная грусть. Это настроение присутствует во многих картинах мастера. Такая же печальная отрешенность видна и в лицах мадонн Боттичелли, даже в торжественной и праздничной картине «Венчание Мадонны». Мадонна, погруженная в свои думы, пишет слова хорала в книгу, которую держит ангел. У младенца в одной руке гранат, другую он положил на руку матери. Боттичелли избирает для картины круговой формат и мастерски замыкает композицию. Все персонажи связаны между собой взглядами, прикосновениями рук. В конце жизни Боттичелли пережил глубокую духовную трагедию. Он отходил от идеала дерзающей, сильной личности, того идеала, которому он поклонялся в молодости. Художник оставляет и живопись. Он прожил еще 5-6 лет в одиночестве и отчаянии, но уже ничего не совершил для искусства. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ На рубеже XV—XVI вв. искусство Италии достигло высшей точки расцвета. Этот период называют Высоким Возрождением. Высочайший уровень искусства определяется творческим гением трех великих художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти. Позднее засверкают таланты таких мастеров, как Тициан, Джорджоне, Тинторетто и других. Центром самых значительных событий в художественной жизни становится Рим. Здесь находился глава католической церкви — Римский Папа, который приглашал лучших мастеров для украшения здании Ватикана, монастырей и капелл. Середину и конец XVI в. называют поздним Возрождением. Тогда и общество, и искусство охватил серьезный кризис. Леонардо да Винчи (1452-1519) Природа редко создает людей, так щедро одаренных разными талантами, как Леонардо да Винчи. За пятьсот лет до появления самолета он спроектировал летательные аппараты, сделал открытия в математике, физике, ботанике. Леонардо пишет правителю Милана, что он умеет воздвигать подъемные мосты, руководить осадой крепостей, отливать пушки, устраивать подкопы, а также конструировать «непроницаемые» колесницы. Но все-таки в памяти потомков он остался как гениальный художник. Огромное дарование Леонардо раскрылось рано, в годы учебы. Ему было 14 лет, когда он поступил учеником в мастерскую художника Андреа Верроккио, знаменитого на всю Италию. Оценив способности ученика, Андреа позволил ему написать фигуру ангела на картине «Крещение Христа», которая создавалась в мастерской. Ангел Леонардо оказался намного лучше фигур, написанных Вероккио. Согласно легенде, учитель уже никогда больше не прикасался к краскам, обидевшись на ученика, который превзошел его в мастерстве. Мадонны Леонардо Совершенное владение рисунком, светотенью проявилось в первом шедевре Леонардо — «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа). Еще задолго до Леонардо итальянские художники стали изображать Богоматерь (Мадонну) не небесной царицей, а как молодую мать с ребенком на руках. Леонардо придал этому образу особую теплоту и непринужденность. Юная флорентийка, одетая по моде последней четверти XV в., забавляет ребенка игрой с букетиком цветов. Мать с улыбкой наблюдает, как ребенок пытается дотянуться до цветка. Тему Мадонны с младенцем Леонардо обогатит новыми находками в других картинах: «Мадонна Литта», «Мадонна в скалах». На картине «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) Леонардо виртуозно изображает пространство, скалы за спиной Мадонны, используя переходы от света к тени. Весь передний план картины как бы залит солнцем. В солнечном свете четко различаются все предметы и краски, видны каждая травинка, каждый цветочек. Мадонна обнимает маленького Иоанна Крестителя, склоненного перед младенцем Христом. Рядом с ним — ангел, который указывает пальцем на Иоанна. Образы Марии и ангела в «Мадонне в скалах» вбирают в себя представления об идеальной красоте того времени. «Джоконда» Леонардо прекрасно чувствовал и выражал спою эпоху, время научных открытий на море, суше и небе. Леонардо прекрасно выразил эти ощущения в самой знаменитой своей картине — портрете «Мона Лиза», жены флорентийского купца Франческо дель Джоконда Какие мысли и чувства владеют молодой женщиной? Выражение ее лица загадочно и таинственно. Молодая женщина спокойно и задумчиво, даже несколько холодно смотрит на зрителя. Ее улыбка, затаившаяся в уголках губ, странно не соответствует взгляду. Улыбка служит здесь не для оживления лица, а как знак сложности, таинственности души. За спиной Моны Лизы — голубое небо, зеркальная гладь воды, силуэты скалистых гор, потоки воздуха. Пейзаж безлюден и пустынен, это скорее образ Вселенной, обозреваемой с огромной высоты. И в середине царит образ таинственной и прекрасной женщины. Леонардо словно говорит нам, что в центре мира стоит человек, и нет ничего более величественного и прекрасного. РАФАЭЛЬ САНТИ
«В Рафаэле блистали самые редкие душевные качества, с которыми соединялись грация, трудолюбие, скромность и добрая нравственность... Он постоянно имел множество учеников, которым помогал и которыми руководил с отеческой любовью». Эти отзывы говорят о Рафаэле как о человеке удивительного обаяния. Таким же было и его искусство: ясным, возвышенным, исполненным благородства и простоты. Рафаэль прожил всего 37 лет (1483—1520), но и за этот недолгий срок сумел оставить многогранное творческое наследие. Первые уроки живописи ему дал отец, Джованни Санти, живописец и поэт. Затем Рафаэль учился у известного мастера того времени Пьетро Перуджино. Ранние работы Рафаэля не выделяются среди произведений его учителей, но уже в «Мадонне Конестабиле», написанной в 20 лет, проявляется удивительное умение Рафаэля выстраивать композицию, связывать фигуры на картине в единое целое. В 1508 г. по приглашению Папы, главы католической церкви, он переехал из Флоренции в Рим, где полностью расцвел его гений. Там он начинал работать над росписью комнат (станц) Ватиканского дворца. Здесь проявились исключительные качества Рафаэля как живописца: тонкое чувство цвета, мастерство рисунка, и, главное, ■— умение объединить многочисленные образы в гармонический ансамбль, как на большой фреске «Афинская школа».. «Афинская школа» Под сводами просторного, величественного храма собрались мудрецы Древней Греции. В центре — Платон и Аристотель. Платон указывает Аристотелю на небо, подчеркивая духовную, божественную основу мира, Аристотель простер руку над землей, утверждая материальную сущность вещей. Платон и Аристотель окружены толпой последователей и учеников. На ступенях храма — мудрый Диоген, у подножия лестницы — справа Геометрия и Астрономия, слева — Грамматика и Арифметика, Музыка, в центре группы — погруженный в книгу Евклид. Многих ученыхдревности Рафаэль наделил чертами своих современников. На фреске «Парнас», Рафаэль изобразил покровителя искусств Аполлона в окружении девяти муз. Вокруг них собрались знаменитые греческие и римские поэты, а также великие поэты и писатели Италии эпохи Возрождения —■ Данте, Петрарка, Боккаччо, Ариосто. Художник сближает мир античности и современный ему мир и этим подчеркивает свою мечту о величии человека, его дерзаний и свершений в науке, искусстве. Рафаэль видит своих героев идеальными людьми, он стремится показать лучшее и совершенное в человеке. Эта вера была основой всего мировоззрения эпохи Возрождения. Образы Богоматери Образ мадонны был одним из самых любимых в творчестве Рафаэля. Он создал несколько всемирно известных картин, в которых Богоматерь предстает как богиня добра и красоты. Его мадонна то величественно царит в больших алтарных композициях, то как обычная женщина любуется первыми шагами своего сына, как на картине «Мадонна в зелени». Рафаэль настойчиво искал путь воплощения идеального образа Богоматери, и он достиг этого идеала в прославленной «Сикстинской мадонне». Картина была написана по заказу Римского Папы Юлия II. Босая, но царственная и величественная, она идет по облакам с младенцем на руках. На нее с благоговением смотрят снявший папскую тиару Сикст и святая Варвара. Два ангелочка устремляют вверх мечтательный взор. Юная мадонна спокойна и величественна, но в ее взоре, в жесте, с которым она прижимает к себе сына, чувствуется какая-то тревога и обреченность. Она словно предвидит крестный путь сына, свои страдания и страдания всего рода людского. Рафаэль раздвинул над изображением тяжелый занавес, напоминая, что это не реальность, а мечта о лучшем мире, о совершенстве, к которому человек должен стремиться. В последние годы своей жизни Рафаэль вместе с архитектором Донато Браманте работал над реконструкцией и росписью лоджий Ватиканского дворца. Это длинная галерея, равномерно пересеченная 12-ю высокими арками. Рафаэль покрыл росписями все лоджии: здесь религиозные и мифологические картины, причудливый орнамент из растений и цветов. На плафонах — главнейшие события библейской истории, поэтому росписи иногда называют «Библией Рафаэля».
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ Микеланджело (1475—1564) в разные годы своей жизни отдавал предпочтение то скульптуре, то живописи, в зрелые годы занимался архитектурой, в поздние — поэзией. Главным героем его произведений стал человек с героической или трагической судьбой. Скульптура «Давид» Уже в первых скульптурах Микеланджело проявились главные черты его образов: внутренняя сила и драматизм. В 1501 г. он начал работать над мраморной статуей Давида, юноши, который победил великана Голиафа и стал царем Иудеи. Скульптуру поставили в центре Флоренции, и жители города увидели в ней образ защитника города. Флорентийцы тогда боролись с тиранией семейства Медичи, правившего городом. «Давид» Микеланджело — гигант не только по своим размерам (статую так и называли «Гигант»), но по своему духу. Легка и свободна поза героя, но внутреннее напряжение чувствуется во всей фигуре, особенно в зорком взгляде. Праща (ремень для метания камней) перекинута за спину, Опущенной рукой он подхватил ее нижний конец с рукояткой в виде короткого круглого стержня, который нередко по ошибке принимают за камень. Давид изображен нагим, как это делали скульпторы Древней Греции. Давид собран и сосредоточен перед битвой с Голиафом, и Микеланджело показал эту внутреннюю готовность героя к подвигу. Гробница Юлия II В 1505 г. Папа Юлий II поручил скульптору создание собственной гробницы. Микеланджело переехал в Рим, и многие годы его творческой жизни отныне будут связаны с этим городом. Проект гробницы несколько раз изменялся и сокращался. Для нее Микеланджело создал две статуи рабов и статую «Моисей» — воплощение несгибаемой воли и силы человеческого духа. Моисей — древнееврейский пророк, ведущий свой народ в землю обетованную. Он изображен со скрижалями, на которых Бог начертал 10 заповедей. Сикстинская капелла Прирожденный скульптор, Микеланджело и в живописи мыслит объемно. В 1508 г. Римский Папа поручил ему расписать потолок Сикстинской капеллы — домовой церкви римских пап в Ватикане. Вначале Микеланджело полагалось расписать только люнеты (пространства над арками) и изобразить 12 апостолов. Впоследствии замысел разросся и росписи покрыли весь свод и его боковые стороны. Более четырех лет нечеловеческого труда отдал Микеланджело этой работе. Пришлось расписать около 600 м2 площади, да еще на потолке, лежа на лесах на спине. Он подорвал свое здоровье и испортил зрение. Когда работа закончилась, сам Папа и римляне были потрясены увиденным. Перед ними предстал мир титанов, полный человеческих страстей. Это не был гармоничный, идеальный мир Рафаэля. В героях Микеланджело мы слышим биение сердца людей, становимся свидетелями их чувств и страстей. Каждый сантиметр росписи показывает, что создателем руководили страсть и воображение. Величие личности самого Микеланджело выразилось в титаническом облике его героев. Вот роспись «Сотворение Адама». По бесконечному пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Его плащ развевается, надутый, как парус. Правая рука Бога, дарующая к жизнь, почти вплотную прикасается к руке Адама, и его лежащее на земле тело начинает приходить в движение. Между двумя руками словно пробегает электрическая искра. В этой точке выражен весь пафос сцены, весь его глубинный смысл. Гибкое, сильное тело Адама и его лицо, обращенное к Богу с зовом и ожиданием, — все возвеличено воображением художника. Гробница Медичи Почти 15 лет Микеланджело работал над усыпальницей семьи Медичи во Флоренции. Герцоги Лоренцо и Джулиано рано умерли и ничем не отличились в знатном роде Медичи. Микеланджело упрекали, что в скульптурах двух военачальников мало сходства с Джулиано и Лоренцо Медичи. Микеланджело говорил: «Кого это будет интересовать через несколько столетий?» Гробницы расположены у двух противоположных стен капеллы. На гробнице Лоренцо — скульптуры «Вечер» и «Утро», на гробнице Джулиано — «День» и «Ночь». В капелле люди испытывают необъяснимое чувство печали и обреченности, неотвратимости судьбы. Микеланджело прожил долгую жизнь — почти 90 лет. У него был неуживчивый характер, он имел мало друзей, жил бурно и страстно, хотя и одиноко. Часто его жизненные планы терпели крах, но он всегда находил силы, чтобы сносить удары судьбы. Эту силу человеческого духа он увековечил в своих творениях.
Три города Италии: Флоренция, Рим и Венеция — становились по очереди главными центрами культурной жизни эпохи Возрождения. Венеция —■ блистательно завершает ее историю. Если Леонардо и художники Флоренции считали основой живописи рисунок, то венецианцы отдают пальму первенства цвету, краскам. Они показали выразительную силу цвета, переходы его тонов. Именно цветом, а не линией они прорабатывают рисунок. Основой изобразительного языка художников-венецианцев становится богатство цвета картины. Джорджоне да Кастельфранко прожил всего тридцатьтри года. Он скончался во время эпидемии чумы. Его наследие невелико по объему, но каждая из его картин становилась откровением для современников. Он первым из итальянских живописцев посвятил свое творчество не религиозным, а мирским темам. «Гроза», «Радуга», «Спящая Венера», «Сельский концерт» — в этих полотнах Джорджоне показывает мир, полный торжественной тишины, прекрасный и поэтический. Трудно сказать, что картина Джорджоне «Спящая Венера» написана на религиозный или мифологический сюжет. Зритель видит прекрасную земную женщину. Античных богинь обычно изображали стоящими, закутанными в драпировки. «Грозу» Джорджоне можно назвать одним из первых пейзажей мировой живописи, где природа дана не как фон, а как одухотворенная среда, в которой живут герои. Картина таит много до сих пор неразгаданных тайн. Что связывает юную женщину с ребенком и молодого человека? Герои разделены рекой, смотрят в разные стороны, каждый погружен в свои думы, и лишь состояние тревожного покоя объединяет их. Очищение или новые тревоги несет им гроза? «Сельский концерт» Джорджоне — картина необычная для того времени. В ней нет рассказа о каком-то событии, она не посвящена по тогдашней традиции религиозному сюжету. Это просто люди на фоне прекрасного пейзажа. И написана она необычно: краски лежат на полотне не гладко, а брошены широкими мазками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.012 с.) |