Сандро Боттичелли (1444-1510) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сандро Боттичелли (1444-1510)



Боттичелли, один из самых вдохновенных мастеров итальянского Возрождения, ро­дился в семье кожевника. Скромное про­исхождение не помешало ему рано добить­ся успехов в живописи, стать высокообра­зованным человеком. Он прекрасно знал поэзию, философию, дружил с самыми про­свещенными людьми Флоренции. Недаром он осмелился изобразить себя среди знат­нейших современников в картине «Покло­нение волхвов».

Боттичелли одним из первых обратился к античной мифологии. Так, в «Рож­дении Венеры» мы видим антич­ную богиню красоты и любви. Согласно мифу, она родилась из морской пены близ остро­ва Кипр и добралась до бере­га на раковине. Боги ветров осыпают ее дождем роз и гонят раковину к берегу, где богиню встречает девушка с покрывалом, украшенном цветами. Это одна из четы­рех ор — богинь времен года. На ее легком белом платье весны вышиты тонкие сплете­ния васильков.

Сама Венера — воплощение кра­соты, но красоты скорее духовной, а не телесной. Поза богини повторяет древнеримскую статую целомудренной Ве­неры, застенчиво прикрывающей руками свою наготу, Безупречная чистота линий от­личает несколько удлиненную фигуру, пре­красные золотые пряди волос Но в плени­тельном лице Венеры затаилась печальная грусть. Это настроение присутствует во мно­гих картинах мастера.

Такая же печальная отрешенность видна и в лицах мадонн Боттичелли, даже в торже­ственной и праздничной картине «Венчание Мадонны». Мадонна, погруженная в свои думы, пишет слова хорала в книгу, которую держит ангел. У младенца в одной руке гра­нат, другую он положил на руку матери. Боттичелли избирает для картины круговой формат и мастерски замыкает композицию. Все персонажи связаны между собой взгля­дами, прикосновениями рук. В конце жизни Боттичелли пережил глубо­кую духовную трагедию. Он отходил от идеала дерзающей, сильной личности, того идеала, которому он поклонялся в молодости. Художник оставляет и живопись. Он прожил еще 5-6 лет в одиночестве и отчаянии, но уже ничего не совершил для искусства.


ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

На рубеже XV—XVI вв. искусство Италии достигло выс­шей точки расцвета. Этот период называют Высоким Возрождением. Высочайший уровень искусства опреде­ляется творческим гением трех великих художников: Ле­онардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти. Позднее засверкают таланты таких мастеров, как Тициан, Джорджоне, Тинторетто и других. Центром самых значительных событий в художествен­ной жизни становится Рим. Здесь находился глава като­лической церкви — Римский Папа, который приглашал лучших мастеров для украшения здании Ватикана, мо­настырей и капелл.

Середину и конец XVI в. называют поздним Возрожде­нием. Тогда и общество, и искусство охватил серьезный кризис.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Природа редко создает людей, так щедро одаренных разными талантами, как Леонар­до да Винчи. За пятьсот лет до появления са­молета он спроектировал летательные аппа­раты, сделал открытия в математике, фи­зике, ботанике. Леонардо пишет пра­вителю Милана, что он умеет воздви­гать подъемные мосты, руководить осадой крепостей, отливать пушки, устраивать подкопы, а также кон­струировать «непроницаемые» ко­лесницы. Но все-таки в памяти потомков он остался как гениаль­ный художник.

Огромное дарование Леонардо раскрылось рано, в годы учебы. Ему было 14 лет, когда он посту­пил учеником в мастерскую ху­дожника Андреа Верроккио, знаменитого на всю Италию. Оценив способности ученика, Андреа позволил ему написать фигуру ангела на картине «Крещение Христа», которая создавалась в мастерской. Ангел Леонардо оказался намного лучше фигур, написанных Вероккио. Согласно легенде, учитель уже никогда больше не прикасался к краскам, обидевшись на ученика, который превзошел его в мастерстве.

Мадонны Леонардо

Совершенное владение рисунком, светоте­нью проявилось в первом шедевре Леонар­до — «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа). Еще задолго до Леонардо итальянские ху­дожники стали изображать Богоматерь (Мадонну) не небесной царицей, а как молодую мать с ребенком на руках. Леонардо придал этому образу особую теплоту и не­принужденность. Юная флорентийка, оде­тая по моде последней четверти XV в., забав­ляет ребенка игрой с букетиком цветов. Мать с улыбкой наблюдает, как ребенок пытается дотянуться до цветка. Тему Мадонны с младенцем Леонардо обо­гатит новыми находками в других картинах: «Мадонна Литта», «Мадонна в скалах». На картине «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) Леонардо виртуозно изображает про­странство, скалы за спиной Мадонны, ис­пользуя переходы от света к тени. Весь пе­редний план картины как бы залит солнцем. В солнечном свете четко различаются все предметы и краски, видны каждая травин­ка, каждый цветочек. Мадонна обнимает ма­ленького Иоанна Крестителя, склоненного перед младенцем Христом. Рядом с ним — ангел, который указывает пальцем на Иоан­на. Образы Марии и ангела в «Мадонне в скалах» вбирают в себя представления об идеальной красоте того времени.

«Джоконда»

Леонардо прекрасно чувствовал и выражал спою эпоху, время научных открытий на море, суше и небе. Леонардо прекрасно вы­разил эти ощущения в самой знаменитой своей картине — портрете «Мона Лиза», жены флорентийского купца Франческо дель Джоконда Какие мысли и чувства вла­деют молодой женщиной? Выражение ее лица загадочно и таинственно. Молодая женщина спокойно и задумчиво, даже не­сколько холодно смотрит на зрителя. Ее улыбка, затаившаяся в уголках губ, странно не соответствует взгляду. Улыбка служит здесь не для оживления лица, а как знак сложности, таинственности души. За спиной Моны Лизы — голубое небо, зеркальная гладь воды, силуэты скалистых гор, потоки воздуха. Пейзаж безлюден и пустынен, это скорее образ Вселенной, обозреваемой с ог­ромной высоты. И в середине царит образ таинственной и прекрасной женщины. Ле­онардо словно говорит нам, что в центре мира стоит человек, и нет ничего более ве­личественного и прекрасного.

РАФАЭЛЬ САНТИ

 

«В Рафаэле блистали самые редкие душевные качества, с которыми соединялись грация, трудолюбие, скромность и добрая нравственность... Он постоянно имел множе­ство учеников, которым помогал и которыми руководил с отеческой любовью». Эти отзывы говорят о Рафаэле как о человеке удивительного обаяния. Таким же было и его искусство: ясным, возвышенным, исполненным благо­родства и простоты.

Рафаэль прожил всего 37 лет (1483—1520), но и за этот недолгий срок сумел оставить многогранное творческое наследие. Первые уроки живописи ему дал отец, Джованни Санти, живописец и поэт. Затем Рафаэль учился у известного масте­ра того времени Пьетро Перуджино. Ранние работы Рафаэля не выделяют­ся среди произведений его учителей, но уже в «Мадонне Конестабиле», на­писанной в 20 лет, проявляется уди­вительное умение Рафаэля выстраи­вать композицию, связывать фигуры на картине в единое целое.

В 1508 г. по пригла­шению Папы, главы католической церк­ви, он переехал из Флоренции в Рим, где полностью расцвел его гений. Там он начинал работать над росписью комнат (станц) Ватиканского двор­ца. Здесь проявились исключитель­ные качества Рафаэля как живопис­ца: тонкое чувство цвета, мастерство рисунка, и, главное, ■— умение объе­динить многочисленные образы в гармонический ансамбль, как на большой фреске «Афинская школа»..

«Афинская школа»

Под сводами просторного, величественного храма собрались мудрецы Древней Греции. В центре — Платон и Аристотель. Платон указывает Аристотелю на небо, подчерки­вая духовную, божественную основу мира, Аристотель простер руку над землей, утвер­ждая материальную сущность вещей. Пла­тон и Аристотель окружены толпой после­дователей и учеников. На ступенях храма — мудрый Диоген, у подножия лестницы — справа Геометрия и Астрономия, слева — Грамматика и Арифметика, Музыка, в цен­тре группы — погруженный в книгу Евклид. Многих ученыхдревности Рафаэль наделил чертами своих современников.

На фреске «Парнас», Рафаэль изобразил по­кровителя искусств Аполлона в окружении девяти муз. Вокруг них собрались знамени­тые греческие и римские поэты, а также ве­ликие поэты и писатели Италии эпохи Воз­рождения —■ Данте, Петрарка, Боккаччо, Ариосто. Художник сближает мир антично­сти и современный ему мир и этим подчер­кивает свою мечту о величии человека, его дерзаний и свершений в науке, искусстве. Рафаэль видит своих героев идеальными людь­ми, он стремится показать лучшее и совер­шенное в человеке. Эта вера была основой все­го мировоззрения эпохи Возрождения.

Образы Богоматери

Образ мадонны был одним из самых люби­мых в творчестве Рафаэля. Он создал несколько всемирно известных картин, в которых Богоматерь предстает как богиня добра и красоты. Его мадонна то величе­ственно царит в больших алтарных компо­зициях, то как обычная женщина любуется первыми шагами своего сына, как на кар­тине «Мадонна в зелени». Рафаэль настой­чиво искал путь воплощения идеального образа Богоматери, и он достиг этого идеа­ла в прославленной «Сикстинской мадон­не». Картина была написана по заказу Рим­ского Папы Юлия II.

Босая, но царственная и величественная, она идет по облакам с младенцем на руках. На нее с благоговением смотрят снявший пап­скую тиару Сикст и святая Варвара. Два анге­лочка устремляют вверх мечтательный взор. Юная мадонна спокойна и величественна, но в ее взоре, в жесте, с которым она при­жимает к себе сына, чувствуется какая-то тревога и обреченность. Она словно предви­дит крестный путь сына, свои страдания и страдания всего рода людского. Рафаэль раз­двинул над изображением тяжелый занавес, напоминая, что это не реальность, а мечта о лучшем мире, о совершенстве, к которо­му человек должен стремиться. В последние годы своей жизни Рафаэль вме­сте с архитектором Донато Браманте рабо­тал над реконструкцией и росписью лоджий Ватиканского дворца. Это длинная галерея, равномерно пересеченная 12-ю высокими арками. Рафаэль покрыл росписями все лод­жии: здесь религиозные и мифологические картины, причудливый орнамент из расте­ний и цветов. На плафонах — главнейшие события библейской истории, поэтому рос­писи иногда называют «Библией Рафаэля».

 

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

Микеланджело (1475—1564) в разные годы своей жиз­ни отдавал предпочтение то скульптуре, то живописи, в зрелые годы занимался архитектурой, в поздние — поэзией. Главным героем его произведений стал человек с героической или трагической судьбой.

Скульптура «Давид»

Уже в первых скульптурах Микеланджело проявились главные черты его образов: внутренняя сила и драматизм. В 1501 г. он начал работать над мраморной ста­туей Давида, юноши, который побе­дил великана Голиафа и стал царем Иудеи. Скульптуру поставили в цен­тре Флоренции, и жители города уви­дели в ней образ защитника города. Фло­рентийцы тогда боролись с тиранией семей­ства Медичи, правившего городом. «Давид» Микеланджело — гигант не толь­ко по своим размерам (статую так и назы­вали «Гигант»), но по своему духу. Легка и свободна поза героя, но внутреннее напря­жение чувствуется во всей фигуре, особен­но в зорком взгляде. Праща (ремень для ме­тания камней) перекинута за спину, Опу­щенной рукой он подхватил ее нижний ко­нец с рукояткой в виде короткого круглого стержня, который нередко по ошибке при­нимают за камень. Давид изображен нагим, как это делали скульпторы Древней Греции. Давид собран и сосредоточен перед битвой с Голиафом, и Микеланджело показал эту внутреннюю готовность ге­роя к подвигу.


Гробница Юлия II

В 1505 г. Папа Юлий II поручил скульптору создание собственной гробницы. Микеланд­жело переехал в Рим, и многие годы его твор­ческой жизни отныне будут связаны с этим городом. Проект гробницы несколько раз из­менялся и сокращался. Для нее Микеландже­ло создал две статуи рабов и статую «Мои­сей» — воплощение несгибаемой воли и силы человеческого духа. Моисей — древнееврей­ский пророк, ведущий свой народ в землю обетованную. Он изображен со скрижалями, на которых Бог начертал 10 заповедей.

Сикстинская капелла

Прирожденный скульптор, Микеланджело и в живописи мыслит объемно. В 1508 г. Римский Папа поручил ему распи­сать потолок Сикстинской капеллы — до­мовой церкви римских пап в Ватикане. Вна­чале Микеланджело полагалось расписать только люнеты (пространства над арками) и изобразить 12 апостолов. Впоследствии за­мысел разросся и росписи покрыли весь свод и его боковые стороны. Более четырех лет нечеловеческого труда отдал Микеланд­жело этой работе. Пришлось расписать около 600 м2 площади, да еще на потолке, лежа на лесах на спине. Он подорвал свое здоровье и испортил зрение.

Когда работа закончилась, сам Папа и римляне были по­трясены увиденным. Перед ними предстал мир титанов, полный человеческих страс­тей. Это не был гармоничный, идеальный мир Рафаэля. В героях Микеланджело мы слышим биение сердца людей, становимся свидетелями их чувств и страстей. Каждый сантиметр росписи показывает, что созда­телем руководили страсть и воображение. Величие личности самого Микеланджело выразилось в титаническом облике его ге­роев.

Вот роспись «Сотворение Адама». По бесконечному пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Его плащ развевается, наду­тый, как парус. Правая рука Бога, дарующая к жизнь, почти вплотную прикасается к руке Ада­ма, и его лежащее на земле тело начинает приходить в движение. Между двумя руками словно пробегает электрическая искра. В этой точке выражен весь пафос сцены, весь его глубинный смысл. Гибкое, сильное тело Адама и его лицо, об­ращенное к Богу с зовом и ожиданием, — все возвеличено воображением художника.

Гробница Медичи

Почти 15 лет Микеланджело работал над усыпальницей семьи Медичи во Флоренции. Герцоги Лоренцо и Джулиано рано умерли и ничем не отличились в знатном роде Ме­дичи. Микеланджело упрекали, что в скуль­птурах двух военачальников мало сходства


с Джулиано и Лоренцо Медичи. Микеланд­жело говорил: «Кого это будет интересовать через несколько столетий?» Гробницы расположены у двух противопо­ложных стен капеллы. На гробнице Лорен­цо — скульптуры «Вечер» и «Утро», на гроб­нице Джулиано — «День» и «Ночь». В ка­пелле люди испытывают необъяснимое чув­ство печали и обреченности, неотвратимос­ти судьбы.

Микеланджело прожил долгую жизнь — почти 90 лет. У него был неуживчивый ха­рактер, он имел мало друзей, жил бурно и страстно, хотя и одиноко. Часто его жизнен­ные планы терпели крах, но он всегда нахо­дил силы, чтобы сносить удары судьбы. Эту силу человеческого духа он увековечил в сво­их творениях.

 

Три города Италии: Флоренция, Рим и Венеция — ста­новились по очереди главными центрами культурной жизни эпохи Возрождения. Венеция —■ блистательно завершает ее историю. Если Леонардо и художники Флоренции считали основой живописи рисунок, то ве­нецианцы отдают пальму первенства цвету, краскам. Они показали выразительную силу цвета, переходы его тонов. Именно цветом, а не линией они прорабатыва­ют рисунок.

Основой изобразительного языка художников-венеци­анцев становится богатство цвета картины.

Джорджоне да Кастельфранко прожил все­го тридцатьтри года. Он скончался во время эпидемии чумы. Его наследие невелико по объему, но каждая из его картин становилась откровением для современников. Он первым из итальянских живописцев посвятил свое творчество не религиозным, а мирским те­мам. «Гроза», «Радуга», «Спящая Венера», «Сельский концерт» — в этих полотнах Джорджоне показывает мир, полный торже­ственной тишины, прекрасный и поэтичес­кий. Трудно сказать, что картина Джорджо­не «Спящая Венера» написана на религиоз­ный или мифологический сюжет.

Зритель ви­дит прекрасную земную женщину. Антич­ных богинь обычно изображали стоящими, закутанными в драпировки. «Грозу» Джорджоне можно назвать одним из первых пейзажей мировой живописи, где природа дана не как фон, а как одухотворен­ная среда, в которой живут герои. Картина таит много до сих пор неразгаданных тайн. Что связывает юную женщину с ребенком и молодого человека? Герои разделены ре­кой, смотрят в разные стороны, каждый по­гружен в свои думы, и лишь состояние тре­вожного покоя объединяет их. Очищение или новые тревоги несет им гроза?

«Сельский концерт» Джорджоне — картина необычная для того времени. В ней нет рассказа о каком-то собы­тии, она не посвящена по тог­дашней традиции религиоз­ному сюжету. Это просто люди на фоне прекрасного пейзажа. И написана она необычно: краски лежат на полотне не гладко, а бро­шены широкими маз­ками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.028 с.)