Налоги: сущность, осн. элементы и классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоги: сущность, осн. элементы и классификация.



Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюдж. сист. - регулируемая законодат. РФ, совокупность фед. бюдж., бюдж. субъектов РФ и бюдж. внебюдж фондов.

Бюдж. устр-во –бюдж. сист. страны и принципы ее орг-ции.

Бюдж. устр. зависит от гос. устр., подраздел.: 1) Простые (унитарные) США, Канада, Германия; 2) Сложные (федерация, конфедерации) Россия.

В унитар. гос-ве бюдж. сист. 2-х ур. (госбюджет и местные бюдж.). В федерат. гос-ах бюдж. сист 3-х ур. (госбюджет, бюдж. субъектов, местные бюдж.).

Виды бюдж. сист.: 1) Основанные на принципах бюдж. централизма (хар-ны для соц. стран); 2) На принципах автономности бюдж. (в развитых гос-ах, чья экономика базируется на частн. собств. и ориентир. на рын. отнош.).

Бюдж. сист. в узком смысле - совокупность бюдж. разных уровней и бюджетов внебюдж. фондов: 1) Фед. бюджет и бюджеты гос. внебюдж. фондов (ПФ, ФСС, ФФОМС); 2) Бюдж. субъектов РФ и бюдж. гос. территор. внебюдж. фондов; 3) Местные бюдж. (в т.ч. мун. районов, городских округов, внутригородских территор. образований, городов фед. значения) и бюджеты городских и сельских поселений.

Бюдж. сист. в широком смысле (3 блока): 1) Фундаментальный: - бюдж. разных уровней; - бюдж. внебюдж. фондов; - принципы построения бюдж. сист.; - бюдж. классификация и бюдж. учет. 2) Организационный: - бюдж. процесс; - участники бюдж. процесса. 3)Регулир-ий: - бюдж. и налоговое законодат.; - бюдж. политика.

Бюдж. сист. РФ строится на принципах бюдж. федерализма – предполагает реальное участие всех звеньев бюдж. сист. в едином бюдж. процессе, ориентированном на реализацию интересов субъектов, а в конечном случае населения.

Принципы построения бюдж. сист. (гл. 5 БК РФ): 1) Пр. единства (служит условием для реализации единой соц.-экономич. политики и орг. МСУ); 2) Пр. разграничения доходов, расходов и источников фин. дефицитов бюдж. м/у бюджетами бюдж. сис. РФ (кто, за что отвечает); 3) Пр. самостоятельности бюджетов (условие: соответв. орган власти обладает достаточными собств. источниками фин. ресурсов и в праве свободно распоряж. ими); 4) Пр. полноты отображения доходов, расходов и источника фин. дефицита бюджета (в полном объеме); 5) Пр. сбалансированности бюджета (объем расходов должен соответств. суммарному объему доходов бюдж.); 6) Пр. результативности и эффект. использования бюдж. средств; 7) Пр. общего покрытия расходов бюджета; 8) Пр. прозрачности (открытости); 9) Пр. достоверности; 10) Пр. адресности и целевого хар-ра бюдж. средств (бюдж. ассигнования и лимиты бюдж. обязательств доводятся до конкрет. получателей бюдж. средств с указанием целей их использования); 12) Пр. единства кассы (зачисление выплат с единого счета бюдж.).

2/2. Понятие и сущность бюджета публ.-прав. образов.

Бюджет – централизов. фонд денеж. средств. Это сист. эконом. отношений по поводу формиров., распредел. и использов. централиз-ных денеж фондов органов власти разных уровней. Электр-ый бюджет -призван реализов ряд новых требов-ий к составу и качеству инф-ции в сфере общ-ых финансов, в области гос. закупок, в сфере фин. контроля. Внедрение электр. бюдж. даст для бюдж. сист. в целом: - Единое исполн. бюджета; - Отсутств. дублиров. инф-ции (данные и док-ты вносятся в систему один раз); - Экономия бюдж. ср-тв и повыш. эффект. бюдж. расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооб.

ППО (РФ, субъекты РФ, мун. образования) - выступает как институцион-ная единица сектора гос. управл., кот. выполн. ф-ции законодат., исполнит. и судебной власти, управляет своими активами и обязат-ми, а также выступает в качестве участника гражданско-правовых отношений.

Согласно соврем. подхода Бюджет – поток денежн. средств, возникающий в процессе управл. активами и обязат-ми ППО. Бюджет любого уровня предназначен для исполнения расходных обязательств.

Расх. обязат-ва – обусловленные законом, иными норм.-прав. актами, договорами или соглаш-ми, обязанности ППО или действующего от его имени бюдж. учрежд., предоставить физ. или юр. лицу, иному ППО, субъекту междунар-го права средсттва из соответств. бюджета. Фед. бюджет предназначен для исполнения расх. обязат-тв РФ, бюджет субъекта – расх обязат-тв субъекта, местный бюджет – расх обязат-тв соответств. мун образования.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюдж. сист. на соответств. территории за исключ. бюдж. внебюдж. фондов без учета межбюдж. трансфертов м/у этими бюджетами. Показатели консолид-ного бюджета использ. для составл. сводного фин. баланса, прогноза соц.-эконом. развития федерации или региона, а также для определ. показателей бюдж. обеспеченности населения.

Ф-ции бюдж.: 1) Распределит. (перераспределит.) – источник - нац. доход; 2) Регулир. – обеспеч. макроэконом. стабильности, повышение благосостояния населения (инструменты регулир. – налоги, расходы, межбюдж. трансферты, госзаказ и т.д.); 3) Контрольная – насколько эффект. и целенапр-но расход. бюдж. ср-ва; 4)Соц. обеспеч.

Признаки бюджета: 1) Денеж. форма отнош.; 2) Сфера действия ограничена рамками бюдж. процесса; 3) Участн. бюдж. отнош.: с одной стороны ППО, с др. – физ., юр. лица, др. ППО, субъекты междунар. права; 4) Безвозмездность движ. фин. потоков (налоги, сборы, бюдж. фин-ние – за исключ. бюдж. кредитов).

ДОП. ВОПР.: За счет каких источн. фин. дефицит? Фед. бюдж. 2013-2015гг. - Фин. дефицита будет осущ. преимущ. за счет гос. заимствов. и ср-тв, поступ. от приватизации фед. собств.

Содержание и принципы бюдж. ППО.

Бюдж. полит. гос: С одной стороны – деят-ть законодат. и исполнит органов власти в сфере бюдж. отношений, кот. должны учитывать как интересы гос-ва, так и интересы населения. С другой – цели, приоритеты и принц. действия ППО в сфере стимулирования доходов, планирования, распределения и использования расходов.

Стратег. цель бюдж. полит. – обеспеч. фин. и соц. стаб-сти в гос-ве. Глав приоритет – рост благосостояния населения.

Содержание бюдж. полит. (этапы): 1) Определ. концепт-ых основ развития бюджета, как на перспективу, так и на текущ. период (переход на формиров. програм-го бюджета); 2) Формиров. целей и задач бюдж. политики; 3) Выработка конкретных путей достижения целей и решения задач.

Принципы бюдж. полит.: 1) Консерват-ость и надежность эконом. прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюдж. планиров.; 2) Формиров. бюджета с учетом долгосро. прогноза осн. параметров бюдж. сист., основанных на реалистичных оценках; 3) Стабильность и предсказуемость налог. политики; 4) Недопустимость увязки в ходе исполн. бюджетов объемов расходов с определенными доходными источниками; 5) Принятие новых расходных обязат-тв при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюдж. ассигнований на весь период их исполнения.

Классиф. бюдж. полит.: 1) В зависимости от приоритетов целевой направл.: - Доходный ( планиров., организ. и исполн. бюдж. сконцентрированы преимущ-но на доходах и ведутся от доходов, т.е. под объем доходов подстраив-тся бюдж. расходы и задачи); - Расходный (подчинение доходов бюджета расходам); - Контрольно-регулирующий (увеличение регулирования экономики гос-ом через гос. заказы, налог льготы и санкции); - Комбинированная (направл. на обеспеч. равновесного соотнош. всех ф-ций бюджета, интересов гос-ва, налогоплат-ков, пользователей гос. услуг и общества в целом). 2) По времен. аспекту: - Бюдж. стратегия – длит. срок; - Бюдж. тактика – короткий срок. 3) По фун-ному содерж.: - В обл. доходов бюджета; - В обл. расходов бюджета; - В обл. управления долгом; - В обл. межбюдж. отношений. 4) По уровню бюдж. сист.: - Политика на фед. уровне (бюдж. послание президента); - На региональном уровне (глава РК перед Законодат. собр.); - Политика на мун. уровне (мэр перед советом депутатов).

Бюдж. полит. РФ на 2013-2015гг. Проблемы: - Значит. ненефтегазовый дефицит; - Стр-ра бюдж. расходов не явл. оптимальной; - Межбюдж отнош.– нет стимулиров. повыш. доходов субъектов и мест доходов; - бюдж. политика явл. неясной для общества; - частые изменения налог. законод.

Цели: - укрепл. макроэконом. стабильн. и обеспеч. бюдж. устойчив.; - разраб. долгосроч. бюдж. стратегии до 2030г; - определ. параметров развития пенсион. сист и т.д.

Содержание и виды обязательств ППО.

В основе расход. бюдж. лежат обязат-ва: 1) Безвозмездные – возникающ. в сфере публ. права. 2) Возмездные – в процессе реализации возложенных на органы госвласти полномоч. (органы власти либо сами созд. услуги, либо покупают ее у 3-х лиц). В соотв. с БК обязат-тва: расходные, бюджетные, публичн., публ.-нормативные (только перед физ. лицами), денежные. В основе расходов бюдж. любого уровня лежат расходные обязат-ва.

Расх. обязат-ва обусловл. законом, иными норм.-прав. актами, договорами или соглашениями, обязанности ППО или действ-го от его имени бюдж. учрежд., предоставить физ. или юр. лицу, иному ППО, субъекту международного права средства из соответств. бюджета.

Бюдж. обязат-во - признанная органом, исполн. бюджет, обязанность расходования средств соответств. бюджета в течение определ. срока, возникающая в соотв. с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Бюдж. обязат. явл. частью расходн. обязат.: - Расходн. обязат. определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета (не важно сроки и объеме); - Бюдж. обязат. определ. только ту часть расходн. обязат., кот. утвержд. в бюджете на тек. год.

Публичн. обязат-тва -обусловл. законом, иным норм.-прав. актом расходные обязат. ППО перед физ. или юр. лицом, иным ППО, подлеж. исполн. в установл. размере или имеющие порядок его определ. (расчета, индексации)

Публ.-нормат. обязат-ва -публич. обязат-ва перед физ. лицом, подлеж. исполн. в денеж. форме в установл. размере или имеющие установл. порядок его индексации, за исключ. выплат физ. лицу, предусмотр. статусом гос. (мун.) служащих, а также лиц, замещающих гос. должности РФ, гос. должности субъектов РФ, мун. должности, работн. казенных учрежд., военнослуж., проходящих военную службу по призыву, лиц, обучающихся в гос. (мун.) образоват. учрежд. ППО: - Объем установл. непосредств. законом и не может быть уменьшен; - Бюдж. ассигнования на обязат-ва могут быть оценены примерно; - Не могут быть лимитированы; - Должны исполн. всегда по факту возникнов. или предъявления; - Гл. распорядитель бюдж. средств не несет ответственности за его невыполнение по причине недостаточности бюдж. ассигнований.

Денеж. обязат-ва - обязанность получателя бюдж. средств уплатить бюджету, физ. и юр. лицу за счет средств бюджета определ. денеж. средства в соответст. с выполненными услов. гражд.-прав. сделки, заключен. в рамках его бюдж. полномочий, или услов. договора или соглаш.: -требов. к качеству, порядку и результату оказания услуг сформиров. гос. (мун.) заданием; - могут и должны быть лимитированы; - гл. распоряд. бюдж. ср-тв несет ответств. за неисполн. обязат-тв.

Планирование бюджетных расходов.

Расходы бюджета – денеж. средства, направляемые на фин. обеспеч. задач и функций гос-ва и МСУ.

При планировании бюдж. расходов использ. инструменты: 1) Реестр расходных обязательств. 2) Госпрограммы (с 2013 г. РФ должна перейти на формиров. програм-го бюдж., в соотв. с кот. планирование бюдж. ассигн-ний будет осущ. в разрезе госпрограмм и разделов классифик. расходов бюджета. В наст. вр. аналитич. распределение расходов по госпрограммам осущ. как на фед., так и на регион. уровне.

Госпрограм. явл. док-т, определ. цель, задачи, результ., осн. направл. и инструменты гос. политики, направл. на достиж. целей и реализацию приоритетов, установл. концепцией долгосрочн. соц.-эконом. развития РФ на период до 2020 г. Госпрограм. позволяет увязать стратегич. планиров. с бюдж. планиров., а стр-ру и динамику расходов – с целями гос. политики. Порядок разработки, реализации и оценки эффект. госпрограмм утвержд. Постановл. Правит.

Госпрогр.: - Вытекают из долгосрочн. стратегии развития и явл. инструментом достижения ее целей; - Объединяют все инструменты политики по достижению цели; - Состоят из подпрограмм, могут включ. фед. целевые программы; - Реализуется ответственным исполнителем с участием соисполнителей, кот. отвечают за свои подпрограммы и ведомств. целев. прогр; - Госпрограммы РФ и субъектов РФ, а также мун. программы увязаны др. с др. (субсидии).

При планиров. бюдж. расходов исполняются след методы: 1) Нормативный - рассчитыв. объемы бюдж. ассигнований на исполнение публ. нормат. обязат. путем умножения норматива фин. обеспеч. на прогнозир. численность физ лиц; 2) Метод индексации (на уровень инфл-и или иной коэфф-т) - использ. при определ. объемов бюдж. ассигн-ний на оплату труда работн. гос. учрежд., услуги связи; 3) Плановый - использ. при определении объема бюдж. ассигн-ий на реализацию долгосрочн. гос. контрактов, на выполн. работ с длит. производ. циклом, определ. бюдж. ассигн-ия дорожного фонда, погашение и обслуж. госдолга.

В расходах бюджетов разных уровней предусмотрено формированиее резервных фондов. Размер резервных фондов исполнит органов власти устанавл. законами и не может превышать 3% общего объема расходов. Ср-ва резер. фонда направл. на фин. обеспеч. непредвиденных расходов (аварийно-восстан. работ и иные мероприятия).

При планировании бюдж. расходов учитыв. действующие и принимаемые обязат. (новые). Планированиее бюдж. ассигнований осущ. гл. распорядит. бюдж. средств (Фед. казнач-во). Все расходы осущ. в форме бюдже. ассигн-ний.

(предел. объемы деннж. ср-тв, выделяем. из бюдж ППО для выполн. бюдж. обяз-в). Предостав. на оказ. гос.(мун) услуг, контракт., соц обеспеч. населения (обуч. студ., пенсии и т.д)

Управление гос долгом в РФ.

Управл. госдолгом – совокупность действий гос-ва в лице его уполномоч. органов по регулир. величины, стр-ры и стоимости обслуж. госдолга. Цель нахожд. оптимального соотнош. м/у потребностями гос-ва, субъектов РФ в доп. фин. ресурсах и затратами по их привлечению, обслуж. и погашению. Задачи: 1) Максим. возможное сокращение затрат на его обслуж. и погашение с учетом конъюнктуры мир. рынка; 2) Обеспеч. своевремен. исполн. долговых обязат-тв по погашению и обслуж. внутр. и внеш. долгов; 3) Минимиз. долга для заемщика; 4) Обеспеч. приемлемого курса гос. долговых обязат. на внутр. и внеш. рынках. Система организ. управл. госдолгом включ.: 1) Концепция в области управл. госдолгом и долговой полит. 2) Субъекты управл. госдолгом: - ЦБ (внутр долг); - Правит. (Минфин). В управл. госдолгом участвуют ЦБ, ВЭБ, Парламент страны. 3) Правовое и нормат. обеспеч. 4) Методы и принципы управл. госдолгом. 5) Учет и регистрация долговых обязат. 6) Управл. рисками. 7) Программа гос. внутр. и внеш. заимствований. 8) Долговое планиров. Методы управл. госдолгом (внутренним): 1) Конверсия – измен. первонач. условий доходности займа. 2) Консолидация – измен. сроков займа. 3) Унификация – объедин. нескольких займов. 4) Рефинансирование – погаш. части госдолга за счет вновь привлеч. средств. 5) Новация – замена обязат-в в рамках одного и того же договора. 6) Отсрочка – отодвигаются сроки займа, прекращ. выплата доходов. 7) Анулирование – отказ гос-ва от исполн. долговых обязат-в.

Реструктуриз. долга – основан. на соглашении прекращение долговых обязат-в, составл. госдолг, с заменой указанных долг. обязат-в иными договорными обязат-ми, предусматр. др. условия обслуж. и погашения обязат-в. При управл. внеш. долгом могут использ.: - сокращ. суммы долга; - перенос платежей (на более длит срок); - прощение долга; - долг в обмен на акции. Принципы управл. госдолгом: - безусловность; - единство учета; - единство долг. полит. (сниж. рисков); - гласность и прозрачность. Порядок управл. рисками в обл. госдолга: 1) Рыночные – практич. неконтролир. органами исп власти (риск рефинан-ия, риск % ставки, валют риск). 2) Нерыночные – контролир. органами исполн. власти (кредитный риск, риск краж и т.д).

Предельный размер госдолга РФ не должен превышать размер дефицита фед. бюдж., в 2015г размер дефицита фед. бюдж. не д.б. больше 4,7% от ВВП. Совок. объем гос. долга должен сост. 14,4% к ВВП к 2015г., доля внутр.долга -.80%

Пред. размер госдолга субъекта РФ не долж. превыш. общ. годовой объем доход. бюдж. субъекта без учета безвозмезд. поступлений. Для субъектов с долей трансфертов в доход. более 60% - объем госдолга не должен превыш. 50%.

Содержание гос. финансового контроля в РФ.

ГФК деят-ть гос. органов, направленная на контроль: - соблюдения бюдж. законодат. РФ и иных норм.-прав. актов, регулирующих бюдж. правоотношения; - достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюдж. отчетности; - экономности, результативности и эффект. использования средств бюджетов бюдж. системы РФ.

Функции ГФК: 1) Оперативная – мероприятия с целью выявления нарушений законодат.; 2) Информационная – формиров. массива инф-ции о выявленных нарушениях и его систематизация; 3) Регулятивная – внесение предложений, связанных с изменением содержания норм.-прав. актов, касающихся фин. сферы; 4) Предупреждающая – предупрежд. нарушений законодат., путем разъяснения, контрольных проверок в рамках предварит контроля.

Субъекты ГФК органы, кот уполномочены осущ. контроль. Если гос. контроль осущ. законодат. органами власти (контрольно-счетная палата) – это внешний контроль. Контроль, осущ. исполнит органами власти (Минфин, Казначейство, Фед служба фин. бюдж. надзора – глав распорядителями бюдж. средств в отношении получателей бюдж. средств) – это внутренний контроль.

Объекты ГФК: бюджетный, налоговый, валютный контроль.

Принципы организ. контроля: - Законность; - Независимость; - Объективность; - Эффективность; - Гласность.

Методы ГФК: - Проверки; - Обследование; - Мониторинг; - Ревизия (основной); - Экономич. анализ; - Надзор; - Экспертиза; - Технич. обследование.

Виды контроля: предварительный, текущий, последующий.

В связи с переходом к программному бюджету происходят изменения: 1) Аудит, контроль за эффект. использования бюдж. ассигнований; 2) Приведение в соответ. системы ГФК принципам и стандартам высших междунар. контрольных органов; 3) Установление критериев эффект. использования бюдж. ассигнований и включение комплексных мер ответственности за каждое нарушение бюдж. законодат. РФ.

Предлагается ввести 5 форм ГФК: 3 взаимодополн. формы бюдж. аудита: - аудит законности (проверка, обследование); - аудит бюдж. отчетности (проверка отчетности); - аудит эффект. (мониторинг, оценка эффект.). Этим занимается счетная палата – внешний ГФК. 2 формы бюдж. контроля: - предварительный бюдж. контроль (осущ. Фед. Казначейство); - последующий бюдж. контроль (осущ. фед. служба фин.-бюдж. надзора и органы фин. контроля, явл. исполнит. органами гос. власти – может проводится в виде ревизий и проверок).

Кредитная система общества.

Кред. сист. совокупн. разных видов банков и др. кредит учрежд., действ-их в рамках единого фин.-кред. механизма.

Общее понятие кред. сист. связано с движ. ссудного капитала в виде различных форм кредита, поэтому кред. сист. можно также рассматр. как совокупность разных видов и форм кредита. Осн элементы кред. сист: 1) Кред.-фин. учрежд.; 2) Формы и виды кредита; 3) Принципы и методы кредит. Фин-кред учрежд. учрежд., кот. разрешена кредит. деят-сть (банки, небанк. кред. организ., кредит. кооперативы и др. фин. стр-ры, осущ. кред. деят-ть)

Классифик. кредита: 1) В завис от обеспеченности – обеспечен. и необеспечен.; 2) В завис от категории заемщика – юр. и физ. лицам; 3) В завис от отраслевой направленности – промышл, торговый, с/х; 4) В завис от срока – краткосрочн. (до 1 года, на текущ. хоз. деят-ть) и долгосрочн. (более 1 года, на кап вложения). Форма кредита: отражает стр-ру кред. отношений с учетом особен. кредитора и заемщика. Сущ. 2 формы: - ростовщич-ий (высокая % ставка, отсутствие ф-ций участия в воспроизводств. процессе); - функц-щий (приемлемые % ставки, активное участие в вопроизв. процессе).

В соврем экономике выделяют след формы кредитов: 1) Банковский - кредит, предоставл. банками заемщикам. Т.е. одна сторона – банк. Оформл. кредит договором (этот док-т может заключать только банк), предоставл. на условии срочности, платности, возвратности. 2) Коммерческий - кредит, предоставляется одним предприятием другому в виде отсрочки платежа. Цель - ускорение процесса реализ. товаров и услуг и получение прибыли. 3) Гос. кредит – связан с процессом управл. госдолгом. Гос-во может быть в роли кредитора и заемщика. 4) Налоговый кредит – связан с предоставл. отсрочек налоговых платежей или с предоставл. инвестиционного налог кредита. 5) Потребит. кредит – форма кредитования физ. лиц.

Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность.

Методы кредитования: - кредитование по простому ссудному счету; - овердрафт; - открытие кредит линии; - кредит-ие по спец ссудному счету. Соврем. кред. сист. состоит из: ЦБ гос-ва, комм. банки, специализир. кредит институты и фин. организации(факторинговые, лизинговые компании, ломбарды. Такая кред. сист. хар-на для РФ).

Функции кред. сист: 1) Аккумуляция своб. денеж. средств и формирование ссудного фонда; 2) Перераспред. ссудного капитала путем предоставления кредитов; 3) Оказание посредн. услуг участникам кредит взаимоотношений; 4) Оценочная – определ. стоимости кред. ресурсов на кредит ранке; 5) Воспроизводственная – участие в воспроизв. процессах и стимулирование развития экономики.

Налоговая политика РФ.

Налог. полит. - сист.мер-тий, провод. гос-ом в обл налогов и сборов, с целью решения фин. и эконом. задач стоящих перед общ-ом. Цели: 1эконом-ие (повыш ур-ня развит эк-ки, стимулир-е хоз деят-ти…), 2фискальная (обесп всех ур-ней власти финн ресурсами для вып-я своих фун-ий), 3соц-я (перерасп нац дохода, сглаж неравенств).

Налог. полит. проявл. через: фискальную и регулирующую функции налогов. Типы налог. полит.: 1) Полит макс. налогов (носит фискальный хар-р) нет стимулирования эконом. роста, повышают налоги, ставки, сокращение налоговых льгот, рост безработицы. 2) Полит соц. направленности – гарант-т соц. защ. населению 3) Полит эконом. развития или разумных налогов (кол-во налогов сокращается, вводятся льготы, сниж. ставки) направлена на эконом. рост. При реализации налог. полит. должны учитываться принципы налогооблож.: законность, единство, справедливость, всеобщность и равенство, единство эконом. пространства, единство сист налогов и сборов, единство налог. полит. К инструм. налог. полит. можно отнести: - Налоги (ввод новых налогов, отмена стар. налогов, кол-во налогов); - Налоговые ставки; - Спец-ые налог. режимы; - Налоговые льготы; - Налоговые санкции.

Активная налог. полит. связана с применением налог льгот. В наст. вр. осущ. оценка бюдж. или соц. эффект. установл. налог. льгот, в частности с целью проведения оценки эффект. регион. налог. льгот, явл. оптимизация и отмена неэффект. налог. льгот. Оценку налог. льгот осущ. Минфин с привлечением органов гос. власти ежегодно, в срок до 20 мая. Оценка эф-ти льгот осущ-ся по истечению 3-х летнего периода, действия льготы после года ее установления.

Оценка налогов. льгот осущ. по след критериям: 1) При предоставл. льгот налогоплат-ам, не явл. гос. (мун.) учрежд-ми, обязат. явл. высокая бюджетная эффект., кот. выражается в увелич. доходов бюджета. 2) -//- явл. гос. (мун.) учрежд. явл. высокая бюдж. эфффект., выражающ. в виде оптимизации расходов бюджета. 3) Налогоплат. осущ. деят-ть, имеющая соц. значимость обязательным явл. высокая соц. эффект. Соц. эффект. налоговых льгот признается высокой, если предоставл. налоговых льгот направлено на достиж. след. целей: 1) Поддержка малообеспеч. соц. категорий граждан; 2) Поддержка деят-ти организации в сфере культуры, спорта, здравоохр., образования и т.д. Если предоставление налог. льгот не направлено на достиж. ни для одной из перечисл. целей, то соц. эффект. признается низкой.

Соц. направл-ть налоговой льготы - д/б направлена на формир. благоприятных условий жизнидеят-ти населения.

При низкой оценке бюдж. и соц. эффект., Минфин предусматривает отмену налоговых льгот.

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюдж. сист. - регулируемая законодат. РФ, совокупность фед. бюдж., бюдж. субъектов РФ и бюдж. внебюдж фондов.

Бюдж. устр-во –бюдж. сист. страны и принципы ее орг-ции.

Бюдж. устр. зависит от гос. устр., подраздел.: 1) Простые (унитарные) США, Канада, Германия; 2) Сложные (федерация, конфедерации) Россия.

В унитар. гос-ве бюдж. сист. 2-х ур. (госбюджет и местные бюдж.). В федерат. гос-ах бюдж. сист 3-х ур. (госбюджет, бюдж. субъектов, местные бюдж.).

Виды бюдж. сист.: 1) Основанные на принципах бюдж. централизма (хар-ны для соц. стран); 2) На принципах автономности бюдж. (в развитых гос-ах, чья экономика базируется на частн. собств. и ориентир. на рын. отнош.).

Бюдж. сист. в узком смысле - совокупность бюдж. разных уровней и бюджетов внебюдж. фондов: 1) Фед. бюджет и бюджеты гос. внебюдж. фондов (ПФ, ФСС, ФФОМС); 2) Бюдж. субъектов РФ и бюдж. гос. территор. внебюдж. фондов; 3) Местные бюдж. (в т.ч. мун. районов, городских округов, внутригородских территор. образований, городов фед. значения) и бюджеты городских и сельских поселений.

Бюдж. сист. в широком смысле (3 блока): 1) Фундаментальный: - бюдж. разных уровней; - бюдж. внебюдж. фондов; - принципы построения бюдж. сист.; - бюдж. классификация и бюдж. учет. 2) Организационный: - бюдж. процесс; - участники бюдж. процесса. 3)Регулир-ий: - бюдж. и налоговое законодат.; - бюдж. политика.

Бюдж. сист. РФ строится на принципах бюдж. федерализма – предполагает реальное участие всех звеньев бюдж. сист. в едином бюдж. процессе, ориентированном на реализацию интересов субъектов, а в конечном случае населения.

Принципы построения бюдж. сист. (гл. 5 БК РФ): 1) Пр. единства (служит условием для реализации единой соц.-экономич. политики и орг. МСУ); 2) Пр. разграничения доходов, расходов и источников фин. дефицитов бюдж. м/у бюджетами бюдж. сис. РФ (кто, за что отвечает); 3) Пр. самостоятельности бюджетов (условие: соответв. орган власти обладает достаточными собств. источниками фин. ресурсов и в праве свободно распоряж. ими); 4) Пр. полноты отображения доходов, расходов и источника фин. дефицита бюджета (в полном объеме); 5) Пр. сбалансированности бюджета (объем расходов должен соответств. суммарному объему доходов бюдж.); 6) Пр. результативности и эффект. использования бюдж. средств; 7) Пр. общего покрытия расходов бюджета; 8) Пр. прозрачности (открытости); 9) Пр. достоверности; 10) Пр. адресности и целевого хар-ра бюдж. средств (бюдж. ассигнования и лимиты бюдж. обязательств доводятся до конкрет. получателей бюдж. средств с указанием целей их использования); 12) Пр. единства кассы (зачисление выплат с единого счета бюдж.).

2/2. Понятие и сущность бюджета публ.-прав. образов.

Бюджет – централизов. фонд денеж. средств. Это сист. эконом. отношений по поводу формиров., распредел. и использов. централиз-ных денеж фондов органов власти разных уровней. Электр-ый бюджет -призван реализов ряд новых требов-ий к составу и качеству инф-ции в сфере общ-ых финансов, в области гос. закупок, в сфере фин. контроля. Внедрение электр. бюдж. даст для бюдж. сист. в целом: - Единое исполн. бюджета; - Отсутств. дублиров. инф-ции (данные и док-ты вносятся в систему один раз); - Экономия бюдж. ср-тв и повыш. эффект. бюдж. расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооб.

ППО (РФ, субъекты РФ, мун. образования) - выступает как институцион-ная единица сектора гос. управл., кот. выполн. ф-ции законодат., исполнит. и судебной власти, управляет своими активами и обязат-ми, а также выступает в качестве участника гражданско-правовых отношений.

Согласно соврем. подхода Бюджет – поток денежн. средств, возникающий в процессе управл. активами и обязат-ми ППО. Бюджет любого уровня предназначен для исполнения расходных обязательств.

Расх. обязат-ва – обусловленные законом, иными норм.-прав. актами, договорами или соглаш-ми, обязанности ППО или действующего от его имени бюдж. учрежд., предоставить физ. или юр. лицу, иному ППО, субъекту междунар-го права средсттва из соответств. бюджета. Фед. бюджет предназначен для исполнения расх. обязат-тв РФ, бюджет субъекта – расх обязат-тв субъекта, местный бюджет – расх обязат-тв соответств. мун образования.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюдж. сист. на соответств. территории за исключ. бюдж. внебюдж. фондов без учета межбюдж. трансфертов м/у этими бюджетами. Показатели консолид-ного бюджета использ. для составл. сводного фин. баланса, прогноза соц.-эконом. развития федерации или региона, а также для определ. показателей бюдж. обеспеченности населения.

Ф-ции бюдж.: 1) Распределит. (перераспределит.) – источник - нац. доход; 2) Регулир. – обеспеч. макроэконом. стабильности, повышение благосостояния населения (инструменты регулир. – налоги, расходы, межбюдж. трансферты, госзаказ и т.д.); 3) Контрольная – насколько эффект. и целенапр-но расход. бюдж. ср-ва; 4)Соц. обеспеч.

Признаки бюджета: 1) Денеж. форма отнош.; 2) Сфера действия ограничена рамками бюдж. процесса; 3) Участн. бюдж. отнош.: с одной стороны ППО, с др. – физ., юр. лица, др. ППО, субъекты междунар. права; 4) Безвозмездность движ. фин. потоков (налоги, сборы, бюдж. фин-ние – за исключ. бюдж. кредитов).

ДОП. ВОПР.: За счет каких источн. фин. дефицит? Фед. бюдж. 2013-2015гг. - Фин. дефицита будет осущ. преимущ. за счет гос. заимствов. и ср-тв, поступ. от приватизации фед. собств.

Содержание и принципы бюдж. ППО.

Бюдж. полит. гос: С одной стороны – деят-ть законодат. и исполнит органов власти в сфере бюдж. отношений, кот. должны учитывать как интересы гос-ва, так и интересы населения. С другой – цели, приоритеты и принц. действия ППО в сфере стимулирования доходов, планирования, распределения и использования расходов.

Стратег. цель бюдж. полит. – обеспеч. фин. и соц. стаб-сти в гос-ве. Глав приоритет – рост благосостояния населения.

Содержание бюдж. полит. (этапы): 1) Определ. концепт-ых основ развития бюджета, как на перспективу, так и на текущ. период (переход на формиров. програм-го бюджета); 2) Формиров. целей и задач бюдж. политики; 3) Выработка конкретных путей достижения целей и решения задач.

Принципы бюдж. полит.: 1) Консерват-ость и надежность эконом. прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюдж. планиров.; 2) Формиров. бюджета с учетом долгосро. прогноза осн. параметров бюдж. сист., основанных на реалистичных оценках; 3) Стабильность и предсказуемость налог. политики; 4) Недопустимость увязки в ходе исполн. бюджетов объемов расходов с определенными доходными источниками; 5) Принятие новых расходных обязат-тв при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюдж. ассигнований на весь период их исполнения.

Классиф. бюдж. полит.: 1) В зависимости от приоритетов целевой направл.: - Доходный ( планиров., организ. и исполн. бюдж. сконцентрированы преимущ-но на доходах и ведутся от доходов, т.е. под объем доходов подстраив-тся бюдж. расходы и задачи); - Расходный (подчинение доходов бюджета расходам); - Контрольно-регулирующий (увеличение регулирования экономики гос-ом через гос. заказы, налог льготы и санкции); - Комбинированная (направл. на обеспеч. равновесного соотнош. всех ф-ций бюджета, интересов гос-ва, налогоплат-ков, пользователей гос. услуг и общества в целом). 2) По времен. аспекту: - Бюдж. стратегия – длит. срок; - Бюдж. тактика – короткий срок. 3) По фун-ному содерж.: - В обл. доходов бюджета; - В обл. расходов бюджета; - В обл. управления долгом; - В обл. межбюдж. отношений. 4) По уровню бюдж. сист.: - Политика на фед. уровне (бюдж. послание президента); - На региональном уровне (глава РК перед Законодат. собр.); - Политика на мун. уровне (мэр перед советом депутатов).

Бюдж. полит. РФ на 2013-2015гг. Проблемы: - Значит. ненефтегазовый дефицит; - Стр-ра бюдж. расходов не явл. оптимальной; - Межбюдж отнош.– нет стимулиров. повыш. доходов субъектов и мест доходов; - бюдж. политика явл. неясной для общества; - частые изменения налог. законод.

Цели: - укрепл. макроэконом. стабильн. и обеспеч. бюдж. устойчив.; - разраб. долгосроч. бюдж. стратегии до 2030г; - определ. параметров развития пенсион. сист и т.д.

Налоги: сущность, осн. элементы и классификация.

Налог - платеж, взимаемый гос. с юр. и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собствен. денеж. средств или имущ-ва для формиров. спец. фонда денеж. средств гос-ва и выполнения им соответст. функций.

Признаки налога: 1) Императивность – обязат. безвозмездн. платеж, отказываться от уплаты нельзя; 2) Смена формы собствен-ти(из частн. – в гос.); 3) Безвозвратн., безвозмездн. – средства, поступающ. в гос. казну расход. на те нужды, кот. гос. в данный период времени считает приоритетным.

Ф-ции налогов: 1) Фискальная – формиров. доходов бюдж. (большая часть доходов страны); 2) Распределит.: - стимул-щая (система льгот); - воспроизводств. назначения (трансп. налог, лесные платежи); 3) Контрольная (налог. проверки, оценивается эффект. каждого налогового канала).

Элем. налога: 1) Налогоплат-ки - те, кто уплач. налоги; 2) Объект налогооблож. – то, что облаг. налогом; 3) Налог. база – объект налогооблож., рассчитан. определ. образом и выражен. в определ. единицах (руб, шт., литрах); 4)Ставка налога –величина налога с един. измерен. налоговой базы (в % от стоимости); 5) Порядок исчисл. налога – устанавл., кто и как должен рассчитывать налог (ИФНС, налог. агент). 6.) Налог. и отчет. периоды: - Налог. период (отрезок врем. по истеч. кот. рассчитыв. и уплачив. налог); - Отчет. период (период, по оконч. кот. уплачив. авансовые платежи по налогам (трансп. налогу для юр. лиц – квартал, для физ. лиц – не установлен). 7.) Порядок и сроки уплаты налога – куда и как устанавл. налог. 8) Налоговые льготы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.089 с.)