Рын. сист. хозяйства, сущ., совр. концепции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рын. сист. хозяйства, сущ., совр. концепции.



Рын. сист. хозяйства, сущ., совр. концепции.

2 формы хоз. отнош.: 1) Натур. хоз. - закрытая сист., в кот. произв-во и потребление осущ. один и тот же субъект, поэтому в системе не требуется согласования произв-ва и потребления, т.к. произв-во всегда равно потреблению, поскольку потребности удовл-тся продуктами собственного труда. 2) Товарное хоз. - форма произв-ва, при кот. произв-ли специализир. на выработке одного или нескольких товаров, в силу чего неизбежен обмен м/у ними путем купли-продажи на рынке. Это открытая сист.

Рынок - это сист. отношений, кот. складывается между продавцами и покупателями. Рынок представляет собой систему 4-х взаимосвязанных элементов: покупатель, продавец, конкурентная среда, цена.

Разновидн. эконом. сист.: 1)Рыночная эконом. хар. как сист., основ. на частной собств., свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, огранич-ет роль правительства. 2)Командная эконом. – сист., в кот. доминирует госсобств. на средства произ-ва, коллективное принятие эконом. решений, централиз-ое руководство экономикой посредством гос. планиров. 3)Смешанная эконом. – механизм рынка дополн. активной ролью гос-а.

Сущн. рыночной сист. хоз-ва: 1)саморегулируемая сист. - и производ. и потребит. должны рассчитывать свои затраты и выгоду. 2)эконом. свобода - свобода выбора, потребителя, предпринимат. 3)конкуренция - степень зависимости рын. условий от поведения отдельных участников рынка. 4)частная собств. - предполаг. опред. отторжение от др. лиц, не относящихся к числу владельцев. 5)свободное ценообраз.

Совр. 3 концепц. рын. сист. хоз - ва: 1.Кейнсианская теор. осн. положения: - Денеж. политика (снижение % ставки); - Бюдж. политика (увелич. госрасходов, госинвестиций и госзакупок); - Налог. политика (снижение налогов); - Политика полной занятости (недопущение значительной безраб.). 2.Неоклассическая теор.: гос., не вмешиваясь в действие рын. сил, должно создавать благоприятные условия для эффект. функц. рынка и предпринимат-ва: охрана закона и порядка, защита прав собств., поддержание конкуренции, осущ. налог. политики. Сущ. 2 направл.: 1)монеторизм (антиинфл. политика): - строгий контроль за денеж. массой; - высокий банковский %; - минимиз. рост з/пл; - сохран. расходов госбюджета. 2)экономика предложения: - отказ от сист. прогресс. налогооблож.: сниж. налог. ставки на предпринимат., на з/пл; отсутств. бюдж. дефицита; замораживание соц. программ. 3.Концепция госпланирования экономики: развитие хоз - ва, предполаг. добровольное согласие всех заинтерес-ных субъектов на осущ. задач содерж. в плане.

 

Экономическая теория Кейнса.

Гос - во должно быть необходимым дполн - ем к рынку, т.к.: - рыночная эконом. внутренне не устойчива; для нее хар - ны циклический хар - ер воспроизводства и безработица, увеличивающая в годы кризиса. – рыночная эконом. безразлична к соц - ому результату.

Идеи эконом. теории: 1) Ее именуют теорией эффект - го спроса. Через активизацию и стимулирование совокопного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства товаров и услуг. 2) Теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, тем больше масштабы и выше темпы производства.

Кейнс не верил в саморегулир. рыночный механизм, считал, что для обеспечения нормального роста и достижения эконом. равновесия необходимо вмешательство извне. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, а также факторов, влияющих на спрос. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупки товаров, часть доходов пойдет на сбережения.

Осн. предложения: - Денеж. политика: сниж. % ставки; - Бюдж. политика: увелич - е. гос. расходов, гос. инвестиций и гос. закупок; - Налог. политика: снижение налогов; - Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы; - Политика полной занятости: недопущение значительной безработицы, расширение сист. соц. обеспечения.

Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться. В итоге, расширится производство, будут привлечены доп. работники, сократится безработица.

В теории важную роль играет концепция мультипликатора (М). М. - коэф-нт, выражающий соотнош. м/у приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. М увеличивается когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления, уменьшается, если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.

Из теории Кейнса можно сделать важные выводы о том, как следует проводить гос. эконом. политику. При сравнительной устойчивости потребления и резком сокращении инвестиций правительство, если оно хочет победить эконом. спад, должно или увеличить гос. расходы, или их сократить, в 1-ую очередь сократить налоговое бремя, чтобы способствовать росту потребительского и инвестиц - ого спроса в частном секторе экономики. Это означает, что гос - во должно проводить активную фискальную или бюджетную политику.

 

Теория современного монетаризма.

Монетаристы явл. последователями школы класс. полит. экономии А.Смита и исповедуют идеалы свободы рынка и предпринимат. деят - ти. По их мнению, рынок имеет огромные внутр. ресурсы к самолечению и самостабилиз., а любое вмешательство в суть рын. процессов оказывает негативное влияние на эконом. жизнь страны. Они видят в проводимой «по своему усмотрению» политике правительства главное зло. Для монетаристов главн. - обеспеч. ценовую стаб-сть, устойч-сть денеж. единицы. Важным объектом макрорегулир., влияющим на объем и динамику инвест. выступает объем денеж. массы.

В работе «Монетаризм и фискальные рамки для эконом. стабильности» Фридман выдвинул идею регулир. объема денеж. массы автомат. способом. Он формулир. функции гос - ва: создание стабильных политич., правовых и эконом. условий для обеспеч. состояния полной определенности. Средств. для достиж. этих целей явл. «политич. свобода, равенство исходных эконом. условий и конкурентный порядок». Далее он предполагал сочетать монетаристскую и бюдж. полит. посредством влияния госбюдж. на объем денеж. массы, а также сохранять на неизменном уровне общую сумма расходов, трансфертные платежи, ставки налогооблож. Позже Фридман упростил метод автомат. регулиров. объема денеж. массы, сведя его к «денеж. правилу»: устойчивый прирост кол - ва денег из года в год, совпадающий с ежегодным темпом роста реального ВНП (вал. нац. прод.) в длит. перспективе. Фридман определяет этот показатель на уровне 3-5% в год. Фридман исходил из того, что денеж. политика должна быть направлена на достижение соотв. м/у спросом на деньги и их предлож. Рост денеж. предложения должен обеспеч. стабильн. цен. Можно сказать, что монетаризм - наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория, представл. собой специфич. подход к регулир. экономики с помощ. денеж. - кред. инструм. Объем денеж. массы становится главным объектом денеж. - кред. политики. Осн. положения конц. Фридмана:. 1) Устойч-ть частного рын. хоз - ва - рын. хоз. в силу внутр. тенденций стрем. к стабильности, самоналаж. Если имеют место нарушения, то это происходит в рез - те внешн. вмешательства. 2) Число гос. регуляторов сокращается до мин., исключается или снижается роль налог., бюдж. регулиров. 3) В качестве главного регулятора, воздейств. на хоз. жизнь, служат «денеж. импульсы», денеж. эмиссия. Увелич. массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен. 4) Поскольку измен. денеж. массы сказываются на экономике не сразу, это может вести к нарушениям, необходимо отказаться от краткосрочной денеж. политики.

 

ЦБ, его статус и функции.

ЦБ опред. как гл. банк страны. Конст. установила особый статус ЦБ – независимый, т.е. он не подчин. Правит. и гос-во не отвечает по его обязат-ам, а также ЦБ не отвечает по обязат-ам гос-ва. ЦБ подотчетен гос. думе. ЦБ явл. эмисс-ым центром и несет ответствен. за устойчивость рубля. ЦБ контр. деят. др. банков и выполняет по отнош. к ним роль банка, выдающ. ссуды и хранящего резервы.

ЦБ представл. собой единую централизов. сист. с вертикальной стр-ой управл. В сист. входят: центральный аппарат, территор. учреждения, РКЦ, вычислит. центры, полевые учрежд., учебные заведения, хранилища, а также др. предприятия, организации и учрежд., в т.ч. подраздел. безопасности, необходимые для успешной деят-ти банков.

Высший орган ЦБ - Совет директоров - коллегиальный орган, определ. осн. направления деят. ЦБ и управл. ею.

Совет утвержд. на очередн. год след. показатели: - Общий объем расходов на содерж. служащих ЦБ; - Общий объем администрат.-хоз-ых расходов; - Общий объем капит-ных вложений; - Общий объем расходов на пенс. обеспеч. и мед. страх.; - Нац. банковский совет опред. аудиторскую компанию для проверки деят-ти ЦБ. Деят-сть ЦБ по регулированию и надзору реализуется в виде разбора нормативных актов и контроля за соблюд. этих правил.

ЦБ наделен правом: - Монопольной эмиссии платеж. ср-в; - Регулирования денеж. обращ., кредита, валютного курса; - Хранения офиц. золото-валютных резервов страны.

ЦБ должен достичь след. цели: - Обесп. устойчивость денег (стаб-сть цен); - Отвечает за стаб-сть банк-ой сист. в целом; - ЦБ несет ответств. за стаб-сть платежной сист.

Ф-ции ЦБ: 1)Эмиссия банкнот – ЦБ монопольно осущ. эмиссию денег и осущ. их оборот; 2)Денеж.-кред. регул. - во взаимод. с Правит-ом разрабат. и реализует денежно-кред. политику; - монопольно осущ. эмиссию нал. денег и организацию нал. денеж. оборота; - выступает кредитором последней инстанции.; 3) Кредитование комм. банков и осущ. кассового обслуж. гос. учрежд.; 4) Валютное регулиров. и валютный контроль: - регулирует курс нац. денеж. един.; 5) Фин. агент правительства, т.е. ЦБ ведет счета правит-ва, участвует в управл. гос. долгом (размещает гос. бумаги и осущ. контроль за рынком гос. бумаг); 6) Информац.-аналитическая: - проводит анализ и прогнозирование экономики в целом по стране и регионам; - устанавл. и публикует офиц. курсы иностр. валют по отнош. к нац. валюте; 7) Надзорная и контрольная: - надзор за деят. кредитных организ.; - гос. регистрация банков, выдачи им лицензий на осущ. операций и отзыв лицензий; 8) Хранение гос. золотовалютных резервов; 9) Хранение резервного фонда др. кредитных организаций.

 

Сущность и методы ГРЭ.

ГРЭ – система эконом - их. и управл - ий отношений по поводу обеспечения устойчивого и сбалансированного развития национальной экономики.

Объекты ГРЭ: - Экономический цикл; - Структура хоз-ва; - Условия накопления капитала; -Занятость; - Денежное обращение; - Платежный баланс; - Цены; - Внешнеэкономические связи; -Условия конкуренции; - Социальные отношения и соц. Обеспечение; - Подготовка и переподготовка кадров; - Экономическая и нац. безопасность; - Фундаментальная наука, окружающая среда.

Субъекты ГРЭ: органы гос власти (законодательные, исполнительные, судебные) и ЦБ. Цели ГРЭ: - Обеспечение общеэкономической стабильности (эконом. рост, занятость, стабильный уровень цен), - Правовой порядок, - Координация хоз деят-ти, - Поддержание конкурентной среды.

Функции ГРЭ: - Разработка хоз - ного законодательства, обеспечение правовой базы и соц. климата, способствующих эффективному функционированию рыночной эконом, - Обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями, - Переработка доходов и богатства с целью обеспечения соц. гарантий и защиту нуждающихся в ней различных групп населения, - Распределение ресурсов с целью изменить структуру национальной экономики в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями, - Стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюктуры, а так же стимулирование эконом. роста, - Осуществление предпринимательской деят - ти в сферах, где это не выгодно частному капиталу.

Методы ГРЭ: - Прямые (административные - обязательны к исполнению) кто конкретно получит льготу: - расширение гос. собственности на материальные ресурсы, - управление гос. предприятием, - законотворчество. - Косвенные (рыночные - стимулирующего хар-ра) для всех (налоговые льготы): - фискальная (налогово-бюджетная политика), к ней относится величина налогов, объем расходов; - монетарная (кредитно-денежная политика), к ней относится величина денежной массы, ставка процента.

 

Управления финансами в РФ.

Упр. фин. - совокупность приемов и методов возд-вия на объект для достиж. определ. результатов, направл на увелич. фин. ресурсов и обеспеч. развития эффект. ф-ия фин. сист. на всех ур. Цели упр. фин. – обеспечить привлечение, поступление необход. фин. ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использов. в соотв. с намечен-ми програм., сниж. госдолга, твердости нац. валюты.

Объекты: - Гос. (общ-ые) фин.; - Фин. предприятий; - Фин. населения; - Страхование и др. фин. операции. Субъекты: - В гос., мун. фин., в фин. хоз-щих субъектов – это фин. аппарат; - На уровне фин. домохоз-в сами домохозяйства.

Ведущий субъект упр. - гос-во. Результат упр.: - разработка и реализ. фин. полит. Виды: -оперативное; - стратегическое.

В России общее упр. фин. на фед. уровне осущ. высшие органы власти и управл.: - Федеральное Собрание РФ; - Президент РФ; - Правительство РФ.

Методы упр. фин.: 1) Фин. анализ - формиров. информ. для принятия управл. решений в обл. фин., исходя из сложивш-ся ситуации. 2) Фин. прогнозир. - предвидение возможного фин. положения, обоснование показателей фин. планов. Целью явл. определ. реально возможного объема фин. ресурсов, источников формир. и их использ. в прогнозир. периоде. 3) Фин. планиров. - конкретные задачи фин. планир. опред. фин. полит.: - определ. объема денеж. средств и их источников, необход. для выполн. плановых заданий; - выявление резервов роста доходов, экономии в расхода. 4) Фин. регулиров. - субъекты - гос. стр-ры, а объекты – доходы и расходы участн. обществ. сист. 5) Фин. програм-ние – метод фин. планир., использ. программно-целевой подход, в основе кот. заложены четко сформулир. цели и средства их достижения; 6) Фин. контроль с одной стороны – одна из заверш. стадий упр. фин., а с др. он выступает необходимым условием эффект. управл. ими. Объектом явл. денеж. отнош., перераспредел. процессы при формиров. и использов. фин. ресурсов, в т.ч. в форме денеж. фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Упр. сист. – совокупн. фин. институтов (учрежд.). Процесс упр. фин. включает не только упр. объектами, но и соверш-вание деят-ти, организации самих субъектов упр. В упр. фин. участв. законодат. и исполнит. органы власти. Мониторинг за сост-нием фин., а также правовое регулиров. фин. сист. страны проводится высшими законодат. органами власти. Обществ. упр. сист. фин. осущ. высшие органы власти и упр.

Президент - подпис. ФЗ о бюджете, выступ. с бюдж послан. о бюдж. полит. на очередн. фин. год. Фед. собр. устанавл. налоги и сборы, утвержд. фед. бюдж., принимает фин. законодат. Правит. РФ участвует в формир. фед. бюдж., разработке налог., бюдж., тарифной и др. полит. Минфин РФ обеспеч. единство фин., денеж.-кред. и валютной полит.

1/24. Госу. программа как инструмент фин. планиров.

При планир. бюдж. расходов использ.: 1) Реестр расходных обязат-тв; 2) Госпрограммы. Гос. прогр. - док-нт, определ. цель, задачи, результаты, осн. направления и инструменты гос. политики направл. на достиж. целей и реализацию приоритетов, установленных в концепции долгосрочного соц.-эконом. развития РФ (на период до 2020г). Порядок разработки, реализации, оценки эффект. программ утвержден Постановл. Правит. РФ. Госпрогр. явл. инструментом стратег-кого развития, а программноцелевой метод одним из наиболее эффект. методов гос. управл. и решения комплексных проблем развития. Госпрогр. содержит: - ответств. исполнитель, соисполнит., прогр-ые инструм., цели, задачи, этапы и сроки реализац.

При оценки эффект. госпрогр. примен.: 1) Критерии эконом. эффект., учитыв. оценку вклада в госпрогр. в эконом. развит. РФ в целом (региона), а также оценку влияния результатов на различные сферы экономики. 2) Критерии учитыв. ожидаемый вклад реализации госпрогр. в соц. развитие, показатели кот. не могут быть выражены в стоим. оценке.

Все прогр. объедены в 5 блоков: 1) Новое качество жизни: - развит. здравоохр., образован. 2) Инновационное разв. и модернизация эконом.: - разв. науки и технол., транспорт. сист. 3) Обеспеч. нац. безопасн.: - обеспеч. оборотоспос-ти страны; - внешняя политика. 4) Сбалансир-ное регион-ное разв. - регион. политика и федеративные отнош. 5) Эффект. гос-во: - упр. госсобств., госфин. и госдолгом.

Преимущ. госпрог.: 1) Позволяют увязать стратег-ое планир. с бюдж. планир. и расходы с целями госполитики. 2) Создает условия для повыш. эффект. бюдж. расходов (расходы→рез-ат). 3) Содержат комплексную оценку действия инструм. гос политики(бюдж., налог., тамож., тарифных нормам регулир).

Принц. при разраб. госпрогр.: 1) Формир. программ исходя из четко опред. целей соц. развития и индикаторов достижения. 2) Опред. органа исполнит. власти, отвечающ. за реализацию госпрогр. (достиж. конечн. рез-ов). 3) Установл. для госпрогр. измеримых рез-ов (конечных и непосредственных). 4) Наделение органов исполнит. власти и должностных лиц, осущ. управл. программами необход. полномочиями. 5) Проведение регулярной оценки результат-сти и эффект. госпрогр. Фин. обеспеч. реализ. госпрогр. может осущ. за счет бюджета субъекта в части расходных обязательств расхода субъекта, а также за счет фед. бюдж. внебюдж. источников. Управл. госпрогр. осущ. ответств. исполнит. Мониторинг. осущ. Минэконом-развития не менее 1 раза в год. Годовой отчет о госпрогр. содержит: 1) Рез. достигн. за отчет. период; 2) Перечень меропр. выполн. и невыполн.; 3) Анализ факторов повл. на ход и рез. реализ. госпрогр.; 4) Инф. о внесен. изменений; 5) Оценка эффект.

Рын. сист. хозяйства, сущ., совр. концепции.

2 формы хоз. отнош.: 1) Натур. хоз. - закрытая сист., в кот. произв-во и потребление осущ. один и тот же субъект, поэтому в системе не требуется согласования произв-ва и потребления, т.к. произв-во всегда равно потреблению, поскольку потребности удовл-тся продуктами собственного труда. 2) Товарное хоз. - форма произв-ва, при кот. произв-ли специализир. на выработке одного или нескольких товаров, в силу чего неизбежен обмен м/у ними путем купли-продажи на рынке. Это открытая сист.

Рынок - это сист. отношений, кот. складывается между продавцами и покупателями. Рынок представляет собой систему 4-х взаимосвязанных элементов: покупатель, продавец, конкурентная среда, цена.

Разновидн. эконом. сист.: 1)Рыночная эконом. хар. как сист., основ. на частной собств., свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, огранич-ет роль правительства. 2)Командная эконом. – сист., в кот. доминирует госсобств. на средства произ-ва, коллективное принятие эконом. решений, централиз-ое руководство экономикой посредством гос. планиров. 3)Смешанная эконом. – механизм рынка дополн. активной ролью гос-а.

Сущн. рыночной сист. хоз-ва: 1)саморегулируемая сист. - и производ. и потребит. должны рассчитывать свои затраты и выгоду. 2)эконом. свобода - свобода выбора, потребителя, предпринимат. 3)конкуренция - степень зависимости рын. условий от поведения отдельных участников рынка. 4)частная собств. - предполаг. опред. отторжение от др. лиц, не относящихся к числу владельцев. 5)свободное ценообраз.

Совр. 3 концепц. рын. сист. хоз - ва: 1.Кейнсианская теор. осн. положения: - Денеж. политика (снижение % ставки); - Бюдж. политика (увелич. госрасходов, госинвестиций и госзакупок); - Налог. политика (снижение налогов); - Политика полной занятости (недопущение значительной безраб.). 2.Неоклассическая теор.: гос., не вмешиваясь в действие рын. сил, должно создавать благоприятные условия для эффект. функц. рынка и предпринимат-ва: охрана закона и порядка, защита прав собств., поддержание конкуренции, осущ. налог. политики. Сущ. 2 направл.: 1)монеторизм (антиинфл. политика): - строгий контроль за денеж. массой; - высокий банковский %; - минимиз. рост з/пл; - сохран. расходов госбюджета. 2)экономика предложения: - отказ от сист. прогресс. налогооблож.: сниж. налог. ставки на предпринимат., на з/пл; отсутств. бюдж. дефицита; замораживание соц. программ. 3.Концепция госпланирования экономики: развитие хоз - ва, предполаг. добровольное согласие всех заинтерес-ных субъектов на осущ. задач содерж. в плане.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.028 с.)