ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения сценическому фехтованию



Связь сценического фехтования с другими предметами

Основы методики обучения сценическому фехтованию

Особенности в обучении отдельным приёмам школы сценического фехтования

Методические замечания к обучению технике исторического фехтования


 

 

ОТ АВТОРА

 

Среди дисциплин, занимающихся совершенствованием двигательной культуры актера, в театральных учебных заведениях, консерваториях и балетных школах в качестве обязательного предмета был издавна введен курс фехтования.

Фехтование, возводимое в степень своеобразного искусства, использовалось театральными школами как необходимый элемент в системе физического воспитания актера. В XVI, XVII и XVIII столетиях фехтовальная техника являлась одним из немногочисленных средств физического воспитания, имевших огромное значение в быту и в военном деле, развивая необходимые психофизические качества и навыки.

Блестящее определение искусства фехтования дано еще в XVII веке величайшим французским комедиографом Мольером:

"Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию".

Фехтование, или искусство владения холодным оружием, прошедшее через древность, средние века и новое время, занимало почетное место в военном деле и в то же время было вообще тесно связано с общественной культурой и бытом различных эпох. Умение пользоваться холодным оружием являлось необходимым не только в условиях военных действий, но и при многих обстоятельствах жизни: на охоте, во время путешествий, в бытовой обстановке и т. п. Оружием пользовались не только как средством обороны или нападения, - очень часто оно использовалось в религиозном или светском ритуале. Даже костюм (особенно дорожный) часто приспосабливался к наиболее удобному ношению вооружения.

Работая над движениями, связанными с архаичными предметами вооружения и одежды, учащийся театрального учебного заведения должен восстанавливать неприсущие для нашего времени действия, совершенно необходимые для изображения старинного быта. Эти действия (движения) безусловно необходимы для характеристики эпохи при исполнении пьес исторического репертуара, но, кроме того, они являются прекрасным средством воспитания двигательной культуры будущего актера.

Построенные, главным образом, на фоне правильного чувства мышечной свободы, точные и трудные в техническом отношении, они должны развить ряд нужнейших для актерской деятельности качеств: ловкость, максимальное сосредоточение внимания, целеустремленность в действии, настойчивость, развить память на движение, чувство пространства и ритма, ощущение партнера.

Между тем, спортивное фехтование, преподававшееся до настоящего времени в театральных учебных заведениях, в лучшем случае помогало только физическому воспитанию, так как не давало материала для изображения исторического боя. Изучение бытовых жестов совершенно не находит себе места в спортивном фехтовании.

Термином "спортивное фехтование" или просто "фехтование" в наше время называется борьба на условном холодном оружии двух противников, каждый из которых имеет задачу - в кратчайший промежуток времени дать своему врагу максимальное число ударов, а самому не получить их вовсе или получить возможно меньше.

Техника и тактика спортивного боя развиваются именно по этому принципу. Предельная скорость, быстрота реакции, умение выбрать момент, изменить темп и амплитуду движений-такова внутренняя основа современной спортивной фехтовальной техники и тактики. Развитие этих качеств чрезвычайно важно, но они воспитываются на таком материале, который не пригоден для постановки сценических боев.

Спортивный бой абсолютно условен: оружие, облегченное до предела, облегающие костюмы, очень легкая обувь, специальная дорожка - все направлено к тому, чтобы создать наилучшие условия для совершенствования техники и тактики спортивного боя.

Если взять хотя бы одно из ограничивающих положений боя на спортивном оружии - "поражаемое пространство", то окажется, что и оно условно. В спортивном бою, как правило, засчитываются удары и уколы только в определенные части тела (только в спортивном бою на шпагах засчитываются уколы во все части тела).

На сцене актеру приходится показывать не условные бои, а подобие настоящего (утилитарного) боя. Обучение навыкам спортивного фехтования не решает возможности постановки фехтовальной сцены, а только облегчает эту задачу развитием психофизических качеств актера и созданием некоторых представлений о скорости и напряженности боя.

Обучение приемам настоящего боя не исчерпывает фехтовального образования актера, так как подлинные боевые приемы совершенно не применимы в сценических условиях. Настоящий (утилитарный) бой на холодном оружии является борьбой двух или нескольких противников с задачей - в кратчайший промежуток времени уничтожить любым способом своего врага, не получив от него поражения.

Из этого определения видно, что задача настоящего боя существенно отличается от спортивного боя. Здесь все сводится к возможно более быстрому и безопасному для себя уничтожению одного или даже многих противников. Принцип "любым способом" является основным принципом настоящего боя.

Ясно, что в настоящем бою наносятся настоящие удары и уколы; по внешней форме характер этих движений является именно тем, что должен показать актер в боевой сцене, но существо боя на сцене другое; совершенно невозможно представить, чтобы на сцене актеры изображали бои с помощью действительных ударов или уколов.

Поскольку техника утилитарного боя направлена на реальное уничтожение противника, она не пригодна для сценических действий; нужно создать такую технику, которая, сохраняя рисунок боевых движений, создавала бы нужное впечатление, была бы абсолютно безопасна и давала бы возможность сыграть бой на любой разновидности холодного оружия. Нужен комплекс движений, который обучил бы занимающихся обращению с холодным оружием и предметами костюма, связанными с ношением вооружения. Этот комплекс движений и будем условно называть фехтовальным комплексом.

Между тем бытовые действия с оружием в любой пьесе классического иностранного репертуара применяются в неизмеримо большем количестве, чем действия батального характера. Плащ, шпага, кинжал и шляпа - эти предметы быта, изменяясь в зависимости от социальных причин, предъявляли к людям своеобразные требования в отношении применения их. Знание этих действий, уменье правильно, свободно и легко применять их в соответствии с предлагаемыми сценическими обстоятельствами помогают актеру передать историческую правду играемой пьесы.

Этот вид движения всегда отсутствовал в программах театральных школ, и если преподавался отдельными специалистами как небольшой вводный курс, то только в столичных театральных учебных заведениях. Обучение этим действиям носило явно случайный характер и передавалось из поколения в поколение главным образом устно и средствами показа при постановке того или иного драматического произведения.

Такое положение не могло не привести к тому, что этот вид театральной культуры, как правило, и особенно в периферийных театрах, оказался засоренным неверными, и очень часто надуманными, действиями. Достаточно вспомнить хотя бы такой, очень часто применяющийся актерами, играющими испанскую пьесу, жест, как двойной удар ногой в пол с одновременным поднятием руки вверх. Этот жест часто ошибочно применяется и как знак приветствия, знак прощания и как вызов к бою и во многих других случаях. Жест этот родился в период рыцарских боев, когда из-за забрала шлема невозможно было сказать противнику о желании прекратить бой и в обычае было ударить рукоятью меча или копьем в свой щит, как предложение окончить схватку. В более поздний период, когда у дерущихся не стало щита, этот стук выполняли ударом правой ноги в пол. Таким образом, этот жест обозначал призыв к окончанию боевой схватки.

Примеров, когда в спектаклям применяются действия, неверно отображающие быт и эпоху, можно было бы привести значительное количество. Из приведенного видно, что изучение движений этикетного и бытового характера необходимо в театральной школе, но в курсах спортивного фехтования этого раздела программы никогда не было и не могло быть.

Из вышесказанного ясно, что существующее в настоящее время в большинстве театральных школ спортивное фехтование никак не разрешает подлинных задач фехтования на сцене и фехтовального комплекса, тем более, что основной формой обучения по спортивному фехтованию является, как правило, индивидуальный урок (большинство преподавателей фехтования не владеет правильной методикой группового обучения).

Условия педагогического процесса в театральном учебном заведении не создают нормальной возможности вести преподавание методом индивидуальных уроков, потому что на урок является группа в 20-25 человек, а так как один преподаватель в час может дать индивидуальный урок только 4-5 студентам, то за два часа в неделю, отведенных на фехтование, каждый занимающийся не получает даже десятиминутного урока. Нецелесообразность такой системы обучения совершенно очевидна. Спортивные фехтовальные движения при постановке исторических спектаклей оказались совершенно непригодными.

Естественно, возникла необходимость пересмотра программы по фехтованию в театральном учебном заведении. Встала задача создания такой учебной дисциплины, которая, сохранив основу фехтовального спорта в целях общего движенческого воспитания, обучила бы приемам и навыкам, пользуясь которыми можно было бы создавать сценические бои и воспроизводить картину быта той или иной исторической эпохи, если в этой картине употреблялось оружие как предмет обихода или ритуала. Эта дисциплина должна иметь групповую методику обучения и дать материал для самостоятельной работы студентов.

Такой комплекс теоретических знаний и практических умений предлагается в составленном нами учебном пособии по сценическому фехтованию. Для создания этого труда, как и для создания преподаваемого нами курса, мы использовали литературу по вопросам военной истории, истории развития холодного оружия и истории фехтования в собственном смысле слова, а также обильный иконографический материал. Изучение гравюрного материала, систематизированного по видам оружия и историческим периодам, позволило восстановить приемы боя на различных видах исторического оружия.

Познание техники боя на том или ином виде оружия достигалось анализом положений тела бойцов, изображенных на гравюрах и рисунках или описанных в литературных источниках. Посредством практического изображения и перехода из одного положения (изображенного на гравюре, рисунке и т. п.) в другое (тоже в соответствии с гравюрным или литературным материалом) удалось воссоздать технику исполнения того или иного приема. В дальнейшем, систематизируя приемы, употребляемые для боя на том или ином виде оружия, удалось восстановить основную технику действий, специфичных для данного вида оружия. Полученное представление о технике настоящих боевых движений перерабатывалось в технику сценических боевых движений, но с сохранением всех элементов, отражающих исторически правильный рисунок боя.

Бытовые движения также являются отражением литературного и, главным образом, иконографического материала, а в некоторых разделах (ранения и падения) являются систематизированной передачей действий, примененных мастерами советского театра. Опыт автора книги помог установить детали техники этих движений и разработать методику обучения им.

Эта книга рассчитана на лиц, ведущих или готовящихся вести работу по фехтованию в театральных учебных заведениях. В основу книги положена современная спортивная техника и терминология, переработанная в соответствии с конструкцией оружия, которая, в свою очередь, зависела от причин исторического порядка. Путь этот кажется нам правильным потому, что современная спортивная школа явилась следствием модернизации школы фехтования XIX века, а классическая в истории фехтовального искусства школа XVIII века выросла на опыте и технике более раннего периода.

В целях наиболее быстрого освоения материала учебника совершенно необходимо изучить и практически освоить раздел курса, названный "Школой сценического боя", на принципе которого построены все исторические виды фехтования. Именно эта часть курса является связующим звеном между историческими видами фехтования и современной фехтовальной техникой. Книга может быть использована режиссерами-постановщиками и актерами.

Если постановщик или актер сохранил в памяти понятие об основных фехтовальных положениях и приемах, то внимательно, практически осваивая материал данной книги, он сможет поставить боевую и бытовую фехтовальную сцену, что особенно важно там, где нет специалистов в этой отрасли движения. Таковы задачи, которые стремится решить предлагаемый труд.

Автор считает своим приятным долгом принести искреннюю благодарность заслуженному деятелю искусств проф. Л. Ф. Макарьеву, проф. С. С. Мокульскому и А. Г. Мовшенсону за неизменно любезную помощь в работе.

АВТОР


Часть II
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ

 

Прежде чем начать работу по изучению приемов боя холодным оружием, применявшихся в различные эпохи, следует перечесть вторую и третью главы введения, где имеется небольшой обзорный материал обобщающего характера по эволюции оружия и характеристике типичных положений, передвижений и приемов, наиболее часто употреблявшихся в боях на исторических видах оружия, определявших технику видов оружия и, таким образом, создавших рисунок действий в ту или иную историческую эпоху.

Глава I
МЕЧ И ЩИТ

Держание и обнажение оружия

Для обнажения меча правая рука накладывается на рукоять (рис. 81) и выдергивает оружие из ножен. Меч держится следующим образом: рукоятка плотно охватывается всеми пальцами, большой палец располагается с противоположной четырем пальцам стороны, плотно в обхват, причем та сторона рукояти, которая соответствует одному из лезвий, должна приходиться в промежутке ладони, между указательным и большим пальцами (рис. 82).

Салют

Для исполнения салюта - официального приветствия - воины стучали рукоятью меча в свой щит (рис. 83), а иногда производили удар плашмя клинком меча (древне-римское приветствие). Для исполнения дружественного приветствия поднимаются сразу меч и щит, причем подъемы чередуются с опусканием щита к груди.

Боевая стойка

В боевой стойке боец стоит почти на прямых ногах, левая впереди правой, несколько влево; тяжесть тела распределена равномерно на обеих ногах. Между ногами расстояние большого шага. Стопы немного развернуты, но направлены вперед. Колени во время движения несколько сгибаются. В стойке щит защищает грудь; правая рука, ладонью вниз, держит меч под нижней кромкой щита, как бы пряча его для внезапного нападения (рис. 84).

Передвижения

Передвижения совершенно аналогичны передвижениям школы сценического боя. При переменах стойки вперед и назад положение туловища не изменяется, сохраняя щит перед грудью и меч, приготовленный для нападения. Выпады применяются обеими ногами. При исполнении выпада сзади стоящая нога может приподняться на носок.

Уколы

Применяются следующие уколы мечом:

1. через верх щита: Кисть, повернутая ладонью вниз, направляет острие меча в грудь, через верхнюю кромку щита (рис. 85, а). При выпаде левой ногой щит прикрывает голову, или грудь; при выпаде правой ногой он либо прикрывает голову, либо отходит влево, прикрывая левый бок.

2. сбоку правее щита: Этот укол исполняется точно так же, как предыдущий, но меч идет правее кромки щита. Кисть может находиться в любом положений ладони

3. снизу: Слегка приподнимая щит, лучше перенося его в положение защиты головы, наносят укол из-под своего щита в нижнюю часть живота противника с выпадом левой ногой (рис. 85, б). Этот укол употребляется на короткой дистанции.

Удары

Отличительной чертой ударов мечом являются большие размахи. Исполнение простых ударов по правому и левому боку характеризуется переменой стойки в момент замаха; в остальном они похожи на простые удары шпагой.

Простой удар по голове

Техника исполнения та же, что в школе сценического боя. Исполняется с выпа-дом левой ногой. Щит прикрывает в это время грудь или голову левее меча. При повторных атаках или на длинной дистанции удар исполняется с выпадом правой ногой. Тогда щит прикрывает грудь или левый бок.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.011 с.)