Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. Э. Кох. Сценическое фехтование↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
И. Э. Кох. Сценическое фехтование Содержание От автора Историческое фехтование Меч и щит Двуручный меч Сабля, шашка, ятаган Методика обучения сценическому фехтованию Связь сценического фехтования с другими предметами Основы методики обучения сценическому фехтованию Особенности в обучении отдельным приёмам школы сценического фехтования Методические замечания к обучению технике исторического фехтования
ОТ АВТОРА
Среди дисциплин, занимающихся совершенствованием двигательной культуры актера, в театральных учебных заведениях, консерваториях и балетных школах в качестве обязательного предмета был издавна введен курс фехтования. Фехтование, возводимое в степень своеобразного искусства, использовалось театральными школами как необходимый элемент в системе физического воспитания актера. В XVI, XVII и XVIII столетиях фехтовальная техника являлась одним из немногочисленных средств физического воспитания, имевших огромное значение в быту и в военном деле, развивая необходимые психофизические качества и навыки. Блестящее определение искусства фехтования дано еще в XVII веке величайшим французским комедиографом Мольером: "Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию". Фехтование, или искусство владения холодным оружием, прошедшее через древность, средние века и новое время, занимало почетное место в военном деле и в то же время было вообще тесно связано с общественной культурой и бытом различных эпох. Умение пользоваться холодным оружием являлось необходимым не только в условиях военных действий, но и при многих обстоятельствах жизни: на охоте, во время путешествий, в бытовой обстановке и т. п. Оружием пользовались не только как средством обороны или нападения, - очень часто оно использовалось в религиозном или светском ритуале. Даже костюм (особенно дорожный) часто приспосабливался к наиболее удобному ношению вооружения. Работая над движениями, связанными с архаичными предметами вооружения и одежды, учащийся театрального учебного заведения должен восстанавливать неприсущие для нашего времени действия, совершенно необходимые для изображения старинного быта. Эти действия (движения) безусловно необходимы для характеристики эпохи при исполнении пьес исторического репертуара, но, кроме того, они являются прекрасным средством воспитания двигательной культуры будущего актера. Построенные, главным образом, на фоне правильного чувства мышечной свободы, точные и трудные в техническом отношении, они должны развить ряд нужнейших для актерской деятельности качеств: ловкость, максимальное сосредоточение внимания, целеустремленность в действии, настойчивость, развить память на движение, чувство пространства и ритма, ощущение партнера. Между тем, спортивное фехтование, преподававшееся до настоящего времени в театральных учебных заведениях, в лучшем случае помогало только физическому воспитанию, так как не давало материала для изображения исторического боя. Изучение бытовых жестов совершенно не находит себе места в спортивном фехтовании. Термином " спортивное фехтование " или просто "фехтование" в наше время называется борьба на условном холодном оружии двух противников, каждый из которых имеет задачу - в кратчайший промежуток времени дать своему врагу максимальное число ударов, а самому не получить их вовсе или получить возможно меньше. Техника и тактика спортивного боя развиваются именно по этому принципу. Предельная скорость, быстрота реакции, умение выбрать момент, изменить темп и амплитуду движений-такова внутренняя основа современной спортивной фехтовальной техники и тактики. Развитие этих качеств чрезвычайно важно, но они воспитываются на таком материале, который не пригоден для постановки сценических боев. Спортивный бой абсолютно условен: оружие, облегченное до предела, облегающие костюмы, очень легкая обувь, специальная дорожка - все направлено к тому, чтобы создать наилучшие условия для совершенствования техники и тактики спортивного боя. Если взять хотя бы одно из ограничивающих положений боя на спортивном оружии - "поражаемое пространство", то окажется, что и оно условно. В спортивном бою, как правило, засчитываются удары и уколы только в определенные части тела (только в спортивном бою на шпагах засчитываются уколы во все части тела). На сцене актеру приходится показывать не условные бои, а подобие настоящего (утилитарного) боя. Обучение навыкам спортивного фехтования не решает возможности постановки фехтовальной сцены, а только облегчает эту задачу развитием психофизических качеств актера и созданием некоторых представлений о скорости и напряженности боя. Обучение приемам настоящего боя не исчерпывает фехтовального образования актера, так как подлинные боевые приемы совершенно не применимы в сценических условиях. Настоящий (утилитарный) бой на холодном оружии является борьбой двух или нескольких противников с задачей - в кратчайший промежуток времени уничтожить любым способом своего врага, не получив от него поражения. Из этого определения видно, что задача настоящего боя существенно отличается от спортивного боя. Здесь все сводится к возможно более быстрому и безопасному для себя уничтожению одного или даже многих противников. Принцип "любым способом" является основным принципом настоящего боя. Ясно, что в настоящем бою наносятся настоящие удары и уколы; по внешней форме характер этих движений является именно тем, что должен показать актер в боевой сцене, но существо боя на сцене другое; совершенно невозможно представить, чтобы на сцене актеры изображали бои с помощью действительных ударов или уколов. Поскольку техника утилитарного боя направлена на реальное уничтожение противника, она не пригодна для сценических действий; нужно создать такую технику, которая, сохраняя рисунок боевых движений, создавала бы нужное впечатление, была бы абсолютно безопасна и давала бы возможность сыграть бой на любой разновидности холодного оружия. Нужен комплекс движений, который обучил бы занимающихся обращению с холодным оружием и предметами костюма, связанными с ношением вооружения. Этот комплекс движений и будем условно называть фехтовальным комплексом. Между тем бытовые действия с оружием в любой пьесе классического иностранного репертуара применяются в неизмеримо большем количестве, чем действия батального характера. Плащ, шпага, кинжал и шляпа - эти предметы быта, изменяясь в зависимости от социальных причин, предъявляли к людям своеобразные требования в отношении применения их. Знание этих действий, уменье правильно, свободно и легко применять их в соответствии с предлагаемыми сценическими обстоятельствами помогают актеру передать историческую правду играемой пьесы. Этот вид движения всегда отсутствовал в программах театральных школ, и если преподавался отдельными специалистами как небольшой вводный курс, то только в столичных театральных учебных заведениях. Обучение этим действиям носило явно случайный характер и передавалось из поколения в поколение главным образом устно и средствами показа при постановке того или иного драматического произведения. Такое положение не могло не привести к тому, что этот вид театральной культуры, как правило, и особенно в периферийных театрах, оказался засоренным неверными, и очень часто надуманными, действиями. Достаточно вспомнить хотя бы такой, очень часто применяющийся актерами, играющими испанскую пьесу, жест, как двойной удар ногой в пол с одновременным поднятием руки вверх. Этот жест часто ошибочно применяется и как знак приветствия, знак прощания и как вызов к бою и во многих других случаях. Жест этот родился в период рыцарских боев, когда из-за забрала шлема невозможно было сказать противнику о желании прекратить бой и в обычае было ударить рукоятью меча или копьем в свой щит, как предложение окончить схватку. В более поздний период, когда у дерущихся не стало щита, этот стук выполняли ударом правой ноги в пол. Таким образом, этот жест обозначал призыв к окончанию боевой схватки. Примеров, когда в спектаклям применяются действия, неверно отображающие быт и эпоху, можно было бы привести значительное количество. Из приведенного видно, что изучение движений этикетного и бытового характера необходимо в театральной школе, но в курсах спортивного фехтования этого раздела программы никогда не было и не могло быть. Из вышесказанного ясно, что существующее в настоящее время в большинстве театральных школ спортивное фехтование никак не разрешает подлинных задач фехтования на сцене и фехтовального комплекса, тем более, что основной формой обучения по спортивному фехтованию является, как правило, индивидуальный урок (большинство преподавателей фехтования не владеет правильной методикой группового обучения). Условия педагогического процесса в театральном учебном заведении не создают нормальной возможности вести преподавание методом индивидуальных уроков, потому что на урок является группа в 20-25 человек, а так как один преподаватель в час может дать индивидуальный урок только 4-5 студентам, то за два часа в неделю, отведенных на фехтование, каждый занимающийся не получает даже десятиминутного урока. Нецелесообразность такой системы обучения совершенно очевидна. Спортивные фехтовальные движения при постановке исторических спектаклей оказались совершенно непригодными. Естественно, возникла необходимость пересмотра программы по фехтованию в театральном учебном заведении. Встала задача создания такой учебной дисциплины, которая, сохранив основу фехтовального спорта в целях общего движенческого воспитания, обучила бы приемам и навыкам, пользуясь которыми можно было бы создавать сценические бои и воспроизводить картину быта той или иной исторической эпохи, если в этой картине употреблялось оружие как предмет обихода или ритуала. Эта дисциплина должна иметь групповую методику обучения и дать материал для самостоятельной работы студентов. Такой комплекс теоретических знаний и практических умений предлагается в составленном нами учебном пособии по сценическому фехтованию. Для создания этого труда, как и для создания преподаваемого нами курса, мы использовали литературу по вопросам военной истории, истории развития холодного оружия и истории фехтования в собственном смысле слова, а также обильный иконографический материал. Изучение гравюрного материала, систематизированного по видам оружия и историческим периодам, позволило восстановить приемы боя на различных видах исторического оружия. Познание техники боя на том или ином виде оружия достигалось анализом положений тела бойцов, изображенных на гравюрах и рисунках или описанных в литературных источниках. Посредством практического изображения и перехода из одного положения (изображенного на гравюре, рисунке и т. п.) в другое (тоже в соответствии с гравюрным или литературным материалом) удалось воссоздать технику исполнения того или иного приема. В дальнейшем, систематизируя приемы, употребляемые для боя на том или ином виде оружия, удалось восстановить основную технику действий, специфичных для данного вида оружия. Полученное представление о технике настоящих боевых движений перерабатывалось в технику сценических боевых движений, но с сохранением всех элементов, отражающих исторически правильный рисунок боя. Бытовые движения также являются отражением литературного и, главным образом, иконографического материала, а в некоторых разделах (ранения и падения) являются систематизированной передачей действий, примененных мастерами советского театра. Опыт автора книги помог установить детали техники этих движений и разработать методику обучения им. Эта книга рассчитана на лиц, ведущих или готовящихся вести работу по фехтованию в театральных учебных заведениях. В основу книги положена современная спортивная техника и терминология, переработанная в соответствии с конструкцией оружия, которая, в свою очередь, зависела от причин исторического порядка. Путь этот кажется нам правильным потому, что современная спортивная школа явилась следствием модернизации школы фехтования XIX века, а классическая в истории фехтовального искусства школа XVIII века выросла на опыте и технике более раннего периода. В целях наиболее быстрого освоения материала учебника совершенно необходимо изучить и практически освоить раздел курса, названный "Школой сценического боя", на принципе которого построены все исторические виды фехтования. Именно эта часть курса является связующим звеном между историческими видами фехтования и современной фехтовальной техникой. Книга может быть использована режиссерами-постановщиками и актерами. Если постановщик или актер сохранил в памяти понятие об основных фехтовальных положениях и приемах, то внимательно, практически осваивая материал данной книги, он сможет поставить боевую и бытовую фехтовальную сцену, что особенно важно там, где нет специалистов в этой отрасли движения. Таковы задачи, которые стремится решить предлагаемый труд. Автор считает своим приятным долгом принести искреннюю благодарность заслуженному деятелю искусств проф. Л. Ф. Макарьеву, проф. С. С. Мокульскому и А. Г. Мовшенсону за неизменно любезную помощь в работе. АВТОР
Прежде чем начать работу по изучению приемов боя холодным оружием, применявшихся в различные эпохи, следует перечесть вторую и третью главы введения, где имеется небольшой обзорный материал обобщающего характера по эволюции оружия и характеристике типичных положений, передвижений и приемов, наиболее часто употреблявшихся в боях на исторических видах оружия, определявших технику видов оружия и, таким образом, создавших рисунок действий в ту или иную историческую эпоху. Глава I Держание и обнажение оружия Для обнажения меча правая рука накладывается на рукоять (рис. 81) и выдергивает оружие из ножен. Меч держится следующим образом: рукоятка плотно охватывается всеми пальцами, большой палец располагается с противоположной четырем пальцам стороны, плотно в обхват, причем та сторона рукояти, которая соответствует одному из лезвий, должна приходиться в промежутке ладони, между указательным и большим пальцами (рис. 82). Салют Для исполнения салюта - официального приветствия - воины стучали рукоятью меча в свой щит (рис. 83), а иногда производили удар плашмя клинком меча (древне-римское приветствие). Для исполнения дружественного приветствия поднимаются сразу меч и щит, причем подъемы чередуются с опусканием щита к груди. Боевая стойка В боевой стойке боец стоит почти на прямых ногах, левая впереди правой, несколько влево; тяжесть тела распределена равномерно на обеих ногах. Между ногами расстояние большого шага. Стопы немного развернуты, но направлены вперед. Колени во время движения несколько сгибаются. В стойке щит защищает грудь; правая рука, ладонью вниз, держит меч под нижней кромкой щита, как бы пряча его для внезапного нападения (рис. 84). Передвижения Передвижения совершенно аналогичны передвижениям школы сценического боя. При переменах стойки вперед и назад положение туловища не изменяется, сохраняя щит перед грудью и меч, приготовленный для нападения. Выпады применяются обеими ногами. При исполнении выпада сзади стоящая нога может приподняться на носок. Уколы Применяются следующие уколы мечом: 1. через верх щита: Кисть, повернутая ладонью вниз, направляет острие меча в грудь, через верхнюю кромку щита (рис. 85, а). При выпаде левой ногой щит прикрывает голову, или грудь; при выпаде правой ногой он либо прикрывает голову, либо отходит влево, прикрывая левый бок. 2. сбоку правее щита: Этот укол исполняется точно так же, как предыдущий, но меч идет правее кромки щита. Кисть может находиться в любом положений ладони 3. снизу: Слегка приподнимая щит, лучше перенося его в положение защиты головы, наносят укол из-под своего щита в нижнюю часть живота противника с выпадом левой ногой (рис. 85, б). Этот укол употребляется на короткой дистанции. Удары Отличительной чертой ударов мечом являются большие размахи. Исполнение простых ударов по правому и левому боку характеризуется переменой стойки в момент замаха; в остальном они похожи на простые удары шпагой. Простой удар по голове Техника исполнения та же, что в школе сценического боя. Исполняется с выпа-дом левой ногой. Щит прикрывает в это время грудь или голову левее меча. При повторных атаках или на длинной дистанции удар исполняется с выпадом правой ногой. Тогда щит прикрывает грудь или левый бок. Простой удар по левому боку Техника исполнения рукой, как в школе сценического боя: ноги исполняют выпад правой ногой при дальней дистанции, выпад левой ногой при нормальной или полувыпад левой ногой при ближней дистанции. При обоих ударах по боку щит прикрывает голову или грудь; при перемене стойки для удара по правому боку - голову или левый бок. При ударе по левому боку - грудь или голову. Круговые удары Исполняются, главным образом, как ответные атаки по. следующему принципу. Если атакуемую голову защищают мечом, то ответные атаки исполняются круговыми ударами по правому или левому боку. Если от удара по боку была взята мечом первая защита, ответная исполняется круговым ударом по голове слева. При второй защите из стойки левой ногой вперед - круговым по голове слева или справа по выбору. При стойке правой ногой - круговым слева. При защитах щитом ответные атаки ударом исполняются всегда с кругом. После защиты головы щитом - круговой удар справа по голове противника. Начало круга совпадает с моментом, когда щит ловят удар противника: исполняется он с переменой стойки вперед. После защиты щитом от укола или удара по левому боку исполняют ответ с кругом по голове справа или с кругом по левому боку противника, с переменой стойки или без нее, и применяя выпад, если это нужно по величине дистанции. Защиты Защиты исполняются движением или оружием. В бое на мече со щитом основным назначением щита является защита, но иногда, если у партнеров близкая дистанция, щит исполняет действия нападения. Защиты движением Для защиты движениями применяют: отход шагом назад, двойным шагом назад, переменой стойки назад или отходом вправо и влево, подскоком на двух ногах при низких горизонтальных ударах и наклонением туловища вперед при высоких. Техника этих движений совершенно аналогична технике школы сценического боя, кроме подскоков и наклонений. Защита подскоком При исполнении партнером очень низкого бокового удара нужно подскочить вверх сразу обеими ногами не высоко, но резко сгибая оба колена. Сразу после приземления можно перейти в ответную атаку ударом по голове. Защита наклонением При исполнении партнером высокого бокового удара нужно в момент замаха резко наклонить туловище и голову вперед-вниз, по возможности прикрывая голову щитом, одновременно приседая на ногах. После того, как оружие партнера пролетело мимо, поднимая туловище, можно перейти в ответную атаку. Положение щита, прикрывающего голову, должно быть наклонным от левого плеча вверх; при неполном наклоне меч скользнет по щиту; прием этот безопасен и может быть включен в индивидуальные бои, но он допустим только при ударе по ле-вому боку. Защиты щитом Защита головы Щит прикрывает голову, для чего предплечье левой руки ставится в аналогичное пятой защите школы сценического боя положение (рис. 87). Щит механически займет положение, защищающее голову от удара сверху. Защита от укола. · Пассивная защита: сохраняя щит в положении боевой стойки, подставляют его под укол. Острие партнера упрется или скользнет по щиту (рис. 88). · Активная защита: в момент нанесения укола, разгибая левую руку, вперед влево. щитом сбивают укол противника влево (рис. 89). Защиты мечом Эти защиты не требуют описания; они тождественны защитам школы сценического боя. Например: защита вторая (рис. 92) и защита пятая (рис. 93). Нападение с помощью щита В сценическом бою применяется один прием нападения щитом: это толчок в щит противника своим щитом. Исполняется это движение при сближении с партнером, имея задачей, оттолкнув его от себя, продолжить атаку ударом или уколом. В ближней дистанции этот толчок исполняется движением полувыпада; с других дистанций исполняется выпадом впереди стоящей или сзади стоящей ногой (рис. 94). Партнер может либо противопоставить свою силу этому действию, используя полученную мизансцену ближнего боя для перемещений и реплик, или отойти назад; тогда есть возможность перейти в ответную атаку или нападающему бойцу произвести повторную. Салют Руки поднимают оружие из положения "вольно" или из походного положения острием вверх возможно вертикальнее. Ноги расставлены на ширину одного шага. Руки потрясают мечом в воздухе до окончания приветствия, затем переносят его в одно из положений стойки. В сценах обещаний и клятв оружие приподнимается точно так же, но держится неподвижно. Боевая стойка Положение ног такое же, как в бое на мече со щитом, т.е. левой ногой вперед. Несколько более согнуто левое колено. Для того чтобы из походного положения перейти в боевую стойку, следует, принимая ногами описанное выше положение, толчком правого плеча вверх - вперед сбросить меч с плеча на руку, причем левая рука подхватывает рукоять около самой гарды, хватом снизу (ладонь повернута вверх), а правая - около самого противовеса, хватом сверху (ладонью вниз). Острие> меча или оставляют на воздухе направленным в туловище противника, или, что исполняется чаще, опускают на землю. Руки в локтях полусогнуты, кисти примерно на высоте бедер (рис. 97, а и б). Передвижения Здесь применяются все передвижения школы сценического боя. При переменах стойки руки не изменяют положения на рукояти: левая всегда около гарды, а правая у конца. При передвижениях вперед острие меча должно быть приподнято на воздух; при движении назад, вправо и влево меч может быть приподнят или может лежать острием на земле, что не мешает исполнению передвижений. Позиции и соединения В основном бой ведется из положения позиций. Приняты следующие позиции:
Эти же позиции превращаются в соответствующие соединения, как только клинки войдут в соприкосновение. Пятая позиция не имеет соединения и представляет собой положение, близкое к положению пятой защиты. Перемены соединения Эти движения производятся так же, как в школе сценического боя: в верхних соединениях - под клинок противника, в нижних - над ним. Перемены могут исполняться на месте и с движением вперед. Уколы Применяются два вида уколов: прямой и с переводом. Техника исполнения этих приемов та же, что в школе сценического боя. Прямой укол Для исполнения прямого укола надо поднять действием левой руки рукоять меча до уровня груди; правой рукой, перехватив за головку противовеса, направить острие в точку предполагаемого укола и произвести выпад правой или левой ногой, в зависимости от дистанции (рис. 98). Укол с переводом Для исполнения нужно, прежде чем произвести выпад, правой рукой, двигая рукоять, переместить острие в соответствующую сторону по принципу переводов школы сценического боя. Удары Простые удары исполняются при атаках или после уколов. Круговые - после отбивов, как ответные атаки или как повторные. Удар по голове Сгибая обе руки вверх-назад, над головой, забрасывают клинок в положение замаха для удара (рис. 99), а затем с выпадом правой или левой ногой или без него исполняют движение самого удара. Несмотря на огромную амплитуду и тяжесть оружия, актер должен уметь задержать удар почти в любой точке. Удар по правому боку Так же, как в школе сценического боя, исполняют замах клинка влево сразу двумя руками (рис. 100, а), а затем, разгибая руки, выполняют горизонтальный удар по правому боку. Этот удар может быть направлен несколько выше головы партнера (сценическое условие) или несколько ниже колен. Стоя в боевой стойке, выполняют замах без движения, сопровождая удар выпадом любой ногой, в зависимости от дистанции; но можно и замах исполнить с движением, а именно: желая создать впечатление еще большей мощности в момент замаха, меняют стойку вперед (при дальней дистанции) или назад (при нормальной), сопровождая удар выпадом любой ногой. Удар по левому боку Техника исполнения тождественна школе сценического боя. Руки производят замах клинком вправо (рис. 100, б), причем бла-годаря своеобразной манере держания оружия правая рука оказывается под левой и несколько впереди, а левая крестообразно над правой, кистью своей за правой рукой, причем предплечье левой руки лежит сверху, почти на локте правой руки. Разгибая обе руки, с выпадом или без него, исполняют удар. Если этот простой удар будет исполняться из стойки правой ногой вперед, то все действия ногами предыдущего удара (простой удар по правому боку) найдут себе применение здесь. Плоскость (удара иногда может быть несколько выше головы противника или несколько ниже колен, что дает возможность исполнить одно из уклонений, но в основном она должна проходить на уровне талии. Круговые удары Техника исполнения их тождественна ударам школы сценического боя, но они гораздо шире в размахе, медлительнее и грубее по технике. Первая половина - полукруговой или круговой размах, для того, чтобы попасть в положение замаха; вторая - движение разгибания простых ударов. Описание их см. в разделе об ответных атаках (стр. 139). Защиты Защиты исполняются движениями и оружием. Защиты движением В этом бою применяются все виды пере движений, могущих служить средством защиты, а именно: движение назад, вправо, влево, подскоки вверх и наклонение тела вперед. Техника исполнения этих движений вполне соответствует технике боя на мече со щитом. Защиты оружием В бое двуручным мечом употребляются семь защит:
т. е. совершенно аналогично школе сценического боя - кроме седьмой. Для того, чтобы возможно проще представить себе технику защит, следует, держа меч двумя руками, как указано было выше, принимать правой рукой положение шпажных защит, поддерживая оружие левой; для правильного исполнения левая рука должна держать меч, как обычно, хватом снизу, вплотную около гарды, я не отпускать рукояти, в какое бы положение рука ни попадала, а именно:
Для того, чтобы освоить положение рук в этой защите, предлагается взять шестую защиту, а затем, сохраняя крестообразное положение их, перевести клинок из положения над головой в положение седьмой защиты, как было описано выше. Эта трудная по технике защита применялась довольно часто; отбив атаку, направленную ударом по голове, противник направляет ответную атаку ударом по правому боку; в этом случае для отбива надо принять седьмую защиту: она задерживает все направления ударов по правому боку, инерция клинка совпадает с движениями, через которые попадают в защиту; и эта, казалось бы, очень вычурная и надуманная защита, при небольшой тренировке, является очень нетрудной, совершенно необходимой и применяется чаще, чем другие. Ответная атака после седьмой защиты чрезвычайно удобна. Сопротивление оружием, соединенное с движением, очень типично для боя на этом оружии и значительно сценичнее отбивов на месте. Тренажу в этих действиях следует уделить достаточное внимание, так как вначале исполнение их довольно затруднительно. При учете веса и размера оружия становится понятным, что осторожность и максимальная безопасность являются совершенно необходимыми при изучении защитных действий. Действие на оружие В этом бою употребляются толчок и круговой толчок. Как правило, они исполняются только в верхних позициях и соединениях. Техника исполнения та же, что в школе сценического боя, но здесь применяются гораздо больший размах и сила. Уколом в грудь После отбива следует поднять острие на высоту груди и, направляя, как в прямом уколе, исполнить выпад любой ногой. Уколом вниз Обе руки после отбива направляют острие в грудь или живот партнера; выпад делают любой ногой. Это движение редко применяется, так как неудобно для обоих партнеров. Если в момент отбива исполнить отход назад или перемену стойки назад, то исполнение значительно облегчается, так как получается замах. Ударом с кругом по голове После отбива, используя инерцию, начи нают горизонтальный круг; когда руки поставят оружие в положение над головой, лезвие переводят из горизонтального круга в вертикальный, что изменяет ход клинка, и удар падает на голову партнера сверху. Обезоруживания В этом виде боя имеются два обезоруживания, из которых одно - чисто сценическое, другое - настоящее. Первое исполняется на укол партнера, в виде простого батмана, но с большим реальным толчком, - партнер теряет оружие, причем не только пассивно выпускает его из рук, но чуть подталкивает в соответствующую батману сторону для того, чтобы очистить поле боя для продолжения. Второе - после отбива укола партнера бросают свое оружие. Для обезоруживания противника прыгают вперед, приседая так, чтобы, можно было схватить его клинок двумя руками. Если клинок находится от себя слева, то хватают правой рукой, ближе к гарде (рис. 104, а), а левой - дальше. Если клинок справа, то впереди должна быть левая рука. Затем, чуть приподняв клинок, подворачивая под него ближайшее - плечо, оказываются спиной к партнеру (рис. 104 б) и, выпрямляя ноги, резко нажимают руками на клинок вниз, - получается сильный рычаг с опорой на свое плечо. Противник при неожиданном исполнении приема отпустит рукоять меча. Глава VIII Для того, чтобы в сценических условиях изобразить сабельный бой, следует использовать материал школы сценического боя, строя фразы в основном на рубящих движениях и применяя все указанные защиты. Следует учитывать особенности трех приведенных видов оружия, а именно: полукруглая сабля очень неудобна для уколов, и бой на этом оружии надо ставить с применением одних ударов; шашка, имеющая небольшой изгиб, может исполнить укол и удар; ятаган не имеет острия совсем. Применительно к этим особенностям следует компоновать боевой материал (рис. 143):
Совершенно отлично положение правой руки и способ держания оружия. Саблю, шашку и ятаган зажимают в кулак, так же как меч. В положении боевой стойки правую руку держат на расстоянии 5-10 см от туловища. Локоть согнут, кисть повернута ладонью вправо, находится на уровне середины живота, чуть выше локтя и выдвинута несколько вправо. Острие окажется примерно на высоте лба, клинок несколько наклонен вперед по направлению к противнику. Кисть держит оружие так, чтобы лезвие было направлено вправо немного вперед. Это положение очень близко к положению третьей шпажной позиции или защиты. Вторым основным положением оружия в стойке будет направление клинка вниз. Это положение совершенно тождественно второй шпажной позиции: кисть должна быть повернута так, чтобы лезвие было направлено вправо, чуть вперед. Очень редко, но применяется пятая позиция, когда оружие находится в положении пятой защиты. В бое на этом виде оружия не находят себе применения перемены соединений и завязывания, так как соединения отсутствуют, а завязывания имеют задачей выполнение уколов. Большое значение в период подготовки атаки имеют передвижения в различных направлениях с применением различных позиций и действий на оружие: толчок, круговой толчок, скользящий толчок. Часть IV Глава 1 Движенческое образование студентов начинается с первого курса. Сценическое фехтование, включенное в третий год обучения, продолжает работу над совершенствованием двигательной культуры, начатую предметами: основы сценического движения и ритмика на первом и втором курсах и танец, преподавание которого продолжает
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.127.59 (0.02 с.) |