Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками. Языкознание – гуманитарная дисциплина или естественная дисциплина. Русский, английский, немецкий, испанский - это естественные языки. Связь с филологическими дисциплинами: 1)литературоведение 2)Риторика 3)Поэтика 4)Стилистика худ речи Языкознание связано с социальными науками: с историей, поскольку история языка является частью истории народа. с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам. с этнографией при изучении диалектного словаря. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию. с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика. с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа. Языкознание превратилось в науку второго уровня Наука первого уровня – философия Наука второго уровня – теоретическое изучение объекта Науки второго уровня непосредственно сотрудничают с философией
3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами. Первоначально языкознание относилось к филологии, но позже оно выделилось и стало самостоятельной научной дисциплиной. Объект филологии - текст. Специальное вычленение объекта языкознания состоялось, когда произошло отличение языка от различных проявлений языка: 1)язык и текст 2)язык и речь 3)язык и речевая деятельность Филологические дисциплины, тесно сотрудничающие с языкознанием: Литературоведение, риторика, поэтика, изучение текстовых исторических памятников, стилистика художеств речи. Став самостоятельной дисциплиной языкознание превратилось в науку второго уровня I уров-Философия II уров-Теоритическое изучение объекта
4. Структура предмета языкознания, основные направления и разделы науки о языке. Общее и частное языкознание. Язык исследуется с различных точек зрения Выделяется общее языкознание в предмете языкознания. В нем исследуется сущность и природа языка, принципы внутреннего устройства языка, происхождение языка, функционирование языка. Изучает общие (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий. - происхождение языка - функционирование языка - внутреннее устройство языка Частное языкознание изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. В ней выделяются разделы либо по отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение). Структура языкознания: - общее языкознание (исследует сущность и природу языка, функционирование языка, принципы внутр.устройства языка) - социолингвистика (язык изучается как общественное явление, выявляются связи общ.жизни с языком; социальная дифференциация языков, вопросы языковой политики и языкового строительства). - Лингвокультурология (культурный статус языка) - психолингвистика (взаимодействие лингвистики с психологией, на первый план выходит связь языка и человеческого сознания, исследуются вопросы формирования речевых механизмов у человека). В рамках психолингвистики выделяется коммуникативная лингвистика (теория речевых актов) и нейролингвистика (обучение глухонемых обучение слепоглухонемых). - Паралингвистика («окололингвистика») – неязыковое в речевых актах (поза, жесты) - Теория перевода – это комплексная филологическая дисциплина, исследует перевод с различных позиций. - Лингводидактика – как устроен язык как лучше подавать язык обучаемому. - Сравнительно-историческое языкознание – изучает закономерности развития языка в прошлом, изучение праязыка. - Структурно-прикладная математическая лингвистика – применение структурных математических методов к анализу - типологическое и сопоставительное языкознание (структурное сходство и различие между языками с т.з. морфологических и синтаксических принципов) - ареальная лингвистика (карта географического распространения языков, исследование внутренней территориальной дифференциации языка по диалектам, говорам и т.д., дивергенция – расхождение между языками). Внутреннее структурное строение языков: -фонетика - интонология - сопоставительная фонетика - морфология - синтаксис - сопостовит.грамматика - лексикология (семантика – значение слов, лексикография – составление словарей) - стилистика - лингвистика текста Направления: романистика, германистика
Язык как объективная реальность: аспекты проявления. Разграничение категорий языка и речи. Точки зрения, с которых рассматривается язык: - язык как универсальное средство общения - общественное явление - основа национального общественного сознания Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром, затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности академиком Л. В. Щербой и его учениками. 1) - язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём, - речь индивидуальна; 2) - речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи, - язык независим от способов физической реализации 3) – язык включает в себя только существенное - все побочное и случайное относится к речи Но! Язык и речь взаимно предполагают друг друга: язык необходим, чтобы речь была понятна; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык. Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка. Соссюр различал в языке два аспекта, две оси – синхронию (единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе) и диахронию (последовательность языковых факторов во времени, исторический или динамический аспект).
Характеристика языка как знаковой системы. Системные функции языкового знака. Понятие семиогенеза. Совершенство языкового знакового семиогенеза. Языковой знак относится к абстрактному виду знаковости. Язык явл-ся естественной абсолютной открытой первичной знаковой системой. Семиогенез – эволюция знаковости. Широкий подход к семиогенезу: выделение сигнала, символа, языкового знака Эранст Кассирер: семиогенез – культурная эволюция знаков Совершенство языковых знаков: 1. абсолютный характер субъектно-объектного различения (на основе языкового значения) 2. чистота видения объекта (реализм) 3. свобода субъекта язык – высшая абсолютная форма знаковости семиозис – коммуникативное развитие знаков три языковые функции: 1. познавательная ф-я - указания на объект при помощи языка - смысловое определение объекта - выражение отношения человека к этому объекту 2. коммуникативная - информативный аспект - определение личностной смысловой позиции - отношение говорящего к слушающему 3. Культурно-личностная (стилистическая) - культурная нормативность - языковой символизм (отношение индивидуального к информативному) III. Проблематика общественных функций языка и языковой нормы. Проблема научного выделения основной единицы языка. Варианты решения. Имея ввиду материальную разнородность языковой системы, поднимают вопрос в науке об основной материальной единице языка. попытки выделить фонему (звук), морфему, предложение Морфема – устойчивая форма, но не обладает смысловой гибкостью, предложение – гибкая единица языка, которую трудно зафиксировать В итоге: слово – основная материальная единица языка, предложение – высшая функциональная единица языка. Преимущества слова: - относит.материальная выразительная устойчивость слова -относительно устойчивая семантика в значении слова - грамматическая изменчивость - смысловая гибкость - в слове сохраняется культурная смысловая традиция языка - слово – носитель языковой памяти
24. Относительная устойчивость и относительная изменчивость языковой системы. Понятие языковой диахронии и синхронии. Факторы языковых изменений. Понятия: Языковая синхрония – состояние языка, его форм, в конкретный исторический период (исторический срез). Синхроническое изучение языка без учёта тенденций его развития. Языковая диахрония – изучение языка с точки зрения сравнения отдельных его форм и как целое на нескольких исторических срезах с целью выявления причин и внутренних закономерностей его развития. Означает переход языка от одного состояния к другому (как минимум 2 исторических среза) Первоначально доминировало диахроническое изучение языка. Язык – это подвижная, изменчивая, но в то же время устойчивая система. Основной словарный фон не меняется, меняется периферия. В фонетике и грамматике – устойчивые изменения, лексические – память одного поколения. Факторы языковых изменений: 1. внешние (условия жизни общества) · межъязыковые контакты (взаимовлияние языков - > межъязыковое заимствование) · массированные (субстратно-суперстрактные) · избирательные · языковая политика 2. внутренние · значительные промежутки времекни · структурные тенденции развития языка Устойчивость языка (3 уровня оценки системного состояния языка в обществе) · система (множество единиц данного языкового уровня (фонологических, морфологических, синтаксических и т. п., см. Уровни языка) в их единстве и взаимосвязанности; классы единиц и правила их образования, преобразования и комбинирования) · норма (исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период) · узус (общепринятое носителями данного языка употребление языковых единиц - слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций) Оценка состояния языка определяется его функциональным статусом в обществе: 1. территориальная распространенность 2. общественное признание 3. степень нормативной закреплённости языка 4. внутренняя функциональная социальная дифференциация языка
V. Фонетика и просодии. Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками. Языкознание – гуманитарная дисциплина или естественная дисциплина. Русский, английский, немецкий, испанский - это естественные языки. Связь с филологическими дисциплинами: 1)литературоведение 2)Риторика 3)Поэтика 4)Стилистика худ речи Языкознание связано с социальными науками: с историей, поскольку история языка является частью истории народа. с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам. с этнографией при изучении диалектного словаря. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию. с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика. с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа. Языкознание превратилось в науку второго уровня Наука первого уровня – философия Наука второго уровня – теоретическое изучение объекта Науки второго уровня непосредственно сотрудничают с философией
3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами. Первоначально языкознание относилось к филологии, но позже оно выделилось и стало самостоятельной научной дисциплиной. Объект филологии - текст. Специальное вычленение объекта языкознания состоялось, когда произошло отличение языка от различных проявлений языка: 1)язык и текст 2)язык и речь 3)язык и речевая деятельность Филологические дисциплины, тесно сотрудничающие с языкознанием: Литературоведение, риторика, поэтика, изучение текстовых исторических памятников, стилистика художеств речи. Став самостоятельной дисциплиной языкознание превратилось в науку второго уровня I уров-Философия II уров-Теоритическое изучение объекта
4. Структура предмета языкознания, основные направления и разделы науки о языке. Общее и частное языкознание. Язык исследуется с различных точек зрения Выделяется общее языкознание в предмете языкознания. В нем исследуется сущность и природа языка, принципы внутреннего устройства языка, происхождение языка, функционирование языка. Изучает общие (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий. - происхождение языка - функционирование языка - внутреннее устройство языка Частное языкознание изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. В ней выделяются разделы либо по отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение). Структура языкознания: - общее языкознание (исследует сущность и природу языка, функционирование языка, принципы внутр.устройства языка) - социолингвистика (язык изучается как общественное явление, выявляются связи общ.жизни с языком; социальная дифференциация языков, вопросы языковой политики и языкового строительства). - Лингвокультурология (культурный статус языка) - психолингвистика (взаимодействие лингвистики с психологией, на первый план выходит связь языка и человеческого сознания, исследуются вопросы формирования речевых механизмов у человека). В рамках психолингвистики выделяется коммуникативная лингвистика (теория речевых актов) и нейролингвистика (обучение глухонемых обучение слепоглухонемых). - Паралингвистика («окололингвистика») – неязыковое в речевых актах (поза, жесты) - Теория перевода – это комплексная филологическая дисциплина, исследует перевод с различных позиций. - Лингводидактика – как устроен язык как лучше подавать язык обучаемому. - Сравнительно-историческое языкознание – изучает закономерности развития языка в прошлом, изучение праязыка. - Структурно-прикладная математическая лингвистика – применение структурных математических методов к анализу - типологическое и сопоставительное языкознание (структурное сходство и различие между языками с т.з. морфологических и синтаксических принципов) - ареальная лингвистика (карта географического распространения языков, исследование внутренней территориальной дифференциации языка по диалектам, говорам и т.д., дивергенция – расхождение между языками). Внутреннее структурное строение языков: -фонетика - интонология - сопоставительная фонетика - морфология - синтаксис - сопостовит.грамматика - лексикология (семантика – значение слов, лексикография – составление словарей) - стилистика - лингвистика текста Направления: романистика, германистика
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.86 (0.008 с.) |