Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками. Языкознание – гуманитарная дисциплина или естественная дисциплина. Русский, английский, немецкий, испанский - это естественные языки. Связь с филологическими дисциплинами: 1)литературоведение 2)Риторика 3)Поэтика 4)Стилистика худ речи Языкознание связано с социальными науками: с историей, поскольку история языка является частью истории народа. с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам. с этнографией при изучении диалектного словаря. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию. с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика. с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа. Языкознание превратилось в науку второго уровня Наука первого уровня – философия Наука второго уровня – теоретическое изучение объекта Науки второго уровня непосредственно сотрудничают с философией
3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами. Первоначально языкознание относилось к филологии, но позже оно выделилось и стало самостоятельной научной дисциплиной. Объект филологии - текст. Специальное вычленение объекта языкознания состоялось, когда произошло отличение языка от различных проявлений языка: 1)язык и текст 2)язык и речь 3)язык и речевая деятельность Филологические дисциплины, тесно сотрудничающие с языкознанием: Литературоведение, риторика, поэтика, изучение текстовых исторических памятников, стилистика художеств речи. Став самостоятельной дисциплиной языкознание превратилось в науку второго уровня I уров-Философия II уров-Теоритическое изучение объекта
4. Структура предмета языкознания, основные направления и разделы науки о языке. Общее и частное языкознание. Язык исследуется с различных точек зрения Выделяется общее языкознание в предмете языкознания. В нем исследуется сущность и природа языка, принципы внутреннего устройства языка, происхождение языка, функционирование языка. Изучает общие (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий. - происхождение языка - функционирование языка - внутреннее устройство языка Частное языкознание изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. В ней выделяются разделы либо по отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение). Структура языкознания: - общее языкознание (исследует сущность и природу языка, функционирование языка, принципы внутр.устройства языка) - социолингвистика (язык изучается как общественное явление, выявляются связи общ.жизни с языком; социальная дифференциация языков, вопросы языковой политики и языкового строительства). - Лингвокультурология (культурный статус языка) - психолингвистика (взаимодействие лингвистики с психологией, на первый план выходит связь языка и человеческого сознания, исследуются вопросы формирования речевых механизмов у человека). В рамках психолингвистики выделяется коммуникативная лингвистика (теория речевых актов) и нейролингвистика (обучение глухонемых обучение слепоглухонемых). - Паралингвистика («окололингвистика») – неязыковое в речевых актах (поза, жесты) - Теория перевода – это комплексная филологическая дисциплина, исследует перевод с различных позиций. - Лингводидактика – как устроен язык как лучше подавать язык обучаемому. - Сравнительно-историческое языкознание – изучает закономерности развития языка в прошлом, изучение праязыка. - Структурно-прикладная математическая лингвистика – применение структурных математических методов к анализу - типологическое и сопоставительное языкознание (структурное сходство и различие между языками с т.з. морфологических и синтаксических принципов) - ареальная лингвистика (карта географического распространения языков, исследование внутренней территориальной дифференциации языка по диалектам, говорам и т.д., дивергенция – расхождение между языками). Внутреннее структурное строение языков: -фонетика - интонология - сопоставительная фонетика - морфология - синтаксис - сопостовит.грамматика - лексикология (семантика – значение слов, лексикография – составление словарей) - стилистика - лингвистика текста Направления: романистика, германистика
Язык как объективная реальность: аспекты проявления. Разграничение категорий языка и речи. Точки зрения, с которых рассматривается язык: - язык как универсальное средство общения - общественное явление - основа национального общественного сознания Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром, затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности академиком Л. В. Щербой и его учениками. 1) - язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём, - речь индивидуальна; 2) - речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи, - язык независим от способов физической реализации 3) – язык включает в себя только существенное - все побочное и случайное относится к речи Но! Язык и речь взаимно предполагают друг друга: язык необходим, чтобы речь была понятна; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык. Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка. Соссюр различал в языке два аспекта, две оси – синхронию (единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе) и диахронию (последовательность языковых факторов во времени, исторический или динамический аспект).
Характеристика языка как знаковой системы. Системные функции языкового знака. Понятие семиогенеза. Совершенство языкового знакового семиогенеза. Языковой знак относится к абстрактному виду знаковости. Язык явл-ся естественной абсолютной открытой первичной знаковой системой. Семиогенез – эволюция знаковости. Широкий подход к семиогенезу: выделение сигнала, символа, языкового знака Эранст Кассирер: семиогенез – культурная эволюция знаков Совершенство языковых знаков: 1. абсолютный характер субъектно-объектного различения (на основе языкового значения) 2. чистота видения объекта (реализм) 3. свобода субъекта язык – высшая абсолютная форма знаковости семиозис – коммуникативное развитие знаков три языковые функции: 1. познавательная ф-я - указания на объект при помощи языка - смысловое определение объекта - выражение отношения человека к этому объекту 2. коммуникативная - информативный аспект - определение личностной смысловой позиции - отношение говорящего к слушающему 3. Культурно-личностная (стилистическая) - культурная нормативность - языковой символизм (отношение индивидуального к информативному) III. Проблематика общественных функций языка и языковой нормы. Проблема научного выделения основной единицы языка. Варианты решения. Имея ввиду материальную разнородность языковой системы, поднимают вопрос в науке об основной материальной единице языка. попытки выделить фонему (звук), морфему, предложение Морфема – устойчивая форма, но не обладает смысловой гибкостью, предложение – гибкая единица языка, которую трудно зафиксировать В итоге: слово – основная материальная единица языка, предложение – высшая функциональная единица языка. Преимущества слова: - относит.материальная выразительная устойчивость слова -относительно устойчивая семантика в значении слова - грамматическая изменчивость - смысловая гибкость - в слове сохраняется культурная смысловая традиция языка - слово – носитель языковой памяти
24. Относительная устойчивость и относительная изменчивость языковой системы. Понятие языковой диахронии и синхронии. Факторы языковых изменений. Понятия: Языковая синхрония – состояние языка, его форм, в конкретный исторический период (исторический срез). Синхроническое изучение языка без учёта тенденций его развития. Языковая диахрония – изучение языка с точки зрения сравнения отдельных его форм и как целое на нескольких исторических срезах с целью выявления причин и внутренних закономерностей его развития. Означает переход языка от одного состояния к другому (как минимум 2 исторических среза) Первоначально доминировало диахроническое изучение языка. Язык – это подвижная, изменчивая, но в то же время устойчивая система. Основной словарный фон не меняется, меняется периферия. В фонетике и грамматике – устойчивые изменения, лексические – память одного поколения. Факторы языковых изменений: 1. внешние (условия жизни общества) · межъязыковые контакты (взаимовлияние языков - > межъязыковое заимствование) · массированные (субстратно-суперстрактные) · избирательные · языковая политика 2. внутренние · значительные промежутки времекни · структурные тенденции развития языка Устойчивость языка (3 уровня оценки системного состояния языка в обществе) · система (множество единиц данного языкового уровня (фонологических, морфологических, синтаксических и т. п., см. Уровни языка) в их единстве и взаимосвязанности; классы единиц и правила их образования, преобразования и комбинирования) · норма (исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период) · узус (общепринятое носителями данного языка употребление языковых единиц - слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций) Оценка состояния языка определяется его функциональным статусом в обществе: 1. территориальная распространенность 2. общественное признание 3. степень нормативной закреплённости языка 4. внутренняя функциональная социальная дифференциация языка
V. Фонетика и просодии. Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками. Языкознание – гуманитарная дисциплина или естественная дисциплина. Русский, английский, немецкий, испанский - это естественные языки. Связь с филологическими дисциплинами: 1)литературоведение 2)Риторика 3)Поэтика 4)Стилистика худ речи Языкознание связано с социальными науками: с историей, поскольку история языка является частью истории народа. с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам. с этнографией при изучении диалектного словаря. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию. с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика. с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа. Языкознание превратилось в науку второго уровня Наука первого уровня – философия Наука второго уровня – теоретическое изучение объекта Науки второго уровня непосредственно сотрудничают с философией
3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами. Первоначально языкознание относилось к филологии, но позже оно выделилось и стало самостоятельной научной дисциплиной. Объект филологии - текст. Специальное вычленение объекта языкознания состоялось, когда произошло отличение языка от различных проявлений языка: 1)язык и текст 2)язык и речь 3)язык и речевая деятельность Филологические дисциплины, тесно сотрудничающие с языкознанием: Литературоведение, риторика, поэтика, изучение текстовых исторических памятников, стилистика художеств речи. Став самостоятельной дисциплиной языкознание превратилось в науку второго уровня I уров-Философия II уров-Теоритическое изучение объекта
4. Структура предмета языкознания, основные направления и разделы науки о языке. Общее и частное языкознание. Язык исследуется с различных точек зрения Выделяется общее языкознание в предмете языкознания. В нем исследуется сущность и природа языка, принципы внутреннего устройства языка, происхождение языка, функционирование языка. Изучает общие (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий. - происхождение языка - функционирование языка - внутреннее устройство языка Частное языкознание изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. В ней выделяются разделы либо по отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение). Структура языкознания: - общее языкознание (исследует сущность и природу языка, функционирование языка, принципы внутр.устройства языка) - социолингвистика (язык изучается как общественное явление, выявляются связи общ.жизни с языком; социальная дифференциация языков, вопросы языковой политики и языкового строительства). - Лингвокультурология (культурный статус языка) - психолингвистика (взаимодействие лингвистики с психологией, на первый план выходит связь языка и человеческого сознания, исследуются вопросы формирования речевых механизмов у человека). В рамках психолингвистики выделяется коммуникативная лингвистика (теория речевых актов) и нейролингвистика (обучение глухонемых обучение слепоглухонемых). - Паралингвистика («окололингвистика») – неязыковое в речевых актах (поза, жесты) - Теория перевода – это комплексная филологическая дисциплина, исследует перевод с различных позиций. - Лингводидактика – как устроен язык как лучше подавать язык обучаемому. - Сравнительно-историческое языкознание – изучает закономерности развития языка в прошлом, изучение праязыка. - Структурно-прикладная математическая лингвистика – применение структурных математических методов к анализу - типологическое и сопоставительное языкознание (структурное сходство и различие между языками с т.з. морфологических и синтаксических принципов) - ареальная лингвистика (карта географического распространения языков, исследование внутренней территориальной дифференциации языка по диалектам, говорам и т.д., дивергенция – расхождение между языками). Внутреннее структурное строение языков: -фонетика - интонология - сопоставительная фонетика - морфология - синтаксис - сопостовит.грамматика - лексикология (семантика – значение слов, лексикография – составление словарей) - стилистика - лингвистика текста Направления: романистика, германистика
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.009 с.) |