Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками.



Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками.

Языкознание – гуманитарная дисциплина или естественная дисциплина.

Русский, английский, немецкий, испанский - это естественные языки.

Связь с филологическими дисциплинами:

1)литературоведение

2)Риторика

3)Поэтика

4)Стилистика худ речи

Языкознание связано с социальными науками:

с историей, поскольку история языка является частью истории народа.

с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам.

с этнографией при изучении диалектного словаря.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика.

с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Языкознание превратилось в науку второго уровня

Наука первого уровня – философия

Наука второго уровня – теоретическое изучение объекта

Науки второго уровня непосредственно сотрудничают с философией

 

3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами.

Первоначально языкознание относилось к филологии, но позже оно выделилось и стало самостоятельной научной дисциплиной.

Объект филологии - текст.

Специальное вычленение объекта языкознания состоялось, когда произошло отличение языка от различных проявлений языка:

1)язык и текст

2)язык и речь

3)язык и речевая деятельность

Филологические дисциплины, тесно сотрудничающие с языкознанием: Литературоведение, риторика, поэтика, изучение текстовых исторических памятников, стилистика художеств речи.

Став самостоятельной дисциплиной языкознание превратилось в науку второго уровня

I уров-Философия

II уров-Теоритическое изучение объекта

 

4. Структура предмета языкознания, основные направления и разделы науки о языке. Общее и частное языкознание.

Язык исследуется с различных точек зрения

Выделяется общее языкознание в предмете языкознания. В нем исследуется сущность и природа языка, принципы внутреннего устройства языка, происхождение языка, функционирование языка. Изучает общие (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий.

- происхождение языка

- функционирование языка

- внутреннее устройство языка

Частное языкознание изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. В ней выделяются разделы либо по отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение).

Структура языкознания:

- общее языкознание (исследует сущность и природу языка, функционирование языка, принципы внутр.устройства языка)

- социолингвистика (язык изучается как общественное явление, выявляются связи общ.жизни с языком; социальная дифференциация языков, вопросы языковой политики и языкового строительства).

- Лингвокультурология (культурный статус языка)

- психолингвистика (взаимодействие лингвистики с психологией, на первый план выходит связь языка и человеческого сознания, исследуются вопросы формирования речевых механизмов у человека). В рамках психолингвистики выделяется коммуникативная лингвистика (теория речевых актов) и нейролингвистика (обучение глухонемых обучение слепоглухонемых).

- Паралингвистика («окололингвистика») – неязыковое в речевых актах (поза, жесты)

- Теория перевода – это комплексная филологическая дисциплина, исследует перевод с различных позиций.

- Лингводидактика – как устроен язык как лучше подавать язык обучаемому.

- Сравнительно-историческое языкознание – изучает закономерности развития языка в прошлом, изучение праязыка.

- Структурно-прикладная математическая лингвистика – применение структурных математических методов к анализу

- типологическое и сопоставительное языкознание (структурное сходство и различие между языками с т.з. морфологических и синтаксических принципов)

- ареальная лингвистика (карта географического распространения языков, исследование внутренней территориальной дифференциации языка по диалектам, говорам и т.д., дивергенция – расхождение между языками).

Внутреннее структурное строение языков:

-фонетика

- интонология

- сопоставительная фонетика

- морфология

- синтаксис

- сопостовит.грамматика

- лексикология (семантика – значение слов, лексикография – составление словарей)

- стилистика

- лингвистика текста

Направления: романистика, германистика

 

Язык как объективная реальность: аспекты проявления. Разграничение категорий языка и речи.

Точки зрения, с которых рассматривается язык:

- язык как универсальное средство общения

- общественное явление

- основа национального общественного сознания

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром, затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности академиком Л. В. Щербой и его учениками.

1) - язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём,

- речь индивидуальна;

2) - речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи,

- язык независим от способов физической реализации

3) – язык включает в себя только существенное

- все побочное и случайное относится к речи

Но! Язык и речь взаимно предполагают друг друга: язык необходим, чтобы речь была понятна; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык.

Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка.

Соссюр различал в языке два аспекта, две оси – синхронию

(единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе)

и диахронию (последовательность языковых факторов во времени, исторический

или динамический аспект).

 

Характеристика языка как знаковой системы. Системные функции языкового знака. Понятие семиогенеза. Совершенство языкового знакового семиогенеза.

Языковой знак относится к абстрактному виду знаковости. Язык явл-ся естественной абсолютной открытой первичной знаковой системой.

Семиогенез – эволюция знаковости.

Широкий подход к семиогенезу: выделение сигнала, символа, языкового знака

Эранст Кассирер: семиогенез – культурная эволюция знаков

Совершенство языковых знаков:

1. абсолютный характер субъектно-объектного различения (на основе языкового значения)

2. чистота видения объекта (реализм)

3. свобода субъекта

язык – высшая абсолютная форма знаковости

семиозис – коммуникативное развитие знаков

три языковые функции:

1. познавательная ф-я

- указания на объект при помощи языка

- смысловое определение объекта

- выражение отношения человека к этому объекту

2. коммуникативная

- информативный аспект

- определение личностной смысловой позиции

- отношение говорящего к слушающему

3. Культурно-личностная (стилистическая)

- культурная нормативность

- языковой символизм (отношение индивидуального к информативному)

III. Проблематика общественных функций языка и языковой

нормы.

Проблема научного выделения основной единицы языка. Варианты решения.

Имея ввиду материальную разнородность языковой системы, поднимают вопрос в науке об основной материальной единице языка.

попытки выделить фонему (звук), морфему, предложение

Морфема – устойчивая форма, но не обладает смысловой гибкостью, предложение – гибкая единица языка, которую трудно зафиксировать

В итоге: слово – основная материальная единица языка, предложение – высшая функциональная единица языка.

Преимущества слова:

- относит.материальная выразительная устойчивость слова

-относительно устойчивая семантика в значении слова

- грамматическая изменчивость

- смысловая гибкость

- в слове сохраняется культурная смысловая традиция языка

- слово – носитель языковой памяти

 

24. Относительная устойчивость и относительная изменчивость языковой системы. Понятие языковой диахронии и синхронии. Факторы языковых изменений.

Понятия:

Языковая синхрония – состояние языка, его форм, в конкретный исторический период (исторический срез). Синхроническое изучение языка без учёта тенденций его развития.

Языковая диахрония – изучение языка с точки зрения сравнения отдельных его форм и как целое на нескольких исторических срезах с целью выявления причин и внутренних закономерностей его развития. Означает переход языка от одного состояния к другому (как минимум 2 исторических среза)

Первоначально доминировало диахроническое изучение языка.

Язык – это подвижная, изменчивая, но в то же время устойчивая система. Основной словарный фон не меняется, меняется периферия. В фонетике и грамматике – устойчивые изменения, лексические – память одного поколения.

Факторы языковых изменений:

1. внешние (условия жизни общества)

· межъязыковые контакты (взаимовлияние языков - > межъязыковое заимствование)

· массированные (субстратно-суперстрактные)

· избирательные

· языковая политика

2. внутренние

· значительные промежутки времекни

· структурные тенденции развития языка

Устойчивость языка (3 уровня оценки системного состояния языка в обществе)

· система (множество единиц данного языкового уровня (фонологических, морфологических, синтаксических и т. п., см. Уровни языка) в их единстве и взаимосвязанности; классы единиц и правила их образования, преобразования и комбинирования)

· норма (исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период)

· узус (общепринятое носителями данного языка употребление языковых единиц - слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций)

Оценка состояния языка определяется его функциональным статусом в обществе:

1. территориальная распространенность

2. общественное признание

3. степень нормативной закреплённости языка

4. внутренняя функциональная социальная дифференциация языка

 

V. Фонетика и просодии.

Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие с другими гуманитарными науками.

Языкознание – гуманитарная дисциплина или естественная дисциплина.

Русский, английский, немецкий, испанский - это естественные языки.

Связь с филологическими дисциплинами:

1)литературоведение

2)Риторика

3)Поэтика

4)Стилистика худ речи

Языкознание связано с социальными науками:

с историей, поскольку история языка является частью истории народа.

с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам.

с этнографией при изучении диалектного словаря.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика.

с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Языкознание превратилось в науку второго уровня

Наука первого уровня – философия

Наука второго уровня – теоретическое изучение объекта

Науки второго уровня непосредственно сотрудничают с философией

 

3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами.

Первоначально языкознание относилось к филологии, но позже оно выделилось и стало самостоятельной научной дисциплиной.

Объект филологии - текст.

Специальное вычленение объекта языкознания состоялось, когда произошло отличение языка от различных проявлений языка:

1)язык и текст

2)язык и речь

3)язык и речевая деятельность

Филологические дисциплины, тесно сотрудничающие с языкознанием: Литературоведение, риторика, поэтика, изучение текстовых исторических памятников, стилистика художеств речи.

Став самостоятельной дисциплиной языкознание превратилось в науку второго уровня

I уров-Философия

II уров-Теоритическое изучение объекта

 

4. Структура предмета языкознания, основные направления и разделы науки о языке. Общее и частное языкознание.

Язык исследуется с различных точек зрения

Выделяется общее языкознание в предмете языкознания. В нем исследуется сущность и природа языка, принципы внутреннего устройства языка, происхождение языка, функционирование языка. Изучает общие (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий.

- происхождение языка

- функционирование языка

- внутреннее устройство языка

Частное языкознание изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. В ней выделяются разделы либо по отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение).

Структура языкознания:

- общее языкознание (исследует сущность и природу языка, функционирование языка, принципы внутр.устройства языка)

- социолингвистика (язык изучается как общественное явление, выявляются связи общ.жизни с языком; социальная дифференциация языков, вопросы языковой политики и языкового строительства).

- Лингвокультурология (культурный статус языка)

- психолингвистика (взаимодействие лингвистики с психологией, на первый план выходит связь языка и человеческого сознания, исследуются вопросы формирования речевых механизмов у человека). В рамках психолингвистики выделяется коммуникативная лингвистика (теория речевых актов) и нейролингвистика (обучение глухонемых обучение слепоглухонемых).

- Паралингвистика («окололингвистика») – неязыковое в речевых актах (поза, жесты)

- Теория перевода – это комплексная филологическая дисциплина, исследует перевод с различных позиций.

- Лингводидактика – как устроен язык как лучше подавать язык обучаемому.

- Сравнительно-историческое языкознание – изучает закономерности развития языка в прошлом, изучение праязыка.

- Структурно-прикладная математическая лингвистика – применение структурных математических методов к анализу

- типологическое и сопоставительное языкознание (структурное сходство и различие между языками с т.з. морфологических и синтаксических принципов)

- ареальная лингвистика (карта географического распространения языков, исследование внутренней территориальной дифференциации языка по диалектам, говорам и т.д., дивергенция – расхождение между языками).

Внутреннее структурное строение языков:

-фонетика

- интонология

- сопоставительная фонетика

- морфология

- синтаксис

- сопостовит.грамматика

- лексикология (семантика – значение слов, лексикография – составление словарей)

- стилистика

- лингвистика текста

Направления: романистика, германистика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.057 с.)