![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системная организация языка. Язык как знаковая система. Связь структурного и функционального аспектов языковой системы.
Хар-ка языка как знаковой системы. Система: элемент (матер.основа системы - знак) + отношение с другими элементами = структура системы. Структура + функция = система Язык – естественная знаковая система, возникшая естественным путём Язык как система знаков. Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление. Язык не является простой номенклатурой единицей, язык – это единое целое, нечто организованное, т.е. система, язык имеет внутреннюю организацию, членение, значит, это структура. Существуют две структуралистические системы: 1)Б. де Куртене: представлял фонему, морфему, синтагму через указание их места в сетке отношений между другими языковыми единицами и изучал языковые единицы в синхронии 2)Ф де Соссюр: изучал языковые единицы в синхронии как систему знаков. В дальнейшем его теорию развил Пражский лингвистический кружок Копенгагенская школа. Структура – отображение предмета, но отображение направленное, заинтересованное, это та модель предмета, которая является внутренней его часть. Структура всегда составляется из элементов в некую общую организацию. Система – рассмотрение предметов в их взаимосвязанности и взаимообусловленности. Обязательные условия существования системы: целостность, упорядоченность, дискретность (членимость).
Принципы системной организации языка. Понятие языковой структуры. Общая характеристика языковой системы. Принципы системного подхода: - система должна хар-ся внутренним членением, опираться на внутр. базу - система должна хар-ся совокупностью внутренних связей, отношений (внутренней структурностью) - система должна хар-ся внутренней целостностью - система должна обладать совокупностью внешних функций Структура – совокупность отношений между элементами элемент+отношение=структура структура хар-ся функциональностью структура+функция=система Системные и структурные единицы языка: - хар-ся как разнородные системы (полифункциональность системы) - внутренняя иерархичность языка (иерархия языковых уровней) - внутренняя структурная разнородность языка: · разнородность элементной базы языка · внутренняя парадигматичность, структурная многомерность языка
- противопоставленность внутренней организации системы и внешней выразительной реализации системы
Функциональная сторона языка. Основные языковые функции. Характеристика основных языковых функций и их роли в формировании структурного (внутреннего) аспекта языка. 3 подхода к языковым функциям: 1) Монофункционалистский (в языке только одна функция - коммуникативная) 2) Полифункциональный подход (не дается семиотическое обоснование этих функций, смешиваются системные и речевые, системные и социальные функции) 1. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества. Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка. Как ее дальнейшее развитие, усложнение и социализация у языка появляются функции экспрессивная и аккумулятивная. 2. Экспрессивная функция языка - это его способность выражать информацию, передавать ее и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивную функцию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная функция), чувства и эмоций (эмотивная функция), волеизъявления говорящего (волюнтативная функция). 3. Мыслеформирующая функция - Язык используется как средство мышления в форме слов. 4. Язык – не только средство общения отдельных говорящих. Язык также средство межнационального общения, средство сохранения для потомков накопленного опыта и знаний. Эту функцию языка отражать знания и сохранять их называют когнитивной (гносеологической) функцией. Язык как важнейшее средство общения выполняет свои социальные функции благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.
Разные единицы языка различно участвуют в выполнении социальных функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка – слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.д.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, читать лекцию, от всего сердца и т.д.). Предикативными единицами являются различного рода предложения. Кроме коммуникативных единиц язык располагает еще строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений. Средства языка, его единицы и модели имеют троякую отнесенность – к системе языка, мышлению и человеку – говорящему, слушающему и читающему. Единицы языка различаются материальной и идеальной стороной, формой и содержанием, причем и характер этих сторон, и отношению друг к другу у разных сторон разные. Все единицы, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией. Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией. 3) Сущ-ют 3 яз.функции: · Познавательная (указание на объект при помощи языка, смысловое определение объекта, выражение отношения человека к этому объекту) · Коммуникативная (информативный аспект, определение личностной смысловой позиции, отношение говорящего к слушающему) · Культурно-личностная или стилистическая (культурная нормативность, языковой символизм – отношение индивидуального к информативному) Именно стилистическая окраска венчает смысловое станивление в процессе семиозиса Первые две ф. – рациональные, третья - иррациональная
Уровневая организация языковой структуры. Иерархия языковых уровней. Единицы языковых уровней. Внутренняя организация языка строится по уровневому иерархическому признаку: элементы высшего уровня конституируются элементами низшего уровня. Формируется на основе морфологических элементов. Единица высшего уровня обладает собственным качеством. Основные уровневые единицы языка: фонема, слово, предложение промежуточные: морфема, словосочетание Выделяются уровни: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический, фразеологический Отношения между уровнями языка: Элементы высшего уровня составляются из единиц низшего уровня (прим. морфемы образуют слово, словосочетания образуют предложения) Единицы высшего уровня – это не просто сумма слагаемых единиц высшего уровня. В единице высшего уровня возникает новое качество. Единицы низшего уровня выражают вышестоящую функцию, ед. высш. ур-ня «понимают» функц-е значение ед. низшего уровня в своём составе. Единицы низшего ур-ня получают функциональное предназначение в составе единиц высшего уровня. Имея ввиду материальную разнородность языковой системы, поднимают вопрос в науке об основной материальной единице языка. Вывод: слово – основная материальная единица языка, предложение – высшая функциональная единица языка. Материальные единицы языка: фонема, звук, морфема, слово
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.7.185 (0.011 с.) |