Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системная организация языка. Язык как знаковая система. Связь структурного и функционального аспектов языковой системы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Хар-ка языка как знаковой системы. Система: элемент (матер.основа системы - знак) + отношение с другими элементами = структура системы. Структура + функция = система Язык – естественная знаковая система, возникшая естественным путём Язык как система знаков. Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление. Язык не является простой номенклатурой единицей, язык – это единое целое, нечто организованное, т.е. система, язык имеет внутреннюю организацию, членение, значит, это структура. Существуют две структуралистические системы: 1)Б. де Куртене: представлял фонему, морфему, синтагму через указание их места в сетке отношений между другими языковыми единицами и изучал языковые единицы в синхронии 2)Ф де Соссюр: изучал языковые единицы в синхронии как систему знаков. В дальнейшем его теорию развил Пражский лингвистический кружок Копенгагенская школа. Структура – отображение предмета, но отображение направленное, заинтересованное, это та модель предмета, которая является внутренней его часть. Структура всегда составляется из элементов в некую общую организацию. Система – рассмотрение предметов в их взаимосвязанности и взаимообусловленности. Обязательные условия существования системы: целостность, упорядоченность, дискретность (членимость).
Принципы системной организации языка. Понятие языковой структуры. Общая характеристика языковой системы. Принципы системного подхода: - система должна хар-ся внутренним членением, опираться на внутр. базу - система должна хар-ся совокупностью внутренних связей, отношений (внутренней структурностью) - система должна хар-ся внутренней целостностью - система должна обладать совокупностью внешних функций Структура – совокупность отношений между элементами элемент+отношение=структура структура хар-ся функциональностью структура+функция=система Системные и структурные единицы языка: - хар-ся как разнородные системы (полифункциональность системы) - внутренняя иерархичность языка (иерархия языковых уровней) - внутренняя структурная разнородность языка: · разнородность элементной базы языка · внутренняя парадигматичность, структурная многомерность языка - противопоставленность внутренней организации системы и внешней выразительной реализации системы
Функциональная сторона языка. Основные языковые функции. Характеристика основных языковых функций и их роли в формировании структурного (внутреннего) аспекта языка. 3 подхода к языковым функциям: 1) Монофункционалистский (в языке только одна функция - коммуникативная) 2) Полифункциональный подход (не дается семиотическое обоснование этих функций, смешиваются системные и речевые, системные и социальные функции) 1. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества. Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка. Как ее дальнейшее развитие, усложнение и социализация у языка появляются функции экспрессивная и аккумулятивная. 2. Экспрессивная функция языка - это его способность выражать информацию, передавать ее и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивную функцию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная функция), чувства и эмоций (эмотивная функция), волеизъявления говорящего (волюнтативная функция). 3. Мыслеформирующая функция - Язык используется как средство мышления в форме слов. 4. Язык – не только средство общения отдельных говорящих. Язык также средство межнационального общения, средство сохранения для потомков накопленного опыта и знаний. Эту функцию языка отражать знания и сохранять их называют когнитивной (гносеологической) функцией. Язык как важнейшее средство общения выполняет свои социальные функции благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий. Разные единицы языка различно участвуют в выполнении социальных функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка – слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.д.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, читать лекцию, от всего сердца и т.д.). Предикативными единицами являются различного рода предложения. Кроме коммуникативных единиц язык располагает еще строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений. Средства языка, его единицы и модели имеют троякую отнесенность – к системе языка, мышлению и человеку – говорящему, слушающему и читающему. Единицы языка различаются материальной и идеальной стороной, формой и содержанием, причем и характер этих сторон, и отношению друг к другу у разных сторон разные. Все единицы, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией. Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией. 3) Сущ-ют 3 яз.функции: · Познавательная (указание на объект при помощи языка, смысловое определение объекта, выражение отношения человека к этому объекту) · Коммуникативная (информативный аспект, определение личностной смысловой позиции, отношение говорящего к слушающему) · Культурно-личностная или стилистическая (культурная нормативность, языковой символизм – отношение индивидуального к информативному) Именно стилистическая окраска венчает смысловое станивление в процессе семиозиса Первые две ф. – рациональные, третья - иррациональная
Уровневая организация языковой структуры. Иерархия языковых уровней. Единицы языковых уровней. Внутренняя организация языка строится по уровневому иерархическому признаку: элементы высшего уровня конституируются элементами низшего уровня. Формируется на основе морфологических элементов. Единица высшего уровня обладает собственным качеством. Основные уровневые единицы языка: фонема, слово, предложение промежуточные: морфема, словосочетание Выделяются уровни: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический, фразеологический Отношения между уровнями языка: Элементы высшего уровня составляются из единиц низшего уровня (прим. морфемы образуют слово, словосочетания образуют предложения) Единицы высшего уровня – это не просто сумма слагаемых единиц высшего уровня. В единице высшего уровня возникает новое качество. Единицы низшего уровня выражают вышестоящую функцию, ед. высш. ур-ня «понимают» функц-е значение ед. низшего уровня в своём составе. Единицы низшего ур-ня получают функциональное предназначение в составе единиц высшего уровня. Имея ввиду материальную разнородность языковой системы, поднимают вопрос в науке об основной материальной единице языка. Вывод: слово – основная материальная единица языка, предложение – высшая функциональная единица языка. Материальные единицы языка: фонема, звук, морфема, слово
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.39.176 (0.006 с.) |