Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ссср в 50-х - середине 80-х гг. XX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и смены социально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы. Серьезный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма. Термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений. Предполагались социальная переориентация, преобразование структуры экономики, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной экономике. Но центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение — экономический кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна экономических забастовок. Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой экономической самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д. Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осуществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представители уголовно-теневой экономики стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, которые в конце 80-х — начале 90-х годов прокатились по стране. Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.). Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства. Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного национального дохода в республиках не отражал их истинного вклада в экономику государства. Искажали показатели вклада республик в экономику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного потребления, а он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации. В СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Из-за усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР. В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового Союзного договора, в котором должно было найти отражение расширение прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС. В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США. В условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошло смешение этих народов смена мест проживания десятков миллионов людей. Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные экономические потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц. 34. СССР в период "перестройки" (1985-1991 гг.). С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и смены социально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы. Серьезный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма. Термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений. Предполагались социальная переориентация, преобразование структуры экономики, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной экономике. Но центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение — экономический кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна экономических забастовок. Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой экономической самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д. Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осуществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представители уголовно-теневой экономики стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, которые в конце 80-х — начале 90-х годов прокатились по стране. Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.). Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства. Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного национального дохода в республиках не отражал их истинного вклада в экономику государства. Искажали показатели вклада республик в экономику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного потребления, а он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации. В СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Из-за усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР. В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового Союзного договора, в котором должно было найти отражение расширение прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС. В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США. В условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошло смешение этих народов смена мест проживания десятков миллионов людей. Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные экономические потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц. Россия в 90-ые гг. XX в. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Это привело к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США. После распада СССР в РФ начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой «шоковой терапии ». Это выразилось в ускоренной приватизации гос. собственности, в отказе: от гос. регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др. Начавшаяся с января 1992 г. либерализация цен привела к их неудержимому росту. Рост цен привел к резкому снижению спроса, а также к обесценению денег. Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом товаров из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта и производства российских предприятий. В результате инфляции курс рубля упал в течение пяти лет почти в 16 раз. В 1993—1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация гос. собственности. Она должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе. Для проведения приватизации была разработана и утверждена схема - гос. собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды, либо продать. Эта схема вносила неравенство. Преимущество было у членов трудовых коллективов предприятий, а работники непроизводственной сферы практически ничего не получили, т.к. переданные ими в инвестиционные фонды ваучеры пропали вместе с развалившимися фондами. В обществе была создана почва для разногласий. В целях ускорения создания у предпринимателей первоначального капитала реформаторы пошли на отмену гос. монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества. И отрицательно сказывалось на морально-политическом климате в стране. К началу 1993 г. были приватизированы почти все предприятия торговли, общепит, бытовое обслуживание, треть промышленных предприятий. Приватизация привела к свертыванию целых отраслей промышленности, породила коррупцию, отток капиталов за рубеж. В стране наблюдалась политическая нестабильность. К осени 1993г. достиг пика кризис властей — законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительство). 21 сентября 1993 г. указ Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении конституционной реформы. Началось вооруженное противоборство. Итогом стала ликвидация системы Советов в России. 12 декабря 1993г. принята новая Конституция РФ, предоставлявшая большие полномочия президенту и установившая новую структуру высших органов — Федеральное Собрание, состоящие из двух палат — Совета Федерации и Гос. Думы. В политических и экономических кругах не было единой позиции. С одной стороны, стремились к ужесточению финансово-кредитной политики, ускоренной приватизации. С другой усиления гос. регулирования экономики, продолжения бюджетного дотирования предприятий. В 1994—1996 гг. Большее количество предприятий переставали производить продукцию, услуги. Увеличивался бюджетный дефицит. В аграрном секторе экономики началась с реорганизация колхозов и совхозов. Но уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться Таким образом, милитаризация экономики, ведение военных действий, оказание военной и экономической помощи государствам, неэффективное ведение хозяйства привели к истощению государства и расстройству экономики страны, экономическому, политическому кризису, и распаду СССР. Последствием этого стали разрушение единого экономического пространства и хозяйственных связей, упадок экономики, снижение жизненного уровня населения, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе. Немаловажным фактором, оказавшим негативное влияние на экономику страны и психологическии климат в обществе, стала криминализация общества. Преступный мир соединился с частью чиновничества, кредитной системой. Огромные суммы денежных средств оказались в теневой экономике (недопоступление средств в бюджетную систему - постоянному недофинансированию бюджетной сферы). Все это нашло отражение в снижении экономических, демографических и социальных показателей в стране. За период 1992—1997 гг. в России снизились производства, доходы населения снизились. Во второй половине 90-х годов экономический кризис углубился. В основе его был спад производства, несобираемость налогов, возросший бюджетный дефицит. Указом президента большинство акционерных обществ получили право оставлять дивиденды на собственное развитие. Таким образом бюджет лишился доходов. В 1998 г. экспорт из страны снизился, а импорт вырос. 17 августа 1998 г. было объявлено о расширении коридора обменного курса валюты; о моратории на оплату долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным обязательствам. Последствием таких действий стал уход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов. Банки, вложившие в гос. ценные бумаги средства вкладчиков были в тяжелом положении, что привело к банковскому кризису. Для восполнения активов банки стали скупать доллары, вызвав повышение цен на валюту. С ростом курса доллара выросли цены на потребительском рынке. Все это стало причиной в августе 1998 г. финансового кризиса. Ельцин стремился получить поддержку руководителей республик, краев, областей. Ряд республик в составе РФ получили более широкие права и льготы по сравнению с другими регионами. В связи с этим генерал Д. Дудаев, начал проводить политику приводившую к отделению Чечни от России. Этому способствовало то, что в 1992г. выводя воинские части из Чечни, РФ оставил много вооружения. Дудаев вооружил боевиков, стали совершать вооруженные рейды в соседние с Чечней регионы России, совершать террористические акты. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска с целью «восстановления конституционного порядка». В августе 1996 г. между Россией и Чечней было подписано мирное соглашение, но затем военные действия возобновились. Россия в начале XXI в. 1. Предмет и задачи курса Отечественной истории. 2. Основные этапы развития Российского государства. 3. Факторы и специфика исторического развития России. 4. Восточные славяне в догосударственный период. 5. Образование и политическое развитие Киевской Руси в IX-начале XII в. 6. Социально-экономический строй Киевской Руси. 7. Феодальная раздробленность. Основные политические центры. 8. Татаро-монгольское нашествие и установление ига на Руси. 9. Образование и развитие Московского княжества в XIV-XV вв. 10. Развитие централизованного государства в XVI в. 11. Великая Смута в России и ее последствия. 12. Формирование абсолютизма и внутренняя политика России при первых Романовых. 13. Социально-экономическое развитие России в XVII в. 14. Внешняя политика России в XVII в. 15. Петр I: модернизация России. 16. Россия в эпоху "дворцовых переворотов". 17. Дворянская империя в 60-90 гг. XVIII в. 18. Основные направления внешней политики в XVIII в. 19. Россия в период разложения крепостничества (1 половина XIX в.). 20. Внешняя политика России в первой половине XIX в. 21. Реформы Александра II. 22. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. 23. Внешняя политика России во второй половине XIX в. 24. Российская империя в начале XX в. Революция 1905-1907 гг. 25. Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г. Деятельность Временного правительства. 26. Октябрьская революция 1917 г. Первые преобразования Советского государства. 27. Гражданская война и иностранная интервенция. 28. Отечество в эпоху НЭПа. 29. СССР в годы первых пятилеток (1928-1941). 30. Внешняя политика СССР в 20-начале 40-х гг. XX в. 31. СССР в годы Великой Отечественной Войны и послевоенное время (40-нач. 50-х гг.). 32. Внешняя политика СССР во второй половине 40-х - начале 90-х гг. XX в. 33. СССР в 50-х - середине 80-х гг. XX в. 34. СССР в период "перестройки" (1985-1991 гг.). 35. Россия в 90-ые гг. XX в. 36. Россия в начале XXI в.
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.80 (0.01 с.) |