Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ссср в 50-х - середине 80-х гг. XX В.

Поиск

С избранием в 1985 г. генеральным секрета­рем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР на­ступает период «перестройки» и смены соци­ально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы.

Серьезный ущерб эко­номике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма.

Термин «перестройка» означал осуще­ствляемый сверху переход к демократиза­ции политического строя и допуску ры­ночных отношений в экономике. Это вы­ражалось в снижении роли КПСС в обще­ственной жизни, в возрождении парла­ментаризма, гласности, в ослаблении цен­трализованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирова­ния экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление час­ти общественной собственности и внедрение в экономику ры­ночных отношений.

Предполагались социальная пе­реориентация, преобразование структуры экономики, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной экономике. Но центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение — экономический кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна экономических забастовок.

Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой эконо­мической самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д.

Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осу­ществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно дейст­вующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представите­ли уголовно-теневой экономики стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, которые в конце 80-х — начале 90-х годов прокатились по стране.

Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы де­мократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демо­кратические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).

Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предостав­лении еще больших прав и экономических возможностей регио­нам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естествен­но, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизо­ванные фонды государства.

Потребовалась раз­работка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объ­ем национального до­хода, оставляемый в распоряжении регио­на, должен был нахо­диться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны.

Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следо­вательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного националь­ного дохода в республиках не отражал их истинного вклада в экономику государства.

Искажали показатели вклада республик в эконо­мику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного по­требления, а он имелся в тех республиках, где эти товары произ­водились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации.

В СССР часть партийного руководства и демократи­ческая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Из-за усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Арме­нии, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР.

В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового Союзного договора, в котором должно было найти отражение расширение прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС.

В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало неза­висимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали со­глашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные не­зависимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.

В условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошло сме­шение этих народов смена мест проживания десятков миллионов людей.

Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные эконо­мические потери в каждой из бывших республик СССР, необхо­димость перемещения из республики в республику огромного числа лиц.

34. СССР в период "перестройки" (1985-1991 гг.).

С избранием в 1985 г. генеральным секрета­рем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР на­ступает период «перестройки» и смены соци­ально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы.

Серьезный ущерб эко­номике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма.

Термин «перестройка» означал осуще­ствляемый сверху переход к демократиза­ции политического строя и допуску ры­ночных отношений в экономике. Это вы­ражалось в снижении роли КПСС в обще­ственной жизни, в возрождении парла­ментаризма, гласности, в ослаблении цен­трализованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирова­ния экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление час­ти общественной собственности и внедрение в экономику ры­ночных отношений.

Предполагались социальная пе­реориентация, преобразование структуры экономики, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной экономике. Но центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение — экономический кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна экономических забастовок.

Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой эконо­мической самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д.

Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осу­ществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно дейст­вующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представите­ли уголовно-теневой экономики стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, которые в конце 80-х — начале 90-х годов прокатились по стране.

Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы де­мократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демо­кратические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).

Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предостав­лении еще больших прав и экономических возможностей регио­нам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естествен­но, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизо­ванные фонды государства.

Потребовалась раз­работка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объ­ем национального до­хода, оставляемый в распоряжении регио­на, должен был нахо­диться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны.

Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следо­вательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного националь­ного дохода в республиках не отражал их истинного вклада в экономику государства.

Искажали показатели вклада республик в эконо­мику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного по­требления, а он имелся в тех республиках, где эти товары произ­водились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации.

В СССР часть партийного руководства и демократи­ческая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Из-за усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Арме­нии, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР.

В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового Союзного договора, в котором должно было найти отражение расширение прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС.

В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало неза­висимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали со­глашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные не­зависимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.

В условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошло сме­шение этих народов смена мест проживания десятков миллионов людей.

Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные эконо­мические потери в каждой из бывших республик СССР, необхо­димость перемещения из республики в республику огромного числа лиц.

Россия в 90-ые гг. XX в.

8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали со­глашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Это привело к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.

После распада СССР в РФ начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое прави­тельство проведение этих реформ основывало на моне­таризме и так называемой «шоковой терапии ». Это выразилось в ускоренной приватизации гос. собственности, в от­казе: от гос. регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распре­деления продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.

Начавшаяся с января 1992 г. либерализация цен привела к их неудержимому росту. Рост цен привел к резкому снижению спроса, а также к обесценению денег. Сочетание роста цен с открытием гра­ниц, ввозом товаров из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Низкая конкурентоспособность отечественной продук­ции стала одной из главных причин сокращения сбыта и производства российских предприятий. В результате инфляции курс рубля упал в течение пяти лет почти в 16 раз.

В 1993—1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация гос. собственности. Она должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе. Для проведения приватизации была разработана и утверждена схема - гос. собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды, либо продать. Эта схема вносила неравенство. Преимущество было у членов трудовых коллективов предприятий, а работники непроизводственной сферы практически ничего не получили, т.к. переданные ими в инвестиционные фонды ваучеры пропали вместе с развалившимися фондами. В обществе была создана почва для разногласий.

В целях ускорения создания у предпринимателей первона­чального капитала реформаторы пошли на отмену гос. монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества. И отрицательно сказывалось на мо­рально-политическом климате в стране.

К началу 1993 г. были приватизированы почти все предпри­ятия торговли, общепит, бытовое обслуживание, треть промышленных предприятий. Приватизация привела к свертыванию целых от­раслей промышленности, породила коррупцию, отток капиталов за рубеж.

В стране наблюдалась политическая нестабильность. К осени 1993г. достиг пика кризис властей — законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительст­во). 21 сентября 1993 г. указ Ель­цина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Сове­та и проведении конституционной реформы. Началось воору­женное противоборство. Итогом стала ликвидация системы Советов в России.

12 декабря 1993г. принята новая Конституция РФ, предоставлявшая большие полномочия президенту и установившая новую структуру высших органов — Федеральное Собрание, состоя­щие из двух палат — Совета Федерации и Гос. Думы.

В политических и экономических кругах не было единой позиции. С одной стороны, стремились к ужесточению финансово-кредитной политики, ускоренной приватизации. С другой усиления гос. регулирования экономики, продолжения бюджет­ного дотирования предприятий.

В 1994—1996 гг. Большее количество предприятий переставали производить продукцию, услуги. Увеличивался бюджет­ный дефицит. В аграрном секторе экономики началась с реорганизация колхозов и совхозов. Но уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться

Таким образом, милитаризация экономики, ведение военных действий, оказание военной и экономической помощи государствам, неэффективное ведение хозяйства привели к истощению го­сударства и расстройству экономики страны, экономическому, политическому кризису, и распаду СССР.

Последствием этого стали разрушение единого экономиче­ского пространства и хозяйственных связей, упадок эко­номики, снижение жизненного уровня населения, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе.

Немаловажным фактором, оказавшим негативное влияние на экономику страны и психологическии климат в обще­стве, стала криминализация общества. Преступный мир соединился с ча­стью чиновничества, кредитной системой. Огромные суммы денежных средств оказались в теневой экономике (недопоступление средств в бюджетную систему - по­стоянному недофинансированию бюджетной сферы).

Все это нашло отражение в снижении экономических, демографических и социальных пока­зателей в стране.

За период 1992—1997 гг. в России снизились производства, доходы населения снизились. Во второй половине 90-х годов экономический кризис углубился. В основе его был спад производства, несобираемость налогов, возросший бюджетный дефицит. Указом президента большинство акционерных об­ществ получили право оставлять дивиденды на собственное раз­витие. Таким образом бюджет лишился доходов.

В 1998 г. экспорт из страны снизился, а импорт вырос. 17 августа 1998 г. было объявлено о расширении коридора обменного курса валюты; о моратории на оплату долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным обязательствам.

Последствием таких действий стал уход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов. Банки, вложившие в гос. ценные бумаги средства вкладчиков были в тяжелом положении, что привело к банковскому кризису. Для восполнения активов банки стали скупать доллары, вызвав повышение цен на валюту. С ростом курса доллара выросли цены на потреби­тельском рынке. Все это стало причиной в августе 1998 г. фи­нансового кризиса.

Ельцин стремился полу­чить поддержку руководителей республик, краев, областей. Ряд республик в составе РФ получили более широкие права и льготы по сравнению с другими регионами. В связи с этим генерал Д. Ду­даев, начал проводить поли­тику при­водившую к отделению Чечни от России. Этому способствовало то, что в 1992г. выводя воинские части из Чечни, РФ оставил много вооружения. Дудаев вооружил боевиков, стали совершать вооруженные рейды в соседние с Чеч­ней регионы России, совершать терро­ристические акты. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска с целью «восстановления конституционного порядка». В августе 1996 г. между Россией и Чечней было подписано мирное соглашение, но затем военные действия возобновились.

Россия в начале XXI в.

1. Предмет и задачи курса Отечественной истории.

2. Основные этапы развития Российского государства.

3. Факторы и специфика исторического развития России.

4. Восточные славяне в догосударственный период.

5. Образование и политическое развитие Киевской Руси в IX-начале XII в.

6. Социально-экономический строй Киевской Руси.

7. Феодальная раздробленность. Основные политические центры.

8. Татаро-монгольское нашествие и установление ига на Руси.

9. Образование и развитие Московского княжества в XIV-XV вв.

10. Развитие централизованного государства в XVI в.

11. Великая Смута в России и ее последствия.

12. Формирование абсолютизма и внутренняя политика России при первых Романовых.

13. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

14. Внешняя политика России в XVII в.

15. Петр I: модернизация России.

16. Россия в эпоху "дворцовых переворотов".

17. Дворянская империя в 60-90 гг. XVIII в.

18. Основные направления внешней политики в XVIII в.

19. Россия в период разложения крепостничества (1 половина XIX в.).

20. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

21. Реформы Александра II.

22. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

23. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

24. Российская империя в начале XX в. Революция 1905-1907 гг.

25. Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г. Деятельность Временного правительства.

26. Октябрьская революция 1917 г. Первые преобразования Советского государства.

27. Гражданская война и иностранная интервенция.

28. Отечество в эпоху НЭПа.

29. СССР в годы первых пятилеток (1928-1941).

30. Внешняя политика СССР в 20-начале 40-х гг. XX в.

31. СССР в годы Великой Отечественной Войны и послевоенное время (40-нач. 50-х гг.).

32. Внешняя политика СССР во второй половине 40-х - начале 90-х гг. XX в.

33. СССР в 50-х - середине 80-х гг. XX в.

34. СССР в период "перестройки" (1985-1991 гг.).

35. Россия в 90-ые гг. XX в.

36. Россия в начале XXI в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.009 с.)