Список комплектующих ПК для компьютерного класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список комплектующих ПК для компьютерного класса



Введение

Контрольная работа по дисциплине «Информатика» выполняется студентами заочного отделения экономического факультета БашГУ, обучающимися по специальностям: 060100 «экономическая теория», 060400 «финансы и кредит», 060700 «национальная экономика», 061100 «менеджмент организаций», 060200 «экономика труда».

Завершенная работа сдается студентами в установленные учебным графиком сроки на рецензию. Преподаватель оценивает содержание работы, степень самостоятельности ее выполнения, уровень грамотности. Если студент не допущен к защите, то контрольная работа должна быть переделана согласно замечаниям преподавателя. При получения допуска к защите, студент должен исправить к началу собеседования все замечания, указанные преподавателем.

Собеседование позволяет выявить уровень знаний студента по дисциплине, уровень компьютерной грамотности, умение владеть основными программными средствами, степень самостоятельности выполнения контрольной работы.

К экзамену по дисциплине «Информатика» допускаются только те студенты, которые успешно защитили контрольную работу.

В методических указаниях также приведены вопросы для подготовки к экзамену, необходимый минимум практических навыков для экзамена, дополнительные практические задания. Данные задания предназначены для самостоятельной работы студентов, и их выполнение способствует закреплению практических навыков работы с текстовыми редакторами и табличными процессорами. Приводится рабочая программа дисциплины «Информатика» для студентов заочного отделения экономического факультета БашГУ всех специальностей, список основной и дополнительной литературы, перечень законов и нормативных актов и ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.


требования к выполнению контрольной работы

Номер Вашего варианта соответствует последним двум числам Вашего студенческого билета (зачетной книжки). Если Ваш номер в списке группы больше 20, то номер варианта равен номеру студенческого билета минус 20 и так далее.

Пример: Последние две цифры студенческого билета: 58. Тогда номер варианта – 18. (58-20=38, 38-20=18).

В задании № 3 (финансовые функции табличных процессоров) число k – последняя цифра Вашего студенческого билета (зачетной книжки). Если последняя цифра 0, то k =10.

Контрольная работа оформляется на ПК с использованием текстового редактора MS Word или Open Office Writer (на усмотрение студента), на машинописных листах формата A4. Шрифт Tahoma, размер шрифта 13,5 пунктов, межстрочный интервал – полуторный. При форматировании текста следует устанавливать выравнивание по ширине, отступ строки абзаца – 1 см. Все страницы должны быть пронумерованы в правом нижнем углу. Размеры полей: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее 2 см.

При представлении табличного материала над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера, снабжают тематическим заголовком, который располагают посередине страницы и начинают с прописной буквы (без точки в конце). Таблица должна быть выровнена с помощью автоподбора по содержимому. Расположение таблицы – по центру, выравнивание ячеек – по центру,шрифт Tahoma, размер шрифта 11,5 пунктов, межстрочный интервал – одинарный. «Шапка» - первая строка таблицы оформляется с помощью поворота заголовков столбцов.

Пример оформления табличного материала

Таблица 2.

Деловые партнеры

Код фирмы Наименование фирмы Адрес   Телефон   Контактное лицо
  Инвест-консул Дуванский бульвар, 12/1 256-77-66 Хасанов А.А.

Приводимые в контрольной работе иллюстрации – вставка окон табличного процессора, диаграммы и т.д. должны быть оформлены следующим образом. Соответствующий абзац контрольной работы разбивается на две колонки. В левой колонке помещается рисунок с подрисуночной подписью (включающей номер и наименование рисунка), в правой колонке – продолжается текст работы. Подрисуночная подпись оформляется следующим образом: шрифт Tahoma, размер шрифта 10 пунктов, выравнивание – по центру, межстрочный интервал – одинарный, интервал перед 3 пт, после 3 пт.

Рисунок 1. Пример схемы автоматизированного рабочего места На рисунке 1 приведена схема АРМ. Внимательный читатель легко заметит, что рисунок не полный. Не хватает, как минимум, клавиатуры. Желателен так же манипулятор «мышь». На изображенном компьютере просто невозможно работать.

Рисунок 1. Пример оформления иллюстраций в контрольной работе

Необходимо устанавливать верхние колонтитулы, в которых должны быть отражены текст «Контрольная работа по информатике» на нечетной странице и ФИО студента на четной странице. Формат колонтитула: шрифт Tahoma, размер шрифта 10 пунктов, выравнивание – по левому краю на четной странице, по правому краю на нечетной странице.

Контрольная работа выполняется в виде документа следующей структуры:

Титульный лист

Оглавление

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Титульный лист не нумеруется. Колонтитул на титульном листе не ставится Образец оформления титульного листа следующий (рисунок 2).


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Информатика»

 

Выполнил: студент I курса группы 1.2

специальности «Финансы и кредит»

заочного отделения

экономического факультета БашГУ

Сидоров Иван Петрович

№ зачетной книжки 07865

 

Проверил: Полупанов Д.В.

 

 

Уфа 2008

Рисунок 2. Пример оформление титульного листа контрольной работы

В оглавлении приводятся все заголовки структурных частей с указанием страниц, с которых они начинаются. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Оглавление формируется автоматически с помощью пункта меню Вставка | Оглавление и указатели.

Для формирования оглавления контрольной работы следует воспользоваться встроенными форматами стилей заголовков. Расположение заголовка раздела – по центру, шрифт Tahoma, размер шрифта 15,5 пунктов, межстрочный интервал – полуторный, интервал перед 6 пт, после 6 пт.


Задание №1

Целью задания является закрепление за студентами навыков по разделам «Конфигурация персонального компьютера» и «Программное обеспечение». Для выполнения задания студенту необходимо взять в магазинах, осуществляющих торговлю компьютерной техникой, прайс-лист. На его основе необходимо осуществить решение по выбору конфигурации ПК. Полученный вариант должен быть оптимальным по параметрам цена-качество. Решение следует оформить в виде таблицы. В первом столбце таблицы – устройства ПК по типам – процессор, материнская плата и т.п., во втором– конкретное выбранное устройство, в третьем - цена. Дайте рекомендации по выбору стандартного ПО – операционной системы и комплекта базовых прикладных программ. Предполагается, что специальное прикладное ПО занимает объем порядка 1~10 Гбайт.

Пример выполнения задания

Вариант 0.

Осуществить подбор ПК для компьютерного класса экономического факультета. Предполагается, что требуется несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть, необходим выход в Internet.

Предположим, что в компьютерном классе необходимо 20 компьютеров для студентов и 1 рабочее место преподавателя. Для создания сети в компьютерном классе необходимы следующие элементы (Таблица 1), (данные взяты из прайс-листа одной из компьютерных фирм г. Уфы, цены - январь 2008г)

Таблица 1.

Варианты заданий

Вариант 1.

Осуществить подбор ПК для менеджера по работе с клиентами туристического агентства. Предполагается, что в агентстве требуется несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть, имеется выход в Internet.

Вариант 2.

Осуществить подбор ПК в фотосалон, специализирующийся на печати цифровых фотографий клиентов. Предполагается возможность получения заказов через Internet.

Вариант 3.

Осуществить подбор ноутбука для биржевого игрока. Предполагается возможность выхода в Internet с помощью мобильного телефона.

Вариант 4.

Осуществить подбор ПК для школьника старших классов. Компьютер используется им как для учебы, так и для развлечений.

Вариант 5.

Осуществить подбор ПК для студента экономического факультета. Компьютер им как для учебы, так и для развлечений.

Вариант 6.

Осуществить подбор ПК для сотрудника бухгалтерии. Предполагается, что требуется несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть.

Вариант 7.

Осуществить подбор ПК в учебную часть ВУЗа. Предполагается, что требуется несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть.

Вариант 8.

Осуществить подбор ПК на кафедру экономического факультета. Предполагается, что компьютером пользуются все сотрудники кафедры, как преподаватели, так и лаборанты.

Вариант 9.

Осуществить подбор ПК для экономического отдела предприятия. Предполагается, что требуется несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть. Данные отдела при необходимости должны передаваться в бухгалтерию и другие службы.

Вариант 10.

Осуществить подбор ПК для салона сотовой связи. Салон занимается как продажей телефонов и сопутствующих товаров, так и приемом платежей за связь. Предполагается, что требуется несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть, необходим выход в Internet.

Вариант 11.

Осуществить подбор ПК в фирму, занимающуюся набором, сканированием и распечаткой текста, а также записью информации на носители клиента.

Вариант 12.

Осуществить подбор ноутбука, используемого научным сотрудником, прежде всего, для представления материалов своей работы на экране с помощью мультимедийного проектора.

Вариант 13.

Осуществить подбор ПК для паспортиста ЖЭУ. Предполагается наличие локальной сети.

Вариант 14.

Осуществить подбор ПК для компьютерного клуба, предоставляющего своим клиентам услуги по выходу в Internet, работе с электронной почтой, набору и распечатыванию информации.

Вариант 15.

Осуществить подбор ПК для менеджера по работе с клиентами мебельного салона. Сотрудник информирует клиентов о существующих и ожидаемых товарах, заключает договоры на поставку мебели

Вариант 16.

Осуществить подбор ПК для библиотеки. Требуется несколько терминалов, объединенных в локальную сеть. Читатель должен иметь доступ к электронному каталогу библиотеки и возможность делать заказ литературы.

Вариант 17.

Осуществить подбор ПК для риэлтора в агентство недвижимости. Предполагается, что в агентстве имеется несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть.

Вариант 18.

Осуществить подбор портативного ПК – наладонника (palmtop), используемого менеджером среднего звена как электронный органайзер (Personal Digital Assistent) и записная книжка. Предусмотреть возможность обмена информацией с обычным ПК.

Вариант 19.

Осуществить подбор ПК для школьника младших классов. Основное предназначение компьютера – обучение, также он используется для отдыха.

Вариант 20.

Осуществить подбор ПК для сотрудника отдела кадров предприятия. Данные отдела кадров при необходимости должны передаваться в бухгалтерию и другие службы.


Задание 2

Целью выполнения задания является обучение студента логическим функциям табличных процессоров MS Excel или Open Office Calc. Выполнение должно осуществляться в любом из этих табличных процессоров на усмотрение студента. В задании ставится сложнее условие, а также приводятся правила для проведения расчета. Студенты должны составить таблицу в которой было бы не менее 6 строк, включая заголовок таблицы. В таблице должны быть представлены все случаи вписанные в условия, а также хотя бы один не верный случай, на который должно выдаваться сообщение «обработка не предусмотрена» или «ошибочный ввод».

При проведении вычислений часто возникает необходимость использо­вать то или иное значение в зависимости от выполнения (или не выполнения) какого-либо условия. Примером такого вычисления может слу­жить решение корней квадратного уравнения. Если дискриминант больше или равен нулю, то произвести вычисления можно, если же дискриминант меньше нуля, то вычисления невозможны, и нужно выдать сообщение о том, что данное уравнение не имеет корней. Это называется ветвлением вычислительного процесса. Такая же ситуация может возникнуть при составлении ведомости на получения пособия на ребенка если размер пособия зависит от количества детей. Чтобы не вписывать суммы вручную напротив каждой фа­милии, хотелось бы иметь функцию при помощи которой проверка количе­ства детей и вычисление суммы осуществлялось бы автоматически.

Для проведения таких вычислений в MS Excel есть логические функции (см. рисунок 1).

Рисунок 3. Мастер функций в MS Excel. Логические функции

Наиболее часто используемой является функция ЕСЛИ. Она имеет три пара­метра: условие, значение или формула если условие выполняется (ИСТИНА), значение или формула если условие не выполняется (ЛОЖЬ).

В качестве условия может выступать сравнение содержимого ячейки с каким-либо числом (А3<45) иди текстом (B7="очное"). Excel распозна­ет следующие символы сравнения: «>» - больше, «>=» - больше или равно, «<» - меньше, «<=» - меньше или равно, «<>» - не равно.

Ситуации, когда можно обойтись одним условием встречаются достаточ­но редко, поэтому при записи условий могут использоваться также и логиче­ские функции И, ИЛИ и НЕ. Функция И (усл1; усл2) возвращает значение ИСТИНА только в том случае, когда оба условия имеют значение ИСТИНА, то есть выполняются, во всех остальных случаях она возвращает ЛОЖЬ. Функ­ция ИЛИ (усл1; усл2) возвращает значение ИСТИНА когда выполняется хотя бы одно условие, т. е. возвращает ЛОЖЬ только когда не выполняется ни одно условие.

Пример выполнения задания

Вариант 0. Составить таблицу для расчета размера премии на предприятии в зависимости от величины перевыполнения плана (ФИО,,Выполнение, сум­ма). Предусмотреть следующую обработку: меньше 100% - 0 р., от 100% до 110% - 500 р., от 111% до 125% - 1200 р., свыше 125% - 1500 р.

Пошаговая запись выполнения задания в MS Excel

Запускаем MS Excel. Создаем заголовок таблицы, для этого вводим названия столбцов таблицы в следующие ячейки[2]: А1- "Ф.И.О", В1 - "Выполнение", С1 - "Сумма ". Заполняем первые два столбца таблицы: А2 - "Петров В.А.", В2 -"95%"; A3 - "Сафин Г.З.", ВЗ - "105%"; А4 -"Константинов П.С. ", В4 - "115%"; А5 - "Иванова К.Е", В5 - "135%"; А6 "Нигматуллина К.Р.", В6 - "-125%".

Вводим формулу для расчета в ячейку С2. Для этого щелкаем на ней, за­тем нажимаем последовательно Вставка | Функция. В появившемся окне выбираем категорию Логические и функцию ЕСЛИ. В появившемся окне в первой строке ввода вводим условие "В2< 0%", Во второй строке ввода с меткой Значение_если_истина вводим текст "ошибочный ввод". Щелкаем в третьей строке ввода с меткой Значение_если_ложь. В эту строку мы должны вставить еще одну функцию ЕСЛИ, так как к нас остается еще более одного варианта. Для того чтобы сделать это находим кнопку над первым столбцом на которой написано ЕСЛИ (см. рисунок 3) и нажимаем ее.

Рисунок 4. Вложенность функций ЕСЛИ

После этого может показаться, что все изменения пропали, так как все три строки ввода очища­ются, но на самом деле это форма уже второй функции ЕСЛИ, которая вло­жена в первую. Увидеть это можно, если посмотреть на строку формул, кото­рая располагается сразу же над рабочей областью листа (см. рисунок 4). Вводим следующее условие в первую строку ввода- "В2<100%". В строку ввода Значение_если_истина вводим "0", в третью строку Значение_если_ложь мы должны ввести еще одну функцию ЕСЛИ. Щелкаем в третьей строке и нажимаем кнопку с текстом ЕСЛИ. В первой строке ввода вводим: " В2<100%". В строку ввода З начение_если_истина вводим “ 500”, щелкаем в третьей строке Значение_если_ложъ, нажимаем кнопку с текстом ЕСЛИ. В первой строке ввода вводим: "В2<=125%". В строку ввода Значение_если_истина вводим "1000", в третью строку ввода Значение_если_ложь вводим "1500". Нажимаем клавишу ENTER или кнопку Ок. При помощи автозаполнения заполняем введенной формулой ячейки от С2 до С5. Для этого подносим курсор мыши к правому нижнему углу ячейки С2. Как только курсор примет вид черного маленького крестика, нажимаем левую кнопку мыши и не отпуская ее растягиваем пунктирный прямоугольник так, чтобы в него попали ячейки столбца С до С5 включительно Затем, пока они остаются выделенными нажимаем последовательно пункты меню Формат |Ячейки и выбираем формат Денежный, выбираем из списка Обозначение денежную единицу "р. Русский" и нажимаем кнопку Ок.

На этом выполнение задания закончено.

Аналогичным образом задание выполняется в табличном процессоре Open Office Calk (см. рисунок 5).

Рисунок 5. Мастер функций в Open office Calk. Логические функции

Соответствие логических функций приводится в следующей таблице

Таблица 2.

Варианты заданий

Вариант 1. Составить таблицу по льготным выплатам (ФИО, льгота, сумма). Предусмотреть следующую обработку: ветеран - 1500 р., заслуженный деятель – 1000 р., пенсионер - 700 р. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 2. Составить таблицу выплат по инвалидности (ФИО, инвалидность, сумма). Предусмотреть следующую обработку: I степень - 2500 р., II сте­пень -' 1500 р., Ш степень - 750 р. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 3. Составить таблицу (Товар, Цена, скидка). Предусмотреть следующую обработку: Цена до 5000 р. - скидка 3%, Цена от 5000 до 10000 -скидка 5%, цена свыше 10000 - скидка 10%. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 4. Составить таблицу (Кинотеатр, ряд, цена билета). Предусмотреть следующую обработку: с 1 ряда по 8 - цена 50р., с 9 по 14 - 100 р., с 14 по 20 р. - 75р. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 5. Составить таблицу (№ дома, кол-во этажей, кол-во лифтов). Предусмотреть следующую обработку: от 1 до 5 этажей - нет лифта, от 6 до 9 - 1 лифт, свыше 9 этажей - 2 лифта. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 6. Составить таблицу (№ аквариума, литраж, кол-во рыб). Преду­смотреть следующую обработку: от 10 до 30 литров - 5 рыб, от 30 до 60 -10 рыб, от 60 до 100 - 15 рыб. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 7. Составить таблицу (№ детсада, кол-во детей, кол-во групп). Предусмотреть следующую обработку: до 100 детей - 5 групп, от 100 до 200 - 12 групп, свыше 200 детей - 20 групп. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 8. Составить таблицу (Университет, кол-во студентов, кол-во пре­подавателей). Предусмотреть следующую обработку: до 300 студентов -10 преподавателей, от 300 до 600 студентов - 20 преподавателей, свыше 600 студентов - 40 преподавателей. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 9. Составить таблицу (Товар, кол-во в партии, цена за ед.). Преду­смотреть следующую обработку: до 200 ед. в партии - 50 р. за ед., от 200 до 400 ед. в партии - 42 р. за ед., свыше 400 ед. - 37 р. за ед.. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 10. Составить таблицу (Кол-во комнат, метраж, цена за 1 кв.м.). Предусмотреть следующую обработку: до 35 кв.м. - 55 тыс.р. за кв.м., от 35 кв.м. до 60 - 52 тыс.р. за кв.м., свыше 60 кв.м. - 50 тыс.р. за кв.м. Вве­сти не менее 5 записей.

Вариант 11. Составить таблицу (ФИО, стаж, сумма по больничному листу). Предусмотреть следующую обработку: стаж до 5 лет - 60%, от 5 до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100%. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 12. Составить таблицу (Оранжерея, кол-во теплиц, доход). Преду­смотреть следующую обработку: до 3 теплиц - 1 млн.руб., от 3 до 5 теп­лиц - 2 млн. руб., свыше 5 теплиц - 3 млн.руб. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 13. Составить таблицу (Название клуба, кол-во компьютеров, цена за 1 час). Предусмотреть следующую обработку: до 30 компьютеров - 20 р./ час, от 30 до 45 компьютеров - 15 р./час, свыше 45 компьютеров - 10 р./час. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 14. Составить таблицу (Состав, кол-во вагонов, кол-во тепловозов). Предусмотреть следующую обработку: до 15 вагонов - 1 тепловоз, от 15 до 30 вагонов -2 тепловоза, свыше 30 вагонов - 3 тепловоза. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 15. Составить таблицу (Населенный пункт, кол-во жителей, статус). Предусмотреть следующую обработку: от 150 до 1000 - поселок, от 1000 до 10000 - райцентр, свыше 10000 - город. Ввести не менее 5 записей.

В ариант 16. Составить таблицу (Район, кол-во детей, кол-во школ). Преду­смотреть следующую обработку: до 1000 детей - 1 школа, от 1000 до 5000-5 школ, свыше 5000 - 10 школ. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 17. Составить таблицу (ФИО, стаж в учреждении, надбавка). Предусмотреть следующую обработку: До 3 лет - 0%, от 3 до 5 лет -20%, свыше 5 лет - 30%. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 18. Составить таблицу (№ больницы, кол-во мест, кол-во врачей). Предусмотреть следующую обработку: до 300 мест - 100 врачей, от 300 до 700 мест - 500 врачей, свыше 700 мест - кол-во врачей равно кол-ву мест. Ввести не менее 5 записей.

Вариант 19. Составить таблицу для расчета надбавки к заработной плате на предприятии в зависимости от величины разряда (ФИО,,Разряд, сум­ма). Предусмотреть следующую обработку: меньше 10 - 0 р., от 10 до 12 - 500 р., от 12 до 14 - 1200 р., свыше 14 - 1500 р.

Вариант 20. Составить таблицу {Театр, ряд, цена билета). Предусмотреть следующую обработку: с 1 ряда по 4 - цена 150 р., с 5 по 10 - 300 р., с 10 по 14. - 200р., с 14 по 20 – 100 р. Ввести не менее 5 записей.


Задание 3

Целью задания является обучение студента финансовым функциям табличных процессоров MS Excel и Open Office Calc, на примере функций, осуществляющих расчеты с потоками платежей. В таблице 3 приведены соответствия между такими функциями в различных табличных процессорах.

Таблица 3.

Задание 4

Целью задания является изучение и закрепление на практике методов создания информационных систем базы данных (БД) с помощью реляционных систем управления базами данных (СУБД) MS Access или Open Office Base[5]. В задание входит следующее:

Øпроектирование структур БД;

Øсоздание запросов на выборку;

Øсоздание запросов на добавление, запросов на обновление, запросов на создание таблицы или перекрестных запросов;

Øсоздание отчетов.

Вариант 0.

1. Создать БД «Часовая мастерская», которая должна содержать информацию о персонале (ФИО, должность, разряд, график работы), о клиентах (ФИО, VIP-клиент (да/нет), адрес, номер заказа), о заказе (номер заказа, тип часов, марка часов, сроки ремонта, стоимость работы).

2. Составить запрос на выборку – вывести фамилии всех мастеров, ремонтировавших электронные часы.

3. Создать перекрестный запрос, в котором заголовки строк – номера заказов, заголовки столбцов – фамилии заказчиков, а на пересечении строк и столбцов – стоимость ремонта.

4. С помощью конструктора создать отчет «Список клиентов».

Основным средством хранения информации в указанных СУБД являются плоские таблицы (рисунок 8), состоящих из именованных столбцов (полей) и строк (записей).

Номер заказа Код покупателя Код товара Дата заказа Заказано Имена полей
           
          Запись
         
           
  Поле        

Рисунок 8. Структура реляционной базы данных

Каждая таблица описывает некоторый класс объектов выбранной предметной области, например, студентов вуза или преподавателей, а каждая строка-запись содержит информацию о конкретном объекте (студенте или преподавателе). Каждый же столбец-поле описывает один из атрибутов данного объекта, например, должность или дату рождения. Поэтому все данные одного столбца характеризуются одинаковым типом - множеством допустимых значений и операций над ними. В MS Access и Open Office Base определены следующие типы данных:

текстовый, длиной от 1 до 255 символов. Количество символов определяется пользователем в процессе создания таблицы исходя из семантики атрибута. Так например, для хранения фамилий целесообразно отвести не менее 15 позиций. По умолчанию СУБД устанавливает длину текстового поля равной 50;

числовой, для которого существуют следующие форматы:

байт (целые значения в диапазоне 0..255);

целое (целые значения в диапазоне -32768..+32767);

длинное целое (целые значения в диапазоне -2147483648.. +2147483647);

с плавающей точкой (4 байта). Вещественные числа в диапазоне -3.402823*1038.. +3.402823*1038;

с плавающей точкой (8 байт). Вещественные числа в диапазоне -1.79769313486232*10308.. +1.79769313486232*10308.

По умолчанию СУБД устанавливает формат числового поля с плавающей точкой (8 байт);

дата / время. Возможны следующие форматы дат:

полный;

длинный;

средний;

краткий.

Аналогично, для времени также существуют три последних формата.

денежный. Аналогичен числовому типу с плавающей точкой. Позволяет вводить числа длиной до 15 знаков в целой части и 4 - в дробной;

счетчик. Значения данного типа автоматически увеличиваются на 1 для каждой новой записи. Пользователь не может сам модифицировать значения поля данного типа;

логический. Допускаются только два значения для полей данного типа: Да/Нет (True/False);

МЕМО (комментарий). Текстовое поле произвольной длины. Может хранить текст длиной до 64 000 байт.

Каждое поле должно иметь имя, длина которого не может превышать 64 символа. Целесообразно имена выбирать не длиннее хранимых данных (что максимизирует при просмотре число отображаемых на экране столбцов таблицы), но сохраняющих их семантику. В именах полей можно использовать любые комбинации букв, цифр, пробелов и других символов, за исключением.,!, ', [ и ].

Для каждой реляционной таблицы существует понятие ключа - набора полей, которые однозначно идентифицируют каждую запись таблицы. В такой таблице не допускаются две или более записи с одинаковыми значениями ключевых полей. В общем случае ключ может состоять только из одного поля (простой ключ). Составной ключ предполагает идентификацию записи на основе комбинации значений нескольких полей. В этом случае все поля такого ключа должны располагаться последовательно друг за другом. Ключевые поля целесообразно располагать в начале таблице, поскольку СУБД автоматически производит сортировку записей по ключу. При создании структуры БД в Open Office Base, в отличие от MS Access наличие ключевого поля обязательно

1. Создание структуры БД. Для создания новой таблицы необходимо открыть базу данных, перейти на вкладку Таблицы и нажать кнопку Создать.

Существует несколько вариантов создания таблицы, но наиболее универсальным является подход на основе Конструктора.

Рисунок 9. Создание структуры БД в режиме конструктора

Его запуск приводит к открытию бланка описания структуры таблицы (см. рисунок 9) состоящего из четырех столбцов. Во втором указывается имя поля. Переход в третий столбец приводит к появлению кнопки раскрытия, щелчок по которой левой кнопкой мыши (ЛКМ) отображает список допустимых типов полей. Выбор типа также может производиться ЛКМ, а затем в строке Размер поля производится его конкретизация. Четвертый столбец является вспомогательным, в нем хранятся комментарии к создаваемым полям.

Треугольный индикатор в первом столбце показывает текущее поле обработки. При задании ключа необходимо его установить в требуемое поле и щелкнуть ЛКМ по пиктограмме Ключевоеполе в панели инструментов. Если в качестве ключа определяются несколько полей, то они выделяются путем протягивания мыши с нажатой левой клавишей по ячейкам первого столбца у требуемых полей, а затем щелкается пиктограмма Ключевоеполе.

После описания структуры таблицы переходят к ее заполнению. Для этого нажимается пиктограмма Представление таблицы . При этом СУБД попросит указать имя создаваемой таблицы и отобразит пустой бланк созданной таблицы, готовый к заполнению. Пример заполненной таблицы для БД, отражающей персонал мастерской приведен на рисунке 10. Аналогичным образом формируются таблицы «Клиенты» и «Заказы».

Рисунок 10. Пример заполнения таблицы

Навигация по полям таблицы осуществляется клавишами ®,, ­, ¯, Tab, Shift/Tab, мышью. Копирование значения поля из предыдущей строки - Ctrl/ '. Переход к заполнению следующей записи автоматически сохраняет в памяти компьютера предыдущую запись.

В процессе работы с таблицей можно в любой момент вернуться в режим конструктора для изменения её структуры путем нажатия ЛКМ пиктограммы , которая отображается в панели инструментов при переходе в табличный режим.

Изменению могут быть подвергнуты названия полей, их тип и последовательность. Для удаления некоторого поля таблицы необходимо его выделить щелчком правой клавиши мыши в первом столбе и нажать мышью пиктограмму (удалить строку) в панели инструментов. Пустая строка в описании структуры создается следующим образом:

курсор устанавливается на строку, перед которой необходимо вставить пустую;

на панели инструментов нажимается кнопка (вставить строку).

Перенос строки описания структуры реализуется следующим образом:

выделяется мышью в первом столбце переносимая строка (строки);

выделенная строка в первом столбце захватывается мышью и перетаскивается на новую позицию.

Таким образом, сформировано три таблицы. В таблице «Персонал» ключевым полем сделаем поле «ФИО». В таблице «Клиенты» ключевым полем также сделаем «ФИО». В таблице «Заказы» ключевым полем сделаем поле «Номер заказа».

2. Создание запроса на выборку. Необходимо перейти на вкладку Запросы. Запрос на выборку удобно создавать в режиме Конструктора. При этом появляется диалоговое окно, представленное на рисунке 11.

Рисунок 11. Диалоговое окно «Добавление таблицы»

Выделяем по очереди каждую таблицу и нажимаем на кнопку Добавить. После этого нажимаем на кнопку Закрыть. Активным становится диалоговое окно, названное по умолчанию «Запрос1: запрос на выборку» - рисунок 12.

Рисунок 12. Первый этап создания запроса на выборку

По умолчанию автоматически установились связи между полями «Номер заказа» в таблицах «Заказы» и «Клиенты» и меду полями «ФИО» в таблицах «Клиенты» и «Персонал». Они представлены стрелками, идущими от полей из одной таблицы в другую. Последняя связь в данном случае не нужна, ее можно убрать, нажав на соответствующую стрелку правок кнопкой мыши (ПКМ) и открывшемся меню выбрав пункт «Удалить». Необходимо установит связь между полем «Мастер» в таблице «Заказы» и полем «ФИО» в таблице «Персонал». Для этого, нажав на ЛКМ протянем от поля «Мастер», до поля «ФИО», чтобы образовалась стрелка. Нажав на эту стрелку ПКМ, можно вызвать диалоговое окно «параметры объединения» - рисунок 13.

Рисунок 13. Диалоговое окно «Параметры объединения»

В нашем случае необходимо оставить переключатель в первой позиции, ничего не меняя. Нажимаем кнопку ОК.

Итак, нам необходимо получить фамилии всех мастеров, ремонтировавших электронные часы. Допустим, нас также интересует должность и разряд указанного мастера, фамилия владельца часов и его телефон.

В нижней части окна конструктора указываются параметры отбираемых в выборку данных:

Поле – наименование поля, содержимое которого будет добавлено в результате запроса. Поочередно выбираем поля «Мастер», «Тип часов», «Должность», «Разряд», «ФИО» и «Телефон». Это легко осуществить с помощью нажатия кнопки .

Имя таблицы – название таблицы, в котором находится поле, используемое в качестве источника данных. Значение этого параметра в нашем случае устанавливается автоматически.

Сортировка – направление сортировки данного поля, по возрастанию или убыванию. В нашей БД не используется.

Вывод на экран – задание режима, при котором на экране отображается содержимое данного поля. В нашем случае не используется.

Условие отбора, или – указывается одно или несколько условий, в соответствии с которыми происходит добавление записей на выборку. В нашем случае для поля «Тип часов» задается условие =«электронные». Создани е запроса на выборку закончено – рисунок 14.

Рисунок 14. Создание запроса на выборку

Назовем данные запрос, например, «электронные часы». Результаты выполнения запроса представлены на рисунке 15.

Рисунок 15. Результаты выполнения запроса

Заголовки строк – выбирается для поля запроса, значение которого нужно использовать в качестве заголовка строк. В нашем случае это поле «Номер заказа» в таблице «Заказы». В строке Групповые операции выбирается значение Группировка.

Заголовки столбцов – аналогично выбирается для поля запроса, значение которого нужно использовать в качестве заголовка столбцов. В нашем случае это поле «ФИО» в таблице «Клиенты». В строке Групповые операции выбирается значение Группировка.

Значение – выбирается для поля запроса, в котором вычисляется итоговое значение, отображаемое в ячейках перекрестного запроса. В нашем случае это поле «Стоимость работы» в таблице «Заказы». В качестве групповых операций необходимо выбрать одну из итоговых функций или задать выражение, в котором используются итоговые функции. Выберем итоговую функцию sum.

Не отображается – выбирается для такого поля, значения которого не должны отображаться в перекрестном запросе. В нашем случае не используется.

Таким образом, создан перекрестный запрос, представленный на рисунке 17. Сохраним полученный перекрестный запрос, например под названием «Перекрестный». Результаты его выполнения отображены на рисунке 18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.154 с.)