О том, как следует вести себя в гостях.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О том, как следует вести себя в гостях.



Гостю рекомендовано выполнить два установления.

Первое установление: по окончании трапезы гость обращается к хозяину застолья со словами, которые в таких случаях произносил сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Таких фраз несколько.

А) Абдаллах ибн Баср рассказывал, как однажды его отец приготовил для Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, угощенье и пригласил к себе в гости. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принял приглашение, а когда завершил трапезу, сказал так:

«О Боже! Прости им, окажи им милость и благослови в том, что Ты им даровал»[129].

Б) Аль-Микдад ибн аль-Асвад рассказывал: «Как-то раз я и двое моих приятелей повстречали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Нам хотелось есть. Мы встречали разных людей, но никто из них не звал нас к себе в гости. И тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, привел нас к себе домой. У него было четыре козы и он сказал мне: Эй, Микдад! Раздели молоко от них на четыре равные доли. И я делил молоко на четыре равные доли ‑ [так, чтобы каждый выпил свою, а Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мы оставили его долю]. В тот вечер Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, задержался вне дома. И я сказал себе: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, наверняка пошел к кому-то из ансаров, поел и испил там досыта. Почему бы мне не выпить и его долю молока (!). Недолго думая, я взял его долю и выпил (!), а миску прикрыл крышкой. И только потом я понял, что сделал глупость. Я сказал себе: а что, если Посланник Аллаха придет изголодавшийся и не найдет ничего [съестного]. С этой мыслью я укрылся[130]. [И далее: Поверх меня была накидка из шерсти: когда я натягивал ее себе на голову, были открыты ноги, а когда я накрывал ею ноги, оставалась не покрытой голова. И далее:] [Сон никак не шел ко мне], и я стал разговаривать сам с собой. [И далее: Что касается двух моих товарищей, то они благополучно уснули]. И как раз в этот момент, входит Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Он произнес приветствие, пожелав мира, ‑ так, чтобы было слышно бодрствующему, но чтобы не разбудить спящих. [Затем он пошел в мечеть, совершил молитву], а после этого подошел к миске, открыл ее и увидел, что она пуста. Тогда он сказал:

“О Господи! Накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня”.

Услышав этот призыв, [я схватил накидку, закрепил ее на себе], нашел шафру[131], и, прихватив ее с собой, отправился к козам. Я стал ощупывать коз, желая найти ту, что потучнее[132], [чтобы отбрать ее для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует]. Как только моя рука коснулась вымени первой из них, я почувствовал, что оно полно молока. [Я взял какую-то емкость, в которую в доме Мухаммада обычно сдаивали молоко], и принялся доить. Наполнив миску до краев, я поднес ее Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, [а он спросил: Вы что ‑ не пили молока вчера вечером, Микдад? И далее:] Я ответил: Пей, Посланник Аллаха! Он посмотрел на меня и сказал: Эй, Микдад! Ты совершил какой-нибудь проступок? Что случилось? Я ответил: Ты сначала выпей ‑ потом расскажу. Он испил досыта, затем передал миску мне, и я отпил. И после того, как я убедился, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сыт, и слова призыва, сказанные им ранее, касались теперь и меня, я рассмеялся так, что повалился со смеху на землю. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, переспросил меня: Так что же случилось? И тогда я рассказал ему все, как было. На это он сказал так: Это благодать, ниспосланная с небес. Почему ты не скажешь мне, чтобы мы напоили двух наших товарищей? Я ответил: [Клянусь Тем, кто сподобил тебя проповедовать Истину]! После того, как эта благодать постигла меня и тебя, я напрочь позабыл о тех, кого она обошла стороной!»[133]

В)Анас или кто-то другой рассказывал, как однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, [навещал ансаров. Когда он приблизился к их жилищам, ребятишки – дети ансаров – облепили его со всех сторон, а он призывал к ним Аллаха, велик Он и славен, гладил их по головам, приветствовал, желая мира. И так он подошел к двери Са‘да ибн Ибады]. Он испросил у Са‘да разрешение войти и произнес слова приветствия: Мир тебе и милость Аллаха. Са‘д ответил: Мир тебе и милость Аллаха. Но Са‘д сказал это так, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не смог его расслышать, и поэтому поприветствовал Са‘да трижды. Са‘д ответил ему трижды, но Пророк так и не расслышал его слов. [Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не произносил приветствие свыше трех раз, и если ему не позволяли войти, уходил]. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, повернул обратно, но Са‘д догнал его и воскликнул: О Посланник Аллаха! Ты мне за отца и за мать! Я слышал все твои приветствия и каждый раз отвечал тебе на них, но ты не расслышал моих слов. Я счастлив слышать пожелания мира и благословения от тебя сколь угодно раз. [Заходи, о Посланник Аллаха!] Затем Са‘д провел его в дом и поставил перед ним изюм. Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принялся есть изюм, а когда закончил, сказал:

«Да будут вкушать ваши угощенья люди благочестивые, да будут молиться за вас ангелы, и да разговеются у вас те, кто постились»[134].


Второе установление: молодоженов следует благословить, пожелав им добра и благополучия.

На этот счет имеется несколько хадисов.

Первый хадис ‑ со слов Джабира ибн Абдаллаха, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Джабир рассказывал: «Мой отец погиб, оставив после себя семь юных дочерей (вариант: девять дочерей), и я женился на женщине, уже побывавшей замужем. Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: Эй, Джабир! Ты женился? Я ответил: Да. Он поинтересовался: На женщине, побывавшей замужем, или на девственнице? Я ответил: На женщине, побывавшей замужем. Тогда он спросил: Разве не нашлось для тебя девушки, с которой ты мог бы забавляться, и которая могла бы забавляться с тобой, с которой ты мог бы веселиться, и которая могла бы веселиться с тобой? Я ответил ему: Истинно, Абдаллах погиб, оставив после себя [семь или девять] дочерей, и мне не хотелось привести к ним такую же, как они. Поэтому я женился на женщине, которая может начальствовать над ними и научить их уму-разуму. Он сказал:

«Да благословит тебя Аллах!» ‑ то есть пожелал мне всего доброго»[135].

Второй хадис – со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах. Он рассказывал: «Ансары сказали Али: Итак, ты выбрал Фатыму. Явился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Он поприветствовал Али и спросил: Чего надобно Ибн Абу Талибу? Али ответил: О, Посланник Аллаха! Я выбираю Фатыму, дочь Посланника Аллаха, да благословит тебя Аллах и да приветствует. Он ответил: Привет тебе и добро пожаловать, ‑ и ничего не прибавил к этому. Али ибн Абу Талиб вышел к ожидавшей его группе ансаров, и те поинтересовались: Каков результат? Али ответил: Известно лишь одно: он сказал мне: Привет тебе и добро пожаловать. Ансары сказали: Тебе было бы достаточно и одного из этих приветствий от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Это значит, что он передал тебе свой привет и принял тебя. Спустя некоторое время, уже после того как брак между Али и Фатымой был заключен, Посланник Аллаха сказал: Эй, Али! Жених[136] обязательно должен устроить угощение. Тогда Са‘д сказал: У меня есть баран. А группа ансаров собрала для Али несколько са‘ проса. Накануне первой брачной ночи Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, предупредил Али: Никому ничего не рассказывай ‑ сперва переговори со мной. Затем он попросил принести воды, совершил в ней неполное омовение, пролил эту воду на Али и сказал:

«О Господи! Благослови их обоих и подари им потомство»[137].

Третий хадис– со слов Аиши, да будет доволен ею Аллаха. Она рассказывала:

“Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, женился на мне. Затем пришла мать, завела меня в дом, и в доме женщины из числа ансаров обратились ко мне с такими словами:

Добра, благословения и лучшего птаха»[138].

Четвертый хадис – со слов Абу Хурайры. Он рассказывал: На свадьбе вместо благопожелания: «Благополучия и сынов»[139], ‑ Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда говорил:

«Да благословит тебя Аллаха, и да ниспошлет тебе Свою щедрость. И да объединит он вас двоих во благо (в другой передаче: на благо)»[140].

 

35 – Слова «Благополучия и сынов» ‑ пожелание язычников.

Не следует говорить: «Благополучия и сынов», ‑ как делают люди несведущие, ‑ ведь так приветствовали молодоженов во времена джахилиййи . Целый ряд хадисов и рассказов содержат запрет на благопожелание этими словами. Одну из таких историй приводит аль-Хасан. Он рассказывал: “Однажды Укайль ибн Абу Талиб женился на женщине из племени джахм . К нему пришли гости и поприветствовали его словами: Благополучия тебе и сынов. Укайль возразил: Не говорите так, [ведь, истинно, Посланник Аллаха запретил нам это]. Тогда люди спросили: А что же нам говорить, о Абу Зайд? Укайль ответил: Говорите так: Да благословит вас Аллах, и да ниспошлет вам Свою щедрость. Воистину, нам так было велено”[141].

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.008 с.)