Сравнительная оценка конкурентного и чисто монопольного рынков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная оценка конкурентного и чисто монопольного рынков



признаки рынка совершенной конкуренции:

-много продавцов и много покупателей;

-стандартизированная продукция, которая предлагается для продажи;

-невозможность влияния отдельного продавца на рыночную цену;

-абсолютная мобильность производственных ресурсов;

-полная рыночная информация: о ценах, технологии и возможной прибыли;

-каждая фирма имеет очень небольшую частицу общего выпуска продукции на рынке;

-вход на рынок и выход из него - свободные;

-отсутствие неценовой конкуренции.

Признаки монополистической конкуренции:

1.В области существует относительно большое количество фирм, любая из которых вырабатывает лишь небольшую частицу суммарного выпуска области, поэтому имеет ограниченные возможности влиять на рыночную цену, отсутствующая взаимная зависимость, тайный заговор фактически невозможная (для монополистической конкуренции довольно 30, 50 ли 70 фирм).

2.На рынке покупаются-продаются дифференцированного блага, качественные характеристики которых отличаются от выработанного конкурентом. Поскольку продукция дифференцирована, каждый производитель определенной марки товара выступает как монополист.

3.Продавцы, устанавливая цены на свои товары или определяя объемы продажу не учитывают реакцию своих конкурентов.

4. На рынке не имеет барьеров для входа и выхода из области, или почти не имеет. Однако, вхождение на рынок, не такое легкое, как в условиях совершенной конкуренции. 5.Широко используется неценовая конкуренция (детально будет рассмотрена низшее).

Функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец или стандарт, с которым могут быть сопоставимые и по котором может быть оцененная эффективность реальной экономики. Так вот, исследование рынка совершенной конкуренции имеет особое теоретическое и практическое значения для раскрытия методологии познание вторых рыночных структур.

Экономические последствия совершенной конкуренции:

1. Освоение передовой продукции, ранее не производимой.

2. Производство модернизированной продукции.

3. Производство продукции высокого качества.

4. Распределение производственных сил.

5. Расслоение общества.

6. Анархия, кризисы.

По отношению к монополии возможные два варианта государственного регулирования цены, эффективность их проблематическая. Рассмотрим:

1.цена устанавливается равной предельным затратам (как при совершенной конкуренции) Р=МС с целью достижения эффективного распределения ресурсов, то при общественно оптимальной цене больше продукции получат потребители, фирма может иметь убытки.

2.цена устанавливается равной средним общим затратам Р=АТС.

Наибольшую угрозу представляет чистая монополия. Государственная политика реализуется путем:

-административных рычагов:

-регулирование конкуренции (первый специальный законодательный акт был принятый в Украине в 1992 р);

- прямой запрет слияния фирм;

-распределение (разбивка) существующих фирм на несколько меньших;

-введение государственной собственности на предприятия - естественные монополии.

Доказательством являются следуя аргументы: во-первых, сохранение естественных монополий отвечает стратегическим интересам государства и разрешает держать под контролем жизненно важные оборонозначемі области, в первую очередь: энергетику, связь, коммуникации транспорт; во-вторых, наличие таких монополий разрешает унифицировать и стандартизировать железнодорожный путь, вагоны, напряжение в сети электропередач, и т.п.; в-третьих, равный доступ граждан к основополагаючих товарам и услуг - это, может быть основной аргумент.

-экономических рычагов:

-регулирование деятельности монополий,

-определение территории их деятельности,

-регулирование цен на продукцию монополии,

-обеспечение объемов производства, качества товаров и услуг,

-установление налога на монопольную прибыль, и т.п.

Потребности, их структура. Классификация и тенденции развития

Потребности – *способность человека к потреблению; *побудительный мотив действия людей с целью обеспечения необходимых условий жизни; *всякое состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти (или состояние удовлетворённости, которое он хочет продлить).

Потребности растут, они динамичны, видоизменяются в кол-ве и качестве.

 

Классификация потребностей:

· общественные

· экономические – это часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного пр-ва

· абсолютные – идеальные потребности (желание обладать вещью), характеризуются безграничностью, связаны и возникают на базе научного прогресса и т.д.

· действительные – реальная специфически историческая потребительскую силу общества и выступают как рациональные потребности, которое общество может удовлетворить.

· Платежеспособные – формы выражения действительных потребностей в условиях товарного пр-ва.

 

Древо потребностей:

I. Материальные – пища, одежда/обувь, дом, благоустроенный быт, здоровье, здоровый образ жизни, работа

II. Духовные – образование, учёба, знания, воспитание, приобщение к к-ре, духовная к-ра, свобода слова и совести.

III. Социальные – труд, отдых, участие в управлении общест.жизнью, нормальная среда обитания, общение с природой.

Маслоу добавляет также потребности в безопасности, любви, дружбе и самореализации.

Различают:

- первичные и вторичные

- постоянные (ежедневные предметы и

услуги) и временные (отдых, хобби)

- неотложные (оздоровление, воспитание

детей) и несрочные (турпоездки)

- индивидуальные и коллективные

В современный условиях потребности претерпели серьезные изменения. От материальной нужды в комфорте и безопасности покупатели переходят к более высокому уровню личного потребления. Они становятся всё более требовательными, ищут товары и услуги, адаптированные к их особенностям, добиваются полноты информации по закупкам, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов, оказывают давление на правительств, побуждая его к усилению контроля и к принятию мер по защите прав потребителя.

Экономические блага и их классификация

Потребности и блага.

Теория трудовой ст-сти: ст-сть единицы товара определяется кол-вом общественно-необходимого труда, затраченного на пр-во этой единицы: единым источником ст-сти является живой труд.

Теория издержек пр-ва: ст-сть товара создаётся не только живым трудом, но и прошлым; цена определяется ценами ресурсов, использованных при пр-ве данного товара.

Т=с+v+m, с-прошлый труд.

Теория 3-х факторов: ст-сть является составной с доходов от 1труда, 2земли (рента), 3капитала (прибыль).

Теория предельной полезности (маржинализм): ст-сть определяется величиной полезного эффекта от потребления блага; речь идёт о полезности, которую приносит определённое кол-во данного блага.

Блага – всевозможные вещи, которые удовлетворяют человеческие потребности.

Делятся на:

b. *материальные – материальные вещи и ценные бумаги, естественные дары природы, продукты с/х, здания, машины, долговые обязательства, патентные и авторские права, возможность путешествовать и т.д.; *нематериальные – внутренние (личные способности и качества человека) и внешние (репутация, деловые связи)

c. *передаваемые – могут быть отчуждены в пользу других лиц; *непередаваемые – гражданские права, климатические условия, климат, воздух и т.п.

d. *даровые и *результаты человеческого труда.

 

Экономические блага – внешние для человека блага, которые:

1. принадлежат человеку и в той или иной степени не принадлежат другим, т.е. являются его собственностью;

2. могут быть измерены денежной мерой.

Блага имеют различные качества – много классификаций.

Общественные – не находятся в частной собственности, обеспечивают безопасность, жизнедеятельность, просвещение, образование, медобслуживание и т.д.

Взаимозаменяемые (субституты) – товары, отличающиеся отдельными качествами, ориентируясь на которые покупатели делают свой выбор; могут заменить друг друга.

Взаимодополняемые (комплементы) – не заменяют друг друга, не используются один без другого, совместно удовлетворяют одну потребность.

Полезность – удовлетворение, получаемое от потребления данного кол-ва благ.

Полезности бывают:

­ Общая – полезность всего объёма продукта или доступного данному индивиду кол-во благ.

­ Средняя– полезность в расчёте на единицу продукта (общая полезность делится на кол-во единиц блага)

­ Предельная – * равна изменению общего кол-ва полезности, делённому на изменение величины потребления;

закон Госсена: 1- в ходе постепенного насыщения потребностей полезность вещи падает с увеличением запаса благ;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.247 (0.006 с.)