Сравнительная хар-ка фин. и упр. учета. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная хар-ка фин. и упр. учета.



Классиф. систем уу

1. По широте охвата: систематич. и проблемный учет

2. По степени взаимосвязи финн. и кпр. учета: интегрир. и автономная

3. По оперативности учета затрат: фактич.(прошлых , историч.) данных и стандартных (нормативных) данных

4. По полноте учитываемых затрат( по оценке продукции): учет полной с/с и учет огранич. затрат

5. По целевому назначению: стратегич. и текущий

10. Влияние факторов на выбор системы уу.На выбор системы УУ оказывают влияние разные факторы:1.Экон. (состояние и специфика отрасли, условия деят орг, рыночная конъюнктура, ценообраз., налогооблож., инвестиц. климат), 2.Организ.(структура предприятия, распред. ответств.,уровень исполнения дисциплины, профессионализм работников и их умение адаптироваться к новым условиям), 3.Юридические(Состояние правовой базы фин, коммерч и труд деят.), 4.Соц(Мотивация труда, психологич. климат в коллективе, ценностные установки), 5.Технико-технологические

Преимущества создания эф. систем УУ состоят в росте конкурентоспособности за счет более низких затрат.

Сравнительная хар-ка фин. и упр. учета.

Признак Бфу Буу
Цель Получение данных для составления отч-ти Обработка данных для принятия упр. решений
Пользователи Внешние (Налоговая, инвесторы, кредиторы), руководит. Внутренние
Степень открытости инф. Открытая, публичная и заверяется независимыми аудиторами Явл-ся коммер. тайной
Основной объект учета Изучение деят. всего предпр. в целом Изучение отд. структурных подразд. (бригад, ферм)
Свобода выбора методов ведения учета Ограничена общепринятыми принципами ведения бу Никакиз ограничений, кроме с/с сопоставляемой с доходами от принятия более эф. упр. решений
Степень регламентации Жесткая, ФЗ,ПБУ, Метод.реком. Не реглам. законодат. РФ. Порядок ведения, принципы и правила опред-ся руковод.
Точность инф. Инф. носит объективный хар-тер, подтверждена документально, проверяется Инф. носит расчетный хар-тер, использ. приблизит. оценки, гл. условие- своевр.
Временной аспект Нацеленность в прошлое Нацеленность в будущее
Содерж. и состав отч-ти ПБУ 4/99 В зав-ти от целей и потребностей руковод.
Периодичность составления Ежеквартально По мере надобности
Группировка затрат По элементам ПБУ 10/99 По признакам, кот. устанавливает само препр.
Степень ответственности Администр., уголовная Дисциплинарная
Обязательность Обязат Не обязат.

Понятия «издержки», «расходы», «затраты», «себестоимость».

Издержки пр-ва – это стоим. выраж. совокупных затрат средств пр-ва и средств существования работников пр-ва.Издержки – это ден. выраж общей ∑ресурсов, использ. с какой-то целью.

Ресурсы – это ден. оценка всего участвующего в пр-ве живого и овещ. труда.

Потребленные ресурсы – это затраты для получения рез-та. Потребленные ресурсы отличаются от примененных ресурсов способом перенесения сто-сти на готовый продукт.

Понятие издержек в учете относится к объектам поглощающим эти ресурсы, т.е. к объектам уз.

Издержки пр-ва можно разбить на части:

- затраты, кот. способны участвовать в процессе пр-ва уже сейчас и в скором будущем приносить прибыль

- затраты, кот осущ-ся для возможного использ. в будущем, т.е. запасы

- затраты, кот были осущ, но в рез-те смены курса пр-ва или др. причины остались невостребованными.

Затраты – это принятая к учету стоим. оценка использ. ресурсов различного вида (труд., матер., фин.), сто-сть которых может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Осуществление затрат – это ↓одних активов с условием равновеликого прироста др. активов, либо прирост активов и обязат. на одну и туже величину. Затраты осущ-ся в течении опр. периода по окончании кот затраты приводят к образованию либо активов либо расходов.

С/с прод. –стоим. оценка использ. в процессе пр-ва прод. природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, осн. фондов, труд. ресурсов и др. затрат на ее пр-во и реализацию.

С/с продукции включает произв. и непроизв. затраты. Непроизв. затраты связаны с затратами на админ. (управл.) нужды, затраты по сбыту товаров.

По отношению к произв. затратам можно выделить расходы в с/с реализ. прод., затраты в сто-сти гп на складе, затраты в сто-сти незаверш. пр-ва.

Расходы – это часть затрат понесенных орг-ей на изгот. прод. реализ. в заданном отч. периоде.

Концепции и терминология классиф. издержек и ее использ. в УУ.

В уу целью любой классиф. затрат должно быть оказание помощи руководит. в принятии правильных рацион. обоснов. решений. Суть процесса классиф.- выделить ту часть затрат, на кот. может повлиять руковод. Анализ подходов к классиф. затрат показал, что группы затрат целесообр. опред. по 3 направлениям: 1.для целей калькулир.,2. для принятия упр. решений, 3. для целей контроля.

1.для целей калькулир.: -затраты на продукт и на период, - элемнты и статьи калькуляции,- основные и накладные, -прямые и косвенные, -простые и комплексные, -по традиц. и нетрадиц. объектам калькулир.

2. для принятия упр. решений: -пост., переем., смешанные,- общие средние, предельные,- приростные, маржинальные, альтернативные, затраты прошлых периодов, релевантные и нерелевантные.

3. для целей контроля: -регулир. и нерегулир.,- конролир. и неконтролир., -эф. и неэф.,- затраты по МВЗ и по ЦО

13.Затраты для целей калькулир.Затраты, входящие в с/с прод., еще называют затратами на продукт (пр-ые). Непр-ые затраты делят на торговые, общие и админ. расходы. Торговые расх. связаны с осущ. продаж и поставок прод.(затраты на рекламу и выплату комиссионных). Общие и административ. расх. применяются в целях осущ. общехоз. и админ. ф-ий (оклады руков. и специалистов, судебные издержки). По эконом. содерж. затраты классиф. по статьям калькуляции и эк. элементам. Положением о составе затрат, включаемых в с/с прод., установлен единый для всех орг.перечень эк-ки однородных затрат: -матер. затраты; - на оплату труда; -отч. на соц. нужды; -амортизация; -прочие. Поэлементная группировка показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по орг. за опред. период времени независимо от того, где они возникли и на пр-во какого конкретного изделия они использованы. Группировка по калькуляц статьям позволяет опред. назначение расх. и их роль, орг. контроль над расх., выявлять качеств. показатели хоз.деят. как орг. в целом, так и его отд. подразд., устанавливать, по каким направлениям необх. вести поиск путей ↓издержек пр-ва. На основании этой группировки строится анал. уз на пр-во, составляется план. и факт. калькуляция с/с отд. видов продукции. По роли в технолог. процессе и целевому назначению:основные и накладные. Осн.-затраты, непосред. связанные с технолог. процессом (стоим. сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; топлива и энергии, израсх. на технолог. цели; расх. на от пр-ых рабочих и отч. на соц. нужды; расх. по экспл. пр-ых машин и оборуд. и др. Накладные расх. образуются в связи с орг., обслуж. пр-ва, реализ. прод и упр. По способу включения в с/с прод: на прямые и косвенные. Прямыми являются расх. по пр-ву конкретного вида прод.(затраты сырья, материалов, з/п пр-ых рабочих и др.) Косвенные связаны с выпуском нескольких видов прод.(затраты по упр. и обслуж. пр-ва). По составу:на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными состоят из одного элемента — материалы, з/п, амортизация. Комплексными состоят из нескольких элементов-общепр-ые и общехоз расх, в состав кот. входит з/п соотв. персонала, амортиз. зданий и др. одноэл. затраты. Для опред. с/с пр-ой прод. и полученной прибыли необх. различать входящие и истекшие затраты. Входящие — это средства, ресурсы, кот. были приобретены, имеют­ся в наличии и должны принести доходы в будущем. Если же данные тов проданы, то эти входящие затраты должны быть отнесены к истекшим, что отраж-ся в смете затрат, понесенных в рез-те реализ. тов. Разделяют затраты по традиц. и нетрадиц. объектам калькулир. (этапы жизненного цикла, опер.)

Затраты для принятия ур

По отнош. к объему пр-ва: пост. и перем., смеш. Перем.-затраты, величина кот Δ вместе с Δ объема пр-ва(расход сырья и материалов, топлива и энергии на технолог. цели, з/п пр-ых рабочих).К пост. относят затраты, величина кот. не изм. или слабо изменяется при Δ объема пр-ва(общехоз. расх). Смешанные имеют одновр. переем. и пост. компоненты. Их называют полуперем. и полупост. затратами. Все прямые расх. явл-ся переем. затратами, а в составе общепр-ых, общехоз. и коммерч. расх. есть как переем., так и пост. составляющие затрат.

Средние затраты - издержки, приходящиеся на ед. выпускаемой прод. Различают ср. общие изд, ср. пост. изд. и ср. перем.изд. Ср. общие затраты - общие изд., приходящиеся на ед. выпускаемой прод. Ср. общие затраты равны ∑средних пост. и перем. затрат. Предельные затраты – доп. изд. пр-ва, необх. для пр-ва доп. ед. прод. Приростные затраты обязат. возникают при осущ. каких-либо действий и кот. можно избежать, если эти действия предприняты не будут. По определению, приростные затраты являются релевантными затратами, потому что на них непосредственно влияет принимаемое решение. Неприростные затраты: Ими являются затраты, на кот. не будет влиять принимаемое решение, явл-ся нерелевантными затратами, тк они не связаны с рассматриваемым решением (т.е. неприростные затраты остаются неизменными независимо от принятого решения).Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. В зависимости от специфики принимаемых решений: на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассм. ур. Затраты прошлых периодов (безвозвратные) – затраты, кот. возникли в рез-те ранее принятого решения и на их величину уже ничто не может повлиять. Устранимые затраты — это те затраты, кот. можно избежать, выбрав альтернативный курс действий. Неустранимые затраты — затраты, кот. избежать невозможно. Таким образом, только устранимые затраты должны учитываться при принятии решений.

15. Затраты для целей контроля. Система контроля обеспеч. полноту их правильность действий в будущем и направлена на ↓затрат и рост эф-ти пр-ва.Регулир. затраты логически явл-ся предметом регулир. со стороны менеджера, сфера ответст-сти которого связана с этими затра­тами. В противном случае затраты должны вполне определенно классиф-ся как нерегулир. со стороны менеджера данного цо. По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулир. Полностью регулир. возникают в сферах пр-ва и распред. Это затраты, зарегистрированные по цо и величина их зависит от степени регулир. со стороны менеджера. Частично регулир. имеют место в НИОКР, маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) возникают во всех функц. областях. Контролир.- это затраты, кот поддаются контролю со стороны субъектов управления. Неконтролир. затраты не зависят от деят. субъектов управления(переоценка ос, повлекшая за собой ↑∑ амортиз., Δцен на топливно-энергетич. ресурсы.Эф-ые — это производит. затраты, в рез-те кот получают дох от реализации тех видов прод, на выпуск кот были произведены. Неэффек.— это затраты непроизводит. хар-ра, в рез-те кот не будут получены доходы, тк не будет произведен продукт( потери от брака, простоев, недостачи и порча тмц). Обязательность выделения неэффект. затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планир. и нормир. По мвз группируются и учит-ся по пр-вам, цехам, участкам, отделам и другим структурным подразд., т.е. по цо. Такая группировка позволяет орг. внутр. хозрасчет и опред. пр-ую с/с прод. Учет по цо «привязывает» уз к организац. структуре орг.

Сс и ее виды.

Сс-стоимостная оценка использ-х в процессе пр-ва прод.,работ,услуг,природ. р-сов,мат-лов,топлива,ОС,труд.затрат и затрат на пр-во и реализ..

Производственная сс - сумму затрат на пр-во прод.

Полная сс - сумма затрат на пр-во и реализ. Прод.. Она вкл. Произ.сс и затраты на реализ. прод.. Полная с/с исчисляется только по товарной продукции. При исчисл.в конце отч.периода наклад.расх.(25,26)распр-ся пропорц-но избранной базе и спис-ся корреспонд. Дт 20,23,28,29Кт25;Дт 20,23 Кт26

Сокращенная сс - общехоз расх не вкл-ся в сс объектов калькулир, а спис-ся в конце отч периода на уменьш выручки от реализ прод.

В зав-ти от способов расчета и сферы применения различают: плановую, норматив и фактич. Плановую рассч-ют на основе норм затрат. Норматив рассчитывают на базе текущих норм расхода р-сов. Фактич опр-ся на основе данных бу о фактич затратах за соот период.

 

Методы разделения затрат.

Инженерный метод ориентирован на анализ прошлых периодов, данный метод предполагает, что на каждую статью затрат технологи, инженеры, исходя из технологич. необх-ти, устанавливают в натур. выраж. нормативы на расходование ресурсов, а затраты опред-ся путем умножения этих нормативов на цены. Метод применяется для анализа всех затрат хоз. субъекта и подразд. их на пост. и перем.. Когда условия пр-ва изменяются, в расчеты вносятся соотв.Δ. Главный недостаток-трудоемкость. Весьма сложно установить нормативы на накладные расх. (расх. на содерж. и эксплуатацию оборудования, общецеховые, общезаводские). инженерный метод применяется, когда речь идет о выпуске новой продукции, внедрении новой технологии, в этом случае статистич. данные за прошлые периоды отсутствуют. Также этот метод использ-ся для анализа отд. статей затрат в качестве дополнения к другим методам.

Метод анализа счетов основан на классиф. счетов расходов исходя из 3 категорий: пост., переем., смешанные. Разделение проводится на основе наблюдения динамики затрат по учетным данным прошлых периодов. Недостаток – субъективность и возможность существ. различий между прошлыми и будущими условиями деят.

Графич. метод изучения зав-ти между объемом пр-ва и с/с прод. дополненный аналитич. расчетом величины пост. и переем. затрат предложен Чумаченко. Сущность расчета основана на исчислении средних величин объема пр-ва и затрат по 2 группам показат.

Метод экспертных оценок использ-ся в тех случаях, когда исходные динамические ряды данных о смешанных затратах не поддаются анализу и оценке эк.–матем. методами. Принятие экспертной оценк-комплекс логических и матем.-статистич. методов и процедур, связанных с деят. экспертов по переработке инфо, необх. для анализа и принятия решения. Экспертная оценка основана на использ. способности специалистов (их знаний, умения, опыта и интуиции) находить наиболее эф. решение.

Общие положения по орг уз и калькулир.с/с прод.

На процесс орг уз.на пр-во и кальк.с/с влияние оказывают:вид деят,структура управ.,хар-р пр-ва,номенклатура прод..

Орг-ция уч.затр. – сов-ть приемов орг документооб.,системы бух.счетов,подходов к накопл.и обобщ.инфо. План счетов предусматривающие ведение упр.учета может вестись вместе с фин.уч или в самост.системе счетов. Формир.инф.по обыч.видам деят-ти на сч.20-29,либо 20-39.В последнем случае 20-29 исп-ся группир.расх по статьям,МВЗ и др.;сч.30-39 учет расх по эл-там. Взаимосвязь уч.расх.по статьям и эл-там осущ.с помощью спец.счетов.Состав и метод использ.счетов 20-39 устан.орг-ция исходя из особ-тей деят-ти. Расч.фактич.расх.в разрезе экон.эл-тов может вестись на 30 «Матер.затр.»,31 «Затр на оплату труда», 32 «Соц.отчисл.»,33 «Амортиз»,34 «Прочие».Они открыв. в уу, а по оконч.отч.месяца закрыв.счетами-экранами(35,36,37).Затем данные о затр.спис на счета уч.пр-ва по статьям кальк. С уч.затр.на пр-во связано калькулир.сс.. Методы исчисл.сс-сов-ть приемов использ. в процессе группир-ки и распред.производ.затр.по объектам калькул.в целях исчисл.сс..Объект калькулир– продукт пр-ва, подраздел,техногич.фаз.

17.Эк- матем. метод разделения затрат. Метод высшей и низшей точки применяется при наличии 2 экстрем. величин. В нем использ. крайние знач. независимой(х) и завис.(затраты) переменной в области релевантности. Последоват.: 1. выбрать крайние пры значений,2. опред. b=(Rmax-Rmin)/(Xmax-Xmin).3 опред. пост. составляющую затрат а=R-bx

Метод корреляции или граф. метод: 1.все точкинаносятся на график,2. заполняется корр.поле,3. проводится линия совокупных затрат.

МНК.Последоват.:1. опред.b= .2. опред. пост. составляющую затрат а=R-bx

40. Норм.м-д УЗ применим в усл. масс.и крупносер.произ-ва,в отраслях обрабат.пром-ти и др.орг-ция учета Норм.м-дом:1)разраб. и утвер-ть нормы осн.затрат и сметы расходов на обслуж.произ-ва и управления 2)сопост.плановую калькуляцию нормат.с/с кажд.изделия на основе утвержд.норм затрат 3)орган-ть раздельный учет и контроль затрат на произ-во по МВЗ и ЦО4)своевременно выявлять откл. факт.расходов от норм,опр-ть влияние этих откл. на с/с и причины отклон.Причины отклонений:изменение запланир.цены ресурса и объема расхода ресурса 5)учит-ть в течение всего месяца факт.затраты 6)опр-ть факт.с/с выпущ.прод-ции,как суммы норм.с/с, отклонений и изменений от норм.Затр.факт=затр.норм.+_откл.от норм+-измен.норм 7)систем-ки обобщать и анализир-ть инф.о возникших отклон.с целью принятия решений о возможностях и способах устранения негат.проблем,вызыв.их. Сущность м-да:отд.виды затрат на произ-во уч-т по текущ.нормам,по норматив.калькуляции.обособленно ведут операт.учет отклонений факт.затрат от текущ.нотм с места возникн-я отклонений,причин и виновников их образ-я.Отклонение опр-ся методом документирования или при помощи инвент-ции.

41. подходы при разработке норм:1)разработка технич.-обоснов.норм(разр.норм потребления произ.ресурсов ведется конструкторск,технологич.и др.подразделениями пред-я на основе справочников расчетным,эксперт.или эксперемент.путем)2)разработка норм от дотигнутого(нормы устан-ся на основе данных прошл.периодов). подходы к учет.ценам,к-ые могут:-разрабатыв-ся на основе фактич.значений прош.лет;-устанав-ся на основе план-х,прогнозных значений без учета данных прош.периодов. Анализ отклонений от норм.контроль затрат наиболее эффективен в момент возник-я ,поэтому следует устан-ть нормативы трудозатрат и расхода матер-ов на ед-цу прод-ции,а не опр-ть общие норма.затраты на весь V пр-ва.Эффект-ый контроль возможен только при сравнении общ.факт.затрат с норматив.за опред.период по каждому ЦО в разрезе выпол.операций.Анализ откл-ий предполагает:факторный анализ откл-ий(определение причин и виновников отклонений);анализ возможных последствий возникших отклонений.

42. В течение отч.периода на нормат.с/с выпущ.и оприх.прод-ции в учете делают записи:дт 43 кт 40.По оконч.отч.месяца,выявивш.на сч.20 факт.произ.с/с выпущ.прод-ции должна быть перечислена с кт 20 в дт 40,на кот-м инф-я о выпущ.прод-ции формир-ся в 2-х оценках:по дт-факт.произ.с/с,по кт-нормат.с/с.В конце месяца сопост.дт и кт оборотов по сч40.Выявл-ся отклонение факт.произ.с/с от нормат.сумма отклонений переносится с кт 40 в дт 90.Экономия-норм.с/с>факт.с/с(красное сторно),факт.с/с>норм.с/с(дополнит.проводка).Ежемесячно сч.40 закр-ся и остатка нет.Списание отклонений не зависит от наличия Vопераций по отгрузке и оплате пр-ции.сумма отклон.целиком присоед-ся к с/с реализ.за период пр-ции(на сч90).Т.о,применение Нормат.м-да учета с исп.сч.40 приводит к принципиально иной оценке ГП на складе не по факт, а по нормат.счета 20(дт-Зф. Кт-С/сф)- 40(дт-с/сф кт-с/снор)-43(дт-с/снорм. Кт-с/снорм.)-90(дт-с/снорм. Кт-выручка)

Стандарт- кост в бух. учете

Принципы:1)записи на счетахведутся по нормативам2)для кажд откл отд счет(субсчет)3)Неблагопр –Дт, благо-Кт.Вар-т:16 счет.Затраты по нормам на 20, нзп-понормативам, продукция спис на счет 43и на 90 по нормам. К 16 субсчета:10 – откл по мат-лам, 70-по труду,25 – ОПР. Ан счета: 01 – по цене мат-лов, ставке труда, по ставке ОПР(контролир.),02 – по кол-ву мат-лов, труда, ОПР. Ст-кост сист Уз и кальк СС по норм затратам. Принципы:1.нормир.затрат2.сост.норм какльк3.разд.учет норм затрат и откл4.анализ откл.(положит, отриц, усл)5.уточнение кальк при измен норм.

45 Принцип калькулир. с\с по переем. затрам

Данный принцип позволяет более четко выявлять рент-сть изд- т.к разница между продажными ценами и ограниченной сс не затушевывается в результате спис.пост. расх. на сс изделий.Обеспечивает возможность переориентирования произв-ва на более рентабельное изделие. Т.о система отчета о прибыли и убытках содержит 2-а финансовых показателя( маржинальный доход , маржинальная прибыль )при этом форма отчета для внутренних пользователей может иметь вид:выручка, переем затр, марж дох, пост затра, прибыль.Оценка запасов гот. продукции и НЗП осуществляется по переем. затратам такая оценка позволяет избегать капит. Пост. Расх. в запасах , что подчеркивает «Рыночную сущность» системы директ-кост её нацеленность на произв-во ради реализации.

 

Директ-костинг

Сист. Директ-кост предполагает деление затрат на пр-вимый (обусловленный ходом пр.процесса) и переодические ( связанные с длительностью отч.пер.)Прямые произв.затраты собираются по ДТ 20(23), косвенные пр.затраты по Дт25. В конце отч.пер.косвенные пр.затраты подлежат распределению.Периодич.затраты (усл.пост) собираются на сч.26, но не включ.в с/с произвед.продукции, а списываются в конце отч.пер. на уменьшение выручки от реализации продукции записью Дт90 КТ26. Что и явл.признаком исп-ния элементов системы директ-кост на отеч.предприятиях. выбранные предприятием вариант УЗ должен быть закреплен в уч.политике.

Стратегический УУ.

стратегич. УУ - направление УУ, в рамках кот. формир. инф. обеспечение принятия стратег. УР.В его рамках выполняется анализ внешней бизнес-среды (конкурентов, поставщиков, потребителей), где орг. Осущ. свою деят-сть, Концентрация на внешних факторах, влияющих на хдп, - осн. элемент, кот.отличает стратегич. УУ от традиционного.

Особ-сти стратегич. УУ: выполнение ан. внутр. и внешн. ф-ров и процессов;ан нефин ф-ров, объем произв. продукции не явл. Сущ. Ф-ром, объясняющим поведение затрат; сущ-ние своей системы ан. для кажд. Ф-ра; адаптированность к реальным деловым потребностям организацииПроцесс страт. УУвключает в себя не только учет, но и три эл-та: стратегич. анализ,. План-ние, контроль. Анализнаправлен на опред. состояния ХДП в конкретный момент времени,дается оценка ясности и реал-сти ее стратегич. целей.Анализ исследует внешние усл. как ф-ры, влияющие на долгосроч. (стратегические) цели организации.Планирование– разраб. планы долгосроч.хар-ра.Результ- стратегия развития организации – долгосроч. программа действий организации (на 5 лет и более) в сфере бизнеса, которая может быть разбита на составляющие: подстратегии (произв., маркет., фин, кадровая); отдельные (конкурентные) стратегии (для каждого подразделения предприятия, которые могут конкурировать на различных рынках и выпускать различные виды продукции).Контроль-отслеживании за достижением поставленных стратег-х целей и обеспечении возврата к стадии принятия решений. Такие возвраты необходимы для того, чтобы скорректировать решения и вернуться на путь, который необходимо пройти для достижения целей, или для того, чтобы изменить цели (или скорректировать их) в случае необходимости.

 

 

58. Организационная структура предприятия, централизация и децентрализация учета.

Централизация – полномочия на верхних этажах орг-ции, децентрализация – на нижних этажах.Полной центр-ции препятствует то, что люди располагают ограниченным временем, знаниями, опытом, квалификацией, могут одновременно решать лишь опред. число проблем и усваивать конечный объем инф-ции. При полной же децентрализации организация может потерять управляемость. Необх-сть центр-ции: распределение дефиц-х р-сов и последствия принятия общеорг.решений;обеспечение единообразия политики; размеры организации( лучше децентр). +централизации: устранении дублирования управл. Ф-ций, экономящем затраты; сосредоточении процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт; улучшении контроля и координации в масштабах организации.Недостатки: много времени на передачу инфо, в процессе, чего она теряется или искажается; важнейшие решения принимаются высшими рук-лями, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию. Решения менеджерам навязываются в принудительном порядке. В результате решения оказываются недостаточно качеств. и неэфф-но реализуются на практике из-за отсутствия заинтерес-сти.Усложнение произв и инф. связей, увел.числа субъектов, входящих в организацию, степени их самост-сти, террит.разбросанности, быстрое изменение конъюнктуры, обусловили тенденцию к децентрализации управления.

+Децентрализация: разрабатывать и принимать самостоят. инициативные решения; отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его перегрузку второстепенными проблемами, сократив инф.потоки и упростив в целом управление; ориентировать исполнителей на конкретные результаты, а не на показатели; осуществлять обучение персонала.В современных децентр. орг. высшим руководством принимаются решения о миссии, целях, утверждении долгосрочных планов, распределении ресурсов по подразделениям, оценке их деятельности, совершенствовании системы управления. Оно также осуществляет внешние связи, общий контроль за подразделениями.Все стратегич. решения высшее рук-во согласует с низовыми менеджерами, предоставляет им свободу тактич. действий. Децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом — централизацией. Этому во многом способствует автоматизация и компьютеризация управленческих процессов. Т.О. возникают своего рода «маятниковые колебания», придающие системе управления дополнительную гибкость и устойчивость. Др. способ- выборочная централизация-наряду с предоставлением им большой свободы действий их рук-ли попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации, становясь его заместителями, а следовательно, вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.

59.Основные требования к управленческой отчетности организации.

Целью управл. отчетов-удовлетворение инф. потребностей рук-ва организации. Задача менеджеров состоит в том, чтобы разъяснить исполнителям свои требования в отношении того, какую инф. и в каком объеме им необходимо получить. Грамотно составленная управ. отч-сть позволяет обеспечить решение следующих задач: 1)быстрый обзор деятельности; 2)представление инф. о факт. эфф-сти; 3)опред. сущ-щих и потенц. проблем и недостатков, 4)предоставление инф для выбора оптим. вар-тов решения вопросов и проблем повседневной деятельности, а также представление инф. для принятия стратегич. решений. Для менеджеров основное значение имеет содерж. Управл. инф., однако не менее важным является и способ ее представления, включая средства вывода и формат данных, а также методы доставки, своеврем. и сопровождающие сведения. Если отчетность перегружена данными, плохо структурирована и ее чтение вызывает трудности, то польза от нее невелика.

Основными требованиями: 1)целесообразность – инф. должна отвечать той цели, для кот. она подготовлена; 2)рентабельность - затраты на подготовку инф. не должны превышать выгоды от ее использования; 3)объективность – инфор. Д.б.подготовлена и представлена таким образом, чтобы она не была предвзятой; 4)адресность– инф. должна быть доведена до ответственного исполнителя с исп.наиболее эффективных средств коммуникации; при этом следует соблюдать конфиденциальность; 5)краткость - информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего; 6)точность - степень погрешности, присущая информации, не должна превышать такого уровня, чтобы изменить решение, принимаемое на ее основе; 7)оперативность - информация должна быть готова к тому времени, когда она необходима; 8)сопоставимость - в большинстве случаев информация должна быть сопоставимой по времени и по подразделениям организации. Принципы построения системы управл. отч-сти: система д б ориент-на на первое лицо, строиться «сверху вниз», д.б. обратная связь, Данные должны фиксироваться там, где порождаются, информация д б передана руководителю сразу же после её фиксирования.

Для целей калькулирования

Затраты на продукт и затраты на период (периодические), элементы затрат, статьи калькуляции, затраты основные и накладные, затраты прямые и косвенные, затраты прямые и комплексные, затраты по традиционным объектам калькулирования (заказ, передел, вид продукции). Затраты по не традиционным объектам калькулирования, этапы жизненного цикла, операции, бизнес-процесс.

Понятие МВЗ и ЦО

Групп-ка затрат по МВЗ возникла в связи с невозможностью их первичной групп-ки по видам прод. Учет затрат по МВЗ способствовал повышению точности калькулирования (его ввели в 1920 г).

В общем виде МВЗ – это структурные ед и подразделения (рабочие места, бригады производства, участники, цеха, отделы и т.п.) в которых происходит первоначальное потребление производ ресурсов и по которому орг-ся планир, нормир и учет издержек пр-ва в целях контроля и управ затратами, организации внутрихоз расчета.

ЦО – это подразд орг-ции выделенное на основе ее орг стр-ры, в которой контролируются затраты, доходы, прибыль, инвестиции, устан-ся степень ответ-ти опред физ лица за показатели своей работы. Для каждого ЦО опред цели и задачи – какая инф с какой периодичностью куда и кем должна предоставляться, по ЦО является повышение эф-ти управ подраздел орг-ций на основе обобщенных данных о затр и рез-тах деят-ти по каждому ЦО, чтобы выявить причины откл и их виновников.

Классификация МВЗ и ЦО

ЦО –подраздел орг-ции, выделенное на основе её орг стр-ры, в котором контр-ся затраты, доходы, прибыль, инвестиции, устан-ся степень ответ-ти опр физ лица за пок-ли своей работы.При выделении ЦО руководствуются целями и управлением системы контроля над затратами,уровнем спец-ции подраздел и величиной затрат. Выделяют следующие признаки классификации: По особенностям орг пр-ва и труда: -автополит. ЦО, -сквозные ЦО, - циклические ЦО, -функциональные ЦО, - аккумулирующий ЦО. По возможности охвата затрат в смете: - с полным учетом затрат, -с учетом прямых, от центра нормируемых затрат,- с учетом собственных затрат, - с учетом затрат по сферам деят-сти. По отношению к внутрихоз механизму: -хоз. ЦО, расчетный ЦО, -аналитический ЦО. По орг-ной направленности: - производственные ЦО, - обслуживающие ЦО, вспомогательные ЦО. По территориальному признаку: расположение на территории удаленной или административно обособленной от других подразделений предприятия. Учет по МВЗ ведется при помощи ведомостей пр. учета МВЗ: -по функциональному признаку, по пространственному признаку, -по организационному признаку. 3 следующих деления МВЗ на основные функционал различий: по простр.: различные подразделения находящиеся в различных сторонах города, МВЗ с одинаковыми функциями: дополнительный МВЗ для ведения учета по отдельным крупным объектам учета, МВЗ с одинаковыми функциями разделяют на дополнит. МВЗ в зависимости от их админист. подчиненности.

Бюджетирование в сист.уу

Бюджет - это план на опред период в колич-ных показателях, составленный с целью эф-го достижения стратегических ориентиров.

Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.

Бюджетирование как управл технология, включает 3 части.

Технология бюджетир, в которую входят инструментарий фин планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различ ур-ней управ и функционального назначения и т. п.

Орг-ция бюджетирования, включ фин стр-ру компании (состав центров учета, явл-ся объектами бюджетир), бюджетный регламент и механизмы бюджет контроля (процедуры составл бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок коррект-ки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение ф-ций в аппарате управления.

Бюджеты разраб-ся для компании в целом и для отд стр-ных подразд с целью прогнозир-я фин рез-тов, установл целевых показателей фин эф-ти и рент-ти, обоснования фин состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания.

Бюджеты явл основой для принятия решений об уровнях финансир-ния различ бизнесов из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов) источников. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за фин сост компании, снабжать ее рук-лей необх инф, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых рук-ми стр-





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.012 с.)