Определение понятия ППФП, ее цель и задача




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия ППФП, ее цель и задача



Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: 1.К ускорению профессионального обучения;2.К достижению высокопроизводственного труда в избранной профессии; 3.К предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия; 4.К использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; 5.К выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе. Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

1.Формировать необходимые прикладные знания, 2.Осваивать прикладные умения и навыки,

3.Воспитывать прикладные психофизические качества,

4.Воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовленности можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач(плавание, ходьба на лыжах, езда на лошади и др.). Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятии различными видами спорта. Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Прикладные специальные качества – это способность организма противостстоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др.

10.3.место ППФП в системе физического воспитания студентов

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Для представителей гуманитарных профессий хорошей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии.

В других случаях общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической подготовки к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по все параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных учебных часов на дисциплину «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в программе учебной дисциплины «Физическая культура».

 

10.4.основные факторы, определяющие содержание ППФП

1.Формы (виды) труда специалистов данного профиля; 2.Условия и характер труда; 3.Режим труда и отдыха; 4.Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости. Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии. Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Динамика работоспособности специалистов в процессе труда - интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. (Чтобы определить, нужно построит «кривую» работоспособности).

10.5.дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП

К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику. Важно знать о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В это период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. Временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигнала у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалиста в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет выявить соответствующий раздел профессиограммы специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.

 

10.6.методика подбора средств ППФП студентов

Подбор ср-в ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Ср-ва ППФП можно объединить в след группы: 1.прикладные физ упраж и отдельные э-ты различных видов спорта 2. прикладные виды спорта 3.оздоровительные силы природы и гигиенические факторы 4.вспомогательные с-ва, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП. При подборе отдельных прикладных физ упраж важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упраж, развивающих одно или несколько качеств и устанавливаются соотвеьствующие учебные нормативы. В большинстве отечественных исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. При подборе отдельных прикладных упражнений следует уделить особое внимание упражнениям на выносливость. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физ и псих качеств. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные ср-ва ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.005 с.)