Положение в приуралье и в сибирском ханстве накануне похода ермака. От кого исходила инициатива похода за урал. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение в приуралье и в сибирском ханстве накануне похода ермака. От кого исходила инициатива похода за урал.



В то время в Приуралье хозяевами себя чувствовали богатые промышленники Строгановы, получившие от царя грамоту на «камские изобильные места». Строгановы имели разрешение строить укреплённые городки и набирать на военную службу «охочих людей», но немногочисленные отряды «охочих людей», пусть даже и под прикрытием деревянных стен острогов, не могли долго сдерживать набеги воинов хана Кучума. Кучум был правителем Сибирского ханства, которое подчинило себе коренные народно- сти Западной Сибири — вогулов и остяков. По данным русского Посольского приказа, Кучум мог выставить до десяти тысяч воинов, в основном конных. Кроме того, он мог привлечь и отряды подвластных ему вогульских и остецких «князей». Кучум поддерживал отношения с ногаями и бухарским ханом. Незадолго до похода Ермака в Сибирь из Бухары прибыл Шер-бети-шейх во главе отряда в сто человек. Таким образом, Кучум обладал довольно большими, особенно по сибирским меркам, силами. Строгановы, оставшись без военной поддержки со стороны государства, нашли выход в том, что стали привлекать на защиту Приуралья от набегов из Сибири казацкие отряды.

Что касается инициатива похода на Урал, то это спорный вопрос. В официальных документах Посольского приказа уже в конце XVI – начале XVII вв. поддерживалась версия о том, что Сибирь взяли государевы казаки по прямому велению Москвы. Согласно Строгановской летописи, организаторами похода Ермака были Строгановы, которые «из своих пожитков» снабдили казаков оружием, продовольствием, проводниками и переводчиками. По мнению Р.Г. Скрынникова, решение о походе в Сибирь было принято не Строгановыми, а Ермаком и его отрядом. Казаки приняли решение о наступлении в глубь Сибири лишь после того, как выиграл оборонительные бои на реке Чусовой. Только разгром Сибирского ханства мог предотвратить новые татарские вторжения в пределы Пермского края.

8) Поход дружины Ермака: состав участников дружины, цели похода, хроника событий;

Состав участников: Отряд численностью в 840 человек был сформирован Русским царством на территории Пермского края (Нижний Чусовый Городок). Деятельное участие в оснащении отряда всем необходимым приняли купцы Строгановы. Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году для защиты их владений от нападений вогулов и остяков. Поход осуществлялся без ведома царских властей, и Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». Костяк завоевателей Сибири составили волжские казаки в числе пяти сотен во главе с такими атаманами как Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Яков Михайлов. Помимо них в походе принимали участие татары, немцы и литва. Войско было погружено в 80 стругов

Цели похода: Историки рассматривают несколько версий. С большой долей вероятности это могло быть: превентивная защита владений Строгановых; разгром хана Кучума; приведение в вассальную зависимость сибирских народов и обложение их данью; установление контроля над главной сибирской водной артерией Обью; создание плацдарма для дальнейшего покорения Сибири. Есть еще одна интересная версия. Ермак де был вовсе не безродный казацкий атаман, но выходец из сибирских князей, которых истребил бухарский ставленник Кучум при захвате власти над Сибирью. Ермак имел свои законные виды на Сибирский престол, он отправился не в обычный грабительский поход, он шел отвоевывать у Кучума свою землю. Именно поэтому русские не встретили серьезного сопротивления у местного населения. Ему (населению) было лучше находиться "под своим" Ермаком, чем под чужаком Кучумом.

В случае установления власти Ермака над Сибирью, его казаки из разбойников автоматически превращались бы в "регулярную" армию и становились государевыми людьми. Их статус менялся бы кардинально. Поэтому казаки так терпеливо сносили все трудности похода, который вовсе не сулил легкой поживы, но сулил им гораздо нечто большее.

Хроника событий:

Начало похода: 1 сентября 1581 г.
Окончание похода: 15 августа 1584 г.
1. Четыре дня отряд шел на стругах вверх по р. Чусовой до устья, р. Серебряной.
2. Затем два дня плыли по р. Серебряной вверх до сибирской дороги, проходившей через волок, разделявший бассейны р. Камы и Оби.
3. От Кокуя по волоку перетащили лодки в р. Жаровлю (Жеравлю) и только
4. Весной 1582 г. поплыли Жаровлей, Баранчей и Тагилом в р. Туру, где начиналось татарское Тюменское (Сибирское) ханство со столицей в Чимге-Туре, перенесенной затем в XVI в. в г. Искер, на Иртыш.
5. Плывя вниз по Туре, казаки захватывали татарские городки и дважды разбили войска татар, которые панически бежали от численно меньшего русского войска, снабженного огнестрельным оружием, совершенно неизвестным татарам Сибири.
Не случайно, характеризуя причины быстрого завоевания Сибири Ермаком, русский историк С.М. Соловьев ограничивается единственной, но исчерпывающе объясняющей ситуацию фразой — «Ружье победило лук и стрелы».
6. Перейдя из Туры на р. Тавду, отряды Ермака продолжали наводить страх на татар и стремились выяснить местонахождение главных военных сил хана Кучума. В устье Тавды разбили отряды татар.
7. Между тем хан Кучум, поджидая подход русских казаков, укрепился в г. Искер (Сибирь) на крутом правом берегу Иртыша, в устье р. Сибирки, на косогоре, поднимающемся на 11,5м над уровнем реки.
8. Навстречу Ермаку, который подошел уже к Тоболу, Кучум выслал войско царевича Маметкула, которое Ермак также без труда разбил в урочище Бабасан, на берегу Тобола.
9. Следующая битва произошла уже на Иртыше, где войско под руководством Кучума вновь потерпело поражение. Здесь казаки взяли городок Атик-Мурзы.
10. В связи с наступлением морозов, 23 октября 1582 г., царевич Маметкул и союзные с ним остяцкие князья надеялись, что русские будут остановлены, тем более что перед Искером была устроена специальная засека, препятствующая движению противника.
11. Однако Ермак предпринял ночную атаку на позиции противника, задействовал артиллерию и в ожесточенном бою одержал победу, заставив татар бежать, бросив столичные укрепления.
12. 26 октября 1582 г. отряды Ермака вошли в опустевшую столицу ханства, где и зазимовали. В декабре 1582 г. они подверглись неожиданному нападению татар, однако, понеся потери людьми, удержали свои позиции.
13. Весной 1583 г. Ермак вновь начал военные действия против татар и разбил отряды Маметкула окончательно в его стане на р. Вагае, а самого Маметкула взял в плен.
14. Летом 1583 г. Ермак предпринял покорение татарских поселений вдоль Иртыша и Оби. Он взял также столицу хантов Назым.
15. В сентябре 1583 г., возвратившись в г. Искер (Сибирь), Ермак дал знать о своих успехах, во-первых, Строгановым, а во-вторых, в Москву, послав Ивану IV в качестве личного представителя атамана Ивана Кольцо с подарками (в основном, с мехами — собольими, беличьими).
В своем послании Ермак сообщал, что он победил хана Кучума, пленил его сына и главнокомандующего — царевича Маметкула, захватил столицу ханства г. Сибирь, подчинил всех его жителей в населенных пунктах по главным рекам.
16. В ноябре 1583 г. царь, получив известие от Ермака в Москве, тотчас же отправил двух царских воевод — князя Семена Волховского и Ивана Глухова с 300 чел. ратников на подкрепление Ермаку с целью принять от Ермака «Сибирское ханство».
В начале декабря 1583 г. воеводы покинули Москву и направились к Строгановым, от которых должны были узнать путь до Ермака.
17. Царские воеводы прибыли к Строгановым в Чусовские городки только в феврале 1584 г., т.е. в самый разгар зимы, и немедленно с большим трудом стали продвигаться к Иртышу, где находился Ермак, прихватив с собой еще 50 чел. ратников у Строгановых.
18. В это время в Москве спохватились, что по сути дела направили в неизвестность совершенно неподготовленных людей и что надо их задержать, пусть перезимуют у Строгановых, ибо передвигаться зимой по сибирскому бездорожью опасно.
7 января 1584 г. царь посылает Строгановым распоряжение соорудить к весне 15 стругов, с командой по 20 чел. на каждом, с запасом продовольствия, строительных материалов, одеждой, инструментов, чтобы весной переправить все это Ермаку вместе с послами.
19. Однако Волховский и Глухов уже вышли на Иртыш, куда прибыли только в конце лета, без продовольствия, оружия, без еды, без нарт и тем самым не только не смогли оказать помощь Ермаку, но и оказались еще обузой.
Когда татары увидели, что Ермак решил серьезно обосноваться в Сибири, что к нему приходят подкрепления, то это их чрезвычайно обеспокоило и активизировало их действия против Ермака.
20. Между тем силы Ермака, вынужденного непрерывно воевать в течение двух лет, истощались. Неся потери людьми, испытывая постоянно нехватку продовольствия, недостаток обуви и одежды, отряды Ермака постепенно стали терять боеспособность. Кучум же, откочевавший в недоступные для стругов Ермака верховья рек — Иртыша, Тобола и Ишима, все время пристально следил за всеми действиями и передвижениями Ермака и его дружин и старался неожиданными нападениями на части отрядов Ермака наносить им урон.
21. Вслед за уничтожением отряда Никиты Пана в Назыме (летом 1583 г.) были убиты вернувшиеся из Москвы Иван Кольцо и Яков Михайлов (март 1584 г.), а также понес большие потери, хотя и разбил кучумовский отряд, атаман Мещеряк (лето 1584 г.).
22. В ночь с 5 на 6 августа 1584 г. погиб и сам Ермак, вышедший с небольшим отрядом в 50 чел. по Иртышу и попавший в татарскую засаду. Все его люди также были перебиты.
23. Казаков оставалось так мало, что воевода Глухов и единственный из оставшихся в живых атаманов Матвей Мещеряк решили 15 августа 1584 г. оставить г. Сибирь и бежать по Иртышу и Оби, а затем через Уральский хребет в Россию.
24. Таким образом, через два года после «победоносного завоевания» Сибирь была потеряна. Там было восстановлено ханство Кучума. К этому времени умер и Иван IV, а новый царь — Федор I Иоаннович еще не знал о гибели Ермака и бегстве своих воевод из Сибири.
25. Не получая никаких известий из Сибири, Борис Годунов, управлявший фактически при Федоре I государственными делами, принял решение послать в ханство Кучума нового воеводу и новый военный отряд.

9. присоединение Западной Сибири после гибели Ермака и большей части его дружины. Летом 1585г. в Сибирь был послан воевода Иван Мансуров с отрядом стрельцов и казаков, который встретил на р. Туре возвращавшегося из Сибири атамана Матвея Мещеряка. По другим сведениям, Мансуров не встретил Мещеряка, а придя в г.Сибирь и не застав там никого из русских, зазимовал при слиянии Иртыша с Обью, основав на правом берегу Оби Большой Обский городок (до XVIII в. именовался по хантыйски Руш-Ваш - Русский город, (по другим сведениям Обский городок просуществовал только до 1594 года). Вслед за Мансуровым из Москвы были посланы в Сибирь стрелецкие головы - Василий Сукин, Иван Мясной, Даниил Чулков с тремя сотнями ратников и с запасом огнестрельного оружия, артиллерией. Эти отряды не пошли к столице Кучума на Иртыше, а дошли вверх по Туре до бывшей татарской столицы Чимги-Тура и в устье р. Тюменки основали крепость Тюмень (1586г.), а в устье р. Тобола - крепость Тобольск (1587г.). Эти крепости стали базами всего дальнейшего продвижения русских в Сибири. Занимая стратегически господствующие высоты и ключевые пункты на реках, они становились прочной военно-оборонной основой для дальнейшей колонизации края и для контроля за местным населением. Тактика скоропалительных военных походов была изменена на тактику последовательного закрепления на реках путем строительства на них крепостей и оставления в этих крепостях постоянных гарнизонов. Открыта официальная Бабиновская дорога в Сибирь Все это вынудило Кучума, фактически вытесненного из наиболее привлекательного района Сибири, откочевать со своими ордами на югв то же время сокращать свою активность. В то же время разработанный Борисом Годуновым новый план покорения Сибири практически исключал кровопролитные сражения и другие прямые военные действия, заставляя противника занимать пассивно-оборонительные позиции. Попытки Кучума в 90-е годы XVI в. неоднократно накопить силы и взять реванш, подвергнув нападению скопления русских сил, или взять крупную русскую крепость, неизменно оканчивались поражением. В 1591г. Кучум был разбит воеводой Владимиром Масальским - Кольцовым. В 1595г. войска Кучума были обращены в бегство воеводой Доможировым. В 1597г. отряды Кучума безрезультатно пытались захватить крепость Тару, и в августе 1598г. войско Кучума было разбито наголову отрядами воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, почти все оно было перебито, семейство захвачено в плен. Сам же хан едва спасся и позднее был убит в Ногайских степях. В "великой битве" за завоевание Сибири с обеих сторон участвовало менее одной тысячи человек! Кучуму в качестве Сибирского хана номинально наследовал его сын Али (был захвачен русскими в 1604г., окончил жизнь в русском остроге в 1618г.)

10. ясачная политика правительства в xvii-xviii вв в России. Основные принципы. Ясак- дань,которая уплачивается в знак подданства. Ясак как форма обложения не была новинкой для тех коренных жителей западной Сибири, которые находились в даннической зависимости от сибирских ханов. объявление присоединяемых зауральских земель собственностью русского государства, а коренных жителей Сибири подданными русского царя привело к тому, что ясак из дани превратился достаточно быстро в ренту-налог, уплачиваемую местным населением в пользу феодального гос-ва за право пользования землей и др. ясачными угодьями.
Ясак стал основной формой эксплуатации коренного неземледельческого населения Сибири. Единой нормы ясака не существовало. Две формы ясака: 1) окладной ясак- постоянный, фиксированный размер сбора с той или иной «землицы»(облагались закрепленные в русском подданстве и в переписных ясачных книгах группы населения); 2) неокладной ясак- его платили коренные сибиряки, незакреплённые в русском подданстве.
Ясачный взнос состоял собственно из ясака - обязательного платежа, и добровольных приношений, так называемых «поминков», которые со временем приобрели обязательный характер. Ясак принимали пушниной; в Якутии с 40х XVII в. Был узаконен лисий оклад; иногда ясак брали рыбой, скотом, оленьими шкурами.
Для исправного внесения ясака русские власти на начальном этапе присоединения брали заложников (аманатов) из числа родовой знати.
Ясак обязаны были платить мужчины-охотники с 18 до 50 лет. Размер ясака был неодинаков, зависел от региона. Колебался от 1 до 10-12 шкурок соболей.
Ясак собирался публично, в присутствии представителей рода или сибирской администрации. Оплатившие ясак получали отписки за печатями сборщиков с указанием внесенного ясака.В стоимостном выражении размер ясачного платежа был меньше повинностей сибирского крестьянина или посадского человека,но если учесть разницу в уровне развития производительных сил русского населения и аборигенных обитателей края,а также насилие, которым сопровождался процесс сбора ясака, следует признать, что фискальный гнет у нерусских народов Сибири был не легче, если не тяжелее, чем у тяглых сословий русского населения края.

Ясак, как правило, собирался при посредстве местной знати. Его либо доставляли «лучшие люди» непосредственно в уездный центр, либо за ясаком отправлялись в ясачные волости специальные сборщики. В том и другом случае ясачным людям «для спору» выдавали отписи (расписки) в получении с них ясака. Для обеспечения регулярности сбора ясака в уездном центре и в острожках существовали аманатские избы, где содержались заложники от ясачных волостей.

Сохранив и использовав в Сибири ясачное обложение, царская администрация использовала и традиционные формы внутреннего управления коренных народов, стремясь при этом опереться на родоплеменную знать путем освобождения от ясака и оставления за ней всех старых привилегий. Так, кучумовские «мурзы и мурзичи» в большинстве своем были приняты на царскую службу и составили особую группу «служилых юртовских татар».

Во внутреннее устройство ясачных волостей царские власти не вмешивались, и их управление строилось на основе обычного права.

Политику опоры на «лучших ясачных людей» правительство настойчиво проводило и в XVIII в., постепенно расширяя их привилегии в сравнении с рядовыми массами ясачных людей.

Система воеводского управления, сосредоточившая в руках одного лица судебную и исполнительную власть, предоставляла широкие возможности для злоупотреблений, особенно в Сибири, вдали от контроля центра. В Сибири было широко развито преподношение «в почесть». Когда приезжал новый воевода, ему все население подносило дары. Воеводы особенно наживались от ясачного сбора, незаконного винокурения и нелегальной торговли. Многие воеводы, посылая служилых людей для сбора ясака, обязывали их торговать воеводскими товарами.

В Заботясь о регулярном поступлении ясака и о том, чтобы ясачных людей «не ожесточити и не отбити от государя», правительство освободило их от уплаты таможенных пошлин.

Чтобы оградить казну от недобора ясака и пресечь возможное уклонение русских торговцев от уплаты таможенных пошлин, правительство разрешало торговлю с ясачными людьми только на гостиных дворах и лишь после окончания сбора ясака. На практике эту установку трудно было проводить в жизнь в силу постоянных контактов между ясачными и русскими людьми.

Правительство так же пыталось в какой-то мере поправить напряженные войной до предела финансы путем усиленного обложения купеческой торговли в Сибири.

В управление ясачным населением Сибири областные реформы не внесли ничего принципиально нового.

В результате административных реформ первой четверти XVIII в. Сибирь получила в целом единообразное с другими частями Российской империи местное управление при сохранении специфики управления ясачным населением и некоторых особенностей таможенной политики.

Положение ясачных людей усугублялось произволом местной сибирской администрации, которая нередко облагала ясачным налогом, которая нередко облагала ясачным налогом,как явствует из документов, и «старых,и увечных, и худых людей», явно не способных исполнить эту повинность.

Из сказанного следует, что естественным состоянием для государственного аппарата феодальной России были произвол и беззаконие.

11 Буряты Территория расселения

Буряты — коренное население Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской обл. и Агинского Бурятского автономного округа Читинской обл. Буряты проживают также в Монголии (34,7 тыс. чел., 1989 г.), Казахстане (1,2 тыс., 1989 г.), в других странах СНГ (2,5 тыс., 1989 г.).

Численность

Численность в Российской Федерации:

1989 г. — 417,4 тыс. чел., в т.ч.: Бурятия — 249,5 тыс., Иркутской области — 77,3 тыс., из них 49,3 тыс. в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Читинской области — 66,6 тыс., из них в Агинском Бурятском автономном округе — 42,3 тыс. чел., в других районах РФ — 24 тыс., в т.ч. в Москве — 1,5 тыс., Санкт-Петербурге — 1,0 тыс. человек.

Этнические и этнографические группы

Среди бурят выделяются следующие этнические группы: булагаты (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), эхириты (Баргузинский, Баяндаевский, Кударинский районы Бурятии, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), хонгодоры (буряты Иркутской области вне Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), хоринцы (Агинский автономный округ Читинской области, Хоринский и другие районы Бурятии), буряты северных районов (Баунтского и др.) Бурятии (в значительной части — ассимилированные эвенки) и селенгинские буряты (центральные и южные районы Бурятии); в 1897 г. хоринцы составляли 36% численности российских бурят, булгаты — 28%, эхириты — 10%, хонгодоры — 6%, селенгинские буряты — 20%.

Расовая принадлежность, антропологический тип

Антропологически буряты — типичные представители центрально-азиатского типа монголоидов, у бурятов северных районов Бурятии заметна примесь байкальского типа сибирской, или североазиатской, монголоидной расы.

Социальная организация

На рубеже ХIХ-ХХ вв. основной формой бурятской семьи была малая моногамная семья. Допускаемое обычаем многоженство встречалось, главным образом, в среде богатых скотоводов. Брак был строго экзогамным, причем в расчет принималось родство только по отцовской линии. Несмотря на ослабление кровнородственных и родо-племенных связей и замену их территориально-производственными связями, родовые отношения играли в жизни бурят большую роль, особенно у бурят Предбайкалья. Члены одного рода должны были оказывать сородичам помощь, участвовать в общих жертвоприношениях и трапезах, выступать в защиту сородича и нести ответственность в случае совершения сородичам правонарушения; также сохранялись пережитки общинно-родовой собственности на землю. Каждый бурят должен был знать свою генеалогию, некоторые из них насчитывали до двадцати колен. В целом социальный строй Бурятии накануне Октябрьской революции представлял сложное переплетение пережитков первобытнообщинных и классовых отношении. И у западных, и у восточных бурят существовало сословие феодалов (тайши и нойоны), выросшее из родовой аристократии. Развитие товарных отношений в начале XХ в. привело к появлению класса сельской буржуазии.

Хозяйство

В период появления первых русских переселенцев в Прибайкалье преобладающую роль в экономике бурятских племен играло кочевое скотоводство. Скотоводческое хозяйство бурят основывалось на круглогодичном содержании скота на пастбище на подножном корму. Буряты разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов

В течение ХVШ-ХIХ вв. под влиянием русского населения в экономике бурят произошли изменения.. В других районах Забайкалья сложилось комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. В Предбайкалье, где земледелие в качестве подсобной отрасли практиковалось и прежде, сложился земледельческо-скотоводческий комплекс. Здесь население почти полностью перешло к оседлому земледельческому хозяйству, при котором широко практиковалось сенокошение на специально удобренных и орошенных лугах-"утугах", заготовка кормов на зиму, приусадебное содержание скота. Буряты сеяли озимую и яровую рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес, коноплю. Технология земледелия и орудия земледельческого хозяйства были заимствованы у русских крестьян.

Бурное развитие капитализма в России во второй половине XIX в. затронуло и территорию Бурятии. Проведение Сибирской железнодорожной магистрали и развитие промышленности в Южной Сибири дало толчок к расширению земледелия, повышению его товарности. В хозяйство зажиточных бурят появляется машинная сельскохозяйственная техника. Бурятия стала одним из производителей товарного зерна.

За исключением кузнечного и ювелирного дела буряты не знали развитого ремесленного производства. Их хозяйственные и бытовые нужды практически полностью удовлетворяло домашнее ремесло, для которого сырьем служили древесина и продукция скотоводства: кожа, шерсть, шкуры, конский волос и др. Буряты сохранили пережитки культа "железа": железные изделия считались оберегом. Нередко кузнецы одновременно являлись и шаманами. К ним относились с почтением и суеверным страхом. Профессия кузнеца была наследственной. Бурятские кузнецы и ювелиры отличались высоким уровнем квалификации, и их изделия широко расходились по Сибири и Центральной азии

 

12 Эвены и эвенки (в дореволюционной литературе ламуты и тунгусы) входят в тунгусо-маньчжурскую группу алтайской семьи языков. Относительно этногенеза этих двух родственных народов существует несколько гипотез. Большинство исследователей поддерживают точку зрения Г.М. Василевич и А. П. Окладникова, согласно которой основа древней пратунгусской культуры пеших охотников начала складываться в неолите в горно-таежных районах Южного Прибайкалья (Восточные Саяны, верховья Енисея и Селенги). Из южных районов Прибайкалья произошел первый крупный отход прототунгусов в Приамурье, где они дали основу предкам чжурчжэней и маньчжуров. Расселению древних тунгусоязычных охотников из Прибайкалья по сибирской тайге в первых веках нашей эры дали толчок вышедшие к Байкалу тюркоязычные скотоводы. Некоторые восточные группы прототунгусов сумели приручить оленей и, используя их в качестве транспорта, начали продвигаться в северо-восточном направлении.Местом формирования древних тунгусов является Северное Забайкалье и Приамурье, между средним течением Олекмы и верховьями Зеи и Учура.

Предки тунгусов занимались охотой и разведением лошадей. К первой половине I тыс. н.э. относится возникновение у них оленеводства. С истощением охотничьей фауны на территории их проживания началось продвижение древних тунгусов по Восточной Сибири. Фактором внешнего воздействия стала также экспансия чжурчжэней, которые в 1125 г. подчинили себе независимые племена Приамурья. Основная масса тунгусов направилась на север, в сторону Верхоянского хребта, в пределах которого они расселились к XIV в. Часть тунгусских племен, обогнув оз. Байкал, вышла в Прибайкалье и Приангарье; другая еще до прихода якутов перебралась на Вилюй и Нижнюю Тунгуску. Приход предков якутов на Среднюю Лену в XIII—XIV вв. заставил тунгусские роды отойти к западу и востоку от этой реки, а также продвинуться в ее низовья.

Этническое формирование эвенов связано с процессами заселения предками якутов Ленского края. Оттесненные к Охотскому морю прототунгусские племена, двигаясь вдоль его побережья, расселились на Северо-Востоке Азии, по бассейну Колымы и далее до Индигирки. В этногенезе эвенов, завершившемся уже после прихода русских, значительное место занимают юкагирский и корякский компоненты.

 

13. Якуты. Основные племена и роды, их расселение. Процесс фор­мирования якутского этноса. Хозяйственная и духовная культура яку­тов, традиционные верования.

Большая их часть часть занимала территорию, где в Лену впадают ее правые притоки Алдан и Амга. Небольшие группы якутов жили также в устье р. Вилюй, на Нижней Лене в районе Жиганска, на рр. Олекма и Яна.

Якуты в 17 в. Были представлены более чем 35 экзогамными племенами и родовыми коллективами, которые имели общий язык и в целом компактную территорию проживания, общую культуру. Вероятно, в это время уже шел процесс формирования якутской народности.

Такие племена, как батурусы, борогонцы кангаласцы, нанцы, мегинцы, насчитывали от 2-5 тысяч человек каждое. Другие — бетюнцы, накарцы, дюпсинцы — вероятно, родовые группы, состояли из сотен и десятков человек.

Род состоял из родовой верхушки, свободных рядовых общинников и рабов из числа иноплеменников или обедневших сородичей. Во главе рода стоял родоначальник - тойон, власть которого могла носить наследственный характер.

В суровых климатических условиях основу хозяйства якутов составляло скотоводство. Они разводили преимущественно лошадей и крупный рогатый скот. Для содержания крупного рогатого скота производилась заготовка кормов на зиму, а лошади зимовали на подножном корму.

Важными отраслями хозяйства у якутов, особенно у тех, которые не имели скота, был охотничий промысел и рыболовство. Охота была особенно распространена у северных якутов.

Якуты жили рассеяно на обширных пространствах. На стационарных поселения сооружались зимние деревянные юрты-балаганы в виде четырехгранной усеченной пирамиды, обмазанной снаружи глиной. В качестве летнего жилища служила коническая юрта, крытая берестой.

Каждый род имел свой культ, сохранились тотемические верования.

14.Коренное население крайнего Северо-Востока Азии: юкагиры, чукчи, коряки, эскимосы. Территория расселения палеоазиатов. Хозяйственная и духовная культура народов Северо-Восточной Азии
Юкагиры- жили на терри-и от нижнего течения реки Лена- на западе, до верхней и средней части бассеина р. Анадырь- на востоке, от побережья Ледовитого океана. Юкагиры когда стали известными делились на 12 племенных или территориальных групп и представляли аморфную общность. У юкагиров сложилось несколько устойчивых типов хозяйственной деятельности.
Были охотниками на дикого оленя. – это относится к тем кто жил в тундре, они вели подвижный образ жизни. Важными отраслями хозяйства являлись охота на линных гусей. Рыболовство. Своеобразную хоз. Группу составляли оседлые юкагиры, поселившиеся в устьях рек.
Материальная культура юкагиров была значительно примитивней.
подразделялись на отцовские роды. Значимой единицей была большая семья.
Для мировоззрения характерно наличие шаманистских представлений и широкое распространение промыслового культа. В образе матери олицетворяли солнце, огонь, воду, землю. Верили в существование духов-хозяев и считали что у каждого существа имеется свой дух-хозяин.
Чукчи-образовали две территориальные группы. 1ая занимала чукотский полуостров к востоку от реки Ангуэма и Анадырского лимана. 2ая- занимала тундру между низовьями р. Алазея и Колыма и насчитывала около 400 чел.
ОЛЕННЫЕ ЧУКЧИ- те, которые имели стада оленей вели кочевой образ жизни, не прекращая охотой и морским зверобойным промыслом.
СИДЯЧИЕ ЧУКЧИ-те, что вели полуоседлый образ жизни имели оленей в небольшом кол-ве, необходимом для передвижения в целях охоты. Обитали в рай-х тундры.
ПЕШИЕ ЧУКЧИ- оседлые охотники, которые не имели оленей и не использовали ездовых собак. Их занятием был морской зверобойный промысел.
Эскимосы- ближайшие соседи чукчей, занимали побережье Чукотского полуострова от надырского лимана до мыса Шелагского. Насчитывалось до 2х тыс.чел. а оседлых 4 тыс чел.
Коряки- пространство от р.Ука на полуострове Камчатка по берегу Берингова моря до Анадырского лимана.
к середине 17 в-н.18 в. Делились на две культурно-хозяйственные группы –тундровых и –береговых. первые кочевали во внутренних рай-х Камчатки и материка, а вторые сидели на побережье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.182.239 (0.049 с.)