Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положение в приуралье и в сибирском ханстве накануне похода ермака. От кого исходила инициатива похода за урал.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В то время в Приуралье хозяевами себя чувствовали богатые промышленники Строгановы, получившие от царя грамоту на «камские изобильные места». Строгановы имели разрешение строить укреплённые городки и набирать на военную службу «охочих людей», но немногочисленные отряды «охочих людей», пусть даже и под прикрытием деревянных стен острогов, не могли долго сдерживать набеги воинов хана Кучума. Кучум был правителем Сибирского ханства, которое подчинило себе коренные народно- сти Западной Сибири — вогулов и остяков. По данным русского Посольского приказа, Кучум мог выставить до десяти тысяч воинов, в основном конных. Кроме того, он мог привлечь и отряды подвластных ему вогульских и остецких «князей». Кучум поддерживал отношения с ногаями и бухарским ханом. Незадолго до похода Ермака в Сибирь из Бухары прибыл Шер-бети-шейх во главе отряда в сто человек. Таким образом, Кучум обладал довольно большими, особенно по сибирским меркам, силами. Строгановы, оставшись без военной поддержки со стороны государства, нашли выход в том, что стали привлекать на защиту Приуралья от набегов из Сибири казацкие отряды. Что касается инициатива похода на Урал, то это спорный вопрос. В официальных документах Посольского приказа уже в конце XVI – начале XVII вв. поддерживалась версия о том, что Сибирь взяли государевы казаки по прямому велению Москвы. Согласно Строгановской летописи, организаторами похода Ермака были Строгановы, которые «из своих пожитков» снабдили казаков оружием, продовольствием, проводниками и переводчиками. По мнению Р.Г. Скрынникова, решение о походе в Сибирь было принято не Строгановыми, а Ермаком и его отрядом. Казаки приняли решение о наступлении в глубь Сибири лишь после того, как выиграл оборонительные бои на реке Чусовой. Только разгром Сибирского ханства мог предотвратить новые татарские вторжения в пределы Пермского края. 8) Поход дружины Ермака: состав участников дружины, цели похода, хроника событий; Состав участников: Отряд численностью в 840 человек был сформирован Русским царством на территории Пермского края (Нижний Чусовый Городок). Деятельное участие в оснащении отряда всем необходимым приняли купцы Строгановы. Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году для защиты их владений от нападений вогулов и остяков. Поход осуществлялся без ведома царских властей, и Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». Костяк завоевателей Сибири составили волжские казаки в числе пяти сотен во главе с такими атаманами как Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Яков Михайлов. Помимо них в походе принимали участие татары, немцы и литва. Войско было погружено в 80 стругов Цели похода: Историки рассматривают несколько версий. С большой долей вероятности это могло быть: превентивная защита владений Строгановых; разгром хана Кучума; приведение в вассальную зависимость сибирских народов и обложение их данью; установление контроля над главной сибирской водной артерией Обью; создание плацдарма для дальнейшего покорения Сибири. Есть еще одна интересная версия. Ермак де был вовсе не безродный казацкий атаман, но выходец из сибирских князей, которых истребил бухарский ставленник Кучум при захвате власти над Сибирью. Ермак имел свои законные виды на Сибирский престол, он отправился не в обычный грабительский поход, он шел отвоевывать у Кучума свою землю. Именно поэтому русские не встретили серьезного сопротивления у местного населения. Ему (населению) было лучше находиться "под своим" Ермаком, чем под чужаком Кучумом. В случае установления власти Ермака над Сибирью, его казаки из разбойников автоматически превращались бы в "регулярную" армию и становились государевыми людьми. Их статус менялся бы кардинально. Поэтому казаки так терпеливо сносили все трудности похода, который вовсе не сулил легкой поживы, но сулил им гораздо нечто большее. Хроника событий: Начало похода: 1 сентября 1581 г. 9. присоединение Западной Сибири после гибели Ермака и большей части его дружины. Летом 1585г. в Сибирь был послан воевода Иван Мансуров с отрядом стрельцов и казаков, который встретил на р. Туре возвращавшегося из Сибири атамана Матвея Мещеряка. По другим сведениям, Мансуров не встретил Мещеряка, а придя в г.Сибирь и не застав там никого из русских, зазимовал при слиянии Иртыша с Обью, основав на правом берегу Оби Большой Обский городок (до XVIII в. именовался по хантыйски Руш-Ваш - Русский город, (по другим сведениям Обский городок просуществовал только до 1594 года). Вслед за Мансуровым из Москвы были посланы в Сибирь стрелецкие головы - Василий Сукин, Иван Мясной, Даниил Чулков с тремя сотнями ратников и с запасом огнестрельного оружия, артиллерией. Эти отряды не пошли к столице Кучума на Иртыше, а дошли вверх по Туре до бывшей татарской столицы Чимги-Тура и в устье р. Тюменки основали крепость Тюмень (1586г.), а в устье р. Тобола - крепость Тобольск (1587г.). Эти крепости стали базами всего дальнейшего продвижения русских в Сибири. Занимая стратегически господствующие высоты и ключевые пункты на реках, они становились прочной военно-оборонной основой для дальнейшей колонизации края и для контроля за местным населением. Тактика скоропалительных военных походов была изменена на тактику последовательного закрепления на реках путем строительства на них крепостей и оставления в этих крепостях постоянных гарнизонов. Открыта официальная Бабиновская дорога в Сибирь Все это вынудило Кучума, фактически вытесненного из наиболее привлекательного района Сибири, откочевать со своими ордами на югв то же время сокращать свою активность. В то же время разработанный Борисом Годуновым новый план покорения Сибири практически исключал кровопролитные сражения и другие прямые военные действия, заставляя противника занимать пассивно-оборонительные позиции. Попытки Кучума в 90-е годы XVI в. неоднократно накопить силы и взять реванш, подвергнув нападению скопления русских сил, или взять крупную русскую крепость, неизменно оканчивались поражением. В 1591г. Кучум был разбит воеводой Владимиром Масальским - Кольцовым. В 1595г. войска Кучума были обращены в бегство воеводой Доможировым. В 1597г. отряды Кучума безрезультатно пытались захватить крепость Тару, и в августе 1598г. войско Кучума было разбито наголову отрядами воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, почти все оно было перебито, семейство захвачено в плен. Сам же хан едва спасся и позднее был убит в Ногайских степях. В "великой битве" за завоевание Сибири с обеих сторон участвовало менее одной тысячи человек! Кучуму в качестве Сибирского хана номинально наследовал его сын Али (был захвачен русскими в 1604г., окончил жизнь в русском остроге в 1618г.) 10. ясачная политика правительства в xvii-xviii вв в России. Основные принципы. Ясак- дань,которая уплачивается в знак подданства. Ясак как форма обложения не была новинкой для тех коренных жителей западной Сибири, которые находились в даннической зависимости от сибирских ханов. объявление присоединяемых зауральских земель собственностью русского государства, а коренных жителей Сибири подданными русского царя привело к тому, что ясак из дани превратился достаточно быстро в ренту-налог, уплачиваемую местным населением в пользу феодального гос-ва за право пользования землей и др. ясачными угодьями. Ясак, как правило, собирался при посредстве местной знати. Его либо доставляли «лучшие люди» непосредственно в уездный центр, либо за ясаком отправлялись в ясачные волости специальные сборщики. В том и другом случае ясачным людям «для спору» выдавали отписи (расписки) в получении с них ясака. Для обеспечения регулярности сбора ясака в уездном центре и в острожках существовали аманатские избы, где содержались заложники от ясачных волостей. Сохранив и использовав в Сибири ясачное обложение, царская администрация использовала и традиционные формы внутреннего управления коренных народов, стремясь при этом опереться на родоплеменную знать путем освобождения от ясака и оставления за ней всех старых привилегий. Так, кучумовские «мурзы и мурзичи» в большинстве своем были приняты на царскую службу и составили особую группу «служилых юртовских татар». Во внутреннее устройство ясачных волостей царские власти не вмешивались, и их управление строилось на основе обычного права. Политику опоры на «лучших ясачных людей» правительство настойчиво проводило и в XVIII в., постепенно расширяя их привилегии в сравнении с рядовыми массами ясачных людей. Система воеводского управления, сосредоточившая в руках одного лица судебную и исполнительную власть, предоставляла широкие возможности для злоупотреблений, особенно в Сибири, вдали от контроля центра. В Сибири было широко развито преподношение «в почесть». Когда приезжал новый воевода, ему все население подносило дары. Воеводы особенно наживались от ясачного сбора, незаконного винокурения и нелегальной торговли. Многие воеводы, посылая служилых людей для сбора ясака, обязывали их торговать воеводскими товарами. В Заботясь о регулярном поступлении ясака и о том, чтобы ясачных людей «не ожесточити и не отбити от государя», правительство освободило их от уплаты таможенных пошлин. Чтобы оградить казну от недобора ясака и пресечь возможное уклонение русских торговцев от уплаты таможенных пошлин, правительство разрешало торговлю с ясачными людьми только на гостиных дворах и лишь после окончания сбора ясака. На практике эту установку трудно было проводить в жизнь в силу постоянных контактов между ясачными и русскими людьми. Правительство так же пыталось в какой-то мере поправить напряженные войной до предела финансы путем усиленного обложения купеческой торговли в Сибири. В управление ясачным населением Сибири областные реформы не внесли ничего принципиально нового. В результате административных реформ первой четверти XVIII в. Сибирь получила в целом единообразное с другими частями Российской империи местное управление при сохранении специфики управления ясачным населением и некоторых особенностей таможенной политики. Положение ясачных людей усугублялось произволом местной сибирской администрации, которая нередко облагала ясачным налогом, которая нередко облагала ясачным налогом,как явствует из документов, и «старых,и увечных, и худых людей», явно не способных исполнить эту повинность. Из сказанного следует, что естественным состоянием для государственного аппарата феодальной России были произвол и беззаконие. 11 Буряты Территория расселения Буряты — коренное население Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской обл. и Агинского Бурятского автономного округа Читинской обл. Буряты проживают также в Монголии (34,7 тыс. чел., 1989 г.), Казахстане (1,2 тыс., 1989 г.), в других странах СНГ (2,5 тыс., 1989 г.). Численность Численность в Российской Федерации: 1989 г. — 417,4 тыс. чел., в т.ч.: Бурятия — 249,5 тыс., Иркутской области — 77,3 тыс., из них 49,3 тыс. в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Читинской области — 66,6 тыс., из них в Агинском Бурятском автономном округе — 42,3 тыс. чел., в других районах РФ — 24 тыс., в т.ч. в Москве — 1,5 тыс., Санкт-Петербурге — 1,0 тыс. человек. Этнические и этнографические группы Среди бурят выделяются следующие этнические группы: булагаты (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), эхириты (Баргузинский, Баяндаевский, Кударинский районы Бурятии, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), хонгодоры (буряты Иркутской области вне Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), хоринцы (Агинский автономный округ Читинской области, Хоринский и другие районы Бурятии), буряты северных районов (Баунтского и др.) Бурятии (в значительной части — ассимилированные эвенки) и селенгинские буряты (центральные и южные районы Бурятии); в 1897 г. хоринцы составляли 36% численности российских бурят, булгаты — 28%, эхириты — 10%, хонгодоры — 6%, селенгинские буряты — 20%. Расовая принадлежность, антропологический тип Антропологически буряты — типичные представители центрально-азиатского типа монголоидов, у бурятов северных районов Бурятии заметна примесь байкальского типа сибирской, или североазиатской, монголоидной расы. Социальная организация На рубеже ХIХ-ХХ вв. основной формой бурятской семьи была малая моногамная семья. Допускаемое обычаем многоженство встречалось, главным образом, в среде богатых скотоводов. Брак был строго экзогамным, причем в расчет принималось родство только по отцовской линии. Несмотря на ослабление кровнородственных и родо-племенных связей и замену их территориально-производственными связями, родовые отношения играли в жизни бурят большую роль, особенно у бурят Предбайкалья. Члены одного рода должны были оказывать сородичам помощь, участвовать в общих жертвоприношениях и трапезах, выступать в защиту сородича и нести ответственность в случае совершения сородичам правонарушения; также сохранялись пережитки общинно-родовой собственности на землю. Каждый бурят должен был знать свою генеалогию, некоторые из них насчитывали до двадцати колен. В целом социальный строй Бурятии накануне Октябрьской революции представлял сложное переплетение пережитков первобытнообщинных и классовых отношении. И у западных, и у восточных бурят существовало сословие феодалов (тайши и нойоны), выросшее из родовой аристократии. Развитие товарных отношений в начале XХ в. привело к появлению класса сельской буржуазии. Хозяйство В период появления первых русских переселенцев в Прибайкалье преобладающую роль в экономике бурятских племен играло кочевое скотоводство. Скотоводческое хозяйство бурят основывалось на круглогодичном содержании скота на пастбище на подножном корму. Буряты разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов В течение ХVШ-ХIХ вв. под влиянием русского населения в экономике бурят произошли изменения.. В других районах Забайкалья сложилось комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. В Предбайкалье, где земледелие в качестве подсобной отрасли практиковалось и прежде, сложился земледельческо-скотоводческий комплекс. Здесь население почти полностью перешло к оседлому земледельческому хозяйству, при котором широко практиковалось сенокошение на специально удобренных и орошенных лугах-"утугах", заготовка кормов на зиму, приусадебное содержание скота. Буряты сеяли озимую и яровую рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес, коноплю. Технология земледелия и орудия земледельческого хозяйства были заимствованы у русских крестьян. Бурное развитие капитализма в России во второй половине XIX в. затронуло и территорию Бурятии. Проведение Сибирской железнодорожной магистрали и развитие промышленности в Южной Сибири дало толчок к расширению земледелия, повышению его товарности. В хозяйство зажиточных бурят появляется машинная сельскохозяйственная техника. Бурятия стала одним из производителей товарного зерна. За исключением кузнечного и ювелирного дела буряты не знали развитого ремесленного производства. Их хозяйственные и бытовые нужды практически полностью удовлетворяло домашнее ремесло, для которого сырьем служили древесина и продукция скотоводства: кожа, шерсть, шкуры, конский волос и др. Буряты сохранили пережитки культа "железа": железные изделия считались оберегом. Нередко кузнецы одновременно являлись и шаманами. К ним относились с почтением и суеверным страхом. Профессия кузнеца была наследственной. Бурятские кузнецы и ювелиры отличались высоким уровнем квалификации, и их изделия широко расходились по Сибири и Центральной азии
12 Эвены и эвенки (в дореволюционной литературе ламуты и тунгусы) входят в тунгусо-маньчжурскую группу алтайской семьи языков. Относительно этногенеза этих двух родственных народов существует несколько гипотез. Большинство исследователей поддерживают точку зрения Г.М. Василевич и А. П. Окладникова, согласно которой основа древней пратунгусской культуры пеших охотников начала складываться в неолите в горно-таежных районах Южного Прибайкалья (Восточные Саяны, верховья Енисея и Селенги). Из южных районов Прибайкалья произошел первый крупный отход прототунгусов в Приамурье, где они дали основу предкам чжурчжэней и маньчжуров. Расселению древних тунгусоязычных охотников из Прибайкалья по сибирской тайге в первых веках нашей эры дали толчок вышедшие к Байкалу тюркоязычные скотоводы. Некоторые восточные группы прототунгусов сумели приручить оленей и, используя их в качестве транспорта, начали продвигаться в северо-восточном направлении.Местом формирования древних тунгусов является Северное Забайкалье и Приамурье, между средним течением Олекмы и верховьями Зеи и Учура. Предки тунгусов занимались охотой и разведением лошадей. К первой половине I тыс. н.э. относится возникновение у них оленеводства. С истощением охотничьей фауны на территории их проживания началось продвижение древних тунгусов по Восточной Сибири. Фактором внешнего воздействия стала также экспансия чжурчжэней, которые в 1125 г. подчинили себе независимые племена Приамурья. Основная масса тунгусов направилась на север, в сторону Верхоянского хребта, в пределах которого они расселились к XIV в. Часть тунгусских племен, обогнув оз. Байкал, вышла в Прибайкалье и Приангарье; другая еще до прихода якутов перебралась на Вилюй и Нижнюю Тунгуску. Приход предков якутов на Среднюю Лену в XIII—XIV вв. заставил тунгусские роды отойти к западу и востоку от этой реки, а также продвинуться в ее низовья. Этническое формирование эвенов связано с процессами заселения предками якутов Ленского края. Оттесненные к Охотскому морю прототунгусские племена, двигаясь вдоль его побережья, расселились на Северо-Востоке Азии, по бассейну Колымы и далее до Индигирки. В этногенезе эвенов, завершившемся уже после прихода русских, значительное место занимают юкагирский и корякский компоненты.
13. Якуты. Основные племена и роды, их расселение. Процесс формирования якутского этноса. Хозяйственная и духовная культура якутов, традиционные верования. Большая их часть часть занимала территорию, где в Лену впадают ее правые притоки Алдан и Амга. Небольшие группы якутов жили также в устье р. Вилюй, на Нижней Лене в районе Жиганска, на рр. Олекма и Яна. Якуты в 17 в. Были представлены более чем 35 экзогамными племенами и родовыми коллективами, которые имели общий язык и в целом компактную территорию проживания, общую культуру. Вероятно, в это время уже шел процесс формирования якутской народности. Такие племена, как батурусы, борогонцы кангаласцы, нанцы, мегинцы, насчитывали от 2-5 тысяч человек каждое. Другие — бетюнцы, накарцы, дюпсинцы — вероятно, родовые группы, состояли из сотен и десятков человек. Род состоял из родовой верхушки, свободных рядовых общинников и рабов из числа иноплеменников или обедневших сородичей. Во главе рода стоял родоначальник - тойон, власть которого могла носить наследственный характер. В суровых климатических условиях основу хозяйства якутов составляло скотоводство. Они разводили преимущественно лошадей и крупный рогатый скот. Для содержания крупного рогатого скота производилась заготовка кормов на зиму, а лошади зимовали на подножном корму. Важными отраслями хозяйства у якутов, особенно у тех, которые не имели скота, был охотничий промысел и рыболовство. Охота была особенно распространена у северных якутов. Якуты жили рассеяно на обширных пространствах. На стационарных поселения сооружались зимние деревянные юрты-балаганы в виде четырехгранной усеченной пирамиды, обмазанной снаружи глиной. В качестве летнего жилища служила коническая юрта, крытая берестой. Каждый род имел свой культ, сохранились тотемические верования. 14.Коренное население крайнего Северо-Востока Азии: юкагиры, чукчи, коряки, эскимосы. Территория расселения палеоазиатов. Хозяйственная и духовная культура народов Северо-Восточной Азии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.013 с.) |