ТОП 10:

ВОПРОС Самодийские народы Западней Сибири - ненцы, энцы, селькупы. Территория расселения, проблемы этногенеза. Хозяйство, социальные отношения.



Присоединение Восточной Сибири к России в ХУIIв.

Освоение Восточной Сибири русскими началось с ее северных районов. Первые плавания русских промышленных людей из Поморья в междуречье рек Оби и Енисея относятся к 70-80 годам XVI века. Известно, что уже в 70-е гг. XVI века на р. Таз существовал поселок поморов-промышленников. Примыкавший к Тазу район - «Мангазея» - был хорошо известен в России уже в 70-х гг. XVI в. В это же время появились в документах первые упоминания о «Тунгусии». Освоение русскими Восточной Сибири, таким образом, началось с северных районов, и также было связано с «Мангазеей», где создали свою опорную базу русские и коми-зырянские промышленники.К концу XVI в. они столь основательно освоились в «Мангазее», что построили там свои городки, наладили оживленную торговлю с местными жителями.

Впервые в Якутию русские промышленники проникли в 20-х годах 17 века из Мангазеи. Вслед за ними сюда пришли служилые люди и начали объясачивать местное население, что вызвало сопротивление местной знати, не желавшей терять право на исключительную эксплуатацию сородичей. В 1632 году Бекетов поставил на р. Лена острог. В 1643 году его перенести на новое место в 70 верстах от старого и назвали Якутском. Но постепенно борьба с русскими прекратилась, т.к. якуты убедились в выгодности мирных связей с русским населением. К середине 17 века завершилось, в основном, вхождение Якутска в состав русского государства.

Двигаясь по Лене, русские люди в 1633 году вышли к Ледовитому океану и следуя морским путем на восток, открыли Юкагирскую землю. Одновременно были открыты и сухопутные пути. В 40-х годах 17 века русские землепроходцы проникли на Колыму. Из-за климатических и природных условий на большей части Якутии русское освоение носило промысловый характер. С упадком соболиных промыслов русские промышленники стали уходить из Якутии.

С 20-х годов XVII в. начинается колонизация территории Прибайкалья. С появлением русских в Прибайкалье началась перестройка общественного разделения труда, рост экономического общения. Сюда проникли товарно-денежные отношения. Эти процессы оказали огромное влияние на социальную структуру туземного общества, на его политическую организацию. Они коренным образом изменили характер международных отношений в регионе.

Форпостами колонизации стали остроги. Первым был поставлен в 1630 году Илимский острог, ставший с 1647 г. центром самостоятельного Илимского воеводства. С продвижением русских в Прибайкалье стала развиваться земледельческая культура, которую местные бурятские племена заимствовали как совершенно новое занятие. Наличие пашенных земель сделало Братский, Илимский, Иркутский остроги центрами земледелия. Они кормили хлебом огромный край. Местными аграрными центрами стали Верхоленский, Усть-Кутский, Киренский, Илимский, Чечуйский и Тункинский остроги. В конце 17 века в Прибайкалье насчитывалось около 1000 крестьян-дворовладельцев. Остроги были не только форпостами колонизации края, но и символами военного могущества России. Они символизировали стабильность русского присутствия в регионе.

Выход русских в Забайкалье и на Амур в 40е-80е гг. ХУIIв.

Продвижение в Забайкалье шло с запада, через Байкал, а в Приамурье- первоначально с севера, из Якутии.
1) Присоединение Забайкалья- продвижение шло по двум направлениям: 1) в Западное Забайкалье, в бассейн р. Селенга отряды служилых людей шла через Приангарья, огибая Байкал с юга 2) в Северо-Восточное Забайкалье русские впервые проникли из бассейна Верхней Лены, обойдя Байкал с севера.
Забайкалье начало входить в состав России в результате деятельности отрядов служилых людей под руководством Колесникова, Похабова, Галкина.
Для установления русской власти в Забайкалье енисейский воевода Пашков направил туда отряд численностью в 100 чел во главе с Бекетовым. Летом 1653 он проведал дорогу на р. Хилок и у истоков этой реки был поставлен острог.
Отряд Бекетова спустился по р.Шилка до слияния ее с Ононом и первым из русских вышел из Забайкалья на Амур. В 1656 в Нерчинский край был назначен Пашков который укрепил Нерчинский острог – центр одноименного уезда, в состав которого вкл земли по Амуру. Таким образом создавались необходимые условия для закрепления Россией Забайкальских земель и для их хоз. Освоения. Освоение Забайкалья в отличие от Прибайкалья не вызвало военных конфликтов с местным население.
2) Присоединение Приамурья- несмотря на сложные условия, в которых приходилось действовать отрядами служилых людей в Приамурье, на военное противодействие со стороны маньчжуров, с 1650-1655 весь Амур вплоть до устья, фактически был присоединен к России
Закрепление Забайкалья и Приамурья за Россией осуществлялось не только посредством военных экспедиций и постройкой острогов, как военно-административных центров. В этом и процессе сыграли свою роль сыграли и промысловики деятельность которых была зачастую первым этапом в установлении многообразных связей между русским и местным населением.Уже в середине 16 в значительные партии русским их промышленников находились в Забайкалье.

Нерчинский договор.

Нерчинский договор 1689 года, первый договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей. Заключён 27 авг. (6 сент.) после воен. конфликта 1683—1689, вызванного стремлением маньчжурской династии, поработившей в 17 в. кит. народ, к завоеванию освоенного русскими Приамурья. Встретив мужественное сопротивление рус. гарнизонов в Албазине и в др. острогах (укреплённых пунктах), а также в силу ряда др. причин внутр. и внеш. характера маньчжуры вынуждены были отказаться от широких воен. планов и предложить рус. пр-ву провести переговоры с целью заключить мир и установить границы. Рус. пр-во, не располагая достаточными воен. силами для обороны Приамурья, стремясь установить постоянные дипломатич. отношения и развивать торговые связи с Китаем, согласилось вступить в мирные переговоры. Переговоры проходили у стен Нерчинского острога в исключительно трудной для рус. стороны обстановке. Нерчинск был блокирован маньчжурской армией и флотилией общей числ. 17 тыс. чел., оснащённых арт-ей. В распоряжении рус. посольства было всего лишь 1,5 тыс. чел. без достаточного кол-ва боеприпасов и продовольствия. Т. о., над Нерчинском и самим рус. посольством нависла реальная угроза воен. нападения и истребления. В осаде находился и Албазин — гл. опорный пункт русских в Приамурье. Рус. посольство вынуждено было по условиям Н. д. пойти на большие тер. уступки, оставить обширную тер. Албазинского воеводства. Построенный русскими Албазин подлежал разорению «до основания», при этом представители цинского двора дали устное «клятвенное обязательство» не заселять «албазинские земли». Аргунский острог и другие рус. строения подлежали переносу с правого берега Аргуни на левый. Гос. граница по Н. д. была крайне неопределённой (кроме участка по р. Аргунь), намечена лишь в общих чертах. Названия рек и гор, служивших геогр. ориентирами, не были идентичными в русском, латинском и маньчжурском экземплярах договора, что давало возможность различ. их толкования. В момент подписания договора стороны не располагали сколько-нибудь точными картами района размежевания, делимитация (см. Граница государственная) границы была неудовлетворительной, а демаркация её не проводилась вовсе. Размежевание земель близ Охотского побережья откладывалось до более благоприятных времён. При подписании Н. д. обмен картами с нанесённой на них линией прохождения границы между двумя странами произведён не был. Н. д. регулировал также вопросы о мерах борьбы с перебежчиками, о лицах, совершив ших преступления на тер. другой стороны, предусматривал в любых случаях мирное урегулирование погран. споров и устанавливал принцип равноправия торговли для обеих сторон. Это открывало возможности к развитию мирных политич. и торговых отношений России с Цинской империей. В сер. 19 в. России удалось завершить многолетнюю дипломатич. борьбу и добиться пересмотра условий Н. д., что нашло отражение в соответствующих статьях Айгунского договора 1858 года и Пекинского русско-китайского договора 1860 года.

21.

В 17 веке русские землепроходцы стали осваивать огромные просторы Восточной Сибири. На новых землях строили остроги. В первой половине 17 века были основаны Енисейский, Красноярский, Ачинский остроги. В то же время русские установили прочные отношения с хакасскими княжествами. В начале кызыльцы, затем качинцы и сагайцы стали платить ясак русскому царю.

Но не все хакасские феодалы стремились к союзу с русским государством. Хакасская знать не хотела мириться с переходом своих подданных под власть русского царя. Хитрый князь Иренек неоднократно совершал набеги на русские поселения, вел упорную борьбу за сохранение своего господства над кыштымами.

В 1617 году в Москву прибыло монгольское посольство. В его составе был и представитель хакасов – князь Курчей. Посольство было принято царем. Обращаясь к хакасскому послу, думный дьяк Петр Третьяков просил его передать князьям, чтобы они вместе со своею землею и людьми перешли служить русскому государю и сохранили бы верность ему на веки. А государь будет их «держать в своем царском милостивом жалованье и призрении». В 1664 году в Москву прибыли Байтур Ишеев и Иженкей Сегыков. И снова просили царя принять хакасов под его высокую руку, построить на их земле острог. Наконец просьба хакасов была удовлетворена. В 1706 году русский царь Петр 1 подписал указ о строительстве острога на «киргизской земле», так называли тогда Хакасию.

Сооружением абаканского острога и присягой, данной от имени всех хакасов делегацией хакасских князей и старшин, завершился длительный процесс добровольного присоединения Хакасии к России. Для укрепления новых южных границ русского государства в 1709 году был построен Саянский острог. Добровольное вхождение Хакасии в состав Русского государства навсегда избавило хакасский народ от грабительских набегов монгольских и джунгарских феодалов.

Присоединение Приамурья

Во время Крымской войны англо-французская эскадра в 1854 году атаковала Петропавловск-Камчатский. Ещё до нападения на город губернатор Муравьёв испросил у императора Николая I разрешения на сплав вниз по Амуру войск и имущества для подкрепления Петропавловска. На Шилкинском заводе были построены два парохода, которые весной вместе с флотилией барж и карбасов (всего 77 судов) отправились вниз по Амуру; возглавил поход лично губернатор Н. Н. Муравьёв. 14 июня суда достигли устья Амура.

После этого по приказу Муравьёва в Иркутской губернии была взята 51 крестьянская семья и переселена в низовья Амура. В 1854 году вместе с Муравьёвым по Амуру приплыли сто казаков Забайкальского казачьего войска, в следующую навигацию прибыла ещё сотня казаков. 1 ноября 1856 года император Александр II постановил переселить на Амур два конных полка и четыре батальона Забайкальского казачьего войска (в реальности к 1860 году были переселены лишь четыре конные казачьи сотни и две пешие, из которых была сформирована Амурская казачья бригада).

В связи с изменением обстановки на Амуре, в 1857 году были начаты переговоры между Российской и Цинской империи о разграничении в среднем и нижнем течении реки. Ослабленная Второй Опиумной войной Цинская империя была вынуждена в 1858 году подписать сначала Тяньцзиньский трактат(серия договоров между Цинской империей и западными державами, подписанных в Тяньцзине в 1858 году после проигрыша Цинской империей сражения за форты Дагу. был подписан 1 (13) июня 1858 года комиссаром России в Китае Е. В. Путятиным и полномочным представителем китайской стороны Хуа Шанем. Он состоял из 12 статей и расширял политические и торговые права России в Китае, предусматривал определить не установленную до этого времени часть границы между Россией и Китаем.) ,а затем Айгунский договор(договор между Российской империей и цинским Китаем, заключённый 16 (29) мая 1858 года в городе Айгунь. Установил русско-китайскую границу по реке Амур.

Был составлен и написан Черносвитовым Рафаилом Александровичем, сибирским золотопромышленником, «петрашевцем», другом графа Муравьёва-Амурского. Договор фактически пересматривал ранее подписанный нерчинский договор, 1689 года, который впервые согласовал границу между Китаем и Россией. Предметом договора было установление российско-цинской границы. Стороны соглашались на то, что левый берег Амура от реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы. Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури было разрешено только российским и китайским судам и запрещено всем остальным.) в соответствии с которым левый берег Амура от реки Аргунь до устья Амура признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы. Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури было разрешено только российским и китайским судам и запрещено всем остальным.

Присоединение Приморья

Поскольку Айгуньский договор не разграничил земли от Уссури до моря, правительство России направило в Пекин для дальнейших переговоров особую миссию во главе с графом Н. П. Игнатьевым. С цинской стороны в переговорах принимал участие великий князь Гун. В благодарность за то, что Игнатьев спас Пекин от разграбления англо-французскими войсками, цинская сторона уступила России правый берег Уссури. Граница была проведена на карте линией красного цвета по китайскому берегу Амура, Уссури, а также протоке Казакевича.

В ноябре 1860 г. Между Россией и Китаем был заключен Пекинский договор,по которому составленная по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева карта разграничения была утверждена.

В ноябре 1860г. Юге Приморья, в заливе Петра Великого на Тихом океане был заложен порт и крепость Владивосток. В итоге Приамурье и Приморье вошли в состав России, и определилась современная российско-китайская граница в этом регионе. Присоединение Приамурья и Приморья к Российской империи привело к укреплению ее позиций на Тихом океане.

 

 

ВОПРОС Самодийские народы Западней Сибири - ненцы, энцы, селькупы. Территория расселения, проблемы этногенеза. Хозяйство, социальные отношения.

    НЕНЦЫ      
     
ЧисленностьПо переписи в 2002 г. - 41 тыс. чел Этнические и этнографические группыНЕНЦЫ, ненэц (самоназвание), самоеды, народ в РФ, коренное население Европейского Севера и севера Западной Сибири.Принадлежат к уральской расе. Делятся на две этнотерриториальные группы — тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. — Ненецкий АО, Тюменской обл. — Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края — Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО), лесные расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р.Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Расовая принадлежность, антропологический типВ антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. ЯзыкНенецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта — тундровый, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров. Религия В религиозных верованиях у ненцев, живших в конце XIX в. патриархальными родами, доминировала вера в духов - покровителей природных объектов и стихий (неба, земли, рек, огня и др.). Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX в. распространилось русское православие. Этногенез и этническая.идея двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем сихиртя. Так, в составе европейских ненцев 78.2% родов составляют южно-сибирские и 21.8% аборигенные компоненты, у сибирских тундровых ненцев южно-сибирский компонент 53.4%, аборигенный 26.4%, хантыйский 15.0% и "смешанный" (лесные ненцы и энцы — 5.2%) сибирские лесные ненцы имеют в своем составе 63.2% южно-сибирского компонента, 35.4% аборигенного и 2.6% тундровых ненцев. ХозяйствоСпецифика выделенных групп фиксируется и в сфере этнической культуры. Тундровые ненцы являются крупноетадными оленеводами (северный вариант скотоводческой экономики). Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами по системе: лето — северные тундры, зима — лесотундра. Материальная культура адаптирована кочевому образу жизни (мобильное жилище, высокоспециализированный олений транспорт, минимальный набор предметов жизненного обихода). Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел. В отличие от тундровых, в культуре лесных ненцев отмечаются: слабое развитие оленеводства, которое представлено таежным, транспортным его вариантом, обеспечивающим промысловую ориентацию традиционной экономики; охота и рыболовство, как основные хозяйственные составляющие; существуют многочисленные отличия в сфере материальной культуры — жилище, одежда, транспорт, пища, утварь и т.д. Традиционные поселения и жилищаПоселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища сезонные.Универсальным типом жилища является чум, так называемого "самодийского типа" — два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса 25-50, особая конструкция надочажного устройства, покрытие зимнего чума двойными "нюками" — покрышками сшитыми из оленьих шкур, летнего одинарными старыми нюками или тисками. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах. Традиционная одежда. При пошиве одежды из меха ненцы используют особенности строения кожного и волосяного покрова северного оленя и оригинальный покрой одежды и обуви, что позволяет комфортно чувствовать себя в любую стужу. Наиболее характерной деталью ненецкого мужского костюма, вот уже на протяжении многих сотен лет, является меховая малица, а женского костюма – ягушка, а основной обувью - пимы и тобаки. Все ягушки и малицы сшиты по одному фасону, а выглядят по-разному. Зависит это от достатка в семье и мастерства хозяйки. Удобным головным убором ненцев является меховая шапка, её материал и форма удачно приспособлены к суровым климатическим условиям и кочевому быту, потому что ненецкая шапка мягкая, лёгкая, тёплая, достаточно просторная (свободная), удобная при езде на оленях и другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни, охраной оленей и охотой. Шапки можно рассматривать как предмет роскоши, мастерски разукрашенные, дополняющие нарядную одежду как женскую, так и мужскую и детскую.
     
ЭНЦЫ      
   
Территория расселенияВ настоящее время энцы живут, в основном, в Воронцовском с/с Усть-Енисейского района, Потаповском с/с Дудинского района, а также в Авамском районе Таймырского автономного округа Красноярского края. ЧисленностьЭнцы являются одним из наиболее малочисленных народов Севера. 1989 г. — 209 чел. Этнические и этнографические группыТундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно 2/3 численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и р. Пурой, зимой, откочевывали южнее в лесотундру между р. Малая Хета и оз. Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание сомату / онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду — "родственники по жене", ненцы — манто / мадо. Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназванием пэ-бай "лесные баи", также их называли энцы группы сомату. ЯзыкЭнецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, в которой он наиболее близок ненецкому, несколько отличаясь от последнего фонетическим строем и лексикой, по звуковому составу, фиксируется сходство с нганасанским. Он подразделяется на два диалекта: тундровый (маду бада) и таежный (бай бада), которые соответствуют двум территориальным подразделениям энцев. Характер языкового взаимодействия энцев, прежде всего с ненцами, в различных этнокультурных средах происходит по-разному. Возможна полная утрата языка, связанная с ассимиляцией (Байкаловский с/с), при сохранении в среде старшего поколения понимания энецкой речи. Малохетские и Воронцовские энцы практикуют двуязычие, причем ненецкий, наряду с русским, выступает в качестве языка межнационального общения. В Потаповском с/с почти все ненцы (1963 г., 8 семей), владели энецким языком. В целом, языковые процессы на Енисейском Севере можно охарактеризовать как интеграционные. РелигияХристианизация не имело определяющего влияния на традиционную мировоззренческую систему, поскольку удаленность территорий, где жили энцы, сложности организационного характера, несовместимость мировоззренческих систем, не позволяли миссионерам проводить целенаправленную христианизаторскую политику. Этногенез и этническая историяИстория энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. состоят из двух территориально разобщенных группировок. Одна из них называет себя сомату, в литературе известна как тундровые энцы (или - хантайские самоеды). Вторая группа сама себя называет нэ-бай (т. е. лесные баи), в литературе она известна под именем лесных энцев, а в прошлом - карасинских самоедов. Сомату называют группу пэ-бай этим же названием, а нэ-бай называют сомату словом маду, что значит "родственники по жене". Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно 2/3 численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой откочёвывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озеро Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание сомату / онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду — «родственники по жене», ненцы — манто / мадо. Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназванием пэ-бай «лесные баи», также их называли энцы группы сомату. Имевшаяся в прошлом этнографическая специфика этих групп, в настоящее время в значительной степени утрачена и сейчас они рассматриваются в качестве территориальных подразделений энцев. Этническая территория энцев исторически граничила на западе с кочевьями «обдорских самоедов» — ненцев; на юге - с «казымскими самоедами» — лесными ненцами, «туруханскими самоедами», «остяко-самоедами» — селькупами и «инбаками» — кетами; на востоке - с «тунгусами» – эвенками и «пясидской самоядью» — нганасанами. Административно она входила в Мангазейский уезд Енисейской губернии ХозяйствоОбщая динамика хозяйства энцев состоит в переходе от промысловой экономики, "культура охотников на дикого оленя", к домашнему крупностадному оленеводству у тундровых энцев и сохранении в среде лесных, таежного промыслового хозяйства с элементами домашнего оленеводства, в основном, транспортной направленности. Хозяйственный комплекс энцев наиболее выразительно демонстрирует традиционный промысловый календарь, в названиях месяцев которого, отражен тот или иной род занятий. Охота на водоплавающую птицу в период линьки в августе у тундровых энцев называлась месяцем кануирио "птенцов месяц", у лесных, дедюдири "лебедя месяц". С рыболовством связаны названия летних месяцев: июнь наардири "лов рыбы" (лесные энцы). В хозяйстве энцев незначительную роль играл пушной промысел. Охота на песца имела скорее ситуационный характер и не нашла отражения в календаре северных самодийцев. Традиционные поселения и жилищаОсновное жилище энцев — чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским, что определяется принадлежностью этих народов к единой культуре охотников на диких оленей. Для энецко-нганасанского чума характерны два основных шеста, расположенных у входа и за очагом, наличие трех шестов надочажного устройства, 4 — 8 нюков перекрытия, постановка зимой чума на землю, в вырытую в снегу яму, а не непосредственно на снег, что расценивается, как переживание в чуме традиций углубленного в землю жилища, подкрепляемое еще и лексической формулой: "спустится с горы", т.е. сесть ближе к огню, ориентировка чума в пространстве входом на восток. Традиционная одеждаНаряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. В эпических сказаниях существует универсальная формула: "Ваша одежда от нас", чем энцы подчеркивали свое родство с нганасанами. Генетически она восходит к распашной одежде с вшитым нагрудником. Традиционный комплекс одежды энцев отличается по двум этнотерриториальным группам. У лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда. Так, в 1926 г. энецко-нганасанский тип носили 55%, ненецкий 30%, долганский 15%, в 1948 г. ненецкую одежду использовали уже 71% мужчин и 68% женщин, энецкую 19% мужчин и 21% женщин, а в 1962 г., последняя практически вышла из употребления. Особенности мужского костюма фиксируются в двойной составной верхней одежде, сокуе с султаном на капюшоне, который изготавливается из хвоста оленя, что является внешним знаком отличия энца и нганасана от ненца. Женская одежда, также двойная, обернутого типа, распашная, тоже носилась без наружного пояса. Особенностью женского костюма энцев был нательный комбинезон, более короткая обувь, которая заправлялась под штанины комбинезона, капорообразные шапки. В элементах отделки одежды, можно отметить использование собачьего меха и раскраску кожи. Пища Традиционная пища — мороженая, свежая, вареная рыба и оленье мясо, рыбные и мясные супы с крупами. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку — порсу. Растительная пища: дикий лук, некоторые коренья и ягоды. Из покупной ржаной муки готовили тонкие лепешки и ели их, обмакивая в рыбий жир. Пили настой из листьев брусники, в настоящее время — чай. Социальная организацияКомплексное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев, требовало гибкой системы организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и на территориальных связях. В конце ХVIII – начале ХIХ вв. в производственной жизни энецкого общества значительную роль играли патронимические объединения и большесемейные коллективы, занимающиеся совместной добычей дикого северного оленя и выпасом домашних оленей. Отношение между полами и к детям в энецком обществе строится на основе поло-возрастного разделения труда, чем и определяется социальная стратификация. Главенствующую роль в обществе играет мужчина, в функции которого входила деятельность во всех сферах традиционного производства, в обеспечении благополучия семьи. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства.В этой связи, можно отметить паритетные социальные роли полов в принятии важных для семьи решений, возможность развода, инициатива в котором могла исходить и от женщины. Единственным обстоятельством, снижающим социальный статус женщины, было отсутствие у нее детей. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью, хотя имелись семьи, в которых было 6-7 детей. Отношение к детям было весьма терпимым, любые инициативы ребенка к взрослой деятельности поощрялись, Отношение к старикам определялось относительным снижением их социально значимых функций в сфере производства, но они полностью находились под покровительством семьи и сородичей.. Духовная культура и традиционные верованияОсобое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), более низкий уровень, составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто атрибутировались в антропо/зооморфном виде. С другой, основу традиционного мировоззрения энцев составляли представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его ипостасий, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п. Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому.
 
СЕЛЬКУПЫ    
   
Территория расселенияТомская обл. — правые притоки Оби Кеть, Тым, Вах и т. д., Тюменская обл. и Красноярский край — бассейн р. Таз, левые притоки Енисея Турухан, Баиха, Елогуй и т. д. ЧисленностьЧисленность: 1989 — 3612 чел. Этнические и этнографические группыПредположительно с ХVII века разделены на две территориальные группы — южную, нарымскую и северную, тазовоко-туруханскую. Расовая принадлежность, антропологический тип.В антропологическом плане селькупы относятся к уральской расе. Язык.Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Большая этническая территория, при небольшой численности населения, предопределяют сложность внутренней организации селькупского языка. В его составе выделяется ряд диалектных групп — северная или тазовская, тымская, нарымская, обская, кетская, которые, в свою очередь состоят из большого количества диалектов. Языковые отличия между северными и южными диалектными группами существенны, что препятствует свободному языковому общению. Религия Православные. Этногенез и этническая историяЭтногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. — середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа. ХозяйствоДеление селькупов на две территориальные группы и их контакты с соседними народами фиксируются в особенностях этнической культуры. Южные селькупы в настоящее время значительно ассимилированы русским населением и утратили многие элементы таежного охотничье-рыболовецкого хозяйственно-культурного комплекса, характерного для всех народов, живущих в таежной зоне Западной Сибири. Северные селькупы, в контакте о северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище (чум) традиционную для северян одежду /типа малицы/, режимы питания, утварь, транспорт, продолжают бытовать некоторые функции традиционных социальных институтов, основы традиционного мировоззрения. Традиционные поселения и жилища Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки — карамо, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. В XIX веке селькупские селения — юрты также располагались обычно по берегам рек. Традиционное зимнее жилище томских (нарымских) селькупов — землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал — очаг с трубой. Селькупы-оленеводы, живущие в Тюменской области и Туруханском районе Красноярского края, используют в качестве зимнего жилища чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летним жилищем северных селькупов служит тот же чум с покрытием из тиски — вываренных и сшитых между собою кусков бересты — или брезента. Многие современные селькупские семьи проживают в посёлках в домах русского типа. Традиционная одежда Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка — распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи и штаны из ровдуги, а женщины — домотканые платья. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. Северные селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца. Пища В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Из неё изготовляли муку — порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у северной группы селькупов — изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Уже в XIX веке в пищевой рацион селькупов вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы и др. Духовная культура и традиционные верования Разнообразными жанрами (героические песни, исторические предания, сказки, загадки, поговорки) представлен селькупский фольклор. У современных селькупов, особенно селькупов Томской области, многие фольклорные произведения исполняются на русском языке. Из музыкальных инструментов у селькупов бытовали варган — губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа — лебедь. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов. У северных селькупов был известен только шаманский бубен.
                   

4 ВОПРОС Угроязычные население Западной Сибири - ханты, манси. Расселение и проблемы этногенеза. Хозяйство, социальные отношения, мировоззрение.

Остяки и вогулы







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.011 с.)