Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидату, готовящемуся стать Учеником

Поиск

Вольным Каменщиком во все грядущие века.

Предисловие

Мне часто приходится встречаться с группами масонов по всей стране. И меня часто спрашивают там, когда я соберусь написать новую книгу о масонстве, хотя у меня самого этого не было в планах. Сам я считал себя писателем-историком, а не масоноведом.

Однако в последнее время я стал спрашивать масонов, о чем, они сами хотели бы прочесть в такой книге. Ответы были многочисленными и разнообразными. Очень многие хотели бы прочесть о противниках масонства. Почему они ненавидят франкмасонство? Каковы их претензии к нему и как масонам отвечать на них? Другие хотели бы узнать о взаимоотношениях масонства и общественности. Какие вопросы задают не-масоны, когда они звонят на радио- и телевизионные шоу, посвященные Братству? Есть ли у меня какое-нибудь собственное мнение относительно намечающегося спада в посвящении новых членов Братства? Интересуется ли общественность масонством вообще?

Размышляя над ответами на эти и на множество других вопросов, я понял, что путешествуя по стране и проводя беседуя о своих книгах и просто о масонстве, я набрался достаточно опыта и обрел достаточно глубокое понимание различных сторон, проблем масонства и заблуждений относительно него, которые существуют совершенно реально, как внутри Братства, так и в окружающем его мире. Голос рассудка говорит мне, что весь этот опыт и все эти мысли пропадут впустую, если я не найду способа поделиться ими с другими. Мне остается только надеяться на то, что эта небольшая книга предоставит ответы на некоторые из этих вопросов, предложит решения для некоторых из этих проблем, как я их понимаю, и возможно, предоставит вниманию масонов некоторую информацию к размышлениям.

Не-масонам, которые решат прочесть эту книгу, она предоставит возможность нового взгляда на это древнейшее и величайшее просветительное общество.

Часто мне задают — явно или скрыто — такой вопрос: “А если конкретно, каковы границы вашей компетенции?”. И обычно я отвечаю: “Я признан всем миром в качестве крупнейшего авторитета в области моего собственного мнения... и ничего больше”.

К этому обычному ответу я ничего не могу добавить, так что примите к сведению то, что если в этой книге я прихожу к какому-либо выводу, привожу то или иное суждение, или даже просто отваживаюсь на какое-то предположение, то все они исходят отнюдь не из бездонного колодца моей непогрешимой мудрости. Все, что следует далее, — это просто личное мнение одного отдельно взятого человека, основанное только и лишь на личном опыте этого отдельно взятого человека в мире масонства.

Знакомство

Я занимаюсь изучением масонства вот уже десять лет, но до сих пор считаю себя школяром. И я отлично усвоил истину, которую рано или поздно усваивает любой школяр: стоит только открыть одну дверь, как за ней окажется дюжина новых.

Известно, что с тех пор как масонство открылось широкой общественности в 1717 году в Лондоне, оно успело стать предметом более пятнадцати тысяч печатных работ. Целеустремленный исследователь мог бы предпринять попытку узнать все, что известно о масонстве, решил прочитывать по одной книге на эту тему ежедневно. Трудность этого заключается в том, что данное начинание потребовало бы для своего завершение 137 лет, а за это время вышла бы еще пара тысяч новых книг о масонстве. Так что все это просто невозможно.

Всегда следует помнить о том, что до 1717 года не выходило почти совсем никаких печатных или рукописных источников об истинном, древнем франкмасонстве, чего, в принципе, вполне можно было ожидать от общества, которое поклялось ничего из своих таинств не предавать бумаге. Это, естественно, оставило широчайшие возможности для разнообразных спекуляций, для воображения, которые чаще всего использовались для разглагольствований о простых и “причесанных” добродетелях — таких, как милосердие и братство — и поучения им. Это не ново.

Книги по теологии гораздо многочисленнее книг по масонству, потому что на протяжении более чем двух тысяч лет находились люди, считающие себя вправе разъяснять всем прочим, что именно хотел сказать Христос в Нагорной Проповеди, или каковы потаенные смыслы Золотого Сечения. Трудно представить себе, что Христос, закончив Проповедь, спустился с горы, оставив на ней четверых своих учеников, чтобы они объясняли народу, например, эзотерический смысл притчи о добром самаритянине.

Лично для меня идея франкмасонства ясна и понятна, и мне нравится то, что я вижу. Всегда остается возможным, и даже вероятным, что мое понимание масонства ограничено моим неполным знанием о нем, а особенно отсутствием у меня того эмоционального подъема, который, несомненно, был бы у меня, будь я сам масоном. Что у меня уже есть, это некоторые наблюдения и соображения, которыми я хотел бы поделиться для того, чтобы передать дальше уникальный опыт общения с не-масонами по всей нашей стране. Мне довелось разговаривать с сыновьями, дочерьми и женами масонов, с работниками масонских благотворительных организаций, а также с пытливыми умами, которые не имеют ну просто никаких связей с масонством, однако хотели бы узнать о нем побольше. Также я разговаривал с антимасонскими фундаменталистами, которые считают франкмасонство отдельной сатанинской сектой. Меня даже публично именовали посланником Сатаны за то, что я выступал в защиту масонского Ордена. Конечно, часть Света, который снизошел на меня за все время моих исследований, иногда дает и тень, но я рад, что я испытал все это.

Кроме того, мне представилась возможность обсудить масонство с представителями всевозможных масонских организаций, включая Великие Ложи, Шотландский Устав, Йоркский Устав, Союзные масонские градусы, “Святилище” и пр., как в нашей стране, так и за рубежом.

Когда я начал исследование, которое легло в основу “ Рожденных в крови ”, я и не думал о масонстве. Я исследовал события истории Британии четырнадцатого века, однако постоянно сталкивался с фактами, которые казались мне связанными с тем немногим, что было мне тогда известно об этом древнем обществе. Тогда я решил сделать перерыв в изучении классического Средневековья и обратиться к франкмасонству.

Меня сразу поразило изобилие печатного материала на эту тему. Даже в местной публичной библиотеке были сотни томов, посвященных истории масонства. Первый томик масонского ритуала, “ Ритуал Дункана ”, я купил в ближайшем супермаркете. Другие книги я купил в специальном магазине масонской литературы, владельцами которого были отец и сын, оба активные масоны. Поэтому меня просто повергли в удивление обвинения в мой адрес в связи с тем, что я, якобы, написал “разоблачение” масонства: ведь большую часть своих источников по истории и символике Ордена я купил у самих масонов.

Нельзя назвать опубликованные обычным образом масонские книги и “нерегулярными”. Я нашел несколько “официальных” работ, написанных простым, легким для расшифровки кодом на основе аббревиатур или рисованных символов: меч, в значении “Привратник”, стул — в значении “Досточтимый Мастер ложи”.

Одна маленькая шифрованная книжечка называлась “Бродячие Изобильные Барашки и Веселые Гардемарины” (Rambling Affluent Moutons and Merry Midshipmen). Первые буквы слов в названии указывают на то, что книга была предназначена для Масонов Королевской Арки и Мастеров Метки (Royal Arch Masons and Mark Masters). Выпущена эта книга была “ВК МКА Темных и Кровавых Земель”. Это значит: “Великий Капитул Масонов Королевской Арки штата Кентукки”.

Решить посвятить многие годы изучению масонства и написать о нем книгу непросто. Многие хотят этого, но понимают при этом, что нужно не только очень и усердно поработать. Даже когда книга написана, у вас только один шанс из тысячи найти для нее издателя. В этой стране издателям присылают каждый год около полумиллиона книг, и только около пятидесяти тысяч из них бывают в конечном итоге опубликованы. Соответственно, трудясь над книгой, вы понимаете, что — десять к одному — все ваши труды вполне могут пойти прахом. Кроме того, необходимо понимать, что большинство книг расходятся в количестве не более чем пяти тысяч экземпляров, так что ряд ли вся ваша работа окупится.

В моем случае, я просто хотел найти применение своим силам на пенсии. Я видел, как мой отец на пенсии — с 65 до 84 лет — занимал все свое свободное время тем, что строил модели судов, пока позволяло зрение, да так, что полностью утратил связь с семьей, растерял друзей. Мой писательский опыт включал в себя миллионы и миллионы слов в форме пресс-релизов, рекламных буклетов, деловой переписки и производственных отчетов. Но важнее всего было то, что исследуя масонство, я обнаружил нечто интересное, даже поразительное, чем просто не мог не поделиться с другими. Оказалось, что франкмасонство было первой общественной философией, выступавшей в оправдание свободы совести, то есть права человека поклоняться Господу, исходя из собственных убеждений. Это гораздо более возвышенная цель, чем те, о которых франкмасонство заявляет открыто и в первую очередь. Эта концепция цели масонства была новой, важной и интересной.

Радость от перспективы публикации вскоре исчезла под грузом холодного приема со стороны издателей и критики. Ни строчки, нигде! Ни одна газета в Соединенных Штатах не сочла возможным опубликовать в книжном обозрении статью о книге, в названии которой значится слово “масонство”. Издатель был еще откровеннее: “Если даже твоя книга — это увесистый том об искусстве выращивания Армянской бегонии, — сказал он мне, — о ней упоминается в местной писательской газете”. Но только не в моем случае. Издатель отправил местному книжному обозревателю сперва рекламный буклет, а затем экземпляр книги. Затем он позвонил ему, только для того, чтобы услышать: “Не думаю, чтобы наша читательская аудитория заинтересовалась этим предметом”.

Библиотекари с этим не согласны. Им очень часто подают запросы на книги о масонстве, и именно поэтому библиотеки начали покупать мою книгу первыми. Затем моя книга попала в книжные обзоры областных газет “ Publishers Weekly ” и “ Kirkus Reviews ”, что привело к тому, что несколько книжных магазинов купили “ Рожденных в крови ”. Мы с издателем пытались успокоить друг друга этими небольшими прибылями, не представляя себе еще, что всего за два года книга разойдется в количестве пятидесяти тысяч экземпляров и в этой стране, и за рубежом.

Однажды мы решили отправить по экземпляру нашей книги в масонские издательства. Один доброжелатель решил избавить нас от хлопот и лишних расходов, сказав: “Пора бы вам уже знать, что масоны не читают книг”. (Позже я понял, что не всякому совету следует верить.) Меня порадовало, что вскоре многие издания различных Великих Лож порекомендовали “ Рожденных в крови ” своим членам, но некоторые, наоборот, заняли оборонительную позицию. Я не ожидал, что публикация книги вызовет споры между масонами, однако так все и было с самого начала. Поскольку уважаемые масонские ученые заявляли в своих печатных трудах, что происхождение и корни масонства совершенно неизвестны и что теории, вроде той, которая связывает масонство с гильдиями средневековых архитекторов и каменотесов, невозможно доказать, я считал, что еще одна теория будет встречена с благодарностью. Все оказалось совершенно наоборот. Многие нападали на меня, называя мое исследование “неглубоким” и просто безграмотно написанным. (“Заснуть можно!” — писал один из рассерженных читателей.)

Один разгневанный читатель даже потребовал от своей Исследовательской Ложи, чтобы “ Рожденные в крови ” были подвергнуты официальному порицанию и запрещены для чтения всем масонам. Меня порадовало, что Мастер ложи заметил ему, что масонские организации не имеют права приказывать своим членам, что им читать, а чего не читать. Кроме того, масонство не может и не должно принимать участие в компаниях по запрету любой книги. Ну что же, это только подкрепило мое мнение, уже сложившееся о масонстве.

Затем моему издателю прислал письмо Ричард Флетчер, исполнительный секретарь Ассоциации Масонских Служб, которому мы отправили рекламный экземпляр. Он был так добр, что указал нам на несколько фактических ошибок (которые были исправлены во втором издании), как то: членство президента Рейгана в Ордене было только почетным, соглашение между Великой Ложей Юты и Церковью Мормонов в 1984 г. носило другой характер и т. п. Флетчер сказал, что не все в моей гипотезе ему по нраву, но в конце он произнес фразу, которая буквально бальзамом пролилась мне в душу: “Господин Робинсон демонстрирует отличное понимание нашего дела, которое в наше время так редко встретишь...”. Это очень помогло мне тогда, пока я тонул в море противоречий и споров.

Я никогда не забуду первый положительный отзыв о моей книге в масонском журнале “ The Philalethes ” в колонке Аллена Робертса. Я уже знал господина Робертса как одного из самых известных масонских писателей, возможно, за всю историю масонства, и его статьи в газетах и журналах являются неопровержимыми доказательствами того, что он всегда высказывает свое мнение, популярно оно или нет. Я был очень рад прочитать его положительный отзыв и не преминул тем же вечером позвонить ему, чтобы выразить благодарность. То, что я изначально планировал как пятиминутный разговор, вылилось в получасовую беседу, положившую начало дружбе, которой я дорожу до сих пор. Аллен Робертс значительно укрепил меня в убеждении, что масоны — это честные и открытые люди.

Насколько они честны и откровенны, стало ясно для меня во время двух встреч, о которых я расскажу поподробнее.

Однажды мне позвонил человек, представившийся исполнительным редактором журнала “ Scottish Rite Journal ”, официального органа Южной юрисдикции Д.П.Ш.У. Звали его доктор Джон Беттье. Он сказал, что у него есть проблема, требующая решения, что он уже нашел это решение, но для его претворения в жизнь ему необходимо мое разрешение. Это меня уже удивило, но затем он рассказал, что их книжный обозреватель предложил им отрицательный отзыв на “ Рожденных в крови ”. С другой стороны, он постоянно получал письма от масонов-членов Шотландского Устава, в которых содержались похвалы книге. В итоге он решил опубликовать две рецензии: и положительную, и отрицательную. Доктор С. Брент Моррис, написавший отрицательную рецензию, уже согласился рассмотреть обе точки зрения. А что я об этом думаю?

Что я мог об этом думать? Я подумал, что только масонское издание могло так открыто подойти к решению непростой проблемы. Все знают, что рецензия на книгу или фильм отражает мнение только одного человека, но до этого никому нет дела. И вот нашелся редактор, которому до этого есть дело! Я с благодарностью согласился.

Двойная рецензия появилась в журнале “ Scottish Rite Journal ” под заголовком “Палец вверх — палец вниз”, насколько я знаю, в первый раз в журналистской практике.

Другое событие касалось издателей “ The Northern Light ”, ежемесячника Северной юрисдикции Шотландского Устава. Рецензия в этом журнале была резко отрицательной, но к тому времени я уже смирился с тем, что не могу понравиться всем и сразу. Жаль только, что тот, кому не понравилась моя книга, поделился своими чувствами с полумиллионом читателей.

Через несколько месяцев этот обозреватель отошел от дел, и его место занял новый молодой человек, Том Джексон, также Великий Секретарь

Великой Ложи Пенсильвании. Он тут же сообщил редактору, что хотел бы пересмотреть рецензию на мою книгу, потому что первая рецензия ему не понравилась и он с ней не согласен. Редко когда редактор соглашается приводить в своем журнале две рецензии на одну и ту же книгу. Тем не менее, разрешение было дано и в “ The Northern Light ” появилась вторая рецензия.

Происходило то, что я познавал новую черту масонства, душу и сердце этого братства, которую не познаешь, роясь в библиотечных книгах и пыльных архивах. Я встречался с людьми, для которых откровенность, доброжелательность и свобода самовыражения были жизненно необходимы. Вскоре я узнал много, много больше, следуя двумя путями. Во-первых, я смог общаться с тысячами масонов; во-вторых, я смог обсуждать масонство с общественностью по всей стране. Я следовал обоими путями одновременно, иногда они перекрещивались, но конечно главными были мои беседы с масонами.

Все началось, когда я заглянул в Масонский Храм в Цинциннати, чтобы оставить там экземпляр своей книги с автографом человеку, которому я был очень благодарен за то, что он предоставил в мое распоряжение обширную библиотеку Храма, когда я проводил свое исследование. Затем, когда мы возобновили наше знакомство, он представил меня своему начальнику, Х. Рэю Эвансу, секретарю Долины Цинциннати Д.П.Ш.У. (позже он стал Великим Мастером Великой Ложи Огайо). Мы втроем поговорили с полчаса, а потом господин Эванс задал мне вопрос, который открыл мне путь совершенно нового опыта: “А почему бы вам не выступить в четверг перед Долиной Цинциннати?”. Я с радостью согласился, не сказав, ему, правда, насколько я польщен и напуган предстоящим выступлением.

Эта встреча положила начало целой новой схеме работы, которая оказалась очень эффективной. Я говорил около двадцати минут, а потом стал отвечать на вопросы с места, критические замечания и комментарии. Именно тогда началось мое реальное масонское обучение. (Вспоминается древняя мудрость: “Ничему нельзя научиться, если держать рот открытым”.) Не успев стать писателем, я уже становился лектором.

Альфред Райс, заместитель главы руководства Д.П.Ш.У. для штата Огайо, присутствовал на этой первой встрече и в конце вечера пригласил меня выступить на следующей неделе перед Советом Освобождения Огайо, конвентом штата, в Янгстауне. Те, кого я встретил там, пригласили меня в Кливленд, Кантон и Стейбенвилл.

Как распространялись слухи, я не знаю, но вскоре я уже выступал перед самыми разнообразными масонскими организациями, от маленьких лож — по пять-семь членов — до командорств Рыцарей Храма, долин Шотландского Устава, Великих Лож. Самым памятным было приглашение Великого Мастера Великой Ложи Нью Джерси. Я встретился с ним на каком-то официальном приеме, и он вдруг спросил меня прямо в лоб:

“Что возьмете, чтобы приехать в Великую Ложу Нью Джерси?”

“Ну, во-первых, — ответил я, — я всегда выступаю даром... Во-вторых...”

“И всё! — перебил меня Великий Мастер. — Вы уже удовлетворили всем нашим требованиям”.

Мы рассмеялись, и началась еще одна прекрасная дружба.

Еще меня однажды пригласили принять участие в церковной службе. Это было в Вашингтоне, округ Колумбия, во время Третьего Конклава Великого Стана Рыцарей Храма. Затем, через несколько недель после возвращения в Вашингтон для выступления перед Великой Ложей округа Колумбия, меня просто поразили местные члены Братства, пригласив возглавить работу семинара на ежегодной конференции Великих Мастеров. Как будто и это еще не было достаточной честью для меня, они также пригласили меня возглавить работу конференций Южной юрисдикции Д.П.Ш.У. в Атланте, Канзас Сити и Денвере.

Конечно, главными для меня были не эти семинары в форме вопросов и ответов. Так же, если не больше, меня духовно обогатили встречи с сотнями и сотнями масонов в фойе, ресторанах и коридорах до и после этих встреч. Они делились со мной своими тревогами и идеями. Они объясняли, почему они не согласны с тем, что я говорил и выслушивали, как я пришел к тем или иным заключениям. Мы разговаривали с ними о проблемах символических лож, и я с удивлением узнал, что многие братья, занимающие руководящие посты в организациях штата, не переступали порога своих “голубых” лож по десять-пятнадцать лет. Они рассказывали мне о своих проектах в области благотворительности. И от них я узнал о масонстве больше, чем мог даже рассчитывать. (Кроме того, я учился брать с собой все меньше и меньше багажа. Ох уж эти длинные-длинные коридоры аэропортов...)

Опыт общения с общественностью по вопросам масонства пришел ко мне во время выступлений на радио и телевидении, когда зрители звонили прямо в студию, хотя началось все в моей собственной семье. Мой зять, зная, как я расстраиваюсь, видя, что газеты не обращают на меня внимания, решил взять на себя труд позвонить на местную радиостанцию и попросить пригласить меня в одну из их передач. Ведущий радиопередачи потом сказал мне, что всегда интересовался масонством, поскольку слышал о нем столько плохого, будучи учеником католического колледжа. Как только мы с ним вышли в эфир, слушатели буквально засыпали нас вопросами.

Многие масоны уверяли меня в том, что общественность в большинстве своем не интересуется масонством, поэтому нет смысла распространять знания о нем, ибо никто не желает о нем слышать. Не знаю, что заставило их так думать, но следующие месяцы доказали, что бытующее мнение о том, что общественность не заинтересована масонством, полностью, совершенно неверно. По мере распространения этих знаний я начал получать приглашения в теле- и радиопрограммы по всей стране. Практически все ее жители, казалось, интересовались масонством, а многие звонили в студии, чтобы выразить свое мнение на этот счет.

Не-масоны редко правильно понимают масонство, но вряд ли это может удивить. Единственное, что они зачастую слышат — это пламенные речи антимасонских проповедников, главная задача которых — продать побольше своих книг, аудио- и даже видеозаписей. Предрассудки — главный источник дохода таких проповедников, хотя обычно он ограничивается только кругом их ярых последователей. К счастью, думающей публики всегда больше, чем тех, кто избрал себе кого-то, кто за них будет искать истину и ей обладать.

Иногда пути общения внутри Братства и вне его пересекались. Когда я поехал выступать перед Великой Ложей Флориды, комитет по встрече организовал для меня участие в радио- и телепрограммах в Тампа. Затем я отправился на целый день в Денвер на открытие конференции глав Шотландского Устава, причем, одновременно, я выступал в утренней часовой радиопрограмме, а вечером — по телевидению; затем я отправился в Колорадо Спрингс, чтобы выступить в программе теленовостей, а потом провел пятнадцатиминутное интервью для “ Деловой волны ”, которое транслировалось на 80 городов. В конце этого “вещательного” дня у меня взяла интервью “ Rocky Mountain News ”. Это был трудный день, но за это время я смог подробно рассказать о клиниках расстройства речи, которые организовали масоны Шотландского Устава, и о прочих чудесных программах помощи детям, которые “родились” прямо здесь, в Денвере. Не представляю себе, сколько вообще людей прослушали и просмотрели мои интервью в тот день в этой стране, но больше я и слушать не хочу тех, кто говорит, что не имеет смысла рассказывать о масонстве людям, поскольку те просто не желают о нем слышать. Дело в том, что большинство людей слишком мало знает о нем, чтобы знать, хочет оно что-либо слушать о масонстве, или нет. Однако ему это интересно и оно желает слушать.

Что же касается того, что они могут сказать, и того мнения, которое могло у них сформироваться об Искусстве, а также что по этому поводу могут сказать сами масоны, — об этом и написана эта книга.

В первой ее части, в основном, рассматриваются связи Братства с общественностью через радио и телевидение, а также деятельность проповедников, которые мечтают о полном и окончательном уничтожении масонства. Вторая же часть — это результат моего общения с масонами, в основном, в ходе выступлений перед различными масонскими организациями, ради которых я только в 1992 году пролетел, в общем счете, около 75 000 миль.

В последней главе я суммирую свои исследования и чувства, которые я испытывал все эти годы, изучая франкмасонство в Америке.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Что такое “масон”?

Это очень простой вопрос, однако его очень часто задают на теле- и радиопрограммах. Обычно заранее выходит анонс, что, мол, выйдет передача “о масонах”. Начиная передачу, ведущий обычно говорит: “Ну что же, сегодня мы поговорим о масонах...”. А потом, когда слушатели начинают звонить в студию, кто-нибудь обязательно спрашивает: “А что такое ‘масон’?”.

А затем обрушивается поток вопросов, свидетельствующих об огромном общественном интересе к данному вопросу и огромной же нехватке информации.

“Какая разница между масонами и франкмасонами?”

“Часто говорят о масонах 32-го градуса. А бывают другие масоны?”

“Правда ли, что мне говорят, что члены “Святилища” (shriners) как-то связаны с масонами?”

“Кажется, мой дедушка был масоном. У него был мундир с перевязью для меча и шляпа с большим пером. Кем он был?”

“Кажется, они клянутся убить всякого масона, кто нарушит их клятву. Разве это не противозаконно?”

“Мой пастор говорит, что у масонов какая-то своя религия. А какая?”

“Почему масоны называют свои дома ‘Храмами’?”

“У нас тут рядом масонский детский дом... Туда принимают только детей масонов?”

“Почему масоны встречаются тайно? Они что, боятся, что люди узнают, чем они в действительности занимаются?”

“Что такое ‘масоны Принса Холла’?”

“Если я захочу стать масоном, что мне делать? Сколько это стоит?”

“Мой сослуживец сказал, что масоны поклоняются Сатане. Это правда?”

И эти вопросы можно приводить и далее, страница за страницей. У большинства людей нет даже рудиментарных знаний о масонском братстве, поэтому они становятся основной аудиторией тех, кто хочет дезинформировать их. Большинство общественных организаций испытывают постоянную нужду в связях с общественностью — как и правительства и государства, — но масонство по традиции считается закрытым обществом и не считает ни нужным, ни полезным афишировать свою деятельность и привлекать новых членов при помощи рекламы.

Эта традиция меняется со временем, однако централизованную информационную службу учредить достаточно трудно, поскольку не существует общенациональной масонской организации. Для того, чтобы всем было ясно, почему — коль скоро не все наши читатели являются масонами, — необходимо изучить административную структуру масонства в Соединенных Штатах.

Вне зависимости от того, какое именно положение в масонской структуре занимает тот или иной брат, он был посвящен в Орден в одной из “первичных организаций”, лож, которых в США более 13 000. Местные ложи называются “голубыми”, по причинам, затерявшимся во времени, но чаще их называют “символическими” ложами (этим термином я и буду пользоваться в данной книге). В символической ложе посвящают только в три степени: Ученика, Подмастерья и Мастера Каменщика. Пока член Братства не посвящен в Мастера, он не может претендовать на членство во всех прочих масонских организациях. Всего в мире около пяти миллионов Мастеров Каменщиков, и около половины из них живут в этой стране.

В остальном мире масонское братство управляется, в основном, одной организацией, вроде Объединенной Великой Ложи Англии. Американское масонство возросло во время Американской революции, в которой одновременно принимали участие 13 колоний, каждая из которых считала себя не провинцией, а отдельным суверенным государством. Когда колонии объединились в союз, положивший начало Соединенным Штатам Америки, они настояли именно на этом термине, подчеркивая свою независимость[1]. Честно говоря, между ними не было союза, а было содружество, созданное ради решения общих для них всех проблем. Данное соглашение было названо Соглашением Федерации, не придававшим особого значения какой-либо центральной власти. Точно таким же образом, франкмасоны во всех штатах пользовались всеми преимуществами самоуправления.

По мере того, как проявлялись слабости и негативные стороны конфедерации, все больше и больше голосов начали призывать к утверждению более сильной центральной власти. Через несколько лет результатом этой борьбы мнений стала Конституция Соединенных Штатов, принятая только после многих месяцев обсуждений, конфронтации и компромиссов, в основном, в связи с необходимостью для властей штата передать часть своих полномочий центральному органу.

Франкмасоны же предпочли ничего не менять в своей административной структуре, сохранив Великие Ложи в каждом отдельном штате и не создавая центрального административного органа. Великая Ложа в масонстве — это высший орган. Над Великой Ложей нет и не может быть никакого контроля и никакая Великая Ложа не имеет права приказывать другим Великим Ложам, что им делать и чего не делать.

Только один раз за всю историю Соединенный Штаты приблизились к созданию Генеральной Великой Ложи. В 1779 г., когда его армия стояла на зимних квартирах, масон Джордж Вашингтон получил обращение от “Американской союзной (военной)” Ложи, в котором его просили принять пост Генерального Великого Мастера Франкмасонов всей страны. На это дала согласие соседняя Великая Ложа Пенсильвании. Прими Вашингтон это предложение, — он непременно был бы назначен на этот пост и на настоящий момент существовала бы только Великая Ложа Соединенных Штатов Америки. Но коль скоро этого не произошло, в этой стране, скорее всего, уже не будет главной Великой Ложи, тем более что некоторые Великие Ложи активно выступают против любых и всяческих изменений древнего ритуала и статутов.

Великие Ложи в других странах мира тоже далеки от полного согласия друг с другом по всем вопросам. В большинстве случаев, разные Великие Ложи “соглашаются признавать свои разногласия” по многим вопросам церемониала или проведения собраний. Единственным дисциплинарным воздействием в случае решительного несогласия с ритуальной практикой какой-либо Великой Ложи является отказ со стороны других Великих Лож “признавать” ее. Обычно это означает запрет на посещение (посещение ложи масоном, посвященным в другой ложе или принадлежащим к другой ложе), а также отказ от проведения совместных мероприятий.

Например, в случае Великого Востока (и Великой Ложи) Франции в конце XIX века, причиной спора послужило заявление Великого Востока о том, что он собирается принимать в свои члены атеистов, а само по себе это противоречит одному из, наверное, самых основополагающих принципов масонства — членству в Ордене лишь людей, признавших, что веруют в Бога. В ответ на этот шаг Великий Восток был осужден и “отлучен” большинством Великих Лож Великобритании, Канады и США. Точно таким же образом была повергнута остракизму Великая Ложа Пруссии после ее заявления о прекращении приема в Орден иудеев. Берлин моментально пересмотрел свое решение, согласившись отказаться от своих предрассудков ради восстановления всемирного братского признания.

Этого признания ищут и разрозненные ложи и Великие Ложи, состоящие из темнокожих масонов, которые называют себя масонами Принса Холла, по имени основателя своего движения.

Принс Холл был свободным темнокожим, жившим в Бостоне, где он и четырнадцать его друзей были посвящены в масоны в 1775 г. в странствующей военной ложе № 441 Британского 38-го Пехотного Полка. Вскоре после их посвящения разразилась Революционная война и, по легенде, Принс Холл сражался в рядах армии восставших колоний. Война выгнала английский пехотный полк из Бостона, оставив в городе его темнокожих собратьев.

Английский полк и его ложа так и не вернулись в Бостон, а местные американские масонские ложи не собирались признавать своих братьев Принса Холла, так что в конечном счете Принс Холл решил испросить у Великой Ложи Англии хартию на ведение работ отдельной ложи для темнокожих. После многих проволочек эта хартия была выдана 29 сентября 1784 г., и по ней была учреждена “Африканская” Ложа № 459.

“Африканская” Ложа была неласково встречена прочими ложами Америки, кроме того ее дальнейшие отношения с Великой Ложей Англии также зашли в тупик. В конечном счете, она объявила себя независимой Великой Ложей (так же, как сделали американские Великие Ложи во время Революционной войны) и начала выдавать хартии на работы другим ложам для афро-американцев. Хартии она выдавала даже военным ложам, которые действовали в подразделениях темнокожих во время Гражданской войны (хотя о них никогда не упоминалось в многочисленных кино- и телефильмах, посвященным роли этих подразделений в войне). Масонство Принса Холла распространилось также и на высшие масонские градусы, как и “белое” масонство, которое объявило масонство Принса Холла “нерегулярным”, то есть непризнанным.

Когда я начал интересоваться масонством, я выяснил, что ни одна из Великих Лож не признает масонство Принса Холла, то есть между представителями этих двух видов масонства — “белого” и “черного” — не существует права взаимного посещения и они не могут соединить руки в братском рукопожатии. Именно этого и хотят масоны Принса Холла: не слияния, которое им не по нраву, а именно снятия статуса “нерегулярности”, который они рассматривают как расистский.

Времена меняются, и сейчас, когда я пишу эту книгу, уже восемь Великих Лож штатов распространили признание на масонство Принса Холла, равно как и две Великие Ложи Канады. Это все еще противоречивый вопрос, но многие, включая самих масонов, начинают привыкать к переменам. Ведь “Всемирное Масонство” — это очень важный вопрос поучения степени Мастера Каменщика.

По масонской традиции нельзя подняться “выше” степени Мастера Каменщика. Поэтому прочие масонские организации называются не “высшими”, а “дополнительными” степенями. Все они были созданы уже после того, как масонство появилось на свет в Лондоне в 1717 г., и некоторые из них действуют только в отдельных странах, иногда в одной только стране. Этих орденов, в которые допускаются все Мастера Каменщики, великое множество, но самые известные из них в США — это Шотландский Устав и Йоркский Устав.

В Йоркском Уставе существует система последовательных посвящений, после которых Мастер в конечном итоге посвящается в степень Рыцаря Храма (тамплиера). В Соединенных Штатах более 250 000 Тамплиеров Йоркского Устава. Еще большей популярностью пользуется система, носящая название Шотландского Устава, который представлен в этой стране двумя суверенными территориями. Северная юрисдикция охватывает пятнадцать штатов на северо-востоке США. Южная юрисдикция охватывает остальные тридцать пять штатов.

Эти ордена и уставы совершенно самостоятельны и ни Северная, ни Южная юрисдикции не имеют власти одна над другой. Каждая юрисдикция сама определяет особенности ритуалов посвящения в каждую из степеней, от четвертой до тридцать второй — самой широко известной среди не-масонов. Обе эти юрисдикции удостаивают своих членов и 33-й степени, но ее нельзя заслужить, выполнив определенную работу или выучив наставления; ей награждают только за выдающиеся заслуги. В Северной Америке около миллиона масонов Шотландского Устава.

Когда масон достигает Йоркской степени Рыцаря Храма или 32-й степени Шотландского Устава, он имеет право подать прошение о вступлении в Древний Арабский Орден Дворян Таинственного Святилища. В “Святилище” принимают также имеющих на это право масонов из Канады и Мексики. (Путем анаграммы английскую аббревиатуру “Святилища” (A.A.O.N.M.S.)[2] можно превратить в слово “ a mason ” — “масон”.)

“Святилище” было основано как организация, занимающаяся досугом масонов, и в итоге местные группы членов “Святилища” начали организовывать духовые оркестры, оркестры восточной музыки, ансамбли волынщиков, автомобильные патрули, мотоциклетные патрули, конные патрули и такие популярные в народе труппы клоунов “Святилища”, и это еще далеко не все. Со временем забота о собственном развлечении превратилась в нечто более серьезное, что привело к созданию двадцати двух больниц “Святилища” для детей-инвалидов, пользующихся всеобщей любовью и уважением. Эти больницы, как и популярные парады старинных автомобилей, цирки и то, что члены “Святилища” всегда носят в миру свои красные фески, сделали “Святилище” самым популярным видимым звеном масонской цепи в Соединенных Штатах. Не так явно видны масонские корни “Святилища”. Беседуя с масонами по всей стране, я н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.108 (0.015 с.)