Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однокомнатная квартира. Книжная полка, диван, стол,

Поиск

Илья Члаки

 

К А К Т Е Б Я З О В У Т?..

(монолог)

 

 

 

Однокомнатная квартира. Книжная полка, диван, стол,

Стулья, торшер, радио, висящее на стене.

 

- Мадам, мадам, мадам! Где вы, дорогая? Ну, давайте же, ей-богу, хватит прятаться! Черт возьми, выходите же! Мадам! Если вы сейчас же не появитесь, я... я не знаю, что сделаю! Так и знайте, я вас предупредил. Ну, милая моя!.. Ну, пожалуй­ста!.. Хорошо. Я понял. Хорошо. Давайте. Я согласен немного по­играть. Только договоримся твердо - немного. Договорились? О'кей. Что я должен делать? Да-да, я понимаю, искать. Шерше ля фам. Понимаю. Я уже ищу.

(Начинает искать. Загляды­вает за диван, под стол, стулья...) Куда же вы запропасти­лись? Все, стою. Понял. Я же не знал, я думал - просто искать. Что же мне взять?.. Шарф годится? Вот этот? Да ерунда, здесь мелкая дырочка, я ничего не увижу. Полотенце? За эстетикой мы не гонимся. Я молчал. Даже слова не сказал. Значит, поло­тенце... (Берет полотенце.) Такое сойдет? Аккуратненько скла­дываем, и вот так... Смотрите, честно сделано? А то потом бу­дете говорить... Я даже не вижу, что у меня под ногами. Туговато немного. Все же вы бы лучше проверили, чтоб потом ничего не говорить. Все, я начинаю. Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать. Кто не спрятался, я не виноват. (Он действительно ничего не видит, так что, несмотря на прекрасное зна­ние расположения предметов в собственной квартире, он спотыка­ется.) Ч-черт! Нет, это я не вам. А вы подумали... Как вы мог­ли? Чтобы я вам такие слова... (Спотыкается.) Ай!.. Чтоб тебе!.. Не вас, а этот стул или что это было. Никогда не думал, что у меня в комнате такое кошмарное количество вещей. А комнатка оказалась слишком маленькой. Ага!.. нет, это не вы. Я вас чуть не перепутал. Шутка. Какой же вы стул? Вы, дорогая моя, дале­ко не стул. Ах, если бы все стулья были такими... Ей-богу, не вставал бы, так и просидел бы всю жизнь. Ищу-ищу. Я думаю, нет, я даже уверен, что рано или поздно я вас найду. Согласны? Вот это, кажется, уже вы. Шучу. Знаю, что вы не торшер. Впро­чем, откуда я это знаю. Нет-нет, я сам с собой... Может, вы действительно, торшер. А я, например... Кто же я, если вы тор­шер? Какой-нибудь фонарь. Да ищу, ищу я. Дурацкая игра. Ма­дам, вы меня простите, но эти ваши жмурки!.. Глаза натерло. Я снимаю полотенце. К черту! Да здравствует свет! (Снимает поло­тенце.) Долой темное царство! Вот она, жизнь в красках! Чудо!

А вот и вы. (Включает торшер.) Вот я вас и нашел. Вы пря­мо светитесь, мадам. Знаете, я несколько устал от поисков. Не очень-то это приятно - вдруг оказаться в кромешной тьме. А если при этом еще искать... Конечно, вас искать - в радость, но если бы, ах, если бы на свету!..

Слушайте, мадам, только честно, вы в детстве не боялись темноты? Нет? А я боялся. Панически. Нет ничего хуже темно­ты. Так что, спасибо, что пришли. Своим присутствием вы освещаете мою комнату. Да не за что. Прямо скажем, хилый комплимент. Впрочем, такой же, как и мы с вами. Нет, это я сам с собой. Глупая привычка разговаривать с самим собой. У вас этого нет, я знаю. Напрасно, чертовски облегчает жизнь, если не с кем поговорить. Лучший собеседник, как известно, ты сам.

Ку-ку. Что это вы загрустили? Мадам, не надо грустить. Посмотрите вокруг и... "Не надо печалиться, пройдут дожди, пройдут дожди, надейся и жди".

Слушайте, я сегодня шел с работы и пел. По-настоящему пел. Все на меня смотрели, как на сумасшедшего. А мне - хоть бы что, иду себе и пою. Дурацкие песни пел.

Где работаю?.. Черт его знает, сам не понимаю. В какой-то организации. Не знаю, что она делает. Деньги, наверное. Ха! Точно. И я делаю деньги. Только не знаю кому. Ну да, ну да. Именно. С чего вы решили? У меня очень даже приличный оклад. Сами подумайте, в моем подчинении чуть ли не пятьсот человек. Я - левая рука директора. А правая - жулик один. Что - деньги, зачем они мне? Квартира меня и эта устраивает, кооператив строить не собираюсь. Зачем? Я ведь один. Так что мне даже слишком много платят. Ем я мало, в рестораны не хожу. Не люб­лю большого скопления людей, понимаете ли. Жены у меня нет и никогда не было, стало быть, детей тоже не имею...

Господи, совсем забыл! (Выходит из комнаты и сразу захо­дит с полевыми цветами в руках.) Цветочки! Специально для вас! Что, не нравятся? А-а, то-то! Полевые - это самые лучшие. Ню­хайте-нюхайте, вдыхайте аромат леса, аромат жизни! Покупать нужно только полевые цветы. "Поле, русское по-о-оле...".

Слушайте, мадам, а может, нам спеть? Вы любите петь? Ну,
давайте, давайте споем что-нибудь. Что бы нам спеть?.. Вот, по теме... (Поет.) "На земле весь род людской чтит один кумир священный..." (и т.д.). Мощная штука. Шаляпин поет, конечно, лучше, но ненамного. Что-что, а слух у меня есть. А может, вам оперетку исполнить? Какую-нибудь заводную!.. "Частица черта в вас заключена подчас и ваш коварный взгляд в душе рождает ад"!.. А сейчас - внимание - канкан! (Танцует.) Ох, ох!.. Ну, я дал! Ох!.. Это было ой-е-ей! Отдышаться не могу! Очень заводная штука! Как говорится, есть еще порох в порохов­ницах. Почти стихи. Ну ладно, гвоздь программы! Супертяжелый рок! Спокойно, мадам. Кому будет слишком громко, тот заткнет уши. Заводи, ребята! (Сначала он имитирует музыкальное вступление, подражает музыкантам, прыгает, пляшет, играя то на гитаре, то на барабанах, то на клавишных, затем поет, приду­мывая на ходу.) Я паренек крутой, поосторожнее со мной! Ох,

девки, я плейбой, а ну, пошли за мной! (И вновь музыкальная тема.)

Полный вперед! Я сам устал. Поражаюсь, как это можно вынести. Бедный зритель и бедные музыканты. Я в детстве на­учился играть на гитаре. У нас все ребята научились - блатные аккорды, что там уметь. Вот мы во дворе и тренировались. Мадам, я, с вашего разрешения, присяду, а то совсем... Сейчас я немно­го посижу и мы...

Слушайте, а интересно, почему вы не спрашиваете моего имени? Неужели вам не любопытно, как меня зовут? Вам неправиль­но показалось, я очень даже хотел представиться. А впрочем, давайте, действительно, без имен. Вы - мадам, а я... Да нет, я не утверждаю, что вы "мадам" в физиологическом смысле, откуда мне знать, я даже уверен в обратном, что вы "мадемуазель". Вы правы - абсолютно неважно. Хотя лично мне было бы приятней, если б вы оказались "мамзелью". Но... Значит, вы - мадам, а я... Я не буду "мусыю", не буду! Лучше я буду каким-нибудь "сэром". Ну и что? А я иностранец. Мы сидим с вами в роскошном ресто­ране. Едим. Вот здесь стоит салат. Чего только нет в этом са­лате: помидоры, огурцы, сладкий перец, всякая травка, немного лука, капусты - все это свежайшее, залито оливковым маслом, а сверху окроплено лимонным соком. Прикрыт салат всевозможны­ми фруктами - черешня, кусочки груш, яблок, ананасов, перси­ков, инжира...

Я так и знал, что вы это скажете. О'кей. Иду. Что прикажете? Креветки, омары, крабы? - Шпроты?! Хорошо. Хлеб черный, белый? - Белый?! Позвольте вам заметить, черный хлеб гораздо полезнее белого, кроме того, сегодня только черный. Чай, кофе? Вы правильно думаете – безусловно, чай полезней. (Достает банку шпрот, открывалку, две вилки, два ножа, две тарелки, хлеб.) Уверяю вас, вам не будет скучно, в нашем ре­сторане никто никогда... Какую музыку вы предпочитаете? Ага! (Включает радио.) У нас самое быстрое обслуживание. Прошу простить, я распоряжусь о чае. (Выходит, через секунды возвра­щается. Открывает шпроты.) О, это для настоящих знатоков, для истинных ценителей. Шпроты - божественная еда! Какой запах, а?! Нет-нет, я сам нарежу хлеб, (Режет хлеб.) Вы любите с маслом? Я тоже. (Мажет хлеб маслом, выкладывает несколько шпро­тин на тарелку, вилкой разламывает одну из рыб, протягивает воображаемой даме – торшеру.) Прошу вас. Нет-нет, только из моих рук. Кусайте, не бойтесь. (Сам, будто он — это "она", откусывает немного хлеба, затем съедает шпротин.) Ну? Вкусно, вкусно? Вы потрясающе едите! Нет, правда, мне очень нравится, я не смеюсь. (Кладет "ей" на тарелку несколько шпротин, а рядом уже надкусанный "ею" кусок хлеба.) Ешьте. Я тоже буду. Конеч­но. (Ест.) Такая простая, незамысловатая еда, а до чего вкус­но! Не правда ли? Я, признаться, проголодался. Дурацкая рабо­та, все время на ногах. Очень трудно быть начальником. А вы совсем не едите! Такой изысканный ресторан. Может, что-то другое попросить? Ах, вы поели дома... Жаль. Мне так нравится, как вы едите, как вы держите приборы, как откусываете...

Хорошая музыка. Знаете что? Пока наш чайник не закипел,

То есть, пока официант не принес чая, я хочу пригласить вас

На танец. Вы позволите? Благодарю.

 

Он танцует с торшером.

 

А вы хорошо танцуете... А я уже разучился. Так давно не танце-

вал... (Оставляет торшер и танцует с воображаемой партнер­шей.) Как хорошо!.. (Музыка кончается.) Ну вот, только я вку­сил всю прелесть танца с вами, как... Зачем мне нужны ее по­следние известия?! (Выключает радио.)

Мадам... садитесь (показывает "ей" на диван), и я... с ва­ми... У вас хорошая фигура... Мне так хорошо с вами... Не ухо­дите. Вы уйдете, а я так и не узнаю, как вас зовут. Нет-нет, не говорите, прошу вас, вы должны остаться загадкой, моей за­гадкой...

Красивые руки... (Целует "ее" руки.) Можно я... только не подумайте, я просто хочу... хочу прижаться к вам, слиться с вами воедино... (Судя по его движениям, "она" прикоснулась к его голове, гладит волосы.) Спасибо... ("Она" кладет его голову к себе на колени, он, как ребенок, поджимает ноги, за­крывает глаза.) Твоя рука излучает тепло, доброту... Я, ка­жется, влюбился... Смешно, правда? Но я... действительно, влюбился...

Неожиданно резко звучит звонок в дверь. Он вздра­гивает, вскакивает с дивана, замирает. Звонок по­вторяется. Он направляется к двери, чтобы открыть ее, но, не дойдя, замирает. И снова - длинный про­должительный звонок.

Небольшая пауза.

Он смотрит на диван.

 

- (тихо). Она ушла. Ты ушла. Ушла...

 

Небольшая пауза.

 

- Ты очень устала, мам? Я не знаю, почему у нас... все как-то... Ох... Слушай, давай пойдем в театр? А в кино? А хо­чешь, я тебе пирог испеку? Почему же у меня не получится? У меня обязательно получится, это будет самый вкусный пирог, какой ты когда-либо ела.

Что? О чем ты говоришь?! Я несчастлив?! Я?! Посмотри на меня внимательней - счастливее меня в мире нет! Нет, ты по­смотри на меня! А! Сильный, здоровый, молодой! Во мне столь­ко энергии! Не веришь?! А вот я возьму тебя на руки и донесу до дома! Что тогда скажешь?! Ну, держись! (Энергично прибли­жается к воображаемой матери.) Ага, поверила, то-то! В здоро­вом теле - здоровый дух! А отсюда - и образ жизни здоровый. Жениться? При чем здесь?.. Женитьба здесь вовсе ни при чем. Вот уж чего мне не надо, так это жениться. Успеется. Уверяю тебя, такой товар не залежится. Впрочем, может быть, и же­нюсь. Конечно, я тебя обязательно с ней познакомлю. Какая... Самая обыкновенная - в меру упитанная, стройная, соломенный цвет волос, красивая... в общем, тебе понравится. Очень добрая. Хотя доброта - это от хозяина. Какой хозяин, такой и пес. То же и с девушками. А станет злиться - ремнем. У меня система воспитания простая - чуть что не так и... Женщина, как известно, уважает силу. Бил. Уже раз сто, если не боль­ше. Поэтому и любит. Вчера... она пришла позже, чем мы дого­варивались, то есть я потерял лишние десять минут. Наказал

очень просто - бил ровно столько, на сколько опоздала. Теперь будет точной - уверен. Сложная это штука - воспитание. Вот когда окончательно ее воспитаю, тогда и женюсь. По-моему, это справедливо. Ты согласна, мам? Мне кажется, она на правиль­ном пути, и скоро, очень скоро она придет к желанному совер­шенству.

Так что все-таки с чаем?.. Посиди еще, мам, мы так редко видимся. Тебя проводить? Хорошо. (Выходящей матери.) Я завтра к тебе приду, обязательно приду. Приду, приду, приду... Н-да... (Подходит к окну, смотрит.) Старушка, совсем старушка...

Бе­рет книгу, садится на подоконник, пытается читать, не получа­ется, бросает книгу на пол.

Наверно, она скоро умрет...

Встает, надевает пальто, хочет выйти, но не выходит, идет к подо­коннику, смотрит в окно.

Парочка дурацкая!.. Что они крутятся здесь все время! Надоели как!.. (В закрытое окно.) Пошли отсюда! Что им тут нужно!.. (Берет со стола цветы, кидает в форточку и сразу ее закрывает.) Это от меня! Подарок к первой брачной ночи от наблюдателя. Цветы к надгробью невинности. Что вы здесь кру­титесь? Не лето ведь, прохладно. Ни к чему это не приведет. Идите, ребята, лучше по домам. А ты, девочка, цветочки возь­ми, они свежие. Ну, давай-давай, пошли отсюда! Идиоты! (Отхо­дит от окна.)

Ну что ж... Мальчики и девочки гуляют, черт бы их брал, а мы посидим дома. Все это скучно и неинтересно.

(Играет.) - Ах, как вы прекрасны!

- Ой, как вы милы!

- Вы просто чудо!

- А вы - прелесть!

- Я вас так, я вас так, я вас так!..

- Что?! Что "так"?!

- Ах, я не могу!

- Нет, говорите, говорите, что "так"?

- Я так, так!..

- Ну!..

- Не могу!

- Какая вы, право!

- Нет, я не такая!

- Тогда говорите!

- Сейчас, сейчас... Я так вас...

- Ну?!

- Ой!..

- Значит, вы, действительно, "такая"!

- Нет-нет, я совсем не "такая"! Я гораздо лучше!

- Не хоти­те говорить, тогда я вам скажу... Вы меня так... вы меня так, так вы меня!..

- Что?! Что - я вас?!

- Вы меня...

- Что?!

- Сами знаете.

- Нет, я не знаю. Ну, скажите, что - я вас?

- Вы меня... Ой!.. Вы... А-а, бог с ним, пошли в постель!

Тьфу! Козлы! Козлы. Ме-ме-е! Бараны! Бе-е! Ослы! Иа-иа! Псы вонючие! Гав-гав! Уроды, ублюдки, твари, скоты, мерзавцы, быдло, суки, падлы, засери, зассыхи, говню­ки! Блевотина - а-а-а! А-а! Ах ты, сволочь! На тебе, на! По­лучи, гад, на еще, на, на!.. Убью! Убью, сволочь! (Кидается на подушку, начинает ее душить.) Задушу! Сдохни, сдохни ско­тина!.. Ну, ну!.. (Бросает подушку.)

Ну и дурак!

- Кто?

- Ты!

- Да, действительно, не умен. Что поделаешь, коли таким родился. (Начинает "валять дурака" - встает на голову, ползает по-пластунски, показывает рожи и т.д..) Не всем же рождаться умными, кто-то должен и... Кстати, чтоб ты знал, сейчас слишком много умных. Понимаешь, дураков должно быть больше, а их меньше, и страдают от этого только умные, потому что на фоне умных - все дураки, а на фоне дура­ков - кто ж не умный. Так что ощущается большой дефицит дура­ков. Жаль, что ты такой умный, впрочем, тебе же хуже. Захочешь поглупеть - приходи.

(Оказывается около торшера.) Ах ты, девочка моя!.. Красоточка! Куда ж ты ушла, глупая? Куда сбежа­ла? От кого, от такого мужчины, как я? Нехорошо, нехорошо, хо­рошая моя, оскорбительно. Вернись, вернись ко мне и никогда не уходи. Поняла? Где же ты? Ау! Видишь, я тебя опять ищу. И хоть без полотенца на глазах, а все равно найти не могу. Куда ж ты подевалась? Слушай, а у меня была мама. Моя мама. Пред­ставляешь, как только ты ушла, пришла мама, а не успела уйти она, как появилась ты. Мне это нравится. То, что меня ни на минуту не оставляют одного. Папа? Почему? Папа у меня тоже есть, но он не приходил. Он вообще редко приходит, так редко, что я не помню, как он выглядит. Мужской голос? Не знаю, не помню... (Смотрит на подушку.) А-а, был тут один. Не знаю кто он, ей-богу. Все время ходит за мной, преследует меня. Он не дает мне жить. Стоит мне остаться одному, и он тут как тут. Я хотел его убить, но... не могу с ним справиться. В тот мо­мент, когда смерть его уже близка, он исчезает, перестает су­ществовать. Ты меня сбила... Ах да, мама... Мама у меня - замечательный человек. Кто? Никто, пенсионерка. А ты кто? То­же никто. Ерунда все это - кто да что. Разве в этом дело? В чем? Ни в чем. В том, что она моя мать. Нет, я не хотел ухо­дить. Очень холодно, поэтому и в пальто. Ты зря так думала. Зачем мне идти к маме, если она только что была у меня? Просто холодно.

Может быть, и надо было побежать, догнать... Не мог. Что-то держало меня. Не могу я! Все меня раздражает! Весь мир раздражает! Я сам себя раздражаю. Люди... Плохой я сын. Просто сволочь какая-то. Горба­того и могила не исправит. Ладно...

Между прочим, мадам, чайник давно вскипел. Прикажете подать? Слушаюсь. (Наливает чай в две чашки.) Сегодня мне на ра­боте кто-то рассказал, по телевизору сообщили, как один му­жик грабанул церковь, как следует грабанул - иконы, всякую утварь, предметы, серебро, золото... Ничего необычного. Только мужик этот оказался верующим, больше того, был крещен именно в этой церкви. Смех, да? Ты верующая? А я - нет. Ни во что не верю. Думаю, и ты не веришь. Думаю, никто не верит. Рели­гия - опиум для народа. Кто сказал? Классик, знать надо.

Я в болтовню верю. В болтовню-в болтовню. Со мной дурак какой-то все время разговаривает. Пойди туда, пойди сюда. Я ему объясняю: не хочу ходить. Ни туда, ни сюда. А он, пойди, говорит, и все. Приходится идти. У тебя нет такого дурака? Он у всех есть. Такой противный. Отвратительный тип. Мне ка­жется, это все из-за него. Из-за них. Он же не один действу­ет. Их там много, целая куча. И все мерзавцы. Один говорит: делай это, другой - делай то, третий - вообще ничего не делай... А первый опять – делай это, другой – делай то... А ты, как последний тупи­ца, то начинаешь одно, то берешься за другое, то вдруг все бросаешь и ни черта не делаешь. Не знаешь таких ребят? А чего тогда ушла? Мама тут ни при чем. Они тебе сказали - уходи - и ты пошла. А маме они велели прийти, она и пришла. Но ни ма­ма, ни ты, ни даже я здесь ни при чем. Бараны. Мы бараны. Что хочешь с нами, то и делай. Баранам бог не нужен.

Я часто спрашиваю себя - зачем я это делаю? Какая разни­ца - что? Все, что угодно. И не могу себе объяснить. Вот скажем, почему я сегодня не пошел на работу? Знаешь? Не знаешь. А я знаю. Неохота. Не-о-хо-та. Думаешь, мне неохота? Им. И я остаюсь дома. Баран. И мозги мне да­ны только для подчинения. И тебе. И президенту Соеди­ненных Штатов Америки. Он такой же баран, как и мы с тобой. Только президент. Делает вид, что... а на са­мом деле... У баранов, чтоб ты знала, мозги бараньи. Так что, как ни старайся, все равно пойдешь куда на­до, при этом будешь считать, что идешь куда хочешь. И считать так будешь по той же самой причине. Пото­му что баран.

Небольшая пауза.

 

- Безлунная и беззвездная ночь сегодня. Осень. Ночь. Я

люблю и то и другое. Осень - лучшее время года для меня, а ночь - лучшее время суток. Я готов поменять ночь на день, что скоро и сделаю. Уволюсь со своей работы, наймусь куда-нибудь сторожем, чтобы ночь работать - день отдыхать. Ночью восприятие лучше. Видимо, оттого, что суеты нет, людей, глу­пой, суматошной жизни. Нет, мне нужна только ночь. Зачем мне чужие люди? И друзья не нужны. Тем более, что их у меня нет. Наверно, и не было никогда. Меняю своих врагов и своих дру­зей на то, чтобы не видеть их, на ночь. И ты меняешь. Твой друг - я, твой враг - я. Я буду для тебя всем. А ты для меня. Ночь, ты и я. И никаких фонарей с аптеками. Только ночь, я и ты. Иди ко мне. Хотя нет, стой там.

 

Конец.

Москва, 1990

 

 

© И. Члаки

По всем вопросам, связанным с любым использованием текста пьесы обращаться к автору по адресу: chlaki@yahoo.de

Илья Члаки

 

К А К Т Е Б Я З О В У Т?..

(монолог)

 

 

 

Однокомнатная квартира. Книжная полка, диван, стол,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.011 с.)