Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интроекция, первичная идентификация, проекцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ортодоксальное определение. Первое суждение эго касается съедобности или несъедобности объектов: соответственно следует заглатывание или выплевывание. Интроекция – дериват первого образа действия, проекция – второго. На ранней стадии развития эго все доставляющее наслаждение воспринимается как принадлежащее эго (что следует заглотать), в то же время все болезненное воспринимается как не принадлежащее эго (что необходимо выплюнуть). Первоначально поэтому интроекция, или инкорпорация, является оральным механизмом, предназначенным для инстинктивного удовлетворения. В последующем, когда ребенок уже не чувствует величия, оральная интроекция могущественного взрослого служит средством возобновления этого чувства. Еще позднее, когда инкорпорация видится как разрушение независимого существования другого человека, механизм функционирует жестоким образом в качестве исполнителя деструктивных влечений. Здесь неплохо попытаться разъяснить термины: "интроекция", "инкорпорация" и "идентификация". Интроекция и инкорпорация обычно используются как синонимы; в таком смысле некоторые используют и термин "идентификация". Однако под идентификацией принято иметь в виду тип отношения к объектам, другими словами, скорее состояние, чем процесс. Таким образом, оральная интроекция считается осуществлением "первичной идентификации". Интроекцией, или инкорпорацией, достигается состояние идентификации. Первичная идентификация связана с первичным отношением к объектам, в то время как вторичная идентификация является более поздним ее повторением. Проекция зарождается в качестве способа избавления от боли посредством приписывания неприятных стимулов внешнему миру. Она противоположна интроекции: вместо восприятия эго как имеющего характеристики объекта, окружение воспринимается как имеющее характеристики эго. На ранних фазах развития механизм может функционировать без труда. В последующем, если он играет большую роль, то серьезно нарушается чувство реальности. Архаическую, по существу, природу проекции иллюстрирует ее выдающаяся значимость в анимистических мифологиях (см. прим. 11). Определение Клейн. Действия интроекции и проекции на первом году жизни описываются Клейн (53, с. 200) следующим образом: "В дополнение к опыту удовлетворения и фрустрации в результате воздействия внешних факторов различные эндопсихические процессы – прежде всего интроекция и проекция – играют роль в двойственном отношении к первичному объекту. Младенец проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей (хорошей) груди; он проецирует свои деструктивные импульсы вовне и приписывает их фрустрирующей (плохой) груди. Одновременно посредством интроекции хорошая грудь и плохая грудь упрочиваются во внутреннем мире.* Таким образом, картина объекта, внешнего и внутреннего, искажается в разуме ребенка его фантазиями, которые связаны с проекцией побуждений на объект. Хорошая грудь – внешняя и внутренняя – становится прототипом всех помогающих и удовлетворяющих объектов; плохая грудь делается прототипом всех внешних и внутренних преследующих объектов. Различные факторы, способствующие удовлетворению младенца, такие, как устранение голода, удовольствие от сосания, свобода от дискомфорта и напряжения, т.е. от деприваций, и ощущение себя любимым, – все это атрибуты хорошей груди. Наоборот, все фрустрации и дискомфорт приписываются плохой (преследующей) груди". * "Первые интроекцированные объекты формируют сердцевину супер-эго. По моему мнению, супер-эго зарождается с первыми процессами интроекции и строится из "хороших" и "плохих фигур, которые интернализовались, соответственно при любви и ненависти, на разных стадиях развития и постепенно ассимилировались и интегрировались эго". Отрицание Отрицание является очень примитивным механизмом, который считается столь же древним, как и чувство боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода дополнением к галлюцинаторному выполнению желаний. В известном смысле этот механизм равносилен закрытию глаз на реальное положение дел. Наподобие проекции, отрицание представляет нормальную фазу в развитии эго младенца, но яркая его выраженность в более позднем возрасте указывает на прогрессирование психического заболевания. Отрицание и реальность несовместимы, поэтому, когда улучшаются восприятие и память, отрицание затрудняется. Фиксация и регрессия Ортодоксальные концепции. Два других механизма, действующих на первом году жизни, – это фиксация и регрессия. Психосексуальное развитие никогда не совершается полностью, так как сохраняются характеристики низших его стадий. Нарушения в развитии могут вызвать задержку на любой стадии, что называется "фиксацией". В результате этих нарушений сохраняется ряд характеристик ранних стадий, которые в последующем будут проявляться при возникновении трудностей. Возвращение к поведенческим проявлениям ранних стадий носит название "регрессии". Таким образом, фиксация и регрессия комплементарны. Чем сильнее фиксация, тем более легко при затруднениях происходит регрессия. Согласно Фенихелю (18), фиксации способствуют малоизученные конституциональные факторы и особенности переживаемого опыта (см. прим. 12). К фиксации приводят переживания следующего характера: Наиболее распространенная причина заключается в одновременном удовлетворении инстинктивного влечения и потребности в безопасности, другими словами, когда инстинктивное удовлетворение уменьшает тревогу. Примером, предрасполагающим к оральной фиксации (имеет место в этом периоде), является предоставление ребенку бутылочки с молоком когда бы он ни захотел, даже посреди ночи. Стадия преодолевается с неохотой из-за сверхпопустительства в удовлетворении потребностей. Сильная фрустрация или депривация, приводящие к тому, что потребность в удовлетворении принимает затяжную форму. Чередование чрезмерного удовлетворения с чрезмерной фрустрацией. Неожиданный переход от чрезмерного удовлетворения к выраженной фрустрации. В результате фиксации происходит задержка в развитии. Оральная фиксация, возникающая на первом году жизни, связывает большое количество либидо, в результате становится невозможным адекватное преодоление трудностей на других фазах. Регрессия на первом году жизни является только предтечей последующей формы регрессии, которая представляет собой вид защиты. В младенчестве регрессия имеет отношение к регулярной трансформации функционирования психики, сопровождающей ежедневный цикл пробуждения и бодрствования (см. прим. 13). Представления Клейн. Мелани Клейн связывает фиксацию и регрессию с инфантильной тревогой. С ее точки зрения, деструктивные влечения ребенка на оральной и анальной фазах сопровождаются тревожной депрессией и страхом преследования, и это служит основной причиной фиксации либидо. Таким образом, фиксация понимается отчасти как защита против тревоги. Регрессия имеет место в результате неспособности либидо справиться с деструктивными влечениями, и фрустрация вызывает тревогу. Интроецированные объекты и супер-эго играют существенную роль в процессе регрессии. Клейн (53, с. 222-223) суммирует сложную функцию тревоги в следующем пассаже: "На либидное развитие, таким образом, на каждом шагу влияет тревога. Тревога приводит к фиксации на прегенитальных стадиях и способствует регрессии к ним. С другой стороны, тревога и вина усиливают либидные желания и стимулируют развитие либидо, так как удовлетворение либидо уменьшает тревогу и компенсирует стремление к возмещению. Тревога и вина поэтому то тормозят, то содействуют развитию либидо. Варианты существуют не только между индивидами, но и у отдельного индивида, в соответствии со своеобразием соотношения внешних и внутренних факторов в данный момент". ЗАКЛЮЧЕНИЕ Согласно ортодоксальной психоаналитической теории, новорожденный ребенок не осознает внешнего мира и испытывает только изменения напряжения в собственном состоянии. Эго начинает функционировать, когда возникает желание удовлетворения из внешнего мира. Считается, что различение между собственной личностью и окружением происходит в контексте попустительства и депривации, при этом для развития необходима некоторая депривация. Самоуважение, одно из достояний эго, первоначально регулируется получением питания, магический источник кормления позволяет младенцу ощущать величие. Позднее следует период пассивно-рецептивного господства, при котором младенец разделяет недавно обнаруженное величие взрослых, побуждая их выполнять свои желания. По мере роста ребенка ранние формы поиска удовольствия в чистом виде постепенно замещаются принципом реальности – способностью замещать сиюминутное удовлетворение будущими благами. Мелани Клейн отклоняется от ортодоксальной теории и постулирует активное функционирование эго и супер-эго в течение первого года жизни. Ее теории опираются на предположение о выраженных бессознательных фантазиях в этот период. Салливан, из неофрейдистской школы, описывает первый год жизни в аспекте прототаксического модуса. Первоначально младенец знает только сиюминутные состояния, не ориентируется во времени и месте, воспринимает мир только в понятиях "хорошего" и "плохого". В отношении психосексуального развития ортодоксальная теория изображает младенца как "полиморфно перверзного". Считается, что на ранней орально-пассивной стадии сексуальный инстинкт выражается в акте сосания. Вскоре младенец обнаруживает удовлетворение от сосания независимо от ситуации кормления, поэтому первую психосексуальную цель представляет аутоэротическая стимуляция слизистой рта. Позднее прибавляется желание инкорпорации людей и предметов. Окружающие рассматриваются в фантазиях об инкорпорации прежде всего в качестве пищи или поставщиков пищи, фантазии часто сопровождаются оральными страхами, наподобие страха оказаться съеденным. Второй этап оральной стадии, начинающийся с прорезывания зубов, является садистским: ребенок кусанием мстит за фрустрацию. Клейн описывает широкий ряд сексуальных и агрессивных фантазий первого года жизни, включая эдиповы влечения, желание инкорпорировать отцовский пенис, желание разрушить тело матери и т.д. Для Юнга самая ранняя фаза характеризуется почти исключительно питанием и ростом. Предполагается, что связью между функцией питания и позднейшей сексуальностью служит ритмическая активность. Неофрейдисты минимизируют эротический компонент и подчеркивают роль культурных факторов в особенностях кормления. Эриксон стоит ближе к ортодоксальной позиции, он добавляет понятия зон и модусов. На ранней стадии преобладают оральная зона и инкорпорирующий модус. В области межличностных отношений ортодоксальная теория прослеживает переход от вещей, приносящих удовлетворение, к различению вызывающих доверие и чуждых впечатлений и, наконец, к узнаванию матери как целостного объекта. Понятие амбивалентности вводится на орально-садистической стадии, когда периоды наслаждения единением с матерью сменяются стремлением атаковать ее вследствие фрустрации. Клейн утверждает, что мать, вероятно, существует в качестве целостного объекта с самого начала, но в неясных очертаниях. Она подчеркивает страх ребенка перед потерей любимого объекта. Салливан сосредоточивает свое описание ранних отношений на процессе эмпатии – особой невербальной, эмоциональной коммуникации между родителем и ребенком, наиболее сильной между шестью и двадцатью семью месяцами. Психологические механизмы, используемые на первом году, включают интроекцию, проекцию, отрицание, фиксацию и регрессию. Интроекция, основанная на глотании пищи, первоначально служит инстинктивному удовлетворению, позднее – восстановлению величия и еще позднее – разрушению ненавистного объекта оральной инкорпорацией. Проекция ведет происхождение от выплевывания неприятного и подразумевает приписывание болезненных стимулов внешнему миру. Отрицание тоже очень примитивный механизм, означающий избегание неприятной реальности путем простого закрытия глаз на нее и притворства, что она не существует. Фиксация и регрессия связаны с ненормальным сохранением ряда характеристик более ранних стадий и с предрасположенностью возвращения к ним в случае трудностей. Все механизмы, действующие на первом году жизни, являются предшественниками защитных механизмов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.007 с.) |