Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полнометражного игрового фильма

Поиск

Андрей Житков

СЦЕНАРИЙ

ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ИГРОВОГО ФИЛЬМА

«ВОЛШЕБНЫЙ СТРЕЛОК»

(название условно)

ХРОНИКА.

По рельсам паровозcо звездой тянет состав.

Мимо проплывают послевоенные развалины: одиноко стоящие закопченные печи без домов, остовы зданий… полуразрушенные церкви и колокольни.

Но вот мы видим людей, который вышли на массовый субботник и расчищают площадь из-под завалов.

А там уже и новый дом строится…

Состав дает протяжный гудок.

ОБЩИЙ ВАГОН. ИНТ. ДЕНЬ.

Август 1946 года.

Пожилой Проводник идет по пыльному, в клубах сизого папиросного дыма проходу общего вагона, который покачивается и гремит на стыках.

проводник

Поречье, Поречье! Одну минуту стоим!..

А состав уже замедляет ход, скрипит тормозами. Проводник проходит мимо отсека, в котором лейтенант (Вячеслав Смолич) в выцветшей и заштопанной походной форме торопливо завязывает узел на вещмешке, а его попутчик – бухгалтерского вида мужчина в задрипанном пиджачке и треснутых очках сует ему в руку кружку с мутной жидкостью.

попутчик

Славик, по последней, за нашу Великую победу.

За столом, застеленном газетами, также сидит кудрявая Женщина (в перманенте) и мальчишка лет десяти с надкусанным вареным яйцом в руке (пацан чем-то похож на бухгалтера). На столе почти пустая бутыль самогона, бутерброды с салом, картошка в мундирах, разрезанная луковица, скорлупа от яиц.

женщина

Ешь-ешь, не смотри!..

Мальчишка жует яйцо, с трудом глотает.

проводник

(недобро глянув на собутыльников) Поречье!.. Одну минуту стоим!

Он проходит дальше.

вясеслав смолич

За Победу – дело святое.

Смолич и Попутчик звонко чокаются кружками. Пьют, шумно и с трудом глотая. Тоненькая струйка стекает по подбородку Смолича, по шее за расстегнутый ворот мундира. А состав уже останавливается. Смолич со стуком ставит пустую кружку на стол.

попутчик

Дай-ка я тебя!..

Попутчик обнимает Смолича, пьяно тычется губами в его плохо выбритую щеку.

женщина

Алесь, ну, проедет же человек!

Попутчик отстраняется от Смолича, часто моргает. Смолич хватает со стола портсигар, сует его в карман, закидывает на плечо вещмешок, надевает фуражку.

смолич

Ну, счастливо вам доехать!

И спешит по проходу к тамбуру. Но Попутчик нагоняет его сзади, сует в руку половинку луковицы.

попутчик

Закуси, начальство же…

Смолич на ходу жует луковицу, морщится, а Попутчик отстает, поднимает очки на лоб, смахивает слезы.

попутчик

(вслед) Будем жить, лейтенант!Теперь будем жить!

Смолич выплевывает ошметки луковицы в открытое окно, на ходу застегивает крючки мундира на горловине, поправляет фуражку, подставляет ладонь ко рту и дует на нее, проверяя «выхлоп».

Слышен паровозный гудок.

И тут навстречу ему по проходу прет толстая баба с объемистым и грязным мешком.

толстая баба

Прабачце, пан афіцэр!

Смоличу приходится вжаться в стенку, но грязный мешок все равно шоркает о его мундир, оставляя на груди грязный черный след. А состав уже трогается.

смолич

Да чтоб тебя!..

Смолич устремляется в тамбур.

ТАМБУР. ИНТ/НАТ. ДЕНЬ.

Поезд набирает ход. Проводник стоит в дверном проеме с флажком. Выскакивает Смолич.

смолич

Батя, пусти!..

Проводник суетливо вжимается в дверь, и Смолич на ходу сигает из тамбура..

проводник

(стучит ребром ладони по шее и кричит вслед) Вот вы где у меня, победители!

СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ. ПЕРРОН. НАТ. ДЕНЬ.

Смолич на краю перрона пытается счистить грязную полосу с мундира и одновременно оглядывается по сторонам, явно кого-то выискивая взглядом. По перрону мимо него в сторону…

СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ. НАТ. ДЕНЬ.

… привокзальной площади, где стоят две подводы и мотоцикл с коляской…

СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ. ПЕРРОН. НАТ. ДЕНЬ.

… спешат женщины, дети, старики с узлами, мешками, чемоданами… И буквально через мгновение лейтенант остается на перроне один. Он снова оглядывается, недоуменно хмыкает, смотрит в сторону площади

трясун

(за кадром) Лейтенант!..

Смолич оглядывается и видит мужчину во френче, галифе с лампасами и хромовых сапогах (с первого взгляда военный и военный – только без знаков отличия!), который спешит к нему, поскрипывая сапогами и широко улыбаясь.

трясун

Дорогой ты мой! А язаждался тебя!

смолич

(глянув на «пустые» плечи без погон и отдавая честь)… Тащ начальник, разрешите представиться по случаю…

трясун

Ладно, ладно, ну что ты, фронтовик?.. Давай без устава!..

Он порывисто обнимает опешившего Смолича, похлопывает по спине.

трясун

(бормочет) Как я рад, как я рад!..

СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ. НАТ. ДЕНЬ.

Первым с привокзальной площади отъезжает мотоцикл, потом подводы с приехавшими.

СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ. ПЕРРОН. НАТ. ДЕНЬ.

трясун

(продолжая обнимать Смолича) Мы с тобой, Павлуша, такие горы свернем.

смолич

(отстраняясь) Простите, я не Павлуша, я Смолич, Вячеслав.

трясун

Ой!.. (делая шаг назад) Обмишурился, что ли?

смолич

Выходит так.

трясун

Ну, извини. Не, нувылитый просто… И нос, и рот… А глаза?.. (прищурившись) Сейчас вот вижу, что нет, неПавлуша… Погоди, а кореш мой где?.. Не дождался?..

Он резво припускает в сторону привокзальной площади.

трясун

Извини, лейтенант.

Смолич качает головой, глядя вслед мужчине во френче, усмехается.

смолич

Бывает.

Он достает из форменных брюк коробок спичек лезет в тот карман, куда положил портсигар. Но карман пуст. Он шарит по другим карманам - все нервней, лихорадочней, быстрее.

смолич

Че-ерт!..

Смолич бросается в сторону площади.

ПОРЕЧЬЕ. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ. НАТ. ДЕНЬ.

На общем плане мы видим лейтенанта Смолича, который стремительно выскакивает на площадь, бросается к одинокой бабке, что сидит на узлах у станционной стены. Что-то спрашивает у нее. Бабка пожимает плечами...

Смолич со всех ног бежит вдоль здания станции, глядя в окна, на ходу яростно выдергивая из потайного кармана «Вальтер». Скрывается за углом… Бабка, увидев такое и громко охнув, снимается с узлов, подхватывает их и, переваливаясь с ноги на ногу, поспешно ковыляет в другую сторону…

Несколько мгновений площадь пуста, потом взопревший и раскрасневшийся от бега Смолич выскакивает из-за угла, растерянно оглядывается по сторонам, в ярости –наотмашь швыряет вещмешок о землю. От удара поднимается густая пыль, в мешке что-то звонко брякает, а в следующее мгновение раздается механическая мелодия немецкой музыкальной шкатулки: ««O, dulieberAugustin, Augustin, Augustin, O, dulieberAugustin, allesisthin».

ДВОР РАЙОТДЕЛА. НАТ. ДЕНЬ.

Смолич с вещмешком на плече заходит во двор. Во дворе стоит «полуторка» без правого переднего колеса (ось полуторки покоится на стопке битых кирпичей). Смолич поднимает взгляд на покоробившуюся фанерную табличку на крыльце возле открытой входной двери. «ПОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БЕЛОРУССКОЙ ССР», смотрит на мешки с песком, которыми обложено здание. Со вздохом поднимается на крыльцо…

ЛУГ. НАТ. ДЕНЬ.

Луг пуст, только ветер шумит, пригибая высокие не кошенные травы. Но вот слышен топот копыт. Показывается конник - спиной к нам – он резво скачет в сторону перелеска. Поперек седла впереди всадника на животе лежит женщина (Кассирша) в деловом костюме - черная юбка, жакет, белая порванная на груди блузка, чулки, лакированная черная туфля только на одной левой ноге. Женщина жалобно скулит, ее нос разбит, и кровь каплет на «играющий» при беге бок лошади…

В кадре появляется второй конник, он тоже скачет к перелеску. К его седлу приторочена веревка, которая тянет за собой брезентовую волокушу, к которой прикреплен сейфовый ящик. Ящик погромыхивает и позвякивает на кочках. Внутри него «бултыхается» что-то тяжелое.

Но вот грохает выстрел, и тот всадник, что везет ящик на волокуше, вздрогнув всем телом, валится вниз, но с коня при этом не падает – его правая нога в закрутившемся стремени не дает ему этого сделать. Всадник, утонув верхней частью туловища в высокой траве и болтая левой ногой, продолжает нестись вместе с лошадью…

Теперь мы видим десяток конников (кто в милицейской форме, кто по гражданке), которые преследуют этих двоих. Впереди несутся двое - капитан (Петр Крикунов) и Замполит (Елизар Кислевский). Замполит из винтовки целится в того конника, что везет женщину. Но Крикунов хлещет нагайкой по стволу.

крикунов

Елизар, не дури, кассиршу подстрелишь!

Он вырывается вперед, нагоняет коня с волокушей и, выхватив длинный финский нож, одним ударом рубит веревку. Конь с висящим в стремени всадником несется дальше. А второй конник, со скулящей Кассиршей, уже заскакивает в лесную чащу…

И в следующее мгновение из чащи на луг - как по команде – разом вырываются с десяток разношерстных всадников (с обрезами, винтовками, ружьями, шмайссерами – часть банды Рыся). Они, с диким гиканьем и воплями, несутся в атаку - прямо на отряд Крикунова.

Конь с убитым всадником в стремени, разворачивается и бежит вслед за несущимися в атаку товарищами.

Но вот противники сошлись на расстояния прицельного выстрела.

крикунов

Огонь!

Гремят нестройные выстрелы, множимые эхом. С обеих сторон падают по двое всадников.

крикунов

(обернувшись к своим) Стрелять прицельно!.. Патроны беречь!..

Два отряда скачут навстречу друг другу, дико вопя.

замполит

Ура-а!..

милицонеры

(подхватывая) Ура-а-а-а-а!..

И снова гремят выстрелы. И еще двое бандитов и один милиционер падают с лошадей.

Крикунов и Замполит скачут бок о бок.

крикунов

(кричит Замполиту) Прикрой!.. Кассиршу увезут!..

замполит

Давай!..

Замполит разворачивает коня, стреляет несколько раз из пистолета, не давая бандитам прицельно выстрелить в несущегося во весь опор к перелеску Крикунова.

Но вот у Замполита кончаются патроны – курок «холосто» щелкает.

И тут Замполит видит, как один из бандитов, приостановив коня, тщательно целится в Крикунова из револьвера.

замполит

(рыча от досады и бессилия) А-йя!..

Но в этот момент милиционер Лучишин, подскочив к бандиту, выхватывает палаш и… отрубленная рука бандита, сжимающая револьвер, падает в траву…

ПЕРЕЛЕСОК. НАТ. ДЕНЬ.

Капитан Крикунов, пригнувшись, скачет по перелеску, всматривается в пространство между деревьями, пытаясь обнаружить похитителя. Звуки боя удаляются, выстрелы становятся реже.

Впереди пустой, пустынный лес. Только дятел стучит, да одинокие пичуги щебечут.

Вдруг сзади раздается слабый стон. Крикунов резко оборачивается, одним движением выхватывает из расстегнутой кобуры пистолет. В корнях дерева полулежит, полусидит бледная Кассирша – ее губы и подбородок в крови.

крикунов

Где он?

кассирша

(шепчет) Спаси-те…

Еще раз оглядев пустынный лес, Крикунов спешивается, садится на корточки перед кассиршей.

крикунов

Что с вами?

кассирша

Умо-ляю, спаси-те…

Крикунов пытается поднять женщину, обхватив ее за талию. Вдруг резко отдергивает руку (словно укололся иголкой). Склоняется к ее левому боку Кассирши. Из ее бока торчит обломанный кончик заточки, который почти не виден на фоне черного жакета.

крикунов

Твою богодушу!..

Он подхватывает женщину под бедра и под грудь, стараясь не задеть за кончик заточки, поднимает.

крикунов

Потерпите, сейчас!..

Тащит на руках в сторону луга, переходит на бег. Конь послушно идет следом за хозяином.

кассирша

Больно…

кринунов

Сейчас-сейчас.

Женщина прислоняет голову к груди Крикунова, закрывает глаза…

УЛИЦА. НАТ. ДЕНЬ.

Крикунов и Смолич идут по улице.

смолич

(несколько суетливо) Во френче, хромовых сапогах…

крикунов

Что пропало?

смолич

«Корочки», направление, портсигар… Ну, и деньги, выходное пособие. Только «Вальтер» остался.

крикунов

(протягивает руку) Я Петр, если что.

смолич

А?..

крикунов

И безо всякого отчества.

смолич

(жмет руку) Вячеслав.

крикунов

Повоевал?

смолич

По макушечку. Крайний раз под Веной, в июне прошлого…

крикунов

А потом?

смолич

Гарнизоном там стояли. Пока не направили сюда.

крикунов

Сосиски, значит, лопал?

смолич

Че сразу сосиски?.. Ядля бойцов ложу в Венской опере снимал. Моцарт. «Дон Джованни»...

Кринунов и Смолич подходят к кривобокому, довольно тщедушного вида дворнику, который лениво помахивает метлой у края дороги.

КРИКУНОВ

Познакомься, с Авоськой Дон Джованни. Внештатный сотрудник, так сказать.

авоська

(смачно сплевывая) Вітаю сардэчна пана начальніка.

смолич

Вячеслав.

Он протягивает дворнику руку, но тот ее «не замечает». Смолич обращает внимание, что на левом глазу у Авоськи большое белесое бельмо.

КРИКУНОВ

(громко) Что тут, как?

авоська

А-а?..

крикунов

(Смоличу) Глуховат.

смолич

Ислеповат, кажись.

авоська

Пройдзе лета гарачае,пройдзеі жыццё сабаччае.

крикунов

(Смоличку) Других пока бабы не нарожали. (Авоське). Трясуна не видал?..

авоська

У Щучки он. Бог стварыў два зла – бабу і казла.

крикунов

Ну, дзякую (сует в руку Авоськи коробку папирос). Свисти, если что.

Дворник равнодушно сует коробку в карман и продолжает лениво мести улицу, а Смолич с Крикуновым идут дальше, прибавляют шаг… Крикунов переходит на бег. Смолич – за ним.

САРАЙ СМОЛИЧА. ИНТ. НОЧЬ.

Смолич лежит на топчане с книгой, рядом на табурете горит керосиновый фонарь «Летучая мышь». Рядом с фонарем стоит трофейная музыкальная шкатулка. Смолич пялится в «Основы криминалистики», но глаза сами собой закрываются, и раскрытая книга опускается на живот…

 

САРАЙ СМОЛИЧА. ИНТ. НОЧЬ.

Смолич резко открывает глаза. Фонарь потух, сарай в полумраке – только лунный свет проникает сквозь щели, - а со стороны дома доносятся сладострастные стоны Сабины.

смолич

Вот же черт!..

Смолич поспешно кладет книжку на табурет, переворачивается на живот, накрывает голову подушкой…

А вдали слышен тревожный звон рельса.

МОРГ. ИНТ. ДЕНЬ.

Судмедэксперт копается в лежащем на цинковом столе обугленном трупе. Смолич старается в ту сторону не смотреть – он бледен, его явно мутит. Пошатывается. Крикунов обмакивает ватку с нашатырный спирт, сует ее под нос Смоличу. Смолич дергает головой, фыркает.

смолич

Разрешите мне лучше снаружи?

крикунов

Ты, вроде, всякого повидал?

смолич

Жженых фрицев - не приходилось.

крикунов

Ладно, проветрись. Без тебя опознание проведу.

Смолич спешит к двери…

ВОЗЛЕ МОРГА. НАТ. ДЕНЬ.

Смолич выскакивает из дверей морга, жадно хватает ртом свежий воздух, постепенно приходя в себя. Пошатываясь, идет прочь, опускается на скамейку поодаль. Смотрит на…

Авоську, который поодаль за оградой метет улицу. Смолич прикрывает глаза и снова видит…

ВОЗЛЕ МОРГА. НАТ. ДЕНЬ.

Крикунов легонько пинает Смолича по сапогу. Тот со стоном открывает глаза. Крикунов присаживается на скамейку, разжимает правую ладонь с платком. Разворачивает платок, в нем пять черных пуль.

смолич

«Вальтер»?..

крикунов

Он. Две из Альжбеты Емельянчик, три из мужа ее. Вот тебе и стихийное бедствие.

смолич

Почему никто из соседей выстрелов не слыхал?

крикунов

Это просто. Подушка и выстрел в упор. А вот мотив мне совсем не понятен. Они ж бедные были. Беспартийные. Не лезли никуда. А еще… ходили слухи, что племяш их у Рыся в подручных ходит.

смолич

Чего ж тогда?..

крикунов

Подтвердить никто не смог.

смолич

Может, личное что?

Крикунов пожимает плечами.

крикунов

Альжбете под сорок было. Муж старше. Ты бы позарился?..

Крикунов смеется и бросает взгляд на Авоську.

крикунов

(глядя на Авоську). Может, агентура подсветит?..

смолич

Зачем ты этого убогого наушничать взял?.. Трясун - я еще понимаю.

крикунов

(поднимаясь) Ну, не скажи, не скажи!.. Он хоть и с бельмом. а все примечает.

Сунув платок с пулями в карман, Крикунов идет к Авоське, Смолич поднимается, спешит за ним.

САРАЙ СМОЛИЧА. ИНТ. НОЧЬ.

Слышны сладострастные стоны Сабины. Смолич ворочается с боку на бок, прикрыв голову подушкой, тяжело вздыхает.

Но вот Сабина, издав протяжный и громкий стон, стихает. Смолич садится на лежанке, вытаскивает из-под нее своей вещмешок,. Лихорадочно скидывает в него мыльно-пузырные принадлежности, книжку по криминалистике, осторожно складывает и трофейную музыкальную шкатулку (чтоб не заиграла).

ДОРОГА. НАТ. ДЕНЬ.

По дороге, поднимая пыль столбом, во весь опор скачут конные милиционеры во главе с Крикуновым и Замполитом, в адьергарде - Смолич. Он мрачен, подавлен. В сторону Крикунова старается не смотреть…

КЛУБ. ЗАЛ. ИНТ. ДЕНЬ.

На сцене идет первое действие пьесы. Актеры в матросской форме (их пятеро) наступают на комиссара (Кристина Карпенко). Командир корабля при этом отступает в сторону (все играют пафосно, по-любительски и переигрывают!).

командир корабля

Какие-нибудь ваши партийные дела? Я могу быть свободным?

В зале, на скамьях, затаив дыхание, сидят сельчане: женщины, дети, старики. Мужчин же в послевоенном поселковом клубе совсем мало – в основном, калеки (кто на костылях, кто без руки, кто беспалый). Один только нормальный, «справный» мужик (Олесь Загородный) (всего примерно 30 человек)

матрос алексей

(Комиссару) Давайте, товарищ, женимся… А чего вы удивляетесь? Любовь дело в высшей степени почтенное. Продолжим наш род и побезумствуем малую толику.

Остальные матросы ржут.

командир корабля

Что здесь происходит? (матросу) Послушайте, вы?!.

комиссар (кристина карпенко)

Идите, товарищ командир. Мы поговорим здесь сами. Товарищи интересуются вопросом о браке. Идите.

Командир уходит за кулисы.

матрос алексей

Я повторяю. Попрелюбодействуем товарищ представитель из центра. Скорее, а то уж торопят следующие, а нас здесь много…

Матросы обступают Комиссара.

второй матрос

(напевает) Под душистой веткой сирени целовать тебя буду всю ночь.

третий матрос

Позаботься о нуждающихся. Ну, женщина.

ЧЕТВЕРТЫЙ МАТРОС

Ну, скоро там?

Пятый матрос ставит на сцене скамью и расстилает на ней простыню.

пятый матрос

(Комиссару) Ну, что смотришь? Ложись.

матрос алексей

Прошу.

комиссар (кристина карпенко)

Товарищи!

матрос алексей

Не пейте сырой воды.

Матросы ржут.

комиссар (кристина карпенко)

(кричит) Товарищи!..

По залу прокатывается гул. Женщины закрывают детям глаза, затыкают уши.

третий матрос

Ты к кому ехала? Ну, скидай барахло.

комиссар

Это шутка?.. Проверяете?

пятый матрос

Но-но… У нас не шутят.

комиссар (кристина карпенко)

У нас тоже.

Кристина выхватывает бутафорский наган и стреляет в Пятого матроса. Грохает пистонный выстрел. Тот отшатывается, картинно падает. Остальные матросы отшатываются от комиссара.

Зал дружно охает.

комиссар (кристина карпенко)

Кто еще хочет попробовать комиссарского тела? (Третьему матросу) Ты?.. (матросу Алексею) Может, ты?

И тут на сцену выходит вооруженный «шмайсером» Главарь банды Рысь.

рысь

Я хочу.

Все артисты на сцене замирают, изумленно уставившись на Рыся.

А зрители в зале еще не поняли, что произошло, и с любопытством уставляются на нового персонажа на сцене.

мужик с костылями

Обмишурились, хлопцы!.. Адкуль аўтамат у семнаццатым годзе?

Зал дружно смеется.

 

КЛУБ. ЗАЛ. ИНТ. ДЕНЬ.

И вот в зал уже врываются вооруженные бандиты (человек 10). Тут же закрывают двери на засовы. Один бандит - с немецким пулеметом на плече – бегом направляется к лестнице…

Некоторые зрители было вскакивают, но бандиты усаживают их прикладами.

подручный рыся пан бонифаций

Тихо-тихо, ублюдки!.. Все на местах!..

комиссар (кристина карпенко)

Ну, так на, получай!

Кристина стреляет в Рыся из бутафорского нагана. Грохает пистонный выстрел. Тот невольно инстинктивно приседает, а в следующее мгновение, нервно рассмеявшись, наотмашь бьет Кристину по лицу.

матрос алексей

(Рысь) Э, ты что?..

Рысь от живота стреляет в голову актера. Брызжет кровь. Актер грохается на спину, на сцену. Женщины истошно верещат, дети плачут. Остальные актеры – мужчины жмутся к кулисам.

Бабы в зале тут же начинают голосить, детишки ревут навзрыд.

Рысь, сорвав с Кристины фуражку и схватив за волосы, тащит со сцены. Лицо Кристины уже в крови.

кристина

(пытаясь упираться) А-а, пусти, пусти!..

Рысь наносит Кристине удар под дых, она охает и обмякает. Рысь выволакивает ее со сцены. А на сцену забирается подручный Рыся пан Бонифаций. Он стреляет из пистолета в воздух.

пан бонифаций

Ну-ка, тихо все!..

Бабы испуганно смолкают, зажимают детям рты.

пан бонифаций

(ухмыляясь и демонстрируя всем золотую фиксу в уголке рта) Ну, что, товарищи сельчане из Заречья устроим небольшой кордебалет?..

Мы видим Олеся Загородного, который потихоньку пересаживается на край скамьи, поближе к черному ходу.

СЕЛО. ПЛОЩАДЬ. НАТ. ДЕНЬ.

Отряд Крикунова въезжает в пустынное село. Останавливается на площади. Всадники крутятся на месте, оглядываются.

И тут из клуба вдали доносятся пистолетные выстрелы.

Замполит и Крикунов пришпоривают коней. Отряд мчится в сторону клуба. Последним - Смолич.

КЛУБ. ЗАЛ. ИНТ. ДЕНЬ.

Бандит закрывает дверь на засов. Рывсь бросает девочку на пол. Она, отчаянно плаяа, бросается к матери.

девочка

Матуля!..

рысь

(бандитам) Калек в расход!..

 

ДОРОГА. НАТ. ДЕНЬ.

Смолич, сидя на подводе, дергает вожжами, погоняя лошадь.

смолич

Пошла-пошла!..

Лошадь резво бежит по грунтовой дороге, поднимая пыль. В телеге – в сене - трясется парень – бандит с наспех перевязанным боком. Правда, бинт уже пропитался кровью. Парень пришел в себя, то и дело облизывает пересохшие губы, стонет и морщится при каждом толчке. Сзади топот копыт. Смолич оборачивается. Крикунов на лошади с карабином на плече нагоняет подводу.

крикунов

Живой?

Смолич кивает.

Крикунов на ходу перескакивает на подводу, привязывает свою лошадь сзади к телеге..

крикунов

Здоров живешь, голуба.

парень – бандит

Піць.

крикунов

Ну, это я не знаю.

парень-бандит

Дай піць, капітан

Крикунов достает из планшетки свернутую карту.

крикунов

(парню) Давай-ка, расскажи для начала: где обычно хоронитесь.

Крикунов разворачивается карту.

крикунов

Сколько всего человек в банде, кто руководит, какие дела паскудные задумали?.. От этих слов вся жизнь твоя зависеть будет… Ну, и хлебнуть немного дам.

парень – бандит

(с трудом ворочая языком) Я – мясцовы. Селянін з Зарэчча.

крикунов

С обрезом – селянин?..

парень – бандит

Не мой абрэз. Хтосьці з бандытаў упусціў.

крикунов

Ну, конечно, как я сразу не догадался?.. А фамилия твоя?

парень – бандит

Гурский Михась.У мяне тут і цётка, і браты.

крикунов

Точно - местный. Слышишь, Смолич, не того мы везем!.. А ну-ка, стой!..

Смолич натягивает вожжи. Повода замедляет шаг, останавливается.

Крикунов спрыгивает с телеги и тянет за ноги парня, собираясь скинуть его на землю. Смолич недоуменно смотрит на происходящее.

крикунов

Нам местный-то зачем? Нам местный не нужен.

Парень истошно вопит (при волочении бинт сбивается, бередит рану).

крикунов

Пусть местные и лечат его!..

парень – бандит

Ня на-да!..

Но Крикунов продолжает тащить его с телеги.

крикунов

Был бы нужный, бандит - другое дело (Смоличу) Ну, помоги, что ли!..

смолич

Тащ капитан! Он же!

крикунов

Помогай!

Но тут парень, коротко и истошно вскрикнув от очередного рывка, весь обмякает, замирает. Крикунов щупает его пульс.

крикунов

Слабый какой!.. Хуже бабы!.. (Смоличу) Ну, теперь отливай.

Смолич откручивает крышку фляги, льет воду на лицо парня. Тот начинает судорожно глотать воду, закашливается, приходит в себя. Испуганно смотрит на Крикунова.

крикунов

Поговорим? Или местнымоставить тебя, чтоб на кол посадили?

парень – бандит

(хрипит) Пагаворым.

Крикунов сует ему карту «под нос». Тот с трудом поднимает руку, тычет окровавленным пальцем в карту.

парень – бандит

Тут.

Кровавый след остается на поверхности карты.

крикунов

(задумчиво глядя на карту) Угу-угу!..

Он прячет карту в планшетку.

крикунов

Я до Елизара смотаюсь, и назад. Продолжим допрос.

ВОЗЛЕ БОЛЬНИЦЫ. НАТ. ДЕНЬ.

Смолич и Крикунов выходят из больницы. В руках у Крикунова знакомый нам блокнот.

Чуть поодаль стоит привязанная к плетню подвода.

КРИКУНОВ

(листая блокнот) Я, честно сказать, думал, Фрейшюц - миф,легенда вроде, чтоб народ в страхе держать. А он, видишь, твердит, есть такой.

СМОЛИЧ

И никто его кроме самого Рыся не видел.

КРИКУНОВ

Раз есть – поймаем. Меня сейчас больше связник из-за кордона беспокоит, который в банду идет…

СМОЛИЧ

ЕслиГурский не врет.

крикунов

Я б не стал на его месте. Думаю, связник он же проводник. А бандитская верхушка с награбленным на Запад лыжи навострила. Нам их там ни за что не дос…

женщина

(за кадром) Ой, сыночкі, сыночкі, вы мае!...

Крикунов и Смолич оглядываются. К ним спешит та самая женщина, сына которой Валерочку они спасли на пожаре в Поречье.

женщина

Калі б ведала, пірагоў бы вам прынесла!

Она хватает Смолича за руку, пытается ее поцеловать. Смолич отдергивает руку.

смолич

Э-э-эй, мамаша, что такое?

женщина

Вы ж майго Валерачку выратавалі!... Як жа вам падзякаваць?

смолич

Да что вы?.. Не надо ничего. Просто…

крикунов

Погоди!.. (Женщине) Простите, не помню имени-отчества…

женщина

Проста цётка Магдалена.

крикунов

Вот, тетка Магдалена. Вы, кажется, с Емельянчиками соседи были?..

женщина

Были-были (крестится). Міласердны Божэ, спокой іх душы!

смолич

Все думали, они в Лиду уехали, а они не уехали, оказывается.

женщина

Емельянчык мне сам гаварыў: сёння да дочкі едзем… А вось, не паспелі.

крикунов

Может, к ним в тот вечер кто заходил?

женщина

Я заходила.

крикунов

А еще?

Женщина задумывается на мгновение.

женщина

Ой, праўда!... Быў адзін мужчына. Невысокі, плячысты… Але ж я толькі са спіны яго відзела, не разглядзела.

смрлич

И долго был?

женщина

Не ведаю. Як выходзіў – не відзела. У мяне ж гаспадарка.

крикунов

А больше ничего?

женщина

Ничего.

крикунов

Ну, спасибо, тетка Магдалена.

женщина

Няма за што. А пірагоў я вам прынясу.

смолич

Не надо, не надо.

Но Женщина, словно не желая слыша отказа, уже спешит прочь.

крикунов

(глядя вслед) Вот вербуй. Хорошая тетка.

смолич

Авоська про хуторян говорил, а эта – про одного, плечистого мужчину…

крикунов

Другого могла не заметить. Дуй в райотдел, если Аксенович вернулся, доложинасчет связника. И пусть вышлют сюда бойца – Михася сторожить.

Но Смолич не торопится уходить, пристально смотрит на Крикунова.

крикунов

Вопросы, лейтенант?

смолич

Наш разговор насчет Сабины…

крикунов

Как закончим разговор, отсидишь трое суток за то, что начальство приложил!А теперь кругом и шагом марш!..

 

МОРГ. ИНТ. ДЕНЬ.

Судмедэксперт в резиновых перчатках, Смолич и Крикунов идут вдоль босых и грязных пяток бандитов, что лежат на цинковых столах.

А у двери замер милиционер Тарасевич (который со Смоличем шарил по клубу).

СУДМЕДЭКСПЕРТ

Все застрелены, (подходя к Олесю Загородному (55) А этого заточкой, в спину.

Он переворачивает мужчину на живот. В спине у мужчины аккуратное маленькое круглое отверстие. Крикунов и Смолич рассматривают рану.

смолич

Заточкой?

судмедэксперт

И обломал. Как давеча кассиршу.

крикунов

(оборачиваясь к Милиционеру Тарасевичу) Зареченский?

тарасевич

(кивая) Олесь Загородный. Мы его возле черного хода нашли. Отдельно от других. Видно, удрать пытался, да…

крикунов

Интересно.

смолич

Здесь и там один почерк?

Но Крикунов, не удостоив лейтенанта ответом, идет к двери морга.

ВОЗЛЕ МОРГА. НАТ. ДЕНЬ.

Крикунов стоит у ограды, курит, смотрит на пустынную улицу. Сзади подходит Смолич.

СМОЛИЧ

Странныйслучай.

КРИКУНОВ

(не оборачиваясь) Что ж тут странного?.. В банде есть Каин, который заточкой владеет. Ты немецкий хорошо знаешь?

смолич

В рамках разведработы.

крикунов

А польский?

смолич

Мама в детинстве учила.

крикунов

Я к чему?.. Ты - человек новый, местным незнакомый. Никто тебя кроме Авоськи, Трясуна да Гурского в помине не знает… Во время штурма ты не светился…

смолич

Ну?

крикунов

Не понукай, не запряг. Есть один план… Но сначала Сабина…

На этой фразе он, наконец, поворачивается к Смоличу.

крикунов

Раз уж вышла меж нами заворошка… пусть Сабина сама, своим сердцем выберет…

Смолич недоверчиво и пристально смотрит на Крикунова, тот не отводит взгляд.

смолич

Знаешь, что выберет тебя?

крикунов

Теперь – не знаю.

смолич

Знаешь. Иначе бы… Ладно, пусть… но только никто не давит на нее… Ни я, ни ты…

крикунов

(усмехаясь) Ишь, как повернул!.. Ладно! (хлопает Смолича по плечу). Аксеновичу насчет операциинадо доложить.Может, придется в Минск тащиться.

ХРОНИКА.

Улицы с остовами зданий, зияющими пустыми глазницами окон.

Редкие машины, редкие пешеходы, подводы, запряженные лошадьми.

Милицейский конный патруль.

Люди, разгребающие завалы зданий, оставшиеся после войны.

Пленные немцы, кладущие кирпичи в стену будущего нового дома, под охраной автоматчиков.

Торговцы на рынке, продающие сметану, творог, молоко, овощи…

Виселица, на которой висят предатели Родины с табличками на груди.

Дети, играющие в песочнице под надзором мамаш и бабушек.

Здание Министерства Внутренних Дел.

 

РУЧЕЙ. НАТ. РАННЕЕ УТРО.

Вдоль по ручью идет человек в высоких резиновых сапогах и ветровке (Связник – Проводник). Оглядевшись по сторонам, карабкается на берег. Его ноги в сапогах скользят на глине, и, чтобы не упасть, он вынужден уцепиться за склон руками.

ЛЕС. НАТ. ДЕНЬ.

По лесу ходко идут Смолич, Рысь, пан Бонифаций, Емельянчик - младший, еще трое бандитов – подручных Рыся, которых мы видели во время захвата клуба. Все, естественно, вооружены. У всех вещмешки за плечами.

Смолич напряжен, собран. Готов в любое мгновение к решительным действиям.

смолич

До границы меньше километра.

рысь

Херр Фрейшюц – человек пунктуальный…

смолич

Ты, пан Рысь, меня за нос не води!.. Где он ждет?

рысь

Это вы меня не водите, пан Якуб… Отпустили девку, понимаешь…

смолич

(останавливаясь) Что-о? Ты меня виноватым считаешь?..

рысь

Да не, я так, рассуждаю… Двух человек казнить пришлось. Люди сейчас – на вес золота.

смолич

Вперед!

рысь

После вас, пан Якуб.

Рысь пропускает Смолича вперед.

Вся группа спускается в ложбинку. Идут все также ходко, без усталости… Вдруг вверху, по краям ложбины, как по команде, с двух сторон возникают вооруженные люди – бойцы МГБ в форме и милиционеры во главе с Аксеновичем. Среди милиционеров знакомые нам Лучишин, Самусев, Полторацкий, Юшкевич, Тарасевич…

аксенович

Бросить оружие!..

Бандиты растерянно замирают. Один только Рысь без промедлений набрасывается сзади на Смолича, выхватывая пистолет.

аксенович

Лечь на землю!..

Но Смолич, как настоящий разведчик, словно чувствуя опасность спиной, вовремя оборачивается, приемом отводит пистолет противника в сторону…

аксенович

В ином случае стреляем на поражение…

Но Рысь успевает нажать на спусковой крючок. И грохает выстрел, в котором тонет голос Аксеновича.

От выстрела своего главаря бандиты словно «оживают». Падают за естественные укрытия, открывают беспорядочную стрельбу.

Смоличу все-таки удается выбить пистолет из руки Рыся, и они сходятся в рукопашной схватке.

Рысь проявляется неплохую боевую подготовку: они проводят приемы и контр-приемы, швыряют друг друга, бьют, ставят блоки. И все это посреди свистящих со всех сторон пуль.

аксенович

(кричит) Смолича, Смолича не заденьте!..

Смолич с Рысем падают на землю, катаются по ней. То один, то другой подминает под себя противника. Но вот Рысь, оказавшись сверху, с силой бьет Смолича головой о торчащий из землю камень, Смолич обмякает… Рысь выхватывает нож. Но в это мгновение пуля входит ему в поясницу, он падает в сторону, роняя нож, дико вопит…

К этому времени выстрелы звучат все реже, и стреляют только милиционеры: а пятеро бандитов: Младший Емельянчик, пан Бонифаций и трое подручных - лежат, уткнувшись лицами в землю и уронив оружие. Их тела то и дело «вздрагивают» от попадающих и в без того изрытые и окровавленные спины пуль…

ДВОР РАЙОТДЕЛА. НАТ. НОЧЬ.

Смолич со стаканом чая садится на крыльцо, упирается спиной в стойку крыши крыльца. Пялится в темноту красными от недосыпа глазами, слушает ночных цикад (сверчков). Глаза сами собой закрываются, стакан клонится в руке. Чай льется на крыльцо.

Но грохот колес заставляет Смолича встрепенуться. Во двор въезжает подвода, на которой сидит Крикунов. На подводе новенькое колесо от «полуторки».

крикунов

Ну, что?..

смолич

Нет больше банды Рыся.

крикунов

Сам?

смолич

В райотделе.

крикунов

А Фрейшюц?

смолич

Не клюнул Фрейшюц на нашего живца.

крикунов

(хлопая по колесу) Зато у меня кое-что.

Крикунов поднимается на крыльцо. Вместе они заходят в райотдел.

ДВОР РАЙОТДЕЛА. НАТ. ДЕНЬ.

Милиционеры выскакивают во двор, и вдруг останавливаются, потому что спящий (дремлющий) Смолич въезжает во двор на усталом коне…

Конь ржет при виде «отчего дома», и Смолич вздрагивает, открывает глаза.

смолич

(удивленно) А вы что тут?

УЛИЦА. НАТ. НОЧЬ.

Смолич, стараясь держаться в тени деревьев и кустарника, несется по улице.

Кто-то из кустарника наблюдает за передвижением беглеца. Когда Смолич скрывается за углом, из кустов выбирается плотный плечистый мужчина в кепке и пиджаке (убийца Олеся Загородного).

ДВОР РАЙОТДЕЛА. НАТ. НОЧЬ.

Взмыленный Смолич забегает во двор. Во дворе ни одного коня в стойле, только полуторка с новеньким колесом. Смолич взбегает на крыльцо…

РЕКА. БРОД. НАТ. НОЧЬ.

Сабина, Крикунов разбираются на берегу пограничной реки. Чуть поодаль их дожидается Связной – Проводник. У Проводника и Крикунова за спинами объемистые вещмешки.

сабина

Сам сказал, что мы уедем к родне на Могилевщину!..

крикунов

Я хотел, но потом обстоятельства изменились.

сабина

Какие еще обстоятельства?.. Почему мы должны уходить в Польшу?

крикунов

Я не могу больше здесь жить. Это слишком опасно.

сабина

Ничего не понимаю!

крикунов

Просто иди за мной и все!..

Он хочет взять Сабину за руку, но она отстраняется.

сабина

Нет, объясни.

крикунов

Тебе не надо это знат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.018 с.)