Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование зрительно-пространственных функций

Поиск

1. Состояние биологического зрения ребенка
(данные взять из медицинской карты).

2. Состояние зрительно-пространственных функ­
ций.

1) Определение ведущей руки, правых и левых частей тела (схема тела).

Для выявления ведущей руки используются сле­дующие пробы:

— проба на переплетение пальцев. При леворуко-
сти. большой палец левой руки оказывается сверху;

— проба на ашюдирование. При леворукости ак­
тивное участие принимает левая рука;

— проба «поза Наполеона» (скрещивание рук на
груди). У леворуких кисть правой руки оказыва­
ется сверху..

Используется также сравнение ширины ногтей пальцев (мизинца).

Для определения ведущей ноги ребенку предла­гается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину.

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки, используется проба с карандашом.

Для определения ведущего уха ребенку пред­лагается прислушаться, приложив ухо (например, к шуму в коридоре, приложив ухо- к двери; к ти­канью часов, к шороху внутри ракушки и т. д.).

3. Нарушений чтения V- письма. ;'":>


 

 

2) Ориентировка в окружающем пространстве.

— Назови, что находится справа от тебя. А что
слева?

3) Выполнение проб Хэда («показать правой ру­
кой левое ухо», «левой рукой правый глаз», «по­
казать правые и левые части тела напротив сидя­
щего человека»).

 

3) Составление картинки, разрезанной на 5, 6,
7, 8 частей.

 

3) Конструирование фигур из палочек (по образ­
цу, по представлению).

3. Состояние речезрительных функций.

Исследование проводится по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры лого­педии РГПУ им. А. И. Герцена на основе исследо­ваний Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурии, Е. П. Кок и др.

Исследование процесса чтения

1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных); слов: односложных, двухсложных, многосложных (простых и сложных

— Знание букв (печатных и рукописных). Дается
задание назвать буквы, предложенные вперемешку.

— Узнавание букв в усложненных условиях:
«зашумленных» букв, изображенных пунктиром,
недописанных, стилизованных, правильно и непра­
вильно (зеркально) написанных.

— Узнавание букв, наложенных друг на друга,
по типу фигур Попельрейтера.

— Узнавание сходных по начертанию букв,
предъявленных изолированно или в буквенном ряду.

— Возможность воспроизведения изолирован­
ных букв, рядов букв, сходных по начертанию.

— Способность конструировать и реконструиро­
вать печатные и рукописные буквы из составляю­
щих их элементов (см. с. 67—80).


§5 ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УЗНАВАНИЯ СХОДНЫХ ПО НАЧЕРТАНИЮ БУКВ

(по Б. Г. Ананьеву)







 


 


           
 
 
     



 



 
 
 

 

 


по звукослоговой структуре); предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложно­сочиненных, сложноподчиненных), текста.

2. Определить понимание прочитанных слов,
предложений, текста.

3. Определить скорость чтения.

4. Указать способ чтения (побуквенное, посло-
говое, словесно-фразовое).

Примерный речевой материал для чтения 1. Слоги:

 

ма сю ас ям сто клю лье
бы цы ок ее вра пря фья
шо че уп ён гво сте тье
фу ря ит ющ жды зве рью
2. Слова:  
том мыло ягоды
лес герой радуга
боль весна : сенокос
юг ручьи 1 дежурный
снег слезы коробка
дождь вьюга картофель
грусть гнездо помощник
текст письмо чтение
чья рассказ ванная
жаворонок макулатура
фамилия первоклассница
фамилия экскаваторщик
смородина. метрополитен
государство предложение
республика пограничники
отечество милиционер
электричка сковорода
зверосовхоз велосипед

 




3. Предложения:

Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень — снопами. Весна дает цветы, а осень плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскур­сии в осенний лес.

4. Тексты:

СИНИЦЫ (85 слов)

Утром я проснулся. Вдруг слышу — кто-то ти­хонько в окно постучал: «Тук-тук-тук».

Вскочил я с постели, заглянул за занавеску. За форточкой мясо мороженое в сетке висит. А на мясе — две синицы. Что есть силы клювом долбят. Стараются выклевать кусочки сала.

Гляжу на ту синицу, что у самой форточки. Го­ловка у нее в черной шапочке. На шее и на груди черный галстучек. Спинка, крылья и хвост тем­ные. А грудка ярко-желтая. И вторая синичка точ­но такая же. Хлопочут обе, щиплют мясо и сало тоненькими клювами.

По Г. Скребицкому

ПРО НОС И ЯЗЫК

(70 слов)

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один.

Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один?

А потому, милая внучка, — отвечает бабуш­ка, — чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов быва­ет только по одному. Ясно?

Е. Пермяк


БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ (более 170 слов)

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натяги­вает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недостава­ло мочала на хвост да ниток, на которых змеев за­пускают.

А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранком.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет;

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небе дружные ребята змея запустили. Весело он мочаль­ный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще

не научились — вот в чем беда.

Е. Пермяк

Исследование процесса письма

Определить в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок.

Примерный речевой материал 1. Списывание (с печатного и рукописного текста).

Быстро пролетело лето. Пришла осень. С каж­дым днем все меньше и меньше становится на де-


 


ревьях листьев. Трепетная осинка стоит вся крас­ная, багровая, золотистая. Но ветер срывает и это убранство. Исчезли цветы. Трава клонится к зем­ле и как будто просит снега.

По К. Ушинскому

ОСЕНЬ ПРИШЛА

Все меньше стало теплых дней. В садах и пар­ках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса! Краснеют осинки. Березы стоят в золотом уборе. Вот на землю упал лист клена. Птицы тро­нулись в дальний путь.

2. Письмо под диктовку (слуховой диктант).

ОСЕНЬ '

Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уны­ло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плы­вут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.

3. Изложение.

ПРИШЛА ОСЕНЬ

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые; льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Му­равьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С елки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.


В кустах под деревом готовится к зиме колючий еж. Он натаскал в ямку сухую траву. Птицы улетают стаями в теплые края.

По Г. Скребицкому

ПЛАН

1) Пришла осень.

2) Муравьи готовятся к зиме.

3) Белка.

4) Как приготовился к зиме еж.

5) Куда улетают птицы?

4. Письмо предложений или текстов с дефектно
произносимыми учеником звуками.

Например (при нарушении произношения зву­ка III):

Летом Маша поехала в гости к бабушке. Маши­на бабушка умела шить и вязать. Она сшила Маше красный сарафанчик и связала красивую шапоч­ку. У бабушки была пушистая кошка. Она часто ловила мышек в подвале дома. Около бабушкино­го дома у пруда росли камыши. Они тихо шурша­ли от ветра. А на лугу росли белые ромашки, жел­тые одуванчики и синие васильки. Хорошо у ба­бушки!

5. Письмо предложений или текстов с не диф­
ференцируемыми учеником по слуху звуками.

Глухиезвонкие

П—Б: Час в добре пробудешь, все горе позабу­дешь. Учись доброму — худое на ум не пойдет.

Т—Д: Кафтан новый, да дыры стары. За битого двух небитых дают, да и то не берут.

К—-Г: Голодный откусил бы и от камня. Заго­нят куда Макар телят не гонял.


Ф—В: Фома не купит ума. Пошел в суд в кафта­не, а вышел нагишом. Ему говорят про Фому, а он про Ерему.

С—3: Не суди по приезду, а суди по Отъезду. Взглянет, так лес вянет. Слово — серебро, молча­ние — золото. За словом в карман не полезет.

Ш—Ж: Из ежовой кожи шубы не сошьешь. Кошка в печурку, стужа — во двор.

Аффрикаты и звуки, входящие в их состав

Ц—С: Красна речь пословицей. Слава сына — отцу отрада.

Ч—Щ: Не учи щуку плавать. Щеголь отцу-ма­тери не кормилец.

Ш—Щ: Щеголь Ивашка: что ни год, то рубаш­ка. Нашел дурак игрушки — лбом орехи щелкать.

Свистящие — шипящие

СШ: Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь. Доброе слово и кошке приятно. Из сна каши не сваришь. Дурное слово, что смола: пристанет — не отле­пишь.

3—Ш: Держать язык за зубами. Незваный, да желанный. Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Ц—Ч: Из водицы да из мучицы баба пироги пе­чет. Голая речь — не пословица. Как веревочке ни виться, а конец будет. Не по отцу почет, а по уму. Яйца курицу учат.

О—А: Дождь с утра, будет осень вся мокра. Сама скажет сорока, где гнездо свила.

О—У: У охотников дым густой, да живот пус­той, а у рыбака рубаха грязна, да уха жирна. Ум хорошо, а два лучше. Море — наше поле: даст бог рыбу, даст и хлеб.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.009 с.)