С.Прокофьев. Концерт №3 До мажор для фортепиано с оркестром. История создания. Воплощение в концерте различных сторон творческой личности композитора.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С.Прокофьев. Концерт №3 До мажор для фортепиано с оркестром. История создания. Воплощение в концерте различных сторон творческой личности композитора.



Был закончен в 1921 во Франции. Но большинство его тем сочинено еще в России с 1913 по 1917 год. Это произведение завершает первый –дозаграничный – период творчества Прок. Юношеская свежесть в нем сочетается со зрелым мастерством.

Своеобразно переплетается русское(лирика и эпос) и европейское(неоклассицизм) начало. Кончерт отличается редкой стройностью формы и уравновешенностью всех его элементов. Равноченный здесь и обе партии-ф-нная и оркестровая.Концерт пронизан энергией жизни, радостью.

В концерте 3 части.

1ч.-в сон. форме со вступлением-соло кларнета, напоминает русскую песню(dolce). Врываются резкие виртуозные пассажи. В распевность вторгается энергичное «деловое» начало. В гл.п. бег шестнадцатых мелодически индивидуализируется: начальная попевка-квинта с секундой внутри- представляет собой обращение мотива вступления. В связующей п. эта попевка варьируется в оркестре духе плясовых наигрышей.Поб.п-чеканный шаг аккордов у ф-но, в оркестре звучит тема в духе острых причудливых маршей. Поб.партия- танцевальная музыка, с оттенком странности, гротескности.

Все это символизирует игру молодой силы. Далее эпизод у солиста,заменяет формальную разработку. Весь ‘nnjn стремительный поток приводит к лирической кульминации-широкому,насыщенному звучанию темы вступл.у всего оркестра,а затем и ф-но.

2ч.- тема с вариациями. Прокофьев использует традиции неоклассицизма. Тема в характере старинного гавота. 5вар-свободные.

1вар-тема еще не меняется, только появляются украшения. Т. Становится более угловатой. 2 вар-Т. Окарикатуривается, у резкого тембра труб. 3вар- Т. у оркестра ,как- будто в глубинах. Сложные пассажи ее забивают. 4вар.- Т. погружается в сказочный сон.

Финал- Гл.т его основана на попевке, близкой началу вступл.1 части Русская интонация, размашистый ритм, тяжеловатые унисоны. Далее тема сплетается с другими стремительными напористыми темами. В центре финала- яркая лирическая кульминация,новая плавная певучая мелодия. Концерт заканчивается светлой,многократно повторяющейся каденцией, утверждающей основную тональность до мажор

 

С. Прокофьев. Симфония №1 Ре-мажор «Классическая» как образец раннего стиля композитора. Сочетание неоклассицистских и современных черт в муз. языке произведения.

С Прокофьев (1891-1953) Всего 7 симфоний, написанные в разные периоды жизни-разный облик, разная судьба.Самые знаменитые №1 и №7, как арка, переклик. от молодости к старости.

№1-ре мажор “Классическая”(1918)-написана в стиле неоклассицизма (течение, возникшее в Европе в 10-е годы 20 века. использовали старинные жанры, составы, однако с современным взглядом на прошлое – новые гармонии, интонации-новый стиль.)

В симфонии есть черты 18 и 20 века.18 век (времена Гайдна): 1.очень маленькая(20 мин);2. Компактная;3. Использ. очень четкие классические формы.4.Мелодические ходы, типичн. для 18 века (движения по устойчивым звукам, гамообразное движ,много мелизмов) .5.использ. танцы-менуэт,гавот.)

20 век. Гармония (острые, дерзкие аккорды, он их выделяет, подчеркивает); дерзкие кадансы-весь оркестр на sf-дерзость.

1 ч -сонатная форма. Ясная, светлая, сияющая, радостная, движение жизни. ГП-приметы старины, движения вверх и вниз по устойчивым звукам, четкий ритм. ПП-изящная, изыск, но ироничная. К мелодии прилагается форшлаг.

2 ч. Медленное интермеццо (между действиями), черты менуэта, изящно, пленительно. Largetto.

3 ч. Гавот. Самая веселая, остроумная «прокофьевская» часть. Позже вкл. в балет «Ромео и Дж.». гармония неожиданности, ложные кадансы, прерванные обороты, радость.

4 ч - радост, быстрый финал. Сонат. форма. гамообразные пассажи. Движение по тонике-ощущение молодости, жизнь впереди, бесконечность.

 

13. С. Прокофьев. Симфония №7 (1952) до-диез минор как образец позднего стиля. Образное содержание. Муз. язык.

С Прокофьев (1891-1953) Всего 7 симфоний, написанные в разные периоды жизни-разный облик, разная судьба.Самые знаменитые №1 и №7, как арка, переклик. от молодости к старости.

Написал за год до смерти. Часто называют прощальной. Перекликается с симф№1, маленькая по размеру, демократична, использованы бытовые жанры 20 века. № 7 –лирич.исповедь, человек оглядывается назад,вспоминает свою жизнь и воплощает в звуках. Мечтательная лирика сочетается здесь с активным, целеустремленным движением, а детская ясность и живость с возвышенной мудростью.представляет собой мудрую светлую сказку о жизни. Построение классично. 4 части, нет мрачной обреченности. 1- moderato, Сонатная форма,нет напряженного развития, конфликтов. Есть глубоко проникновенная исповедь. ГП-как песня, развертывается широко и плавно в духе неторопливого повествования. печальная, мягкая, но светлая.ПП-торжественная, лирич., диапазон более 2 октав. Мажорная (фа мажор),зарождается в глубинах оркестра, звучит как гимн радости и красоты жизни, доходит до кульминации и внезапно обрывается.ЗП-хрустальный звон колокольчиков, к ним присоединяется потом фоно и арфа.

2ч- allegretto-ритм и характер вальса-один из знаковых танцев 19 века. Сонат. форма без разработки.ГП - вальс, весел, подвижн, радость юности. ПП-вальс-печаль, меланхолич, влюбленность.

3 ч- andante espressivo . образ зрелости , мудрости, певучая, лирическая. Из музыки к спектаклю “Евгений Онегин”-тема Татьяны.

4-vivace. 2 варианта финала. 1-сонат.форма. образ детства, бег, детские шалости, озорство, много юмора. ГП - рефрен, повторяющийся несколько раз в темпе галопа - веселый, шуточный. Глиссандо арф. ПП - маршевая, шуточная, гротескная. В самом конце финала -звучит ПП из 1 части -тема радости и красоты жизни. И снова вслед за ней сказочная заключительная. Словно прощается со слушателями. Музыка финала растворяется, замирает в задумчивых, светло-печальных мотивах.

 

 

Кантатно-ораториальное творчество С. Прокофьева. Сочетание традиционных и новаторских черт. Кантата «Александр Невский». История создания. Претворение традиций русского эпоса. Симфонизм музыкальной драматургии.

Кантатно-орат. жанр в творчестве СП – занимает одно из ведущих мест в его творчестве и является огромной ценностью. Самая яркая кантата – «Алекс. Невский»(1938-1939гг). Действие происходит в 13 веке. Кантата написана по музыке к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский». Текст – С. Прокофьева и поэта Луговского. (меццо-сопрано, хор, симф. оркестр).

Кантата «Александр Невский» утверждает героико-эпическую национальную тему. В кантате есть 2лагеря: рус и нем. У каждого свой музыкальный облик: 1. Русс – песенное начало, диатонические аккорды, ощущение русского патриотического воинства,. Маршевые ритмы, веселые скоморошьи наигрышы.,в оркестре – преобладание струнных. Из вокала только католический хорал; 2. Нем – характеристику фашистских сил передает музыка крестоносцев, хорал в баховском стиле.

В кантате «А.Н»7 частей: 1. «Русь под игом монгольским» 2. «Песня об А.Н» 3. «Крестоносцы во Пскове». 4. «Вставайте, люди русские» 5. «Ледовое побоище» 6. «Мертвое поле» 7. «Въезд Александра во Псков»

Драматургия строится на сопоставлении и столкновении 2х миров . Композиции состоит из вокальных и оркестровых номеров. Вокальные номера – (2, 3, 4, 7)- хоры. 6ч - сольная песня., Оркестровые номера , жанрово – изобразительные (1 и 5 части). Здесь заметно ощущается влияние кино: 5ч дана как цепь мелькающих кадров.

1ч. Вступительная картина. 3хчастная форма . Дана характеристика 2х сил: монголы (тема у гобоя, кларнета, туба,) и русские (гобой и бас, кларнет, крайние регистры)

. Мужской хор и оркестр. Крайние регистры: «А и было дело на Неве - реке». Ср.р: «Не уступим мы землю русскую»

3ч. Вступление оркестра – диссонансы крик, стон в завоеванном городе. Эта тема проходит трижды перед каждым разделом: 1й р. открывается тихим святым пением , хорал крестоносцев; 2й р у струнной группы рус. мелодия (звучит в 6ч) 3й р. – хорал в варьированной форме

Таким образом: 2ч и 3ч – экспозиция противоборствующих сил.

4ч. Русь показана с героической стороны. 3хчастная форма. Оркестровое вступление звучит как колокол. Основная тема – чеканные, призывные интонации.

5ч. Центр кантаты , можно назвать разработкой. Появляются новые русские темы. 5ч напоминает «Сечу при Керженце» Римского Корсакова. Написана в рондообразной форме.,эпизоды – русские.

6ч. Песня для меццо – сопрано и оркестра. Скорбь Родины о погибших в образе невесты оплакивающей «славных соколов». С. Прокофьев опирается на плачевные причитания.

7ч. Хоровой финал, прославляется Русь. В завершении появляется новая тема «Веселися, пой мать родная Русь ».

 

 

Хачатурян Арам Ильич (1903-1978). Темы, образы, жанры тв-ва. Тематические, образные и стилевые связи с армянским народным искусством. Отражение характерных черт стиля композитора в Концерте для скрипки с орк.

Х.внёс в мир-ю муз. культ. огромный, неоценимый вклад.

Муз. Х. - неповторимый, удивит. красочный мир вост. образов. В тв-ве Х преобладают радостные, солнечные тона пиршество красок, смелых, необычайных звучаний. Почти всё тв-во пронизано стихией танца - отсюда и разнообразие ритмов - ровных, спокойных и острых, напряжённых. Х. 1-й из вост-х комп-в использовал в своём тв-ве крупные симф. формы. В его тв-ве соед-сь черты нац., русск., и заруб. муз.

На фольк.основе он пишет свои 1-е соч-я: сон.для скрипки и ф-но, трио для скрипки кларнета и ф-но, токкату для ф-но. В 1926г. издаёт сборник ф-х пьес разл. хар-ра и разл. сложности для маленьк. пианиста; симф. танцевальную сюиту;1-ю симф.(1934)1-е зрелое произв;муз.для театра,кино,песни,инструм пьесы разл.содерж. и жанров;неск.хоров,марши для дух.орк-ра.Симф.поэму- балет «Счастье»,ф-е и скрип-е концерты.Ф-й концерт,посвящённый Льву Оболину,укрепил за Х.славу одного из лучшиу сов.комп-в.Балеты «Спартак» и «Гаяне» явл.не только одними из лучших произ-й Х, но и одними из лучших произв-й мировой балетной классики.Последние произв-я : концертная рапсодия для скрипки с орк.,концертная рапсодия для виолончели с орк.

Конц.для скрипки с орк.(1940)посвящён Д.Ойстраху.3части-медл,быстр, медл. 1ч.жизненная энергия заключена в рамки сон. Аllegro.Эпиграф-волевая

тема,г.п.-нар.-танц-я(близка к армян.нар.песне)п.п.- поэтич.,возвыш.,лирич-я- вырастают одна из др. Образы и хар-ры контрастны.Заверш.1ч.кодой,связ-ой с темой эпиграфа.2ч.продолжают развитие образы высокой поэтич.лирики. Спокойное созерцательное настроение создаёт прекрасная песенная мелодия у скрипки на фоне орк.Финал-сверкание красок,радостное веселье.Стихия стремит-го,словно парящего танца пронизывает обе осн.темы-г.п. и п.п. Достойно венчает это замечательное произ-е звучащаяапофеозом кода.

Деят-ть Х. была высоко оценена коммунистич.партией,сов.правит-вом,

Междунар.общественностью.Присвоено звание нар.артиста СССР,героя соц. труда,избран акдемиком АН Армянской ССР,почётным членом ряда заруб.акдемий.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.011 с.)