ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С.Прокофьев (1891-1953). Темы, образы, жанры творчества. Черты стиля. Характеристика основных периодов творчества.



Советская муз. культура 1917-1932. Сложность и многообразие творч. поисков. Основные муз-общественные группировки. Положение в области муз. театра. Наиболее значительные произведения в симфоническом жанре.

Новая власть начала все менять, особо остро встали вопросы культуры (идеология). Был издан «Декрет о национализации всех учреждений культуры». Образовано Мин-во культуры и просвещения( комиссариаты, НарКомПрос – Луначарский во главе). Появ. термин: «Гос. муз. строительство»; «Иско-во принадлежит народу»; «Иск-во должно быть народом понято»(Ленин).Гл. задача: просвещение и пропаганда – массовые театрализованные муз. празднества на открытых пространствах, массовые инсценировки в честь победы нового строя, митинги-концерты. Возник. муз. школа для взрослых – народные консы. В 1918 г. муз. вкл. в школьную программу . Эпоха интонационного кризиса – поиск нового интон. языка. К нач. 20-х гг. все лучшие композиторы России оказались зарубежом: Метнер, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев. Основная тяжесть упала на композиторов 2-го эшелона: Глиэра, Кастальского, Ипполитова-Иванова. Композиторы нов. школы: Мясковский, Кабалевский, Книппер, Шостакович. Время поиска новых форм. Осн. идея: идея коллективизма. Организуются группы для совместного тв-ва: «Производственный коллектив» - ПроКолл: Довыденко, Коваль, Белый, Хачатурян, Мокраусов.1-я советская оратория «Путь Октября».К сер. 20-х гг. обострились споры о путях сов. муз. Образовались группировки: 1. Рос. ассоциация пролетарских музыкантов(РАМП, образовали коммунисты); цели: приблизить музыку к современности, развернуть просвещение и пропаганду, бороться с буржуазным влиянием. Имели свои газеты и журналы, стремились влиять на все, бюрократы, средние дарования. 2. Ассоциация совр. музыки (АСМ). Не только общественная, но и творческая, примыкают все значительные музыканты того времени. Пропаганда совр. муз., обсуждение нов. произведений, свой журнал. Идеологии в муз. нет, классика – старомодна, идти по пути европейской музыки.

Муз. театр. Опера и балет. В 20-е гг. опера была очень популярна. Теоретики заявляли, что оперу надо уничтожить, она умирает. Луначарский пришёл в ужас. В 1926 г. организуется диспут: Омоложение оперы и балета. Перекладывали классические оперы на революционные сюжеты( «Жизнь за царя» - «Жизнь за советы», «Фауст»). В конце 20-х гг. появилась опера Шостаковича «Нос».Балет хотели уничтожить, превратить в акробатику под музыку. Появляются балеты в классическом облике, но на совр. тематику: «Красный цветок» Глиэра; балеты-обозрения (чередование различных эпизодов): 2 таких балета написал молодой Шостакович «Золтой век», «Болт».

Симфоническая музыка. 2 знаковые симфонии: 1-я Н.Я. Мясковский (1881-1950): уч-ся в консе с Прокофьевым, участвовал в 1-ой мир. войне, принял революцию, был крупным преподавателем, напис. 27 симф. Симфония №6 Es-moll (1923).Это было время всеобщей ненависти и страха, «Воздух смерти». Личная трагедия Мяск. – умер отец (растерзала пьяная солдотня как белого офицера – воен. инженер, генерал). Самое яркое свидетельство восприятие интеллигента этой эпохи. 4 части: 1-я часть – образ времени, страшная, вихревая, поток тем, образов, смена настроений, стихия. Тема-эпиграф – страшная жестокая речь. 4-я часть – сталкиваются разные образы: Что несет с собой революция? Новую жизнь или смерть? Темы-символы( мелодия, с которой связаны определенные образы и настроения): 1)песни французской революции( порыв, стремление, изменение): Карманьола, Са Иран – гл. партия; 2)резкий перелом Dies Irae ( образ смерти, судьбы) – 1-я побочная; 3)русский духовный стих «О расставании души с телом» - 2-я побочная. Симфония имела большой успех, лучшая симф. Мяск-го, подвела итог. 2-я Д.Д.Шостакович Симфония №1 (1925). Символизирует неизвестность жизни, Шостаковичу 19 лет, причудливая, сразу стала событием мир. значения, исполняли лучшие дирижёры. 1-я часть – причудливый, интересный, неизвестный мир. Г.п. – марш, п.п. – вальс. 20-е гг. время экспериментов и поисков. К концу 20-х атмосфера в общ-ве меняется, власть вторгается в иск-во. Окончательный поворот – 30-е гг.

Советская муз. культура 1932-1941г.г. Общественно-политич. обстановка в стране и её влияние на развитие ис-ва. Муз. театр: «песенная» и «речитативная» оперы. Балет. Достижения в области симфонич., кантатно-ораториального и концертного жанров.

На рубеже 30-х гг. изменяется и политическая, и психологическая атмосфера в стране. Свернули НЭП, начался первый полит. процесс против вредителей. 1929 – год «великого перелома»: проведение коллективизации (уничтожение крестьянства); ориентация на бедных, забитых, жалких, не любящих работать; индустриализация; 5-летка, страшная эксплуатация людей, не щадили. Время страшных противоречий: жестокая власть – народ, который ей верит. 1932 – «великий перелом» в лит-ре и иск-ве, «коллективизация». Партийное постановление, что в советском иск-ве надо убрать группировки, направления. Вместо этого создать творч. союзы по каждому виду иск-ва, которые проводят гл. идею. «Социалистический реализм» - метод создания худ. произведений. Показывает жизнь такой, какой она должна быть согласно марксисткой идеологии, движение к лучшему. Реальная жизнь перестает отражаться в сик-ве. Утверждён на 1-ом съезде писателей, признан высшим в мире сик-ва. Художник должен жить жизнью своего народа, строить новую жизнь, воспевать, доступным языком. Гл. задача официальной идеологии: внедрение в сознании людей, что всё в жизни прекрасно. Иск-во прошлого принимается с трудом, запрещается: Достоевский, Бунин, Блок, Есенин. Стали утверждать авторитет классики. Она стала образцом, который ограничивает всякое наваторсво. 1937 – всенародное празднество годовщины смерти Пушкина = он икона. Иск-во 30-х гг. было противоречиво (как и жизнь) – 2 линии: 1)праздничный, официальный; 2)настоящее сик-во, пробивалось с трудом. Вначале 30-х гг. был голод – «Голодомор»; репрессии – запугивали + бесплатная раб. сила. Анна Ахматова «Реквием».

Музыка. Положение было чуть легче за счет свой неконкретности. Муз. Шостаковича, симфония №5 (1937), где все сказано об этом времени. Требуется выражение поддержки, воспевание идеологии: программная музыка или с текстом, особая роль – хвалильлные и славильные хоровые жанры (оратории, контаты). Не присутствовала церковная музыка, вместо - «советские мессы», но использовались многие церковные ритуалы (съезды – соборы, свои святые). Требовались современные темы в музыке, ничего мрачного, унылого. В 30-е гг. складывается стиль советской музыки. Классика + новые черты (революционные советские песни). Культуру поддерживали из политических соображений (в лучшем гос-ве – лучшая культура). Сложилась лучшая в мире исполнительская школа (выискивались таланты): Рихтер, Гилельс, Ойстрах. Советское иск-во замыкалось в себе. Композиторы 30-х гг.: Мясковский, Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Свиридов, Хренников. Родилась советская муз. классика. Песня. Расцвет массовой песни (звуковое кино). Дунаевский. Его песни отвечали главной идее, но это совпадало с талантом композитора: они не потеряли совей радостной красоты и силы. Классико-симфоническая музыка. Симфония №21 Мясковского, симфония №5 Шостаковича. Хоровая музыка. Прокофьев кантаты « К 20-летию октября, «Александр Невский». Шапорин симфоническая кантата « На поле Куликовом». Инструментальная музыка. Хачатурян скрипичный концерт.Балет. Приближают к жизни – хореографическая драма. Прокофьев «Ромео и Джульетта». Опера. Происходит борьба 2-х типов оперы: 1)песенная; 2)речитативная. Появляется советская современная опера (песенная), состоит из чередования номеров в жанре песни (просто, ясно, понятно, легко запоминается). Не рассчитана ни на драматизм, ни на развитие, ни на трагизм, как оперы доглинкинского периода. Иван Дзержинский «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека». Тихон Хренников «В бурю» (гражданская война), впервые ввел в качестве персонажа Ленина. Речитативные оперы: полноценные оперы ХХ века, в которой преобладает не песенность, а дикламационность, но есть страсти, конфликты, развитие, симфонический оркестр. Встретила жестокое сопротивление власти. Прокофьев «Семен Котко» (осудили, но поставили, а потом сняли с репертуара). Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда» (лучшая опера ХХ века, но Сталина она возмутила, запретили).

Советская муз. культура 1941-1953. Патриотическая направленность муз. тв-ва в годы войны. Отражение военной тематики в различных жанрах. Трудности развития сов. иск-ва в послевоенные годы. Партийное постановление 1948г. и его последствия.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на страну прервало мирный созидательный труд советских людей. По призыву весь народ поднялся за независимость Родины. Все силы были подчинены победе над врагом. Лучшие произведения музыкантов правдиво воплощали героические подвиги советских людей, их высокие патриотические мысли и чувства, воспитывали любовь к Родине, стойкость и самоотверженность. Военная тематика в творчестве композиторов выходила на первый план в различных жанрах: песня - развивалась 2 песенных жанра: героико-патриотическая-«Священная война» комп. А. В. Александрова, лирическая - Соловьв – Седой «Вечер на рейде», «Соловьи», «Землянка».Особенно велико значение героических песен, призывавших к возмездию, мщению, и суровых походных песен драматического характера. Симфониям присуще могучая сила духа, глубина и страстность человеческих чувств, острота драматических конфликтов: Шостакович 7-ая «Ленингр.» и 8-ая ,Хачатурян 2-ая,Прокофьев 5ая. Жанры кантата и оратория заняли значительное место, поскольку природа соответствует воплощению образа народа-героя. Оратория «Сказание о битве за Русскую землю» Ю. Шапорина, кантата «Киров с нами»-Н. Мясковского. Опера «Война и Мир» Прокофьева, «Кровь народа»И.Дзержинского,«Под Москвой»Д. Кабалевский.

Война была страшным испытанием. Советский народ выиграл войну. Советская армия прошла через всю Европу, увидела другую жизнь. Начинается новый виток репрессии. Высылали народоизменников в Казахстан,Сибирь.После этого начинается политика русского национализма- все русское самое главное. Кто не согласен - враг. Начали внушать, что все открытия сделали русские, переименовывали иностранные названия. Были изъяты целые пласты современной культуры. За хранение нот Стравинского могли исключить из консерватории. Начались репрессии в области науки- требовали, что-бы был один взгляд на все, разгромили педагогическую психологию, называли - педагогика. Вычеркнули кибернетику -«Продажная девка империализма»,готовился разгром физики. Все привело к тому, что все отстало навсегда. За 2 года издали 4 партийных постановления, где поочередно разгромили лит-ру, театр, кино, музыку. Кино: брались отдельные произведения, два не равноценных-«Иван Грозный» великий, гениальный фильм, «Большая жизнь».В кино изображалась жизнь, которую видела только партия. Коммунистическая партия призывала писателей, художников, музыкантов к овладению творческим методом социального реализма, к более глубокому и всестороннему освоению классического наследия. 10 февраля 1948г. возникло Постановление ЦК ВКП(б) о музыке. В этом документе были определены задачи развития муз. иск-ва. на основе принципов социалистического реализма. В нем учили композиторов писать музыку. Главный удар был направлен против Прокофьева и Шостаковича, так как это были высокоталантливые композиторы, которых знал весь мир и Советский Союз. Занимался вопросами о музыке Жданов «Произведения должны быть понятные и доступные человеку, чем доступнее, тем гениальны. Все ужасно в советск. музыке». Комп. указывали, что главное мелодия, объясняли полифонию, как использовать инструменты, писать «здоровую, похожую на классическую, текстовую, програмную музыку»,кто преподавал в консерватории уволили. Были сняты произведения из репертуара театра.

 

 

Советская муз. культура 1953-1968 г.г. – новый этап в её развитии. Преодоление негативных тенденций, расширение тематики муз. тв-ва. Усиление связи музыки с лит-рой. Эволюция и обновление жанров и муз-выр. средств. Новая «фольклорная волна».

Умер Сталин и окончилась кровавая эпоха в истории, начало перемены, была сослана попытка изменить тоталитарный режим. В 1956 г. XX съезд партии, Хрущёв сделал доклад, в кот. рассказал об истинных поступках Сталина. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», крестьянам выдали паспорта, и они поехали в город; началось строительство жилья – хрущёвок. Нач. период – «оттепели» в жизни государства это коснулось культуры и искусства, нач. радикальные перемены, ис-во поворачивается к жизни и к человеку. Появляются стихи Евгения Евтушенко. Приподнимается «железный» занавес – обмен культур.

1957г. – в Москве: состоялся всемирный фестиваль молодёжи, огромное кол-во иностранцев, открылась выставка импрессионистов, нач. издавать заруб. писателей (Ремарк, Хемингуэй), первые джазовые вечера, приезжают заруб. гастролёры (Кодаи, Ив Монтан). В людях проявляется гражд. чувство, формир. новое в обществе, люди, рождённые во время войны – «шестидесятилетники» - актёры, режиссёры, писатели : Р.рождественский, Окуджава, Вознесенский, прозаики – Быков, Солженицын, Аксёнов. В 1956г. – бала разгромлена революция в Венгрии, идеологов повесили. Борьба против всего нового – «борьба со стилягами», травля Пастернака «Доктор Живаго», книжный голод. В ис-ве были темы: образы революции, Ленина, гражд. войны.

Музыка. В 1958г. - отменили постановление. Стали проникать новые веяния, идеи, нач. гастрольный обмен. Состоялся 1й Международный конкурс им. Чайковского. В нач. 50х умер Мясковский, Прокофьев. Теперь Хачатурян, Шостакович, Кабалевский – старшие, ср. – Свиридов, Хренников, молодые (60ки) – Щедрин, Шнитке, Слонимский, Денисов. Необычное стилевое разнообразие – прод. традиции европ. музыки, совр. авангард (додекафония, серийная музыка).

Новая фольклорная волна.Направление, кот. обновило совр. музыку. «Неофольклоризм» - соединение фольклорных элементов с современными чертами муз. языка. Заруб. – Яначек, Барток, Стравинский, Вилла Лобос – плачи, причетания, частушки. Русск. – во главе Щедрин, Слонимский, Гаврилин. Музыка авторская, все элементы рус. фольклора. Есть и протяжная и плясовая.

Темы. Некоторые традиции – война, Ленин, революция. Шостакович – 9 и 11 симфонии, хоровая поэма «Казнь Степана Разина», Свиридов – поэма «Памяти Есенина», «Патетич. оратория», Щедрин – орат. «Ленин в сердце народном», Кабалевский – «Реквием»,посв. ВОВ. В муз. входит великая поэзия XX века (Блок, Евтушенко, Маяковский, Рождественский). Люди хотят через текст выразить свою гражд. позицию. Появл. философская тематика, сложные идеи, новые жанры: симф-оратория, оратория-поэма, вок-симф. повесть, поэтория, декломатория. Поэтория Щедрина, сам автор стихов (Вознесенский) читает свои стихи. Шостак. – 13, 14 симф. с голосом. Развив. жанр симфонии – могут быть 1частные, многочастные-Щедрин 25 прелюдия для ор-ра. Развив. жанр инстр. орк-ра, камерной музыки.

Музыкальный театр. Опера кажется устаревшей, многие композиторы отходят от оперы, появл. различные оперы: Щедрин «Не только любовь» - из современный сюжет, Слонимский «Виринея» - традиции Мусоргского.

Балет. Развивается более своеобразно, проникает новая хореография, появляются новые балетмейстеры (Юрий Григорович), он ставит балетные драмы – пантомимность. Его постановки: «Спартак» Хачатуряна, «Легенда о любви» Меликова, «Конёк-горбунок» и «Кармен-сюита» Щедрина, «Сотворение мира» Петрова.

1968г. – в Чехословакии попытались обновить социализм, советские войска ввели в Чехословакию.

 

 

Фортепианное творчество С. Прокофьева. С. Прокофьев - исполнитель, характерные черты фортепианного стиля. Жанры. Концерт №1 Ре бемоль мажор для ф-но с оркестром. История создания. Строение и образный стиль.

Прокофьев был выдающимся пианистом. Он учился у Анны Есиповой в питербургской консерватории. С 17 лет дебютировал со своими произведениями. Был пианистом европейского масштаба. Выступал на одном уровне с Рахманиновым, как пианист был полон энергии целеустремленности.

Главная концертная деятельность была в дореволюционное время. Свой последний концерт дал в 1944 г. в Москве. У Прокофьева началась болезнь-злокачественная гипертония.

Сочинил 5 концертов, 9 сонат, циклы пьес - Сарказмы, Мимолетности, "Сказки старой бабушки", детскую музыку, концертные сюиты "Ромео и Джульетта" и "Золушка". 4 концерта написаны для левой руки (есть еще у Равеля).

Прокофьев со Стравинским, Бартоком и др. создал новый, современный образ, стиль ХХв. - в ф-но стали использоваться крайние регистры. Стиль Прокофьева отличается ритмической энергией, гипнотическим воздействием.

 

Концерт №1 Des-dur (1912г.)

Концерт очень дерзкий, Прокофьев провозглашает свой ф-нный стиль.

Концерт одночастный со вступлением и заключением. Здесь сонатная форма, где каждый раздел можно представить как отдельную часть.

Вступление начинается с темы, которая будет звучать трижды - очень напористая, за темой идет фортеп-я каденция в характере этюда. После начинается экспозиция:

г.п. - в ритме тарантеллы. Ф-нные приемы Прокофьева:

резко акцентированная игра

параллельные движения

повторения одних и тех же ритмоинтонаций-токкатность

использование крайних регистров ф-но, особенно верхнего.

п.п. - траурно-фантастическая, затем опять звучит тема вступления.

Эпизод в темпе Andante - совсем другой мир - пастель - засурдиненые струнные. Эта музыка напоминает музыку Рахманинова. Здесь улавливаются восточные черты. Разработка скерцозная.

 

Кантатно-ораториальное творчество С. Прокофьева. Сочетание традиционных и новаторских черт. Кантата «Александр Невский». История создания. Претворение традиций русского эпоса. Симфонизм музыкальной драматургии.

Кантатно-орат. жанр в творчестве СП – занимает одно из ведущих мест в его творчестве и является огромной ценностью. Самая яркая кантата – «Алекс. Невский»(1938-1939гг). Действие происходит в 13 веке. Кантата написана по музыке к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский». Текст – С. Прокофьева и поэта Луговского. (меццо-сопрано, хор, симф. оркестр).

Кантата «Александр Невский» утверждает героико-эпическую национальную тему. В кантате есть 2лагеря: рус и нем. У каждого свой музыкальный облик: 1. Русс – песенное начало, диатонические аккорды, ощущение русского патриотического воинства,. Маршевые ритмы, веселые скоморошьи наигрышы.,в оркестре – преобладание струнных. Из вокала только католический хорал; 2. Нем – характеристику фашистских сил передает музыка крестоносцев, хорал в баховском стиле.

В кантате «А.Н»7 частей: 1. «Русь под игом монгольским» 2. «Песня об А.Н» 3. «Крестоносцы во Пскове». 4. «Вставайте, люди русские» 5. «Ледовое побоище» 6. «Мертвое поле» 7. «Въезд Александра во Псков»

Драматургия строится на сопоставлении и столкновении 2х миров . Композиции состоит из вокальных и оркестровых номеров. Вокальные номера – (2, 3, 4, 7)- хоры. 6ч - сольная песня., Оркестровые номера , жанрово – изобразительные (1 и 5 части). Здесь заметно ощущается влияние кино: 5ч дана как цепь мелькающих кадров.

1ч. Вступительная картина. 3хчастная форма . Дана характеристика 2х сил: монголы (тема у гобоя, кларнета, туба,) и русские (гобой и бас, кларнет, крайние регистры)

. Мужской хор и оркестр. Крайние регистры: «А и было дело на Неве - реке». Ср.р: «Не уступим мы землю русскую»

3ч. Вступление оркестра – диссонансы крик, стон в завоеванном городе. Эта тема проходит трижды перед каждым разделом: 1й р. открывается тихим святым пением , хорал крестоносцев; 2й р у струнной группы рус. мелодия (звучит в 6ч) 3й р. – хорал в варьированной форме

Таким образом: 2ч и 3ч – экспозиция противоборствующих сил.

4ч. Русь показана с героической стороны. 3хчастная форма. Оркестровое вступление звучит как колокол. Основная тема – чеканные, призывные интонации.

5ч. Центр кантаты , можно назвать разработкой. Появляются новые русские темы. 5ч напоминает «Сечу при Керженце» Римского Корсакова. Написана в рондообразной форме.,эпизоды – русские.

6ч. Песня для меццо – сопрано и оркестра. Скорбь Родины о погибших в образе невесты оплакивающей «славных соколов». С. Прокофьев опирается на плачевные причитания.

7ч. Хоровой финал, прославляется Русь. В завершении появляется новая тема «Веселися, пой мать родная Русь ».

 

 

Хачатурян Арам Ильич (1903-1978). Темы, образы, жанры тв-ва. Тематические, образные и стилевые связи с армянским народным искусством. Отражение характерных черт стиля композитора в Концерте для скрипки с орк.

Х.внёс в мир-ю муз. культ. огромный, неоценимый вклад.

Муз. Х. - неповторимый, удивит. красочный мир вост. образов. В тв-ве Х преобладают радостные, солнечные тона пиршество красок, смелых, необычайных звучаний. Почти всё тв-во пронизано стихией танца - отсюда и разнообразие ритмов - ровных, спокойных и острых, напряжённых. Х. 1-й из вост-х комп-в использовал в своём тв-ве крупные симф. формы. В его тв-ве соед-сь черты нац., русск., и заруб. муз.

На фольк.основе он пишет свои 1-е соч-я: сон.для скрипки и ф-но, трио для скрипки кларнета и ф-но, токкату для ф-но. В 1926г. издаёт сборник ф-х пьес разл. хар-ра и разл. сложности для маленьк. пианиста; симф. танцевальную сюиту;1-ю симф.(1934)1-е зрелое произв;муз.для театра,кино,песни,инструм пьесы разл.содерж. и жанров;неск.хоров,марши для дух.орк-ра.Симф.поэму- балет «Счастье»,ф-е и скрип-е концерты.Ф-й концерт,посвящённый Льву Оболину,укрепил за Х.славу одного из лучшиу сов.комп-в.Балеты «Спартак» и «Гаяне» явл.не только одними из лучших произ-й Х, но и одними из лучших произв-й мировой балетной классики.Последние произв-я : концертная рапсодия для скрипки с орк.,концертная рапсодия для виолончели с орк.

Конц.для скрипки с орк.(1940)посвящён Д.Ойстраху.3части-медл,быстр, медл. 1ч.жизненная энергия заключена в рамки сон. Аllegro.Эпиграф-волевая

тема,г.п.-нар.-танц-я(близка к армян.нар.песне)п.п.- поэтич.,возвыш.,лирич-я- вырастают одна из др. Образы и хар-ры контрастны.Заверш.1ч.кодой,связ-ой с темой эпиграфа.2ч.продолжают развитие образы высокой поэтич.лирики. Спокойное созерцательное настроение создаёт прекрасная песенная мелодия у скрипки на фоне орк.Финал-сверкание красок,радостное веселье.Стихия стремит-го,словно парящего танца пронизывает обе осн.темы-г.п. и п.п. Достойно венчает это замечательное произ-е звучащаяапофеозом кода.

Деят-ть Х. была высоко оценена коммунистич.партией,сов.правит-вом,

Междунар.общественностью.Присвоено звание нар.артиста СССР,героя соц. труда,избран акдемиком АН Армянской ССР,почётным членом ряда заруб.акдемий.

 

Симфония

Опера «Леди Макбет Мценского уезда». Поставлена успешно, затем разгромлена, изгнали лет на 30, запретили исполнять симфонию. Это переломное время для Шостаковича. Сознание его становится раздвоенным.

 

 

Поздние симфонии Д. Шостаковича. Выход за рамки традиционного жанра в симфониях № 13, № 14. Симфония № 15 как итог симфонического творчества композитора. Использование приёма «коллажа» и его философский и образный смысл.

«1917 год» симф№12. Программная в ней 4ч. 1-я «Революционный Петроград», 2ч «Разлив», 3ч «Аврора», 4ч «Зоря человечества».

Симф.№13, 14 введено слово(голос). 1962 напис. 13, орк, басы соло хора басов на ст. Е.Евтушенко. В симф. 5 ч., нет сюжета, отдельные картины. 1ч «Бабий Яр», 2ч «Юмор», 3ч. «в магазине», 4ч «Страхи», 5ч. «Корьера». Судьба симф драматична. С трудом добились премьеры и она исчезла.

Симф14. 1969 не похожа на традиционную симф. Написана для сопрано, баса и камерного орк. В ней 11 ч на стихи разных поэтов. Смерть – понятие многогранное, широкое (духовная смерть, смерть любви, надежды, свободы).

2ч. «Малагенья» ст. Г.Лорги. Пляшущая смерть постоянно.

№15 Ля маж. 1972 последняя его симф, черты последнего слова. Чисто инструментальная симфония, в 4-х ч. Программы. Ясная симф, но с темными глубинами. 1ч allegretto , напоминает причудливое скерцо – перекличка с 1-ой симф чувств. взглядов челов, прошедшего жизнь. Ш. вводит цитату чужой муз., кот резко выделяется на фоне стиля Ш. (марш из оп Россини «Вильгельм Тель»). Такой прием назыв «коллаж». Оп взят из изобразительного искусства. 2ч траурная, мысли о смерти. 3ч скерцо собирает разные оттенки . 4ч. Финал. Ш вводит цитату, но уже другого х-ра. Это тема судьбы из темы «Полет Валькирии. Кольцо Нибелунгов». Последние слова, образ черного, холодного пространства.

 

28. Д. Шостакович. Опера « Леди Макбет Мценского уезда» ( Катерина Измайлова). История создания и судьба произведения. Музыкальная драматургия. Характеристика главных действующих лиц. Роль оркестра.

Опера посвящена жене.1932 год. 1934г.- была поставлена в Москве и Ленинграде. 1-я русская опера, поставленная за границей. В 1936- в газете «Правда» появилась статья « Сумбур вместо музыки». Обвинялась: мелодическое убожество, сложность музыкального языка, потакание буржуазии. Опера снята с репертуара, новое название «Катерина Измайлова».В основу оперы положена повесть Ник. Лескова (русский писатель 19в., знаток рус. языка). Очерк рус. провинции «Леди М. Мц. Уезда».В опере сильны традиции Мусоргского и Достоевского (попытка проникнуть внутрь и последнее как добро побеждает зло).

Структура оперы:

1д.(3-и картины)- экспозиция и завязка драмы, знакомство Екатерины и Сергея.

2д. (4-5 картины)- развитие и кульминация драмы. Все убийства, муки совести.

3д. (6-8 картины)- действие выходит за рамки 1-го дома, купцы, полиция, не состоявшаяся свадьба, арест.

. (9 картина)- каторга, развязка, гибель Екатерины.

Жанр оперы: трагедия-сатира.

1к. Сцена отъезда хозяина- свёкор Борис Тимофеевич заставляет, чтобы оплакивали хозяина. В тексте скорбь, в музыке их истинное отношение (грубо, неуклюже развязная мазурка).

4к. Смерть свёкра- приезжает священник, за деньги Екатерины, он сообщает, что Б. Т. умер из-за отравления грибками.

Сергей- жестокий, пошлый, примитивный. В начале играет роль галантного, благородного, когда обольстил Екатерину- злой. В оркестре- наглость.

3к. Дуэт Екатерины и Сергея- приход С. В спальню, якобы за книжкой.

Свёкор Т.Б.- жест, жадный старик. У него есть тема- напоминает тему зла у Шостак.

4к. Монолог Т.Б.- у Ек. роман с С., старик обходит свои владения. Его взгляд падает на окна Ек., думает почему бы не зайти. Тема зла настороженная, шаловливые мотивы у фагота, неожиданные муз. Цитаты- мелодии венского вальса, гусарская мазурка.

Интонационный мир Екат.:песенность( от протяжённой до скорбного монолога).

3к. Ариозо Екат. и «Я в окошко увидела голубков»- в ритме вальса, тоска, желание любить.

9к. Каторга. Свидание Екат. с С. , их ведут отдельно. Ариозо «Серёжа- хороший мой». Муз. брань, неуклюжие ходы, ладовое столкновение человеческого и нечеловеч. Ариозо «В лесу, в самой чаще есть озеро». Начинается 9к. вст. грозным, песня старого каторжника в стиле русских тюремщиков, мрачная.

Оркестр: голоса и оркестр равны. Есть антракт между 4 и 5 картинами. В нём многое комментируется. Пассакалья басо- остинато,верхние голоса страдания.

 

 

Творчество Р. Щедрина как выражение новаторских тенденций в музыке 2-й половины ХХ века. Темы и образы. Новаторство в области музыкальных жанров. Особенности музыкальной драматургии и музыкального языка. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром как образец стиля композитора.

Щ - крупнейший комп 20 в. Большой профессионал. Соединил в тв-ве большое кол-во тем, стилей, жанров. В муз 20в появляется «полистилистика» (многостилистика), ускоряется темп в жизни. У многих композиторов, у одного комп-ра , полистилистика может уживаться в 1 произв. Щ – яркий представитель «полист» (фольклорный стиль, муз русс средневековья, колокольное звучание, бытовая муз 19в, джаз, все стили 20 века). Тематику тв-ва можно сравнить с Прокоф. (русс старина, русс фольк-р, современная тематика). Жанры по названия традиционные: оп, балеты, оратории, симф, ф-ый конц, орк-ый конц. Скрываются необычные по облику произведения. Начинает муз образование в муз училище. Жизнь Щ сложилась успешно, живет в Мюнхине, муж М.Плисецкой. У Щ: 3 симф, 5 ф-ых конц, неск оп, балетов, произв в странных жанрах (штучные произведения). Вступление к 9 симф Бетховена, написанная по случаю юбилея. Симф этюды диалоги Шостаков.(зашифрованы инициалы Шост, свои и Дирижера Янсенса ). Ряд произведений посвященных Растраповичу «Концерт притча для виолончели», «Колокольное величание», «На пасашок» (6 виолончелей и 1 флейта). Муз для города Кёттена (вариант бранденбургского концерта), муз для города Аусберга (родной город Моцарта), концерт для альта, «Лица русс сказок», 3 симф, 3 концерт для ф-но «Старинная муз русс провинциальных цирков», «Посвящение Шопену» для 4-х роялей. Щ большой мастер, владеет всеми стилями. Он стремится к краткости, идет это от главного истока, т.е. русс частушка. А это: активность, утвердительности, повторность, ритмич и мел постоянство, краткость его мелодии. Т.к. муз осн на разных стилях, она сложна для воспр, ее драматургия, мнтаж.

Конц№2 для ф-но. Не программный, но каждая часть имеет название. 1 – диалоги; 2- импровизация; 3- контрасты. 1ч по краям монологи ф-но соло, стиль до баховской графич муз, строгие ходы голосов, свободный ритм, углубление в себя, в кот меняются оттенки. 2ч скерцо, построено на непрерывном движении, стиль русс частушки. К ф-но прибавляется труба соло. Импровизация в нотах прописана (1 такт – пассаж p.s. повторить несколько раз с любым интервалом во времени; 2 повтор пассаж с остановкой на любом звуке; 3 играть любые ноты в любом регистре, но в ритме заданном; 4 то же самое, только , б2 играть). 3ч разные стили чередуются. Начинается 3-мя аккорд-ми орк, как вой старинных часов. Эпизод настройка рояля (джазов импровизация). Заканчивается маршем – движение в жизнь

 

 

30. Музыкальный театр Щедрина. Балеты. Обновление традиций, переосмысление традиционного содержания. Источники сюжетов. Многоплановость муз. драматургии, новизна муз-выр. средств (на примере балетов «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка»).

Музыкальный театр Щедрина занимает ведущее место. Щедрин вносит в жанр серьезные философские замыслы, используя произведения Толстого, Чехова.

Балеты.

1955 г. – «Конек – Горбунок». Щ. писал балет будучи студентом консерватории. Б. наполнен народными ритмами плясовых, имел успех.

1967 г. – «Кармен – сюита» ( по просьбе М. Плисецкой). Щ. переделал оперу Бизе в балетную сюиту, сделал транскрипцию.Это одноактный балет, где сюжет сжат, поэтому драматизм усилен. Музыку Щ. расположил в своем порядке, из всех героев сохранил только трех: Кармен, Хозе, Тореро, но также ввел новых: Коррехидор – распорядитель корриды, фигура Рока – женщина в черном. Характеристика Кармен – лейтмотив Кармен, хабанера, Сцена Гадания.Хозе – ария с цветком, песенка Хозе, антракт третьего действия.Тореро – марш, куплеты Тореодора.

Оркестр состоит из двух оркестровых групп: струнные (мелодика) и ударные (ритм) – 30 инструментов. Оркестровка связана с драматургией, т. е. – контрастные тембры: Кармен( маракасы, виброфон, бубен), мир вокруг Кармен(щелкающие, стучащие), колокола – Рок. После второй постановки балет запретили.

1973 г. – «Анна Каренина» (по просьбе Плисецкой, которая сама его поставила). Щ.ввел несколько тем Чайковского по принципу коллажа: 2 темы из Симф. №3, 1 тему из фортепианных вариаций, 1 тему из квартета №2.

Драматургия балета строится на противопоставлении двух разных типов музыки: 1. Мир внешнего действия; 2. Музыка внутренних состояний. В балете много лейтмотивов: у Анны, у Каренина, но у Вронского лейтмотива нет.

1980 г. – «Чайка» по пьесе Чехова – одна из сложных пьес Ч., пьеса о безответной любви, о чел. одиночестве, об искусстве. Балет состоит из 24 прелюдий, 3 интерлюдии, постлюдии – эпилога. Лейтмотив балета – тема Чайки – символ искусства.

1985 г. – «Дама с собачкой» по пьесе Чехова. Одноактный балет в 5 дуэтах(герои балета).

 

31. Музыкальный театр Щедрина. Опера. Источники сюжетов. Обновление традиционных жанров. Многоплановость муз. драматургии, новизна муз-выр. средств (на примере балетов «не только любовь», «Мёртвые души»).

Родион Константинович Щедрин (1932-…)-соединил в своем творчестве огр. количество тем, стилей, жанров. Яркий представитель полистилистики (фольклорный стиль, музыка рус. средневековья, церковь, колокольные звучания, быт музыки 19века,джаз) Муз.театр - ведущее место в творчестве. Серьезные философские замыслы, ставит актуальные проблемы 20 века. В качестве авторов - великие писатели Гоголь, Толстой, Чехов.

50-е годы - новая фольклорная волна. Щ. поехал на север и открыл 2 жанра: плач и частушка. Стали основой, частью его языка. 1961- оп. «не только любовь»-камерная, на сюжет рассказа С. Антонова «Дожди». В опере частушка дана так, как бытует в народе - на деревенской улице и в клубах, в будни и праздник. Част. тонко реагирует на все происходящие события, неразлучна с героями оперы. С ее помощью выражают свои чувства, отношения друг к другу. Действие происходит в послевоенные годы. В деревни почти нет мужчин. Гл.героиню Варвару делают председателем колхоза. Влюбляется в молодого парня, у кот. есть девушка. Но она отказывается от любви. Сам. яркие номера - песня и частуш. Варвары - героиня решается раз и навсегда поставить крест. оперу сняли через 2 постановки.

1977-оп. «Мертвые души»-стала событием 20 века. встает вровень с оп. Шостак. Построена необычно, но точно по Гоголю. Сам Щ. назвал «оперными сценами по поэме Н. Гоголя». Противопоставляет друг другу 2 России: 1- народная, поэтическая (муз. Великая, страдающ, отраж. Трагическую Россию, дана через фольклор)2-помещичья (муз.суетная, пошлая, история покупки мертвых душ, в традиц. оп. стиле.). в оп. 3 действия, потсроена по номерному принципу (19 номеров с названиями). Вед. Роль- народная песенность Образ народа воплощен в вокальных номерах - сольных и хоровых. Б. место-нар. песня «Не белы снеги» в стиле протяжн., ямщиц. песен (сл. Народные, муз. автора) 2 девушки, поющие в народной манере, в оркестре - протяжные плачи.

Сатирич. сцены. Использует различные приемы оперы buffa (комедия масок). Использует комический речитатив, персонажи показаны через их речь, передается разн. манерами пения – бельканто, скороговорка, говорок. У многих свои интонации, инструменты.

Манилов – мечтатель, ласковый, сладостный. Закругленные интонации, украшения, форшлаги, морденты, тембр флейты- неопределенность.

Собакевич - грубый, хамоватый, интеллект. туповат, неуклюж, тяжеловест. – широкие скачки и топтание на одном месте.

Плюшкин –олицетворение скупости, поручает его партию женскому голосу, дано заикание, срывы на фальцет.

 

 

Тв-во А. Шнитке. Проблематика , жанры, преобладающий тип муз. драматургии. Полифония содержания и стилистич. поисков. Кончерто-гроссо №1 как выражение драматургии стилей. Идея произведения и её муз-образное воплощение.

Альфред Гальевич Шнитке (1934-1998)- композ. и чел-к с незапятнонной репутацией. Всю жизнь прожил вдали от официального признания (не исполняли, не печатали, из 70 произвед. признано 2). Впервые отмечен официально в 1953 –госпремия за музыку к мультфильму по рисункам Пушкина. Воплотил муз. полистилистику(отголоски барокко, романт, музыка пошлого быта современности). на это все-свой взгляд. В его музыке встреч.высокое и низкое, добро и зло(трад. Шостоковича). Особенности комп. личностиШ: интерес к философ.концепциям,глоб.проблемам,нравст.тематике;эмоц. сильное раскрытие содерж-я; экспрессивная подача материала; предпочтение драм.(конфликт.)форм выражения; преоблад. крупных форм.

Произвед:9 симф,5 кончерти гроссо,4 скрип.концерта,1 альтовый,2 фортеп,неск.скрип.сонат. хор.произв:оратор. «нагасаки»(





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.026 с.)