ТОП 10:

Лирика 30-х годов. Каменноостровский цикл.



1830-е годы в творчестве Пушкина открывает «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), написанная в Болдине 8 сентября 1830 года

Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности не только в прозе, но и в лирическом творчестве.

Лейтмотивом «Элегии» является тема «печали»: от «печали минувших дней» до «печального заката» жизни вообще.

У Пушкина переход от молодости к зрелости, от «безумного веселья», юношеских надежд и страстей к жизненной мудрости не сводится к чувству разочарований и утрат.

Как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, так и душа, проходя через бурные чувственные искушения, воскресает в бескорыстном любовании красотой и гармонией окружающего мира. В стихотворении «Туча» (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление.

В стихотворении «Осень», созданном в Болдине в 1833 году, Пушкин объясняет, почему он любит именно это время года, почему осенью испытывает он самые длительные приливы вдохновения. Осень глубоко умиляет поэта своей особой красотой — умиротворенной, тихой, смиренной, не возбуждающей страстных тревог.

 

Самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого "каменноостровского цикла" (написаны в Петербурге на Каменном острове летом 1836 г.): "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти". Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах.

Повести Белкина.

1830. «Гениальное новое слово» - достоевский.
Авторство идей повестей он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину

Сам Белкин когда-то был военным, ушёл в отставку, поселился в деревне, изредка выезжая в город по делам и останавливаясь на почтовых станциях. Белкин вообще характерное лицо русского быта.

Жанровое ядро новелл составляют предание ( легенда), притча и анекдот. От характера смешения этих жанров в каждой новелле зависит её своеобразие.
Выстрел – чисто романтическое название и конфликт. Сильвио – плебей, его цель – унизить.
Мотив прощеной пощечины.
Метель – символ внутренней бури. Нет однозначности: храм одинокий, но он виден.
Станционный смотритель – мотив блудного сына/дочери. У Дуни не было жалости ни к себе, ни к отцу. Для чего жертва?

28. Пиковая дама.
1834.
«Сюжет Ракольникова». Германн верит в то, что является сатанизмом чистейшей воды, в астрологию, нумерологию. Финал вполне справедлив. Эгоизм и жажда его убили.
Раскольников и Германн — это, по сути, два несостоявшихся Наполеона. Оба одиноки и бедны, оба имеют неистовое желание победить судьбу. Тайное сознание своего превосходства над другими людьми не дает им покоя. И на совести каждого лежит грех человекоубийства — у каждого на душе убитая старуха. С одной стороны — старуха, с другой — Наполеон. Это как бы две оси координат, в которой мы первоначально определяем Германна и Раскольникова.

Капитанская дочка.

1836. Пушкин ездил по пугачевским местам.
Пафос нравственно-религиозный.
Только любовь может спасти на пути преодоления соблазна.
Отец – хранитель чести рода. Главная сюжетная линия – Гринев – Пугачев.
Ребенок,вдова и сирота – неприкосновенны.
В финале правосудие земного и человеческого суда.
Пугачев – человек бунта, Гринев – смирения.
Один из главных героев романа — Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни.

Мемуарист Гринев — настоящий дворянин, никакие “насильственные потрясения” он не приемлет

Таким образом, замысел автора показать мемуариста объективным, честным, благородным, истинным дворянином с социально-обусловленным характером убеждений несомненно удался суд читателя события двух лет его юношеской жизни.

Личность Лермонтова.

1814-1841. Бабушка из рода Столыпиных. зятя ненавидела.
Лермонтов показал в нас самое худшее. Он художник – ясновидец. Сами названия его стихов удивительны.
Болезнь заставила его рано повзрослеть. Друзей у него не было. Московский пансион – универ – военная школа.
Ранняя лирика – 28-36. Она автобиографична. Неверие. Нет чувства дома. «Молитва» «Я не унижусь пред тобой»
Он чувствовал,что его творчество цинично.
Для него Бог – нечто осязаемое. Гений гоним толпою.
29 – «Не обвиняй меня всесильный»
Сон - состояние полной свободы, блаженства.
Его руссксть очевидна.

Поэмы. Ранние – кавказские – 28-33.
«Пленник» «Измаил»
Русские – с гордым героем – 34-36
Поздние – с 37

 

31.Пафос лирики Лермонтова.
вопрос 30 +
молитвенность была состоянием его души. Великий дар божий приноси в его душу покой.
Лермонтов безумно любил Кавказ и его народы. Он поэт-христианин. Совесть его страдает. Сила чувст удивительна. Сила гениальности в его способности перевоплощаться.
Личность такого масштаба не могла участвовать различных кружках.

Тема русского богатырства.

Песня про купца Калашникова. 1837.
Не в силе бог, а в правде. Жалобы на настоящее покление, дремлющее и бездейств-е.
3 части, как былина: зачины, концовка, повторы, параллелизм, повествуют гусляры
1 часть – пир у Грозного.
2 – метод от противного – дубовый стол – символ вечности, красный угол с лампадой.
3 – поединок. Два типа морали.

Мцыри

1839. О мальчишке-сироте, о послушнике.
Это любимый идеал автора, отражение тени его собственной личности.
Перед нами горькая судьба его семьи.
Поэма – исповедь носителя этой судьбы.
Лермонтов подчеркивает родство по крови. Это пустыня, тк не Бога. Земная природа – тень божьего рая. Внутреннего дома у него в душе нет.
Исповедь – чисто романтичекая вещь, пейзажы четкие.

Демон

1839.В центре – библейский миф о низвергнутом Люцифере.
В экспозиции прошлое демона, его воспоминания («тогда»).
Он открыл для себя пучину гордого познанья. Абсолютное зло будет всегда.
Он жаждет любви, но он раб зла.
Для Тамары поцелуй – смерть.

Герой нашего времени.

1838-40. Роман с оглядкой на «горе» и «онегина».
Это психологическмя проза. Автор насыщает роман физиологическими очерками.
Жанр – несколько рам,вложенных в одну большую раму.
Каждая рама имеет самостоятельное значение.
Тамань – приключенческая новелла.
Бэла – путевые записки.
Мери – психологическая повесть.
Цель лермонтова – не рассказы про дуэли, а история души человеческой.
Рассказчик 1 – странствующий офицер
2 – максим максимыч
3 – печорин.
ММ видит в П всё – самолюбование, демонический характер.
Тамань – поединок с судьбой. Холодный рассудок.
Княжна – нравственное убийство невинной девушки.
Всех испытывает на высокие нравственные качества.
Фаталист – жизнь без всякой цели.
Утратил пыл благородных стремлений.

Личность Гоголя

1809-1852 (николай васильевич яновский)
Ближайшие друзья – Пушкин, Жуковский, Плетнев
Советская оценка – Гоголь-сатирик. После перестройки – художник-крестьянин.
«Г. сдвинул литературу от эстетики к религии» - Мачульский.
Родился в Полтавской губернии,Диканька,Миргород – родные места.
От матери у него исключительная впечатлительность. У нее была навязчивая идея страшного суда.
Нежинская гимназия высших наук – первая степерь.
Любил театр, очень хорошо играл Простакову.
В 28 лет уехал служить отечеству в Питер.
В театр его не приняли, тк в моде была декламация,а он играл естественно.
Поэма «Ганс Кюхельгартен» 1829 – псевдоним В.Алов - после он стихов не писал, тк никто не читал и не покупал.
Жуковский дал ему рекомендательное письмо к Плетневу.

Вечера на хуторе близ Диканьки

1831-32. Пасечник Рудой Панько – «Издатель».
Журнал «Бибилотека для чтения»: Гоголь писал для черни.
Сорочинская ярмарка – карнавал. Нагромождение метафор.
Вечер – любимое время Гоголя – время нечистой силы.
Пошлость – неразграничение добра и зла – главная его тема + мертводушие – черт внутри.
Для него Бог – страшный судья.
Вечер накануне Ивана Купала
Майская ночь, или Утопленница
Пропавшая грамота
Ночь перед рождеством
Страшная месть
Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Миргород

1935. – продолжение «Вечеров».
Герои – небокоптители; жалкие домашние подробности.
Открываетя цикл Старосветскими помещиками.
Супружеская пара – люди бесхитростные. Жена мужа от переедания лечит едой.
Время рану не лечит: спустя 5 лет он от боли не избавился.
Внешнее проявление чувств – ложь. Жизнь их в неизменяемости и неповторяемости каждого дня.
Кошечка из-за забора – смерть.
Тарас Бульба– война против католических недоверков. Тарас не фанатик религии, нет увлечения внешней обрядности. Пафос – не в силе бог, а в правде.
Вий – начальник гномов на Украине. Перед нами будущие духовные пастыри. Церковь почернела, к ней не ищут дороги. Все продали душу.

Арабески. Портрет. Шинель.

Или Петербургские повети. 1835.
Арабески – сборник. Статьи - Взгляд на составление Малороссии; Несколько слов о Пушкине; Об архитектуре нынешнего времени; О малороссийских песнях.
Дух Петербурга гибелен для России. Он находил в нем засилье Запада.
Невский проспект. Что за этой красивой панорамой?
Жизнь человека – метаморфозы зла. «Все ложь,обман,все не то»
Портрет – проблема дара. Чартков – дьявольское начало. Купил портрет – нашел деньги – далее испытание.
Им овладела адская зависть. Он талантливые произведения рвал с бешенством тигра.
На портрете был изображен ростовщик.
Записки сумасшедшего– герой отринул свой крест,ю свое поприще. «Каждый оставайся в том звании, в котором призван»
Нос – черт пошутил, и нос стал всем – греховная порча лица.
Шинель – житие святого человека. Акакий – смиренный. Он даже не различает, что ест, - все темное ушло, ничего не осталось. У него беззлобный и детский характер. Человек в вещах прячет наготу свою.
Его хранит красота буквы, а людям кажется,что он служит на последнем месте. Он умер,тк жить как прежде уже не мог.

Ревизор.

1816. статья «Петербург и Москва»
«Дайте нам русских характеров, нас самих нам дайте» На сцене засилье французских водевилей. Он просит создать новый репертуар.
Первое упоминание – Письмо к Пушкину – 35г.
Цель Гоголя – посмеяться над чертом.
Смех – возмездие за грехи.
Фабульный план – чиновники во всем своем многообразии, круговая порука, дьявольщина.
Уездный город – русское захолустье. Власть бесконтрольна.
Эпиграф указывает на ревизию души. Внутренний человек – суд совести.
Сон городничего говорит о конфликте, но он кажущийся. «Все ложь, все обман»
В финале немая сцена. Окаменевшая группа. В центре городничий в виде столпа. Типа распьтье.
Любимые приемы гоголя – саморазоблачение героев, особенно в богоугодных заведениях.. Абсурд везде.

43. «Мертвые души»,замысел. Причины неудач.

7 октября 1835-начало работы. План-3 тома, написан-1 и черновики 2. Сюжет Пушкина-реальный факт о местечке Бендеры. Замысел:показать русскую действительность. 1 т.-жизнь,2-Частилище,2т.-Возраждение(героев должны были сослать в Сибирь). Идея восходит к Данте. Герои 1т: Чичиков Павел Иванович, слуги Селифан и Петрушка, Манилов(дети Фемистоклюс и Алкид ), Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Герои 2: Чичиков,Тентетников Андрей Иванович, Александр Петрович, Фёдор Иванович, Генерал Бетрищев, УлинькаПетух Пётр. Неудача 2т: Гоголь понял что герои неживые, много рассуждал, произведение утратило художественность.

44. Выбранные места

31 письмо, испорчено цензурой. Приложено духовное завещание. Основная работа-лето и осень 1846 года, письма подписаны инициалами. Книга-смесь проповедьи, исповеди и эпистолярным жанром. Идея: автор был болен, но прозрел вследствие своей болезни, полон духа любви, кротости и в особенности смирения. Православие лучше, оправдывает крепостной строй, всех поучает. Белинский раскритиковал и написал «Письмо Гоголю», которое запретили.

46.Духовная драма Гоголя.

Видел зло. Стремится к добру и не находит. Ищет спасение в вере, но слаб религиозно. Сожжение книги-как отказ от дара. Он не сатирик, он мистик. Слишком остро реагировал на мир, не радовался жизни. Был очень горд и боялся смерти.

47. Новатор Крылов

появились новые образы животных, метко олицетворяющих отрицательные качества людей. Это живые характеры, пороки определенных слоев общества. Его герои стали не условными типажами, а конкретными, они имеют свою индивидуальность(лисица). Показал русский национальный колорит: практичность, житейскую мудрость, простодушную и злую иронию(ларчик). Нет рамок, язык разговорными элементами, народными просторечиями. ("Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак, Кто слушает людских всех врак) 48. Мотивы, средства, символика ЖуковскогоПейзажная лирика «Море» 1822. Душевное состояние автора, общение с высшими силами. Постижение тайн стихии. Три логич. Части. Символич. Образы моря и неба(недостижимого идеала). Аллитерации, Мелодичность, ритор.вопр., повторы.49. Баллада Светлана. Перевод Бюргера Посвящена А. А. Протасовой окончен в 1812 году. Три варианта: «Ленора» «Людмила», «Светлана». Написана хореем. Реалистический эффект-ужас во сне. Средства: эпитет,
олицетворение, параллелизм. Природа предстает в произведении
одухотворенной: жалобно кричит сверчок, зловеще каркает ворон,
радуется дню петух. Близость фольклору.50. Горе от ума. Особенности, едиства, язык.элементы классицизма романтизма и реализма. сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX в. Вышла в свет в 1862. Единства соблюдены(место, время) действие: любовный+социальный конфликт, говорящие имена. Старое и новое. Чацкий - это прямая пропаганда самых передовых идей. Монолог-экспозиция, монолог-завязка, Монолог "А судьи кто?" является развитием кон-фликта, Монологи Чацкого, Фамусова. Композиционное новаторство Грибоедова в первую очередь состоит в естественности, органичности, в простоте развития действия. Яркий, образный, афористичный язык. Самое цитируемое произведение. Критика галломании. 51. Особенности школы гармонической точности.Жуковский и Батюшков,“Школа гармонической точности” негласно требовала, чтобы слова подбирались с учетом звуковой гармонии: звуки должны ласкать ухо. Поэтому предпочтение отдавалось “приятным” звукам (л, м, н и гласным), шипящие исключались. Не допускался стык согласных. малые формы. слова подбирались по их лексической и стилистической уместности. Несоблюдение (иногда) объектной правды.(Выздоровление. Например-ландыш не может гибнуть под серпом)52. Поиск себя у ПушкинаПервые его стихотворения датированы 1813-м годом. За следующие три года написано свыше 130 произведений. Развитие поэта-отрока было стремительным. Поражал поэтическим слухом, восприимчивостью, жаждой новых жизненных и поэтических впечатлений. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями русских и французских писателей.(певец Пуш. С певца Жук.) Он жадно впитывает все лучшее, что создала европейская литература. Его поэзия-переменчива.Разные тенмы(Опытность/воспоминание в царском селе)53. Мотив вольности у Пушкина 10-20Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века - это и политическое освобождение от “гнета власти роковой» Стихи(Ода вольность, К ЧААДАЕВУДеревня)54. Драматургия Пушкина в БГ.1825 г.Малопригодна для театра. Нарушает все единства. Опирается на историю Карамзина. у Шекспира-вольное и широкое развитие характеров,реалистичность. стремление отойти от грубой тенденциозности, от метода проведения той или иной идеи, «любимой мысли». Получилась романтическая трагедия(т.е.не классицистическая) Совмещение и смешного и трагического. Отказ от рифмованного попарно александрийского стиха. Нет центрального героя, есть исторические события. Белинский:это эпичекая поэма.55.Евгений Онегиннаписанный в 1823—1831 годах,8 глав, близко к реализму. Роман в стихах. События: с 19-25. Правдивые описания. Онегинская строфа. Мало событий, т.к. раскрытие характеров важнее. Зеркальность: герои меняются местами. Сам Пушкин делил на три части. Лиро-эпический роман. Каждая глава может стать последней, но может иметь продолжение. Открытый финал-крушение старых схем. 56. Образ автора в Е. О.Автор сам герой и рассказчик. Мы узнаем и о его жизни тоже, о его возлюбленных и думах. О. и П. хотят у путешествовать вместе, у П. оказываются их письма. Это все делает О. реальнее. Между ними есть различия (П. любит театр, а О. смотрит на дам) 57. Маленькие трагедии, пафос, тем, мотивы «Моцарт и Сальери» 1830. Первоначально-Зависть. Сальери убивает М., говоря что спасает человечество. «Гений и злодейство-две вещи несовместимые» Моцарт-сердце, Сальери-ум. 58. Каменноостровский циклПоследние стихи П. 1836 г. (Подражание итальянскому", "Мирская власть")Странные цифровые обозначения (III „Подражание италиянскому“II — «Отцы пустынники»). Сквозной сюжет-Страстной недели Великого поста. Параллель с осужденным карбонари С. Пеллико(п. написал рецензию на его книгу), котрого выпустили досрочно-параллель с декабристами. Возможно пятое — «Когда за городом задумчив я брожу», связь с телом Христа. Памятник-тоже написано на К.О.59 ВыстрелЕдинящее название. За пощечину приходится платить с процентами. Тонкий расчет Сильвио. Сильвио как Наполеон: любит чувство власти над другим, исключительная и загадочная личность. Автобиографичность-П.сам пришел на дуэль с Зубовым с черешнями.60 Станционный смотрительНа стене картинки, изображающие историю блудного сына. Дуня блудная дочь, которая так и не покаялась. 61. Пушкин в современном литературоведении62. Пушкинские мотивы у ЛермонтоваЛ. Наследник П. 1837 году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» — отклик на трагическую гибель Пушкина. Он перенял у него мотивы демона, ангела, толпы и поэта, пророчества. Мотив утекания жизни (Осень/и скучно и грустно). Мотив любви к Родине(деревня/люблю отчизну я)63. Поэма ДемонПервые наброски в 15 лет,часто перерабатывал, 8 редакций. Протест против мира. (Всё благородное бесславил, И всё прекрасное хулил.) Тамара-его идеал, но она ангел на земле, а демон-виновник зла. Губит Тамару.64.Лермонтов в литературоведении65 «вечера на хуторе близ Д»Состоит из двух томов.(Сорочинская ярмарка ,Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница ,Пропавшая грамота ,Ночь перед Рождеством
Страшная месть,Иван Федорович Шпонька и его тетушка,Заколдованное место
) Первый вышел в 1831, второй — в 1832 годуписал в 1829—1832 годах якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько»Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница»,Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — лихого запорожца. Здесь человек ещё враждует с чертом. Одно из ведущих художественных приемов-мистика. Нечистая сила лишена таинственности здесь, она сближается с людьми. Приемы комизма-в нелепых ситуациях(любовники Солохи). Природа сопереживает героям(майская ночь). Фольклорная база. Народный, живой юмор.

66. Тема дома в Миргороде, композиция

1835продолжение «Вечеров Первая часть: «Старосветские помещики»,«Тарас Бульба» Вторая часть:«Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»-для контраста. жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Фантастика в «Миргороде»не являет­ся самоцелью, а служит определенным средством выраже­ния жизненно правдивых обстоятельств. Юмор становится острее, резче, часто переходит в сатиру-«смех сквозь слезы». Старосветские помещики-комизм в описании еды. Историзм в Тарсе Бульбе.

67.Петербургские повести. Шинель-путь, символика

Санкт-Петербургом 1830—1840-х. роблема "маленького человека". Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Записки сумасшедшего. пошлость и трагизм - две краски петербургского мира. чин и звание –главное. личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Шинель-глубочайшая степень социальной ущемленности, тема человека — жертвы общественной системы. Шинель-символ счастья. Ей кража-утраченное счастье, пропажа смысла в жизнь. Отражение бюрократии.

68.Особенности Мертвых душ. Лирические отступления.Л. Н. Толстой говорил о «Мертвых душах»: «Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Почему поэма? Наряду с сатирическим изображением реальности Гоголь рисует величественный образ России. С ним связано «высокое лирическое движение» Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В основе путешествие. имеет кольцевую "композицию. Она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. композиция всего задуманного произведения, подсказана Гоголю "Божественной комедией" Данте: первый том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. Этот замысел остался неосуществлённым. Лир. Отступ-поэтичны. Птица-тройка0образ всей Руси и русской жизни. (параллельно образ лошадей Ч.- Бонапарт,Заседатель,Чубарый)69.Стилевое особенности Гоголясатирическая манераБлагодаря гениальности Гоголя, стиль разговорно-бытовой речи был освобожден от «условных стеснений и литературных штампов». Смешивает разные стили, высокое и низкое. (из-за ружья утроили судебную тяжбу)( использует Гоголь канцелярские и чиновничье-официальные выражения при описании «неслужебных», будничных ситуаций и жизни чиновников) язык «Мертвых душ», а также «Шинели» - это «структурное объединение различных стилистических слоев» использовал народно-разговорную речь более широко и глубоко, чем все его предшественники Применение им жаргона мелкого чиновничества, дворянства, помещиков и армейских офицеров.70. Гоголь в соверемнном литературоведении 71 «Горе от ума» на сцене

ервую попытку поставить «Горе от ума» сделали на своей школьной сцене воспитанники Петербургского театрального училищаСам Грибоедов приезжал на репетициино военный губернатор, граф Милорадович, запретил ее, При жизни Грибоедова были предприняты три попытки поставить «Горе от ума»Имеются сведения о том, что комедия «была играна в 1827 году в присутствии автора в крепости Эривани во дворце Саардарского». 2 декабря 1829 года в Большом театре в Петербурге.давалось первое действи«Эти отрывки мало имели действия на зрителей, которые как будто из вежливости похлопали некоторым остроумным стихам Грибоедова», – писал по поводу этого спектакля «Московский Телеграф». В том же 1830 году третий акт комедии был поставлен. Цензура не препятствовала постановке комедии, так как она была с купюрами, первый спектакль «Горе от ума», шедший в провинции (Киев, 1831 год), был поставлен по оригинальному авторскому тексту. В Москве и Петербурге критики отмечали настоящий успех пьесы, но бранили актеров. «Горе от ума» разрешили к исполнению в Императорских театрах, но не в провинции до 1863 года. В столичных же театрах она шла под тщательным контролем цензуры, в изуродованном виде. Со 2 декабря 1829 года до июля 1863 в Петербурге спектакль был сыгран 184 раза, Москва за это время видела комедию 144 раза. В 1906 году спектакль был поставлен В. И. Немировичем-Данченко в Московском художественном театреЧацкого играл В. И. Качалов.
72. Ревизор на сцене

впервые Петербургского Александринского театра 19 апреля 1836 г. в Москве состоялось 25 мая 1836 г. на сцене Малого театра. присутствовал сам Николай I поначалу была запрещена. Гоголь был разочарован, так как его не поняли. В Малом Театре для постановки «Ревизора» пригласили ведущих актёров труппы: Щепкин, Ленский, Орлов спектакль прошёл с огромным успехом.

73.поэты 20-30Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев17971837 писатель-байронистПубликовался под псевдонимом «Марлинский»Воспитывался в Горном корпусебыл адъютантом главноуправляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полкЗа участие в заговоре декабристов 1825 был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 переведён на Кавказ солдатомполучил чин унтер-офицера и георгиевский крестПогиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе АдлереНа литературное поприще выступил в 1819 годупечатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 году был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности.в 1823—1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах «Полярная звезда».Анто́н Анто́нович Де́львиг 1798 1831русский поэт, издатель.родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языкаМать — Любовь Матвеевна Красильникова (ум. 1859) была внучкой русского ученого-астронома А. Д. КрасильниковВ 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицейуже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы»Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 году, и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами.Стихотворения свои он печатал в «Росском музеуме» (1815), «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения» и альманахах 1820-х годах.В 1825 году Дельвиг женился на Софье Михайловне СалтыковойВ это же время он начал издательскую деятельность: в 1825—1830 годах вместе с О. М. Сомовым он выпустил семь книжек альманаха «Северные цветы», альманах «Подснежник» на 1829 год, а с 1830 года предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовала и тучная фигура поэта.Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллиномс другой — он увлекался русской народной поэзией74. Записные книжки Вяземского.Пётра Андреевича Вяземского знали как блистательного поэта, воспевшего халат, русского бога..В "Записных книжках" П.А. Вяземский - острослов, афористичный, желчный, действительно смешной. Здесь он рассуждает о литературе и литераторах, даёт оценку многим авторам.(русский делал нас немцами, а немка русскими)75. проза 30 годов Проза Пушкина-роман 1834 Пиковая дама, с мистическими элементами. Главный герой Германн узнает тайну выигрыша, но сходит с ума. Сюжет был подсказан молодым князем Голицыным. Роман Лермонтова 1833—1834 Вадим. Не окончен. Исторические события о пугачевском восстании. Главный герой-сильная личность, попавшая в ужасное положение.76.Образ Петра у ПушкинаПетр у Пушкина деятель, вывелРоссию на новый путь, открыло в жизни русской нации новый этап.(медный всадник. В "Стансах" проводится параллель между Николаем I и Петром – такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: "Во всём будь пращуру подобен". Пётр I в "Стансах" – просвещённый монархОбраз Петра – "вечного работника на троне" - Пушкин продолжал развивать и в "Арапе Петра Великого"ак изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикостиБлагородство Петра Пушкин подчёркивает и в "Моей родословной", указывая милость царя к арапу – своему прадеду.77.Сказки пушкинаЯркая фольклорность(спасибо няне Яковлевой Арине). Проблема власти-в Руслане и Людмиле, в Царе Солтане. Добро у Пушкина побеждает зло.78.Незавершенное:история села Грюхина и Дубровскийначало сельской хроники, изложенной от лица владельца Горюхина — молодого помещика Ивана Петровича Белкина.Написано осенью 1830 года в БолдинеО полном замысле Пушкина дает представление план повести, сохранившийся в черновикахПосле раздела «Баснословные времена», начатого в рукописи, должны были идти следующие разделы: «Правление старосты Антипа Мудрого», «Приезд моего прадеда тирана Ив. В. Т.», «Дед мой управляет. Пожар», «Соседи. Повальная болезнь. Церковная история», «Мужики разорены. Отец мой. Староста Трифон. Бунт», «Приказчик», «...барщина».В конце плана идёт краткое резюме: «Была богатая вольная деревня / Обеднела от тиранства / Поправилась от строгости / Пришла в упадок от нерадения…».При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. НащокинаНазвание было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. (Князь Верейский visite) — (2 visite). Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязкапосле смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера79.Драматургия Лермонтова.1830—36пять пьес:«Испанцы» (1830), драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831), «Маскарад» (1835), «Два брата» (1836). Драматургия Лермонтова имеет ряд отличительных особенностей:
Влияние как европейских, так и русских драматических традиций (В трагедии «испанцы» и драме «Люди и страсти» заметно ориентирование на пьесы Лессинга, Шиллера, Гюго,Отражение в драмах философско-эстетического учения, популярного в среде передовой молодежи 30х гг, автобиографичность (сюжетные линии часто отражают следы реальных жизненных впечатлений от семейных распрей до юношеской любви), Драмы проникнуты общими для всего творчества темами и мотивами, «Маскарад» - «Демон», Драмы тесно связаны между собой. В центре внимания Л. — проблема «личность и общество»,80Кавказские поэмы Л.Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. создаются «Демон» и «Мцыри». Мотив одиночества и утраченного рая. В демоне-обычаи народов.(последний танец Тамары)81.Лермонтов-прозаик«Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца», — заметил однажды С. Т. Аксакову Н. В. Гоголь. создатель психологического романа, насыщенного общественной, нравственно-философской проблематикой; дальнейшее развитие этот тип романа получит в творчестве Достоевского и Толстого. «Вадим» — первое известное произведение Лермонтова-прозаика — исторический роман из эпохи пугачевского движения. В «Вадиме» отчетливо проявились литературные впечатления и симпатии автора, так или иначе воздействовавшие на формирование его ранней прозы. «Княгини Лиговской» — второго произведения Лермонтова прозаической формы, В ее основе — история светских похождений молодого петербургского офицера Жоржа Печорина (здесь впервые появляется имя главного действующего лица будущего «Героя нашего времени»).Оба недописаны. «Герой нашего времени», над которым Лермонтов работал в 1838 — 1839 гг. и где нашли выражение впечатления, полученные во время кавказских странствий летом и осенью 1837 г., был представлен читателю как «собрание... повестей» Каждая из повестей, посвященная какому-то отдельному эпизоду биографии героя (особенно значительному для создания его портрета), написана в определенном отношении к той или иной жанрово-стилистической традиции. В ряде случаев Лермонтов как бы дает свою вариацию на заданную тему, накладывает свой оригинальный рисунок на четко прочерченные линии знакомой жанрово-сюжетной схемы. Известно о его замысле романтической трилогии — «трех романов из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющих между собою связь и некоторое единство...»82. Дневники и мемуары пушкинской поры83.Эпистолярная проза пуш.поры.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.016 с.)