ТОП 10:

Общественно-историческая ситуация.



РЛ. Темы, мотивы

Русский-православный. Это передается в национальном характере. Соборность для того, чтобы выжить.
19 век – золотой век лит-ры: любой жанр, род созданы великими творцами. Эта литература дала человеч-у образцы. Художники мыслили типами – конечное/бесконечное,смерть/жизнь.
Художник пишет по вдохновению. Темы,мотивы-все зависит от художника. Худ-ник – пророк. Он служит истине.

Тема – что такое человек. Худ-ники показывали сердечное и головное начало.
Мотивы – слепота и зрячесть/ сила и пробуждение/правосудие/душевная чистота/дороги и пути.

 

Общественно-историческая ситуация.

Убит Павел 1. На западе происходит демократическая революция. Товар-деньги-товар.
Начинается вольномыслие, вольнолюбие, свобода слова.
Павел – первый русский император на троне.
Указ о вольных хлебопашцах, указ о выезде за границу.
Мы победили в войне 12 года.
Появляется оппозиция власти – южное (пестель) и северное (рылеев)

Классицизм – культ разума, сентиментализм – чувств.
Клас-зм – крылов и саша шишков (глава ценз ведомства) – шишковисты – защита традиций и церк-сла языка – беседа любителей русского слова.
Сентимент-м под началом карамзина, казамзинисты – арзамас. жуковский, вяземский, василий пушкин,батюшков,давыдов.

Трактат о старом и новом слоге – 1803 – карамзинисты за язык салонов, светский.
Эта борьба проявляла недостатки обоих направлений, их ограниченность.

 

Классицисты и сентименталисты

Классицизм – культ разума, сентиментализм – чувств.
Клас-зм – крылов и александр семенович шишков (глава ценз ведомства) – шишковисты – защита традиций и церк-сла языка – беседа любителей русского слова.
Сентимент-м под началом карамзина, казамзинисты – арзамас. жуковский, вяземский, василий пушкин,батюшков,давыдов.

Трактат о старом и новом слоге – 1803 – карамзинисты за язык салонов, светский.
Эта борьба проявляля недостатки обоих направлений, их ограниченность.

 

Русский романтизм.

фр.необычный. 10-40е
Реакция на итоги буржуазных революций.
Основа – утрата иллюзий, всяких надежд на реформы.
Мировая скорбь, тоска, идеал далеко.
Русский романт-м – в православной стране – аскетизм.
В основе лежат идеи Платона. О падении души в материальный мир.
Фихте – в основе всего – человек.
Душу романтика томит чувство неизведанного, прекрасного прошлого, потерянного.
Идеалы – достоинство, честь, патриотизм, человечество.
Культ поэта – особого художника.

 

Жуковский – коломб.

Василий Андреевич. Ментимент-м в россии – меланхолия,грусть.
Жуковский пишет об идеальном и душевном жизнеустройстве. «Это начало истинно человечесткой поэзии»
Счастье для него – бессмертие души, доброты, красоты,поэзии.
«Романтизм – это душа»
Он духовный учитель Пушкина.
Стиль – элегический стиль, стиль внушения, ассоциаций.
Многозначность слова и психологические эпитеты *пламень облаков, многосоюзие, анафоры, звукопись.
«Море». Сюжет странствий души, её восхождение.
1.плен
2.пробуждение
3.испытание – душа рвется к тому,чего достигнуть не может.
Баллады.около 40. своих 3. «Все чужие и мои» «Ахилл» «12 спящих дев»
рассказ в стихах; в основе – легенда, предание. Души умерших. Вне времени или средние века. Место – лес, река – граница кака-л. Темы – испытание души. Символика – сумрак, вечер, туман, мгла.

 

Батюшков.

Термин «легкая поэзия» может быть истолкован по-разному. Важно, как Батюшков сам его понимал. Это прежде всего не легкий жанр салонной, жеманной лирики, а один из труднейших родов поэзии, требующий «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях...поэзия и в малых родах есть искусство трудное и требующее всей жизни и всех усилий душевных».

Батюшков стал главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в. Воспевание радостей земной жизни — дружбы, любви — сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал.

Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна».

Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817). Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.).

Легкая поэзия (анакреонтическая) 2ая треть 18 века - ломоносов сумароков тредияковский кантемир заложили ее традиции в русской литературе"

особенности легкой поэзии:

1. двуплановость, а не двоемире - героев можно поделить на 2 лагеря: те кто правильно понимает смысл жизни: чувства, любовь и радости жизни, дружба деревенское уединение занятие поэзией праздность и те кто неправильно видит назначение человека - цари, монахи - служение, погоня за благополучием и деньгами

2.проповедь умеренности, довольство малым до 12-13 года он тяготеет к легкой поэзии.

Под влиянием впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветительной философии, нарастание религиозных настроений. Отечественная война 1812 г. стала важным рубежом в духовном развитии Батюшкова, вызвала известные сдвиги в его общественных настроениях. Война принесла дотоле слабо звучавшую в лирике поэта гражданскую тему. В эти годы Батюшков пишет ряд патриотических стихотворений, в числе их послание «К Дашкову» (1813), в котором поэт в дни народного бедствия, «среди развалин и могил», когда «милая родина» в опасности, отказывается «петь любовь и радость, беспечность, счастье и покой»:

В связи с начавшимся переломом в мировоззрении Батюшков все чаще обращается к темам истории и трагического одиночества гражданского поэта, его разрыва с окружающей действительностью и гибели ( «Ге-зиод и Омир —соперники»). Поэт создает историко-философские элегии, явно расширяя в сопоставлении с Жуковским их содержание, включая в них более или менее сложные события. В этих произведениях его мысль сосредоточивается на преходящности бытия.
Постепенно утрачивая либерально-демократический пафос своего раннего творчества, тяготея все больше и больше к консерватизму, Батюшков, однако, не стал последовательным реакционером.

 

Рылеев.

Кондратий Федорович.
Помимо лирики писал баллады, поэмы. Историческая правда принесена в жертву идее.
Был сыном военного. Кадет, прошел армию. «вольное общество любителей рус.словесности» «Северное общество».
«К временщику» - подражание Персиевой сатире «К Рубеллию» - к Аракчееву.
«Стансы» «гражданин» «бестужеву»
пафос общественного суда над злодеями.
С Бестужевым писал сатирические стихотворения в народном духе, обличая беззаконие.

 

Крылов Иван Андреевич.

Сфинкс русской литературы. Достоинства – мудрость, бытовое философствование. Он хотел проникнуть в корень вещей, в суть.
Пробовал себя абсолютно во всех жанрах.
Он был флегматик, чисто славянская натура. Возвращал к рускости. Много издавали его.
Член академии наук. Заведовал русским отделом библиотеки. В 50 выучил древнегреческий.
20% - переводы Эзопа и Лафонтена.
Басни. Как драм сценка – есть конфликт. Нет скучной условной морали.
Язык. Русизмы. Звукопись.

Написав свои первые басни («Дуб и Трость», «Старик и трое молодых», «Разборчивая невеста»; 1805), Крылов пришел к И.И. Дмитриеву и попросил прочитать их. Дмитриев отдал басни в печать.

«Мужицкий» взгляд на действительность – вот то новое, что внес Крылов в современную ему эстетическую мысль и в литературу.

Жанр басни под пером Крылова заметно изменился. В нее вошло такое глубокое философское, этическое, социальное содержание, которое было под стать комедии или роману. Крылов решал в басне задачи национального масштаба и серьезного литературного значения. Басня благодаря Крылову стала жанром, сравнимым с большими и «важными», как тогда говорили, литературными формами.

Установка на эпичность, на объективность исключала непосредственное «присутствие» автора. Не выявляя себя как автора, Крылов выдвигает на первый план рассказчика, который всегда находится рядом с персонажами, как бы «входит» в них, проникается их чувствами. Оттого он судит о них не понаслышке, а вскрывает их лицемерную и жестокую мораль.

 

Грибоедов.

Александр Сергеевич. Благородный пансион. Словесное отделение МГУ. Кандидат. Секретарь в Персии. В Тифлисе женился на Нине Чавчавадзе. Убили Персы.
Горе от ума. Задумано в 1816. закончена в 1824.
Основные темы – конфликт старого и нового поколения – моск.барство и передовое дворянство.
Пороки – крепостничество, подхалимство, карьеризм, угодничество.
Сцена бала – кульминационный момент. Любовный и общественный конфликт. Типичная картина московских нравов. «галерея типов» фамусовской москвы.
Горичи – муж подчинен жене – Платон Наталье.
Тугоуховские – 6 дочек.
Хлестова – крепостница, фамусов в юбке.
Загорецкий – отъявленный мошенник.
Изменение название говорит о гордыни Чацкого.
Репетилов – символ вольтерьянства; демагог, фразер.

Пушкин: не мечите бисер перед Репетиловыми.
Белинский – Чацкий крикун, мальчик на палочке, воображающий, что на лошади.
Беда героя времени – эгоцентризм.

 

Проза в 30 годы.

Романтизм сходит на нет. Превращается в Байронизм.
Герой борется не за светлое будущее, а за эгоизм.
все сферы демократизуются.
Поэзия на второй план.
В прозе главный жанр – повесть, нужна реальность. «Прозы,прозы,воды,простой воды»
В романе герой должен пройти путь от начала, и к концу он меняется. Повесть – не герой,а вся нация в определенный период. Она требует широкого взгляда действит-и.

Исторический роман – Пушкин «Арап Петра Великого», но родоначальник – Загоскин «Юрий Милославский».

Булгарин, Вельтман,Лажечников.

 

Личность Пушкина.

Народность – образ мыслей и чувствований.
1. 1811-17 – Лицейский период
Дар ясновиденья. «К другу стихотворцу». – первое печатное, Кюхле.
Он играл разными стилями, вынес приговор сентиментализму.
1815 – воспоминания в царском селе..
Он подражает Державину – нощи.
Пушкинская утонченность. Изящество.
Любил Батюшкова за его счастья, тот его духовный учитель.

2.1817-1820 – петербургский
Идеи вольномыслия, вольнолюбивая лирика. Остро стоит проблема свободы.
«Самовластительный злодей»
1818 – К Чаадаеву
1819 – Деревня
«безверие!» - о сомнениях юного.
20 – Руслан и Людмила.

3.1820-1824 – Южная ссылка
Саша 1 пугается пылкости Пушкина.
Кавказ,Крым,путешествие. Формулы вольнолюбивой лирики.
«телега жизни» «мне вас не жаль, года весны моей».
Юные поэмы романтические, на русской почве.
«Цыганы» Человек должен убить свой эгоизм.

4.1824-26 – михайловское
За 2 года – 90 стихов.
1825 – первый сборник стихотворений.
Лирика – свобода духа, пророческое служение поэта.
«Граф Нулин» - вызов читателю. «Пророк»

5.1826-30 – годы странствий
30-Болдинская осень.
Тема – ангел и демон. / суд совести.
25 – «борис годунов» - пророчество 1917 – самозванцы на троне
«Евгений Онегин» - 33. (23-30) – он раб общественного мнения.

6.1830-..петербургский период
«закат таланта», семьянин,отец.
Лирика не многословна, она философская, религиозная.
«каменноостровский цикл»- "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти".
1833 – Медный всадник.
30 – Маленькие трагедии– о смертных грехах – зависть,гордыня.
Скупой рыцарь – сребролюбие.
Моцарт и Сальери – дар и ремесло.
Каменный гость – развратитель безбожный.
Пир во время чумы – чума в душах людей.

 

Лирика 10-20е. Пушкин

Народность – образ мыслей и чувствований.
1. 1811-17 – Лицейский период
Дар ясновиденья. «К другу стихотворцу». – первое печатное, Кюхле.
Он играл разными стилями, вынес приговор сентиментализму.
1815 – воспоминания в царском селе..
Он подражает Державину – нощи.
Пушкинская утонченность. Изящество.
Любил Батюшкова за его счастья, тот его духовный учитель.

2.1817-1820 – петербургский
Идеи вольномыслия, вольнолюбивая лирика. Остро стоит проблема свободы.
«Самовластительный злодей»
1818 – К Чаадаеву
1819 – Деревня
«безверие!» - о сомнениях юного.
20 – Руслан и Людмила.

Цыганы

1824. Алеко бежит из неволи шумных городов. Дикая воля цыган спасает его. Но несвобода в самом человеке. Цыгане – дети своеволия. Пушкинъ отрицает свободу законов условностей и душных городов. Эгоист не подчинен нравственному закону. злой – сам себе враг.
Цель поэзии – идеал, а не равнодушие. Пока человек не убьет своего эгоизма, то не найдет свободы.

В основе тематики и конфликтов восточных поэм Байрона — любовь, а южные поэмы Пушкина отличаются единством любовной и социальной проблематики при главенстве социальных мотивов. В центре «восточных» поэм самодовлеющая, «единодержавная» и во многом абстрактная личность, для которой эффектно-экзотические картины природы лишь фон. В южных поэмах изображаются глубоко жизненные события и лица, природа и нравы в свойственных им «местных красках». Демоническому, загадочному, таинственному миру и патетической декламации восточных поэм Пушкин противопоставляет человеческий мир и непосредственный лиризм. Лиризм героев, их переживания, патетика даются Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их жизненных обстоятельств. Белинский прав: «Трудно найти двух поэтов, столь противоположных по своей натуре, а следовательно, и по пафосу своей поэзии, как Байрон и Пушкин».

Маленькие трагедии.

1830. Трагедии о западном сознании, о смертных грехах. В каждой трагедии человек в пограничном состоянии.
Скупой рыцарь– сребролюбие. Апокалипсис с ним произошел при его жизни. Он прикован к сундуку.
Моцарт и Сальери– дар и ремесло.
Сальери при помощи тяжкого труда постиг законы гармонии, лишь логику музыки, а не божественное начало.
Он убийца по своему внутреннему состоянию.
Каменный гость– Дон любит не человека, а свое ремесло. Безбожный он развратник. Любовь – синоним счастья.
Пир во время чумы – чума в душах людей, она их победила.

 

Евгений Онегин

Статьи писать не буду, у тебя конспект ведь есть.
В 1833 полностью опубликован. Печатался главами. 1823-30. 7 лет,14 месяцев,17 дней.
Время действия - до начала 1825.
Цель – показать всеобщее бытие в частной жизни. Это народное произведение.
Пушкин совершенно очевидно отрекся от романтизма.
«культурный роман» - Лотман.
Пушкин создает вой психологический портрет.
Композиция – 3 части по 3 песни. Принцип загадка/отгадка.
Кольцевая композиция, открытая – самосознание героя.
Онегинъ – современный человек, весь такой на западный манер.
Раб общественного мнения. Это отдаленное последствие петровских реформ.

 

Повести Белкина.

1830. «Гениальное новое слово» - достоевский.
Авторство идей повестей он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину

Сам Белкин когда-то был военным, ушёл в отставку, поселился в деревне, изредка выезжая в город по делам и останавливаясь на почтовых станциях. Белкин вообще характерное лицо русского быта.

Жанровое ядро новелл составляют предание ( легенда), притча и анекдот. От характера смешения этих жанров в каждой новелле зависит её своеобразие.
Выстрел – чисто романтическое название и конфликт. Сильвио – плебей, его цель – унизить.
Мотив прощеной пощечины.
Метель – символ внутренней бури. Нет однозначности: храм одинокий, но он виден.
Станционный смотритель – мотив блудного сына/дочери. У Дуни не было жалости ни к себе, ни к отцу. Для чего жертва?

28. Пиковая дама.
1834.
«Сюжет Ракольникова». Германн верит в то, что является сатанизмом чистейшей воды, в астрологию, нумерологию. Финал вполне справедлив. Эгоизм и жажда его убили.
Раскольников и Германн — это, по сути, два несостоявшихся Наполеона. Оба одиноки и бедны, оба имеют неистовое желание победить судьбу. Тайное сознание своего превосходства над другими людьми не дает им покоя. И на совести каждого лежит грех человекоубийства — у каждого на душе убитая старуха. С одной стороны — старуха, с другой — Наполеон. Это как бы две оси координат, в которой мы первоначально определяем Германна и Раскольникова.

Капитанская дочка.

1836. Пушкин ездил по пугачевским местам.
Пафос нравственно-религиозный.
Только любовь может спасти на пути преодоления соблазна.
Отец – хранитель чести рода. Главная сюжетная линия – Гринев – Пугачев.
Ребенок,вдова и сирота – неприкосновенны.
В финале правосудие земного и человеческого суда.
Пугачев – человек бунта, Гринев – смирения.
Один из главных героев романа — Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни.

Мемуарист Гринев — настоящий дворянин, никакие “насильственные потрясения” он не приемлет

Таким образом, замысел автора показать мемуариста объективным, честным, благородным, истинным дворянином с социально-обусловленным характером убеждений несомненно удался суд читателя события двух лет его юношеской жизни.

Личность Лермонтова.

1814-1841. Бабушка из рода Столыпиных. зятя ненавидела.
Лермонтов показал в нас самое худшее. Он художник – ясновидец. Сами названия его стихов удивительны.
Болезнь заставила его рано повзрослеть. Друзей у него не было. Московский пансион – универ – военная школа.
Ранняя лирика – 28-36. Она автобиографична. Неверие. Нет чувства дома. «Молитва» «Я не унижусь пред тобой»
Он чувствовал,что его творчество цинично.
Для него Бог – нечто осязаемое. Гений гоним толпою.
29 – «Не обвиняй меня всесильный»
Сон - состояние полной свободы, блаженства.
Его руссксть очевидна.

Поэмы. Ранние – кавказские – 28-33.
«Пленник» «Измаил»
Русские – с гордым героем – 34-36
Поздние – с 37

 

31.Пафос лирики Лермонтова.
вопрос 30 +
молитвенность была состоянием его души. Великий дар божий приноси в его душу покой.
Лермонтов безумно любил Кавказ и его народы. Он поэт-христианин. Совесть его страдает. Сила чувст удивительна. Сила гениальности в его способности перевоплощаться.
Личность такого масштаба не могла участвовать различных кружках.

Тема русского богатырства.

Песня про купца Калашникова. 1837.
Не в силе бог, а в правде. Жалобы на настоящее покление, дремлющее и бездейств-е.
3 части, как былина: зачины, концовка, повторы, параллелизм, повествуют гусляры
1 часть – пир у Грозного.
2 – метод от противного – дубовый стол – символ вечности, красный угол с лампадой.
3 – поединок. Два типа морали.

Мцыри

1839. О мальчишке-сироте, о послушнике.
Это любимый идеал автора, отражение тени его собственной личности.
Перед нами горькая судьба его семьи.
Поэма – исповедь носителя этой судьбы.
Лермонтов подчеркивает родство по крови. Это пустыня, тк не Бога. Земная природа – тень божьего рая. Внутреннего дома у него в душе нет.
Исповедь – чисто романтичекая вещь, пейзажы четкие.

Демон

1839.В центре – библейский миф о низвергнутом Люцифере.
В экспозиции прошлое демона, его воспоминания («тогда»).
Он открыл для себя пучину гордого познанья. Абсолютное зло будет всегда.
Он жаждет любви, но он раб зла.
Для Тамары поцелуй – смерть.

Герой нашего времени.

1838-40. Роман с оглядкой на «горе» и «онегина».
Это психологическмя проза. Автор насыщает роман физиологическими очерками.
Жанр – несколько рам,вложенных в одну большую раму.
Каждая рама имеет самостоятельное значение.
Тамань – приключенческая новелла.
Бэла – путевые записки.
Мери – психологическая повесть.
Цель лермонтова – не рассказы про дуэли, а история души человеческой.
Рассказчик 1 – странствующий офицер
2 – максим максимыч
3 – печорин.
ММ видит в П всё – самолюбование, демонический характер.
Тамань – поединок с судьбой. Холодный рассудок.
Княжна – нравственное убийство невинной девушки.
Всех испытывает на высокие нравственные качества.
Фаталист – жизнь без всякой цели.
Утратил пыл благородных стремлений.

Личность Гоголя

1809-1852 (николай васильевич яновский)
Ближайшие друзья – Пушкин, Жуковский, Плетнев
Советская оценка – Гоголь-сатирик. После перестройки – художник-крестьянин.
«Г. сдвинул литературу от эстетики к религии» - Мачульский.
Родился в Полтавской губернии,Диканька,Миргород – родные места.
От матери у него исключительная впечатлительность. У нее была навязчивая идея страшного суда.
Нежинская гимназия высших наук – первая степерь.
Любил театр, очень хорошо играл Простакову.
В 28 лет уехал служить отечеству в Питер.
В театр его не приняли, тк в моде была декламация,а он играл естественно.
Поэма «Ганс Кюхельгартен» 1829 – псевдоним В.Алов - после он стихов не писал, тк никто не читал и не покупал.
Жуковский дал ему рекомендательное письмо к Плетневу.

Миргород

1935. – продолжение «Вечеров».
Герои – небокоптители; жалкие домашние подробности.
Открываетя цикл Старосветскими помещиками.
Супружеская пара – люди бесхитростные. Жена мужа от переедания лечит едой.
Время рану не лечит: спустя 5 лет он от боли не избавился.
Внешнее проявление чувств – ложь. Жизнь их в неизменяемости и неповторяемости каждого дня.
Кошечка из-за забора – смерть.
Тарас Бульба– война против католических недоверков. Тарас не фанатик религии, нет увлечения внешней обрядности. Пафос – не в силе бог, а в правде.
Вий – начальник гномов на Украине. Перед нами будущие духовные пастыри. Церковь почернела, к ней не ищут дороги. Все продали душу.

Арабески. Портрет. Шинель.

Или Петербургские повети. 1835.
Арабески – сборник. Статьи - Взгляд на составление Малороссии; Несколько слов о Пушкине; Об архитектуре нынешнего времени; О малороссийских песнях.
Дух Петербурга гибелен для России. Он находил в нем засилье Запада.
Невский проспект. Что за этой красивой панорамой?
Жизнь человека – метаморфозы зла. «Все ложь,обман,все не то»
Портрет – проблема дара. Чартков – дьявольское начало. Купил портрет – нашел деньги – далее испытание.
Им овладела адская зависть. Он талантливые произведения рвал с бешенством тигра.
На портрете был изображен ростовщик.
Записки сумасшедшего– герой отринул свой крест,ю свое поприще. «Каждый оставайся в том звании, в котором призван»
Нос – черт пошутил, и нос стал всем – греховная порча лица.
Шинель – житие святого человека. Акакий – смиренный. Он даже не различает, что ест, - все темное ушло, ничего не осталось. У него беззлобный и детский характер. Человек в вещах прячет наготу свою.
Его хранит красота буквы, а людям кажется,что он служит на последнем месте. Он умер,тк жить как прежде уже не мог.

Ревизор.

1816. статья «Петербург и Москва»
«Дайте нам русских характеров, нас самих нам дайте» На сцене засилье французских водевилей. Он просит создать новый репертуар.
Первое упоминание – Письмо к Пушкину – 35г.
Цель Гоголя – посмеяться над чертом.
Смех – возмездие за грехи.
Фабульный план – чиновники во всем своем многообразии, круговая порука, дьявольщина.
Уездный город – русское захолустье. Власть бесконтрольна.
Эпиграф указывает на ревизию души. Внутренний человек – суд совести.
Сон городничего говорит о конфликте, но он кажущийся. «Все ложь, все обман»
В финале немая сцена. Окаменевшая группа. В центре городничий в виде столпа. Типа распьтье.
Любимые приемы гоголя – саморазоблачение героев, особенно в богоугодных заведениях.. Абсурд везде.

43. «Мертвые души»,замысел. Причины неудач.

7 октября 1835-начало работы. План-3 тома, написан-1 и черновики 2. Сюжет Пушкина-реальный факт о местечке Бендеры. Замысел:показать русскую действительность. 1 т.-жизнь,2-Частилище,2т.-Возраждение(героев должны были сослать в Сибирь). Идея восходит к Данте. Герои 1т: Чичиков Павел Иванович, слуги Селифан и Петрушка, Манилов(дети Фемистоклюс и Алкид ), Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Герои 2: Чичиков,Тентетников Андрей Иванович, Александр Петрович, Фёдор Иванович, Генерал Бетрищев, УлинькаПетух Пётр. Неудача 2т: Гоголь понял что герои неживые, много рассуждал, произведение утратило художественность.

44. Выбранные места

31 письмо, испорчено цензурой. Приложено духовное завещание. Основная работа-лето и осень 1846 года, письма подписаны инициалами. Книга-смесь проповедьи, исповеди и эпистолярным жанром. Идея: автор был болен, но прозрел вследствие своей болезни, полон духа любви, кротости и в особенности смирения. Православие лучше, оправдывает крепостной строй, всех поучает. Белинский раскритиковал и написал «Письмо Гоголю», которое запретили.

46.Духовная драма Гоголя.

Видел зло. Стремится к добру и не находит. Ищет спасение в вере, но слаб религиозно. Сожжение книги-как отказ от дара. Он не сатирик, он мистик. Слишком остро реагировал на мир, не радовался жизни. Был очень горд и боялся смерти.

47. Новатор Крылов

появились новые образы животных, метко олицетворяющих отрицательные качества людей. Это живые характеры, пороки определенных слоев общества. Его герои стали не условными типажами, а конкретными, они имеют свою индивидуальность(лисица). Показал русский национальный колорит: практичность, житейскую мудрость, простодушную и злую иронию(ларчик). Нет рамок, язык разговорными элементами, народными просторечиями. ("Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак, Кто слушает людских всех врак) 48. Мотивы, средства, символика ЖуковскогоПейзажная лирика «Море» 1822. Душевное состояние автора, общение с высшими силами. Постижение тайн стихии. Три логич. Части. Символич. Образы моря и неба(недостижимого идеала). Аллитерации, Мелодичность, ритор.вопр., повторы.49. Баллада Светлана. Перевод Бюргера Посвящена А. А. Протасовой окончен в 1812 году. Три варианта: «Ленора» «Людмила», «Светлана». Написана хореем. Реалистический эффект-ужас во сне. Средства: эпитет,
олицетворение, параллелизм. Природа предстает в произведении
одухотворенной: жалобно кричит сверчок, зловеще каркает ворон,
радуется дню петух. Близость фольклору.50. Горе от ума. Особенности, едиства, язык.элементы классицизма романтизма и реализма. сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX в. Вышла в свет в 1862. Единства соблюдены(место, время) действие: любовный+социальный конфликт, говорящие имена. Старое и новое. Чацкий - это прямая пропаганда самых передовых идей. Монолог-экспозиция, монолог-завязка, Монолог "А судьи кто?" является развитием кон-фликта, Монологи Чацкого, Фамусова. Композиционное новаторство Грибоедова в первую очередь состоит в естественности, органичности, в простоте развития действия. Яркий, образный, афористичный язык. Самое цитируемое произведение. Критика галломании. 51. Особенности школы гармонической точности.Жуковский и Батюшков,“Школа гармонической точности” негласно требовала, чтобы слова подбирались с учетом звуковой гармонии: звуки должны ласкать ухо. Поэтому предпочтение отдавалось “приятным” звукам (л, м, н и гласным), шипящие исключались. Не допускался стык согласных. малые формы. слова подбирались по их лексической и стилистической уместности. Несоблюдение (иногда) объектной правды.(Выздоровление. Например-ландыш не может гибнуть под серпом)52. Поиск себя у ПушкинаПервые его стихотворения датированы 1813-м годом. За следующие три года написано свыше 130 произведений. Развитие поэта-отрока было стремительным. Поражал поэтическим слухом, восприимчивостью, жаждой новых жизненных и поэтических впечатлений. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями русских и французских писателей.(певец Пуш. С певца Жук.) Он жадно впитывает все лучшее, что создала европейская литература. Его поэзия-переменчива.Разные тенмы(Опытность/воспоминание в царском селе)53. Мотив вольности у Пушкина 10-20Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века - это и политическое освобождение от “гнета власти роковой» Стихи(Ода вольность, К ЧААДАЕВУДеревня)54. Драматургия Пушкина в БГ.1825 г.Малопригодна для театра. Нарушает все единства. Опирается на историю Карамзина. у Шекспира-вольное и широкое развитие характеров,реалистичность. стремление отойти от грубой тенденциозности, от метода проведения той или иной идеи, «любимой мысли». Получилась романтическая трагедия(т.е.не классицистическая) Совмещение и смешного и трагического. Отказ от рифмованного попарно александрийского стиха. Нет центрального героя, есть исторические события. Белинский:это эпичекая поэма.55.Евгений Онегиннаписанный в 1823—1831 годах,8 глав, близко к реализму. Роман в стихах. События: с 19-25. Правдивые описания. Онегинская строфа. Мало событий, т.к. раскрытие характеров важнее. Зеркальность: герои меняются местами. Сам Пушкин делил на три части. Лиро-эпический роман. Каждая глава может стать последней, но может иметь продолжение. Открытый финал-крушение старых схем. 56. Образ автора в Е. О.Автор сам герой и рассказчик. Мы узнаем и о его жизни тоже, о его возлюбленных и думах. О. и П. хотят у путешествовать вместе, у П. оказываются их письма. Это все делает О. реальнее. Между ними есть различия (П. любит театр, а О. смотрит на дам) 57. Маленькие трагедии, пафос, тем, мотивы «Моцарт и Сальери» 1830. Первоначально-Зависть. Сальери убивает М., говоря что спасает человечество. «Гений и злодейство-две вещи несовместимые» Моцарт-сердце, Сальери-ум. 58. Каменноостровский циклПоследние стихи П. 1836 г. (Подражание итальянскому", "Мирская власть")Странные цифровые обозначения (III „Подражание италиянскому“II — «Отцы пустынники»). Сквозной сюжет-Страстной недели Великого поста. Параллель с осужденным карбонари С. Пеллико(п. написал рецензию на его книгу), котрого выпустили досрочно-параллель с декабристами. Возможно пятое — «Когда за городом задумчив я брожу», связь с телом Христа. Памятник-тоже написано на К.О.59 ВыстрелЕдинящее название. За пощечину приходится платить с процентами. Тонкий расчет Сильвио. Сильвио как Наполеон: любит чувство власти над другим, исключительная и загадочная личность. Автобиографичность-П.сам пришел на дуэль с Зубовым с черешнями.60 Станционный смотрительНа стене картинки, изображающие историю блудного сына. Дуня блудная дочь, которая так и не покаялась. 61. Пушкин в современном литературоведении62. Пушкинские мотивы у ЛермонтоваЛ. Наследник П. 1837 году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» — отклик на трагическую гибель Пушкина. Он перенял у него мотивы демона, ангела, толпы и поэта, пророчества. Мотив утекания жизни (Осень/и скучно и грустно). Мотив любви к Родине(деревня/люблю отчизну я)63. Поэма ДемонПервые наброски в 15 лет,часто перерабатывал, 8 редакций. Протест против мира. (Всё благородное бесславил, И всё прекрасное хулил.) Тамара-его идеал, но она ангел на земле, а демон-виновник зла. Губит Тамару.64.Лермонтов в литературоведении65 «вечера на хуторе близ Д»Состоит из двух томов.(Сорочинская ярмарка ,Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница ,Пропавшая грамота ,Ночь перед Рождеством
Страшная месть,Иван Федорович Шпонька и его тетушка,Заколдованное место
) Первый вышел в 1831, второй — в 1832 годуписал в 1829—1832 годах якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько»Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница»,Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — лихого запорожца. Здесь человек ещё враждует с чертом. Одно из ведущих художественных приемов-мистика. Нечистая сила лишена таинственности здесь, она сближается с людьми. Приемы комизма-в нелепых ситуациях(любовники Солохи). Природа сопереживает героям(майская ночь). Фольклорная база. Народный, живой юмор.

66. Тема дома в Миргороде, композиция

1835продолжение «Вечеров Первая часть: «Старосветские помещики»,«Тарас Бульба» Вторая часть:«Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»-для контраста. жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Фантастика в «Миргороде»не являет­ся самоцелью, а служит определенным средством выраже­ния жизненно правдивых обстоятельств. Юмор становится острее, резче, часто переходит в сатиру-«смех сквозь слезы». Старосветские помещики-комизм в описании еды. Историзм в Тарсе Бульбе.

67.Петербургские повести. Шинель-путь, символика

Санкт-Петербургом 1830—1840-х. роблема "маленького человека". Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Записки сумасшедшего. пошлость и трагизм - две краски петербургского мира. чин и звание –главное. личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Шинель-глубочайшая степень социальной ущемленности, тема человека — жертвы общественной системы. Шинель-символ счастья. Ей кража-утраченное счастье, пропажа смысла в жизнь. Отражение бюрократии.

68.Особенности Мертвых душ. Лирические отступления.Л. Н. Толстой говорил о «Мертвых душах»: «Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Почему поэма? Наряду с сатирическим изображением реальности Гоголь рисует величественный образ России. С ним связано «высокое лирическое движение» Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В основе путешествие. имеет кольцевую "композицию. Она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. композиция всего задуманного произведения, подсказана Гоголю "Божественной комедией" Данте: первый том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. Этот замысел остался неосуществлённым. Лир. Отступ-поэтичны. Птица-тройка0образ всей Руси и русской жизни. (параллельно образ лошадей Ч.- Бонапарт,Заседатель,Чубарый)69.Стилевое особенности Гоголясатирическая манераБлагодаря гениальности Гоголя, стиль разговорно-бытовой речи был освобожден от «условных стеснений и литературных штампов». Смешивает разные стили, высокое и низкое. (из-за ружья утроили судебную тяжбу)( использует Гоголь канцелярские и чиновничье-официальные выражения при описании «неслужебных», будничных ситуаций и жизни чиновников) язык «Мертвых душ», а также «Шинели» - это «структурное объединение различных стилистических слоев» использовал народно-разговорную речь более широко и глубоко, чем все его предшественники Применение им жаргона мелкого чиновничества, дворянства, помещиков и армейских офицеров.70. Гоголь в соверемнном литературоведении 71 «Горе от ума» на сцене

ервую попытку поставить «Горе от ума» сделали на своей школьной сцене воспитанники Петербургского театрального училищаСам Грибоедов приезжал на репетициино военный губернатор, граф Милорадович, запретил ее, При жизни Грибоедова были предприняты три попытки поставить «Горе от ума»Имеются сведения о том, что комедия «была играна в 1827 году в присутствии автора в крепости Эривани во дворце Саардарск







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.02 с.)