ТОП 10:

Общественное движение 20-30.



После декабристов Россия переживала не лучшие дни.
Коля 1 пересмотрел цензурный устав. Надо теперь искать скрытый смысл.
Главное богатство страны – лучшие национальные качества.
Терпимость и милосердие – гаранты мира.
Возникает огромное количество кружков - *тайные – герцен,огарев.
*легальные – философские – станкевича; Белинский.
путь освобождения личности; философия фихте – только Я.
Салоны Волконской, Карамзиной.
Западниками становилось купечество. – демократические свободы.
Охранничество – славфилы. Братья аксаковы, гоголь, пушкин.

Чаадаев – философические письма.
запад – власть, восток – законы.
правослание – тормоз.

Теория официальной народности – Уваров.

Проза в 30 годы.

Романтизм сходит на нет. Превращается в Байронизм.
Герой борется не за светлое будущее, а за эгоизм.
все сферы демократизуются.
Поэзия на второй план.
В прозе главный жанр – повесть, нужна реальность. «Прозы,прозы,воды,простой воды»
В романе герой должен пройти путь от начала, и к концу он меняется. Повесть – не герой,а вся нация в определенный период. Она требует широкого взгляда действит-и.

Исторический роман – Пушкин «Арап Петра Великого», но родоначальник – Загоскин «Юрий Милославский».

Булгарин, Вельтман,Лажечников.

 

Пушкинская поэтическая эпоха.

«Школа гармонической точности»
Каждое слово на своем месте – поэзия – не рифмоплетство.
«Пушкин был точно сброшен с неба, от него зажглись другие поэты» - Гоголь.
«поэзия глуповата» - Пушкин.
Поэзия мысли – баратынский,тютчев, лермонтов.
В центре внимания художника – он сам. Теперь разностильность в поэзии.Исчезает граница между разговорной и книжной речью.

 

Поэты пушкинского круга. Кюхельбекер.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер.
Убежденность в высоком призвании поэта, в животворящей силе поэтического слова – одна из излюбленных идей Кюхельбекера, воплощенная в стихотворениях «К Пушкину», «Проклятие», «Участь поэта», «Жребий поэта», «Участь русских поэтов».

В 1821 году Кюхельбекер выступил в Париже с лекциями о русском языке и литературе. Политическая острота этих выступлений вызвала недовольство властей, по настоянию которых поездка Кюхельбекера по Европе была прервана, и он вернулся на родину. В 1824 – 1825 годах он вместе с Одоевским издавал альманах «Мнемозина», где сотрудничали Пушкин, Грибоедов, Баратынский, Языков, Вяземский, и который был одним из наиболее значительных периодических изданий своего времени. На страницах журнала он повел борьбу за самобытную народную литературе и высокую гражданскую поэзию против пассивного элегического романтизма.
В восстании 14 декбря Кюхельбекер принимал активное участие, а после подваления переодетый, бежал из Петербурга. Вскоре был схвачен и сослан в Сибирь. В заключении и ссылке он много работал: вел дневник, писал стихи, поэмы, драмы, переводил трагедии Шекспира, но лишь малая доля из всего написанного была анонимно напечатана при его жизни.

Созданный Кюхельбекером Дневник представлял собой уникальный литературный памятник, который по многообразию освещаемых в нем проблем, глубине и оригинальности суждений, эмоциональной напряженности и проникновенности самоанализа трудно сопоставить с чем-либо в русской литературе предыдущего времени. Во время скитаний по тюрьмам и ссылкам были написаны поэмы «Давид», «Юрий и Ксения», мистерия «Ижорский» Значительная часть, трагедия «Прокофий Ляпунов», стихотворения. Значительная часть литературного наследия сибирского узника долго оставалась неизвестной и лишь в наше время стала достоянием читателей.

В поздней лирике Кюхельбекера иногда слышатся ноты трагической безнадежности и религиозного примирения. Но дух протеста сохранился у Кюхельбекера до последних его дней.

Наряду с лирикой (в которой теперь над одой преобладает элегия) Кюхельбекер создает исключительный по своим масштабам и форме цикл романтических поэм. Условия времени и обстоятельства личной жизни вносили в эпос Кюхельбекера трагедийное начало. И все же его поэмы проникнуты духом высокого героизма и тяготеют к эпической монументальности. Как и прежде, Кюхельбекер прибегает к исторической символике.

 

Поэзия мыли. Боратынский.
Евгений Абрамович.

За кражу табакерки отправлен в солдаты. Была склонность к меланхолии. Его друзья – Жуковский, Гнедич, Кюхля.
Самая яркая звезда «плеяды».
Особенность элегий Баратынского состояла в том, что поэт «не растравлял своей души», как он выразился в одном стихотворении, переживаниями, а всегда стремился отдать себе отчет в причинах разочарования и потому выводил его на свет, чтобы подвергнуть мыслительному анализу, отдать во власть разума и даже холодного рассудка. Баратынский не воспроизводит переживание во всех извивах и переплетениях, он думает над ним, размышляет о нем. Доискиваясь до причины страданий, мысль Баратынского оказывается целительной, примиряя человека с несовершенными жизненными законами и в то же время не давая им подмять под себя достоинство личности. У человека всегда есть выбор, даже при всем фатализме бытия.

Типичная для романтиков антитеза души и тела, разума и чувства, неба и земли становится знаком трагической духовной «болезни» современного человека, всего поколения и человечества в целом. Она неизбежно ведет в конечном итоге к гибели и исчезновению всего человеческого рода с лица земли. И тут Баратынский не только солидарен с романтиками, но и противоположен им.

В стихотворениях 1820-х годов поэт сосредоточен на кратких интимных моментах психологических состояний, представляющих, однако, целые повести о его внутреннем мире. Он предельно обобщает традиционные элегические чувствования, которые становятся уже не временными и преходящими признаками его души, а постоянными спутниками его человеческого облика. Если он пишет о разлуке («Разлука»), то это вечная разлука, после которой не остается ничего, кроме «унылого смущенья». Если он пишет о постигшем его разуверении («Разуверенье»), то это чувство обнимает его целиком, и он не верит не в данную, конкретную любовь, а в любовь вообще.

Своеобразие Баратынского заключается не только в предельной обобщенности элегических чувств, но и в трезвом и беспощадном их анализе, в разумном отчете о вызвавших их причинах. Чувство подвергается детальному и бесстрашному разбору, в ходе которого выясняется, что оно убито не столько размышлением, лишь выявляющим его гибель, сколько жизненными обстоятельствами.

В «Сумерках» поэтические идеи Баратынского о грядущей судьбе человека и человечества окрашены глубоким трагизмом.

Регресс человечества выражается в том, что люди уходят от природы. чувства и разума, тела и души, человечества и природы распалась, и тогда исчезло творческое начало – атрибут и прерогатива природы. “Сумерки” стали первой целостной книгой стихов в русской поэзии. Не сборником отдельных произведений, сгруппированных по жанровому принципу, а именно книгой с единым смысловым полем, единым авторским взглядом на мир, единой лексической и интонационной канвой. Первоначально Баратынский намеревался озаглавить своё сочинение “Сны зимней ночи”, но потом остановился на более коротком и выразительном названии “Сумерки”. Сам понимая необычный характер книги, писал Плетнёву: “...хотя почти все пьесы были уже напечатаны, собранные вместе, они должны живее выражать общее направление, общий тон поэта”. При этом Баратынский ориентировался, конечно, на западноевропейских литераторов (в частности, Барбье, Гюго — у последнего был поэтический цикл под названием “Песни сумерек”), однако шёл дальше них в решительном преодолении жанровой однородности объединённых в едином смысловом ряду произведений.

 

Личность Пушкина.

Народность – образ мыслей и чувствований.
1. 1811-17 – Лицейский период
Дар ясновиденья. «К другу стихотворцу». – первое печатное, Кюхле.
Он играл разными стилями, вынес приговор сентиментализму.
1815 – воспоминания в царском селе..
Он подражает Державину – нощи.
Пушкинская утонченность. Изящество.
Любил Батюшкова за его счастья, тот его духовный учитель.

2.1817-1820 – петербургский
Идеи вольномыслия, вольнолюбивая лирика. Остро стоит проблема свободы.
«Самовластительный злодей»
1818 – К Чаадаеву
1819 – Деревня
«безверие!» - о сомнениях юного.
20 – Руслан и Людмила.

3.1820-1824 – Южная ссылка
Саша 1 пугается пылкости Пушкина.
Кавказ,Крым,путешествие. Формулы вольнолюбивой лирики.
«телега жизни» «мне вас не жаль, года весны моей».
Юные поэмы романтические, на русской почве.
«Цыганы» Человек должен убить свой эгоизм.

4.1824-26 – михайловское
За 2 года – 90 стихов.
1825 – первый сборник стихотворений.
Лирика – свобода духа, пророческое служение поэта.
«Граф Нулин» - вызов читателю. «Пророк»

5.1826-30 – годы странствий
30-Болдинская осень.
Тема – ангел и демон. / суд совести.
25 – «борис годунов» - пророчество 1917 – самозванцы на троне
«Евгений Онегин» - 33. (23-30) – он раб общественного мнения.

6.1830-..петербургский период
«закат таланта», семьянин,отец.
Лирика не многословна, она философская, религиозная.
«каменноостровский цикл»- "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти".
1833 – Медный всадник.
30 – Маленькие трагедии– о смертных грехах – зависть,гордыня.
Скупой рыцарь – сребролюбие.
Моцарт и Сальери – дар и ремесло.
Каменный гость – развратитель безбожный.
Пир во время чумы – чума в душах людей.

 

Лирика 10-20е. Пушкин

Народность – образ мыслей и чувствований.
1. 1811-17 – Лицейский период
Дар ясновиденья. «К другу стихотворцу». – первое печатное, Кюхле.
Он играл разными стилями, вынес приговор сентиментализму.
1815 – воспоминания в царском селе..
Он подражает Державину – нощи.
Пушкинская утонченность. Изящество.
Любил Батюшкова за его счастья, тот его духовный учитель.

2.1817-1820 – петербургский
Идеи вольномыслия, вольнолюбивая лирика. Остро стоит проблема свободы.
«Самовластительный злодей»
1818 – К Чаадаеву
1819 – Деревня
«безверие!» - о сомнениях юного.
20 – Руслан и Людмила.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.007 с.)