ТОП 10:

Дефицит бюджета в 1811 г сократился до 6 млн руб



В 1812 г. отправлен в отставку и сослан в Н.Новгород.

* Налог отменен в 1819 г. Ни разу не был собран полностью.

 

Начало промышленного переворота в первой половине XIX века.

1830-1840- е гг. - началопромышленного переворота

Лидер - хлопчатобумажная промышленность, где 95 % рабочих - наемные.

1830-е гг. - развитие золотодобывающей промышленности (в 1829 г - добыча 1 пуд, в 1850 г. - 1000 пудов)

1840-е гг. - открытие инженерных и лесных училищ.

Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России начался в 1830—1850-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891—1900 гг., в 1920—1930-е годы и 1950—1960-е годы.

 

 

Формирование общероссийской транспортной сети в XIX в.

1833-1834 г. - испытание первого паровоза Черепановых в Нижнем Тагиле на заводе Демидова

1837 г. - постройка первой казенной железной дороги Петербург-Царское Село (протяженность 26 верст, строили 3 тыс крестьян 1,5 года, скорость поезда до 60 верст в час)

1843-1851 гг. - железная дорога Санкт-Петербург-Москва

(протяженность 659 верст, 2 пути, 22 часа в пути вместо 4 суток на лошадях)

Чуть позже построены дороги - Петербург-Варшава и Москва - Н.Новгород

К 1861 г. построено 1500 км железных дорог

1849 г. - построен пароходный завод в г. Сормово (к 1861 г. - 339 пароходов)

Первый паровоз в России был построен механиками отцом и сыном Ефимом Алексеевичем (1774-1842) и Мироном Ефимовичем (1803-1849) Черепановыми на Нижне-Тагильском заводе в 1834-1835 гг. Паровоз Черепановых возил поезда с рудой весом более 200 пудов (3,2 т) со скоростью 12—13 вёрст в час (13—14 км/час).

 

Первая железная дорога

История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. За несколько месяцев был построен пусковой участок от Кузьмино до Павловска, на котором к концу года было запущено движение, а официальное открытие дороги состоялось в конце 1837 года.

 

Реформы финансов и денежного обращения при Николае I.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста “Об устройстве денежной системы”. Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля (18 г). Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по неизменному курсу (3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль). Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. Таким образом, на первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценивания ассигнационного рубля.Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. “Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке”, который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа[2]. Касса начала выполнять операции в январе 1840 г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 “О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром”.

 

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных “позаимствований” из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля 1841 в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.Итак, начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии.Кредитные билеты сохранных казен и Государственного заемного банка находились в обращении в незначительном количестве. Они, как и депозитные билеты, должны были иметь стопроцентное покрытие серебром. Позднее правительство разрешило выдачу ипотечных ссуд кредитными билетами, частично обеспеченными металлом, но при этом, опасаясь их обесценения, сильно ограничило эти выдачи.Незначительный выпуск, частичное обеспечение металлом, размен на звонкую монету превратили кредитные билеты в устойчивые бумажные денежные знаки.На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, - кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.В результате на третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты. Обмен осуществлялся на основе манифеста “О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами” от 1 июня 1843 года. Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казен и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы. Они выпускались по курсу 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 руб. новыми кредитными билетами. Обмен ассигнаций прекратился с 13 апреля 1851, а обмен депозитных билетов - с 1 марта 1853 года.Депозитные и кредитные билеты 1841 г., разменные на серебро, обменивались по номиналу. Кроме того, кредитные билеты выпускались взамен вкладов золотом и серебром. Никаких других возможностей эмиссии кредитных билетов закон не предусматривал.Размен кредитных билетов производился на серебро и на золото. Разменная касса Экспедиции государственных кредитных билетов в Петербурге была обязана осуществлять размен без ограничения, в Москве - до 3 тыс. руб. в одни руки, а в уездных казначействах - до 100 рублей.В результате проведения реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40% золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., обладала рядом важнейших признаков, типичных для биметаллизма:

Существовала свобода чеканки не только серебра, но и золота.

Золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью “десять рублей” и “пять рублей”, причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем. Манифест от 1 июля 1839 г. устанавливал, что “золотая монета в казну и кредитные установления прининимается и из них выдается 3% выше нарицательной ее стоимости, а именно - империал в 10 руб. 30 коп. и полуимпериал в 5 руб. 15 коп. серебром”.

Кредитные билеты были разменны не только на серебро, но и на золото. Размен этот производился “с соблюдением указанного между сими деньгами соотношения” - 103 руб. кредитными билетами обменивались на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом, то есть правительство стремилось закрепить за кредитным рублем не только определенное серебряное, но и золотое содержание.

 

Анализируя итоги проведения денежной реформы 1839-1843 гг., необходимо учитывать и следующие обстоятельства. В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объем покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. Рабочие, чиновники и другие лица, жившие на жалованье, не играли такой важной роли, как в условиях развитых товарно-денежных отношений. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития - относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.Значительный дефицит госбюджета, образовавшийся во время Крымской войны 1853-1856 гг., стал причиной эмиссии большого количества кредитных билетов. В 1854 г. правительство вынуждено было прекратить их свободный размен на золото, а в 1858 г. - на серебро. Кредитные билеты из кредитных денег, опиравшихся на государственный кредит, превратились в неразменные бумажные деньги. Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., перестала существовать. В России начался длительный период обращения кредитного рубля с резко колеблющимся валютным курсом.

 

Отмена крепостного права (1861 г.): экономическое содержание

Крестья́нская рефо́рма в Росси́и

• Александр II Николаевич
Освободитель
(1818-1881, император с 1855)

• В 1856 г. был организован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".

• Александр II обратился с речью к представителям дворян Моск. губ.: "Существующий порядок владения душами не может остаться неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу".

 

Выкупная сумма:

80% гос-во под 6% годовых на 49 лет, 20% сами

 

 

Социально-экономические преобразования 60-70 гг. XIX в. Транспортная революция.

 

 

в

 

Реформы:

• Реформа местного самоуправления, земская реформа.

• Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответствии с которыми формировались бессословные органы местного самоуправления – земства, избираемые всеми сословиями на три года.

• Городская реформа.

• В городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Стала выбираться городская дума сроком на 4 года.

• Судебная реформа

• Утвержден бессословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон.

• Реформа образования.

• Создание народных училищ, классических гимназий, высшие женские курсы.

• Военная реформа

• Срок военной службы сокращен до 12 лет

• Отменены телесные наказания.

• Создание 15-ти военных округов, подчиняющихся лишь министру.

• Транспорт.

• В 1857 году был подписан указ о сооружении первой сети железных дорог и о передаче прав на строительство новых железных дорог в руки частных компаний.

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX веков.

Николай II Александрович
(1868 -1918),

последний российский император
(с 1894 - по 2 марта 1917 г.)

• В 1897 г. был принят закон "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности". Впервые в истории России закон ограничил рабочий день 11,5 часов.

• В 1903 г. Витте провел еще один закон – "Об ответственности предпринимателей за производственные увечья рабочих".

 

31. Реформы С.Ю.Витте и их влияние на развитие российской экономики..

 

Денежная

3 января 1897 г.Государственный совет принял закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет". Таким образом в России был установлен золотой стандарт.

• Банкноты были в очередной раз девальвированы и стали обмениваться на золото по курсу: 1 кредитный рубль на 66,66 копейки золотом. Рублевая эмиссия до 600 миллионов рублей покрывалась золотом на 50 %, а вся дополнительная эмиссия — на 100%.

• Реформа была осуществлена очень аккуратно. Она не носила конфискационного характера и не вызвала чьего-либо заметного недовольства. Россия обеспечила себе стабильность денежной сферы вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг. и первой русской революции.

Социальная

• , В 1897 г. был принят закон "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности". Впервые в истории России закон ограничил рабочий день 11,5 часов.

• В 1903 г. Витте провел еще один закон – "Об ответственности предпринимателей за производственные увечья рабочих".

 

 

Экономические кризисы начала XX века и рост монополизма в экономике России.

Монополистический капитализм в России формировался в условиях диспропорции политического и экономического развития, сохранения дворянских привилегий, низкого уровня жизни подавляющей части населения, слабого развития крестьянской частной собственности на землю. Между тем Россия не довольствовалась положением страны второго эшелона, она стремилась стать частью авангарда мировой цивилизации. Условием реализации этой цели стали более высокие, чем в передовых странах, темпы экономического развития. Однако международное положение, политические, социальные отношения, уровень жизни населения России не соответствовали европейским нормам. Быстрое промышленное развитие не сопровождалось социальным и политическим прогрессом. Необходима была глубокая модернизация страны. Любая страна, независимо от уровня ее индустриального развития, но вовлеченная в международный товарооборот, не может избежать воздействия мировых экономических кризисов. Не избежала их и Россия. Это свидетельствовало об объективно растущем экономическом единстве промышленного мира. Экономические кризисы затрагивали различные страны в различной степени. Кризис 1900—1903 гг., начавшийся на Западе, захватил хозяйство России, где принял тяжелый и затяжной характер, что объяснялось общей российской социально-экономического отсталостью, периодическими неурожаями на большой территории страны, низким жизненным уровнем населения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.70 (0.011 с.)