ТОП 10:

Подростковое церковное воспитание.



Как удержать подросшее чадо в Церкви, как сохранить его веру – задача очень серьезная и непростая. Тут опять-таки не должно быть перегиба. Тинейджер уже не имеет детского восприятия веры, он выходит из послушания родителям, но и к взрослым духовным переживаниям еще не пришел. Поэтому не отбить у него охоту молиться и ходить в храм – наипервейшая задача. Подросткам нужно бывает какое-то участие в церковной жизни. И хотя я и говорил, что появление детей в алтаре нежелательно, для отрока переходного возраста это может сыграть положительную роль.

Пение на клиросе, чтение тоже в этом возрасте может удержать детей в церкви. И, конечно же, общение с себе подобными церковными детьми. Я рос в советское время и для меня особенно важно было, что не я один верующий. Есть ребята, с которыми я вместе хожу в храм, делаю какие-то дела. Речь о совместных церковных детских мероприятиях у нас уже была. Помню, мы с моим другом ездили в загородный храм. Дорога занимала более двух часов, было тяжело, но вместе все было легче и интереснее. «С кем поведешься, от того и наберешься» — говорят в народе. С большой радостью мы участвовали в освобождении храма от мусора, в восстановлении. Здесь же и общались со взрослыми прихожанами, многому от них учились. Подростку нужно дело, поддержка друзей.

В любом храме к молодежи отнесутся хорошо и дадут посильное дело. Можно научиться звонить, даже просто убирать территорию от снега, а если юноша что-то умеет делать руками, то ему вообще цены нет. Очень важно бывает выбрать правильный приход, где много молодежи. Духовник тоже играет огромную роль. Ему иногда рассказывают то, что никогда не расскажут родителям, и он может очень сильно повлиять на духовную жизнь отрока.

К сожалению, подростки (даже из церковных семей) часто плохо понимают смысл церковной службы. И поэтому в храме они скучают, переминаются с ноги на ногу. Родителям необходимо дома объяснять детям порядок и символическое значение богослужения, очень неплохо хотя бы немного изучить церковнославянский язык. В мое время молодые люди нередко приходили в храм с брошюрой «Всенощное бдение и Литургия» и следили за ходом службы. Правда, эта книжечка нужна только на первых порах, потом подросток уже сам хорошо начнет понимать богослужение.

Молитва не должна превращаться в формальность. Самое главное – не большое правило, а постоянное. Родители должны показать подростку, что существует живая связь с Живым Богом и что Сам Бог ждет от нас этого общения. В нашей семье старший сын уже хорошо знает, всякое дело нужно начинать с молитвы. Перед путешествием служится молебен. Если начинается переезд или стройка – тоже молебен. И Господь приходит на помощь. «Просите и дастся вам». (Мф. 7, 7-8). Бог ближе, чем мы иногда думаем.

Про духовное чтение речь тоже была выше. Основы веры можно почерпнуть иногда из хорошей классической литературы. В наше время издается очень много интересных хороших книг. Мне нравятся рассказы Никифорова-Волгина, о.Сергия Николаева, о. Николая Агафонова, книга «Отец Арсений», книги д. Андрея Кураева. Все это интересно молодежи. Но хорошо, когда чтение не ограничивается только «легкой литературой», но дети читают и серьезные духовные книги.

Воспитание воли.

В молодежной среде (да и не только) сейчас популярен лозунг: «Не верь, не бойся, не проси». Молодежи кажется, что этим выражается их независимость, сила. На самом деле этот принцип сеет разделение. Подростки часто не по-доброму относятся друг к другу. Происходит это из-за того, что им кажется, что жалость, сострадание, снисхождение к слабым и великодушие есть проявление слабости, трусости. Нужно им дать понять, что по-настоящему сильный человек, настоящий мужчина может быть всяким: и сильным (когда надо защитить близких), и мягким (к слабым). Это ничуть не роняет его достоинства. У известного рок-певца К. Кинчева есть песня «Бойся, проси и верь». То есть полная противоположность, антитеза пресловутому лозунгу. Смысл этой песни в том, что «если ты сеешь на доброй земле», если ты живешь по совести и с Богом, строишь жизнь на твердом основании, ты можешь бояться, просить и верить.

Как раз бояться попросить помощи есть проявление слабости, ибо тому, кто действительно силен, не обязательно это постоянно доказывать. Он может и попросить, и сам протянуть руку помощи. Конечно, это непросто – воспитывать в себе силу, силу воли. Однажды прочел про православную гимназию, где проводятся уроки «Воспитание воли». Это очень хороший почин. Молодому человеку важно знать, что свобода – это не вседозволенность. У молодежи очень развит стадный инстинкт, «все побежали, и я побежал». И уметь противостоять влиянию большинства, не совершать грех, потому что все это делают, жить своей головой – это и есть проявление силы воли.

Как-то, проводя в одном ПТУ уроки православной культуры, я говорил о «золотом правиле»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Этот принцип не нужно понимать примитивно. Ты – мне, я – тебе. Я дал Васе поиграть в электронную игру, а он мне даст списать контрольную. Это правило гораздо глубже. То добро, которое мы совершаем, не исчезает, а очень часто возвращается к нам через совсем других людей. ПТУ было автослесарное, и я сказал ребятам: «У вас у всех будут машины, вы будете их водить. Не берите деньги, оказывая кому-то помощь на дороге». Есть такой старый фильм «Возвращение Будулая». И вот там водитель «Волги» застревает на дороге. И ему помогает выбраться деревенский парень на грузовике. Водитель «Волги» предлагает ему деньги, но тот говорит ему: «Убери свои бумажки, а если я застряну, а у меня денег не будет»? Наши добрые дела к нам и возвращаются.

Любовь к Родине.

Не знаю, как сейчас в учебниках, но когда я учился в школе, слово «Родина» всегда писалось с большой буквы. Сейчас слов «патриотизм», «Родина» стали бояться, как чумы. Как раньше боялись слов Бог, Церковь. Православные психологи И. Медведева и Т. Шишова рассказывают, как к ним на прием пришла однажды мама, обеспокоенная состоянием сына: «Ой, вы знаете… Даже не знаю, как вам сказать… Главное – все хуже и хуже… Уж я и так, и сяк, и угрозами, и уговорами… Ничего не помогает… Даже обостряется… Может, переходный возраст»? Мы (уже в два голоса): «Да что? Что? Скажите толком, не стесняйтесь»! (Мы заподозрили у ее сына какой-то тайный порок, о котором она не в силах говорить даже со специалистами). И, наконец, потупившись, она еле слышно пролепетала: «Ну, в общем, у него… патриотизм…». Вымолвив с таким трудом это «страшное» слово, мама немного успокоилась и добавила: «Боюсь я за него. Не представляю, как он, такой, будет? В наше-то время…»24 Тут, конечно, случай из области анекдотов, но смешного мало. Перед нами типичный человек нашего времени – с напрочь промытыми пропагандой мозгами. Даже ребенок интуитивно, инстинктивно любит Родину, как любят мать, а мама считает «патриотизм» психиатрическим диагнозом. Конечно, жалко людей, их оболванивают враги России, которые только спят и видят ее окончательную гибель, но ответственность с нас это не снимает. Мы жалуемся: как плохо, тяжело жить в России, как хорошо в других странах. Скажите, будет ли хорошо и уютно в доме, если обитатели не любят его, не убираются, не ремонтируют, стараются поскорее убежать из него куда-нибудь? Стало привычным делом в среде православных ругать Америку. Да и не только среди православных. Даже сатирики с эстрады смеются над американцами. Но Америка только для других народов «мировой жандарм», а для своих граждан – мать родная. Национальная идея в Америке – это американский патриотизм. С детства людям внушается мысль о том, что Америка – самая великая и могучая страна, а они – жители этой страны.

В Америке никогда не будет того, что происходит сейчас в Европе. Западная Европа сама выкопала себе могилу своей толерантностью, запустив мусульман и дав им все права. Так что кое в чем у американцев можно поучиться.

«С чего начинается Родина»? – пели мы в детстве. Любовь к Родине начинается с любви к родителям. Слово «патриотизм» происходит от латинского слова pater – отец. А русское слово «Отечество»? Второе, с чего начинается Родина – это любовь к вере предков, и вообще к памяти предков. Россия – это страна с великим прошлым, непонятным настоящим и очень туманным будущим. Без веры сложно воспитать патриота. Вера воспитывает совесть. Человек без совести не может любить Родину, может ее только использовать, а иногда даже продавать. Все беды России от отсутствия веры, и как следствие – от отсутствия совести. Выделяются деньги на возрождение экономики, помощь неимущим – их разворовывают. И так во всем. Мы часто думаем: «как нам обустроить Россию»?

А обустраивать надо свои души, души наших детей и близких. Если бы они были обустроены, Русь уже давно бы возродилась. И начинать надо со своей души. Во все времена охлаждение веры в России, отступление от Бога вызывало народные бедствия. Это увидит любой, кто изучает историю. Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал, что если бы Россия всегда держалась благочестия, то благосостояние ее росло год от года и величию ее не было бы предела.

В современной истории, к сожалению, очень мало примеров, на которых можно воспитывать молодежь. В основном эти образцы можно черпать из нашего героического прошлого. Кто герой нашего времени? Данила, что ли, из фильма «Брат»? Но и в наше скупое на героизм время можно найти потрясающие примеры. Я рассказывал на уроке в школе про солдата Женю Родионова, который отказался снять крест и стать мусульманином, чтобы потом расстреливать своих братьев, за что был убит. Я думаю, многих этот пример тронул.

Герои, как и святые, не могут бесследно исчезнуть. Если нет святых – нет Церкви. Если нет героев-патриотов – нет страны. Примеры, подобные Жене, нужно находить и рассказывать про них молодежи.

Да, положение России очень тяжело, спасти ее может только чудо, но Господь не посылает чудо без подвига и веры людей. От нас, от нашего воспитания зависит, вырастут ли юноши, дети в новое поколение грабителей-приватизаторов и молодых реформаторов или будут людьми, любящими Россию, ее надеждой и опорой.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.230 (0.005 с.)