Выбор спутника жизни (самое главное) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор спутника жизни (самое главное)



Выбор своей половины является одним из самых важных в жизни человека. Но именно к этому вопросу люди подчас относятся крайне несерьезно. Делают это так, как будто до них никто никогда не создавал семью, и они делают это в первый раз. То есть от ветра главы своея. Как выбирать? Начнем с качеств, которые мы хотим видеть в будущем (будущей) супруге. Конечно, все люди разные, нет двух одинаковых.

И каждый должен искать супруга по тем критериям, которые именно ему кажутся наиболее важными и необходимыми. Поэтому слишком подробно на этом останавливаться не будем. Обычно, когда читается лекция на тему семейных отношений лектор просит самих присутствующих назвать качества будущих избранников. Сейчас такой возможности нет, и поэтому, остановлюсь, вкрации, лишь на некоторых.

Начнем с выбора невесты. Ф.М. Достоевский говорил: «На какой женится на умной или на доброй? Женюсь на доброй, чтобы любила меня и жалела». Многим, я думаю, известна русская пословица: «Выбирай шубу теплее, а жену добрее». Это вовсе не означает, что жена должна быть некрасивой. Просто не это должно быть главным. Красота, богатство, сила, слава — самые непостоянные в мире вещи, а брак это вечность.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Где голосок, там и бесок». То есть где дарование, там часто и гордость. То же можно сказать и о телесной красоте. Человек красивый, очень часто избалован вниманием противоположного пола и страдает завышенной самооценкой. Нередко мужчина хочет иметь рядом с собой красивую женщину, потому что это льстит его самолюбию. Говоря современным языком, мужчины часто хвастаются друг перед другом: «У меня, де самая красивая и крутая тачка (машина)». Забывая, что угоняют, в первую очередь, как раз престижные и дорогие машины.

Человек, выбирающий жену за красоту, может очень быстро её лишится.

Также не нужно забывать, что чувство ревности является одним из самых неконтролируемых чувств.

Есть такое выражение: выходят не за достоинства, а скорее за недостатки. Нужно объективно оценить: много ли их, а какие самые страшные и можно с такими недостатками ужиться. Вот почему разум не должен быть ослеплен страстью. Потерявший голову от влюбленности человек не может быть объективным, он, говоря духовным языком, находится в прелести, т.е. прельщён. Почему нужно знать и оценить недостатки любимого? Чтобы знать потянешь ли ты такую ношу. Поверьте, перевоспитать человека задача почти невыполнимая. Весьма важно смотреть на то из какой семьи ваша избранница, как и кем она воспитана.

Если у нее конфликт с родителями, этот конфликт обязательно перейдет в вашу семью. Впрочем, пункт касается и выбора жениха.

И наконец, самое главное. Девушка должна быть с вами одной веры и желательно одной национальной культуры. Хотя есть и другие мнения на этот счет, я считаю, что воцерковить супругу (или супруга) задача сложнейшая, и лодка семейного счастья может об это разбиться.

Сент-Экзюпери писал что «любящие должны смотреть не друг на друга, а в одну сторону». А для нас эта сторона восточная (алтарная) самая главная, едина вера, един Бог. Опять же вопрос воспитания детей в семье, где нет единства веры весьма проблематичен.

Почему я говорил о национальной культуре? Во-первых; в основе любой культуры лежит культ (религия). Приведу пример. Послы китайского императора прибыли в первый раз в Европу и увидели картины, написанные маслом. На них были изображены кони, пейзажи, натюрморты, лица, но китайцы картин не увидели, они увидели только бледные пятна6. Они прибыли из другой культуры, где не было такой живописи. Возможно, человек другой культуры не увидит тех вещей, которые видите вы. Хотя оговорюсь, что вопрос этот спорный и разница культур не всегда является серьёзным препятствием.

Что-то мы все о женщинах, да о невестах. Нужно обратиться, наконец, и к мужчинам, ибо муж глава семьи, глава жены. По большому счету все вышесказанное можно отнести к выбору супруга. Остановлюсь, пожалуй на одном качестве, которое должно быть присуще мужу – ответственность.

Я провел небольшой опрос среди знакомых мне женщин на тему: «Каким должен быть настоящий мужчина, муж?» И почти все назвали главным мужским качеством ответственность. Был еще вариант: «верность», но верность это одно из проявлений ответственности.

Супруг будет давать отчет Богу уже не только за себя, а за жену и детей и Господь спросит его.

Быть главой вовсе не значит быть тираном, самодуром. Настоящий муж – глава не имеет права сказать плохо о жене: тем самым подпишет себе приговор — ты плохой муж, ты плохой господин своего дома. Скажу как священник: большинство семейных конфликтов случается потому, что не может (а чаще не хочет) нести бремя власти.

В заключение отмечу, что глава семьи вовсе необязательно должен быть блестящим руководителем и организатором, но он должен уметь принимать решения и отвечать за них.

Девушкам, выбирая будущего супруга, нужно быть очень внимательными, чтобы не принять деспотизм, эгоизм и властолюбие за твердость, решительность и ответственность.

Знакомство, ухаживание

Сколько должен длиться добрачный период, знакомство? Опытные священники говорят, что как минимум год. Почему год? Во-первых, срок все-таки немалый, можно друг друга узнать. Во-вторых, за год полностью сменяется природный цикл. Известно, что психосоматическое состояние человека очень зависит от времени года. Психологам хорошо известен термин «осенняя депрессия». По данным научного центра психического здоровья РАМН, именно на осенний период приходится до 80% депрессий. У А.С. Пушкина осень, наоборот, являлась периодом подъема, весной он впадал в тоску.

Таким образом, чтобы лучше узнать характер человека нужно видеть его душевное состояние в течение года.

Даже если человек неискренен с вами или хочет показаться лучше, чем есть на самом деле, он вряд ли сможет притворяться долгое время. Приведу пример. В одну из воинских частей, где были зафиксированы факты грубых неуставных взаимоотношений приехали журналисты. Их поселили в общей казарме и разрешили вести съемку. В начале солдаты вели себя образцово. Но очень скоро стали не выдерживать, срываться и уже через неделю вообще перестали стесняться камер, а дедовщина, издевательство над младшими предстала перед журналистами в самом неприкрытом виде.

В добрачный период очень хорошо не просто гулять за ручку под луной, а вместе совершить какую-нибудь поездку или принять участие в общем деле. Один мой знакомый диакон говорил: «Существует очень быстрый способ узнать: сможешь ли ты жить в супружеской жизни с твоим избранником. Купи 2 билета до Владивостока и прокатись с ним туда и обратно в одном купе (а это 14 суток туда и обратно). Если вы выдержите это, значит, скорее всего, сможете выдержать и жизнь в браке. Можно просто сходить вместе в поход, или совершить паломническую поездку».

Как у Высоцкого: «Если сразу не разберешь; плох он или хорош, парня в горы тяни-рискни, не бросай одного его, пусть он в связке с одной с тобой, там поймешь, кто такой».

Одним словом, постарайтесь лучше узнать своего избранника.

Очень важный фактор — семья. Как воспитан человек, кто его родители. Если юноша хамит своим родителям, он также будет вести себя и с вами. От того, как сами родители строят свои взаимоотношения тоже многое зависит. Строя собственную семью, человек часто использует родительский пример.

Как юноша или девушка общаются не с вами, а с друзьями, вообще с людьми, уступают ли место старикам в транспорте, может многое рассказать.

Есть еще способ узнать о правильности выбора. Обратиться к тому, кто старше и опытнее вас, еще лучше, к священнику. В идеале жених и невеста должны иметь одного духовника. Со стороны часто виднее. Со мной в Семинарии учился юноша, назовем его Коля. Он дружил с девушкой. Однажды он показал её своим друзьям, спрашивая совета. Все его отговаривали на ней жениться.

С самого начала было видно, что она человек светский и не сможет быть матушкой, женой священника. Но Николай не послушал совета друзей (может быть потому, что они были его ровесниками) и женился. Довольно скоро этот брак распался.

Скажу немного, как нужно вести себя девушкам, чтобы правильно выйти замуж. Я остановился именно на девушках, так как мужчинам в этом плане гораздо легче. Это вообще большая проблема. Женское население в нашей стране преобладает, а Церкви тем более, в основном женщины.

Известна фраза: успех женщины не много мужчин, а один (настоящий). Шансы выйти замуж за хорошего человека у девушки, которая не стремится любой ценой привлечь взоры мужчин гораздо выше, чем у той, которая пользуется успехом у противоположного пола. Наоборот, так называемые «роковые женщины» чаще всего несчастны в браке или вообще не выходят замуж. Потому, что привлекают совсем не тех, неспособных на серьезные отношения. Тут хочется сказать о потери девственности до брака. Знаю точно, что даже среди очень испорченных парней, многие хотели бы жениться на девственнице. Ещё бы! Каждому приятно быть первым, а не пятым или одиннадцатым. Жалко, что сохранивших девство все меньше и меньше. Каждая связь до брака не проходит бесследно для души и сердца, и девушка, вступив в брачный союз, тащит за собой шлейф своей прошлой греховной жизни. Это очень сильно мешает в браке. Скажу еще раз, что девушке, которая ведет себя и одевается скромно, не вызывающе, намного легче удачно выйти замуж.

Все вышеперечисленное не означает, однако, что девушка должна напоминать что-то бесформенное, замотанное до глаз платком. Господь создал мужской пол и женский и дал каждому свои признаки и красоту. Сложилось совершенно ложное представление о том как должна выглядеть православная женщина. Когда я учился в Семинарии, в Троице Сергиевой Лавре с нами, в одних стенах находились регентская и иконописная школы. И вот некоторые девушки (в основном иконописицы) одевались так: мешковатая юбка до самого пола, потертая джинсовая куртка, на голове платок, замотанный крест-накрест, на ногах походные ботинки. Картину еще часто дополнял рюкзак за плечами. Но большинство девиц старались одеваться по-другому, как говорится скромно, но со вкусом. Кстати многие потом вышли замуж за семинаристов.

Красота в женщине не должна быть искажаема и скрываема, но и не должна соблазнять окружающих.

О одежде женщин

Да будет украшением вашим

не внешнее плетение волос, не золотые уборы,

но сокровенный сердца человек в нетленной красоте

кроткого и молчаливого духа… (1 Петр. 3,3 – 4)

Хочу сказать несколько слов о скромной и нескромной одежде. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что тело является видимой частью души. Кстати, узнав об этом, известный рок-музыкант К. Кинчев перестал уродовать тело новыми татуировками. Украшая свое тело, одевая его, женщина приоткрывает некоторую часть того, что таится в её душе. Например с помощью косметики пытается дорисовать свой лик до, ей одной известного, идеала. Поэтому, смотря на девушку, которая одевается слишком облегченно и открыто, невольно задаешься вопросом: «А не является ли её поведение таким же облегченным, как и её одежда?».

Но тут есть один момент. Далеко не все женщины, одевающиеся вольно, хотят быть легкой мишенью для мужчин, хотя их мысли далеки от целомудрия.

Когда-то я не мог понять: «Почему многие девушки одеваются так, как будто думают только о сексе? Ведь для любого мужика это послание: «Я не против!». Известно, что большинство изнасилований происходит из-за нескромного поведения женщин. А потом понял, что девушки вовсе не хотят отдаться первому встречному, скорее они просто не понимают, как это действует на мужчин.

Но если парень обратил на неё внимание – это маленькая победа, тщеславие удовлетворено, её оценили. Сродни тому как атлетически сложенный мужчина поигрывает мускулами на пляже и ловит восхищенные взоры красавиц. Но беда в том, что бедные девицы не понимают, какие грязные, опасные мысли возникают в головах некоторых мужчин при виде их, и как скоро они могут перейти в действие. Ведь мужчина гораздо более возбудим, чем женщина, как известно из медицины.

Многим девушкам с помощью нескромной одежды, кокетства нравится самоутверждаться, одерживать победы и потом бросать свои жертвы. Такое поведение весьма опасно во всех отношениях. Я читал рассказ об одной девице, которая очень любила смеяться над мужчинами. И вот однажды её верующие тетушки почти насильно привели её в Троице-Сергиеву Лавру.

И здесь в храме она увидела юношу неземной красоты, который не только не обращал на нее внимания, несмотря на все её уловки, но даже не смотрел в её сторону. Девушку это буквально довело до беснования. А потом она узнала, что юноша слеп. И тут великий стыд нахлынул на нее, она осознала всю глупость и нелепость своего поведения.

Молодым людям выбирающим спутницу на всю жизнь и мать своих будущих детей, следует обратить особое внимание на внешний вид и поведение своей избранницы.

А девушкам, собирающимся замуж, следует помнить, что мужчина с серьезными намерениями, вряд ли свяжет свою жизнь с вертихвосткой и записной кокеткой.

Многие женщины мечтают выйти замуж. И это понятно: стремление к замужеству и материнству заложено в женское естество от природы. Но очень опасно стремится к этому любой ценой. Можно на всю жизнь сделаться несчастной. Некоторые девушки, особенно ближе к 30, считают что жизнь будет прожита зря, если сейчас, срочно не выйти замуж. И неважно даже за кого: за пьющего, неверующего, даже наркомана, главное выйти. Протоиерей Аркадий Шатов сказал как-то очень мудрые слова: «Гораздо лучше вообще никогда не выйти замуж, чем выйти плохо».

 

Мы всё говорим о правилах для женщин и совсем оставили в стороне мужчин. Юношам я хотел бы пожелать одного: будьте мужчинами. Главная болезнь современной молодежи – это жуткий инфантилизм, боязнь ответственности. И как следствие этого, упадок института брака.

Наша лекция подходит к концу и я хотел бы еще совсем немного сказать об одной очень серьезной проблеме. Большинство молодых людей полагают, что совместную половую жизнь нужно начинать еще до брака. А вдруг мы окажемся сексуально несовместимыми и придется развестись? Скажу одно; количество «пробных браков» увеличивается, а число разводов не уменьшается, а растет. Не говоря уже о том, такой подход может привести к серьезной ошибке. Например молодые люди решили «попробовать» у них не получилось и они разбежались. А «не получится» могло по огромному количеству причин, из которых несовместимость стоит на последнем месте. Гармоничные интимные отношения весьма сложная, тонкая веешь, и родится они могут только в долговременном союзе любящих людей, которые очень хорошо знают особенности и желания друг друга. Вот почему молодые должны сохранять себя до брака.

Сейчас такое время, когда люди из-за оторванности от веры и традиций наделали много ошибок, не смогли сохранить себя в чистоте и целомудрии. Но «Божественная благодать немощная врачует и оскудевающая восполняет» и Господь поможет каждому человеку, который искренно к Нему обращается. Лишь бы человек очистился через, покаяние, исповедь и сам захотел изменится.

Поэтому, ни в коем случае, если вы решили связать свою жизнь с человеком, нельзя попрекать его прошлым.

Тема у нас: период добрачный и назвать его можно генеральной репетицией, подготовкой к самому браку и проверкой чувств. Жених и невеста должны еще до венчания начать учится любить, прощать, радовать друг друга, молится друг за друга. Когда я только рукоположился в священный сан мой сослуживец, опытный священник сказал мне: «Не привыкай к плохому, старайся с самого начала все делать хорошо и правильно, потом будет легче».

То же можно сказать и про семейную жизнь. Еще до брака нужно учится правильно строить свои отношения.

В заключении хотелось бы сказать несколько слов утешения, желающим вступить в брак. Ничего не бойтесь. Человек вступая в супружеский союз, исполняет заповедь Божию «Не хорошо человеку быть одному» (Быт. 2. 18) и если он спросит у Бога помощи и намерения его искренни то Господь обязательно поможет.

«Гражданский брак»

Сразу же оговорюсь, что речь идёт не о браке, зарегистрированном в ЗАГСе (который признаётся Церковью как брак, хотя и невенчанный), а о сожительстве без регистрации и венчания, именуемом почему-то «гражданским браком». Поэтому я беру это выражение в кавычки и далее для удобства, буду называть это явление так. Такая форма существования получила очень широкое распространение. Новомодные психологи рекомендуют пожить в «пробном браке», кинозвёзды и другие общественные люди не стесняются рассказывать на страницах журналов о своих свободных, «без штампа», отношениях. Почему людей так привлекает жизнь в подобном «браке»? Ответ очень прост. Все атрибуты настоящего брака есть, а ответственности никакой. «Гражданский брак» иногда называют «пробным»: молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и жена «понарошку», а потом зарегистрироваться. Впрочем, иногда о регистрации речь вообще не идёт. Муж и жена — самые близкие друг другу люди, даже ближе, чем дети родителям. Зададим вопрос: «А можно ли быть пробным отцом или матерью?» То есть родить ребёнка, а если не понравится, отдать в детский дом? Мало кто не согласится, что это безнравственно. Если любишь, то на сто процентов. Нельзя любить наполовину, особенно супруга или супругу. Это не любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в основе «гражданского брака». Известен пример, что в подобном союзе живут как бы с открытой дверью, через которую всегда можно сбежать. Но если в доме всегда открыта дверь, то жить в нём холодно, неуютно и опасно.

Однажды на исповедь пришла ко мне девушка и призналась, что живёт с парнем без штампа. И начала говорить про свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: «Да Вы же просто неуверенны, любите ли его». Она подумала и ответила: «Да, Вы правы, я до конца не знаю, смогу ли с ним прожить жизнь». Но если вы не уверены в своих чувствах, просто дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не требуйте всего и сразу. Самого главного в этом «браке» нет –любви и доверия друг к другу.

В Интернете есть сайт «Пережить. ru». Он оказывает помощь тем, кто расстался с близким человеком. Автор этого сайта пишет о людях, которые уже несколько лет живут в «гражданском браке»: «В шестнадцать – двадцать лет они начали жить так называемым гражданским браком, и это длится три-четыре, а чаще – пять лет. Потом вдруг приходит понимание, что нужно что-то менять, что это путь в никуда. Начинается подготовка к свадьбе, порой уже покупают кольца. И тут они расстаются навсегда.

Некоторые даже успевают пожениться, но брак практически сразу распадается. И такой финал закономерен. Мы недооцениваем воспитательную роль «гражданского брака», а ведь его неспроста так пропагандируют психологи столь нелюбимого мною «глянца». Такая форма совместной жизни – это вовсе не подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это школа безответственных наслаждений. Поэтому люди в «гражданском браке» и живут довольно мирно, что бесы их не искушают – зачем сворачивать людей с гибельного пути? И когда после нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться, то вдруг осознают, насколько резко придётся изменить свою жизнь, возложить на себя какие-то обязательства. Это приводит к тяжёлым последствиям. Школа безответственных наслаждений не может подготовить к поступлению в академию ответственности и любви.

Любовь — это не вздохи на скамеечке, а взаимная ответственность. Её то, как раз (особенно у мужчин) в «гражданском браке» нет. В одном (кстати, совершенно светском) журнале прочёл: «Для женщины «гражданский брак» — иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия свободы». Женщины, находясь в подобном сожительстве, чаще всего хотят узаконить отношения. И понятно почему. Каждая женщина – потенциальная мать и не хочет, чтобы ребёнок рос без отца и материальной поддержки. Опять же, на алименты, наследство, квартиру рассчитывать трудно. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой,. и лишь некоторые — женой. Мужики понимают, что ничего не теряют. Ребёнка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», тоже дело весьма трудное.

Людям хочется иметь семью, домашний очаг, любить друг друга, но культ распущенности, наслаждений и безответственности засосал многих. Люди пытаются найти счастье в «гражданском браке» и не находят его. Это лишь способ уйти от реальности, забыться и забыть то, что настоящее счастье возможно лишь, когда супруги полностью верят друг другу, любят и отвечают друг за друга перед Богом и всеми людьми.

Хочу упомянуть про духовную сторону этого вопроса. Люди, которые прибывают в сожительстве, ставят себя вне нормальной церковной жизни, и они это чувствуют. На исповеди очень редко кто не осознаёт, что это большой грех (как правило, все в этом каются). Существует мнение: если лиц, находящихся в «гражданском браке» не допускать до причастия, то это их оттолкнёт от Церкви, и они вообще никогда не придут к Богу. Думаю, что это полная ерунда. Задача священника не привлекать любой ценой в храм, а указывать путь ко спасению, иногда направляя и вразумляя. Я, например, придерживаюсь строгого правила не допускать живущих в «гражданском браке» до причастия 1.

И не припомню (хотя, может быть, и было такое), чтобы люди потом покидали Церковь. После я их неоднократно видел в храме, а некоторые даже заключали законный брак, но об этом потом. Всё зависит от того, как поговорить с людьми.

Обычно я вежливо объясняю, что подобная форма отношений не является браком (рассказываю почему) и причащаться пока рано. Сначала нужно разобраться в своих отношениях и либо зарегистрировать брак, либо не жить вместе. (Люди должны не рвать все отношения, а лишь не жить плотской жизнью, ведь не всё к этому сводится. Может быть, они одумаются и поженятся). Но до этого приступать к причастию нельзя. Это всё равно, что допускать к причастию человека, который два дня назад впал в блуд и говорит, что и завтра сделает то же самое. Запрещение причастия это не есть отлучение от Церкви, анафема; это епитимья. Ясно, что человек немощен, ему нелегко бывает сразу изменить жизнь, он может ходить в храм, молиться, исповедоваться, но приступать к Чаше в состоянии постоянного греха нельзя, это поругание Таинства.

Нельзя говорить человеку, что чёрное – белое, а его грех – норма. Если Церковь ему не скажет правду, то кто? Сознание того, что «гражданский брак» ставит его вне евхаристического общения, вне Чаши, может сильно повлиять на его жизнь. Ко мне пришла как-то раз женщина. Она хотела причаститься, но сказала, что много лет живёт в «гражданском браке». Я принял её исповедь, побеседовал, но объяснил, что с причастием придётся повременить. Она всё поняла, уговорила своего мужчину зарегистрироваться, и была потом очень благодарна. Случай этот, слава Богу, не единственный.

Психологу А.В. Курпатову женщина, живущая в «гражданском браке», написала письмо: «Мой парень никогда не берет меня на корпоративные вечеринки. Хотя знаю, что там бывают жены сотрудников. Мы в гражданском браке больше года, и отношения хорошие». Вот что психолог ей ответил: «Вообще говоря, понятие «гражданский брак» очень обманчиво. Вы считаете своего молодого человека мужем, но думает ли он о вас как о супруге? Если не берет на корпоративные вечеринки, скорее всего не думает. Почему ваш брак до сих пор гражданский – в этом, на самом деле, вопрос. Попробуйте себе на него ответить».

Тот же психолог свидетельствует: «Кто-нибудь может сказать, мол, подобного стресса можно избежать, если съезжаться постепенно, пожить сначала чуть-чуть в гражданском браке. Но тут нас поджидают данные неумолимой статистики, которая со всей своей неумолимостью свидетельствует: в парах, в которых до официально заключенного брака есть период сожительства, риск развода выше, нежели в парах, которые до брака не жили вместе».

Известный журналист Геннадий Бачинский, недавно погибший в автомобильной катастрофе, как-то сказал в одном интервью:

«Я прошел через многое, есть с чем сравнивать. И сейчас для меня очевидно: лучше нормальной семьи ничего не придумаешь. Когда нет семьи, есть внутреннее ощущение, что ты свободен. Живете вместе, а ты свободен. Можешь всегда уйти. Человек, который знает, что не может уйти, ведет себя по-другому.

Точно так же у родителей и детей: ты не можешь изменить своих маму и папу, и ты вынужден строить отношения. Так же нужно относиться к своей жене».

Я намеренно привел здесь высказывания не православных богословов, а совершенно светских людей, чтобы было понятно, что любой честный, искренний человек рано или поздно понимает: «гражданский брак» — это ложное, бессмысленное состояние.

Мне нередко приходится отвечать на вопрос:

«Можно ли обойтись без регистрации брака в загсе и повенчаться в церкви? Ведь для православного христианина главным является церковное благословение его брака в Таинстве венчания?»

Конечно, для православного человека главным событием супружеской жизни является венчание, но и регистрация брака – дело далеко не пустое.

Хорошо это или плохо, но в нашей жизни нельзя обойтись без документов. Документы гарантируют соблюдение законов, регламентируют права и обязанности граждан.

Например, водителя останавливает инспектор, шофер показывает ему права и документы на машину. Иначе как он докажет, что это именно его автомобиль и он имеет право управлять им?

Если у нас, например, не будет документов на землю, любой может ночью переставить забор и сказать, что так и было, или вообще отберет у нас участок.

Мы устраиваемся на работу – показываем диплом о нашей специальности, он свидетельствует о том, что мы получили соответствующее образование.

Любителям свободных отношений без регистрации я бы предложил хотя бы полгода пожить без всяких документов. Несладко бы им пришлось. Мало кто из нормальных людей готов сжечь свои документы и уйти жить в леса. (Разве что какие-нибудь сектанты).

Итак, каждый здравомыслящий человек признает, что документы – вещь необходимая. Но почему-то, когда речь заходит о регистрации брака, у некоторых этот акт вызывает просто суеверный ужас. Они ищут любое оправдание, чтобы этого не делать. Дело тут, конечно, не в документах, а в том, что люди боятся ответственности, они не уверены до конца ни в себе, ни в другом человеке, боятся потерять свободу, независимость.

Но роспись – не «пачканье документов», не «колотушка в паспорте», как говорят иные поборники «гражданского брака», а вещь весьма серьёзная.

Муж и жена свидетельствуют, что они собираются жить одной семьёй и нести взаимную ответственность не только перед Богом и друг перед другом, но и перед обществом и государством.

Нередко можно слышать, что в древности люди вступали в брак без всякой росписи, да и Таинство венчания сформировалось окончательно в том виде, как оно совершается сейчас, только к XVII веку. И что вроде бы раньше всё было как-то проще.

Обратимся к истории брака. В Римской империи, которая была государством в высшей степени правовым (за актами гражданского состояния следили, вспомним хотя бы перепись населения, когда Дева Мария и Иосиф Обручник пошли записаться в свой родной город Вифлеем), существовал брачный договор. Этот документ защищал права и обязанности супругов. Он подписывался ими в присутствии свидетелей. Законным браком считался только союз, скреплённый юридически.

Конечно, были и другие формы сожительства, но законной силы они не имели и браком не считались. Например, существовал так называемый конкубинат. Слово это говорит само за себя, в переводе с латыни оно означает «вместе лежу». Конкубинат распространился после введения новых, более строгих законов о браке. Браком он не считался, это было просто сожительство. Например, женщина в конкубинате не могла получить сословных и имущественных привилегий.

Конкубинат осуждался святыми отцами, в том числе Василием Великим. И в Византии такое сожительство встречалось.

У других народов, например у древних евреев, брачному обряду предшествовало составление брачного договора. Он также определял взаимные обязательства мужа и жены.

Христианскому венчанию предшествовало обручение. В первые века христианства обручение было отделено от венчания. Оно было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям, насколько, разумеется, это было возможно для христиан.

Обручение совершалось торжественно, в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный договор. Последний представлял собой официальный документ, определяющий имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Жених и невеста обменивались кольцами.

Уже в Российской империи до революции вступить в брак можно было только обвенчавшись или совершив другой религиозный обряд согласно исповеданию супругов. Людей разных вероисповеданий не венчали. Венчание имело и юридическую силу. Церковь вообще тогда вела записи актов гражданского состояния, которые сейчас фиксируются в загсе. Когда человек рождался, его крестили и записывали в метрическую книгу, когда венчался — выдавали свидетельство о венчании.

Дети, рожденные вне брака, считались незаконнорожденными. Они не могли носить фамилию отца, наследовать сословные привилегии и имущество родителей.

Расписаться без венчания и венчаться без росписи было просто невозможно по закону.

Это следует знать тем людям, которые всячески стремятся обвенчаться без регистрации. Всеми правдами и неправдами уговаривают священника из повенчать, а оформить свои отношения не спешат. Святейший Патриарх уже не раз говорил на ежегодном епархиальном собрании, что венчать пары можно только при наличии регистрации брака.

К сожалению, мы видим, что распадаются и венчанные браки и для многих венчание не является препятствием к разводу.

В духовной жизни могут наступить периоды охлаждения веры, тогда венчание уже не будет связывать мужа и жену и ничто не будет им мешать разбежаться. Человеческие чувства – вещь весьма переменчивая.

Брак, семья должны быть защищены. Хорошо, если вы полностью доверяете друг другу, но может случиться что-то, не зависящее от вас. Положим, мужчина и женщина долго живут без регистрации, у них родились дети. И вот муж погибает в автокатастрофе. Появляются законные наследники. Например, дети от первого брака или ближайшие родственники. И начинаются очень большие проблемы. Женщина может остаться ни с чем. А всё потому, что человек не захотел вовремя позаботиться о близких ему людях.

Я уже сравнивал отношения мужа и жены с отношениями родителей и детей. Может быть, немного повторюсь, но хотелось бы развить эту аналогию.

Допустим, мать родила ребёнка, но не хочет вписывать его в свой паспорт (не хочет «марать документ»), не хочет, чтобы её имя упоминалось в свидетельстве о рождении. Но всё-таки желает, чтобы ребёнок жил с ней, чтобы она занималась его воспитанием. Подобная ситуация невозможна. Такую мать лишают родительских прав и предают малыша в дом малютки. Права ребёнка должны быть защищены. Ребёнок должен быть прописан к матери, она обязуется проявлять заботу о нём. И это фиксируется документально.

Но супруги – люди ещё более близкие, чем родители и дети. Мать и ребёнок – это первая степень родства, а супруги – нулевая. Даже по светским гражданским законам они являются более близкими людьми, чем дети и родители. Это отражено, например, в наследственном законодательстве. Супруги – наследники первой очереди, а дети – второй.

Если люди уверены в своих чувствах, то, наоборот, стремятся побыстрее зафиксировать отношения каким-то видимым образом, закрепить их. И то, что они этого не делают, говорит об одном: сознательно или подсознательно они не уверены в своих чувствах.

1 В этом случае я руководствуюсь 26-м каноническим правилом свт. Василия Великого, которое гласит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака». Это сказано не про обычный блуд, а про сожительство вне брака. И людям, находящимся в таком состоянии, святитель дает епитимью как впавшим в блуд.

Сказание о Петре и Февронии

 

Житие их является образцом благочестивого христианского брака, который начинается на земле, а продолжается на небесах.

Евфросиния (в иночестве Феврония) происходила из простой семьи «древолазца», т.е. собирателя лесного мёда. Обладая искусством врачевания от Бога, она вылечила князя Муромского Давида (в иночестве Петра) и после этого он женился на ней. Муромская знать, бояре, не приняли княгиню из простого сословия и объявили: «Или пусть князь отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жён, или же оставит Муром». И князь совершил подвиг любви. Отринув земное богатство и власть, он выбрал семейное счастье и любовь. И выбор этот говорит о том, что ничто в материальном мире не может быть выше семьи. Может ли государственный вельможа, пусть даже «достиг он высшей власти» и всех земных благ быть счастливым, если жена и дети не любят его?

Князь остался в бедности, но с любимой женой. Но Господь, видя его подвиг, вскоре вернул ему княжество, наказав врагов его. В Муроме началась междоусобица и многие искатели власти поубивали друг друга. Когда Давид и Евфросиния достигли старости, они облеклись в монашеский подвиг с именами Петр и Феврония.

Умерли они в один день и чувствуя кончину свою Петр духом обратился к Февронии: «Не могу больше, отхожу к Богу моему». А св. Феврония вышивала в это время церковный плат. Она отвечала Петру: «Подожди, мне нужно закончить рукоделие». Преподобный Петр вновь говорит: «Не могу более». И тогда святая воткнула иглу в вышивание и отошла ко Господу.

Они завещали похоронить себя в одном гробе, разделенном только перегородкой. Но люди по неразумению хотели разлучить их и положили в отдельных гробах, в разных церквах.

Но чудесным образом, Господь несколько раз вновь соединял их в одном месте. И тогда тела их положили в один гроб.

Таинства брака не могут отменить даже монашеские обеты. Просто люди разлучаются на время, прекращают ради сугубого подвига супружеские отношения, чтобы потом вновь соединится в вечности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.084 с.)