Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безобидно ли сквернословие. (урок в школе)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат всё глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам всё более пытаются навязать, что русский язык вообще невозможен без мата. Постараемся проследить исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него. Начнём с того, что мат — явление очень древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал ещё ап. Павел. В IV в. свт. Иоанн Златоуст говорит, что «Егда, кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько её оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы ещё вернёмся. В чём же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению? Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и тоже. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производимые от них слова. Епископ Варнава Беляев пишет, что срамословие — «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (Откр. 2, 24) и тёмных бездн разврата в честь Ваола, Астарты и прочих, и, кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани. Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоёваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий и наказание за чудовищное растление и поклонение греху. Одним из распространённых мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли татары-монголы. Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были ещё до монголов. У восточных славян, как и других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов. Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе Алексея Михайловича 1648 г. подчёркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «а в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления … чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец. Мать Земля. Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Ещё при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже в уголовном кодексе СССР полагалось 15 суток ареста. Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова свт. Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». За срамословие Бог попускает на человека различные беды, напасти и болезни. В медицине есть род психического заболевания (правда плохо изученный), когда человек, может быть даже далёкий от грязной брани, страдает не объяснимыми припадками. Больной вдруг начинает помимо своей воли изрыгать потоки нецензурной, вычурной брани, часто очень изощрённой. Иногда хулит святых и Бога. Для верующего человека всё очевидно. В духовной практике это называется одержимостью или беснованием. Бес, находящийся в одержимом, заставляет его произносить страшные ругательства и хулу. Из практики известно, что такого рода беснование может случиться, по попущению Божию, даже с детьми. Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кронид рассказывал про случай, который приключился с его земляком, крестьянином деревни Кетилово Волоколамского уезда (см. главу о воспитании детей, стр.4). Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства. Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов. Хочу привести пример, как действует так называемое «чёрное слово», то есть выражения с упоминанием чёрта. Один человек очень любил употреблять это слово к месту и ни к месту. И вот, приходит он как то домой (а в его комнате стоял посередине стол). И видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришел?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовешь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история. Как священник могу привести немало подобных случаев, даже из своей небольшой практики. Дьявол, к сожалению не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющие матерные, скверные, чёрные слова сам открывает двери своей души этой силе. Привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол «Творят грех, раб есть греха». Кто думает, что он нисколько независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат и поймёт: кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот чудовищный запрет, молодые женщины были не в силах. Помимо духовного вреда, матерщина очень сильно культурно обедняет человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки. Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь, красота, добро, милость, жалость», она пресекает даже возможность открытого, чистого взгляда. Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь будут при нём ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют всё честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребёнка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам учредить подобный обычай. Однажды мы с супругой отдыхали в подмосковной деревне Фенино. И там повстречали маленького мальчика, который только недавно начал говорить Ему было где-то года три. И вот в его ничтожном словарном запасе уже присутствовала матерная брань. Что же будет дальше? Часто молодые люди ругаются мотом, чтобы показаться взрослее, мужественнее, сильнее. Слышал шутку. Прапорщик отчитывает солдат: «Ну, что вы материтесь как дети?» В каждой шутке, как известно, только доля шутки. Подросток, вычурно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того, чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой, и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда крут, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему сильный независимый человек это не тот, кто живет по закону стада; куда все, — туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним. Если вы ругаетесь в присутствии девушек и сами позволяете им ругаться, какие же вы после этого мужчины? Уверен, что среди вас есть ребята, которые не употребляют мат, я готов пожать им руку. Это по-настоящему сильные и волевые люди. Обращаюсь к юношам: «Кого предпочтет нормальная девушка: парня у которого каждое четвертое слово матерное, который не умеет связать двух слов, или человека, говорящего правильно, умеющего поддержать беседу, что-то рассказать». Язык, речь это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. Брань бывает двух видов: аффективная, то есть в минуту гнева раздражения и просто, что называется, для связки слов. К последней люди так привыкают, подсиживаются на нее, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов (так сказать, короче, ну и т.д.) очень трудно бывает избавится, тем более от нецензурной лексики, которой восполняется общая бедность словаря и кругозора. Но как же, спросите вы, по телевидению мы сейчас часто слышим матерные слова, и взрослые дяди и тети призывают объявить мат неотъемлемой частью русского языка? И раньше к телевидению нужно было подходить с большим рассуждением. В советское время по телевизору показывали антирелигиозные передачи, сказки про дедушку Ленина, шли программы искажающие нашу историю. Сейчас то, что показывают, нужно особенно фильтровать. Современное телевидение коммерческое и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или открытая), либо проплаченный заказ. Голова нам дана не только, чтобы втыкать в уши MP-3 плеер, но чтобы думать, анализировать, а не слепо за кем-то идти. Зачем нам нужно плясать под дудку тех, кто хочет, чтобы мы превратились в тупое, обкуренное стадо баранов, жующее жвачку попсы. В заключении скажу, что когда встречаешь человека к месту и не к месту употребляющего мат, поневоле задумываешься, а все ли у него в порядке с головой? Потому что, так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек. Игумену Савве Молчанову, священнику, который окормляет военных, рассказал один армейский чин, что он долго не мог избавится от страсти сквернословия. Искоренил он эту привычку таким образом. Как только у него вырывалось «гнилое слово», он брал это на заметку, находил в казарме удобное местечко и делал 10 поклонов. И порок сквернословия был совершенно им оставлен. Очень хорошо молодым людям последовать этому примеру. Вместо послесловия. Давать советы – дело весьма легкое и приятное. Редкий человек не любит их давать. У нас даже страна до 1991 года называлась Страной Советов. Но иное дело давать их и совсем другое – выполнять. Как говорил преп. Амвросий Оптинский: «Давать советы – это камни с колокольни бросать. А выполнять – камни на колокольню носить. Но я очень надеюсь, что кто-то, прочтя мой скромный труд, найдет что-нибудь для себя полезное. Примечания 1) Иером. Иов (Гумеров) Вопросы священнику. М., 2006, с. 129-130. 2) Пример взят из книги: Лебедев В.В. Стань счастливой. М., 2006, с. 174. 3) Там же: с. 56. 4) Свящ. И. Шугаев. Один раз на всю жизнь. М., 2005, с. 10-11. 5) Лебедев В.В. Стань счастливой. с. 36-40. 6) Пример взят из аудиозаписи беседы педагога Авдеенко Е.А. со старшеклассниками «Переходный возраст. Как правильно выйти замуж». студия «Радонеж». 7) Цит по: Лебедев В.В. Стань счастливой, с. 190-192. 8) Там же. с. 180-182. 9) Свящ. И. Шугаев. Один раз на всю жизнь. с. 21. 10) Курпатов А.В. Конфликты в семье. М., 2006, с. 32-33. 11) Там же. с. 34. 12) Цит по: Лебедев В.В. Стань счастливой. с. 175. 13) Игум. Евмений Аномалии родительской любви. г. Иваново, 2004, с. 330. 14) Там же. с. 94. 15) Там же. с. 120. 16) Там же. с. 156. 17) Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. Блиц педагогика. Издательство «Христианская жизнь», 2006, с. 36. 18) Подвиг семейного воспитания. М., 2001, с. 128-129. 19) Рогозянский А. Хочу или надо. М., 2004, с. 203-204. 20) Там же. с. 159. 21) Цит по: Ивлева В.В. Семейная психология. Минск, 2006, с. 338. 22) Рогозянский А. Хочу или надо. с. 251. 23) Подвиг семейного воспитания. М., 2001, с. 214-215. 24) Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей.-М.,1994. С.110.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.112.101 (0.012 с.) |