ТОП 10:

В чем причина обострения экологических проблем? Существуют ли в современном мире реальные пути их преодоления?



«Глобальные проблемы - современные проблемы существования и развития человечества в целом - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует признания необходимости международного сотрудничества»

Глобальные проблемы человечества - проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное космическое пространство и затрагивают все население Земли.

Глобальные проблемы человечества не могут быть решены силами одной страны, необходимы совместно выработанные положения об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т.п.

1. Основные группы глобальных проблем

1) Проблемы, связанные с аспектами взаимодействия общества и природы:

а) Экологическая проблема;

б) Энергетическая проблема;

в) Продовольственная проблема;

г) Сырьевая проблема;

д) Проблемы Мирового океана.

2) Проблемы, затрагивающие аспекты взаимодействия социальных общностей людей:

а) Предотвращение термоядерной катастрофы, новых мировых войн, борьба с международным терроризмом;

б) Нормальное функционирование мирового хозяйства;

в) Преодоление отсталости слаборазвитых стран;

3) Антропосоциальные проблемы, отражающие взаимосвязи человека и общества:

а) Демографическая проблема;

б) Проблема межнациональных отношений;

в) Кризис культуры и нравственности;

г) Дефицит демократии;

д) Проблемы урбанизации;

е) Охрана здоровья.

Все эти проблемы, так или иначе, затрагивают коренные основы современной цивилизации, создавая угрозу ее существования.

Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисци-плинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и есте-ственные, и технические науки. Среди отдельных таких наук можно назвать философию, экономику, социологию, право, географию, биологию, экологию, физику, химию, океанологию и др.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармоничной связи с природой, но и разрушительным воздействием на неё.

Факторами, способствующими появлению и обострению глобальных про-блем, явились:

- резкое увеличение расходования природных ресурсов

- отрицательное антропогенное воздействие на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей

- усиление неравномерности в уровнях социально – экономического разви-тия, между промышленно развитыми и развивающимися странами

- создание оружия массового уничтожения.

Уже сейчас существует угроза необратимых изменений экологических

свойств геосреды, угроза нарушения формирующейся целостности мирового сообщества и угроза самоуничтожения цивилизации.

 

2. Особенности современных глобальных проблем

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение гло-бальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества.

Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

Особенности современных глобальных проблем.

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Глобальные проблемы современности - проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлений развития общества и его будущего. К их числу относятся следующие их группы: политические, социальные, экономические, экологические, демографические и научно-технические. Выделяют также такие глобальные проблемы современности, как интерсоциальные, проблемы отношений общества и человека, проблемы отношений человека, общества и природы.

Их решение требует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологической катастрофы. Глобальность данных проблем определяется тем, что они так или иначе касаются всего человечества и не могут решаться изолированно одна от другой. Последовательное разрешение предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, установление гармоничных отношений между обществом и природой, переход всего общества на коэволюционный путь развития. В силу этого активизация международной деятельности, направленной на выработку общих подходов к охране окружающей среды, на создание и быстрейшее внедрение в практику тестов ее качества, на разработку юридических норм природопользования - сопровождается пересмотром некоторых традиционных экологических теоретических положений и представлений.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. В наше время глобальные проблемы:- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;- а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства.

В книге «Человеческие качества» А. Печчеи отмечал: «Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздей-ствии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная тех-ника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего».

Рассмотрим причины возникновения глобальных проблем современности. Было бы неверно полагать, что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма, т.е. в ХVП - ХVШ вв. Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества пред-ставляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окру-жающей его среды (система «человек – природа»): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. «Историю можно рассматривать с двух сторон - ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга» . Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее, в научном исследовании их необходимо разделить, ибо без этого не возможно понять предпосылок и причин возникновения глобальных проблем. Именно в рамках системы «человек – природа» осуществляется процесс производства. Развивая производство, то есть, осваивая природу, добиваясь своего господства над ней, человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа - воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе че-ловеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой. Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, его средств труда, с другой - следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько-нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от «предпроизводства» (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Переход человечества от собирательного способа производства к земледельческому, а затем и к промышленному, привел к значительному усложнению производительных сил, к их коренному изменению по существу и по форме. Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали все более антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы от-ношений между обществом и природой, человеком и природой.

Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

В объективной реальности мы имеем дело не с совокупностью, а с системой глобальных проблем. Характерной ее особенностью является то, что она обладает чрезвычайной сложностью и многофакторностью. И проявляется это, прежде всего в том, что сущностной основой системы глобальных противоречий являются социальные взаимосвязи, определяемые фундаментальными закономерностями общественного развития. Чисто социальных и чисто социоприродных глобальных проблем нет. Все они выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

В нашей стране предпринимаются немалые усилия по сохранению окружающей среды, по охране природы. Россия – инициатор многих международных договоров по охране окружающей среды, по сбережению и разумному использованию, как природных ресурсов, так и многих видов растительного и животного царства. Решение экологических проблем связано самым тесным образом с неустанной борьбой за мир, против создания средств массового разрушения, несущих угрозу и человечеству и природе.

Центральным звеном стратегии решения глобальных проблем является развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете. Проблема в том - сумеет ли оно воспользоваться этой возможностью?

Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь

Каждый человек должен осознавать, что человечество на грани гибели, и выживем мы или нет заслуга каждого из нас.

 

 

11. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:

а) материализм — это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);

б) материализм — это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализм — это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

г) материализм — это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.

Ответ: б

Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.

 

12. "Материя и сознание являются по сути дела конвенциальными понятиями…" — пишет Б. Рассел.

Энгельс утверждает: "Такие понятия, как "материя", "движение"…, суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей…".

а) В чем принципиальная разница в суждениях этих двух философов о фундаментальных философских понятиях?

б) Являют ли они разное мировоззрение?

Исходя из изученного мною материалов, другим философским убеждениям, я считаю, что мыслитель Б.Рассел прав.

Данная проблема не просто сложна, она невозможна. Ее не обязательно разрешать, так как она не реальна. Нет необходимости объяснять, как подсознательная материя порождает нематериальное сознание, потому что как материя не является полностью бессознательной, так и сознание не оторвано полностью от материи.

Таким образом Рассел прав. Нейроны мозга состоят из квантов в сложной конфигурации, а кванты — вовсе не бессознательная материя! Они происходят из базовых составляющих сложных полей, лежащих в основе космоса, и не лишены свойств, которые мы связываем с сознанием. Ведущие физики, такие как Фриман Дайсон, и философы уровня Альфреда Уайтхеда заявили, что даже элементарные частицы наделены определенной формой и уровнем сознания.

«Материя в квантовой механике, — сказал Дайсон, — является не инертной субстанцией, а активной действующей силой. ...Оказывается, сознание, как показывает способность делать выбор, в некоторой степени присутствует в каждом электроне». В этом случае четкого разделения между материей и сознанием нет.

 

13. Известный древнегреческий афоризм призывает:

«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.

б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?

в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.

а) На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет… Пример на политической сфере. Этапы 1-3 - недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот. 4.2. Гражданская война. 4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

б) Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. В сущности каждого объекта имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет ко все более острому противоречию и заканчивается исчезновением одного и возникновением другого состояния объекта.

в) Основные категории данного закона развития являются: тождество, различие, противоположность, противоречие.

Предметам и явлениям окружающего мира свойственна известная устойчивость, определенность. Без этого качества в мире ничто не могло бы существовать. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством. Тождество отражает в понятии покоящееся бытие предмета, означает сохранение предмета в некотором постоянном виде (оно положительно по своему характеру, выражает консервативную сторону предмета). Но мы знаем, что каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» - говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость, равенство самому себе лишь относительны; предметам свойственно внутреннее различие.

Различие представляет собой как бы внутреннее беспокойство предмета, бесконечное стремление выйти за рамки самого себя, испепелить себя в изменчивости. Это постоянное убегание от себя не имеет какой-либо границы, Оно выражает поэтому негативную, отрицательную природу предмета; оно стремится его сокрушить, разрушить установившееся тождество. Но поскольку предмет продолжает пребывать, сохраняться, то это бесконечное убегание от себя есть в то же время возвращение к тождеству с самим собой. Таким образом, тождество выступает как предел различия, как борющаяся, противоположная сторона предмета.

Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия. Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – это различные стороны одного и того же предмета, которые взаимопредполагают друг друга, не могут существовать друг без друга, взаимопроникают друг друга, и в то же время противоположны друг другу, взаимоотрицают друг друга. Например, противоположные полюса магнита, ассимиляция и диссимиляция, антагонистические (непримиримые) классы в обществе.

ПРОТИВОРЕЧИЕ – это взаимодействие противоположностей, характеризующееся их единством и борьбой.

Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.

Основными сторонами противоречия являются его противоположности. Противоположности образуют одну внутреннюю противоречивую сущность предмета или явления. Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей.

ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – это их закономерная связь, выражающая обоюдную принадлежность к одной и той же сущности. Единство противоположностей выступает условием существования предмета как целостного материального образования. В единстве противоположностей выражена функция качественной определенности данного предмета или явления.

С другой стороны, противоположности постоянно находятся в состоянии борьбы, так как они противоположны.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.0 (0.058 с.)