ГОРСТКА ХРАБРЕЦОВ ПРОТИВ ПОЛЧИЩ ВРАГА



Йегуда был очень способным полководцем. Его вылазки против сирийцев становились все более частыми и более дерзкими. Он был храбр и дрался как лев. Внезапно появлялся он в лагере сирийцев, бесшумно расправлялся со стражей, захватывал оружие, лошадей и исчезал в горах. Все больше и больше добровольцев приходили к Йегуде. Даже те, кто еще недавно считали себя греками, потрясенные жестокостью Антиоха, присоединялись к боевым отрядам Йегуды. В народе гордились Йегудой и любили его.

- "Маккавей" — вот подходящее имя для Йегуды, ибо он подобен "маккевет" — молоту, — говорили они.

Солдатам Антиоха он внушал ужас. Антиох, разгневанный тем, что "банда оборванцев-бунтовщиков" осмеливается выступать против него, заявил

- Я выкурю их из их укрытий.

И он двинул свою армию в горы, где прятались бойцы Йегуды. Прежде чем сирийцы начали битву, Йегуда со своим отцом неожиданно вышли из укрытия и молниеносно расправились с сирийцами. В этой битве был убит сирийский полководец, а Йегуде достался его меч, которым он пользовался до конца своих дней

Йегуде стало известно, что Антиох вновь готовит нападение К месту расположения отряда Йегуды вела единственная скалистая тропа. Его разведчики донесли, что сирийцы движутся в ее направлении и что их очень много. Встревоженные воины Йегуды, понимая опасность, обратились к нему

— Что можем мы сделать с таким огромным войском9

— Если с нами Б-г, то не имеет значения, сколько нас. Жестокие захватчики хотят уничтожить наш народ, народ Б-га И Б-г поможет нам победить врага

Йегуда разработал хитроумный план Он перекрыл единственную узкую тропу, ведшую к его отряду, и сверху обрушивался на сирийцев, постепенно перебив все войско вместе с полководцем.

Узнав, какая судьба постигла его войска и двух его полководцев, царь Антиох пришел в бешенство. Он во много раз увеличил количество солдат, пехоту, конницу и боевых слонов Командовали армией два полководца и сам Антиох сопровождал их За армией следовали работорговцы, уверенные в своей скорой богатой добыче.

Йегуде стало известно о планах сирийцев Он собрал свой отряд и велел им поститься и молить Б-га о помощи и защите.

В сирийском стане разработали план нападения. Они решили напасть неожиданно с наступлением темноты. Когда они подошли к лагерю Йегуды, они обнаружили догорающие костры, но людей там не было.

- Евреи бежали из страха перед нами, - сказали полководцы и отдали приказ нагнать отряд Йегуды.

Йегуда же окольными путями привел свой отряд в сирийский лагерь, где спали сирийские солдаты, отдыхая перед атакой. Внезапно их разбудили звуки трубы. Не понимая, что произошло, солдаты стали выбегать из шатров. В ужасе они увидели еврейских бойцов с обнаженными мечами. Большое число сирийцев было уничтожено, остатки в панике бежали, преследуемые людьми Йегуды.

В наступившем затем затишье Йегуда обратился к своим людям:

- Остатки сирийской армии вновь вернутся, хоть они и будут утомлены, гнев придает им силы. Поэтому готовьтесь к бою!

Евреи стали поджигать сирийские шатры, готовить оружие к бою.

И действительно, очень скоро сирийцы вернулись. Увидев дым от горящих шатров и солдат Йегуды, ожидавших их в их собственном лагере, они без боя повернули назад и в ужасе бежали в землю филистимлян.

В лагере врага осталось много оружия, покинутого бежавшими сирийцами. В нем сильно нуждались отряды Йегуды, и оно им еще не раз служило верную службу. Золото и серебро, в панике брошенное работорговцами, было поделено поровну между воинами и вдовами и сиротами. Затем Йегуда и его люди вернулись в горы и свой лагерь, где они воздали благодарения Б-гу за помощь в победе.

И ОГОНЬ НЕ ПОГАС

С тех пор, как Антиох захватил Иерусалимский Храм, прошло три года. Победоносные сражения Йегуды и его отряда освободили путь на Иерусалим. В один прекрасный день отряды Йегуды вошли в Иерусалим. По безмолвным улицам они поднялись к Храмовой горе.

От увиденного зрелища они остановились, потрясенные. Ворота Храма были сожжены, дворы были захламлены мусором и заросли сорняками. Алтарь, где когда-то приносились жертвы Б-гу, и все вокруг него было забрызгано кровью нечистых животных. Воины Йегуды опусти-

лись на землю и принялись оплакивать оскверненный Храм. Звуками рога Йегуда заставил их подняться. Он приказал части отряда охранять Храм, а другой части помогать священникам в очистке его и восстановлении того, что было разрушено.

Все с радостью принялись за работу. Нечистый алтарь был снесен и сожжен. Вычистили дворы, построили ворота, восстановили разрушенные стены.

На двадцать пятый день месяца кислев по еврейскому календарю работы были завершены. Теперь Святая Святых была завешена шторой, приготовлен новый светильник для вечного огня — "нер тамид". Весь народ в радости собрался в Храме, чтобы присутствовать при зажигании вечного огня. Время шло, священники медлили. Народ с нетерпением ждал. И тогда пришла весть. Масло, которое необходимо для горения светильника, было осквернено язычниками. Новое масло приготовить не успели. Священники бросились искать во всех помещениях Храма. В конце концов был найден один сосуд с маслом. Масло было чистым, так как на сосуде стояла печать первосвященника. Но сосуд этот был небольшой и масла, что в нем было, могло хватить только на один день. Тем не менее, священники залили его в светильник и зажгли огонь.

И свершилось чудо. Огонь не погас, масла хватило на восемь дней, пока не приготовили новое.

По всей стране евреи праздновали и возносили благодарность Б-гу. Вместе со всеми праздновали и бойцы Йегуды.

Но борьба еще не была закончена. Предстояли еще тяжелые битвы. В одном из сражений Йегуда был убит. Братья Йегуды продолжали его дело до полной победы над сирийцами. Настал день, когда евреи смогли вернуться в свои дома. Они снова могли свободно жить, трудиться, изучать Тору и соблюдать субботу.

Память о главных победах Йегуды Маккавея, его братьев и его отца живет по сей день. Каждый год в месяце кислев евреи на всех континентах мира отмечают праздник Ханука. Восемь дней подряд они зажигают ханукаль-ные светильники в память о чуде тех дней и о славных героях — Маккавеях.

 

История Гилеля

НА КРЫШЕ ШКОЛЫ

Со времен Эзры в Иерусалиме существовали академии, где изучали и толковали Тору.

Как-то в субботу в одной из академий ученые раввины изучали очередную главу Торы и, увлекшись, не заметили, как наступило утро. В эту ночь в Иерусалиме выпал снег, что случалось крайне редко. Когда раввины обнаружили, что засиделись до утра, они удивились, что из окна, которое находилось на потолке, не видно света.

— Почему темно за окном, ведь сейчас уже позднее утро?

Тогда они увидели, что окно заслоняет какой-то предмет. Они поспешили выйти и подняться на крышу. Крыша была бела от снега. В том месте, где было окно, они обнаружили закоченевшего до потери сознания юношу, покрытого слоем снега.

- Это тот самый юноша, который всегда так внимательно слушает на занятиях, — узнал его один из раввинов. — Он из Вавилона.

Юношу тут же принесли в дом. Несмотря на то, что была суббота, они разогрели над огнем масло и принялись растирать его. Наконец он открыл глаза и с удивлением взглянул на своих спасителей.

— Мы нашли тебя на крыше без сознания, под слоем снега, - объяснили они. - Как ты там оказался?

И юноша рассказал, как все это случилось. Его звали Гилель. Он родился в Вавилоне. В Иерусалим он пришел, чтобы изучать Тору. Чтобы заработать себе на жизнь, он нанимался к людям колоть дрова. Получал он за свою работу гроши, из которых половина уходила на жизнь и пропитание, а вторую половину он отдавал привратнику за вход в академию. Накануне Гилелю не удалось ничего заработать и привратник не пустил его в академию.

- Я страстно желал слушать ваши толкования. Для меня они были, как слова Б-га живого. И тогда я взобрался на крышу и слушал вас через окно. Я был очень утомлен и голоден и поэтому сон сморил меня. И я не почувствовал, что снег засыпает меня.

Тут он заметил на огне сосуд с горячим маслом и с горечью воскликнул:

- О, Б-же, из-за меня вы нарушили субботу!

- Спасение жизни человека не считается нарушением субботы, — возразили раввины. — Тем более ради такого человека как ты, Гилель.

С того дня, по велению раввинов, привратник пускал Гилеля в академию, не взимая с него плату за вход.

Все свое время Гилель посвящал учению. Вскоре он знал наизусть все законы Торы, как записанные, так и устные. Он также не забыл ни единого слова, что услышал от своих учителей. Теперь он спокойно мог возвратиться домой, в Вавилон.

Прошло много лет и вот Гилель вновь пришел в Иерусалим, теперь уже с женой и детьми. Был праздник Пе-сах. Евреи со всех концов Иудеи, а также из далеких стран - Вавилонии, Египта, Греции, Рима - шли в Иерусалим в святой Храм, чтобы вместе молиться в праздник.

Известнейшие знатоки Торы в те дни ломали голову над вопросом, касающимся правил празднования Песаха. Никто из них не мог найти правильное решение. Из великих раввинов, учителей Гилеля, никого уже не осталось в живых, теперешние же толкователи и учителя Торы не помнили этого закона и приходили к противоположным мнениям. Близился праздник, а ответа на этот вопрос не было. И тут кто-то сказал:

— Сейчас находится в Иерусалиме Гилель из Вавилона. Он когда-то учился у наших великих учителей. Может быть, он сможет нам помочь.

Послали за Гилелем. И он сразу же разрешил мучивший всех вопрос. Тогда раввины, возглавлявшие академию, встали перед ним и сказали:

- Ты знаешь куда больше нас, ты достоин быть нашим учителем.

И они попросили его остаться в Иерусалимской академии, чтобы возглавить ее.

ПРОИГРАННЫЙ СПОР

В большом каменном зале Иерусалимского Храма сидели семьдесят человек — ведущие знатоки Торы, священники, судьи. Это почетное собрание называлось Сан-гедрин. Возглавляли Сангедрин два всеми почитаемых раввина — Гилель и Шамай. Они были похожи во многом: в непревзойденном знании Торы, в непреодолимом желании нести эти знания еврейскому народу, в заботе о том, чтобы все евреи исполняли заповеди Б-га. Тем не менее они очень отличались друг от друга. В то время как Гилель был человеком мягким и снисходительным, Шамай был нетерпеливым и вспыльчивым.

Как-то один человек поспорил со своим приятелем на четыреста зуз (это были большие деньги в те времена), что сумеет вывести Гилеля из себя. Он пришел к Гилелю незадолго до наступления субботы, Гилель был занят приготовлениями к приходу субботы и должен был очень спешить.

— Что тебе угодно, сын мой? — спросил Гилель.

— Я прошу тебя ответить на мой вопрос.

— Спрашивай, — сказал Гилель.

— Почему головы уроженцев Вавилона неправильной формы? — спросил человек. Этим вопросом он думал вывести Гилеля из себя, зная, что он родом из Вавилона. Но Гилель спокойно ответил.

— Это хороший вопрос. И ответ на него такой: в Вавилоне не умеют правильно принимать роды.

Посетитель сделал вид, что уходит, а через минуту он вновь постучался. И снова Гилель вышел к нему спокойный.

— Гилель! У меня есть к тебе вопрос

— Спрашивай, — сказал Гилель.

— Почему у жителей Тадмора слезятся глаза?

— И этот вопрос хороший. Эти люди живут в стране, где много песков и ветров. И ветер засыпает им песок в глаза.

Неутомимый посетитель через минуту предпринял еще одну попытку.

В третий раз Гилель подошел к двери.

— Ответь мне еще на один вопрос.

— Спрашивай.

- Почему у жителей Африки широкие ступни?

- В Африке много болот, от хождения по болотистой земле ступни становятся широкими.

Посетитель, отчаявшись выиграть спор, воскликнул:

— Это ты — Гилель, возглавляющий Сангедрин?

- Я, - ответил Гилель.

— Да не родятся больше в Израиле подобные тебе!

- Почему, сын мой? - спокойно спросил Гилель.

— Потому что из-за тебя я проиграл четыреста зуз! И он рассказал Гилелю о своем споре.

Тогда Гилель рассмеялся и сказал:

- Если эта история научит тебя не заключать дурацкие споры — значит деньги не пропали зря. Знай же, что ты скорее потеряешь дважды по четыреста зуз, чем Гилель — терпение.

УЧЕНИКИ ГИЛЕЛЯ И ШАМАЯ

Часто в академии и за ее пределами ученики Гилеля и Шамая вступали друг с другом в споры. Так, однажды рабочий, который строил дом, прекратил кладку кирпичей и начал молиться: "Шма Исраэль..." — "Слушай, Израиль..." Работавший неподалеку от него рабочий воскликнул:

- Разве сейчас время для этой молитвы? Ее читают дома, до начала работы.

Молившийся возразил:

— Как мог я молиться до наступления рассвета? Когда я уходил на работу, было еще темно.

Первый, тот, что молился, был учеником Гилеля. Второй — учеником Шамая. Ученик Шамая продолжал:

— Этот невежественный каменщик не знает законов. Молиться "Шма Исраэль" нужно вечером перед сном и утром, когда встаешь с постели. Так нас учит Шамай.

— А Гилель говорит не так. Я лично спросил его, когда нужно читать эту молитву, и он сказал мне: "Можно читать "Шма Исраэль" в любом месте. Если утро застало тебя на дереве во время сбора фруктов, ты можешь прервать работу и там же на дереве прочитать молитву".

Многие одобрительно закивали. Но были и несогласные. Простые рабочие говорили, что Гилель лучше понимает их, ведь и сам он когда-то был дровосеком.

В те времена на свадьбах принято было петь перед невестой, восхваляя ее красоту и скромность.

Ученики спросили Шамая:

— Что, если невеста некрасива, разве и тогда следует называть ее прекрасной?

— Нет, — ответил Шамай, — нужно говорить так как есть.

У Гилеля было другое мнение:

— Разве невеста может не быть прекрасной в день свадьбы? Счастье делает ее прекрасной. Поэтому в день свадьбы нужно восхвалять и радовать невесту.

Знатоки Торы приняли точку зрения Гилеля и с тех пор каждой невесте поют хвалу.

Все больше и больше учеников стекалось в академию к Гилелю. Он сердечно принимал всех — молодых и старых, богатых и бедных, праведных и даже грешных.

Он говорил: "Никогда не отворачивайся от помощи грешнику, направь его на истинный путь, тогда и дети его будут праведниками".

Шамай же считал, что в академию нужно принимать только людей из хороших семей — в основном богатых, поэтому у него было гораздо меньше учеников, чем у Гилеля.

Многие ученики Гилеля приходили к нему после тяжелого рабочего дня и, несмотря на усталость, они впитывали каждое слово учителя, иногда засиживаясь далеко за полночь. Даже после конца занятий они старались подольше задержаться у него.

— Мы многому учимся у него, будучи рядом с ним, чтобы поступать, как он сам, — говорили они.

Так, например, Гилель говорил: "Никогда не суди человека, прежде чем поставишь себя на его место. Всегда старайся представить себе, как бы ты поступил и что бы

ты чувствовал, будучи на месте другого". Именно так и поступал Гилель. Как-то Гилель услышал об одном человеке такую историю. В молодости этот человек был очень

богат. Будучи большим праведником, он постоянно помогал нуждающимся. К старости он разорился и сам оказал-

ся в нужде. Гилель попросил свою жену приготовить для старика овощи и хлеб и послать ему. Но затем он подумал: "Для меня овощи и хлеб - привычная пища. Этот же человек всю жизнь питался еще рыбой и мясом". И он попросил жену добавить к овощам и хлебу рыбу и мясо.

Однажды Гилель встретил старика на улице. Тот медленно брел, еле передвигая ноги.

И опять Гилель подумал: "Если бы я всю жизнь ездил на лошадях, и мне было бы тяжело ходить пешком на старости лет".

И Гилель послал старику коня. А позднее он приставил к нему слугу, чтобы тот заботился о старике.

Когда спросили жену Гилеля, зачем она позволяет мужу содержать бедняка в такой роскоши, она ответила:

— Для вас и для меня слуга и конь — предметы роскоши. Но для человека, который всю жизнь прожил в богатстве, - это обычная вещь. Поэтому прав мой муж.

Не раз случалось, что Гилель говорил:

— Права моя жена.

Как-то Гилель предупредил жену, что приведет к обеду гостя. И вот Гилель с гостем сидят за столом и ждут обеда. Прошел час и еще полчаса, а обеда все нет. Наконец появилась жена и стала подавать на стол.

— Почему ты так запоздала? — спросил жену Гилель.

— Прошу простить меня за то, что заставила вас ждать. Обед был давно готов и когда я собралась поставить его на стол, в дверь постучался бедный человек. Он сказал, что сегодня у него свадьба, а в доме ничего нет для свадебной трапезы. Я отдала ему наш обед и поспешила приготовить новый.

— Спасибо тебе за твою доброту, — сказал Гилель. -Конечно же, ты должна была помочь человеку в день его свадьбы.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.156.69.204