Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Как пользоваться книгой

Поиск

Книга содержит конкретную программу работы с зависимо­стями и может быть использована в трех случаях:

• профилактика зависимостей среди подростков;

• психологическая поддержка близких зависимого человека;

• терапевтическое консультирование «зависимых». Главы второго раздела соответствуют стадиям сказкотерапии зависимостей. В каждой главе определены идеи и задачи стадии и приведены сказки для их реализации. После каждой сказки вы найдете вопросы для размышления и обсуждения, практические задания или комментарии.

Планируя работу по программе сказкотерапии зависимос­тей, вы можете последовательно использовать все приведенные сказки, отводя на каждую из них по отдельному занятию. Од­нако это вовсе не обязательно. Следуя за внутренней динами­кой клиента, можно уделять некоторым сказкам больше вни­мания, а другие исключать из программы. Главное в сказкоте­рапии зависимостей - процесс исцеления, который у каждого неповторим.

Для того чтобы вам было удобнее ориентироваться в книге, ниже приведена таблица стадий сказкотерапии зависимостей, соответствующих им задач консультирования и сказок.

Стадия сказкотерагтии Автор, название сказки Задачи консультанта
1. Поддержка клиента и его Близких, убеж­дение клиента.   С. Калдупе«Зеленый кувшин». С. Калдупе«Околдованный Черт». «Трудолюбиеили судьба?». Путь к мудрости. И. Шах «Рассказ о песках» Е. Хомякова «Тайкацветка папорот­ника». Снять психологическое напряже­ние. Показать перспективы. Поддержать в желании положи­тельных изменений.
2. Проблемати- заиия. Усугубле­ние кризисного состояния.   А. Гнездилов «Порта». А. Гнездилоа «Дама треф». В. Астапчнк «Петля». Показать глобальность проблемы и бессилие человека перед ней. «Заронить» желание выбраться из болота.
3. Осмысление жизненного опыта. 1 2 А. Гнездилов «Муравьиный король», А. Гнездилов «Цитра». * С. Калдупе «Сказание о Раунском утесе». В. Астапчнк«Ночной гость». Помочь в осмыслении жизненно­го опыта. Найти ключевые моменты жизни,когда были утеряны духовные ориентиры.
4. Актуализация и подпитка жиз­ненного ресурса. 3 4 5 6 7 8 И. Шах «Фатима-прядильщица и шатер». С. Калдупе «Белая куропатка». С. Калдупе «Конопленок». С. Калдупе «Гора Великана». В. Астанчик «Собиратель звезд». Притч» о счастье. Формировать отношения приня­тия собственного жизненного опыта. Усиливать радостные и счастливые переживания. Показывать примеры гармонич­ной самореализации.
5. Формирова­ние конструк­тивного созида­тельною альтру­изма 9 0 1 2 3 М.-Л. Вер «Рождество у зверей». И. Шах «Как было заработано зна­ние». С. Калдупе «Любовь бурого камня». С. Калдупе «Улица Фонарная». Формировать желание заботить­ся о других и приносить благо. Содействовать в переоценке кли­ентомсвоих взаимоотношений с близкими людьми.
6 Профилактика срыва.   И. Шах «Три рыбы». С. Калдупе «Янтарный город». Предупредить о рецидивах и их источниках
    С. Калдупе «Сказка о лесном озере». Совершенствовать технику само-рег\ляции на основе духовных, нравственных ориентиров.
7 Формирова­ние созидатель­ной жизненной программы. 7 8 П. Коэльо: отрывок из предисловия к русскому изданию романа «Алхи­мик». «Жизненные ценности» - материалы Международного Духовного универ­ситета Брахма Кумарис. - Помочь заново осмыслить основ­ные жизненные ценности и пост­роить созидательную жизненную программу.

РАЗДЕЛ II.

ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ

ГЛАВА 1. ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА

Основными задачами первой стадии терапевтического кон­сультирования являются:

• стабилизация психоэмоционального состояния близких клиента;

• снижение уровня тревоги по поводу предстоящего лече­ния (если консультирование проводится в реабилитационном центре);

• указание положительных перспектив;

• формирование позитивной мотивации к лечению.

Если основная цель - профилактика зависимостей, то ос­новное внимание можно уделить анализу жизненных ценнос­тей, передаваемых через сказки и притчи.

Принципы подбора сказок для первой стадии сказкотерапии зависимостей

1. Наличие «проблемного» героя. Герой находится в слож­ном состоянии из-за трудно разрешаемой проблемы. Любые его попытки разрешить проблему известными ему способами не приводят к успеху и даже могут усугублять ситуацию.

2. Наличие в сказке доброго совета, подсказанного более мудрым персонажем. Герой встречает доброго советчика, но не может сразу принять его совет из-за внутренней неготовности к его осуществлению.

3. Доверие к происходящему. Только доверие героя естествен­ной динамике собственного процесса и добрым намерениям тех, кто его окружает и желает помочь, приводят его к решению проблемы.

4. Чудесная трансформация героя. Внутренние изменения героя меняют его внешность и мировоззрение. Он осознает цен-

5. Вера окружающих в созидательное начало героя. Окру­жающие героя персонажи большей частью доброжелательны и стремятся ему помочь, кто словом, кто делом, кто верой.

Таким образом, для этой стадии сказкотерапии подбирают­ся сказки и притчи только с однозначно хорошим концом (то есть благоприятность конца должна быть понятна всем, неза­висимо от уровня их развития, образования, мировоззрения и вероисповедания).

Начальное напряжение главного героя символизирует слож­ное психоэмоциональное состояние клиента и его близких, на­ходящихся перед лицом практически неразрешимой проблемы. Появление в сказке доброго советчика символизирует психоло­га, который видит решение в дальней перспективе. Сомнение главного героя в состоятельности доброго совета символизирует внутреннюю неготовность клиента к предстоящей работе и со­мнения его близких. Усугубление тяжелого состояния героя, чувство безысходности отражают актуальное психоэмоциональ­ное состояние клиента. Изменения в мировосприятии и миро­воззрении героя указывают на перспективы терапии.

На первой стадии сказкотерапии важна идея трансформа­ции клиента, которая станет возможной в результате его рабо­ты над собой. Подбираемые сказки не рисуют радужные карти­ны, они предупреждают о сложностях, испытаниях и неприят­ностях. В контексте обсуждения сказок эти темы обязательно проговариваются с клиентом.

Алгоритм работы со сказкой

1. Обсуждение мыслей и чувств клиента, возникших в ответ на сказку.

2. Ответы на вопросы для размышления и обсуждения (при­ведены в конце каждой сказки).

3. Интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с клиентом происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиента.

4. Выполнение некоторого практического задания, навеян­ного сказкой и ее обсуждением/Таким заданием может быть игра. Этот завершающий встречу шаг необходим для символи­ческого «закрепления» сказкотерапевтического воздействия.

Начать процесс сказкотерапии можно со сказки «Зеленый кувшин», приведенной в первом разделе книги. Обсудив мысли и чувства клиента, возникшие в ответ на сказку, можно рас­сказать ему о стадиях терапевтического консультирования. Это, с одной стороны, позволит сформировать у клиента представление о том, что с ним будет происходить. С другой сто­роны, поднимет авторитет сказки как носительницы основ­ной информации.

Для второй встречи можно использовать сказку «Околдо­ванный Черт».

Околдованный Черт (сказка Скайдрите Калдупе)

Когда сентябрь зажег багрянцем листья голубики и они стали похожи на яркие цветы, у болотного Черта зашлось тоской сердце. Вечера пришли долгие. тягучие, окутанные сизой мглой. От скуки Черт громко зевал. Бывало, услышит его человек в лесу и ничуть не пугается, а подумает: это птица осенняя кличет жалобно.

Как-то лежа в своей моховой землянке, зевнул Черт по второму разу и повер­нулся на другой бок. Сон нейдет, хоть ты плачь! Сорвал болотный владыка кустик-голубики и дунул на него - и тотчас в трубку Черта влетел быстрый яркий ого­нек. И вот уже над болотом вьется дым. будто серая кошка, помахивая пушистым хвостом, пробирается по вершинам кривых болотных сосенок. Когда клуб дыма чуть было не зацепился за край вечерней тучи. Черт увидел, что с ее платья свиса­ет блестящая пуговица на конце почти невидимой нитки. Пуговица подпрыгивала и приплясывала так потешно, что Черт не удержался и прыснул со смеху.

- Смейся, смейся. - обиделась пуговица. - Вскоре увидим, до смеху ли будет.

- Ишь ты! - удивился Черт. - И у пуговки своя гордость!

-Я -Вечерняя звезда! -услыхал он гневный возглас, и в глаза его вонзились иглы ее лучей. - Я ведь далеко вижу, я зоркая! Недолго тебе смеяться осталось. Конец твоей власти придет, конец твоей славе!

Ну прямо заклятье цыганки-ворожеи! От хохота Черт козлом заблеял, а из трубки его целый рой искр выпорхнул. Тотчас захихикала, зашуршала даже кучка припаленной палой листвы.

Но в ту ночь Черта мучили дурные сны. Чуть смежит веки - пуговица тут как тут, свое твердит: «Я далеко вижу, я зоркая... недолго тебе смеяться...». И так ночь за ночью. Измучился Черт от бессонницы и решил поговорить с Вечерней звездой спокойно и разумно.

- Что же ты видишь? - спросил он ее. - Коли мнишь себя умнее черта, вык­ладывай все начистоту.

- Вижу - владения твои вес уменьшаются. Посмотри: болото день ото дня су­жается. Исчезают болота, вырастают леса. Исчезают болота - множатся пашни.

- Знаю... - буркнул Черт и давай трубку раскуривать. Ничего нового звезда ему не открыла. А вес же, когда кто-то со стороны тебе горькую истину повторит. она горше рябиновой ягоды покажется.

Той зимой не было у Черта ни покоя, ни радости. Даже расхотелось ему со­рок путать или варежки лесорубам подменивать, чтобы жены весь вечер брани­лись... разве что под Новый год вспомнил он старую проказу: дважды кукушки­ным голосом прокуковал, и тогда влюбленные парочки еще до масленицы пода­лись в лес цветок папоротника искать. Так и промаялся бедняга всю зиму, будто хворый. Не к чему руки приложить, нечему сердце отдать.

Наступила весенняя оттепель, над верхушками болотных сосен опять засвер­кала эта негодница, эта балаболка Вечерняя звезда. А когда первые стебли мяты влюбились в апрельский ветер и отчаянно Заблагоухали, Черт встал и подался к реке. «Пойду-ка сам погляжу, докуда те синие леса продвинулись. Сам погляжу...» Вот и поглядел... От злости сам себя кулаками в грудь замолотил. Потом весь лень под бугром провалялся, с кустиками брусники переругивался. А вечером разжег свою трубку и сердитый, удрученный отправился искать Волшебника.

Волшебник жил в самой чаще леса, в старом, заброшенном шалаше смолоку­ра. А ведь иные глупцы думали, что шалаш пустой. По Черт знал: пустых шала­шей не бывает. В каждом хоть кто-нибудь да живет. Хотя бы воспоминания, что прячутся в засохших венках, забытых там после праздника. А издали взглянуть -вроде короб темнеет, грибниками оставленный, зимним ветром истрепанный, по­темневший под весенней капелью. Но приглядишься - из стенки короба седая борода торчит, как метелки, и карие глазки поблескивают да так и сверлят тебя. так и сверлят!

- Гляжу, глазам своим не верю! Сам болотный владыка ко мне в ГОСТИ пожа­ловал!

-А ты глазам верь. Посоветоваться к тебе пришел. Говорят, один ум хорошо, а два лучше. - сказал Черт и, усмехнувшись, присел возле Волшебника.

Волшебник этот не любил лишних слов. Нечего, дескать, лясы точить. Черту это издавна было известно, а потому он и выпалил единым духом все. что на сердце наболело. Так, мол, и так, не может ли Волшебник хоть небольшую часть леса в болото превратить? А то вон как разросся. Вскорости от болота жалкий ошметок останется. Постыдишься болотным владыкой называться.

Волшебник слушал-слушал и вдруг закашлялся. Будто хвоинка в горле заст­ряла. Ну кому, кроме черта, болотная хлябь по душе?

А Черт не вытерпел, заскулил жалобно, как псе из лома выгнанный:

- Дай волю - он и для кустиков голубики места не оставит. Где же бедному Черту трубку раскуривать?

Но и это Волшебник оставил без внимания, а сказал коротко и ясно: могу. говорит, заколдовать людей, зверей и птиц. И даже Черту лошадиное копыто в человечью ногу переделать. А вот лес заколдовать не могу никак, потому как сам у леса волшебству обучался. Зря. что ли, в чаще жилье себе подыскал? Лес околдовать нельзя. Лес - великий волшебник, он сам кого хочешь околдует.

- Не-ет, так не-ет... - проблеял Черт по-козлиному и подался в обратный путь. Пробирается бедолага темными лесными тропами, потихоньку похрюкива­ет, кабанов передразнивает, а то и по-сорочьи застрекочет.

Идет от лесной земли душистый с горчинкой запах. Наверное, слышала зем­ля разговор Черта с Волшебником. А с верхушки ели Вечерняя звезда, хитрунья. все подмаргивает, длинными ресницами над самой головой Черта взмахивает. «Погоди у меня, бродяжка. - думает Черт, - будешь у меня знать, как на самого Черта сверху вниз поглядывать!» Но тут белка, будто с издевкой, метнула Черту под ноги большущую шишку. В лесу не было у Черта друзей. Горбясь, сжимая r кулаке свою старую треснувшую трубку, ковылял Черт дальше. Время от времени он останавливался и лихо топал ногой, обутой в серый лапоть: не заколышется ли, не зачавкает ли земля, не откроется ли окно в бывшем мшарнике? Нет. Твер­дые корни деревьев лишь посмеиваются втихомолку.

Ночью привиделось Черту во сне, будто его землянка, белым лишайником крытая, вширь раздается, моховые стенки исчезают, и вместо них ярко-зеленые стены папоротника поднимаются. И вдруг землянка, как на крыльях, взлетает ввысь и мчит прочь с болота, и вскоре будто дикая уточка опускается на тот бугор, с которого девять лесов в девяти далях видно.

Проснулся Черт, в сердцах топнул лошадиным копытом, сердито заржал, как конь, и от злости давай трепать папоротник на краю болота. Уж он рвал его и крушил. Крушил его и рвал. Чтобы сон свой несуразный в клочья изодрать. И от великой злости пришла к нему в голову путная мысль: ведь можно же самому своими руками немалый участок леса извести. А ямы из-под выкорчеванных де­ревьев и кустов залить водой из реки. Глядите, люди добрые, как в лесу новые болота растут.

Хвать! Хвать! В одну сторону кусты барбариса мечет, в другую - ежевики. Поднял Черт тяжелый ком дерна, метит - куда бы его подальше закинуть. Глянул на него - вот так чудо! Из плотного, усыпанного рыжими листьями дерна синяя звездочка выскочила, за ней желтая, а третья - белым-бела.

- Вы. небось, тоже вечерние звезды? - спросил Черт, струхнув не на шутку. -Я -подснежник.

- А я - цветок мать-и-мачехи!

- А я - заячья капуста.

- Как это вы надумали расцвести у меня е руках? - удивился Черт, и по ладо­ням его разлилось ласковое тепло, какого он еще никогда не знал. И Черт смущен­но спрятал под кустик черники свое лошадиное копыто.

-Не только у тебя в руках... - отвечала желтая звездочка. -Вчера тут чело­век побывал, прилег на лесную землю и крепко к ней грудью прижался, оттого что сердце свое лесу отдал. И теперь мы расцветаем в руках у каждого, кто нас с этой землей подымет.

-Так-так-так... - пробормотал Черт и тихонько заржал, как конь, которого только что приласкали. - Гм. должно быть, чудное сердце было у этого человека, раз он им так распорядился. А я вот ковыляю по белу свету и ведать не ведаю, чему свое сердце отдать, к чему руки приложить.

Заулыбались цветы один другого приветливей, и вдруг проклюнулись рядом с ними три сосновых ростка.

Долго стоял старый болотный Черт, держа в теплых руках ком цветущей лес­ной земли. На болоте руки его и сердце всегда стыли от холода. Осторожно, как бы не повредить цветы и сосновые росточки. Черт отдал лесу то, что у него взял.

Да как же он до сих пор не знал, к чему руки приложить, чему сердце отдать? И побежал Черт во всю прыть обратно к Волшебнику, и давай ему взахлеб расска­зывать про все, что с ним только что приключилось. А под конец, пряча глаза от смущения, умильно попросил:

- Преврати ты мое копыто в обыкновенную человечью ногу, чтобы можно было на нее обувать сапог лесника. Я. наверное, теперь в лесу жить буду.

И опять, в который раз повторил, что в руках у него расцвели три цветка: синий, желтый и белый.

Тут Волшебник сорвал листок подорожника, утер им слезу радости и спросил:

- Послушай, все и вправду так было? Не рассказываешь ты мне сказки? -Вправду, вправду. Чему суждено было случиться, то и случилось.

- Видишь, я же говорил: лес - великий волшебник. Он превратил тебя в ска­зочного черта. Ну, теперь ты станешь богатым.

- Верно, - весело подхватил Черт.

И впрямь все так и произошло. Болотный Черт превратился в сказочного Лесного Черта. И был у него огромный лесной дом. Стены из зеленых хвойных веток, подоконники из белой бересты, порог в расписных узорах сосновых кор­ней. На болоте Черту и не снились такие хоромы.

Черт больше не раскуривал трубку в зарослях голубики. Он подходил к кост­рам в лесу, сам грелся и людей согревал своими рассказами.

-Я теперь у костра трубку раскуриваю, людям сладкий сон навеваю, -сказал он Вечерней звезде, и та добродушно ему подмигнула. Только издали казалось, будто она на дубовом суку качается. На самом-то деле она мерцала у лесного Черта на плече.

А Волшебник так и жил в старом шалаше, а некоторые люди думали, что там пусто.

- Пусто?! Пусто лишь сердце человеческое, если не знает любви, - говорил волшебник. и весь лес внимал его слова".

Вопросы для размышления и обсуждения

1. О чем эта сказка?

2. Чему бы нас могла научить эта история?

3. Мог бы Черт жить спокойно, если бы не увидел Вечер­нюю звезду?

4. Почему Черта так угнетала Вечерняя звезда?

5. Почему Волшебник не помог Черту так, как он того хотел?

6. Что стало причиной изменения Черта?

Интерпретация «сказочных уроков»

В каждой сказке заложено множество жизненных уроков. Сказку можно представить в виде слоеного пирога жизненно сажных смыслов. На первой стадии сказкотерапии зависимос­тей мы будем выбирать тот слой, который соответствует нашим ектуальным задачам.

Для того чтобы вывести первый «сказочный урок», поста­раемся ответить на вопрос: что же так угнетало Черта, что ли­шало его сна и покоя?

На поверхности лежит простой ответ: катастрофически уменьшались владения Черта - болота, ибо на них «наступал» лес. Потеря собственности - вот причина беспокойства болот­ного владыки. Однако это только на поверхности. Об истинной причине своих бед Черт говорит так: «А я вот ковыляю по белу свету и ведать не ведаю, чему свое сердце отдать, к чему руки приложить».

Действительно, истинной причиной многих человеческих Фоблем является непонимание своей пользы, значимости, сво­его дела, области применения своих способностей в созидатель­ных целях. От этого непонимания внутри образуется пустота. И в скором времени ее заполняют беспокойство, ощущение бессмысленности происходящего, чувство бесперспективности. Чтобы избавиться от внутреннего напряжения, многие люди используют наиболее доступные, но порочные, разрушающие личность средства: алкоголь, наркотики, азартные игры. И дей­ствительно, на некоторое время напряжение уходит, уступая место приятным ощущениям. Проходит совсем немного време-

ни, и человек становится-привязанным к тем средствам, с по­мощью которых лишь ненадолго можно преодолеть внутрен­ний дискомфорт. Так появляется зависимость.

В чем же здесь «сказочный урок»? Сказка предупреждает о том, что незнание и непонимание своих способностей, сферы созидательного их применения, того, что называют ПРЕДНАЗ­НАЧЕНИЕМ, ведет к внутреннему кризису, к большому внут­реннему напряжению, снять которое, не зная истинной причи­ны, можно лишь разрушающим личность путем.

Но как же Черт осознал истинную причину своих бед? Для этого он прошел долгий путь. Конечно, он винил в своих про­блемах других: Вечернюю звезду, лес и, быть может, даже Вол­шебника, который не захотел ему помочь. Сказка предупреж­дает нас о склонности человека в своих ошибках и злоключени­ях винить других, ибо истинная причина открывается не сразу, и подчас неожиданно.

Вспомним, что произошло с Чертом. Осознав, что никто ему не поможет вернуть болота и сами они, только по одному его желанию, не вернутся снова, он впадает в гнев. «Проснулся Черт, в сердцах топнул лошадиным копытом, сердито заржал, как конь, и от злости давай трепать папоротник на краю боло­та. Уж он рвал его и крушил. Крушил его и рвал. Чтобы сое свой несуразный в клочья изодрать». Черт переходит от депрес­сивного состояния к аффективному. Такая динамика часто на­блюдается в подобных состояниях. Подобное течение внутрен­них процессов естественным образом приведет человека к поло­жительным изменениям. Вот что об этом говорится в сказке; «И от великой злости пришла к нему в голову путная мысль: ведь можно же самому своими руками немалый участок леса извести. А ямы из-под выкорчеванных деревьев и кустов за­лить водой из реки. Глядите, люди добрые, как в лесу новыэ болота растут!». Благодаря энергии гнева, у Черта появились силы для самостоятельных действий. В этой ситуации мы име­ем удивительный случай «запаздывания» осознанной созида­тельной мотивации. С одной стороны, сознательная мотивация Черта была разрушительна для окружающего мира: ведь он хо­тел вернуть болота. Но, с другой стороны, его мотивы были созидательны, - ведь он боролся за возвращение прежнего ком-

фортного состояния для себя. Однако прошлое благополучие, в том виде, в котором оно было ранее, вернуться не может. Изме­нилась ситуация - все леса он не «изведет», да и он сам изме­нился, пережив кризис. Однако благодаря тому, что он начал действовать самостоятельно, активировался его созидательный личностный ресурс, что и привело героя к осознаниюистинной причины собственных затруднений.

Но для того чтобы это произошло, понадобилось еще одно, ставшее «последней каплей» событие. Прямо в руках Черта рас­цвели цветы, благодаря тому, что некий человек «сердце свое лесу отдал».

В чем же здесь «сказочный урок»? Сказка рисует нам дина­мику внутреннего процесса человека, находящегося в кризис­ном состоянии. От депрессии - к гневу. От гнева - к разруши­тельному действию. И на этом этапе психологу или близкому человеку важно показать альтернативу: иной, созидательный при­мер самореализации, создать условия для того, чтобы он заду­мался о своем жизненном пути. Захотел задать себе вопрос: «Чему свое сердце отдать, к чему руки приложить?». Важно отметить, что сказка не «морализирует» о неправедном образе жизни. Чу­десный лес-волшебник «не включается в игру» Черта, а живет своей жизнью, постоянно предлагая герою альтернативы.

По-видимому, еще один «сказочный урок» предназначен для близких зависимого человека. Не нужно делать борьбу с зави­симостью жизненной целью. Если бы лес или Волшебник, вме­сто того чтобы жить по собственному созидательному плану, начали бы учить Черта тому, как плохо жить на болоте, что бы произошло? Вероятно, Волшебник забыл бы о своих волшеб­ных способностях, а лес в скором времени превратился бы в болото. В результате победа оказалась бы на стороне разруши­тельной ипостаси Черта.

Однако возражения близких клиента относительно того, как можно жить собственной жизнью, когда в дом пришла беда, вполне обоснованы. Но не будем сейчас спорить, ведь сказка только намекает, но не предписывает...

Важная особенность этой сказки в том, что в ней нет выра­женных драматических событий, явного противоборства сил добра и зла. Весь окружающий Черта мир эмоционально не вов-

лекается в его проблему, живет своей жизнью. И Черт, волей-неволей вынужден подстроиться под изменяющиеся условия, найти свое место в процессе созидания.

Наверное, главный урок сказки в том, что у нее чудесный конец. «Пусто лишь сердце человеческое, если не знает люб­ви», - говорил Волшебник, и весь лес внимал его словам. Лю­бовь - это то, что позволяет преодолеть внутреннюю пустоту и осознать свое предназначение. Любовь - это то, что позволяет сохранять спокойствие не поддаваясь панике. Любовь - это то, что поддерживает веру в благоприятный исход-Безусловно, дорогие читатели, вы заметили еще одну ска­зочную рекомендацию, которую можно было бы обозначить так: «Лес лечит»...

Практическое задание к сказке

Для того чтобы положительно измениться, Черту потребо­валось совершить самостоятельное действие.

Любое проблемное, кризисное состояние человека подобно «болоту». Оно засасывает даже того, кто в нем «барахтается». Получается, что бы ты ни делал, - все равно засосет. Что же можно противопоставить засилью болот? В сказке Вечерняя звезда говорит: «Исчезают болота- вырастают леса. Исчезают болота - появляются пашни». Похожа, для того чтобы болото стало меньше, необязательно его изучать. Необходимо противо­поставить ему новую жизнь. В сказке носителем идеи новой жизни является лес. Но из чего состоит лес? Из деревьев, хвой­ных и лиственных. Откуда появляются деревья? Из семени, из саженца.

Если мы хотим противопоставить болоту новую жизнь, но­вую созидательную идею, нам необходимо посадить семя или саженец.

Из наших рассуждений, проводимых совместно с клиентом и его близкими, явствует, что для завершения встречи нам по­требуется ящик с землей, кувшин с водой и семя (или саже­нец). Можно использовать семена цветов. Бели есть возмож­ность впоследствии высадить деревце в сад, хорошо использо­вать саженцы деревьев.

Инструкция для клиента и его близких: «Перед вами земля, дающая жизнь. У вас в руках - новая жизнь. Не торопитесь са­жать семя. Подумайте, представьте, какой бы вы хотели видеть свою жизнь, какие чувства хотели бы испытывать. Что хотели бы видеть и брать от окружающих, а что хотели бы отдавать взамен. Если вы, размышляя об этом, испытали боль", тревогу, обиду, сомнение или вас посетили не очень хорошие мысли - не сажайте семя. Подождите. Присядьте в кресло и постарайтесь расслабиться. Вспомните счастливый конец сказки. Сказочные истории лишь отражение нашей жизни, не более того. Поверьте, сила вашей мысли может многое. Вспомните лучшие мгновения вашей жизни, оживите те чувства... А теперь с верой в благопо­лучие посадите семя в землю... Полейте его водой».

Во время этого процесса можно поставить музыку для ре­лаксации. После того как семя посажено, лучше больше ничего не обсуждать с клиентом и его близкими, чтобы «не расплес­кать» сформированное состояние.

Для третьей встречи можно использовать притчу об импера­торе Акбаре и его советнике Вирбале. Однако с этой притчи можно начать процесс консультирования, если для состояния клиента и его близких ее идеи наиболее актуальны.

Трудолюбие или судьба? (восточная притча)

Однажды во время государственного совета падишах Акбар спросил у своих советников:

- Что важнее в жизни: судьба или трудолюбие? Все в один голос ответили:

- Владыка мира! Конечно, трудолюбие важнее.

Один только первый министр Бирбал думал по-другому и не побоялся возра­зить:

- Махаражда! По-моему, главное - судьба. Если судьба не пошлет удачи, то и трудолюбие не поможет.

- Но что может судьба, если человек сам не действует, не старается? Ну, ска­жем, будет ли он сыт, если понадеется на судьбу и станет сидеть сложа руки? -урезонил падишах Бирбала.

- Как ни старайся, а вопреки воле судьбы ничего не получишь - не судьба, значит. Такое часто видеть приходится. Потому-то я и думаю, что главное - судьба.

Тут в разговор вмешался один из советников:

- Владыка мира! Пусть Ьирбал на деле докажет, что главное - это судьба.

- Да-да. Бирбал, докажи, что главное - это судьба. - подхватил падишах.

- Владыка мира! Не такое простое это дело. Доказательства в узелке не но­сят, чтобы вдруг развязать да выложить. Но раз вы так хотите, то я вам в скором времени это докажу.

Через несколько дней, в погожий вечер падишах с придворными поехали ка­таться на лодке по реке Ямуне. Выплыла лодка на середину реки, и тут падишаху вспомнился недавний спор.

- Ну что, Бирбал, уразумел ты, наконец, что к чему? Признаешь, что трудо­любие важнее судьбы? Говори! - приказал падишах.

Но Бирбал ответил так же. как и в прошлый раз.

Разгневался падишах, сорвал с пальца перстень, бросил его в воду и сказал:

- Ладно же. Бирбал! Пусть теперь твоя"судьба тебе поможет! Принеси мне перстень через месяц, а то не сносить тебе головы.

Все в лодке притихли. Ведь река Ямуна в этом месте была очень глубока и достать со дна перстень не было никакой возможности. Пропал Бирбал, нет ему теперь спасения! Но Бирбал ничего не ответил, промолчал.

Лодка пристала к берегу. Падишах вернулся во дворец и приказал поставить у реки стражу, чтобы она день и ночь караулила и Бирбала к воде не подпускала. Раз он надеется на судьбу, пусть она его теперь и выручает.

А Бирбал положился на судьбу и помалкивал. Прошло двадцать семь дней.

- Ну что. Бирбал. где мой перстень? - спрашивает падишах.

- Нет у меня перстня, повелитель, - отвечает Бирбал.

- Последний раз говорю тебе. Бирбал. признай, что трудолюбие важнее судь­бы, и я отменю приговор!

- Владыка мира! Трудолюбие трудолюбием, а от судьбы не уйдешь, - упрямо стоял на своем Бирбал. - Известна пословица: «В одночасье дом сгорит, да вдруг и счастье привалит». Осталось еще три дня, за это время все может перемениться.

Будто масла подлили в огонь гнева падишаха, но он сдержал себя и промолчал. На четвертый день снова потребовал падишах у Бирбала кольцо.

- Владыка мира! Видно, не судьба мне получить перстень! - признался Бирбал.

- Если так, готовься к смерти, - грозно сказал падишах.

Без страха в душе стоял Бирбал перед падишахом. Он уже заранее пригото­вился спокойно встретить все, что пошлет судьба. Связали ему руки за спиной. Еще раз смилостивился над ним падишах:

- Бирбал, вот тебе последний случай спастись: признай свою ошибку, и я тебя прошу.

- Покровитель бедных! Негоже бить лежачего. Прикажите палачу сделать свое дело. - твердо ответил Бирбал.

-Да будет так, несчастный упрямец! -воскликнул падишах, позвал палача и приказал отвести Бирбала на место казни.

Встревожился народ, видя, как Бирбала со связанными руками ведут на казнь. Ведь когда Бирбал был при дворе, простые люди считали, что живут в раю, народ благоденствовал.

Помертвели лица у людей, а родные Бирбала и вовсе стояли чуть живые от горя. Поначалу крепились они. молчали, а потом залились горючими слезами.

Бирбалу велели взойти на помост. По обычаю палач спросил его:

- Скажи, каково твое последнее желание?

Не успел Бирбал рта раскрыть, как вдруг рядом с ним появился бродячий мудрец - факир. Никто и не заметил, откуда он взялся, будто из-под земли вырос. И сказал факир:

- Бирбал! Ты понадеялся на судьбу, поспорил с падишахом и, наверное, ско­ро распрощаешься с жизнью. Так перед смертью сделай святое дело: накорми меня. Исстари люди говорят: «Нет лучше подаяния, чем накормить голодного». Я хочу рыбы - свари же хорошую рыбу и дай мне поесть, а за это Всевышний ис­полнит все твои желания и желания твоих детей и внуков!

В великое затруднение попал Бирбал: смерть рядом, а тут факир есть просит, да еще рыбы!

- Факир-сахиб! Тебе ведь должно быть известно, что я из высокой брахман­ской касты. Мы ведь рыбу в пишу не употребляем и не готовим ее на своих оча­гах. Как же я могу накормить тебя рыбой?

Но все стали просить Бирбала исполнить просьбу факира. Уступил Бирбал. послушался народа.

Побежал слуга Бирбала на базар и купил у рыбака свежую рыбу. Сел Бирбал и начал ее чистить.

Тем временем падишах выглянул из окна и увидел, как Бирбал беседует с факиром. Видел он и то, как Бирбал чистит рыбу. А тот, когда стал ее потрошить. вдруг нащупал у нее в желудке что-то твердое. Распорол он ножом желудок, глядь -а там перстень, что падишах в реку бросил!

Взял Бирбал перстень, зажал его в кулак, поднялся и ишет глазами факира. А того и след простыл!

- Вот мое последнее желание: я хотел бы еще раз повидаться с падишахом, -сказал Бирбал стражникам.

Люди заметили, что Бирбал что-то вынул из рыбы. Но что? Повела его стра­жа к падишаху, а они следом пошли.

Когда падишах увидел Бирбала, он решил ни за что не прощать упрямца. Бирбал вошел и поклонился падишаху.

- Бирбал! Не трудись понапрасну. Даже если бы ты и признал теперь, что трудолюбие важнее судьбы, все равно поздно. Я не изменю своего приказа.

- Повелитель! Послушайте сначала, что я вам скажу. Я пришел не каяться. Наоборот, теперь я до конца уверен, что судьба важнее.

- Что ж. говори!

- Вот ваш перстень, возьмите!

Падишах взял кольцо, посмотрел и замер, пораженный. Это и впрямь был его перстень с его печатью. Что за чудеса! Ведь он сам бросил его в бездонную пучину Ямуны! Вертел он кольцо, и так, и эдак, разглядывал. Сомнений быть не могло: это был его собственный перстень.

- Бирбал! Как ты его нашел?!

- О покровитель бедных! Я его не искал - мне принесла его моя судьба.

И Бирбал рассказал падишаху, как было дело. Изумился и всей душой пора­довался падишах и на радостях щедро одарил Бирбала.

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. Согласны ли вы с Бирбалом? Неужели судьба важнее тру­долюбия?

2. Что давало Бирбалу силы? Ведь это очень непросто сидеть сложа руки, зная, что в скором времени тебя лишат жизни.

3. Насколько вам кажутся реальными эти события. Возможно ли такое счастливое завершение ситуации в жизни?

4. Чему нас может научить эта дритча?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.012 с.)