Инновационная политика страны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная политика страны.



РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Введение в менеджмент высоких технологий»

Инновационная политика страны.

 

 

Выполнил студент гр. БТМ 16-01

Василовский Д.А.

 

Проверил преподаватель
Анищенко Ю.А.

 

Красноярск 2016

Содержание

Введение.…..............................................................................................................................................3

1.Понятие «Инновационная политика страны»и её принципы……………..………………………6

2.Формирование инновационной политики России...........................................................................8

2.1.Основные цели государственной инновационной политики России........................................10

2.2.Виды и способы государственного регулирования инновационной деятельности……….....12

2.3.Направления инновационной политики.......................................................................................19

3.Государственная поддержка инновационной деятельности....................................................23

3.1.Законодательное регулирование прав на использование результатов интеллектуальной деятельности....................................................................................................................................33

4.Проблемы инновационной политики России...........................................................................35

4.1.Анализ государственной инновационной политики.............................................................38

5.Инновационная политика в России и за рубежом...................................................................43

Заключение............................................................................................................................................45

Список использованных источников...........................................................................................48

Приложение..........................................................................................................................................49

 

 

Введение

 

 

Государственная инновационная политика формируется и реализуется, исходя из приоритетности инновационной деятельности в целях развития производства, обеспечения экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения обороны, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. Государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В настоящее время национальная государственная инновационная политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обесᴨечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.

В современных условиях, с учетом приоритетов социально-экономического развития, в России достигнуты определенные положительные результаты в направлении формирования и реализации государственного управления инновационными процессами как на федеральном, так и на региональном уровнях. Государственная инновационная политика России формируется с учетом изменений на мировых высокотехнологичных рынках, меняющихся векторов научно-технического и промышленного развития мировых стран-лидеров в инновационных процессах. В 2013 г. РФ изменила направление государственной инновационной политики: начался перевод части научно-технического сектора по «традиционной» модели на принципы работы «новой» модели НИС; произошла корректировка «новой» модели НИС. Основным документом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Реализация программного документа признана качественно изменить структуру экономики России и качество жизни населения. Однако многое предстоит еще реализовать, учитывая опыт зарубежных стран и необходимости отхода от сырьевой модели экономики, а так же актуального на сегодняшний день процесса импортозамещения. Главным механизмом достижения обозначенных ориентиров в направлении инновационного развития являются государственные программы Российской Федерации.

В современном мире достичь достойного качества жизни каждого члена общества возможно лишь при условии правильной и рациональной организации управления им. Активно развивающаяся экономика диктует государствам жесткие условия, в которых, чтобы не стать аутсайдером прогресса и бизнеса, необходимо непрерывно развиваться. При такой постановке вопроса приоритетным направлением правительства любого государства является организация государственного управления, в том числе и инновационной деятельностью. Опыт индустриально развитых стран мира указывает на наличие ограничений рынка в интенсификации инновационных процессов, а, следовательно, необходимости их государственного регулирования. Формы и методы государственного управления инновационными процессами, степень государственного вмешательства в рыночный механизм зависят от состояния национальной экономики, исторических условий и менталитета населения. В мировой практике сложились определенные механизмы государственного управления инновационной деятельностью, в которых сочетаются цели и способы их достижения, позволяющие активизировать инновационные процессы, что в итоге приводит к конкурентоспособности государства. В России национальная инновационная система находится в стадии формирования. С одной стороны, у нас имеются объективные факторы для создания инновационной экономики: высокоразвитая фундаментальная наука, квалифицированные кадры, научно- технический потенциал. С другой – экономика, в которой длительное время преобладали внеэкономические методы управления, оказалась неспособной к эффективному освоению научно-технических достижений. Экономическая стабилизация и становление наукоемких отраслей в России позволяют ей сейчас применять формы и методы государственного регулирования инновационными процессами, используемые развитыми зарубежными странами. Недостаточная разработанность специфики государственного управления инновационными процессами в условиях кризиса определили выбор темы данного исследования, ее актуальность и практическую значимость. Инновационная политика как особая сфера государственной деятельности сформировалась в развитых государствах мира во второй половине XX в., что связано с бурным развитием науки и техники. Объективные условия для формирования инновационной политики созрели накануне Второй мировой войны (Йозеф Шумпетер еще накануне войны определял инновации как «стержень конкуренции нового типа»), в ее ходе и по окончании. Вторая мировая война продемонстрировала определяющую роль научно- технического и технологического развития в обеспечении не только военной и экономической мощи стран, но и в повышении уровня жизни населения, преобразовании всех сфер жизнедеятельности общества. Она стала неким импульсом для создания и дальнейшего развития целого ряда новых промышленных отраслей: атомной, ракетной, электронной, биохимической, оказавших значительное влияние на развитие мировой экономики в целом.

Инновационная политика Российской Федерации после развала СССР так и не смогла, не смотря на предпринимавшиеся попытки, восстановить былое могущество и войти в число стран, являющихся технологическими мировыми лидерами. Радикальные реформы, проводившиеся в России в конце XX – начале XXI вв., охватили весь массив социально-экономических отношений, исключением не стало и государственное управление инновационными процессами. На начальном этапе рыночных реформ правительство достаточно резко (в несколько раз) сократило реальное финансирование российской науки и численность занятых в ней. Состояние российской сферы НИОКР этого периода характеризуют как системный кризис. Для решения проблемы требовалось незамедлительное вмешательство государства. С этой целью Президентом и Правительством РФ принимаются различные меры по поддержке научно-технического потенциала.[14]

 

 

Заключение.

 

Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3ми лицами. В этом направлении предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4 части ГК. Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики. Пока у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно ВПК и по некоторым отдельным разработкам в области электроники и космоса. Однако в современном мире скорость с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов. Несколько хуже у нас обстоят дела с привлечением крупного бизнеса в сферу инноваций. Российская венчурная компания – это шаг правительства в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. [6]Государство предлагает в управление свои деньги, то есть деньги налогоплательщиков конечно, при этом сохраняя права на плоды венчурных проектов. Дело ещё и в том, что ранее было проблематично консолидировать инвестиционные усилия на заданном направлении, теперь же государство как бы говорит, - «Вот вам пожалуйста деньги, только разработайте то, что мне надо». Как минусы можно отметь не прозрачность распределения прибыли и рисков по проектам. А так же не проработанные методы контроля за направлениями расходования средств фондов. Другое дело Банк Развития. Эта организация создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще организацию и структурирование финансовых потоков. Важную роль в относительно быстром создании Банка сыграл президент Путин, своим указам лично давший импульс его рождению. Однако у Банка развития много задач и поддержка инновация не является непосредственно главной среди них. Однако условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают под собой наличие определенной инновационной составляющей, что дополнительно усиливает его роль в строительстве инновационной системы РФ. Технопарки, Наукограды и Академгородки пока не имеют серьезного влияния на инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки ещё не успели себя показать. Пока строятся и, надо сказать, весьма активно. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки. А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной. В Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012» можно увидеть четкую линию правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание верхами требований времени и необходимости адекватного ответа на них. Однако как и любой первый шаг, он чересчур осторожен. Во–первых, деньги выделяются немалые, но, не дотягивают до уровня мировых лидеров. На нано-технологии (а это один из приоритетных проектов), в рамках данной программы, планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год. Для сравнения: одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в этой области, требует финансирования в объеме около 200 млн. долларов. Еще одно сравнение. В 2006 году свой план вложений в инновационные технологии обнародовала компания General Motors. Объем инвестиций – 15 млрд. долларов в течении 5ти лет. Одна компания тратит на исследования втрое больше, чем все наше государство. В целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования возможно частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях. Во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач. На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счет выхода на рынки и получения сверхприбыли.[2]

 

 

Приложение

 

 

График 1. Рейтинг стран по уровню расходов на НИОКР.

 

 

 

 

Таблица 1. Сравнение уровня базовых технологий России и США.

 

 

Сравнение уровня базовых технологий России и США
Наименование технологического направления Уровень технологий в России Уровень технологий в США
  Технологии новых материалов    
  Микроэлектронные технологии    
  Оптоэлектронные и лазерные технологии    
  Радиоэлектронные технологии    
  Компьютерные технологии    
  Ядерные технологии    
  Технологии двигательных установок    
  Биотехнологии    

 

1- очень плохо развито технологическое направление.

2- значительное отставание в технологическом направлении от стран-лидеров.

3- хорошо развито технологическое направление.

4- мировое лидерство в технологическом направлении.

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Введение в менеджмент высоких технологий»

Инновационная политика страны.

 

 

Выполнил студент гр. БТМ 16-01

Василовский Д.А.

 

Проверил преподаватель
Анищенко Ю.А.

 

Красноярск 2016

Содержание

Введение.…..............................................................................................................................................3

1.Понятие «Инновационная политика страны»и её принципы……………..………………………6

2.Формирование инновационной политики России...........................................................................8

2.1.Основные цели государственной инновационной политики России........................................10

2.2.Виды и способы государственного регулирования инновационной деятельности……….....12

2.3.Направления инновационной политики.......................................................................................19

3.Государственная поддержка инновационной деятельности....................................................23

3.1.Законодательное регулирование прав на использование результатов интеллектуальной деятельности....................................................................................................................................33

4.Проблемы инновационной политики России...........................................................................35

4.1.Анализ государственной инновационной политики.............................................................38

5.Инновационная политика в России и за рубежом...................................................................43

Заключение............................................................................................................................................45

Список использованных источников...........................................................................................48

Приложение..........................................................................................................................................49

 

 

Введение

 

 

Государственная инновационная политика формируется и реализуется, исходя из приоритетности инновационной деятельности в целях развития производства, обеспечения экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения обороны, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. Государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В настоящее время национальная государственная инновационная политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обесᴨечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.

В современных условиях, с учетом приоритетов социально-экономического развития, в России достигнуты определенные положительные результаты в направлении формирования и реализации государственного управления инновационными процессами как на федеральном, так и на региональном уровнях. Государственная инновационная политика России формируется с учетом изменений на мировых высокотехнологичных рынках, меняющихся векторов научно-технического и промышленного развития мировых стран-лидеров в инновационных процессах. В 2013 г. РФ изменила направление государственной инновационной политики: начался перевод части научно-технического сектора по «традиционной» модели на принципы работы «новой» модели НИС; произошла корректировка «новой» модели НИС. Основным документом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Реализация программного документа признана качественно изменить структуру экономики России и качество жизни населения. Однако многое предстоит еще реализовать, учитывая опыт зарубежных стран и необходимости отхода от сырьевой модели экономики, а так же актуального на сегодняшний день процесса импортозамещения. Главным механизмом достижения обозначенных ориентиров в направлении инновационного развития являются государственные программы Российской Федерации.

В современном мире достичь достойного качества жизни каждого члена общества возможно лишь при условии правильной и рациональной организации управления им. Активно развивающаяся экономика диктует государствам жесткие условия, в которых, чтобы не стать аутсайдером прогресса и бизнеса, необходимо непрерывно развиваться. При такой постановке вопроса приоритетным направлением правительства любого государства является организация государственного управления, в том числе и инновационной деятельностью. Опыт индустриально развитых стран мира указывает на наличие ограничений рынка в интенсификации инновационных процессов, а, следовательно, необходимости их государственного регулирования. Формы и методы государственного управления инновационными процессами, степень государственного вмешательства в рыночный механизм зависят от состояния национальной экономики, исторических условий и менталитета населения. В мировой практике сложились определенные механизмы государственного управления инновационной деятельностью, в которых сочетаются цели и способы их достижения, позволяющие активизировать инновационные процессы, что в итоге приводит к конкурентоспособности государства. В России национальная инновационная система находится в стадии формирования. С одной стороны, у нас имеются объективные факторы для создания инновационной экономики: высокоразвитая фундаментальная наука, квалифицированные кадры, научно- технический потенциал. С другой – экономика, в которой длительное время преобладали внеэкономические методы управления, оказалась неспособной к эффективному освоению научно-технических достижений. Экономическая стабилизация и становление наукоемких отраслей в России позволяют ей сейчас применять формы и методы государственного регулирования инновационными процессами, используемые развитыми зарубежными странами. Недостаточная разработанность специфики государственного управления инновационными процессами в условиях кризиса определили выбор темы данного исследования, ее актуальность и практическую значимость. Инновационная политика как особая сфера государственной деятельности сформировалась в развитых государствах мира во второй половине XX в., что связано с бурным развитием науки и техники. Объективные условия для формирования инновационной политики созрели накануне Второй мировой войны (Йозеф Шумпетер еще накануне войны определял инновации как «стержень конкуренции нового типа»), в ее ходе и по окончании. Вторая мировая война продемонстрировала определяющую роль научно- технического и технологического развития в обеспечении не только военной и экономической мощи стран, но и в повышении уровня жизни населения, преобразовании всех сфер жизнедеятельности общества. Она стала неким импульсом для создания и дальнейшего развития целого ряда новых промышленных отраслей: атомной, ракетной, электронной, биохимической, оказавших значительное влияние на развитие мировой экономики в целом.

Инновационная политика Российской Федерации после развала СССР так и не смогла, не смотря на предпринимавшиеся попытки, восстановить былое могущество и войти в число стран, являющихся технологическими мировыми лидерами. Радикальные реформы, проводившиеся в России в конце XX – начале XXI вв., охватили весь массив социально-экономических отношений, исключением не стало и государственное управление инновационными процессами. На начальном этапе рыночных реформ правительство достаточно резко (в несколько раз) сократило реальное финансирование российской науки и численность занятых в ней. Состояние российской сферы НИОКР этого периода характеризуют как системный кризис. Для решения проблемы требовалось незамедлительное вмешательство государства. С этой целью Президентом и Правительством РФ принимаются различные меры по поддержке научно-технического потенциала.[14]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.034 с.)