Фгбоу впо “санкт-петербургский Государственный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгбоу впо “санкт-петербургский Государственный



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ”

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ

 

Методические указания по изучению курса

И выполнению контрольной работы

 

 

Для студентов специализации ОРВД и АНО

 

Для студентов КФ, ФЛЭ и ЗФ

 

Санкт-Петербург


Одобрено и рекомендовано к изданию

Методическим советом Санкт-Петербургского Государственного Университета Гражданской Авиации

 

Ш 87(03)

 

Организация летной работы: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы. ГУГА. СПб, 2016г.

Издаются в соответствии с программой курса «Организация летной работы» (объем 72 часов), изучаемого в 5-м семестре.

В методических указаниях основное внимание уделено усвоению студентами (слушателями) сущности и содержания организации летной работы. Работе командно-летного, инструкторского и летного составов летных подразделений гражданской авиации РФ. Концентрируется внимание студентов (слушателей) на важности нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность гражданской авиации как на международном и государственном уровнях, так и на локальном (местном) уровне. Важности взаимодействия служб, обеспечивающих полеты и экипажами воздушных судов.

Предназначены для студентов (слушателей) специализации ОРВД и АНО.

Библ. 14 назв.

 

Составитель: М.У. Митрофанов, доц., к.т.н.

 

Рецензент: Н.Ф. Никулин, проф., к.т.н.

 

 

Ó Государственный университет

гражданской авиации, 2016


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Разделы дисциплины Всего Лекции Практ. зан. Сам. раб.
  Введение.        
  Сущность и содержание организации летной работы. Планирование летной работы. Оперативное и суточное планирование        
  Профессиональная подготовка летного состава. Допуск летного состава к полетам.Системы CRM, LOFT, CFIT. Технология виртуальной реальности. Гибкие автоматизированные обучающие системы (ГАОСы). Интернет технологии и их использование в обучении летных специалистов (авиаперсонала).        
  Комплектование и формирование экипажей воздушных судов.        
  Предварительная подготовка экипажей к полету        
  Предполетная подготовка экипажей к полету. Сетевой график подготовки ВС        
  Управление летной работой. Контроль и анализ состояния летной работы. Разборы полетов        
  Летно-методическая работа в ГА     -  
  Взаимодействие летных подразделений со службами, обеспечивающими полеты        
  Особенности организации летной работы при выполнении авиационных работ     -  
  Рубежный контроль        
  Итоговый контроль – КР и ЗАЧЕТ        
  ИТОГО:        

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дисциплина «Организация летной работы» является неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки студентов (слушателей) Санкт-Петербургского Государственного университета Гражданской Авиации специализаций Организация Руководства Воздушным Движением (ОРВД) и Аэронавигационное обеспечение (АНО). В процессе изучения студенты (слушатели) усваивают сущность летной работы и её организации, познают основные процессы, составляющие ее содержание, и возможности оптимизации этих процессов во взаимодействии со службами обеспечения полетов. Целью дисциплины является изучение способов и методов управления летными коллективами и экипажами, путей совершенствования этих методов для повышения качества летной работы и уровня безопасности полетов, путем взаимодействия и оптимизации работы летной службы со службами авиакомпании (авиапредприятия) и другими организациями, обеспечивающими полеты.

Дисциплина «Организация летной работы» занимает одно из ведущих мест в учебном процессе студентов (слушателей) специализаций ОРВД и АНО и тесно связана с дисциплинами:

– Летная эксплуатация и методика летного обучения;

– Психология и надежность авиаспециалиста;

– Безопасность полетов и авиационная безопасность;

– Организация воздушного движения;

– Экономика производства;

– Менеджмент производства;

– Воздушное право, в том числе и международное воздушное право;

– Языковая подготовка авиационного персонала.

Согласно ФГОС-3 ВПО, дисциплина отнесена к математическому и естественнонаучному циклу, его базовой части и дает возможность получения, расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также математического и естественно научного цикла. Выпускник по направлению подготовки: «Организация и руководство воздушным движением должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), профессиональными компетенциями (ПК) и профессионально-специализированными компетенциями (ПСК).

Для успешного усвоения дисциплины «Организация летной работы» необходимо знание студентами (слушателями) основ:

– прикладной математики и основ информатики;

– вычислительной техники и программирования;

– практической аэродинамики;

–летной эксплуатации воздушных судов;

–воздушного законодательства;

– авиационной метеорологии и охраны окружающей среды;

–систем качества и системы менеджмента качества.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

В результате изучения дисциплины студенты (слушатели)

должны знать:

– Воздушный кодекс РФ и нормативно-правовые документы государственного, международного и регионального регулирования деятельности гражданской авиации;

–ФАП -128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации» приказ Минтранса России от 31.07. 2009г.;

- Doc.9859-AN/460-2006г., Doc.9859-AN/474-2013г. ИКАО Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП);

–основные положения нормативных документов по организации летной работы в гражданской авиации (ГА);

– организационную структуру летной службы и служб обеспечения полетов;

– процессы планирования летной работы в авиакомпаниях (авиапредприятиях) и пути их совершенствования;

–процессы управления летной работы;

–профессиональную подготовку летного состава (ППЛС) её структуру и пути совершенствования ППЛС;

–этапы подготовки экипажей к выполнению задания на полет (полнота и доступность информационного обеспечения экипажей);

–организацию взаимодействия летных подразделений и экипажей ВС со службами, обеспечивающими полеты, и ее специфику;

– летно-методическую работу в ГА РФ, сущность и её содержание;

– содержание работы командно-летного состава по обеспечению безопасности, экономической эффективности, регулярности и ритмичности полетов;

– компьютерные технологии, используемые в летной работе и её организации. Перспективы внедрения и развития автоматизированной системы управления (АСУ) «Организация летной работы в ГА»;

должны уметь:
-применять на практике требования нормативных и методических документов, регулирующих деятельность гражданской авиации по вопросам организации летной работы, предотвращению авиационных происшествий, повышению безопасности полетов и их экономической эффективности; -владеть современными методами и способами профессиональной подготовки авиационных специалистов и направлениями их совершенствования; -осуществлять взаимодействие между службами, обеспечивающими полеты; -обеспечивать информацией и решать основные задачи в объеме своей компетенции по вопросам организации летной работы; -использовать автоматизированные методы оперативного планирования и управления работой летных подразделений и экипажей ВС; -использовать компьютерную технику и интернет – технологии по решению практических производственных задач.

иметь навыки:

–самостоятельной работы с документами и литературой по вопросам организации летной работы;

–организации подготовки экипажей к выполнению задания на полет и контроля над ней;

–самостоятельно принимать решения в вопросах организации летной работы;

–в разработке оптимальных технологических процессов по подготовке воздушных судов к полетам в транспортной авиации и на авиационных работах и взаимодействию между службами, обеспечивающими полеты;

иметь представление:
-о путях решения проблем организации летной работы в странах – членах ИКАО; -о системе организационно-распорядительной и штабной документации в гражданской авиации РФ; -о программах SAFA и стандартах IOSA и ИКАО; -о разработке Руководства по производству полетов (РПП), Руководства по системам менеджмента качества (РСМК), Руководства по управлению безопасностью полетов (РУБП) в авиакомпаниях и авиапредприятиях.

Студенты (слушатели) изучают материал на лекциях по дисциплине «Организация летной работы», а также самостоятельно.

Форма контроля – зачет.

Литература

Основная

1.Воздушный кодекс РФ. М., 1997.

2. Федерального Закона №184 «О техническом регулировании» от 21.12.2002г.

3. ФАП-128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» утвержденное приказом Минтранса №128 от 31. 07.2009г. (НПП ГА-85. М.: «Воздушный транспорт», 1985, Руководство по организации лётной работы (РОЛР -87)).

4. Кальченко А.Г., Митрофанов М.У.и др. «Управление летной работой». Части I, II. Учебное пособие. Академия ГА, СПб., 2005.

5. Шило В.Н. «Организация летной работы в транспортной авиации». Учебное пособие. ОЛАГА, Л., 1984.

6.ФАП-246 «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные приказом Минтранса РФ от 13.08.2015 № 246.

7.ФАП «Требования к проведению обязательной сертификации физических и юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» утвержденные приказом Минтранса РФ от 23.12.2009 №249.

8.Приказ №139 от 21.11.2005. «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации».

9. ГОСТ Р 51898 -2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты». Госстандарт России. Москва. 2002.

10. Doc.9859-AN/460-2006., Doc.9859-AN/474-2013. ИКАО «Руководство по управлению безопасностью полетов» (РУБП).

11. Приложение 19 «Управление безопасностью полётов» к Конвенции ИКАО. Начало действовать 14ноября 2013.

Дополнительная

1. Драчков В.Н., Шило В.Н. Организация авиационных работ по распределению веществ и биологических объектов. Учебное пособие. ОЛАГА, Л., 1987.

2. Руководство по авиационно-химическим работам в ГА. М.: «Воздушный транспорт», 1984.

3. Приложения № 1-19 к Конвенции о Международной гражданской авиации.

4.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального образования (по направлению подготовки (специальности) 162001 Эксплуатация воздушных судов и организации воздушного движения)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины «Организация летной работы»

1. Введение

Цель дисциплины - изучение процессов летной работы и ее организации. Выполнение полета является "венцом" всей производ­ственной деятельности авиапредприятия, авиакомпании. И от знания дисциплины зависит то, насколько этот "венец" будет одновременно крепким, жестким, гибким, своевременным, безопасным и качественным. Во введении отмечаютсязадачи дисциплины, роль гражданской авиации как важного звена единой транспортной системы страны. Организационные и методические структуры в летной работе и ее организации в системе Министерства транспорта Российской Федерации. Планирование и управление летной работой с учетом аспектов безопасности представленных в ГОСТ Р 51898-2002г. «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты». Методы и способы управления летными подразделениями и экипажами воздушных судов с учетом положений Федерального Закона №184 «О техническом регулировании», его дополнений и изменений, и ГОСТ Р ИСО 9001 -2008 «Система менеджмента качества. Требования». Во введении также отмечаются системы безопасности полетов (СУБП), изложенной в документах ИКАО DOC. 9859-AN/460-2006г, DOC. 9859-AN/474-2009г. и DOC. 9859-AN/474-2013г. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП), а также в Приложении 19 «Управление безопасностью полётов». В этих документах повествуется о показателях уровня безопасности полетов в авиакомпании и на государственном уровне. О вариантах общегосударственного и корпоративного показателя уровня БП в авиакомпании. Федеральные Авиационные Правила (ФАП-11) «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», ФАП-128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», ФАП-249 «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации». Отмечаются задачи дисциплины, в частности, роль ГА в решении транспортных проблем РФ, потребность страны в услугах авиации, организационную структуру Минтранса, ФСНСТ и ФАВТ. Обзор нормативно - правовой базы регулирования деятельности ГА. Предметом дисциплины «Организация летной работы» является сложная проблема упорядочения элементов, приведения их в стройный вид и процесса развития системы. Согласованного взаимодействия в каждой составляющей летной работы и её организации, а также роли командно-летного состава подразделений авиакомпаний и летной службы Федерального Агентства Воздушного Транспорта (ФАВТ) в решении проблем обеспечения безопасности полетов.

Литература: [1-9].

Методические указания

Дисциплиной устанавливается необходимость усвоения требования основных документов регламентирующих летную работы и её организацию, её место в системе Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) и Федеральной службе надзора в сфере транспорта (Ространснадзоре). Следует различать понятия «летная работа» и «летная деятельность», «работа транспортной авиации» и «авиационные работы». Хорошо разбираться в технике гражданской авиации, документации, технологии и требованиях к их разработкам. Во введении упоминается обзорно Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51898 -2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» и как он должен быть использован в настоящей дисциплине. Стандарт может быть применен к любым аспектам безопасности. Правила, устанавливаемые настоящим стандартом, основаны на уменьшении риска, возника­ющего при производстве и использовании продукции, процессов или услуг.

Стандарт рассматривает полный жизненный цикл продукции, процесса или услуги, включая как предназначенное использование, так и возможное, предсказуемое неправильное использование. В этом стандарте приведены следующие термины и определения:

- безопасность: отсутствие недопустимого риска;

- риск: сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба;

- ущерб: нанесение физическогоповреждения или другого вреда здоровью людей,вреда имуществу или окружающей среде;

- вызывающее ущерб событие: событие, при котором опасная ситуацияприводит к ущербу;

- опасность: потенциальный источник возникновения ущерба.

Термин «опасность» может быть конкретизирован в части определения природы опасности или вида ожидаемого ущерба (например, опасность электрического шока, опасность разрушения, травматическая опасность, токсическая опасность, опасность пожара, опасность утонуть, опасность погибнуть, опасность заражения пестицидами);

- опасная ситуация: обстоятельства, в которых люди, имущество или окружающая среда подвергаются опасности;

- допустимый риск: риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существу­ющих общественных ценностях;

- остаточный риск: риск, остающийся после предпринятых защитных мер;

- защитная мера: мера, используемая для уменьшения риска;

- оценивание риска: основанная на результатах анализа риска, процедура проверки, уста­навливающая, не превышен ли допустимый риск;

- оценка риска: общий процесс анализа риска и оценивания риска;

- анализ риска: систематическое использование информации для выявления опасности и количественной оценки риска;

- отклонение - это, вызванное ошибкой человека или не предотвращенное им

своевременно, самопроизвольное возникновение состояния системы;

- нарушение – намеренное неисполнение обязанностей или бездействие, результатом которых является отход от установленных процедур, протоколов, норм и практики;

-ошибка - это всякое, не соответствующее требованиям нормативных и методических документов восприятие информации, неправильный ее анализ, неправильное решение, действие или бездействие авиаперсонала, приводящие к отклонениям от намерений или ожиданий организации или этих лиц;

- предназначенное использование: использование продукции, процесса или услуги в соот­ветствии с информацией, представленной поставщиком;

- возможное предсказуемое неправильное использование: использование продукции, про­цесса или услуги не предназначенным поставщиком образом, а вследствие предсказуемого поведения человека.

Термины «безопасность» и «безопасный» следует применять только для выражения уверенности и гарантии риска. Не следует употреблять слова «безопасность» и «безопасный» в качестве описательного прила­гательного предмета, так как они не передают никакой полезной информации. Рекомендуется всюду, где возможно, эти слова заменять признаками предмета, например:

- «защитный шлем» вместо «безопасный шлем»;

- «нескользкое покрытие для пола» вместо «безопасное покрытие».

Здесь же даются определения компетенции и компетентный:

- компетенция- а)круг полномочий какого-либо учреждения или лица;

б)круг вопросов в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

- компетентный – а) знающий, сведущий в определенной области;

б)имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем либо.

Для студентов (слушателей) специализации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов во введении представляется обзор знаний общих требований и что включает в себя АНО, чтобы взаимодействовать с летной службой.

Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов включает в себя: - обеспечение авиационной электросвязи;

- предоставление аэронавигационной и метеорологической информации;

- поиск и спасание и др.

Предоставление аэронавигационной информации включает:

а) сбор, обработку, обеспечение достоверности, хранение и порядок доведения аэронавигационной информации;

б) предоставление летному экипажу воздушного судна полной и достоверной аэронавигационной информации по всему маршруту полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов;

в) своевременное и точное предупреждение о функционировании средств связи и навигации.

Предоставление другой информации, имеющей важное значение для безопасности полетов, включая информацию о состоянии и прогнозе характеристик навигационного поля спутниковой навигационной системы, состоянии основных и запасных аэродромов путем издания и распространения NОТАМ, передачи сообщений службой автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС). В аэропортах организуется предоставление экипажам воздушных судов аэронавигационной и метеорологической информации при подготовке к полету по типу Брифинг. Брифинг аэропорта производится по запросам эксплуатантов или КВС и включает в себя:

-ведение документов аэронавигационной информации;

-обеспечение хранения, приема и выдачи документов аэронавигационной информации экипажам воздушных судов;

-ведение журнала регистрации изменений в аэронавигационной обстановке на аэродроме и направление зафиксированной в нем информации в службу аэронавигационной информации;

-контроль издания и достоверности информации НОТАМ, опубликованной на основании записи в журнале регистрации;

-получение, обработка и хранение аэронавигационной информации по районам полетной информации (районам ОВД) и гражданским аэродромам на территории Российской Федерации;

-предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной информации по аэродромам вылета, назначения, запасным и районам полетной информации (районам ОВД) через которые пролегает маршрут полета;

-выполнение предварительных расчетов полета;

-взаимодействие с метеорологической службой (метеорологическими подразделениями);

-прием у экипажа воздушного судна или представителя эксплуатанта плана полета и передача его по каналам связи органу ЕС ОрВД;

-рассылка специальных сообщений связанных с выполнением полета;

-согласование переноса времени вылета, задержек рейсов и других оперативных вопросов и передача соответствующей информации службам аэропорта;

-прием донесений с борта воздушных судов и передача их службам аэропорта;

-сбор послеполетной информации у экипажей воздушных судов;

-передача послеполетной информации экипажей воздушных судов заинтересованным службам для принятия соответствующих мер.

Здесь также представляются программные вопросы 12-ой аэронавигационной конференции ИКАО произошедшей в ноябре 2012года. Одним из этих представленных программных вопросов – создание глобальной аэронавигационной системы международной гражданской навигации. На этой Конференции обсуждены положения нового глобального аэронавигационного плана, содержащего концептуальный инструмент создания системы ОрВД по принципу «единого неба», одобрила разработанную ИКАО модель блочной модернизации авиационных систем. В соответствии с этой моделью в период 2013-2028гг. предусматривается поэтапное проведение блоков мер по обеспечению национальных и региональных систем ОрВД. Одновременно в блоках определен комплекс мер по повышению эффективности операций в зоне аэродромов, оптимизации пропускной способности воздушного пространства.

Во введении представляются Стандарты и Рекомендованные процедуры IOSA базирующиеся на:

- нормативных документах ИКАО, постулирующих тот минимальный уровень в области безопасности полетов, который обязуются внедрять и обеспечивать все авиационные администрации стран-членов ИКАО;

-более жёстких нормах, сформулированных в ряде национальных законодательств (например, Европа - JAA/EASA, США - FAA и др.). В том числе в их системах сертификации, аудита, проверок, лицензирования и т.д., составляющих национальные системы обеспечения безопасности деятельности авиационных организаций;

-передовом опыте ведущих авиакомпаний и их альянсов, применяемом в отрасли.

Стандарты IOSA также во многом базируются на международных стандартах ИСО (ISO) на системах менеджмента качества.

 

Вопросы для самопроверки

1. Основное противоречие авиационно-транспортного производства?

2. Основные задачи авиационно-транспортной системы РФ. Ее структура?

3. Использование Интернет технологий в гражданской авиации РФ и организации летной работы.

4. Дать определения опасности, безопасности, риска.

5.Какие цели преследует служба ОРВД?

6. Какие цели преследует служба АНО?

2. Сущность и содержание организации летной работы в авиапредприятиях, авиакомпаниях, летных комплексах. Планирование летной работы. Оперативное и суточное планирование.

Летная работа. Летная деятельность. Организация летной работы. Термины и определения. Значения этих терминов их сущность и содержание. Их отличие. Особенности планирования и управления летной работой в летных образованиях (подразделениях).

Организационные и методические структуры. Оперативное и суточное планирование.

Система управления и система менеджмента качества, их сходство и различие. Система управления безопасности полетов (СУБП). Руководство по управлению безопасности полетов (РУБП).

Литература: [1-9].

Методические указания

Летная работа. Летная деятельность. Организация летной работы. Термины и определения. Значения этих терминов их сущность и содержание, их сопоставление с действительностью. В начале, рассматриваем значение термина деятельность. Из словарей берем определение деятельность. Деятельность –специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условия существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Деятельность категория этики при помощи, которой во всем многообразии общественной практики выделяется нравственная сторона.

Деятельность: 1) В философии – специфический способ отношения к миру – «предметная деятельность»;

2) В психологии – понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Развиваясь, психологическая деятельность человека деформируется на внешнюю и внутреннюю. Первая - слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путём движений рук, ног, пальцев. Вторая – происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путём реальных движений, а использует для этого их мозговые динамические модели (социально –экономический словарь Прохорова). Практическая деятельность (предметная деятельность) – функции индивида по возникновению и развитию рассматриваемого процесса и его осознания. Практическая деятельность – деятельность высшей нервной системы, мозга является условием возникновения и развития сознания. В словосочетании лётная работа – термин «работа» в физики хорошо расписан.

Применительно к летной работе рассматриваемая проблема организации представляет собой особый вид, где отчетливо распознаются две основные функции, тесно связанные между собой: планирование процесса и управление этим процессом. Планирование, цели, задачи планирования, виды планов. Оперативное и суточное планирование.

Студенты должны знать сущность и цели планирования летной работы, её особенности, виды планов по срокам на которые они составляются и содержанию, по назначению и структуре. В своей повседневной работе командно-летный состав (КЛС) значительную часть своего рабочего времени тратит на планирование летной работы, составление планов-нарядов на полеты.

Планирование -это выработка целей и путей их (целей) достижения. Целью летной работы является обеспечение безопасности, экономической эффективности и регулярности полетов. Все эти цели неразрывно связаны, и достижение одной из них в ущерб другой недопустимо. Для достижения наибольшей эффективности при планировании добиваются минимизации или максимизации целевой функции планируемого процесса. Повышение качества планирования возможно лишь при условии алгоритмизации и автоматизации этого важного процесса в организации летной работы.

Обеспечение высокого уровня безопасности, экономической эффективности и регулярности полетов достигается, прежде всего, эффективным планированием и управлением летной работы. В практической деятельности авиапредприятий используются различные виды планов в зависимости от того, какие процессы планируются и какие при этом ставятся цели. Производственные процессы в ГА могут планироваться на 5 и более лет (перспективные планы), на год, квартал (текущие планы), на месяц и менее (оперативные планы). Существуют планы подразделений и индивидуальные. В свою очередь планы подразделений по охватываемому кругу вопросов делятся на общие и поэлементные.

К поэлементным планам относятся и ведутся:

· Производственная программа летных подразделений;

· Планы работы летных подразделений на месяц;

· Расписание вылетов самолетов из аэропорта;

· План - графики проверок лётного и командно-летного составов и прохождения ими профессиональной подготовки в указанные сроки;

· План-график распределения рейсов между подразделениями;

· График планирования и учёта времени работы и отдыха лётного состава;

· План-наряд на полёты;

· Сводный план полётов.

Примером суточного планирования является план – наряд на полеты.

Существует несколько особенностей планирования.

-Первая особенность заключается в том, что планирование происходит в нереальном масштабе времени, т. е. если разрабатывается план на май месяц, то окончание процесса разработки этого плана происходит в конце апреля. В этом смысле употребляется выражение в не реальном масштабе времени.

-Вторая особенность: планирование может быть как детерминированным (определенным), так и вероятностным (стохастическим). В случае детерминированного планирования исполнители операций, материальные ресурсы и ресурсы времени устанавливаются однозначно. В случае вероятностного планирования предусматриваются их резервы для преодоления случайных явлений. При вероятностном планировании возникает необходимость оптимизации в смысле минимизации резервов при условии, что поставленные цели будут достигнуты.

-Третья особенность: планирование реализуется на основе линейных алгоритмов. Для достижения поставленных целей планируемый процесс не должен содержать циклы, т.е. операции, зависящие сами от себя. Например, нельзя ставить экипаж в полет, если он не имеет допуска к этому виду полета или виду работ.

-Четвертая особенность: планирование многоступенчато и идет от продолжительных сроков (стратегическое планирование) к небольшим срокам (оперативное планирование).

-Пятая особенность: планирование неразрывно связано с управлением. Если бы существовало только детерминированное планирование, всегда однозначно обеспечивающее достижение поставленной цели, то управление было бы излишним.

Реализация всякого процесса связана, как правило, с возникновением отклонений от плана, заданного пути (нормативных показателей эффективности процесса). Отклонения обусловлены влиянием многочисленных случайных факторов, противодействовать которым можно лишь за счет управляющих воздействий.

Здесь же отмечается эффективность системы менеджмента качества и отличие менеджмента от управления. Управление это процесс поддержания заданных величин. Заданные величины поддерживаются с помощью цикла управления, включающего функции, контроля, анализа, диагностики, принятия решения, ввода решения в систему и вновь контроль. Здесь отмечается отличие управления от регулирования и менеджмента. Элементы государственного регулирования. Система управления безопасностью полетов и Руководство по управлению безопасностью полетов. Безопасность полетов всегда была решающим фактором во всей деятельности авиации. Это отражено в целях и задачах ИКАО, сформулированных в статье 44 Конвенции о международной гражданской авиации (Doc. 7300), широко известной как Чикагская конвенция, которая возлагает на ИКАО ответственность за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире. При определении потребностей государств в области обеспечения безопасности полетов ИКАО проводит следующее различие между программами обеспечения безопасности полетов и системами управления безопасностью полетов (СУБП):

Программа обеспечения безопасности полетов - комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов;

Система управления безопасностью полетов (СУБП) представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры.

В упорядоченном подходе рассматривается одно из принципиальных отличий используемых стандартов IOSA от предшествующих подходов. Оно заключается в его системности. Детальному анализу с точки зрения обеспечения безопасности полетов подвергается не только вся производственная деятельность авиакомпании (эксплуатанта), но и ее организационная структура, благодаря чему должный уровень безопасности достигается, в том числе, и за счет необходимых управленческих связей внутри авиакомпании в рамках ее системы планирования и менеджмента.

Внедрение стандартов IOSA позволяет выстроить систему планирования авиакомпанией так, чтобы каждый сотрудник, независимо от его статуса и положения в компании, при принятии любых решений и выполнении каких либо действий руководствовался в первую очередь соображениями обеспечения безопасности полетов и планировании своих действий в любой ситуации заблаговременно. Превентивная стратегия.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение сущности и содержания «организации летной работы» и «летной работе».

2. Покажите организационную структуру ФАВТ и летной службы ГА.

3. Назовите нормативно-правовые акты и документы международного, государственного и локального регулирования летной работы в ГА.

4. Назовите исходные данные для планирования летной работы.

5. Как подразделяются планы по срокам и назначению?

6. Особенности планирования?

7.Что такое превентивная стратегия и проактивные методы управления безопасностью полетов?

3. Профессиональная подготовка летного состава. Допуск летного состава к полетам. Системы CRM, LOFT, CFIT. Технология виртуальной реальности. Гибкие автоматизированные обучающие системы (ГАОСы). Интернет технологии и их использование в обучении летных специалистов (авиаперсонала).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.095 с.)