Ст. 1482 упоминает о такой градации, указывая на то, что в качестве товарных знаком могут быть зарегистрированы - словестные, изобразительные, объемные и иные обозначения или их комбинации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ст. 1482 упоминает о такой градации, указывая на то, что в качестве товарных знаком могут быть зарегистрированы - словестные, изобразительные, объемные и иные обозначения или их комбинации.



Словестные - некие оригинальные слова, словосочетания и фразы. Словестное обозначение не обязательно всегда должно быть представлено одной лексической единицей, это может быть и словосочетание, и фраза. Например, с утра мужчины смотря - "Лучше для мужчины нет!". Вот словестное обозначение в виде фразы, которая зарегистрирована в качестве товарного знака.

Изобразительный - обозначение в виде разнообразных рисунков, значков, орнаментов и т.д. Например, знаменитый трилистник или представляющий собой вид треугольника три полосы - товарный знак Адидас. Сопля - Nike. Три пересекающихся вектора - Reebok. Во всех этих случаях речь идет об изобразительном обозначении.

Товарный знак может быть объемным - некое изображение трехмерное. Например, товарный знак ягуар представляет собой помещаемое на переднюю часть капота изображение представителя семейства кошачьих.

Или были распространены различные продукты парфюмерии, которые имели оригинальные флаконы, изображения - оригинальный флакон духов, некоторые из них являются зарегистрированными объемными товарными знаками. Могут быть комбинированные товарные знаки, т.е. обозначения, которые представляют собой некую комбинацию вышеобозначенных обозначений.

При этом как мы видим, соответствующий перечень видов товарных знаков ст.1482 не является исчерпывающим, а, следовательно, правовую охрану в качестве товарного знака может получить обозначение, которое не входит ни в один из вышеперечиленных разрядов. Правила подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака, например, указывают на допустимость регистрации в качестве товарного знака звуковых обозначений различных шумовых эффектов, заставок музыкальных и прочее. Всем известные заставки, музыкальные мелодии, которые звучат при включении телефонов фирмы Nokia - это зарегистрированный звуковой товарный знак. Большинство звуковых обозначений радиостанций также имеют в РФ правовую охрану в качестве звуковых товарных знаков. Может быть регистрация световых эффектов в качестве товарных знаков. И опять же это не исчерпывающий перечень. Во Франции в качестве товарного знака был зарегистрирован обонятельный знак - запах пряжи определенного производителя. Т.е. соответствующий перечень не является исчерпывающим. При этом мы должны понимать, что на самом деле это не классификация, потому что закон не устанавливает окончательного количества разрядов, и их в принципе невозможно создать хотя бы за счет того, что последним будет "и комбинация". Это значит, что окончательного количества не будет, комбинаторика приводит нас к неисчисляемому количеству вариантов. Но с т.з. познавательной, методологической понимание возможных видов обозначений, получаемых правовую охрану в качестве товарных знаков, вполне полезно.

Отсутствие качеств классификации за перечислением, используемым в ст.1484 не означает, что действующее законодательство не признает те или иные классификации товарных знаков. На самом деле признает, и они имеют достаточно серьёзное правовое значение. В частности, в ст.1508-1509 воплощается деление знаков на обычные и общеизвестные. Эта классификация создана для того, чтобы отразить особенности, присущие правовой охране именно общеизвестных товарных знаков. При этом п.1 ст.1508 говорит о том, что общеизвестным может быть признан товарный знак, который в результате его интенсивного использования стал широко известным среди потребителей в отношении товаров данного лица. В качестве общеизвестных могут быть признаны -

товарные знаки, охраняемые в РФ на основании их регистрации

товарные знаки, охраняемые в РФ без регистрации на основании МД

обозначения, не охраняемые в качестве товарных знаков, но используемые в подобном качестве.

Относительно последней рубрики мы должны понять, что наша правовая система основана на принципах обязательной регистрации для получения обозначением свойств и качеств товарного знака. Без регистрации в качестве товарного знака на территории РФ охрану обозначения получить невозможно. Но в мире есть и другие системы. Например, у проклятых американцев обозначение получает правовую охрану без регистрации, само начало его использования дает эту самую правовую охрану. И может оказаться так, что обозначение товаропроизводителя размещенного на территории США не имеет там регистрации, а, следовательно, не имеет статуса товарного знака на территории РФ, но если оно будет признано общеизвестным, то такую правовую охрану на территории РФ оно получит. Подавляющее большинство спортивных товаропроизводителей и их обозначений являются для РФ общеизвестными товарными знаками, и целый ряд из них в свое время не получал отдельной, на основании регистрации, правовой охраны на территории РФ.

Признание их общеизвестным осуществляется решением Роспатента и, принимая положительное решение на основании поступивших документов, а там Роспатент исследует длительность использования товарного знака, расходы, которые товаропроизводитель несет на рекламу, его продвижение в массы, социологические опросы относительно широкой известности и целый ряд других документов, так вот при положительном решении Роспатент вносит соответствующий товарный знак в перечень общеизвестных товарных знаков. Эта процедура для отечественного правопорядка естественна и традиционна. Но в литературе отмечают, что она традиционно нарушает статью 6-bis Парижской конвенции. Потому что в Парижской конвенции указывается, что общеизвестные товарные знаки охраняются на территории государств членов Парижского союза безо всякой регистрации. А вот это решение Роспатента и включение на основании положительного решения в соответствующий перечень, воспринимается не иначе как скрытая регистрация. Это не называется регистрацией, но статуса общеизвестного и соответствующей правовой охраны, у знака нет до тех пор, пока он в этом перечне не окажется. Получается, что у нас не явочный порядок получения статуса общеизвестного, а регистрационный. На сегодняшний день перечень общеизвестных товарных знаков включает 143. Почти 528 тысяч товарных знаков, из них всего 143 являются общеизвестными. В этот перечень входит хорошо знакомые нам обозначения. Самые последние обозначения - Heinz, Vogue, Chanel, Зенит. А дальше там знакомые обозначения, это практически все известные спортивные бренды, пищевые бренды - Кока-кола, и иже с ними. Кому интересно, на сайте Роспатента есть этот перечень, с ним можно ознакомиться.

В чем же тайный смысл выделения общеизвестных товарных знаков? В чем значение получения, тем или иным обозначением статуса общеизвестного товарного знака? Специфика заключается в особенностях правовой охраны. Первую особенность мы уже констатировали - если обычные обозначения могут получить статус товарного знака, а, следовательно, правовую охрану, только в результате регистрации, и, причем в рамках регистрации проверяется соответствие этих обозначений критериям охраноспособности, которые установлены в действующем российском законодательстве, то общеизвестный товарный знак может получить охрану и без таковой регистрации. Вполне возможна ситуация, когда сначала обозначение регистрируется в качестве товарного знака, а потом по прошествии определенного периода времени, приобретая известность среди широких слове населения, потребителей оно переходит в разряд общеизвестных. В данном случае оно зарегистрировано. Но существуют случаи, когда общеизвестным становится товарный знак и не имеющий регистрации в подобном качестве исходно на территории РФ.

Если правовая охрана обычных товарных знаков является срочной, происходит за счет выдачи свидетельства на 10 лет, правда срок может быть продлен на 10 лет каждый раз. Но строго формально эта охрана является срочной. И если срок истёк, и от заинтересованного лица не поступило заявление о продлении охраны, охрана прекращается. В то время как общеизвестные товарные знаки охраняются бессрочно.

В отношении обычных товарных знаков правовая охрана предоставляется в отношении определенных классов товаров, работ или услуг. Мы говорили о Ниццком соглашении и МКТУ, которая утверждена этим Ниццким соглашением. Когда регистрируется товарный знак, когда ему предоставляется правовая охрана, заявитель исходно испрашивает правовую охрану по определенным классам и дальше в решении Роспатента и в реестре отражается, что обозначение охраняется по тем-то тем-то классам. В общем и целом можно по всем 45-ти получить охрану, вопрос только в деньгах, потому что за правовую охрану по каждому классу нужно заплатить. Если ты не собираешься в этом сегменте работать, то какой тебе тайный смысл получать правовую охрану по соответствующему классу, это абсолютно бездумное расходование денежных средств. Поэтому, как правило, правовая охрана предоставляется только по нескольким классам. Если для обычных товарных знаков охрана будет только в отношении тех классов, для которых это испрошено в заявлении и указано в положительном решении Роспатента, то общеизвестный товарный знак, его правовая охрана распространяется и на товары, не являющиеся однородными с теми, в отношении которых он признан общеизвестным. По сути, правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется на все классы. Вот почему в ситуации, которая складывалась при объективном понимании однородности товаров и проблемы, которые возникали у Балтики, вот почему Балтика стремилась получить статус общеизвестного товарного знака. Потому что на тот момент, это избавило бы их от всех проблем, от любых товаров или услуг, маркируемых с помощью соответствующего обозначения, даже если круг потребителей, в общем и целом совпадает. Балтика потом таки получила правовую охрану. Так вот третья особенность - охраняется по всем классам в отличие от обычных товарных знаков.

Вот три концептуальных особенности, которые характеризуют статус общеизвестного товарного знака и позволяют объяснить, почему многие товаропроизводители стремятся получить этот статус.

Еще одна классификация, которая закреплена в ГК - дифференциация в зависимости от числа лиц, имеющих право на использование товарного знака:

1. Коллективные товарные знаки

2. Индивидуальные товарные знаки

Эта классификация воплощена в предписаниях ст.1510-1511. Эта классификация призвана отразить особенности правового режима именно коллективных знаков. В указанных статьях эта специфика правового режима коллективных товарных знаков и закреплена. Специфика состоит в том, что применительно к коллективному знаку право на его использование принадлежит всем лицам, которые входят в объединение и производят товары определенного качества или иных общих характеристиках. Применительно к коллективным товарным знакам очень специфическим образом выглядит исключительное право на товарных знак, монополия, которая принадлежит обладателю на товарный знак, потому что эта монополия предполагает сосуществование нескольких лиц, обладающих этим самым исключительным правом. По сути дела, эта монополия против тез, кто в это объединение не входит и правами не обладает.

С т.з. действующего законодательства, субъектом права на товарный знак может выступать ЮЛ или ИП. Ст.1478 эту констатацию закрепляет. Обратить внимание, что нет никакого подразделения по видам ЮЛ, которые могут в качестве обладателей товарных знаков выступать. В этой связи оказывается, что обладателем права на товарный знак может быть не только коммерческая организация, но и ЮЛ, которое является некоммерческой организацией. На взгляд Павлова это разрушает общую логику средств индивидуализации. Почему во всех остальных средствах индивидуализации только предприниматели, а здесь любое ЮЛ? Кроме того, именно внутреннюю логику товарных знаков, если у нас некоммерческая организация может быть обладателем на товарный знак, то почему тогда только гражданин, являющийся предпринимателем, может выступать в таком качестве? Почему гражданин, которые не имеет статуса предпринимателя, обладателем права на товарный знак быть не может? Сказав А, надо говорить и Б. Но это мнение дилетанта. Например, А.П. Сергеев не видит в этом ничего сверхъестественного. В этом подходе ст.1478 есть один психологический плюс - она легализует нарушения, которые были ранее. В прежнем законодательстве, логика была выдержана куда в большей степени - обладателем права на товарный знак мог выступать только коммерсант, это прямо было написано в законе. Но ни что не помешало получить право на товарный знак "Третья столица" правительству республики Татарстан, которое явно к разряду коммерческих организаций не относится.

Данное правило в прежнем законе не помещало получить право на товарный знак, представляющий собой стилизованное графическое изображение Петропавловской крепости и помещенное туда словестное обозначение - 300 лет Санкт-Петербургу. Это был 2003 год, действие закона, в котором только коммерческие организации. Тем не менее, фонд, который был создан при Правительстве СПб, зарегистрировал на свое имя этот товарный знак. Фонд, который очевидно являлся некоммерческой организацией. Т.е. в прежнем законе логика выдерживалась, но по факту на практике никто ее не соблюдал, и обладателями прав товарные знаки в многочисленных ситуациях становились не только коммерсанты. В свое время спорные советские водочные бренды были закреплены за одним из министерств РФ, тоже не помешало этому правило, которое фигурировало в законе о товарных знаках, о том, что обладателем права на товарный знак может выступать только предприниматель или коммерческая организация. В этом смысле, наверное, можно оправдать это правило, по крайней мере, его никто обходить не будет. Но является ли это правильным направлением, Павлов не знает, у него большие сомнения.

Обозначение признается товарным знаком с момента его регистрации в Роспатенте. Порядок регистрации регламентируется предписаниями ст.1492- 1507, а также подзаконным нормативным актом Роспатента - Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, которые утверждены приказом Роспатента от 5.03.2003 года.

После регистрации в установленном порядке, обозначение получает статус товарного знака, а обладатель право на использование этого обозначения, получает право на товарный знак. Сущность права на товарный знак воплощена в ст.1484 - право на товарный знак является исключительным, т.е. по сути дела это некая абсолютная монополия. Абсолютная в том смысле, что она охраняется против всех, а монополия в том смысле, что с позитивной точки зрения обладатель права на товарный знак может осуществлять использование обозначения любым непротиворечащим закону способом. А с т.з. негативной использование соответствующего обозначения иным лицом, без разрешения обладателя исключительного права, невозможно, являет собой нарушение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Исключительное право на товарный знак рассматривается в действующем правопорядке рассматривается в качестве оборотоспособного, и, следовательно, оно может быть отчуждено по договору об отчуждении, а равным образом, обладатель этого права может распорядиться им путем разрешения использования посредством заключения лицензионного договора.

Требования к таким договорам (лицензионному и договору отчуждения) воплощены в ст.1488-1489. И поскольку сам объект, правами, в отношении которого распоряжается управомоченное лицо за счет договора об отчуждении либо лицензионного договора, сам этот объект подлежит регистрации в Роспатенте, переход прав на объект также подлежит регистрации в Роспатенте. Это особенность, специфическая формальность, которая предопределена статусом и правовым режимом товарного знака.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.011 с.)