Глава 3. Бюро кредитных историй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Бюро кредитных историй



 

Статья 9. Права бюро кредитных историй

 

Комментарий к статье 9

 

Предусмотренный комментируемой статьей перечень прав бюро кредитных историй не является исчерпывающим.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона бюро кредитных историй - это юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, являющееся коммерческой организацией и оказывающее услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Это означает, что организация, которая не оказывает услуг по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также сопутствующих услуг, не может называться бюро кредитных историй. Иными словами, помимо прав, предусмотренных комментируемой статьей, бюро кредитных историй не только вправе, но и обязано оказывать услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также сопутствующие услуги.

Кроме того, в комментируемом Законе закреплены следующие права бюро кредитных историй:

в любое время запрашивать у пользователя кредитной истории подлинный экземпляр согласия субъекта кредитной истории на получение основной части кредитной истории (ч. 12 ст. 6);

приостанавливать получение информации от источников формирования кредитных историй и (или) предоставление кредитных отчетов на период проведения ликвидационных или реорганизационных процедур (ч. 2 ст. 11);

не проводить в дальнейшем проверку ранее оспариваемой, но получившей подтверждение информации, содержащейся в кредитной истории (ч. 6 ст. 8);

направлять в уполномоченный государственный орган письменные обращения по фактам нарушения прав участников информационного обмена и требований комментируемого Закона (п. 4 ч. 2 ст. 14).

Рассмотрим более подробно следующие вопросы:

1) услуги по предоставлению кредитных отчетов относятся к числу информационных, оказание которых регулируется положениями гл. 39 ГК РФ. Бюро кредитных историй предоставляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй на основании договоров об оказании информационных услуг, заключаемых между пользователем кредитной истории и бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном ст. 6 Закона;

2) услуги, связанные с разработкой оценочных (скоринговых) методик вычисления индивидуальных рейтингов и (или) их использованием, не следует отождествлять с услугами по присвоению субъектам кредитных историй индивидуальных рейтингов и ознакомлению пользователей кредитных историй с этими рейтингами.

Согласно ч. 9 ст. 4 комментируемого Закона в основной части кредитной истории может содержаться индивидуальный рейтинг субъекта кредитной истории, рассчитанный на основании методик, утвержденных соответствующим бюро кредитных историй. Таким образом, индивидуальный рейтинг субъекта кредитной истории может быть одним из элементов кредитной истории соответствующего субъекта. В связи с этим сведения об индивидуальном рейтинге субъекта кредитной истории пользователь кредитной истории может получить в рамках услуг, предоставляемых по договору об оказании информационных услуг, заключаемому между пользователем кредитной истории и бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном ст. 6 Закона.

Услуги, которые связаны с разработкой оценочных (скоринговых) методик вычисления индивидуальных рейтингов и (или) их использованием, оказываются бюро кредитных историй на основании специальных договоров об оказании информационных услуг, заключаемых между бюро кредитных историй и организациями, которые желают иметь собственные (отличные от методик используемых бюро кредитных историй) оценочные (скоринговые) методики вычисления индивидуальных рейтингов заемщиков;

3) право бюро кредитных историй создавать ассоциации (союзы) предусмотрено, помимо п. 3 комментируемой статьи, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>, в соответствии с которым коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слова "ассоциация" или "союз".

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. Член ассоциации (союза) может по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления;

4) право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и Банка России соответствующую информацию предоставлено бюро кредитных историй исключительно в целях проверки информации, входящей в состав кредитных историй. Такая проверка осуществляется в рамках оказания так называемых сопутствующих услуг.

Предоставление бюро кредитных историй рассматриваемого права связано с тем, что организации, профессионально занимающиеся выдачей займов (кредитов), заинтересованы в том, чтобы бюро помогало им проводить объективную проверку данных, которые заемщик сообщает о себе.

Одним из способов проверки данных, сообщаемых о себе заемщиками, является подтверждение или опровержение указанных данных государственными органами, имеющими право на сбор и хранение персональных данных. При этом каждый заемщик дает письменное согласие на проверку вышеуказанных данных.

В практике деятельности ОАО "НБКИ" применяются следующие виды услуг, связанные с правом бюро запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и Банка России соответствующую информацию:

верификация паспортных данных заемщика (простой запрос и расширенный запрос);

проверка заемщика по базе автотранспортных средств (проверка данных заемщика, проверка паспортных данных физического лица, проверка текущего статуса транспортного средства).

 

Статья 10. Обязанности бюро кредитных историй

 

Комментарий к статье 10

 

1. Бюро кредитных историй представляет в Центральный каталог кредитных историй информацию, содержащуюся в титульных частях кредитных историй, информацию об изменениях, вносимых в титульные части кредитных историй, код субъекта кредитной истории по электронной почте в виде электронного сообщения с применением средств криптографической защиты информации, принятых к использованию в Банке России. Средства криптографической защиты информации используются для формирования кодов аутентификации и шифрования электронных сообщений.

Электронное сообщение направляется в Центральный каталог один раз в течение рабочего дня (при наличии данных) и может содержать информацию:

из одной или более титульных частей кредитных историй с прилагающимися к ней кодами субъектов кредитных историй (при их наличии);

об изменениях, вносимых в титульные части кредитных историй;

о корректировках информации из титульных частей кредитных историй (в случае обнаружения ошибок в ранее отправленной информации).

Одновременно с указанной информацией бюро кредитных историй представляет в Центральный каталог код субъекта кредитной истории, полученный от источника формирования кредитной истории.

В случае если бюро кредитных историй не получило от источника формирования кредитной истории кода субъекта кредитной истории, указанная информация направляется в Центральный каталог без кода. Правила формирования, замены и аннулирования кодов субъекта кредитной истории установлены указанием Банка России от 31 августа 2005 г. N 1610-У.

1. 1. Бюро кредитных историй обеспечивает хранение кредитной истории в течение 15 лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитной истории. По истечении указанного срока кредитная история аннулируется (исключается из числа кредитных историй, хранящихся в соответствующем бюро кредитных историй).

Не позднее двух рабочих дней со дня исключения кредитной истории из числа хранящихся в соответствующем бюро кредитных историй бюро кредитных историй сообщает об этом в Центральный каталог кредитных историй.

Бюро кредитных историй направляют в Центральный каталог информацию о субъекте кредитной истории, содержащуюся в титульной части кредитной истории и приводимую в соответствии с перечнем ключевых реквизитов. При этом бюро кредитных историй осуществляют идентификацию субъекта кредитной истории в соответствии с нормативными актами Банка России, устанавливающими порядок направления запросов и получения информации из Центрального каталога субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения соответственно в кредитную организацию или в бюро кредитных историй.

1. 2. Формы и порядок представления в Центральный каталог кредитных историй информации из бюро кредитных историй установлены следующими нормативными актами Банка России:

указанием от 31 августа 2005 г. N 1610-у "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в представительство Банка России в сети Интернет";

указанием от 31 августа 2005 г. N 1611-у "О порядке и формах представления бюро кредитных историй информации, содержащейся в титульных частях кредитных историй, и кодов субъектов кредитных историй в Центральный каталог кредитных историй";

указанием от 31 августа 2005 г. N 1612-у "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в кредитную организацию".

2. Порядок лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технической защите конфиденциальной информации установлен Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. N 290 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1775.

 

Согласно данному Положению конфиденциальной является информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ.

Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по защите ее от несанкционированного доступа, в том числе по техническим каналам, а также от несанкционированных воздействий на нее в целях уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляют Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы (далее - лицензирующий орган).

При осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации должны соблюдаться лицензионные требования и условия. Они предусматривают:

а) осуществление лицензируемой деятельности специалистами, имеющими высшее профессиональное образование в области технической защиты информации, либо специалистами, прошедшими переподготовку по вопросам защиты информации;

б) соответствие производственных помещений, производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования техническим нормам и требованиям, установленным государственными стандартами Российской Федерации и нормативно-методическими документами по технической защите информации;

в) использование сертифицированных (аттестованных по требованиям безопасности информации) автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации;

г) использование третьими лицами программ для электронно-вычислительных машин или баз данных на основании договора с их правообладателем.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

лицензируемой деятельности;

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;

в) копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии - индивидуального предпринимателя;

г) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием ИНН;

д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

е) сведения о квалификации специалистов по защите информации соискателя лицензии.

Если копии документов не заверены нотариально, вместе с копиями представляются оригиналы.

Лицензирующий орган имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии указанным выше требованиям и условиям, а также запросить у соискателя лицензии сведения, подтверждающие возможность соблюдения таких требований и условий.

Лицензирующий орган в срок, не превышающий 60 дней с даты получения названных выше документов, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа.

Срок действия лицензии составляет пять лет и может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, а также данные документа, удостоверяющего его личность;

в) ИНН;

г) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

д) лицензируемая деятельность;

е) срок действия лицензии;

ж) дата принятия решения о выдаче лицензии;

з) номер лицензии и дата ее выдачи;

и) сведения о регистрации лицензии в реестре;

к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

л) основания и сроки продления лицензии;

м) основание и дата аннулирования лицензии.

Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом. Плановая проверка выполнения лицензиатом указанных требований и условий проводится не чаще одного раза в год.

Деятельность лицензиата, при проведении плановой проверки которой выявлены нарушения лицензионных требований и условий, подлежит внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом также в случаях:

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов в связи с невыполнением лицензиатом лицензионных требований и условий, его бездействием, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца. По ее результатам оформляется соответствующий акт, в котором указываются конкретные нарушения лицензионных требований и условий и устанавливается срок их устранения. Лицензиат в обязательном порядке знакомится с актом.

Принятие решения о выдаче лицензии, переоформление, приостановление ее действия и аннулирование, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и вышеназванным Положением.

3. Обязанность предоставить кредитный отчет любому пользователю кредитной истории возникает у бюро кредитных историй при наличии двух предусмотренных комментируемым Законом оснований:

договора об оказании информационных услуг, заключенного между бюро кредитных историй и пользователем кредитных историй;

запроса, содержащего полную информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории из титульной части кредитной истории.

4. Включение соответствующих сведений в состав кредитной истории субъекта кредитной истории должно быть осуществлено в течение одного рабочего дня со дня их получения от источника формирования кредитной истории либо из органа государственной власти.

В ОАО "НБКИ" получение сведений от источника формирования кредитной истории и включение их в кредитную историю осуществляется следующим образом:

а) ответственный сотрудник бюро осуществляет прием файла с информационным сообщением от банка;

б) ответственный сотрудник бюро обрабатывает файл с информационным сообщением от банка и при этом проводит:

проверку корректности времени формирования файла;

проверку правильности формирования имени файла;

дешифровку файла;

декомпрессию файла;

проверку электронно-цифровой подписи;

проверку формата присланного файла;

в) по итогам приема и (или) обработки файла с информационным сообщением ответственный сотрудник бюро формирует и отправляет банку электронную квитанцию, подтверждающую положительный или отрицательный результат приема и обработки файла с информационным сообщением, переданным банком.

 

Статья 11. Ликвидация и реорганизация бюро кредитных историй

 

Комментарий к статье 11

 

1. Ликвидация бюро кредитных историй влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Бюро кредитных историй может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения имеют неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям может быть предъявлено в суд уполномоченным государственным органом. Решением суда о ликвидации бюро кредитных историй на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию бюро его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации бюро.

Бюро кредитных историй может быть ликвидировано также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого бюро недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.

Учредители (участники) бюро кредитных историй или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ, а также в государственный орган, уполномоченный на ведение государственного реестра бюро кредитных историй, сведений о том, что бюро кредитных историй находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) бюро кредитных историй или орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами бюро кредитных историй. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого бюро выступает в суде.

Бюро кредитных историй ликвидируется в следующем порядке.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации бюро кредитных историй.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого бюро кредитных историй, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) бюро кредитных историй или органом, принявшими решение о его ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемого бюро кредитных историй денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества бюро с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого бюро кредитных историй производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) бюро кредитных историй или органом, принявшими решение о его ликвидации.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество бюро кредитных историй передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого бюро, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация бюро кредитных историй считается завершенной, а бюро - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Реорганизация бюро кредитных историй осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ, с учетом особенностей, указанных в комментируемой статье.

Реорганизация бюро (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация бюро кредитных историй в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению суда.

Бюро кредитных историй считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации бюро кредитных историй в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В отношении правопреемства при реорганизации бюро кредитных историй действуют правила, установленные ст. 58 ГК РФ, с особенностями, предусмотренными ст. 12 комментируемого Закона.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь созданному юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного бюро кредитных историй в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) бюро кредитных историй или органом, принявшими решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь созданных юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного бюро кредитных историй влекут отказ в государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

В соответствии со ст. 60 ГК РФ учредители (участники) бюро кредитных историй или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого бюро. Кредитор реорганизуемого бюро вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это бюро, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного бюро, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного бюро перед его кредиторами.

2. Предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи особенности ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй связаны с тем, что по своей сути бюро является инфраструктурным элементом рынка банковских услуг. Это означает, что деятельность бюро кредитных историй оказывает непосредственное влияние на состояние и развитие этого рынка. Именно поэтому законодателем предусмотрены лишь два случая, когда бюро вправе приостановить получение информации от источников формирования кредитных историй и (или) предоставление кредитных отчетов:

проведение реорганизационных процедур;

проведение ликвидационных процедур.

В связи с тем что контрагентами бюро кредитных историй являются источники формирования и пользователи кредитных историй, они должны быть оповещены о предстоящем приостановлении получения информации от источников формирования кредитных историй и (или) предоставления кредитных отчетов.

Законом предусмотрен различный порядок оповещения источников формирования и пользователей кредитных историй.

Источники формирования кредитных историй, представляющие в соответствии с договорами об оказании информационных услуг в бюро кредитных историй соответствующую информацию, должны быть им уведомлены о приостановлении получения информации от них и (или) предоставления кредитных отчетов. В течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения бюро обязано направить каждому такому источнику письменное уведомление.

Пользователи кредитных историй уведомляются о приостановлении получения информации от источников формирования кредитных историй и (или) предоставления кредитных отчетов через средства массовой информации. В течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения бюро обязано разместить соответствующую информацию в общероссийском периодическом печатном издании и местном периодическом печатном издании по местонахождению ликвидируемого (реорганизуемого) бюро кредитных историй.

 

Статья 12. Передача информации из ликвидируемого (реорганизуемого, исключенного из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй

 

Комментарий к статье 12

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи определяется порядок передачи информации из реорганизуемого бюро кредитных историй в случае, если его правопреемник также является бюро кредитных историй и включен в государственный реестр бюро кредитных историй. В этом случае кредитные истории, хранившиеся в реорганизуемом бюро, передаются его правопреемнику.

Бюро кредитных историй, являющееся правопреемником реорганизованного бюро, обязано в течение 10 рабочих дней с момента получения кредитных историй уведомить об этом всех источников формирования переданных кредитных историй. Эти действия осуществляются для того, чтобы источники формирования кредитных историй смогли определиться в вопросе о продолжении либо прекращении представления информации в реорганизованное бюро кредитных историй.

Кроме того, бюро кредитных историй, являющееся правопреемником реорганизованного бюро, должно разместить указанную информацию в общероссийском периодическом печатном издании и соответствующем местном периодическом печатном издании в целях информирования всех остальных источников формирования кредитных историй, а также пользователей и субъектов кредитных историй.

2. В ч. 2 комментируемой статьи определен порядок передачи информации из реорганизованного бюро кредитных историй в случаях, когда правопреемник реорганизованного бюро не вправе осуществлять деятельность в качестве бюро кредитных историй, а именно в случаях:

реорганизации бюро кредитных историй, когда его правопреемник не включен в государственный реестр бюро кредитных историй;

ликвидации бюро кредитных историй;

исключения бюро кредитных историй арбитражным судом из государственного реестра бюро кредитных историй на основании заявления уполномоченного государственного органа при неоднократном нарушении этим бюро требований комментируемого Закона.

Во всех этих случаях кредитные истории, хранящиеся в одном из таких бюро кредитных историй, реализуются путем продажи с торгов <1>, проводимых в форме аукциона.

--------------------------------

<1> Торги в соответствии со ст. 447 ГК РФ могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Разница между аукционом и конкурсом заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее более высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

 

В соответствии со ст. 448 ГК РФ аукционы могут быть открытыми и закрытыми. По общему правилу если в открытом аукционе может участвовать любое лицо, то в закрытом аукционе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Исключительным правом на участие в торгах, предусмотренных комментируемой статьей, обладают бюро кредитных историй, включенные в государственный реестр бюро кредитных историй.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано их организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также о начальной цене. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться в любое время от проведения аукциона, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения. В случае если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении об их проведении. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, которое выиграло торги.

3. В ч. 3 комментируемой статьи установлен круг организаторов торгов по продаже кредитных историй, хранящихся в ликвидируемом или реорганизуемом бюро кредитных историй (т.е. субъектов, уполномоченных на принятие решения о проведении торгов и осуществляющих проведение торгов), и определены условия, при которых эти субъекты обладают названными полномочиями.

В зависимости от сложившихся условий организатором торгов может быть:

орган управления бюро кредитных историй, уполномоченный учредительными документами на принятие решения о реорганизации бюро;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.124 с.)