Карма, судьба и свободная воля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карма, судьба и свободная воля



Теория кармы является общей для многих восточных ре­лигий. В своей наиболее распространенной форме она утвер­ждает, что имеет место некая всеобщая учетная система, в которой каждый человек должен пережить последствия всех своих действий (кармы); добрые дела приносят хорошие результаты, а плохие неотвратимо ведут к страданиям совер­шившего их. Согласно данной теории последствия действий, или карм, не обязательно переживаются в этой жизни, а мо­гут переходить в будущие. Отсюда постулируется несколько подразделений кармы. Нижеследующая классификация, ко­торой пользовался Шри Рамана, присутствует во многих те­чениях индуистской мысли:

1. Санчита карма. Общий запас кармических долгов, накопленный за предыдущие рождения.

2. Прарабдха карма. Та часть санчита кармы человека, которая должна быть отработана в этой жизни. Поскольку закон кармы подразумевает де­терминизм в действиях человека, то термин пра-• рабдха часто переводится как судьба.

3. Агами карма. Новая карма, аккумулирован­ная за время данной жизни и переносимая в буду­щие воплощения.

Шри Рамана принимал действительность законов кармы, но говорил, что их применимость ограничена тем временем, когда человек представляет себя отделенным от А т м а н а. На этом уровне (уровне аджняни) люди, по его словам, про­ходят через серии предопределенных заранее деятельностей и переживаний, каждое из которых является следствием предшествующих мыслей и действий. Иногда он даже гово-


Карма, судьба и свободная воля 291

рил, что любое действие и переживание человеческой жизни определено при рождении, а единственная свобода чело­века — осознать, что нет ни действующего, ни переживаю­щего. Однако сразу по Само-реализации не остается пере­живающего последствия действий, и поэтому все здание законов кармы тогда становится излишним.

Шри Рамана рассматривал закон кармы как проявление воли Бога. Он говорил, что до Само-реализации есть личный Бог, Ишвара, управляющий каждой человеческой судьбой. Это Ишвара предопределил, что все должны пережить по­следствия своих действий, и это Ишвара выбирает последо­вательность активностей, которым живущие должны под­вергнуться в каждой жизни. Человек не может избежать приговора Ишвары, пока еще отождествляет себя с деятель-ностями тела. Единственный путь освобождения от власти Ишвары — полностью превзойти карму постижением А т -м а н а.

И: Возможно ли, будучи в теле, преодолеть прарабдха карму? Ведь говорят, что она длится до смерти тела.

М: Да. Если деятель, от которого зависит карма, то есть эго, возникшее между телом и Атманом, погружается в свой источник и утрачивает форму, то как может уцелеть связанная с ним карма? Когда нет «я», кармы нет '.

И: Говорят, что прарабдха карма — только малая часть всей кармы, накопленной в предыдущих жизнях. Это так?

М: Человек мог выполнять множество карм в своих пред­шествующих рождениях, но в этом рождении он должен пе­режить плоды только немногих, выбранных. Это напоминает показ слайдов, когда для демонстрации отбираются не­сколько диапозитивов, а остальные откладываются до сле­дующего раза. Вся карма в целом уничтожается только обре­тением Знания Себя. Различные кармы, являющиеся резуль­татом предшествующего опыта, — это слайды, а ум — диа­проектор. Последний должен быть разрушен таким образом,

19*


 

Теория

 

Карма, судьба и свободная воля

 


 


чтобы впредь не было изображения и не было ни рождений, ни смертей 2.

И: Кто показывает слайды? Каков механизм, отбирающий малую долю санчита кармы и затем решающий, что она должна быть пережита как прарабдха карма?

М: Люди должны нести свои кармы, но Ишвара управ­ляет выбором из этих карм всего наилучшего для Своей цели. Бог манипулирует плодами кармы, не добавляя и не убавляя из нее. Подсознание человека — это хранилище хорошей и плохой кармы. Ишвара выбирает из него то, что считает наи­более подходящим в данное время для духовной эволюции каждого человека, будь то приятное или мучительное ему. Таким образом, здесь нет ничего произвольного3.

И: В Упадеша Сарам Вы говорите *, что карма приносит плоды благодаря закону Бога [карта]. Означает ли это, что мы пожинаем последствия карм исключительно по Божьей воле?

М: В этом стихе карта подразумевает Ишвару [Бога]. Именно Он распределяет плоды действий каждому человеку в соответствии с его кармой. Это означает, что Он есть про­явленный Брахман. Подлинный Брахман непроявлен и не­движим. Лишь проявленный Брахман именуется Ишварой, и Он дает каждому плоды в соответствии с его действиями [карма]. Здесь подразумевается, что Ишвара — только по­средник, платящий за выполненный труд. Это всё. Без этой шакти (силы) Ишвары карма не могла бы возникнуть. Вот почему говорят, что карма в ее сущности — инертна **4.

И: Нынешние переживания являются результатом про­шлой кармы. Если мы знаем ошибки, совершенные ранее, то можем исправить их.

* Здесь упоминается стих I Упадеша Ундийяр («Суть Наставле­ния»)— произведения, собственноручно написанного Бхагаваном на та-мили, которое позднее он перевел на санскрит под названием Упадеша Сарам.

** То есть не имеет собственной воли, является только инструментом Бога.


М: Пусть одна ошибка исправлена, однако от прежних рождений остается вся санчита карма, дающая вам бесчис­ленные рождения. Ваш подход неправилен. Чем больше под­резают растение, тем энергичнее оно растет. Чем больше вы исправляете карму, тем сильнее она копится. Найдите корень кармы и удалите его 5.

И: Означает ли теория кармы, что мир есть результат действия и реакции на него? Если так, то действие и реак­ция чего?

М: Пока нет Реализации, будет карма, то есть действие и реакция. После Реализации не будет ни кармы, ни мира6.

И: Если я не тело, то почему ответствен за последствия моих хороших и плохих поступков?

М: Если вы не являетесь телом и не имеете представления «я — делатель», то последствия ваших добрых и плохих дей­ствий не повлияют на вас. Почему вы говорите о действиях, совершаемых телом: «я делаю это» или «я делаю то»? Пока вы отождествляете себя с телом, вы затрагиваетесь послед­ствиями этих действий, то есть накапливаете хорошую и пло­хую карму.

И: Но так как я не являюсь этим телом, то в действитель­ности не ответствен за последствия хороших и плохих дей­ствий?

М: Если вы — не тело, то почему вас волнует этот вопрос?7

И: В одних книгах утверждается, что человеческое уси­лие — источник всей возможной силы и даже может пре­взойти карму. В других говорится, что все — Божественная Милость. Совершенно неясно, кто здесь прав.

М: Да, некоторые философские направления считают, что нет Бога иного, чем кармы предыдущего рождения, что карма, выполненная в настоящей жизни в соответствии с Пи­саниями, есть пурушакара [человеческое усилие], что пред­шествующая и нынешняя кармы встречаются для открытого боя словно два барана и что слабейший — гибнет. Вот по­чему их последователи говорят, что человек должен усили­вать пурушакару. Если вы спросите этих людей, в чем источ-


 

Карма, судьба и свободная воля

 

Теория

 


ник кармы, то они ответят, что так вопрос ставить нельзя,, ибо он подобен вечному: что первично — яйцо или курица?

Полемики подобного рода являются просто спорами, ко­торые никогда не приведут к окончательной истине. Вот по­чему я говорю: «Сначала найдите, кто вы есть». Если человек спрашивает себя: «Кто я? Как я получил это ошибочное пред­ставление [доша], что я живу?», то «я» успокоится и он постигнет А т м а н. При правильном выполнении эта идея доши будет устранена и Мир приобретен. Впрочем, почему приобретен? А т м а н остается, как Он есть8.

Сущность кармы — в познании истины самого себя во-прошанием: «Кто я, делатель, начинающий выполнять кармы?» Если исполнитель карм — эго — не уничтожен ис­следованием, то совершенный мир высочайшего Блаженства,, являющегося результатом карма-йоги, не достигается 9.

И: Можно ли выполнением мантр или джапы смыть по­следствия своих плохих действий или обязательно нужно пе­режить их?

М: Если нет чувства: «я выполняю джапу», то плохие действия, совершенные человеком, не затронут его. Если же это чувство присутствует, то последствия скверных поступков сохраняются.

И: Разве заслуги, накопленные добродетельными дейст­виями [пунья], не погасят недостатков, собранных грехов­ными поступками [папа]?

М: Пока есть чувство «я — делающий», человек должен пережить результат своих действий независимо от того, хо­рошие они или плохие. Возможно ли уничтожить одно дей­ствие другим? Когда упомянутое утрачено, на человека ни­что не действует. Если он не осознает Себя, то чувство «я — делающий» никогда не исчезнет. Есть ли для достигшего Само-реализации необходимость в джапе? Нужен ли тапас? Благодаря силе прарабдхи жизнь продолжается, но постигший Себя ничего не хочет.

Прарабдха карма имеет три категории: йчха, анйчха и

,парёчха [действия ради собственных желаний, без желания

и вызванные желанием других]. Для осознавшего Себя ичха-


прарабдхи нет, но две другие — анйчха и паречха -— оста­ются. Любые дела джняни выполняет только для других. Что бы джняни ни сделал для других, последствия на него не влияют. Какие бы действия Освобожденные ни совершали, нет ни заслуг [пунья], ни грехов [папа], затрагивающих их. Они делают только то, что предписано принятыми правилами жизни в миру — и ничего более 10.

Те, кто знает, что все переживаемое ими в этой жизни уже суждено их прарабдхой, будут спокойны, что бы ни слу­чилось. Знайте, что все переживания человека будут ему на­вязаны, хочет он того или нет и.

И: Джняни не имеет кармы, больше ею не ограничен. По­чему же тогда он все еще остается в своем теле?

М: Кто задает этот вопрос? Осознавший или аджняни? Зачем нужно беспокоиться, что делает джняни и почему? Позаботьтесь о себе. Сейчас вы считаете себя телом, а по­тому думаете, что он тоже имеет тело. Но разве джняни го­ворит, что у него есть тело? Он может выглядеть для вас имеющим тело и казаться выполняющим действия этим те­лом, как и все остальные, но сам знает, что бестелесен. Сго­ревшая веревка по форме еще напоминает обычную, но для связывания чего-либо уже непригодна. Таков и джняни — он может выглядеть подобно другим людям, но это только внеш­нее впечатление, которое трудно рассеять, пока наблюдатель отождествляет себя с телом. Вот почему в ответ на подобные вопросы иногда говорят: «Тело джняни сохраняется до за­вершения работ силы прарабдхи, а после того как прарабдха исчерпана, оно умирает». В качестве иллюстрации влияния прарабдхи используют пример с выпущенной стрелой, кото­рая неизбежно будет двигаться вперед и поразит цель. Но истина состоит в том, что джняни превзошел все кармы, включая прарабдха карму, и не связан ни телом, ни его кар­мами 12:.

Нет ни йоты прарабдхи для тех, кто непрерывно внимает пространству Сознания, всегда сияющему как Я ЕСМЬ, не ограниченному обширным физическим пространством, прони­кающему всюду без ограничений. Только о них гласит древ-


 

 

Карма, судьба и, свободная воля

Теория

 


 


нее высказывание: «Нет судьбы для тех, кто достиг или пережил Небеса» 13.

И: Если что-то приходит ко мне без всякого планирования, и усилий с моей стороны и я наслаждаюсь этим, то не воз­никнут ли здесь плохие последствия?

М: Дело обстоит по-другому. Каждое действие должна иметь свои последствия. Когда что-либо приходит к вам вследствие прарабдхи, вы ничего не можете сделать. Если вы принимаете приходящее без особой привязанности, беа желания большего или повторения того же, то это не повре­дит вам приближением к дальнейшим рождениям. С другой стороны, если вы наслаждаетесь полученным с большой при­вязанностью и, естественно, желаете еще большего, то эта непременно ведет ко все новым и новым рождениям 14.

И: Согласно астрологической науке можно предсказывать-грядущие события, учитывая влияние звезд. Это правда?

М: Пока у вас есть чувство индивидуальности *, все это правда. Когда оно уничтожено — все это неверно.

И: Значит, астрология не истинна в отношении тех, чья индивидуальность разрушена?

М: Кто останется, чтобы заявить об этом? Видение будет видимо, только если есть тот, кто видит. Уничтожившие ин­дивидуальность в действительности не видимы даже тогда,. когда кажутся таковыми !5.

Судьба есть результат прошлых действий и относится к телу. Пусть оно действует как ему угодно. Почему вас интересует это? Почему вы обращаете внимание на это? Все, что случается, происходит как следствие прошлых действий человека, Божественной воли и других факторов 16.

И: Говорят, что настоящее обусловлено прошлой кармой. Можем ли мы превзойти ее сейчас своей свободной волей?

М: Познайте, чем является настоящее. Сделав это, вы поймете, что подвержено воздействию или имеет прошлое и будущее, а что есть вечноприсутствующее и всегда свобод-

Ахамкара.


ное, не затрагиваемое прошедшим, будущим или любой про­шлой кармой 17.

И: Существует ли такая вещь, как свободная воля? М: Чья эта воля? Чувство наслаждения и свободной воли присутствует, пока есть чувство делания, но если благодаря практике вичары оно утрачено, то действовать и руководить ходом событий будет Божественная воля. Рок побеждается джняной, Самопознанием, которая лежит по ту сторону воли и судьбы 18.

И: Я могу понять, что главные события человеческой жизни, такие, как место рождения, национальность, семья, карьера или профессия, брак, смерть и т. п., обусловлены его кармой, но предопределены ли все детали жизни, вплоть до самых мелочей? Вот я кладу этот веер на пол. Возможно ли, чтобы уже заранее было решено, что в такой-то день и та­кой-то час я сделаю определенное движение и положу его сюда?

М: Конечно. Все, что это тело должно сделать, и все пере­живания, через которые оно должно пройти, уже предрешены в самом начале его существования.

И: В чем же тогда состоит свобода человека и ответствен­ность за свои действия?

М: Человек свободен только в том, чтобы бороться и при­обретать джняну, которая даст ему возможность не отожде­ствлять себя с телом. Оно неизбежно пройдет через дейст­вия, предопределенные прарабдхой, но человек свободен либо отождествлять себя с телом и привязываться к плодам его действий, либо быть независимым от тела, выступая простым свидетелем его активностей 19.

И: Поэтому свободная воля — миф?

М: Свободная воля удерживает позиции только в соеди­нении с индивидуальностью. Пока отдельное бытие сохраня­ется, свободная воля есть. Все Писания основаны на этом обстоятельстве и советуют направлять ее в правильное русло. Узнайте, кого затрагивает судьба или свободная воля, от­куда они приходят, и пребывайте в их источнике. Сделав это, вы превзойдете обеих. Такова единственная цель обсуждения


 

Теория

 


 


вопросов о судьбе и свободной воле. Для кого возникают эти вопросы? Выясните и пребывайте в Мире20.

И: Если предопределенное обязательно случится, то в чем польза усилия или молитвы? Может быть, следует оставаться праздным?

М: Есть только два способа победить судьбу, или стать независимым от нее. Первый — исследовать, кому она при­надлежит, и обнаружить, что судьбой ограничено только эго, а не А т м а н, и что эго не существует. Другой — убить эго полной отдачей себя Господу, осознавая свою беспомощность и постоянно повторяя: «Не я, но Ты, Господи», полностью от­брасывая чувства «я» и «мое» и предоставляя Ему делать с вами все, что Он пожелает. Отдача не может считаться совершенной до тех пор, пока преданный хочет от Господа того или иного. Истинная отдача есть любовь к Богу ради самой любви, а не чего-то еще, даже не ради Освобождения» Другими словами, чтобы победить судьбу, необходимо пол­ностью стереть эго — либо само-исследованием, либо посред­ством бхакти марги 21.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Артур Осборн

Рамана Садгуру,

Или как жить

Па Пути Раманы


Рамана присутствует ныне также, как и раньше. Бхага-ван многим говорил: «Вы — не тело». Теперь мы видим, что и он не был телом. При жизни его тела так же, как и сей­час, руководство приходит ко всем, кто обратился к нему, не­зависимо от того, могли ли они физически достичь его или нет. Ныне, как и при жизни его тела, руководство излучается особенной силой из его Ашрама у подножия Аруначалы.

«Люди говорят, что я ухожу», — сказал Бхагаван неза­долго до смерти:щри_«Куда я могу уйти? Я здесь». Не «Я (^Удухздесь», но(«Я здесь») Рамана — здесь в вечном «здесь\ и~сейчас», Рамана — здесь в каждом преданном сердце, Ра- \ мана также и здесь в своем Ашраме, в Тируваннамалае.

Он открыл новый путь, не зависимый от формальных ри­туалов и посвящения, чтобы удовлетворить условиям нашего века, когда истинное духовное руководство очень трудно отыскать по каким-либо общепринятым путям и когда тра­диционные формы обитания не соответствуют нынешнему образу жизни. Это не царский подарок, если бы так было только до ухода его тела. Но и сейчас Рамана — Гуру, каким и был. Многие, никогда не видевшие его в теле, нашли руко­водство Бхагавана не менее мощным, -гм мы, видевшие его. Следовательно, нет необходимости какому-либо.преемнику да­вать посвящение на пути Шри Раманы,.Л1освящение было без-х , молвным и бесформенным, такое же, как и сейчас; руковод-! ство действовало прямо на Сердце, обходя слова и мысли. Требуется.понимание,:.мужество и преданность. Есть Путь; и.Проводник, ведущий и поддерживающий вас в движении к Цели.

Теоретики спросят: «Как может он руководить духовно устремленными, если стал единым с Всеобщим Бытием?» Раманачне стал}, От'уже был-'единым с Всеобщим Бытием. Каждый един, и весь вопрос только в осознании этого, а он постиг Единство задолго до смерти. Бхагаван сам подтвер-


 

Приложение

 

Рамана Садгуру, или как жить на Пути Раманы


 


дил, что нет разницы между Реализацией до смерти и после нее.

Атман, истинное Я — это то, что вы есть, 'независимо от того, мусульманин вы, христианин или индус. Поэтому Ра-мщщуповорачивает людей вовнутрь, к самим Себе, к поиску т м а н а, не делая различий между религиями. •

Книги и Писания учат, что необходимо предпринять поиск и растворить эго. Понесли однажды это понято," зачем бес-^конечно изучать их? Поэтому он редко, а особенно по сбб-ственному почину, говорил о теории. Разве не то же делали Христос или Будда? Но о практике 'Бхагаван говорил с удо­вольствием.

(.Сверхобычные силы бесполезны, часто мешают.; Любое (^желание,,даже силх ^читающихся высшими, показывает, что /есть еще кто-то желающий. Ч3то как раз тот, кого надо вы-

олько ради нас Гуру проявляется внешне — он есть А т-м а н, Я в Сердце. Однако так как нечистый ум неверно вос­принимает «послания») то наставления даются извне, чтобы следовать им внутри.

Что есть Рамана? Когда он присоединялся к пению «Ра­мана Садгуру» *, то указывал на свое тело и говорил: «Вы думаете, что это — Рамана?»

«В глубине лотоса Сердца всех сияет Абсолютное Созна­ние, которое есть то же, что Аруначала или Рамана. Когда ум плавится от любви к Нему и достигает сокровенных глу­бин Сердца, где Он пребывает как Святыня, ^тонкий глаз чи­стого интеллекта открывается и Он обнаруживает Себя как "чистое Сознание»"**.

/" Но могут спросить: «Как узнать, что ты принят Раманой Махарши и стал теперь его учеником? Ведь Бхагавана

* Одна из пяти замечательных по восторженности и непосредственно­сти песен преданности, сочиненных анонимным почитателем во время его пятидневного пребывания рядом с Бхагаваном.

** См. The Collected Works of Ramana Maharshi, Tiruvannamalai, 1979, p. 141.


больше нет в теле, чтобы подтвердить это». Та же самая проблема была и при его жизни. Он очень редко подтверждал даваемое посвящение словами. Это нужно былочпонять са-

/мому. А также были и те, кто ошибались в понимании. Время жесткого формализма, связанного с посвящением на Путь, ушло в прошлое. Новая тенденция, требующая отвечать усло­виям нашего времени, началась не с Махарши. Он завершил ее, но идет она еще с XIX века. Ширди Сай Баба, живший в конце века, также не давал формального посвящения. Шри Лахйри Махашайя, умерший в 1895 году, так упростил крийя-йогу *, что сделал ее доступной для домохозяев (семейных людей) и даже для не-индуистов. При жизни Махарши, как"" и сейчас, посвящение приходило без ритуалов либо посред­ством мощного, интенсивного взгляда, или во сне, или каким-либо иным путем. Сейчас, как и тогда, люди просто знают, что Махарши является их Гуру, что он принял их и чточМи-лость истекает на них от него.

И что потом? Люди, вставшие на путь, просят какой-то метод, какую-то дисциплину, какую-то технику. Известно, что не все ученики Махарши, даже при его жизни, следовали пути само-исследования. Его Милость поддерживает предан­ных независимо от того, чего больше в Пути, которому они следуют, — Преданности, Знания или Действия, используются ритуалы или нет, в рамках какой-либо религии или нет. И если какое-либо изменение становится желательным, если какие-либо формы, техники или методы становятся тесными и малополезными, то некоторое указание придет. Руковод­ство не покинет.

Здесь, однако, следует сказать, что именно само-исследо-ваниетот метод,''который Бхагаван всегда рекомендовал

:' в первую очередь,4о котором он говорил как о самом простом и прямом и ставил на первое место во всём своём учении. А потому те из его учеников, кто мог практиковать, и должны были это делать.

* Любая духовная практика, направленная на достижение более вы­сокого знания.


 

Приложение

 

Рамана Садгуру, или как жить на Пути Раманы


 


V

Некоторые имеют ошибочное представление, что само-ис-следование — холодный, интеллектуальный метод. Это не так. Интеллектуальное понимание может быть полезным до главного в поиске, но оно не может быть самим Поиском. «Я не это тело; я не эти мысли» —.такие установки могут ТЗыть хороши""как подготовка к исследованию, но ^__могут быть исследованием. Оно не является ментальным рассле­дованием, которое может позволить себе психолог. Оно не расследует способности, побуждения, воспоминания и склон­ности сознательного или подсознательного ума. Это поиск чистого «Я есмь», лежащего за пределами всего перечислен-/ ного. -

"""Исследование состоит в повороте ума вовнутрь); к чувству
бытия,, чувству «Я есмь». Следовательно, оно не является
словеснь1м)ч<<Кто я?» — не жангра?)Повторение «Кто я?» спо-
собно, наверное, помочь успокоению ума на ранних стадиях
практики, но в действительности будет мало полезно. Один
из советов Бхагавана состоял в том, что сознание должно
центрироваться не в области головы, а в духовном сердце
с правой стороны груди, так как не является вопросом мыш­
ления, а чувствования и бытия.'Это не означает размышле-
ния^о)духовном_центре или-чмедитации на нём.'(Когда вы хо­
тите видеть, то fee думаете о своих плазах, а просто исполь-
_зуете^ихГ5Гоч^но так же дело обстоит с Сердцем. Нет необхо­
димости определять его местоположение более точно, чем
положение ваших глаз в зеркале перед тем, как можно будет
видеть ими.|Требуетс5^иметь//переживание,.опыт/р не спорить
{'о нём. Это^замечание о Сердце — только намек, но очень
полезный. _ _ I
. __Челрвек_со£хавлен__из (.действия,") мышления4!щ^Бытия. Бы­
тие^ лежитл'в "основе первых двух^} потому, что нельзя действо-

ать или думать, пока тебя нет. Но этот принцип обычно так закрыт остальными двумя, что.совсем не ^воспринимается.

ытие — киноэкр~ан7' всё прочее —: изображения,^ проецируе­мые на него. Именно экран поддерживает их,",, однако так з_аслонен, что зрителем не ощущается.';»Только,.очень редко, вспышкойГхчеловек сознает просто Бытие и чувствует его как


чистое,/самоп£оизвольнре,_ беспричинное счастье>[Оно__есть также чистое, (свободное от мыслей Сознгиние^Цель исследо-1 '~}по желанию и в течение всё боль-| ших и большихпериодов.

Это означает, что; хотя термин «медитация:»- условно ис-
лользуется для само-исследования, оно jie является медита­
цией в" том Смысле, как её определяют словари. 1хМедитация
тр^бует^объёкта, чего-то, на чем медитируют, тогда как[в_и<>
следовании существует Столько субъект. Вы не ищете чего-
либо нового, чего-либо вовне, но просто концентрируетесь на_
, Бытии, на самом себе, на чистом «Я есмь» в вас. Это не раз-
// ' мышление, но временное отстранение мыслей, тогда как со-
/ знание сохраняется. :

'Обыкновенно) когда вы останавливаете мышление, то за­сыпаете. Поэтому "при первых шагах в исследовании ум часто пытается заснуть. 'Приступ сокрушительной сонливости ни­сходит на вас, но как только прекратите вопрошание и вер­нётесь к каким-то другим занятиям ума, сонливость проходит

показывая, такимобразом, 4T^o(npfl£Hjni£|i_ycTajio?l!L.Ije ^ыло ХгТ^ишь~йнстинктивное сопротивление свободному от мыслей j

сознанию. Должно просто бороться с подобным" сопротив" х~лёнием.

Сами мысли —гораздо более устойчивые препятствия.
Они обрушиваются в ум нескончаемым потоком. Вы их вы­
биваете, но позади проскальзывают другие. Вы думаете, что
свободны от мыслей, но прежде чем успеете заметить, уже
потворствуете ^ным.,! Единственный путь — упорство; [Посто-
' п^вр£ять_себе^ уноситься мыслями

Рассматривать их отчужденно, словно облака, проходящие по ясному небу, и спрашивать: «Что есть эта мысль? Для кого она возникла? Для меня, но кто я?» И таким способом вы снова возвращаете ум к исследованию/'Ум напоминает обезьяну, бросающуюся с дерева на дерево, вечно беспокой- /, ную, никогда не желающую утихомириться. Его необходимо ' /•удерживать от беспокойства и твердо проводить исследо­вание.

Но подлинной преградой является не блуждающая при-

20 Будь тем, кто ты есть!


 

 

Приложение

Рамана Садгуру, или как жить на Пути Раманы


рода ума и бесконечный ряд мыслей, а j напористость эго • ^ позади множества мыслей. (Это даёт им силу и очень затруд-\ няет их рассеиваете. Вы можете теоретически убедить себя,.

Гэго^нет, и иметь случайные короткие вспышки Бытия-I Сознания — спокойного счастья при фактическом отсутствии: эго. Но вы приходите к этой девушке, или хотите произвести впечатление на этого друга, или лидировать в данной группе;, вы возмущены этой критикой или пренебрегаете этим челове-

^

кoм; вы чувствуете непрочность своей работы, цепляетесь за / свои пожитки, страстно жаждете денег или власти:; и всё I это—.утверждения эго, которое вы считаете несуществую- (, щим. Лока они есть, эго есть.: Когда эго отсутствует, кто У, может чувствовать желание или гнев, возмущение или разо-

\| / чарование?

/ Это означает, что Атма-вичара — не только холодное рас­
следование, но битва; всякий путь таков, во всякой религии..
уЭго, или кажущееся эго, должно быть разрушено?4;Такова
f единая неотъемлемая часть, общая всем Путям. Различие
/ только в том, как это сделать.._ Есть Пути, что направляют
' на поочередную атаку различных пороков — вожделения, вы­
сокомерия и т. д. — и культивирование противоположных
\ добродетелей, но само-исследование — более прямой., Такие
.;, методы подобны обрубанию ветвей дерева: пока корни и ствол
_Достаются, оно будет продолжать расти. Само-исследование
стремится искоренить дерево как таковое. Если эго лишить
одной отдушины, например, если оно принуждается к безбра­
чию, то разовьются другие, скажем, обжорство или тщесла­
вие. Но если эго само растворено,) пороки, в которых оно
выражается, сдуются словно спущенные ш^ны или воздуш­
ные шары. Однако надо вести постоянную войну,i пока эго-
действительно совершенно не исчезнет.

Именно в этом —?цель'/само-исследов;.'ния. Оно не учит какой-либо новой теории или доктрине. Все, что необходимо знать перед его началом: «То Бытие ЕСТЬ и ты есмь ТО». После некоторой практики приходит всё более частое и про­должительное! переживание чистого безвременного Бытия^ яв­ляющегося также и {чистым Сознанием, и /незамутненным


Счастьем. Оно не ментальное, но ум сознает его. Оно не фи­зическое, но всё-таки чувствуется физически как вибрация или как ненарушаемая тишина.4 Однажды пробужденное, это.переживание начинает появляться самопроизвольно, даже когда вы не «медитируете», или жить как скрытая тенденция всех ваших дел в рутине жизни — в то время как вы говорите и даже, когда думаете.);"

Это очень важно в отношении метода практики и объяс­няет, почему Бхагаван требовал, чтобы его преданные следо­вали поиску в жизни мира. Ежедневное сидение в «медита­ции» полезно, и в большинстве случаев — обязательно. Но этого недостаточно. Насколько возможно заранее установлен­ные периоды времени следует резервировать для практики, ибо ум сам привыкает к ним, так же как он это делает с фи­зическими функциями, подобными еде, сну и отвечает с боль­шей готовностью. Для людей, связанных профессиональными я семейными обязанностями, наилучшим будет утреннее время сразу после пробуждения и вечернее^ перед отходом мо сну. Но помимо этого Бхагаван требовал^постоянно прак­тиковать исследование, спрашивая себя: «Кто делает это?», чтобы заниматься деятельностью без иллюзии «я-есть-дела-, тель». Поддерживать такое отношение ума в течение всей дневной активности — все равно что оставаться в состоянии готовности, радушно встречая чувство Бытия, когда бы оно ни пришло. Постоянная готовность, бдительность и вспоми­нание необходимы при отсутствии «медитации» не менее, чем концентрация при плановом вспоминании. Сначала забывчи­вость будет частой и с ней тоже необходимо бороться. «Ток сознания» должен культивироваться и выхаживаться. Дости­жение цели очень редко приходит без усилия.

Таков путь, проложенный Шри Бхагаваном. Он не зави­сит ни от форм, ни от доктрин. Он не требует ритуалов. Ему может незримо следовать домохозяйка или лавочник не в меньшей степени, чем монах или йогин. Милость Бхагавана доступна всем, повернувшимся к нему, но лишь устремленные на этом пути используют ее наиболее полно и мудро. Она — неизменная поддержка и неисчерпаемое сокровище для них.

20*


т

Глоссарий

Цель настоящего глоссария — разъяснить используемые в тексте слова и термины (главным образом, на санскрите) и указать подход к их произношению.

В санскрите и тамили нет определенной системы ударе­ния, как в русском языке, но имеется система долгих и крат­ких звуков. Все долгие гласные находятся под ударением, тогда как краткие — никогда. Поэтому одни слова могут иметь несколько ударений, а другие вообще не содержать ударения. Точная транслитерация с санскрита невозможна без применения специальных фонетических символов. В связи с этим ниже приводится также и латинская транслитерация как наиболее распространенная. Она дается в упрощенной форме, пусть не всегда совершенно точной, но достаточной для духовного практика. Показано четкое различие долгих и коротких гласных звуков: долгие звуки помечаются сверху черточками.

Гласные a, i, u сходны с русскими «а», «и», «у», если не учитывать различий по долготе-краткости. Произношение этих гласных приблизительно следующее:

а как звук «а» в первых двух слогах слова «хорошо»

и в последнем слоге слова «папа»; а как звук «а» в первом слоге слова «папа»; J_ как «и» в «институт» (первый слог); i как «и» в «близость»; _и как «у» в «бутылка»; и как «у» в «буря».

Звуки е (сходный с русским «эй») и о (сходный с русским «о»)— всегда долгие.

В латинской транслитерации сочетание «jna», в какой бы части слова оно ни встретилось, есть попытка выразить звук специфический для санскрита. Индийские санскритологи допу­скают несколько вариантов его произношения, которые при­ближенно описываются как:

— носовое «ngya» (с «ng», как в английских словах running, walking и т. п.);


 

 

Глоссарий

— твердое «gya» (соответствующее русскому «гъя»);

— мягкое «пуа», как в слове «Ваня».

Однако, поскольку в традиционном произношении таких слов, как jnana и prajnana, в русском языке звучит слог «джня», эта традиция удерживается и в русской части на­стоящего глоссария.

При устном воспроизведении санскритского текста обыч­но допускается ряд фонетических условностей, приближаю­щих произношение санскритских звуков к родному языку читающего. В нашем случае при произнесении санскритских слов часто отсутствующее в санскрите и обязательное для русского языка ударение проставляется в согласии с просо­дикой санскрита и акустическим впечатлением для русского уха. Эти условия не всегда совпадают с грамматически вер­ными с позиций санскрита. В частности, при наличии не­скольких долгих слогов ударение ставится на последнем из них, если этот слог не последний в слове (sakshatkaram — сакшаткара), а иначе — на предпоследнем (dharana— дха-рана).

абхьяса — abhyasa — усердная духовная практика.

абхьяси— abhyasi — тот, кто практикует абхьясу (см.).

авастха — avastha — состояние сознания. Имеются четыре авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сно­видениями), сушупти (глубокий сон) и турия (см.).

аватар — avatar — воплощение Бога, обычно Вишну (см.),
ради блага мира.......—,,

(авидья — avidya — незнание; неведение.^)

агами карма — agami karma — новая карма (см.), накоплен­ная в нынешней жизни и переносимая для отработки в будущие перевоплощения (см. введение к гл. 21).

адвайта — advaita — недвойственность; также и философское учение недуализма, адвайта-веданта (см.).

адвайта-веданта — advaita vedanta — направление Веданты (см.), связанное с учением недуализма.

адвайтин — advaitin — последователь философии адвайта-веданты (см.).

аджапа — а] ара — безмолвное и непроизвольное повторение имени Бога.


 

Глоссарий

 

Глоссарий

 


аджата вада— ajatavada— теория непричинности в адвайта-веданте (см.), доказывающая, что творения мира не было вообще (см. введение к гл. 17).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.81.106 (0.118 с.)