Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карма, судьба и свободная воля↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Теория кармы является общей для многих восточных религий. В своей наиболее распространенной форме она утверждает, что имеет место некая всеобщая учетная система, в которой каждый человек должен пережить последствия всех своих действий (кармы); добрые дела приносят хорошие результаты, а плохие неотвратимо ведут к страданиям совершившего их. Согласно данной теории последствия действий, или карм, не обязательно переживаются в этой жизни, а могут переходить в будущие. Отсюда постулируется несколько подразделений кармы. Нижеследующая классификация, которой пользовался Шри Рамана, присутствует во многих течениях индуистской мысли: 1. Санчита карма. Общий запас кармических долгов, накопленный за предыдущие рождения. 2. Прарабдха карма. Та часть санчита кармы человека, которая должна быть отработана в этой жизни. Поскольку закон кармы подразумевает детерминизм в действиях человека, то термин пра-• рабдха часто переводится как судьба. 3. Агами карма. Новая карма, аккумулированная за время данной жизни и переносимая в будущие воплощения. Шри Рамана принимал действительность законов кармы, но говорил, что их применимость ограничена тем временем, когда человек представляет себя отделенным от А т м а н а. На этом уровне (уровне аджняни) люди, по его словам, проходят через серии предопределенных заранее деятельностей и переживаний, каждое из которых является следствием предшествующих мыслей и действий. Иногда он даже гово- Карма, судьба и свободная воля 291 рил, что любое действие и переживание человеческой жизни определено при рождении, а единственная свобода человека — осознать, что нет ни действующего, ни переживающего. Однако сразу по Само-реализации не остается переживающего последствия действий, и поэтому все здание законов кармы тогда становится излишним. Шри Рамана рассматривал закон кармы как проявление воли Бога. Он говорил, что до Само-реализации есть личный Бог, Ишвара, управляющий каждой человеческой судьбой. Это Ишвара предопределил, что все должны пережить последствия своих действий, и это Ишвара выбирает последовательность активностей, которым живущие должны подвергнуться в каждой жизни. Человек не может избежать приговора Ишвары, пока еще отождествляет себя с деятель-ностями тела. Единственный путь освобождения от власти Ишвары — полностью превзойти карму постижением А т -м а н а. И: Возможно ли, будучи в теле, преодолеть прарабдха карму? Ведь говорят, что она длится до смерти тела. М: Да. Если деятель, от которого зависит карма, то есть эго, возникшее между телом и Атманом, погружается в свой источник и утрачивает форму, то как может уцелеть связанная с ним карма? Когда нет «я», кармы нет '. И: Говорят, что прарабдха карма — только малая часть всей кармы, накопленной в предыдущих жизнях. Это так? М: Человек мог выполнять множество карм в своих предшествующих рождениях, но в этом рождении он должен пережить плоды только немногих, выбранных. Это напоминает показ слайдов, когда для демонстрации отбираются несколько диапозитивов, а остальные откладываются до следующего раза. Вся карма в целом уничтожается только обретением Знания Себя. Различные кармы, являющиеся результатом предшествующего опыта, — это слайды, а ум — диапроектор. Последний должен быть разрушен таким образом, 19*
чтобы впредь не было изображения и не было ни рождений, ни смертей 2. И: Кто показывает слайды? Каков механизм, отбирающий малую долю санчита кармы и затем решающий, что она должна быть пережита как прарабдха карма? М: Люди должны нести свои кармы, но Ишвара управляет выбором из этих карм всего наилучшего для Своей цели. Бог манипулирует плодами кармы, не добавляя и не убавляя из нее. Подсознание человека — это хранилище хорошей и плохой кармы. Ишвара выбирает из него то, что считает наиболее подходящим в данное время для духовной эволюции каждого человека, будь то приятное или мучительное ему. Таким образом, здесь нет ничего произвольного3. И: В Упадеша Сарам Вы говорите *, что карма приносит плоды благодаря закону Бога [карта]. Означает ли это, что мы пожинаем последствия карм исключительно по Божьей воле? М: В этом стихе карта подразумевает Ишвару [Бога]. Именно Он распределяет плоды действий каждому человеку в соответствии с его кармой. Это означает, что Он есть проявленный Брахман. Подлинный Брахман непроявлен и недвижим. Лишь проявленный Брахман именуется Ишварой, и Он дает каждому плоды в соответствии с его действиями [карма]. Здесь подразумевается, что Ишвара — только посредник, платящий за выполненный труд. Это всё. Без этой шакти (силы) Ишвары карма не могла бы возникнуть. Вот почему говорят, что карма в ее сущности — инертна **4. И: Нынешние переживания являются результатом прошлой кармы. Если мы знаем ошибки, совершенные ранее, то можем исправить их. * Здесь упоминается стих I Упадеша Ундийяр («Суть Наставления»)— произведения, собственноручно написанного Бхагаваном на та-мили, которое позднее он перевел на санскрит под названием Упадеша Сарам. ** То есть не имеет собственной воли, является только инструментом Бога. М: Пусть одна ошибка исправлена, однако от прежних рождений остается вся санчита карма, дающая вам бесчисленные рождения. Ваш подход неправилен. Чем больше подрезают растение, тем энергичнее оно растет. Чем больше вы исправляете карму, тем сильнее она копится. Найдите корень кармы и удалите его 5. И: Означает ли теория кармы, что мир есть результат действия и реакции на него? Если так, то действие и реакция чего? М: Пока нет Реализации, будет карма, то есть действие и реакция. После Реализации не будет ни кармы, ни мира6. И: Если я не тело, то почему ответствен за последствия моих хороших и плохих поступков? М: Если вы не являетесь телом и не имеете представления «я — делатель», то последствия ваших добрых и плохих действий не повлияют на вас. Почему вы говорите о действиях, совершаемых телом: «я делаю это» или «я делаю то»? Пока вы отождествляете себя с телом, вы затрагиваетесь последствиями этих действий, то есть накапливаете хорошую и плохую карму. И: Но так как я не являюсь этим телом, то в действительности не ответствен за последствия хороших и плохих действий? М: Если вы — не тело, то почему вас волнует этот вопрос?7 И: В одних книгах утверждается, что человеческое усилие — источник всей возможной силы и даже может превзойти карму. В других говорится, что все — Божественная Милость. Совершенно неясно, кто здесь прав. М: Да, некоторые философские направления считают, что нет Бога иного, чем кармы предыдущего рождения, что карма, выполненная в настоящей жизни в соответствии с Писаниями, есть пурушакара [человеческое усилие], что предшествующая и нынешняя кармы встречаются для открытого боя словно два барана и что слабейший — гибнет. Вот почему их последователи говорят, что человек должен усиливать пурушакару. Если вы спросите этих людей, в чем источ-
ник кармы, то они ответят, что так вопрос ставить нельзя,, ибо он подобен вечному: что первично — яйцо или курица? Полемики подобного рода являются просто спорами, которые никогда не приведут к окончательной истине. Вот почему я говорю: «Сначала найдите, кто вы есть». Если человек спрашивает себя: «Кто я? Как я получил это ошибочное представление [доша], что я живу?», то «я» успокоится и он постигнет А т м а н. При правильном выполнении эта идея доши будет устранена и Мир приобретен. Впрочем, почему приобретен? А т м а н остается, как Он есть8. Сущность кармы — в познании истины самого себя во-прошанием: «Кто я, делатель, начинающий выполнять кармы?» Если исполнитель карм — эго — не уничтожен исследованием, то совершенный мир высочайшего Блаженства,, являющегося результатом карма-йоги, не достигается 9. И: Можно ли выполнением мантр или джапы смыть последствия своих плохих действий или обязательно нужно пережить их? М: Если нет чувства: «я выполняю джапу», то плохие действия, совершенные человеком, не затронут его. Если же это чувство присутствует, то последствия скверных поступков сохраняются. И: Разве заслуги, накопленные добродетельными действиями [пунья], не погасят недостатков, собранных греховными поступками [папа]? М: Пока есть чувство «я — делающий», человек должен пережить результат своих действий независимо от того, хорошие они или плохие. Возможно ли уничтожить одно действие другим? Когда упомянутое утрачено, на человека ничто не действует. Если он не осознает Себя, то чувство «я — делающий» никогда не исчезнет. Есть ли для достигшего Само-реализации необходимость в джапе? Нужен ли тапас? Благодаря силе прарабдхи жизнь продолжается, но постигший Себя ничего не хочет. Прарабдха карма имеет три категории: йчха, анйчха и ,парёчха [действия ради собственных желаний, без желания и вызванные желанием других]. Для осознавшего Себя ичха- прарабдхи нет, но две другие — анйчха и паречха -— остаются. Любые дела джняни выполняет только для других. Что бы джняни ни сделал для других, последствия на него не влияют. Какие бы действия Освобожденные ни совершали, нет ни заслуг [пунья], ни грехов [папа], затрагивающих их. Они делают только то, что предписано принятыми правилами жизни в миру — и ничего более 10. Те, кто знает, что все переживаемое ими в этой жизни уже суждено их прарабдхой, будут спокойны, что бы ни случилось. Знайте, что все переживания человека будут ему навязаны, хочет он того или нет и. И: Джняни не имеет кармы, больше ею не ограничен. Почему же тогда он все еще остается в своем теле? М: Кто задает этот вопрос? Осознавший или аджняни? Зачем нужно беспокоиться, что делает джняни и почему? Позаботьтесь о себе. Сейчас вы считаете себя телом, а потому думаете, что он тоже имеет тело. Но разве джняни говорит, что у него есть тело? Он может выглядеть для вас имеющим тело и казаться выполняющим действия этим телом, как и все остальные, но сам знает, что бестелесен. Сгоревшая веревка по форме еще напоминает обычную, но для связывания чего-либо уже непригодна. Таков и джняни — он может выглядеть подобно другим людям, но это только внешнее впечатление, которое трудно рассеять, пока наблюдатель отождествляет себя с телом. Вот почему в ответ на подобные вопросы иногда говорят: «Тело джняни сохраняется до завершения работ силы прарабдхи, а после того как прарабдха исчерпана, оно умирает». В качестве иллюстрации влияния прарабдхи используют пример с выпущенной стрелой, которая неизбежно будет двигаться вперед и поразит цель. Но истина состоит в том, что джняни превзошел все кармы, включая прарабдха карму, и не связан ни телом, ни его кармами 12:. Нет ни йоты прарабдхи для тех, кто непрерывно внимает пространству Сознания, всегда сияющему как Я ЕСМЬ, не ограниченному обширным физическим пространством, проникающему всюду без ограничений. Только о них гласит древ-
нее высказывание: «Нет судьбы для тех, кто достиг или пережил Небеса» 13. И: Если что-то приходит ко мне без всякого планирования, и усилий с моей стороны и я наслаждаюсь этим, то не возникнут ли здесь плохие последствия? М: Дело обстоит по-другому. Каждое действие должна иметь свои последствия. Когда что-либо приходит к вам вследствие прарабдхи, вы ничего не можете сделать. Если вы принимаете приходящее без особой привязанности, беа желания большего или повторения того же, то это не повредит вам приближением к дальнейшим рождениям. С другой стороны, если вы наслаждаетесь полученным с большой привязанностью и, естественно, желаете еще большего, то эта непременно ведет ко все новым и новым рождениям 14. И: Согласно астрологической науке можно предсказывать-грядущие события, учитывая влияние звезд. Это правда? М: Пока у вас есть чувство индивидуальности *, все это правда. Когда оно уничтожено — все это неверно. И: Значит, астрология не истинна в отношении тех, чья индивидуальность разрушена? М: Кто останется, чтобы заявить об этом? Видение будет видимо, только если есть тот, кто видит. Уничтожившие индивидуальность в действительности не видимы даже тогда,. когда кажутся таковыми !5. Судьба есть результат прошлых действий и относится к телу. Пусть оно действует как ему угодно. Почему вас интересует это? Почему вы обращаете внимание на это? Все, что случается, происходит как следствие прошлых действий человека, Божественной воли и других факторов 16. И: Говорят, что настоящее обусловлено прошлой кармой. Можем ли мы превзойти ее сейчас своей свободной волей? М: Познайте, чем является настоящее. Сделав это, вы поймете, что подвержено воздействию или имеет прошлое и будущее, а что есть вечноприсутствующее и всегда свобод- Ахамкара. ное, не затрагиваемое прошедшим, будущим или любой прошлой кармой 17. И: Существует ли такая вещь, как свободная воля? М: Чья эта воля? Чувство наслаждения и свободной воли присутствует, пока есть чувство делания, но если благодаря практике вичары оно утрачено, то действовать и руководить ходом событий будет Божественная воля. Рок побеждается джняной, Самопознанием, которая лежит по ту сторону воли и судьбы 18. И: Я могу понять, что главные события человеческой жизни, такие, как место рождения, национальность, семья, карьера или профессия, брак, смерть и т. п., обусловлены его кармой, но предопределены ли все детали жизни, вплоть до самых мелочей? Вот я кладу этот веер на пол. Возможно ли, чтобы уже заранее было решено, что в такой-то день и такой-то час я сделаю определенное движение и положу его сюда? М: Конечно. Все, что это тело должно сделать, и все переживания, через которые оно должно пройти, уже предрешены в самом начале его существования. И: В чем же тогда состоит свобода человека и ответственность за свои действия? М: Человек свободен только в том, чтобы бороться и приобретать джняну, которая даст ему возможность не отождествлять себя с телом. Оно неизбежно пройдет через действия, предопределенные прарабдхой, но человек свободен либо отождествлять себя с телом и привязываться к плодам его действий, либо быть независимым от тела, выступая простым свидетелем его активностей 19. И: Поэтому свободная воля — миф? М: Свободная воля удерживает позиции только в соединении с индивидуальностью. Пока отдельное бытие сохраняется, свободная воля есть. Все Писания основаны на этом обстоятельстве и советуют направлять ее в правильное русло. Узнайте, кого затрагивает судьба или свободная воля, откуда они приходят, и пребывайте в их источнике. Сделав это, вы превзойдете обеих. Такова единственная цель обсуждения
вопросов о судьбе и свободной воле. Для кого возникают эти вопросы? Выясните и пребывайте в Мире20. И: Если предопределенное обязательно случится, то в чем польза усилия или молитвы? Может быть, следует оставаться праздным? М: Есть только два способа победить судьбу, или стать независимым от нее. Первый — исследовать, кому она принадлежит, и обнаружить, что судьбой ограничено только эго, а не А т м а н, и что эго не существует. Другой — убить эго полной отдачей себя Господу, осознавая свою беспомощность и постоянно повторяя: «Не я, но Ты, Господи», полностью отбрасывая чувства «я» и «мое» и предоставляя Ему делать с вами все, что Он пожелает. Отдача не может считаться совершенной до тех пор, пока преданный хочет от Господа того или иного. Истинная отдача есть любовь к Богу ради самой любви, а не чего-то еще, даже не ради Освобождения» Другими словами, чтобы победить судьбу, необходимо полностью стереть эго — либо само-исследованием, либо посредством бхакти марги 21. ПРИЛОЖЕНИЕ Артур Осборн Рамана Садгуру, Или как жить Па Пути Раманы Рамана присутствует ныне также, как и раньше. Бхага-ван многим говорил: «Вы — не тело». Теперь мы видим, что и он не был телом. При жизни его тела так же, как и сейчас, руководство приходит ко всем, кто обратился к нему, независимо от того, могли ли они физически достичь его или нет. Ныне, как и при жизни его тела, руководство излучается (с особенной силой из его Ашрама у подножия Аруначалы. «Люди говорят, что я ухожу», — сказал Бхагаван незадолго до смерти:щри_«Куда я могу уйти? Я здесь». Не «Я (^Удухздесь», но(«Я здесь») Рамана — здесь в вечном «здесь\ и~сейчас», Рамана — здесь в каждом преданном сердце, Ра- \ мана также и здесь в своем Ашраме, в Тируваннамалае. Он открыл новый путь, не зависимый от формальных ритуалов и посвящения, чтобы удовлетворить условиям нашего века, когда истинное духовное руководство очень трудно отыскать по каким-либо общепринятым путям и когда традиционные формы обитания не соответствуют нынешнему образу жизни. Это не царский подарок, если бы так было только до ухода его тела. Но и сейчас Рамана — Гуру, каким и был. Многие, никогда не видевшие его в теле, нашли руководство Бхагавана не менее мощным, -гм мы, видевшие его. Следовательно, нет необходимости какому-либо.преемнику давать посвящение на пути Шри Раманы,.Л1освящение было без-х , молвным и бесформенным, такое же, как и сейчас; руковод-! ство действовало прямо на Сердце, обходя слова и мысли. Требуется.понимание,:.мужество и преданность. Есть Путь; и.Проводник, ведущий и поддерживающий вас в движении к Цели. Теоретики спросят: «Как может он руководить духовно устремленными, если стал единым с Всеобщим Бытием?» Раманачне стал}, От'уже был-'единым с Всеобщим Бытием. Каждый един, и весь вопрос только в осознании этого, а он постиг Единство задолго до смерти. Бхагаван сам подтвер-
Рамана Садгуру, или как жить на Пути Раманы
дил, что нет разницы между Реализацией до смерти и после нее. Атман, истинное Я — это то, что вы есть, 'независимо от того, мусульманин вы, христианин или индус. Поэтому Ра-мщщуповорачивает людей вовнутрь, к самим Себе, к поиску т м а н а, не делая различий между религиями. • Книги и Писания учат, что необходимо предпринять поиск и растворить эго. Понесли однажды это понято," зачем бес-^конечно изучать их? Поэтому он редко, а особенно по сбб-ственному почину, говорил о теории. Разве не то же делали Христос или Будда? Но о практике 'Бхагаван говорил с удовольствием. (.Сверхобычные силы бесполезны, часто мешают.; Любое (^желание,,даже силх ^читающихся высшими, показывает, что /есть еще кто-то желающий. Ч3то как раз тот, кого надо вы- олько ради нас Гуру проявляется внешне — он есть А т-м а н, Я в Сердце. Однако так как нечистый ум неверно воспринимает «послания») то наставления даются извне, чтобы следовать им внутри. Что есть Рамана? Когда он присоединялся к пению «Рамана Садгуру» *, то указывал на свое тело и говорил: «Вы думаете, что это — Рамана?» «В глубине лотоса Сердца всех сияет Абсолютное Сознание, которое есть то же, что Аруначала или Рамана. Когда ум плавится от любви к Нему и достигает сокровенных глубин Сердца, где Он пребывает как Святыня, ^тонкий глаз чистого интеллекта открывается и Он обнаруживает Себя как "чистое Сознание»"**. /" Но могут спросить: «Как узнать, что ты принят Раманой Махарши и стал теперь его учеником? Ведь Бхагавана * Одна из пяти замечательных по восторженности и непосредственности песен преданности, сочиненных анонимным почитателем во время его пятидневного пребывания рядом с Бхагаваном. ** См. The Collected Works of Ramana Maharshi, Tiruvannamalai, 1979, p. 141. больше нет в теле, чтобы подтвердить это». Та же самая проблема была и при его жизни. Он очень редко подтверждал даваемое посвящение словами. Это нужно былочпонять са- /мому. А также были и те, кто ошибались в понимании. Время жесткого формализма, связанного с посвящением на Путь, ушло в прошлое. Новая тенденция, требующая отвечать условиям нашего времени, началась не с Махарши. Он завершил ее, но идет она еще с XIX века. Ширди Сай Баба, живший в конце века, также не давал формального посвящения. Шри Лахйри Махашайя, умерший в 1895 году, так упростил крийя-йогу *, что сделал ее доступной для домохозяев (семейных людей) и даже для не-индуистов. При жизни Махарши, как"" и сейчас, посвящение приходило без ритуалов либо посредством мощного, интенсивного взгляда, или во сне, или каким-либо иным путем. Сейчас, как и тогда, люди просто знают, что Махарши является их Гуру, что он принял их и чточМи-лость истекает на них от него. И что потом? Люди, вставшие на путь, просят какой-то метод, какую-то дисциплину, какую-то технику. Известно, что не все ученики Махарши, даже при его жизни, следовали пути само-исследования. Его Милость поддерживает преданных независимо от того, чего больше в Пути, которому они следуют, — Преданности, Знания или Действия, используются ритуалы или нет, в рамках какой-либо религии или нет. И если какое-либо изменение становится желательным, если какие-либо формы, техники или методы становятся тесными и малополезными, то некоторое указание придет. Руководство не покинет. Здесь, однако, следует сказать, что именно само-исследо-вание — тот метод,''который Бхагаван всегда рекомендовал :' в первую очередь,4о котором он говорил как о самом простом и прямом и ставил на первое место во всём своём учении. А потому те из его учеников, кто мог практиковать, и должны были это делать. * Любая духовная практика, направленная на достижение более высокого знания.
Рамана Садгуру, или как жить на Пути Раманы
Некоторые имеют ошибочное представление, что само-ис-следование — холодный, интеллектуальный метод. Это не так. Интеллектуальное понимание может быть полезным до главного в поиске, но оно не может быть самим Поиском. «Я не это тело; я не эти мысли» —.такие установки могут ТЗыть хороши""как подготовка к исследованию, но ^__могут быть исследованием. Оно не является ментальным расследованием, которое может позволить себе психолог. Оно не расследует способности, побуждения, воспоминания и склонности сознательного или подсознательного ума. Это поиск чистого «Я есмь», лежащего за пределами всего перечислен-/ ного. - """Исследование состоит в повороте ума вовнутрь); к чувству ать или думать, пока тебя нет. Но этот принцип обычно так закрыт остальными двумя, что.совсем не ^воспринимается. ытие — киноэкр~ан7' всё прочее —: изображения,^ проецируемые на него. Именно экран поддерживает их,",, однако так з_аслонен, что зрителем не ощущается.';»Только,.очень редко, вспышкойГхчеловек сознает просто Бытие и чувствует его как чистое,/самоп£оизвольнре,_ беспричинное счастье>[Оно__есть также чистое, (свободное от мыслей Сознгиние^Цель исследо-1 '~}по желанию и в течение всё боль-| ших и большихпериодов. Это означает, что; хотя термин «медитация:»- условно ис- 'Обыкновенно) когда вы останавливаете мышление, то засыпаете. Поэтому "при первых шагах в исследовании ум часто пытается заснуть. 'Приступ сокрушительной сонливости нисходит на вас, но как только прекратите вопрошание и вернётесь к каким-то другим занятиям ума, сонливость проходит показывая, такимобразом, 4T^o(npfl£Hjni£|i_ycTajio?l!L.Ije ^ыло ХгТ^ишь~йнстинктивное сопротивление свободному от мыслей j сознанию. Должно просто бороться с подобным" сопротив" х~лёнием. Сами мысли —гораздо более устойчивые препятствия. Рассматривать их отчужденно, словно облака, проходящие по ясному небу, и спрашивать: «Что есть эта мысль? Для кого она возникла? Для меня, но кто я?» И таким способом вы снова возвращаете ум к исследованию/'Ум напоминает обезьяну, бросающуюся с дерева на дерево, вечно беспокой- /, ную, никогда не желающую утихомириться. Его необходимо ' /•удерживать от беспокойства и твердо проводить исследование. Но подлинной преградой является не блуждающая при- 20 Будь тем, кто ты есть!
Рамана Садгуру, или как жить на Пути Раманы рода ума и бесконечный ряд мыслей, а j напористость эго • ^ позади множества мыслей. (Это даёт им силу и очень затруд-\ няет их рассеиваете. Вы можете теоретически убедить себя,. Гэго^нет, и иметь случайные короткие вспышки Бытия-I Сознания — спокойного счастья при фактическом отсутствии: эго. Но вы приходите к этой девушке, или хотите произвести впечатление на этого друга, или лидировать в данной группе;, вы возмущены этой критикой или пренебрегаете этим челове-
кoм; вы чувствуете непрочность своей работы, цепляетесь за / свои пожитки, страстно жаждете денег или власти:; и всё I это—.утверждения эго, которое вы считаете несуществую- (, щим. Лока они есть, эго есть.: Когда эго отсутствует, кто У, может чувствовать желание или гнев, возмущение или разо- \| / чарование? / Это означает, что Атма-вичара — не только холодное рас Именно в этом —?цель'/само-исследов;.'ния. Оно не учит какой-либо новой теории или доктрине. Все, что необходимо знать перед его началом: «То Бытие ЕСТЬ и ты есмь ТО». После некоторой практики приходит всё более частое и продолжительное! переживание чистого безвременного Бытия^ являющегося также и {чистым Сознанием, и /незамутненным Счастьем. Оно не ментальное, но ум сознает его. Оно не физическое, но всё-таки чувствуется физически как вибрация или как ненарушаемая тишина.4 Однажды пробужденное, это.переживание начинает появляться самопроизвольно, даже когда вы не «медитируете», или жить как скрытая тенденция всех ваших дел в рутине жизни — в то время как вы говорите и даже, когда думаете.);" Это очень важно в отношении метода практики и объясняет, почему Бхагаван требовал, чтобы его преданные следовали поиску в жизни мира. Ежедневное сидение в «медитации» полезно, и в большинстве случаев — обязательно. Но этого недостаточно. Насколько возможно заранее установленные периоды времени следует резервировать для практики, ибо ум сам привыкает к ним, так же как он это делает с физическими функциями, подобными еде, сну и отвечает с большей готовностью. Для людей, связанных профессиональными я семейными обязанностями, наилучшим будет утреннее время сразу после пробуждения и вечернее^ перед отходом мо сну. Но помимо этого Бхагаван требовал^постоянно практиковать исследование, спрашивая себя: «Кто делает это?», чтобы заниматься деятельностью без иллюзии «я-есть-дела-, тель». Поддерживать такое отношение ума в течение всей дневной активности — все равно что оставаться в состоянии готовности, радушно встречая чувство Бытия, когда бы оно ни пришло. Постоянная готовность, бдительность и вспоминание необходимы при отсутствии «медитации» не менее, чем концентрация при плановом вспоминании. Сначала забывчивость будет частой и с ней тоже необходимо бороться. «Ток сознания» должен культивироваться и выхаживаться. Достижение цели очень редко приходит без усилия. Таков путь, проложенный Шри Бхагаваном. Он не зависит ни от форм, ни от доктрин. Он не требует ритуалов. Ему может незримо следовать домохозяйка или лавочник не в меньшей степени, чем монах или йогин. Милость Бхагавана доступна всем, повернувшимся к нему, но лишь устремленные на этом пути используют ее наиболее полно и мудро. Она — неизменная поддержка и неисчерпаемое сокровище для них. 20*
Глоссарий Цель настоящего глоссария — разъяснить используемые в тексте слова и термины (главным образом, на санскрите) и указать подход к их произношению. В санскрите и тамили нет определенной системы ударения, как в русском языке, но имеется система долгих и кратких звуков. Все долгие гласные находятся под ударением, тогда как краткие — никогда. Поэтому одни слова могут иметь несколько ударений, а другие вообще не содержать ударения. Точная транслитерация с санскрита невозможна без применения специальных фонетических символов. В связи с этим ниже приводится также и латинская транслитерация как наиболее распространенная. Она дается в упрощенной форме, пусть не всегда совершенно точной, но достаточной для духовного практика. Показано четкое различие долгих и коротких гласных звуков: долгие звуки помечаются сверху черточками. Гласные a, i, u сходны с русскими «а», «и», «у», если не учитывать различий по долготе-краткости. Произношение этих гласных приблизительно следующее: а как звук «а» в первых двух слогах слова «хорошо» и в последнем слоге слова «папа»; а как звук «а» в первом слоге слова «папа»; J_ как «и» в «институт» (первый слог); i как «и» в «близость»; _и как «у» в «бутылка»; и как «у» в «буря». Звуки е (сходный с русским «эй») и о (сходный с русским «о»)— всегда долгие. В латинской транслитерации сочетание «jna», в какой бы части слова оно ни встретилось, есть попытка выразить звук специфический для санскрита. Индийские санскритологи допускают несколько вариантов его произношения, которые приближенно описываются как: — носовое «ngya» (с «ng», как в английских словах running, walking и т. п.);
Глоссарий — твердое «gya» (соответствующее русскому «гъя»); — мягкое «пуа», как в слове «Ваня». Однако, поскольку в традиционном произношении таких слов, как jnana и prajnana, в русском языке звучит слог «джня», эта традиция удерживается и в русской части настоящего глоссария. При устном воспроизведении санскритского текста обычно допускается ряд фонетических условностей, приближающих произношение санскритских звуков к родному языку читающего. В нашем случае при произнесении санскритских слов часто отсутствующее в санскрите и обязательное для русского языка ударение проставляется в согласии с просодикой санскрита и акустическим впечатлением для русского уха. Эти условия не всегда совпадают с грамматически верными с позиций санскрита. В частности, при наличии нескольких долгих слогов ударение ставится на последнем из них, если этот слог не последний в слове (sakshatkaram — сакшаткара), а иначе — на предпоследнем (dharana— дха-рана). абхьяса — abhyasa — усердная духовная практика. абхьяси— abhyasi — тот, кто практикует абхьясу (см.). авастха — avastha — состояние сознания. Имеются четыре авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон) и турия (см.). аватар — avatar — воплощение Бога, обычно Вишну (см.), (авидья — avidya — незнание; неведение.^) агами карма — agami karma — новая карма (см.), накопленная в нынешней жизни и переносимая для отработки в будущие перевоплощения (см. введение к гл. 21). адвайта — advaita — недвойственность; также и философское учение недуализма, адвайта-веданта (см.). адвайта-веданта — advaita vedanta — направление Веданты (см.), связанное с учением недуализма. адвайтин — advaitin — последователь философии адвайта-веданты (см.). аджапа — а] ара — безмолвное и непроизвольное повторение имени Бога.
аджата вада— ajatavada— теория непричинности в адвайта-веданте (см.), доказывающая, что творения мира не было вообще (см. введение к гл. 17). аджняна— ajnana— незнание, противоположность джня< |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.015 с.) |