М: Если вы ищете Истину и только Истину, то для вас нет альтернативы, кроме принятия мира как нереального. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М: Если вы ищете Истину и только Истину, то для вас нет альтернативы, кроме принятия мира как нереального.



И: Почему?

М: По той простой причине, что если вы не откажетесь от идеи реальности мира, то ваш ум всегда будет следовать за ней. Если вы принимаете кажимость за Реальность, то нико­гда не познаете саму Реальность, хотя именно Реальность есть то, что единственно существует. Этот момент иллюстри­руется аналогией со «змеей в веревке». Можно обманываться, принимая кусок веревки за змею. До тех пор пока вы вооб­ражаете веревку змеей, вы не можете увидеть веревку как та­ковую. Несуществующая змея реальна для вас, в то время как реальная веревка кажется абсолютно несуществующей.


И: Легко только предположить, что мир не является окон­чательной Реальностью, но трудно иметь твердое убеждение в том, что он на самом деле нереален.

М: Точно так же и ваш мир сновидений реален, пока вы дремлете. В продолжение сновидения все, что вы видите и чувствуете в нем, является реальным.

И: Мир, таким образом, ничем не лучше, чем сновидение?

М: В чем ошибка вашего чувства реальности в процессе сновидений? Вы можете видеть во сне совершенно невозмож­ное, например дружескую встречу с умершим человеком. На мгновение вы можете усомниться в сновидении, сказав себе: «Разве он не умер?», но почему-то ваш ум примиряется со сновидением и умерший человек кажется во сне живым. Дру­гими словами, само сновидение как сновидение не позволяет вам усомниться в его реальности. Точно так же вы не сомне­ваетесь в реальности мира вашего бодрствующего пережива­ния, ибо как может ум, который сам создал этот мир, считать его нереальным? Отсюда и вытекает значимость сравнения мира бодрственного опыта и мира сновидения, поскольку оба являются лишь творениями ума, и пока ум погружен в одно из этих двух состояний, он не способен отказаться от реально­сти мира сновидений в процессе сна и бодрствующего мира в период бодрствования. Если, наоборот, вы полностью уда­лите свой ум от мира, повернете его вовнутрь и будете пре­бывать в этом состоянии, то есть если вы всегда пробуждены и открыты для А т м а н а, являющегося Субстратом всех пе­реживаний, то обнаружите мир, который вы сейчас единст­венно сознаете, таким же нереальным, как и мир, в котором жили в своем сновидении.

И: Мы видим, чувствуем и ощущаем мир различными пу­тями. Эти ощущения являются реакциями на объекты виде­ния, чувствования и т. п., а не продуктами ума, как в снови­дениях, которые различаются не только у разных людей, но и у одной и той же личности. Разве этого соображения не достаточно для доказательства объективной реальности мира?

М: Но ведь весь разговор о несообразностях мира снови­дений возникает только сейчас, когда вы бодрствуете, а пока


Теории творения и реальность мира

 

 

Теория

 


 


вы спали, сновидение было совершенно единым целым, то есть если вы чувствовали во сне жажду, то иллюзорное питье иллюзорной воды утоляло вашу иллюзорную жажду. И все это было реальным и не иллюзорным для вас, пока вы не знали, что само сновидение было иллюзией. Таков и мир бодрствования, где ощущения, которые вы сейчас испыты­ваете, согласуются между собой, чтобы дать вам впечатление реальности мира.

Если, наоборот, мир является само-существующей реаль­ностью (тем, что вы, очевидно, понимаете под его объектив­ностью), то что препятствует миру открыться вам во сне без сновидений? Вы же не отрицаете своего существования в глу­боком сне.

И: Я никак не отрицаю существования мира во время моего глубокого сна. Он существует все это время. Если в те­чение глубокого сна я не видел мира, то другие, не будучи спящими, видели его.

М: Необходимо ли призывать других в свидетели, чтобы самому себе доказать свое существование во время глубокого сна? Почему вы ищете их свидетельства именно сейчас? Эти «другие» могут рассказать вам о своем видении мира в тече­ние вашего глубокого сна, только когда вы бодрствуете. Здесь нет ничего общего с вашим собственным существованием, ведь при пробуждении вы говорите, что крепко спали, причем до такой степени, что точно знаете — были в глубочайшем сне, когда о существовании мира у вас не было ни малейшего по­нятия. Даже сейчас, при бодрствовании, разве это мир гово­рит: «я реален», или это ваши слова?

И: Конечно, я говорю это, но я говорю это о мире. М: Хорошо, но в таком случае этот мир, по вашим сло­вам, — реальный, действительно смеется над вами за попытку доказать его реальность, когда вы сами не знаете своей соб­ственной Реальности.

Вы хотите так или иначе защитить представление о реаль­ности мира. Но что является стандартом Реальности? Един­ственная Реальность — это то, что существует само по себе, открывается само собой и является вечным и неизменным.


Разве мир существует сам по себе? Разве когда-либо его видели без помощи ума? В глубоком сне нет ни ума, ни мира, а при бодрствовании есть ум и есть мир. Что означает это неизменное сочетание отрицаний и утверждений? Вы знакомы с принципами индуктивной логики *, которая является фун­даментом научного исследования, так почему же вы не ре­шаете вопрос о реальности мира в свете этих общепринятых принципов логики?

О себе вы можете сказать: «я существую», так как ваше существование есть не просто существование, а существова­ние, которое вы сознаете. Действительно, Оно есть Бытие, тождественное Сознанию.

И: Мир может не сознавать себя, однако он существует.

М: Сознание — это всегда Само-сознание. Если вы со­знаете что-либо, то, по существу, сознаете себя. Не сознаю­щее себя существование есть противоречие в терминах, ибо тогда существования вообще нет. Это только формальное су­ществование атрибута, тогда как истинное Бытие, Сат, не есть атрибут, а суть сама Субстанция. Оно есть Васту [реаль­ность]. Реальность, следовательно, известна как Сат-Чит, Бы­тие-Сознание, и никогда как только одно за исключением другого. Мир не существует сам по себе и не сознает своего существования. Как же вы можете говорить, что такой мир — реален?

А какова природа этого мира? Она есть вечное изменение, непрерывное, бесконечное течение. Зависимый, несамосознаю-щий, вечно изменяющийся мир не может быть реальным и.

И: Имена и формы этого мира реальны?

М: Вам не удастся обнаружить их отдельными от Суб­страта [адхиштана], ибо когда попытаетесь постигнуть имя и форму, то найдете только Реальность. Поэтому достигайте знания того, которое реально всегда.

* Индуктивная логика — способы рассуждений для перехода от зна­
ния о единичном и частном к знанию об общем, основанные на установ­
лении причинной связи между явлениями.,

17 Будь тем, кто ты есть!


Теории творения и реальность мира

 

 

Теория

 


И: Почему бодрственное состояние выглядит таким несом­ненным?

М: При показе кинофильма на экране видится множество сюжетов, но они не реальны. Реален здесь только экран. Также и в бодрствовании нет ничего реального, кроме адхи-штаны. Знание бодрственного состояния — это знание позна­ющего бодрственное состояние [джаграт-прама есть прама джаграт-прамата]. Они оба исчезают в глубоком сне.

И: Почему в этом мире мы наблюдаем такие неизменность и постоянство?

М: Это происходит из-за ошибочных представлений. Когда кто-то говорит, что дважды купается в одной и той же реке, то заблуждается, ибо во второй раз река уже не та, что была при первом купании. Взглянув два раза на блеск пламени, человек уверен, что видит то же самое пламя, в то время как. оно изменяется каждое мгновение. Бодрственное состояние точно так же изменчиво, и ощущение постоянства — ошибка восприятия.

И: Где эта ошибка находится?

М: В познающем [прамата].

И: Как познающий появился?

М: Из-за ошибки восприятия. На самом деле познающий и его неправильное восприятие появляются одновременно, но, когда Знание А т м а н а обретено, они одновременно исче­зают.

И: Откуда пришли познающий и его ошибочные восприя­тия?

М: Кто задает этот вопрос?

И: Я.

М: Найдите это «я», и все ваши сомнения разрешатся. Как в сновидении возникают ложные знания, познающий и познаваемое, так и при бодрствовании действует тот же про­цесс. В обоих состояниях, познавая это «я», вы постигаете все и для познания ничего не остается. В глубоком сне познаю­щий, знание и познаваемое отсутствуют. Таким же образом они не существуют и при переживании истинного Я. Что бы ни случилось в бодрственном состоянии, это происходит


только для познающего, но поскольку он нереален, то в дей­ствительности ничего никогда не происходит 15.

И: Свет, который дает индивидуальность и знание мира чувству «я», — это неведение или Чит, Сознание?

М: Это только отраженный свет Чит, Сознания, заставля­ющий «я» считать себя отличным от других. Отраженный свет Чит также побуждает «я» создавать объекты, но для отра­жения должна иметься поверхность, где оно происходит.

И: Что это за поверхность?

М: При Реализации А т м а н а вы обнаружите, что отра­жение и поверхность, на которой оно имеет место, фактически не существуют, а представляют собой одно и то же Сознание, Чит. Имеется внешний мир, требующий места для своей жизни и света, чтобы стало возможным его восприятие. И то, и другое возникает одновременно. Поэтому физическое суще­ствование и восприятие зависят от света ума, являющегося отражением А т м а н а. Как в кино изображение видимо только в отраженном свете и только в темноте, так и картины мира доступны для восприятия лишь в свете А т м а н а, отра­женном в темноту авидьи [неведения]. Мир невозможно уви­деть ни в абсолютной тьме неведения, как в глубоком сне, ни в абсолютном свете А т м а н а, как при Само-реализации, или самадхи 16.

17*


 

Глава 18

Перевоплощение

Большинство религий создали тщательно разработанные теории с целью объяснить, что происходит с душой человека после смерти тела. Некоторые претендуют на то, что душа отправляется в рай или ад, тогда как другие утверждают, что она перевоплощается в новое тело.

Шри Рамана учил, что все такие теории основаны на лож­ном предположении, что индивидуальное «я», или душа, — реальность; как только эта иллюзия проходит, вся надстройка «после-жизненных» теорий рушится. С точки зрения А т -м а н а не существует рождения, смерти, рая или ада, так же, как и перевоплощения.

В качестве уступки тем, кто был не в состоянии усвоить подразумеваемое этой истиной, Шри Рамана иногда допускал существование перевоплощения. Отвечая таким людям, он го­ворил, что если человек представляет индивидуальное «я» реальностью, то эта воображаемая индивидуальность оста­нется после смерти и что в конце концов отождествится с но­вым телом и новой жизнью. Весь этот процесс, говорил он, поддерживается склонностью ума идентифицировать себя с телом, но как только ограничивающая иллюзия ума пре­взойдена, отождествление с телом прекращается и все теории о смерти и перевоплощении оказываются не применимыми.

И: Существует ли перевоплощение?

М: Перевоплощение существует, только пока длится не­ведение. В действительности перевоплощения нет совсем, ни сейчас, ни в прошлом. Его не будет и в будущем. Такова Истина.

И: Может ли йогин узнать свои прошлые жизни?


Перевоплощение

М: Разве вы знаете свою настоящую жизнь, что вам хо­чется узнать прошлую? Найдите настоящее, тогда все осталь­ное приложится. Даже при вашем теперешнем ограниченном знании вы так много страдаете. Зачем вам обременять себя дополнительным знанием? Чтобы больше страдать? 1

При видении зрением высочайшего пространства А т -м а н а иллюзия рождения в миражеподобном фальшивом мире обнаруживается только как эгоистическое неведение отождествления тела с Я- Среди тех, чьи умы захвачены за­бвением А т м а н а, рожденные умрут, а умершие родятся снова. Знайте, однако, что имеющие неподвижные умы, по­знавшие восхитительную высочайшую Реальность, только и останутся здесь в том возвышенном состоянии реальности, лишенном и рождения, и смерти. Забывание Себя, ошибочное принятие тела за Атман, погружение в бесчисленные ро­ждения и, наконец, постижение А т м а н а и бытие Собой на­поминает пробуждение от сна странствования по миру * 2.

И: Сколько нужно времени, чтобы после смерти человек родился снова? Это происходит сразу или спустя какой-то период?

М: Вы еще не знаете, кем были перед рождением, однако хотите знать, что станет с вами после смерти. Знаете ли вы, кем являетесь сейчас?

Рождение и перерождение относятся к телу. Вы отожде­ствляете Себя с телом, но это ошибка. Вы считаете, что оно рождено и умрет, смешивая феномен, относящийся к телу, •с А т м а н о м. Познайте ваше истинное Бытие, и эти вопросы не поднимутся.

О рождении и перерождении говорят единственно для того, чтобы побудить вас исследовать их и обнаружить, что нет ни того, ни другого. Они связаны с телом, а не с А т м а -ном. Познайте Себя, и сомнения перестанут беспокоить 3.

И: Влияют ли действия человека на его последующие рождения?

* См. с. 57.


 

 


Перевоплощение

 

 

Теория

 


 


М: Разве вы рождены сейчас? Почему вы думаете о дру­гих рождениях? Факт состоит в том, что нет ни рождения, ни смерти. Пусть тот, кто рожден, думает о смерти и ее смяг­чении 4.

И: Что случается с человеком, после смерти?

М: Займитесь собой в живом настоящем. Будущее поза­ботится о себе само, не беспокойтесь о нем. Состояние перед творением и процесс творения рассматриваются в Писаниях для того, чтобы вы могли познать настоящее. Ведь вы гово­рите, что рождены, а потому они отвечают: «Да» и добав­ляют, что сотворил вас Бог.

Но видите ли вы Бога или что-либо другое в глубоком сне? Если Бог реален, то почему Он не продолжает так же сиять и там? Вы существуете всегда, будучи сейчас тем же, что и во сне без сновидений. Вы не отличаетесь от себя в глубоком сне, так почему же должны быть различия в ощу­щениях или переживаниях этих двух состояний?

Разве в глубоком сне вы задаете вопросы о своем рожде­нии? Разве тогда спрашиваете: «Куда я пойду после смерти?» Зачем думать обо всем этом сейчас, при бодрствовании? Пусть то, что рождено, думает о своем рождении и лекар­стве *, о своей причине и окончательных результатах 5.

И: Что случается с дживой [индивидуальностью] после смерти?

М: Этот вопрос совсем не соответствует ныне живущей дживе, а мертвая она может спросить меня, если захочет. Тем временем пусть воплощенная джива решит свою настоя­щую проблему и обнаружит, кто она есть. Тогда наступит конец таким сомнениям 6.

И: Правильно ли утверждение буддизма, что отсутствует непрерывная сущность, отвечающая представлениям об ин­дивидуальной душе? Согласуется ли это с идеей индуизма о перерождающейся дживе? Является ли она непрерывным су­ществом, которое, согласно учению индуизма, перевоплоща-

* Так как бытие невежественного, или аджняни, — болезнь, нуждаю­щаяся в лечении.


ется снова и снова, или это просто груда умственных склон­ностей — самскар?

М: Атман непрерывен и ничем не затрагивается. Пере­воплощающаяся джива принадлежит к более низкому плану,,а именно — уму. Он превосходится Само-реализацией.

Перевоплощения соответствуют ложным боковым ответ­влениям в духовных, идеях, а потому и отрицаются будди­стами. Нынешнее состояние невежества обусловлено отождест­влением Сознания [Чит] с не чувствующим [джада] телом7.

И: Разве в результате наших действий мы не пойдем на небо [сварга]?

М: Это утверждение столь же истинно, сколь и наличное бытие. Но если в результате само-исследования обнаружи­вается А т м а н, то нужно ли думать о небе?

И: Я не должен стараться избежать перерождения?

М: Да. Найдите, кто рожден и кто сейчас обеспокоен жизнью. Думаете ли вы в глубоком сне о перерождениях или даже о теперешнем существовании? Поэтому найдите, откуда возникает данная проблема, и в этом месте вы обнаружите ее решение. Вы откроете, что нет рождения, нет имеющейся на­лицо беды и несчастья. Атман — это всё, а всё — есть Бла­женство. Даже сейчас вы свободны от перерождения, так зачем мучиться от его невзгод8.

И: Существует ли перерождение?

М: А вы знаете, что такое рождение?

И: О да, я знаю, что живу теперь, но хочу знать, стану ли жить в будущем.

М: Прошлое!... Настоящее!... Будущее!...

И. Да, сегодня — результат вчерашнего, прошлого, а бу­дущее — итог сегодняшнего дня, настоящего. Я прав?

М: Нет ни прошлого, ни будущего, существует только на­стоящее. «Вчера» было для вас настоящим, когда вы пере­живали его, а «завтра» также станет настоящим, когда на­ступит. Следовательно, переживание происходит только в на­стоящем, и за пределами переживания нет ничего.

И: Но тогда прошлое и будущее — простая фантазия?


 

Перевоплощение

 

Теория

 


 


М: Да, и даже настоящее — только воображение, ибо чувство времени является чисто умственным. Подобным обра­зом и пространство — работа ума. Поэтому рождение и пере­рождение, происходящие во времени и пространстве, не могут быть ничем иным, кроме как фантазией 9.

И: Какова причина танхй — жажды жизни и перерожде­ния?

М: Подлинное перерождение есть кончина эго в Духе. В этом и состоит значение распятия Иисуса. При отождест­влении с телом последнее всегда будет — то или другое, до тех пор, пока чувство тела не исчезнет при погружении в ис­точник — Дух, или А т м а н. Камень, брошенный вверх, будет двигаться до возвращения к своему источнику — земле и остановится. Головная боль причиняет беспокойство, пока не возвратится предшествующее ей состояние.

Жажда жизни свойственна самой сущности жизни, кото­рая есть чистое Бытие — Саг. Сознание, будучи по природе не­уничтожимым, за счет ошибочного отождествления с его раз­рушаемым инструментом — телом впитывает ложное понима­ние своей уничтожаемое™. Из-за этой неправильной иденти­фикации оно пытается увековечить тело, что и выражается в последовательности рождений. Но сколько бы ни возникали новые тела, в конце концов они уступают место А т м а н у, который существует вечно.

И: Да. «Откажись от своей жизни, если ты хочешь Жить», — говорит «Голос Безмолвия» Е. П. Блаватской.

М: Откажитесь от неправильного отождествления и по­мните, что тело без Атмана существовать не может, тогда как А т м а н существует без тела и фактически всегда.

И: У моей подруги только что возникло сомнение. Она услыхала, что человеческое существо может в какой-то дру­гой жизни рождаться животным, и это противоречит усвоен­ным ею ранее теософским взглядам.

М: Пусть тот, кто рождается, и задает этот вопрос. Сна­чала найдите, кто рожден и есть ли в действительности ро­ждение и смерть. Вы обнаружите, что рождение относится к эгб; являющемуся иллюзией ума 10.


И: Возможно ли человеку переродиться низшим живот­ным?

М: Да. Это возможно и иллюстрируется Джада Бхара-той — небольшим духовным рассказом о королевском муд­реце, переродившемся в оленя.

И: Способна ли душа духовно продвигаться, находясь в теле животного?

М: Невозможного нет, хотя это и случается чрезвычайно редко п. Неверно, что человеческое рождение обязательно самое высокое и только будучи человеком можно достичь Освобождения. Это доступно даже животному * .

И: Теософия говорит, что интервал между смертью и но­вым рождением составляет от 50 до 10 000 лет.

М: Нет никакой связи между мерами, используемыми в различных состояниях сознания. Все подобные измерения являются предположительными. Действительно, у разных лю­дей интервал может занимать разное время, но необходимо четко понимать, что нет приходящей и уходящей души, а есть только мыслящий ум индивидуальности, которому это ка­жется. На каком бы плане ум ни действовал, он творит тело для себя: в физическом мире — физическое, а во сне — тело сновидений, которое мокнет, если снится дождь, и слабеет, если снится болезнь. После смерти физического тела ум не­которое время остается пассивным, как в глубоком сне, когда он пребывает без мира и, следовательно, без тела. Но вскоре он опять становится активным в новом мире и теле — астральном, пока не принимает другое тело, что и называют «перерождением». Однако джняни — человек, Осознавший Себя, — чей ум уже перестал действовать, остается не затро­нутым смертью. Ум джняни не существует и больше никогда не поднимается снова, чтобы вызывать рождения и смерти. Цепь иллюзий лопнула для него навсегда.

* Корова Лакшми, 19 лет кормившая Шри Раманашрам и отличав­шаяся огромной, почти человеческой любовью к Бхагавану, умирая, с его помощью получила Освобождение 18 июня 1948 года и была захоронена с подобающими почестями.


 

Перевоплощение

 

Теория

 


 


Сейчас должно быть ясно, что в действительности нет ни рождения, ни смерти. Ум сам создает и поддерживает ил­люзию реальности этих процессов до тех пор, пока не уничто­жается Само-реализацией 13.

И: Не растворяет ли смерть индивидуальность человека таким образом, чтобы перерождение стало невозможным, — как у рек, которые, вливаясь в океан, утрачивают свою инди­видуальность?

М: Когда волны океана испаряются и в виде дождя воз­вращаются на землю, то они снова текут в образе рек и впадают в океан. Точно так же индивидуальности в состоя­нии глубокого сна теряют свою отделенность, но тем не менее возвращаются как особи в соответствии с их самскарами, или прошлыми тенденциями. То же происходит и в смерти^ когда индивидуальность человека, у которого еще есть самскары, не утрачивается.

И: Как это происходит?

М: Посмотрите, как снова вырастает дерево, хотя его ветви и обрублены. До тех пор пока корни остаются не по­врежденными, дерево будет продолжать расти. Подобным образом и самскары, которые только погружаются в Сердце со смертью, но не погибают, служат причиной нового рожде­ния дживы в соответствующее время.

И: Как могут бесчисленные дживы и обширная вселенная, которую они создают, пускать ростки от таких тонких сам-скар, погруженных в Сердце?

М: Как большое дерево баньяна произрастает из крошеч­ного семени, так и дживы и целая вселенная имен и форм произрастают из тонких самскар 14.

И: Как джива перемещается из одного тела в другое?

М: Когда подходит смерть, устанавливается тяжелое ды­хание, и это означает, что человек перестает сознавать уми­рающее тело. Ум сразу захватывает другое тело и качается взад и вперед между ними до тех пор, пока привязанность не переходит полностью в новое тело. Тем временем появ­ляются спонтанные бурные вздохи, означающие, что ум кач-


нулся к умирающему телу. Промежуточное состояние ума есть нечто подобное сновидению 15.

И: Насколько велик интервал между смертью человека и его перевоплощением?

М: Он может быть длинным или коротким, но джняни не затрагивается никакими подобными изменениями, ибо после смерти он погружается во всеобщее Бытие.

Некоторые говорят, что идущие после смерти путем Света не рождаются вновь, тогда как принимающие путь Тьмы воз­рождаются, когда насладились плодами кармы в своих тон­ких телах.

Некоторые утверждают, что человек сразу перерождается здесь, если его достоинства и недостатки уравновешены. Ко­гда перевешивают достоинства, тонкое тело идет на небеса и возрождается там. Если они перевешиваются недостатками, то человек отправляется в ад и только после этого получает здесь новое рождение.

Говорят, что с йога-браштой [человеком, сошедшим с пути йоги] случается то же самое. Все это описано в шастрах. Но в действительности нет ни рождения, ни смерти. Человек остается только тем, кто он на самом деле есть. Это — един­ственная истина 16.

И: Мне это кажется слишком запутанным. И рождения и смерти в конечном счете нереальны?

М: Если есть рождение, то должно быть не только одно новое рождение, а целая их последовательность. Почему и как вы получаете это рождение? По той же причине и тем же способом вы должны иметь сменяющие друг друга рождения. Но если вы спросите, у кого это рождение и есть ли рождение и смерть для вас или другого, то осознаете истину, которая сожжет все кармы и освободит вас от всех рождений. Писа­ния наглядно изображают, как вся санчита карма [карма, накопленная предшествующими рождениями], которая тре­бовала бы для своего истощения бесчисленных жизней, сжи­гается одной маленькой искрой джняны, как бочка пороха взрывается от единственной вспышки огня. Именно эго — причина всего этого мира и бесчисленных наук, чьи исследо-


268_____________________ Теория _______________________

вания столь обширны, что не поддаются описанию. Если эго растворяется в процессе исследования, то все построенное им здание немедленно рассыпается и остается одна Реальность, или А т м а н 17.

И: Вы хотите сказать, что я никогда даже и не был рож­ден?

М: Да, сейчас вы считаете себя телом, а потому смеши­ваете себя с его рождением и смертью. Но вы — не тело и не имеете ни рождения, ни смерти.

И: Поэтому вы не поддерживаете теорию перерождения?

М: Да, не поддерживаю. С другой стороны, я хочу устра­нить ваше заблуждение, касающееся будущего перерожде­ния. Вы — тот, кто думает, что будет рожден вновь.

Наблюдайте, для кого вопрос возникает. Если вопрошаю­щий не найден, то такие вопросы никогда не получат окон­чательного разрешения 18.


Глава 19

Природа Бога

На первый взгляд заявления Шри Раманы о Боге кажутся насквозь противоречивыми: в одном случае он мог сказать, что Бог ничего не совершает, а в другом — что ничего не случается без Его воли. Иногда он говорил, что Бог — это не что иное, как представление ума, тогда как в другое время утверждал, что Бог есть единственно существующая Реаль­ность.

Эти противоречия в значительной степени являются отра­жением различных уровней понимания, которые он встречал у задающих вопросы. Почитавшим личность Бога часто дава­лись антропоморфные объяснения. Им говорилось, что Бог сотворил мир, что Он поддерживает его своей божественной силой, что Он присматривает за нуждами всех его обитателей и что противоречащее Его воле никогда не случится. С дру­гой стороны, тем, кого такая теория не привлекала, он гово­рил, что все подобные идеи о Боге и Его силе являются тво­рениями ума, только затемняющими подлинное переживание Бога, которое неотъемлемо присуще каждому.

На высочайшем уровне его Учения термины «Бог» и «Ат-ман» — синонимы всепроникающей Реальности, которая об­наруживается Само-реализацией. Таким образом, постижение А т м а н а есть постижение Бога, проявляющееся для иска­теля не переживанием Бога, но, скорее, пониманием, что он есть Бог. Для этого конечного уровня высказывания Шри Ра­маны о природе Бога можно резюмировать следующим об­разом:

1. Он имманентен и бесформен; Он есть чистое Бытие и чистое Сознание.

2. Проявление выступает в Нём и посредством Его силы, но Он не творец. Бог никогда не деист-


270 Теория __

вует. Он просто ЕСТЬ. У Него нет ни воли, ни же­лания.

3. Отдельное бытие — это иллюзия, что мы не тождественны с Богом; то, что остается после рас­сеивания этой иллюзии, есть Бог.

На более низком уровне он говорил об Ишваре, высочай­шем личном Боге индуизма, о -том, что Ишвара выступает как реальное существо только до тех пор, пока человек вооб­ражает себя отдельной личностью. Если отдельное бытие существует, то существует и Бог, наблюдающий за активно­стями вселенной; в отсутствие индивидуальности Ишвара не существует.

Кроме Ишвары, в индуизме имеется множество божеств, напоминающих богов и демонов норвежской и греческой ми­фологий. Эти божества являются главной особенностью мас­сового индуизма, и их реальность до сих пор широко прини­мается. Шри Рамана многих удивлял, говоря, что такие су­щества так же реальны, как и верящие в них люди. Он до­пускал, что после Реализации они разделят судьбу Ишвары, но до этого они, по его словам, будут занимать важные посты в космологической иерархии, наблюдая за делами этого мира.

И: Бога описывают как проявленного и непроявленного. В первом случае говорят, что Он включает мир как часть Своего Бытия. Если это так, то мы как часть этого мира должны были бы легко познать Его в проявленной форме.

М: Прежде чем решать вопросы, касающиеся природы Бога и мира, познайте себя.

И: Мое самопознание включает познание Бога?

М: Да, потому что Бог — внутри вас.

И: Что же тогда стоит на пути познания мною себя или Бога?

М: Ваш блуждающий ум и извращенный образ жизни.

И: Бог — это личность?


Природа Бога 27 i

М: Да, Он всегда первое Лицо, Я, постоянно стоящее пе­ред вами, но из-за того, что вы отдаете предпочтение мир­скому, кажется, что Бог удалился от вас. Если же вы все от­бросите и будете искать только Его, то Он один останется как Я, Ат м а н '.

И: Бог — в стороне от А т м а н а?

М: А т м а н — это Бог. «Я есмь» — это Бог. Такой вопрос возникает потому, что вы привязаны к эго. Он не поднимет­ся, если вы держитесь за истинное Я, ибо Оно не хочет и не может о чем-либо спрашивать. Если бы Бог был в стороне от Я, то Он должен был бы быть Богом без Я, а это аб­сурдно 2. Бог, который кажется человеку несуществующим, один единственно существует, в то время как индивидуаль­ность, считающаяся реальной, никогда (в действительности) не существует. Мудрецы говорят, что то состояние, где позна­ется собственное небытие [шунья], одно есть великолепное высочайшее Знание3.

Сейчас вы думаете, что являетесь индивидуальностью, что имеется вселенная и Бог пребывает вне космоса. Поэтому есть идея «отделенное™». Она должна уйти, ибо Бог не от­делен от вас или космоса. Гита утверждает то же.

Я есмь А т м а н, о Гудакеша, В сердце каждого существа Я пребываю, Я — начало и середина, А также конец всех существ. (Бхагавадгита, X: 20).

Таким образом, Бог живет не только в сердце каждого. Он — опора всех, источник всех, всеобщее местопребывание и финал. Все исходит из Него, пребывает в Нем и окончательно растворяется в Нем. Следовательно, Он не находится в сто­роне.

И: Как мы должны понимать следующую выдержку из Гиты: «Весь этот космос составляет частичку Меня»? *

Бхагавадгита (X: 42).


272___________________ Теория

М: Это не означает, что какая-то маленькая часть Бога от­деляется от Него и формирует вселенную. Действует Его шакти [сила], и в результате одной фазы подобной актив­ности космос проявляется. Похожим образом и утверждение в Пуруша-Сукте: «Все существа составляют одну ногу Его» — совсем не имеет в виду, что в Брахмане есть несколько ча­стей.

И: Я это понимаю. Брахман, конечно, неделим.

М: Суть в том, что Брахман есть всё и остается недели­мым. Он всегда реализован, однако человек не сознает это и должен прийти к такому знанию. Знание подразумевает пре­одоление препятствий, которые мешают открытию вечной истины, что А т м а н тождествен Брахману. Эти препятствия, взятые вместе, формируют вашу идею об отделенности, как индивидуальности 4.

И: Бог — это то же, что и А т м а н?

М: А т м а н известен каждому, но не отчетливо. Вы всегда существуете. Это Бытие есть А т м а н. «Я есмь» — имя Бога. Из всех определений Бога действительно нет лучше библей­ского утверждения «Я есмь то Я есмь» в третьей главе книги «Исход» *. Имеются другие формулировки, такие, как Брах-маивахам [Брахман есмь Я], Ахам Брахмасми [Я есмь Брах­ман] и сохам [Я есмь Он]. Но ни одно не является столь непосредственным, как имя Иегова, означающее «Я есмь». Абсолютное Бытие таково, каково есть. Оно есть А т м а н. Оно есть Бог. Познанием А т м а н а познается Бог. В сущ­ности, Бог есть не что иное, как А т м а н5.

И: Бога познают под множеством различных имен. Име­ются ли для какого-нибудь из них доказательства?

М: Среди многих тысяч имен Бога ни одно так не соответ­ствует Богу, пребывающему в Сердце, лишенному мысли, не является таким точным, подходящим и прекрасным, как Я, или «Я есмь». Из всех известных имен Бога имя «Я — Я» одно зазвучит триумфально после уничтожения эго, возникая словно безмолвное высочайшее Слово [мауна-пара-вак]

См. примечание на с. 86.


Природа Бога 273

в пространстве Сердца тех, кто обращен к atm а ну. Даже если человек непрерывно медитирует на этом имени «Я — Я», внимая чувству «я», то оно погрузится в источник возникно­вения мысли, уничтожая эго — зародыш, сочлененный с те­лом 6.

И: Каковы отношения между Богом и миром? Бог тво­рит мир или только поддерживает его?

М: Все существа, чувствующие и не чувствующие, совер­шают свои действия исключительно благодаря простому при­сутствию солнца, которое всходит без какого-либо его жела­ния. Подобным образом все действия выполняются Господом без волевого усилия или желания с Его стороны. Только при свете солнца увеличительное стекло создает огонь, распуска-ется бутон лотоса, водяная лилия закрывается и все бесчис­ленные творения совершают действия и отдыхают.

Порядок в огромном множестве миров поддерживается простым присутствием Бога, так же, как иголка движется в магнитном поле, как при свете луны лунный камень выде­ляет воду, распускается водяная лилия, а лотос закрывается.

Просто в присутствии Бога, не имеющего даже малейшего желания, живые существа, занятые бесчисленными активно­стями, после вступления на множество путей, к которым они приводятся в соответствии с их собственными кармами, в ко­нечном счете осознают тщетность действия, поворачиваются обратно кАтмануи достигают Освобождения.

Деятельности живых существ никоим образом не задевают Бога, который превосходит ум, так же как активности мира не влияют на солнце и качества четырех Великих элементов [земля, вода, огонь, воздух] не влияют на безграничный эфир 7.

И: Почему самсара — творение и ограниченное проявле­ние — так полна горя и зла?

М: Божья воля!

И: Почему Бог так проявляет волю?

М: Непостижимо. Такой Силе невозможно приписать ни­какого мотива — ни желание, ни стремление достичь не утвер­ждаются этим единым бесконечным, всезнающим и всемогу-

18 Будь тем, кто ты есть!


 

Природа Бога

 

Теория

 


 


в период совершенного поглощения ума как свежее и ранее не известное переживание, есть редко достижимая и истинная Шива-лока [царство Божие], сияющая светом А т м а н а 14.

И: Говорят, что джива [индивидуальность] подвластна злым воздействиям иллюзии, таким, как ограниченные пред­видение и знание, в то же время Ишвара имеет всеохватыва­ющие Взгляд и Знание. Кроме того, утверждают, что джива и Ишвара становятся тождественными, если человек отбрасы-,вает свои ограниченные видение и знание. Не следует ли и Ишваре тоже отказаться от своих особых черт — всепроника-ющего Видения и Знания? Они тоже являются иллюзиями, не так ли?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.208.72 (0.123 с.)