Методические указания по изучению курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по изучению курса.



 

При изучении данного предмета обучаемые должны уметь увязывать его основные положения с практической деятельностью ОВД по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных посягательств.

Данное учебно-методическое пособие определяет цель:

1. Оказать помощь обучаемым в закреплении теоретических положений курса ”Конституционное право Республики Беларусь»;

2. Научить их правильному толкованию и применению норм данной отрасли права при разрешении конкретных ситуаций.

По изучаемым темам даны их основные положения, основные нормативные акты и литература.

Накануне каждого семинарского занятия обучаемый должен:

- повторить материал по конспекту лекции и изучить рекомендуемую литературу;

- ознакомиться с рекомендациями данного пособия, а также основными понятиями и логическими схемами;

- изучить статьи Конституции Республики Беларусь, которые регламентируют разрешение вопросов, вынесенных на семинарское занятие.

Для подготовки к занятиям необходимо использовать источники и учебные пособия, перечисленные в списке рекомендуемой литературы. необходимо также использовать и другие нормативные акты и учебные пособия, перечень которых дается в планах семинарских занятий.

 


ТЕМА № 1

Понятие Конституционного права,

Его предмет, система и источники.

Основные понятия и логические схемы по теме №1

 

 

Конституционное право – отрасль права

(совокупность правовых норм)

 
 

 


2 вида общественных отношений

       
   
 
 

 


Конституционное право – это ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между человеком и государством, а также отношения, регулирующие формирование, существование и взаимодействие государственных ветвей и органов власти.

Предмет конституционного права – это общественные отношения, возникающие между человеком и государством, а также отношения, регулирующие формирование, существование и взаимодействие государственных ветвей и органов власти.

К общественным отношениям, возникающим между человеком и государством и являющимся предметом конституционного права, относятся, например, следующие: приобретение и утрата гражданства, создание и существование политических партий и общественных объединений, охрана и защита прав человека в Республике Беларусь и другие.

К отношениям, регулирующим формирование, существование и взаимодействие государственных ветвей и органов власти относятся следующие: определение системы органов государственной власти, утверждения структуры органов государства, определение правового статуса органов законодательной, исполнительной, судебной властей, порядок их образования, компетенцию, издаваемые акты, определение устройства государства (суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, субъекты государственной власти и т.п.) и т.д.

 

Метод конституционного права – это способ регулирования общественных отношений, механизм воздействия на их участников. Методом конституционного права является административно-правовой (властный) метод – это способ воздействия на поведение объекта путем установления для него определенных задач и правил поведения. Несоблюдение таких предписаний может повлечь за собой юридическую ответственность. Административно-праововй метод имеет место тогда, когда основанием возникновения правовотношений является административный акт, а субъекты конституционно-праовых отношений находятся в состоянии власти и подчинения.


Система конституционного права – это совокупность конституционно-правовых норм, сгруппированных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, и регулируемых ими общественных отношений.

Следовательно, критерием для образования системы конституционного права являются правовые институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Одна группа норм относится к вопросам прав и свобод человека и гражданина (личные, политические, социально-экономические права и свободы, обязанности гражданина), другая – регулирует правовое положение главы государства (порядок выборов Президента, его полномочия, досрочное прекращение его полномочий и т.д.), третья – регламентирует избирательное право и избирательную систему в Республике Беларусь (принципы избирательной системы, порядок организации и проведения выборов и т.д.). Такие объединения норм, близких по их характеру, называются институтами права, в данном случае – конституционного. Институт конституционного права это система норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные конституционно-правовые отношения в пределах данной отрасли права.

Основой для создания системы конституционного права служат разделы Конституции Республики Беларусь.

 
 
СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

       
   
 
 


       
   
Акты Конституционного суда
 
Законы
 


       
 
   
 


Принципы – это основные правила, идеи, в соответствии с которыми строится система правовых норм и осуществляется регулирование общественных отношений.

Они отражают сущность и содержание конституционного права, отражают не только его внутреннее строение, но также и весь процесс правоприменения, т.е. применяются не только в теоретическом, но и прикладном плане. Принципами конституционного права руководствуются при подготовке нормативных актов, их издании, установлении гарантий соблюдения правовых требований.

 
 

 

 

 
 

 

 


Место конституционного права в системе права определяется тем, что его нормы закрепляют основы конституционного строя (раздел I Конституции Республики Беларусь), обеспечивают полновластие народа, определяет систему, порядок создания, компетенцию и принципы деятельности государственных органов. Ведущее место конституционного права определяется и тем, что многие входящие в него нормы устанавливают основные начала, принципы других отраслей права.

Конституционное право определяет систему, принципы организации и деятельности государственных органов, следовательно, оно устанавливает основы административного права, которое регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. В конституционное право входят нормы, закрепляющие экономическую систему, формы собственности, право частной собственности граждан и т.д. которые составляют основы гражданского права. Конституционно-правовые нормы, закрепляя право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и т.д., являются исходными для рудового права. В конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности суда и прокуратуры, что лежит в основе уголовно- и гражданско-процессуального права.

Таким образом, конституционное право содержи норы, определяющие основы всех других отраслей права.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые конституционно-правовыми нормами. Эти отношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т.е. устанавливают баланс прав и обязанностей.

 
 


Особенность субъектов конституционно-правовых отношений состоит в том, что они обладают различными правами и обязанностями, т.е. имеют разный объем правоспособности.

Объекты конституционных правоотношений – это то, на что направлены те или иные конституционные нормы, т.е. это явления окружающего миро, по поводу которых возникают субъективные права и юридические обязанности.


Чаще всего таким объектом являются действия – назначение и освобождение от должности, назначение выборов и референдума и т.д. Например, Президент Республики Беларусь с согласия Палаты Представителей назначает на должность Премьер-министра, с согласия Совета Республики назначает на должность Председателей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов.

Имущественные блага как объекты конституционно-правовых отношений связаны с реализацией своих материальных прав (закрепление форм собственности, гарантирование каждому неприкосновенности жилища, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и т.д.).

Неимущественные блага также могут быть объектом конституционного права (право избирать и быть избранным, право законодательной инициативы, право на свободу объединений и т.д.).

Конституционно-правовые нормы – это те правовые нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.

Конституционное право

 
 


Конституционно-правовая

норма

Конституционно-правовая

норма

 
 


1. Первой отличительной чертой конституционно-правовой нормы от норм других отраслей права является источник, в котором они выражены. Основополагающие нормы конституционного права сосредоточены в Конституции как особом акте, обладающем высшей юридической силой.

2. В конституционном праве по сравнению с другими отраслями права больше норм общерегулятивного, а не конкретно-регулятивного характера. Например, статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет лишь формы собственности, а не регулирует порядок их приобретения, регулирования и прекращения.

3. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают для создания всех правовых норм других отраслей права: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

4. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве), кроме того, многие из них реализуются путем принятия конкретных законодательных актов. Например, право на труд реализуется через Трудовой кодекс.

5. Следующей отличительной чертой является специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, государственные органы.

6. Принято считать, что правовые нормы состоят из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Для большинства же конституционно-правовых норм характерно наличие лишь диспозиции. Например, статья 79 Конституции Республики Беларусь гласит: «Президент Республики Беларусь является главой государства». В ней есть только одна диспозиция, и нет ни гипотезы, ни санкции. Однако их отсутствие не лишает статью характера правовой нормы, т.к. она определяет положение Президента как главы государства.

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Так, в статье 94 Конституции говорится, что полномочия Палаты Представителей могут быть досрочно прекращены по решению по решению Президента при отказе в доверии Правительству, либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра и в других случаях. В этой норме гипотеза – при отказе в доверии Правительству… - является условием принятия Президентом решения о досрочном прекращении полномочий Палаты Представителей.

Характерной особенностью конституционно-правовых норм является отсутствие санкций (конкретных). Вместе с тем, в некоторых нормах речь идет об ответственности. Так, статья 64 Конституции предусматривает, что лица, препятствующие гражданину в свободном осуществлении им своего избирательного права, наказываются по закону.

 


ТЕМА № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.02 с.)